Булгаков последние годы жизни кратко. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь

Булгаков последние годы жизни кратко. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь

Д аже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»

Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...» (из воспоминаний Сергея Ермолинского).

1. Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903

2. Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Михаил Булгаков и режиссер Леонид Баратов, 1928

3. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Михаил Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

4. Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

5. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова . Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

6. В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

7. В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» прошел в кинотеатрах страны с триумфальным успехом. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

8. В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

9. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

Камень с могилы Николая Гоголя на могиле Михаила Булгакова

10. После кончины писателя его вдова Елена Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Гоголя решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Одна из последних фотографий. Михаил Булгаков с супругой Еленой Шиловской.

Имя: Михаил Булгаков (Mikhail Bulgakov)

Возраст: 48 лет

Место рождения: Киев

Место смерти: Москва

Деятельность: писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр

Семейное положение: был женат

Михаил Булгаков - биография

Булгаков является автором многих известных произведений, которые не только полюбились кинорежиссёрам, но и вошли в список программных произведений, изучаемых в школе. Экранизацию повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита» многие учителя литературы рекомендуют к просмотру после изучения произведения автора.

Детские годы, семья писателя

Миша родился в многодетной семье, в которой, кроме него, было ещё шестеро детей. Отец был профессором богословом, а мать воспитывала детей. Михаилу, как самому старшему, приходилось во всём помогать матери. И старания женщины не пропали даром, так как дети в семье Булгаковых смогли прославить и сделать фамилию известной.


Среди детей Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны были учёные в области биологии, музыкант, который сумел доказать всем за границей, какой необычной может быть русская балалайка. Михаила не очень привлекает врачебное дело, но он успешно сдаёт экзамены на медицинский факультет Киевского университета. Его родные дяди по матери были терапевтом и гинекологом и прекрасно зарабатывали, а мальчик ни в чём не хотел испытывать недостатка.


Семь лет учился Михаил, имея бронь от армии по состоянию здоровья. Он много раз порывался служить на флоте, но с началом военных действий ушёл добровольцем в военный госпиталь.

Дальнейшая судьба

Михаил Булгаков в Первую мировую служил доктором, затем лечил пациентов в Вязьме, Киеве, Москве. И в столице его биография круто меняется. Он пробует себя в другом амплуа – в литературе. В самом начале этой деятельности он пишет фельетоны, позже создаёт для театра пьесы, по которым ставят спектакли на сцене МХАТа и в Центральном театре рабочей молодёжи. Одним из крупных произведений из самых первых, написанных Булгаковым, был роман «Белая гвардия». Он получил очень много разгромных критических статей, но этим и создал невероятную популярность и неординарность мышления автора.

Медицину не раз ещё свяжет Михаил Афанасьевич с литературой, так как эта тема очень близка ему и понятна. И он мастерски владеет ею, используя сатирический взгляд на существующую действительность. Не всё давалось писателю легко: роман «Мастер и Маргарита» писался до самой кончины Булгакова. Писателя перестают печатать, он обращается к правительству и получает положительный ответ от Сталина . Он разрешил ставить Булгакова на сцене.

Работа Булгакова для театра

Биография распоряжается так, как человеку написано на роду. И пьесы писателя успешно видят свет в виде спектаклей на сцене театров столицы. А на спектакле «Дни Турбиных» Иосиф Виссарионович лично побывал четырнадцать раз. Затем снова начались негласные гонения на писателя, и руководитель государства восстановил автора, как драматурга и режиссёра. Его пьесы неоднократно закрывают, и Булгаков предпринимает увольнение из театра.


Теперь его стали кормить литературные переводы. Однажды Михаил Афанасьевич подсчитал, сколько раз его ругали, а сколько раз хвалили литературные критики. Оказалось, что всего за десять лет критики 301 раз обращались к творчеству писателя. Только три из них были положительными. Критиковали автора и такие известные литераторы, как Маяковский, Авербах и Шкловский.

