Эдит Пиаф: биография и личная жизнь певицы. «Ее жизнь так печальна, что рассказ о ней кажется неправдоподобным»: великая трагедия Эдит Пиаф Эдит пиаф псевдоним

Эдит Пиаф: биография и личная жизнь певицы. «Ее жизнь так печальна, что рассказ о ней кажется неправдоподобным»: великая трагедия Эдит Пиаф Эдит пиаф псевдоним

Эдит Пиаф (настоящая фамилия Гасьон) родилась 19 декабря 1915 года, французская певица (шансонье).


Ее мать - циркачка Анетт Майар - отдала ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрылась. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт.

Нельзя сказать, что супруги Майар обрадовались появлению девочки, но, по крайней мере, они от нее не отказались. Представления бабушки и дедушки об уходе за детьми оказались довольно своеобразными. Питалось все семейство преимущественно "добрым вином", правда, для Эдит его в виде исключения смешивали с молоком. В 1917 году ее отец приехав в отпуск, нашел дочь хоть и не совсем здоровой, но все же живой.

Эдит согласилась забрать его мать Луиза - кухарка в публичном доме. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Врачи оказались бессильны, но "cотрудницы" дома терпимости трепетно относились к внучке Луизы. Они пошли в церковь и молились за нее. Вскоре произошло чудо - Эдит стала видеть.

Девочка пошла в школу, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими чадами ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для нее очень быстро закончилась.

Эдит стала работать на улице вместе с отцом (до войны он был акробатом). Луи демонстрировал публике трюки, Эдит пела и собирала деньги.

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна, ушла от отца и устроилась работать в молочную лавку, но Эдит вернулась к прежнему ремеслу. Вначале она работала с двумя друзьями, а потом со сводной сестрой Симоной.

Мужчины в жизни Эдит появились рано - практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь.

Не был исключением и отец ее единственного ребенка - Луи Дюпон. А через год у них родилась дочь.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре "Жуан-ле-Пен", терпению Дюпона пришел конец. Он от нее ушел, вскоре забрал дочку, которая вскоре заболела и умерла. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

Прошло несколько лет - и Пиаф "проснулась знаменитой". После дебюта в мюзик-холле "АВС" ее имя появилось во всех газетах. Это был фурор. Так второй раз появилась на свет Великая Эдит Пиаф .

У нее было много мужчин - и никому не известные легионеры, и знаменитости: Реймон Ассо, Жак Пиле, Ив Монтан.

В конце 1946 года Пиаф представили Марселя Сердана. Эдит уехала на гастроли в Америку и там встретилась с ним. С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит.

Но у Марселя была жена и трое сыновей. Бросить их он не мог, не мог и скрыть свой роман. Несмотря на всю свою любовь, Эдит только один раз (в Лок-Шелдрейке) согласилась отказаться ради Марселя от обычной жизни. Больше никогда она себя не ограничивала.

Но Марсель Сердан погиб в самолетной катастрофе. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить, искала спасения от тоски в спиритизме. Ее потянуло туда, где она начинала: Эдит выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Домой она возвращалась почти ползком, приводя с собой мужчин, имен которых к утру не могла вспомнить.

Время лечит, и рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней. Через несколько лет после гибели Сердана Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу.

Она стала принимать болеутоляющее, наркотики остались ее верными спутниками. Однажды певица попыталась выброситься из окна, и только присутствие ее подруги Маргерит Моно спасло ей жизнь.

Осознав, что уже не может обходиться без морфия, Эдит Пиаф решилась на лечение. Но, вернувшись домой, она вновь начала колоться. Потом снова попала в больницу, не выдержав, сбежала оттуда, вернулась опять... Излечиться удалось, избавиться от алкоголизма и депрессии - нет. Довершил список ее бед рак.

И все же вопреки всем несчаст ьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену даже тогда, когда не могла разжать скованных артритом рук, не уходила с нее, даже падая в обморок, а в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену, но умерла, так и не успев сделать из него настоящую звезду.

Эдит Пиаф умерла 11 октября 1963 года. Великая Эдит Пиаф - женщина, которую любили выступала в мюзик-холле, драматическом театре, снималась в кино (в том числе в фильмах "Безымянная звезда", "Париж продолжает петь"). Пиаф отличали богатый красками голос, экспрессия и одновременная простота исполнительской манеры, артистизм. Создала шедевры лирической песни-исповеди (автор текстов и музыки некоторых из них).

Ключевые слова: Когда родился Эдит Пиаф? Когда умер Эдит Пиаф? Где родился Эдит Пиаф? Где умер Эдит Пиаф? Чем знаменит Эдит Пиаф? Чьё гражданство у Эдит Пиаф?

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

Позже она стала выступать одна как уличная певица. В 17 лет Эдит родила дочь Марсель, которая спустя два года умерла от менингита.