Михаил Булгаков - биография личной жизни

В личной жизни у Булгакова было всё просто: кого любит, тех женщин и делает прототипами своих романов. Писатель очень скор в принятии решений по части своих любовных похождений. Так, например, его первой женой стала Татьяна Лаппа. Бедная невеста, скромная свадьба, не менее скромная жизнь. Отец невесты помогал, чем мог, но денег всегда не хватало. Писатель не мог и не хотел экономить: он мог на последние гроши нанять такси, был чрезвычайно легкомыслен и часто поддавался любому порыву. Несколько дорогих Татьяне вещиц пришлось постоянно закладывать в ломбард.


Влюблённая в творчество писателя Любовь Белозёрская сразу разбила сердце Булгакова. Он сразу разводится с Татьяной и женится на княжеских кровей Любови. Через семь лет у него появляется новая возлюбленная Елена Шиловская. И снова, не думая долго, Михаил берёт второй развод и в третий раз женится. Елена – это его Маргарита из известного романа.


Она стала последней женой великого мастера, которой удалось добиться того, чтобы все произведения были изданы. К сожалению, у Булгакова не осталось прямых наследников, потому что ни одна из его трёх жён не смогла подарить ему сына или дочь. Его биография мистична и в личной жизни.

Последние годы жизни Михаила Булгакова

Писатель очень быстро ушёл из жизни. Он задумал произведение, которое не должно было попасть под запрет. Ставили пьесу о Сталине, полным ходом шли репетиции, но вдруг всё резко приказали прекратить. Булгаков очень сильно переживал, у него ухудшилось зрение, обострилась врождённая почечная недостаточность. Боли были труднопереносимые, и Михаил Афанасьевич стал употреблять морфий. Ухудшения не стали себя долго ждать. Все перечисленные симптомы явились причиной смерти Михаила Булгакова. Писатель еле дожил до весны.


Автор биографии: Natsh

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) – русский писатель и драматург, театральный актёр и режиссёр. Многие его произведения на сегодняшний день относятся к классике русской литературы.

Семья и детские годы

Михаил появился на свет 15 мая 1891 года в городе Киеве. На третий день после рождения его крестили на Подоле в Крестно-Воздвиженской церкви. Крёстной матерью ему стала родная бабушка Анфиса Ивановна Покровская (девичья фамилия Турбина).
Его отец, Афанасий Иванович, был преподавателем в Киевской духовной академии, имел учёную степень доцента, позднее профессора.

Мама, Варвара Михайловна, (девичья фамилия Покровская) преподавала в женской гимназии. Родом была из города Карачаева Орловской губернии, отец её служил протоиереем в Казанской соборной церкви. Варвара была женщиной очень энергичной, характер имела волевой, но наряду с этими качествами в ней уживались необыкновенная доброта и тактичность.

В 1890 году Варвара вышла замуж за Афанасия Ивановича и с тех пор занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, которых в семье было семеро. Миша был старшим ребёнком, позже родилось ещё два брата и четыре сестры.

Все дети от матери унаследовали любовь к музыке и чтению. Именно благодаря маме сам Миша стал писателем, младший брат Иван музыкантом-балалаечником, ещё один брат Николай был русским учёным, биологом и доктором философии.

Семья Булгаковых относилась к русской интеллигенции, этакие провинциальные дворяне. Жили они хорошо в плане материального обеспечения, отцовского жалования хватало для того, чтобы многодетная семья существовала безбедно.

В 1902 году случилась трагедия, безвременно ушёл из жизни отец Афанасий Иванович. Его ранняя кончина осложнила положение в семье, но мама Варвара Михайловна так умела вести дом, что смогла выкрутиться и, несмотря на житейские тяготы, дать детям достойное образование.

Учёба

Обучение Миша проходил в Первой Киевской гимназии, которую окончил в 1909 году.