Поворотным в судьбе Эдит , когда импресарио Луи Лепле, владелец модного кабаре "Джернис", расположенного по соседству с Елисейскими полями, услышав ее пение, пригласил выступить в своем заведении с песней "Бездомные девчонки".

Небольшой рост певицы (меньше полутора метров) и ее внешний вид натолкнули владельца кабаре на мысль придумать ей сценический псевдоним Малышка Пиаф, что на парижском жаргоне означает "воробей".

Успех первых же выступлений был огромным. Специально для Эдит Жак Буржа написал первые песни — "Слова без истории" и "Старьевщик".

В феврале 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке "Медрано" вместе с ведущими звездами французской эстрады. Короткое выступление на Радио-Сите позволило ей сделать первый шаг к славе.

После убийства Луи Лепле в апреле 1936 года Эдит попала под подозрение полиции. В газетах печаталась ее фотография как подозреваемой. В результате парижская публика была настроена настолько враждебно, что Пиаф была вынуждена покинуть город и выступать в его пригородах, Ницце и в Бельгии.

Когда скандал утих, певица смогла вернуться в Париж. В 1937 году она сблизилась с поэтом и композитором Раймондом Ассо, который помог ей создать "стиль Пиаф", отталкиваясь от индивидуальности певицы. Им были написаны песни "Париж — Средиземноморье", "Она жила на улице Пигаль", "Мой легионер", "Вымпел для легиона". История Эдит Пиаф стала историей ее песен. Ассо добился выступления певицы в мюзик-холле "АВС" на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа.

С этого времени певица выступала под именем Эдит Пиаф. В 1939 году Эдит рассталась с Ассо.

В этот период она познакомилась со знаменитым французским поэтом, драматургом и режиссером Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения "Равнодушный красавец", впервые показанной в сезон 1940 года. Игра Эдит произвела впечатление на режиссера Жоржа Лакомба, который снял по пьесе фильм "Монмартр на Сене" (Montmartre-sur-Seine, 1941) с Эдит Пиаф в главной роли.

Во время оккупации Франции (1940-1944) певица много выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными "на память", а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали фальшивые документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые удостоверения личности военнопленным.

В 1947 году Эдит отправилась на гастроли по Греции, а затем — в США, где встретила самую большую любовь в жизни — боксера Марселя Сердана, который был женат и имел троих сыновей. В 1949 году Сердан погиб в авиакатастрофе. Его трагическая смерть вызвала у певицы тяжелую депрессию.

В 1952 году певица попала подряд в две автокатастрофы. Облегчая страдания, вызванные переломами, врачи кололи ей морфий, и Эдит попала в наркотическую зависимость.

В июле 1952 года она вступила в брак с поэтом и певцом Жаком Пилсом, спустя четыре года брак распался.

В 1958 году Эдит с успехом выступила в концертном зале "Олимпия". В том же году началось ее 11-месячное турне по Америке, а затем состоялись очередные выступления в "Олимпии" и турне по Франции.

В 1961 году певица узнала, что она неизлечимо больна раком печени.

25 сентября 1962 года Эдит Пиаф пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма "Самый длинный день" песни "Нет, я ни о чем не жалею", "Толпа", "Милорд", "Ты не слышишь", "Право любить".

В октябре 1962 года она вышла замуж за парикмахера Тео Ламбукаса, грека по национальности. Эдит придумала ему псевдоним Сарапо (по-гречески "я тебя люблю").

В апреле 1963 года Пиаф записала свою последнюю песню.

В кино Эдит Пиаф сыграла главные роли в картинах "Звезда без света" (Star Without Light, 1946) и "Любовники завтрашнего дня" (Les Amants de demain, 1959), она также снималась в драмах "Тайны Версаля" (Affairs in Versailles) и "Французский канкан" (French Cancan), вышедших на экраны в 1954 году и др.

Пиаф Эдит (Piaf Édith) (1915–1963), французская певица и актриса.

Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало франко марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.

До года девочка находилась на попечении бабушки по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).

В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку чудесное исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной сестрой Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал ее и отнимал большую часть выручки.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1, 47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее творческое содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

Однако, успешная карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее они были знакомы с Пиаф На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Méditerranée» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.

По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключенных вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».

Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих детей, тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, отношения оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью Йорке. Самолет «Lockheed L 749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).

В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).

В конце 1958 П. начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936–1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил ее заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с мужем Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».

В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже.

В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.

Биография и эпизоды жизни Эдит Пиаф. Когда родилась и умерла Эдит Пиаф, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты певицы, фото и видео.

Годы жизни Эдит Пиаф:

родилась 19 декабря 1915, умерла 10 октября 1963

Эпитафия

«Она неистово жила, перенося удары -
Чтоб каждый раз, сгорев дотла, другим пылать пожаром.
А в сердце боль, а в горле крик, зовущий вновь кого-то.
Но жизнь ее - прекрасный миг свободного полета».
Из песни памяти Эдит Пиаф на стихи Отара Тевторадзе и Ильи Резника

Биография

Биография Эдит Пиаф - история, наполненная болью, слезами, потерями, но в то же время любовью, успехами, победами и счастьем. Эта французская певица прожила яркую жизнь, на протяжении которой она неустанно дарила любовь - своим друзьям, своим мужчинам и, конечно, своим поклонникам.