Дальше он продолжил учёбу в Киевском университете, выбрав медицинский факультет. Выбор этот не был случайным, оба его дяди по материнской линии имели профессии медиков и очень хорошо зарабатывали. Дядя Михаил Покровский имел терапевтическую практику в Варшаве, был врачом Патриарха Тихона. Дядя Николай Покровский слыл одним из лучших гинекологов Москвы.

В университете Михаил учился 7 лет. У него была почечная недостаточность, и в связи с этим он освобождался от военной службы. Но Михаил сам писал рапорт, чтобы его послали на флот в должности врача. Медицинская комиссия ответила отказом, тогда он попросился в госпиталь в качестве добровольца Красного Креста.

Осенью 1916 года Михаилу Булгакову был вручён диплом об отличном окончании университета в степени лекаря.

Врачебная практика

В 1914 году началась первая мировая война. Молодой Булгаков, как и миллионы его сверстников, имел надежды на мир и благополучие, но войны разрушают всё, хотя в Киеве её дыхание ощутили не сразу.

После окончания университета Михаил был направлен в полевой госпиталь в Каменец-Подольский, затем в Черновцы. На его глазах происходил прорыв австрийского фронта, русская армия несла колоссальные потери, он видел сотни, тысячи искалеченных человеческих тел и судеб.

В начале осени 1916 года Михаила с фронта отозвали и отправили в Смоленскую губернию, где в селе Никольское он заведовал земской больницей. Он был очень хорошим врачом, в течение года, что проработал он в Никольской больнице, принял около 15 тысяч пациентов, сделал множество успешных операций.

Через год его перевели в Вязьму в городскую больницу на должность заведующего венерическим и инфекционным отделением. Весь этот период врачевания позднее нашёл своё отражение в произведении Михаила «Записки юного врача».

В 1918 году Михаил вернулся в Киев, где занялся частной практикой в качестве врача-венеролога.

Гражданскую войну он прошёл врачом в армии Украинской народной республики, в Красном Кресте, в армии Вооружённых сил Юга России и в Терском казачьем полку. Побывал на Северном Кавказе, в Тифлисе и Батуми, переболел тифом, и в это же время начал писать статьи и печататься в газетах. Он имел возможность эмигрировать, но не сделал этого, придерживаясь твёрдого убеждения, что русский человек должен жить и работать в России.

Москва

Михаил написал в письме своему брату: «Я опоздал ровно на четыре года, я уже давно должен был начать это делать – писать». С медициной он решил завязать окончательно.

В конце 1917 года Булгакову удалось впервые побывать в Москве, он приезжал в гости к своему дяде Николаю Покровскому, с которого потом списал образ своего профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

А осенью 1921 года Михаил решил окончательно обосноваться в Москве. Он устроился в литературный отдел Главполитпросвета на должность секретаря, проработал там два месяца, после чего наступило тяжкое время безработицы. Он начал постепенно печататься в частных газетах, подрабатывал в труппе бродячих актёров. И всё это время продолжал безудержно писать, как будто его прорвало за долгие годы молчания. К весне 1922 года у него уже было написано достаточно фельетонов и рассказов, чтобы начать успешное сотрудничество со столичными издательствами. Его произведения печатали газеты «Рабочий» и «Гудок», журналы:

За четыре года газета «Гудок» напечатала более 100 фельетонов, репортажей и очерков Михаила Булгакова. Несколько его произведений даже были опубликованы в газете «Накануне», которая выпускалась в Берлине.

Творчество

В 1923 году Михаил Афанасьевич стал членом Всероссийского Союза писателей.

  • автобиографическое произведение «Записки на манжетах»;
  • «Дьяволиада» (социальная драма);
  • роман «Белая Гвардия» – первое крупное произведение писателя;
  • одна из самых известных книг «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца» (фантастическая повесть).

С 1925 года московские театры ставили спектакли по произведениям Булгакова: «Зойкина квартира», «Бег», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

Но к 1930 году произведения Булгакова запретили печатать и сняли все театральные постановки. Это объяснялось тем, что его творчество порочит «идеологическую чистоту» советской культуры и литературы. Писатель набрался смелости и обратился к самому Сталину – либо разрешить ему писать, либо дать шанс на выезд за границу. Вождь ответил ему лично, сказав, что постановки возобновятся, он хоть и считал «Дни Турбиных» «антисоветской штучкой», но сам обожал этот спектакль и посетил его 14 раз.

Как драматурга и театрального режиссёра Булгакова восстановили, но книги при его жизни больше не издавали.

С 1929 года и до самой смерти Михаил работал над произведением всей своей жизни – романом «Мастер и Маргарита». Это – бессмертная классика русской литературы. Произведение увидело свет лишь в конце 60-х годов, но сразу же стало триумфом.

Личная жизнь

Будучи студентом университета, Михаил первый раз женился. Его супругой стал Татьяна Лаппа. Её отец управлял в Саратове казённой палатой и сначала очень настороженно отнёсся к отношениям молодых. Семейство Лаппа принадлежало к столбовым дворянам, это родовитые аристократы, высшее чиновничество и совсем другой мир, нежели тот, в котором воспитывался и рос Михаил.

Роман Татьяны и Михаила начался ещё в 1908 году, продолжался пять лет, но в конце концов закончился свадьбой. В 1913 году они обвенчались. Мама Татьяны, приехавшая на венчание, была в ужасе от наряда невесты, не было ни фаты, ни подвенечного платья. Новобрачная была на свадьбе в полотняной юбке и в блузке, которую успела прикупить ей мать.

Со временем родители Татьяны смирились с выбором дочери, отец ежемесячно посылал ей 50 рублей, по тем временам сумма приличная. Таня с Мишей сняли на Андреевском спуске квартиру. В начале ХХ века Киев считался довольно крупным театральным центром, и молодые часто ходили на премьеры. Булгаков великолепно разбирался в музыке, любил посещать концерты, несколько раз ему довелось побывать на выступлениях Шаляпина.

Экономить Булгаков не любил, он мог на последние деньги взять такси, чтобы доехать из театра до дома. На такие поступки он решался без особенных раздумий, его мало волновало, что на завтрашний день нет ни копейки и, быть может, нечего будет кушать, он был человеком порыва. Мать Татьяны, приезжая к ним в гости, часто замечала, что на дочери нет то колечка, то цепочки и понимала, что снова всё заложено в ломбард.

Когда он стал писателем, со своей первой супруги Татьяны Булгаков списал образ Анны Кирилловны в произведении «Морфий».

В 1924 году он познакомился с Белозерской Любовью Евгеньевной, которая недавно вернулась из заграницы. Происхождением она была из старинного княжеского рода, отлично разбиралась в литературе и полностью поддерживала писателя в его творчестве. В 1925 году он развёлся с Татьяной Лаппой и женился на Белозерской.

Прожил он со второй супругой 4 года, в 1929 произошло его знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской. В 1932 году они поженились.

Елена является прототипом Маргариты в самом известном его произведении. Она прожила до 1970 года и была хранительницей литературного наследия писателя.

Смерть

В 1939 году Булгаков начал работу над пьесой «Батум» о великом вожде – товарище Сталине. Когда уже практически всё было готово для постановки, пришёл указ о прекращении репетиций. Это подорвало здоровье писателя, у него резко ухудшилось зрение, обострилась врождённая почечная недостаточность. Для снятия боли Михаил в больших дозах стал принимать морфий. Зимой 1940 года он перестал подниматься с постели, а 10 марта великого писателя и драматурга не стало. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище.

Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891–1940), русский писатель. Родился 3 (15) мая 1891 в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе «Белая гвардия» (1924) укладу дома Турбиных. В 1909, по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916, получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губ., затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов Записки юного врача (1925–1926). Литературовед М. Чудакова писала об этом периоде жизни Булгакова: «В эти полтора года он увидел свой народ лицом к лицу, и, возможно, именно взгляд врача, знающего, что без элементарного просвещения и примитивных хотя бы гигиенических норм нельзя рывком перескочить в новый светлый мир, укрепил уверенность Булгакова в губительности для России вскоре наступивших революционных потрясений».

Еще студентом Булгаков начал писать прозу - по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», 1926 и др., роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ.

Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать. В Автобиографии (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 году, глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919, давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла.

Заболев тифом, Булгаков не смог покинуть Владикавказ вместе с Добровольческой армией. Попытка выбраться из Советской России морем, через Батум, также не увенчалась успехом. Некоторое время он оставался во Владикавказе, зарабатывая на жизнь театральными рецензиями и написанными по заказу местного театра пьесами (которые впоследствии уничтожил).

В 1921 Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей - И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине.

Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1968 в Великобритании).

В 1925 Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал еще во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе - Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства.

В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с Белой гвардией и получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926). Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков, которые обвинили автора в том, что он «перемигивается с остатками белогвардейщины», и усмотрели в пьесе «насмешку русского шовиниста над украинцами». Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 его показ был запрещен.

Вскоре после «Дней Турбиных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х годов - «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) - и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры).

В конце 1920-х годов Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х годов на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый еще в 1929. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930. В 1934 была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С. Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.

За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась - от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций - в первую очередь, с «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны - Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» - произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Осознавая неприемлемость «Мастера и Маргариты» в рамках советской идеологии, Булгаков тем не менее пытался способствовать публикации романа. С этой целью в 1938 он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин. Пьеса была запрещена; публикация романа при жизни автора не состоялась. Только в 1966 вдове Булгакова, при содействии К. Симонова, удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х годов. По воспоминаниям критиков П. Вайля и А. Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят»; «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. В 1977 Ю. Любимов поставил по «Мастеру и Маргарите» одноименный спектакль в Театре на Таганке.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова овеяны мистическим ореолом. Это один из самых загадочных писателей русской литературы. Продолжая в своем творчестве традиции Гоголя, автор приобрел и таинственность, присущую Николаю Васильевичу.

Возможно, все дело в том, что в своем творчестве он не боялся использовать образы нечистой силы, а, возможно, причина такой мистификации кроется в другом. Краткая биография Булгакова поможет разобраться в некоторых непонятных и интересных фактах из жизни прозаика, выяснить, какая была причина смерти.

Вконтакте

Жизнь и творчество Булгакова: начало пути

Михаил Афанасьевич появился на свет в Киеве , в семье доцента духовной академии. Всего в семье, где родился будущий великий писатель Булгаков, было семеро детей. Отец изучал западные религиозные вероисповедания и был специалистом в этой теме. В детские годы жизни Михаил Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание.

Отец заставил его выучить несколько языков, среди которых были немецкий, латынь, французский и английский. По окончании Киевской гимназии, писатель поступает на учебу в Киевский университет , на медицинский факультет. За год до окончания ВУЗа, Булгаков берет в жены Т.А. Лаппа.

В 1916 году Михаил Афанасьевич становится врачом, трудится в Смоленской губернии. Именно работая там, он накапливает свои впечатления для создания книги «Записки юного врача», которая поражает искренностью изображения будней уездного врача.

Это были нелегкие времена, тогда Булгаков пристрастился к морфию, отвыкнуть от которого оказалось очень сложно. Здесь ему очень помогла жена, которая помогла избавиться от вредной привычки.

В 1918 году Михаил Афанасьевич открывает собственную врачебную практику по лечению венерических заболеваний.