Казалось, что с самого рождения она была обречена на одиночество и бедность. Ее детство прошло в разных домах - сначала ее отдала своим родителям мать, затем отец отвез ребенка к ее бабушке, которая, хоть и заботилась о девочке, но в то же время владела публичным домом. На какое-то время девочка даже потеряла зрение, но потом чудесным образом прозрела. В девять лет она была вынуждена вернуться к отцу, родители ее одноклассников не хотели рядом со своими детьми видеть внучку владелицы публичного дома. Вместе с отцом-акробатом Эдит выступала на уличных подмостках по всей Франции, исполняя песни, пока ее не пригласили работать в кабаре. Первое замужество Эдит закончилось болью и расставанием, а спустя время - и потерей единственной дочери, после чего Пиаф никогда больше не захотела иметь детей.

Путь на большую сцену для Эдит Пиаф начался со знакомства с Луи Лепле, владельцем кабаре «Жернис». Это он дал Эдит новую фамилию, Пиаф, что с французского арго переводится как «воробушек». Там, в «Жернисе», она познала азы эстрадного мастерства - Лепле научил ее двигаться, одеваться, работать с аккомпаниатором, подбирать репертуар. Уже первые ее выступления были приняты с огромным восторгом, и вскоре Пиаф стала известной певицей. Другим учителем Пиаф стал Раймон Ассо, который, по сути, создал отточенный и уникальный стиль певицы, переделав «малышку Пиаф» в единственную и неповторимую Эдит Пиаф. Но, даже взойдя на пьедестал, Эдит Пиаф оставалась все той же простой смелой жизнерадостной девушкой. Она помогла начать свой путь на эстраду множеству талантливых исполнителей, просто потому, что обладала большим и добрым сердцем. Оттого еще больнее осознавать, сколько боли пришлось перенести этой хрупкой девушке - тяжелые аварии, после которых Пиаф попала в наркотическую зависимость, потеря любимых, тяжелая, неизлечимая болезнь. Что касается личной жизни Пиаф, она всегда была очень влюбчива - известно, как минимум, о семи ее любимых мужчинах, но, увы, многие из тех, кого она любила, - погибали, и порой ей не оставалось ничего, кроме как забыться с помощью алкоголя или морфия, пытаясь избежать не только физической, но и душевной боли. Последней любовью Пиаф стал молодой грек Тео Сарапано, который оставался с ней до самой смерти Эдит Пиаф.

Смерть Пиаф наступила 10 октября 1963 года. Причиной смерти Пиаф стал отек легких, вызванный тяжелым онкологическим заболеванием. Спустя четыре дня состоялись похороны Эдит Пиаф, на которые собралось более сорока тысяч человек, многих из которых не могли скрывать своих слез. Шествующим за гробом Пиаф приходилось идти прямо по цветам, такое их было множество. Могила Пиаф находится на кладбище Пер-Лашез в Париже.



Эдит Пиаф и Ив Монтан, с которым певицу связывали не только творческие, но и романтические отношения

Линия жизни

19 декабря 1915 г. Дата рождения Эдит Пиаф (Эдит Джованны Гассион).
25 августа 1921 г. Возвращение к Эдит зрения.
1933 г. Рождение дочери Эдит Пиаф, Марсель.
1935 г. Смерть дочери, знакомство с Луи Лепле, выступления Эдит Пиаф в кабаре.
6 апреля 1936 г. Гибель Луи Лепле.
1940 г. Дебют Эдит Пиаф в театре.
1941 г. Съемки Эдит Пиаф в фильме «Монмартр на Сене».
1944 г. Отношения с Ивом Монтаном.
1945 г. Создание песни «Жизнь в розовом цвете».
1949 г. Гибель Марселя Сердана, любовника Эдит Пиаф.
1950 г. Сольный концерт в зале «Плейель».
1952 г. Две автомобильные катастрофы, наркотическая зависимость.
1954 г. Съемки Пиаф в историческом фильме «Тайны Версаля».
1958 г. Выступление Пиаф в концертном зале «Олимпия».
1961 г. Диагностирование у Пиаф рака печени.
25 сентября 1962 г. Выступление Пиаф в Эйфелевой башне.
18 марта 1963 г. Последнее выступление Пиаф.
10 октября 1963 г. Дата смерти Пиаф.
14 октября 1963 г. Похороны Эдит Пиаф.