В годы Гражданской войны Булгакова, как военнообязанного, призывают в ряды армии. В 1919 году он вместе с белыми оказывается во Владикавказе, где заболевает и печатает свои первые произведения (фельетоны). Гражданская война воспринимается писателем как ужасное и братоубийственное действо. Отношение к этому событию нашло свое отражение во многих произведениях.

В 1921 году писатель переезжает на постоянное место жительства в Москву, где жил Булгаков до самой смерти.

Творчество М.А. Булгакова

Одной из главных своих тем Булгаков считал представление русской интеллигенции, как интеллектуальной элиты государства. Он мнил себя свободным в критике нелепостей и ошибок советской России и полагал, что именно в этом его долг сатирика. Первыми произведениями Булгакова были фельетоны и сборник рассказов «Записки юного врача». Позже появляются повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». В 1925 писатель заканчивает работу над романом «Белая гвардия», который стал повествованием о духовном пути интеллигенции в революции.

Через год на основе романа создана пьеса «Дни Турбиных». Позже в свет выходят «Бег», «Зойкина квартира».

Многие произведения печатались всего один раз, а некоторые пьесы Булгакова вовсе запрещались. Прозаика травили советские критики и политические деятели. Талантливого сценариста, вынуждали работать простым рабочим на сцене.

Чтобы снять с себя правительственную опалу, Булгаков написал пьесу «Батум». После автор вспоминает работу над этой пьесой, как своеобразную «продажу души».

С 1928 года вплоть до самой смерти писатель создает главное свое произведение, роман «Мастер и Маргарита» .

За Михаилом Афанасьевичем прочно закрепилась слава «буржуазного писателя». Советские критики не могли простить ему пренебрежительного и саркастического отношения к устоям страны советов. Это вылилось в настоящую травлю. Пьесы Булгакова не допускают к печати, и многие из них не выходят при жизни автора на сцену.

Резко отрицательно творчество Булгакова осуждал Сталин . Многие произведения получают клеймо «антисоветщины». Отношение писателя к подобным гонениям нашло свое выражение в романе «Мастер и Маргарита». Когда критик Латунский разбивает в пух и прах работу Мастера, Маргарита, приняв облик ведьмы, мстит ему.

Важно! В своем произведении о революции писатель досконально описал дом, где жил Булгаков в Киеве. Он сделал его одной из центральных сцен действия. По сюжету герои оставили в клад в этом доме. После выхода в свет романа, нашлось много желающих отыскать сокровища. Это привело к тому, что дом, где жил Булгаков, был разгромлен. К счастью, он уже не принадлежал его семье.

Дела сердечные

В 1925 году Булгаков встречает новую любовь, он разводится с женой и делает предложение Л.Е. Белозерской. Она вдохновляет его на написание следующих произведений:

  • «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Дьяволиада».

«Собачье сердце» спровоцировало обыск в доме Булгаковых. Рукопись повести отобрали, писатель очень долго добивался ее возвращения. В результате это произведение было опубликовано только через полвека.

Встреча Елены Сергеевны Шиловской с Булгаковым стала переломным моментом в жизни обоих. Она была богатой замужней дамой, муж ее – военачальник, а Михаил Афанасьевич на тот момент был нищим писателем, без намека на будущую громкую славу.

Но любовь поразила их обоих. Елена Сергеевна вдохновила М. Булгакова на написание главного романа его жизни, «Мастера и Маргариты».

Она сама стала Маргаритой. Писатель наделил героиню произведения чертами своей возлюбленной. Елена Сергеевна провела с Михаилом Афанасьевичем последние годы его жизни. И благодаря ей увидели свет многие произведения, которые при жизни писателя были под запретом.

Последний роман

За некоторое время до начала работы над своим финальным произведением Булгаков прочел книгу «Венедиктов, или Достопамятные события моей жизни», сюжет этой книги – противостояние молодого человека и дьявола, натолкнул его на мысль о подобном произведении. Роман «Мастер и Маргарита», который последним написал Булгаков, явился своеобразным итогом жизни и творчества Булгакова.