Памятные места

1. Концертный зал «Плейель», где в 1950 г. прошел сольный концерт Эдит Пиаф.
2. Карнеги-холл в Нью-Йорке, где Пиаф выступала в 1956 и 1957 гг.
3. Концертный зал «Олимпия», где Пиаф выступала в 1958 г.
4. Эйфелева башня, с высоты которой Пиаф выступала в 1962 г.
5. Дом Эдит Пиаф в Париже, где она жила в 1934-1941 гг.
6. Дом Эдит Пиаф в Париже, где она жила с 1959 года до своей смерти.
7. Музей Эдит Пиаф в Париже.
8. Кладбище Пер-Лашез, Париж, где похоронена Пиаф.

Эпизоды жизни

Во время войны Пиаф выступала в лагерях для французских военопленных. Однажды она попросила разрешения сфотографироваться с ними и увезла эту карточку с собой на память. С помощью нее она сделала новые документы заключенным - каждое лицо было переснято отдельно, увеличено и наклеено на фальшивое удостоверение личности. В свою следующую поездку она под видом раздачи автографов передала заключенным новые документы, благодаря которым многим из них позже удалось сбежать. Часть узников она увезла из лагеря под видом оркестра. Спустя время спасенные ей пленники приходили на концерты Пиаф, чтобы обнять ее и поплакать вместе.

Однажды Эдит Пиаф выступала в министерстве иностранных дел Франции перед принцессой Елизаветой и герцогом Эдинбургским. После концерта к ней подошел заведующий протокольным отделом и сообщил, что принцесса приглашает Эдит разделить с ней ужин. Во время ужина она постоянно оправдывалась перед принцессой: «Я пела не так хорошо, как бы мне хотелось спеть для вас. У меня сегодня было два концерта - дневной и вечерний. Сорок две песни с трех часов до двенадцати - большая нагрузка. Голос садится». Принцесса же только улыбалась и успокаивала певицу фразами «большой талант» и «совершенное исполнение». Наконец, она сказала Пиаф, что Георг V, отец Елизаветы, был бы рад иметь в своей коллекции пластинку с песнями Пиаф, на что Эдит со свойственной ей наивностью ответила: «Хорошо, завтра пришлю, где вы остановились?»

Когда у Эдит Пиаф был обнаружен рак печени, она не прекратила выступать. Ее друзья умоляли ее отказаться от концертов, но Эдит выпивала таблетки стимуляторов пачками и все равно выходила к зрителям. Порой она с трудом стояла на сцене. На одном из концертов она даже потеряла сознание. Через несколько дней должно было состояться ее выступление в «Олимпии». Когда врач сказал, что в ее состоянии выход на сцену равносилен самоубийству, звезда ответила: «Такое самоубийство мне нравится. Оно в моем жанре».



Могила Эдит Пиаф круглый год утопает в цветах

Завет

«В конце концов, мы не властны над нашей жизнью. Мужество в том, чтобы пройти свой путь до конца».


Документальный фильм об Эдит Пиаф из цикла «Алхимия любви»

Соболезнования

«Жизнь её была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен - настолько он красив».
Саша Гитри, французский писатель, актер, режиссер

«Последние твои слова все еще звучат в моих ушах: «Не дури, Момона». С тех пор я жду, что ты снова поведешь меня за руку, но, Боже, как это ожидание затянулось!»
Симона Бетро, сводная сестра Эдит Пиаф

Пиаф Эдит

Настоящее имя - Эдит Джованна Гассион (род. в 1915 г. - ум. в 1963 г.)

Великая французская эстрадная певица, гордость Франции, символ ее культуры, явление мирового музыкального искусства .

Главной темой песен Пиаф была любовь. Трагическая, изломанная, несчастная, дерзкая, всем своим порывом противоположная мелкому благополучию и мещанской благопристойности. Любовь - рок, любовь - испытание, любовь - проклятие, ниспосланное судьбой. Такой была и ее жизнь.

Личная жизнь Эдит Пиаф не пример для подражания. В ней было все: и дружеские отношения, и мимолетные увлечения, и конечно любовь. Едва кончалась одна большая любовь, начиналась другая. В этом у нее было свое правило: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, - круглая дура. Мужиков пруд пруди, вон сколько их по улицам ходит. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до - то ты! Большая разница».

Этот принцип Эдит всегда применяла с сознанием исполняемого долга. Ни один мужчина не мог ее переделать. И если находился такой, кто пытался ее бросить, он попадал впросак - она уже давно была на несколько корпусов впереди. Пока новый любовник еще не мог жить с нею под одной крышей, она молчала, держала при себе старого, считая, что в доме всегда должен быть мужчина: «Дом, где не валяется мужская рубашка, где не натыкаешься на носки, галстук, висящий на спинке стула еще теплый пиджак, - это дом вдовы, в нем тоска и мрак».

Эдит появилась на свет 19 декабря 1915 г. в три часа ночи под фонарем около дома номер 72 на улице Бельвиль в Париже. Роды принимали двое полицейских - «скорую помощь» вызывать было уже поздно. Будущая эстрадная звезда родилась в цирковой семье акробата Луи Гассиона и певицы Аниты Майар в не очень подходящее время. Шла Первая мировая война, и отец, выбравшийся по случаю в отпуск, сразу же после рождения дочери вернулся в окопы кормить вшей. Мать через два месяца отдала девочку своим родителям-алкоголикам и забыла и о муже и о ребенке: она была «настоящая актриса, но у нее не было сердца».