Произведение отличается интересной композицией. Главы, повествующие о жизни в Москве в конце 20-х годов, чередуются с главами повествования Мастера об Иешуа. Части, посвященные Москве, несут в себе остро сатирическую направленность. Булгаков высмеивает советское чиновничество, советский строй, критично изображает писательскую организацию МАССОЛИТ, в которой практически все заняты добыванием льгот.

В центре внимания писателя и читателей, несомненно, находится Воланд. Это удивительный персонаж, который олицетворяет собой справедливость и воздаяние за грехи. Известно, что в эпиграфе к роману Булгаков написал строки из «Фауста». Эти слова Мефистофеля призваны подчеркнуть двойственность дьявола в понимании писателя.

Воланд является гарантом справедливости, правильным судьей людей, творцом добра. Мировоззрение автора «Мастера и Маргариты» имеет во многом антихристианскую направленность, но есть в романе персонаж, который может противостоять нечистой силе и интуитивно обращается к русским святым, это Иван Бездомный (Понырев).

Внимание! В романе «Мастер и Маргарита» отразилась ищущая и противоречивая душа М.А. Булгакова, он вырос и сформировался как личность в кипящем интеллигентском обществе в период смены существующего в России устоя. Век атеизма и массовая нестабильность наложили глубокий отпечаток на все творения Булгакова.

Последние годы

С 1929 года пьесы Булгакова находились под полным запретом . В отчаянии он обращается к Сталину в письменном послании и просит позволения на выезд за границу, либо смягчения условий, в которые была поставлена его работа.

Сталин пошел навстречу писателю в этом вопросе. И у него появилась возможность работать в театрах.

Во второй половине 30-х годов Булгаков начал терять зрение, обострилась болезнь почек. Он продолжает принимать морфий в качестве лекарства, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания.

Гипертонический нефросклероз потихоньку отнимает силы у Михаила Афанасьевича. Известно, что болезнь эта досталась ему по наследству от отца, причиной смерти которого также был этот недуг. Последний раз Булгаков работает над романом о Мастере 13 февраля , спустя почти месяц его не станет.

Из-за того, что в своем творчестве Булгаков прибегал к теме нечистой силы, о нем ходили слухи, что он заключил сделку с самим дьяволом. Писателя обвиняли в оккультизме и отношениях с нечистью. Многие предполагали, что это и есть причина смерти. Другая версия, которую массово поддерживали люди, заключалась в том, что писатель был заядлым морфинистом, и именно это свело его в могилу. В смерти Булгакова видели что-то мистическое.

Похороны писателя прошли на Новодевичьем кладбище. Место, где похоронен Михаил Афанасьевич Булгаков, находится неподалеку от могилы столь любимого им Гоголя. По настоянию его жены на могилу вместо памятника поставили огромную мраморную глыбу, которая некогда охраняла вечный сон Н.В. Гоголя.

Музей

Дом, в котором Булгаков некоторое время жил, находясь в Москве, сейчас является музеем, который носит имя Михаила Афанасьевича. В нем содержатся различные интересные экспонаты, которые принадлежали писателю. Иногда в музее организуют выставки, сотрудники рассказывают интересные факты из жизни гения.

Краткая биография Булгакова помогла нам разобраться в жизни и творчестве прозаика. Романы Михаила Афанасьевича Булгакова заставляют читателей плакать и смеяться вот уже много лет. Его творчество относительно недавно стало доступно для широкой публики. Удивительно, как человек, перенесший столько испытаний и гонений, не согласился идти на сделки с совестью и сумел не потерять чувство собственного достоинства. Остается надеяться, что место, где похоронен Булгаков, подарило ему тот самый покой, о котором он так мечтал.

Жизнь и творчество Булгакова оставили неизгладимый след в памяти современников.

Краткая биография Булгакова

История жизни и творчества Михаила Булгакова



просмотров