Когда Луи Гассион в 1917 г. смог приехать в очередной отпуск, он увидел свою дочь в таком состоянии, что пришел в ужас: «головка, как надувной шар, руки-ноги, как спички, цыплячья грудь». Недолго думая, отец забрал ребенка и отвез его к своей матери в Нормандию - у него даже мысли не было отдать ее в приют. Здесь в городке Бернейе бабушка Луиза служила кухаркой у своей сестры Мари, которая содержала публичный дом.

«Мадам» Мари и ее девицы были в восторге от маленькой Эдит. «Ребенок в доме - это к счастью!» - считали они. Им с трудом удалось отмыть ее от грязи, и тут выяснилось, что у девочки катаракта - она ничего не видит. Малышка оставалась слепой в течение трех лет, и все это время ее новая большая семья не теряла надежды на ее выздоровление. Сначала Эдит возили по врачам, а потом одной из девиц пришла в голову мысль съездить на богомолье к Святой Терезе в Лизье.

Праздник Успения Богородицы 15 августа 1921 г. все девицы во главе с «мадам» провели в соборе, где они молились о здоровье их любимицы. И чудо произошло. Через неделю после посещения Святой Терезы ребенок прозрел. Потрясение было настолько велико, что «заведение» во второй раз закрыли на целый день и закатили пир без мужчин, но с шампанским.

Так Эдит обрела зрение, но вскоре лишилась уютного дома, где ее все очень любили. Не дав девочке проучиться в школе и года, под давлением кюре и «приличной» общественности Луи Гассион был вынужден забрать ее из «неприличного дома». С восьми до четырнадцати лет он таскал за собой Эдит по кабачкам и бистро, по городским улицам и деревенским площадям - война окончилась, и он снова стал уличным акробатом. Позже Эдит говорила: «Я столько исходила с папой дорог, что у меня ноги должны были бы стереться до самых колен».

Ее работа заключалась в сборе денег. «Улыбайся, - учил отец, - тогда больше дадут». Уже тогда Эдит пробовала петь перед завсегдатаями кафе, что гарантировало Луи ежедневную выпивку. Он давно отказался от мысли сделать из нее гимнастку: «У этой девочки все в горле и ничего в руках!» - говаривал он. Первый раз Эдит спела на улице, когда ей было девять лет. Песенка, с которой она дебютировала, называлась «Я потаскушка».

В пятнадцатилетием возрасте Эдит надоело бесплатно работать на отца и терпеть его подружек, постоянно сменяющих друг друга. Она пробовала разносить молоко, мыла полы и понимала, что это все не для нее - она мечтала петь на улице. Но для того, чтобы не выглядеть в глазах прохожих обыкновенной попрошайкой, нужно было найти аккомпаниатора. Как-то раз Эдит встретила музыканта-самоучку по имени Раймон, с которым она некоторое время выступала в солдатских казармах и на площадях.

Скоро она стала петь самостоятельно, а потом уговорила свою сводную сестру Симону Берто уйти от пропойцы-матери и работать вместе. Ко времени их встречи Эдит уже знала множество мужчин. Первого она не помнила, о втором могла сказать только то, что он научил ее играть на банджо и мандолине. Вокруг нее всегда крутились мужчины, но больше всего уличной певице нравились солдаты Иностранного легиона, колониальных войск и моряки: «Если на тебя смотрит парень, ты уже не пустое место, ты существуешь. С ними можно и похохотать и побеситься, солдаты - легкий народ».

Однажды вечером в 1932 г. в бистро возле форта Роменвиль Эдит встретила своего Малыша - светловолосого паренька Луи Дюпона, который был на год ее старше. Несмотря на то что у Эдит было множество поклонников в близлежащей казарме, Луи стал ее первой настоящей любовью. С того вечера она начала жить вместе с Малышом под одной крышей, потому что он был первым, кто ей это предложил. О женитьбе вопрос не стоял, но уже через два месяца Эдит забеременела.

Будущий папаша ревновал свою подружку и частенько поколачивал. Их взгляды на жизнь были диаметрально противоположны - Эдит рвалась на улицу, а он хотел, чтобы она сидела дома. Даже рождение их дочери Сесель не смогло изменить ситуацию: Эдит снова стала петь на улицах, поздно возвращалась домой, что приводило к частым ссорам и дракам, которые заканчивались в полицейском участке. Долго так не могло продолжаться. Окончательно они расстались после того, как Эдит устроилась на работу в кабаре «Жуан-ле-Пэн» на улице Пигаль - в самом центре парижского «дна».

Ее новыми друзьями стали проститутки, грабители, сутенеры, торговцы краденым, шулера. Постоянного дома у нее теперь не было - она кочевала из отеля в отель, снимая комнату на ночь, где Сесель могла спокойно спать. Утром Эдит укладывала ее в коляску и целый день возила с собой по городу. Несмотря на такой беспорядочный образ жизни, девочка росла здоровой и веселой. Однажды Малыш выкрал дочку из отеля, надеясь, что Эдит вернется к нему. Но такие номера с ней не проходили - она вычеркнула его из своей жизни.

У Малыша Сесель пробыла недолго: в два с половиной года она заболела менингитом и умерла. Эдит в это время было девятнадцать лет. На похороны не хватало десяти франков, и Эдит в первый раз пошла на бульвар: «Тем хуже… я это сделаю». В номере отеля клиент поинтересовался, зачем она этим занимается. Услышав, что стоявшая перед ним малолетка только что потеряла дочь, он выругался, положил на стол крупную купюру и ушел.

Через несколько дней Эдит уже не вспоминала об умершей дочери - улицы днем, кабаре ночью - жизнь продолжалась как прежде. Однажды в октябре 1935 г. она выступала на Елисейских полях, и здесь на улице Труайон в ее судьбу вмешался случай - ее заметил владелец фешенебельного кабаре «Жернис» Луи Лепле. Исполнение песни Жана Ленуара «Как воробышек» так поразило его, что он тут же предложил уличной певице работу.

Молодой артистке нужно было подобрать звучное сценическое имя. Папашу Лепле осенило: «Ты настоящий парижский воробышек, и лучше всего к тебе подошло бы имя Муано. К сожалению, имя малышки Муано уже занято. Надо найти другое. На парижском жаргоне „муано“ - это „пиаф“. Почему бы тебе не стать Мом Пиаф?» Так с его легкой руки Эдит Гассион стала именоваться Малюткой Пиаф.

Через неделю в кабаре «Жернис», которое посещали аристократы, деятели литературы и искусства, состоялся дебют Пиаф. После первой же песенки раздался шквал аплодисментов. Успех Пиаф превысил все ожидания Лепле: «Порядок. Она их покорила…» Это был самый трудный момент за всю ее карьеру, но до самой смерти она считала его самым прекрасным. Она опьянела от счастья.

С работой все было в порядке, но в личной жизни в это время Эдит просто «сошла с рельс». Это был период бурного увлечения моряками, легионерами и разными проходимцами, которые поджидали ее после концерта у дверей кабаре.

Каждый день, в течение семи месяцев Эдит не жалела на своих дружков заработанных с таким трудом денег - они пропивали все до последнего су. Она была по-своему счастлива: «Любовь - это не вопрос времени, а вопрос количества. Для меня в один день умещается больше любви, чем в десять лет. Мещане растягивают свои чувства. Они расчетливы, скупы, поэтому и становятся богатыми. Они не разводят костра из всех своих дров. Может быть, их система хороша для денег, но для любви не годится».

Ночью 6 апреля 1936 г. все рухнуло - папаша Лепле был убит в своем доме людьми, которые составляли в последнее время окружение Эдит. Некоторые из них были даже ее любовниками. Газеты взвыли - такая сенсация - певица причастна к убийству своего хозяина. Однако полиции не удалось ничего доказать, и Пиаф выпустили на свободу. Но от нее уже все отвернулись: «Как жаль, что ты потеряла своего покровителя. Только он один и мог поверить в тебя. Теперь тебе один путь - обратно на мостовую».

В Париже Эдит объявили бойкот, и она уехала в Брест петь в антрактах между фильмами в местном кинотеатре. Здесь она осталась верна себе - в первый же вечер завела знакомых среди моряков. «Славные ребята, они не задавали никаких вопросов», но вели себя так, что распугали всех штатских зрителей в кинотеатре. В итоге дирекция осталась недовольна работой Пиаф и не продлила ей контракт. В провинции тоже ничего не получилось…

Казалось, что второй раз подняться с самого дна Эдит уже не сможет. Но ее выручил старый приятель Реймон Ассо - «длинный, худой, нервный, с очень черными волосами и загорелым лицом» - он стал для нее другом, учителем, импресарио и, конечно, любовником. Именно Реймон сделал из «Малютки Пиаф» «Эдит Пиаф», что было очень нелегко. Он буквально учил ее читать и писать - Пиаф не понимала некоторых слов в собственных песнях и не могла без ошибок дать автограф, кроме того, она не разбиралась в нотной грамоте. Реймон учил ее хорошим манерам и терпеливо объяснял, как следует вести себя в жизни, за столом, с людьми.

В их отношениях взлеты сменялись падениями, но все же Эдит повторяла: «Как я его люблю! Он заставляет меня делать все, что хочет». Реймон Ассо отшлифовал ее биографию и создал «стиль Эдит», написав для нее несколько шлягеров. Ассо был первым мужчиной из тех, кого знала Эдит, интересы которого простирались дальше желания выпить, погулять или заняться любовью. Он был ей необходим, и она не могла без него обойтись, чтобы вырваться из мира прошлой уличной жизни.

Реймон любил Эдит как свою жену, как свое творение и как своего ребенка, но понимал, что ничто не может ее удержать. Они расстались через полтора года после ее триумфального дебюта в самом знаменитом парижском мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах. «Вчера во Франции родилась великая певица…» - писали газеты. Блестящей победой она во всем, исключая разве что свои вокальные данные, была обязана Реймону Ассо, и Пиаф всегда помнила об этом. Каждый раз, когда он в ней нуждался, она оказывалась рядом. Но любовь прошла, и в этом Эдит никогда не шла на компромисс. Ей нужно было новое, свежее чувство: «Любить по-настоящему можно, только когда чувствуешь это как в первый раз. Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте!»

Следующей любовью Эдит Пиаф стал певец Поль Мерисс. Он поразил ее воображение, его поступки были непредсказуемы: «Если за завтраком он вдруг стал бы есть орхидеи, она восприняла бы это нормально». Отношения между ними были непростыми - слишком разным был темперамент, но, несмотря на постоянные ссоры, они не расставались.

В 1940 г. Эдит познакомилась с драматургом Жаном Кокто, который стал ее добрым другом. Он искренне хотел помочь Эдит наладить нормальные отношения с Полем. Для этого он написал одноактную пьесу «Равнодушный красавец», сюжет которой был взят из рассказа Пиаф об их с Мериссом жизни, и предложил им сыграть это в театре. «Все очень просто, - уговаривал он Эдит, - Поль ничего не говорит, а ты играешь сцену, которую устраиваешь ему каждый день». Некоторые друзья Пиаф сомневались в успехе и даже в день премьеры предрекали провал. Выйдя на подмостки, начинающая актриса от волнения вдруг забыла все слова, но, взяв себя в руки, она отыграла спектакль на одном дыхании, покорив зрителей своим талантом.

«Равнодушный красавец» продлил пребывание Поля в жизни Эдит, но ее чувство умерло. В августе 1941 г. на съемках фильма «Монмартр-на-Сене» она встретила высокого, элегантного мужчину - журналиста Анри Конте. Он был полной противоположностью Полю, но вошел в жизнь Пиаф не столько как ее очередной любовник, сколько как автор ее бессмертных песен, в которых она так нуждалась. К большому сожалению певицы, он не хотел жить в ее доме - был разгар немецкой оккупации, и каждый вечер он уходил к другой, обманывая Эдит, что у него нет ночного пропуска. Пиаф еще какое-то время боролась за него, но удержать не смогла.

К этому времени относится ее участие в антифашистском движении Сопротивления. Во время войны Эдит Пиаф почти не появлялась на сцене, но, к удивлению многих, приняла предложение спеть в Германии. За это ее обвинили в сотрудничестве с немцами. Не все знали, что певица выступала в лагерях военнопленных и отдавала им полученные гонорары. Однажды она попросила руководство лагеря разрешить ей сфотографироваться на память с соотечественниками. В Париже из большой фотографии подпольщики сделали 120 маленьких и изготовили фальшивые документы для «французов, добровольно приехавших в Германию». Вернувшись в лагерь через несколько месяцев, Пиаф привезла эти документы в коробке с гримом и передала их военнопленным. Тому, кто сумел бежать, эти бумаги спасли жизнь.

За месяц до освобождения Франции от фашистов в жизни Эдит начался период, который она называла «фабрикой по производству певцов», продолжавшийся до самой ее смерти. Начала она с Ива Монтана и сразу же влюбилась в него по уши. Ив отвечал ей взаимностью и неоднократно предлагал ей стать его женой. Однако этот разговор он заводил всегда не вовремя - либо за едой, либо когда Эдит пила и ей хотелось подурачиться. Ив упорно продолжал называть ее своей невестой и то носил на руках, то ни с того ни с сего закатывал ей сцены ревности, и они часами орали друг на друга.

После первого удачного выступления Монтана в «Альгамбре» в отношениях между ними повеяло холодом, а после совместных съемок в кинофильме Марселя Блистэна «Безымянная звезда» они расстались. Уходя с триумфом после двухчасового сольного концерта на сцене «Этуаль», где до этого мог выступать только великий Морис Шевалье, Монтан обнял Пиаф в последний раз и сказал: «Спасибо. Я тебе обязан всем».

В начале 1946 г. Эдит решила заняться малоизвестным ансамблем «Друзья песни» и вывести его на большую эстраду. Когда ее спросили, как она собирается справиться с девятью молодыми людьми сразу, она ответила: «Нужно уметь меняться, в этом секрет вечной молодости». Одного воспитанника ей уже было мало. Вместе с ансамблем Эдит Пиаф в ноябре 1947 г. отправилась в турне по Америке.

Здесь, в Нью-Йорке она познакомилась со своей самой большой Любовью, которая сразу стерла все ее прошлое. Боксер Марсель Сердан готовился к своему первому матчу, а Эдит - к выступлению на сцене театра-кабаре «Версаль» - они оба собирались покорить Америку. «Это была моя настоящая и единственная любовь. Я любила. Я боготворила… Чего бы я ни сделала, чтобы он жил, чтобы весь мир узнал, как он был щедр, как он был безупречен».

Марсель Сердан заставил Эдит переродиться и избавил от горечи, которой было отравлено ее сердце. Он открыл в ней нежность, доброту и зажег яркий свет в ее душе. Ее спрашивали: «Как вы могли полюбить боксера? Это же сама грубость!» «Грубость, у которой стоило поучиться деликатности!» - парировала Эдит. Их нежные отношения ни для кого не были секретом, в том числе и для жены Сердана - Маринетты, живущей с сыновьями в Касабланке. Казалось бы, этим двум женщинам следовало ненавидеть друг друга.

Но когда Марсель погиб вместе со всей командой в авиационной катастрофе под Нью-Йорком, жаждущая утешения Маринетта позвала к себе Эдит, и та первым же самолетом вылетела в Касабланку. Затем осиротевшее семейство было доставлено в Париж, где Пиаф нянчилась с недавней соперницей и ее детьми с такой сердечностью, какой не удостаивала даже родственников.

А в тот вечер 27 октября 1949 г., когда стало известно о трагедии, Эдит должна была выступать в «Версале». Певица находилась в состоянии, близком к сумасшествию или самоубийству, но отказаться от концерта она не могла. «Свое выступление я посвящаю светлой памяти Марселя Сердана», - сказала она, когда увидела зал, и запела «Гимн любви» на свои собственные слова, положенные на музыку ее любимым композитором Маргерит Монно.

Она пела так, как никогда еще до этого не пела. И это была та одухотворенность исполнения, та торжественность и мощность подлинных чувств, которая заставляет тысячу человек превратиться в одного. Ее маленькое, невзрачное тело, одержимое величайшим духом, сообщало бессмертие ее погибшей во цвете лет любви. Со сцены Пиаф унесли в глубоком обмороке.

Странно, но в биографии Эдит Пиаф заметны некоторые печальные совпадения: двое ее любовников погибли в авиакатастрофах, а сама она четырежды попадала в автомобильные аварии. И ладно, если бы последствием были только сломанные ребра, изуродованная губа, рубцы на лице. В больнице, куда она попала после первой автокатастрофы, Пиаф спасали от боли морфием, к которому она в конце концов пристрастилась, как до этого привыкла к алкоголю.

Знаменитая певица прятала бутылки со спиртным в самых неожиданных местах квартиры, и наступил день, когда содержание алкоголя в крови достигло опасной концентрации - теперь она пьянела от нескольких стаканов пива. Иногда, уже основательно набравшись, она вдруг удирала на ночную прогулку по питейным заведениям, щедро угощала засидевшихся там завсегдатаев и, не отставая от них, опрокидывала рюмку за рюмкой.

В какой-то момент, еще не потеряв над собой контроля, она принималась петь, и невольные слушатели поощрительно хохотали: «Во дает! Не отличишь от Эдит Пиаф!» А на рассвете в квартире Пиаф раздавался телефонный звонок, и неизвестный хозяин бара требовал от прислуги: «Немедленно приезжайте за своей мадам. Уже шесть часов, мы закрываемся, а она не хочет уходить и орет: „Я твоя!“ Нам пора спать. Захватите, кстати, чековую книжку, за мадам порядочно записано».

В ночь, когда ее окружило полчище скользких сороконожек, стало очевидно: у Пиаф - белая горячка. Ее увезли в лечебницу, откуда она тут же сбежала. Помещенная туда вновь, снова вырвалась домой. Она клялась, что с морфием покончено, и тем не менее кололась тайно. Поставщики зелья преследовали Эдит, навязывая свой «товар», а стоило ей отказаться - угрожали разоблачением. Чтобы откупиться от них, она заключала новые контракты на выступления, однако пристрастие к наркотикам давало себя знать. Однажды она не смогла выбраться из-за кулис на сцену, ей почудилось, что выход наглухо закрыт, в другой раз - запела, но, как оказалось, произносила бессмысленные слова, в третий раз - ухватилась руками за микрофон, чтобы не упасть. Она не слышала ни музыкантов, ни собственного голоса - он пропал.

Пение для Эдит превратилось в пытку, ее тело было покрыто синяками и струпьями, она не воспринимала окружающих. Одна клиника сменялась другой, в периоды же просветления Пиаф возвращалась к работе над новыми песнями, становясь, как и прежде, весьма придирчивой. «Для публики я воплощаю любовь. У меня все должно разрываться внутри и кричать - таков мой образ… Моя публика не думает, она как под дых получает то, о чем я пою».

В это время певица первый раз вышла замуж. Ее мужем в 1952 г. стал поэт и певец Жак Пиль, с которым они давно были знакомы по совместным выступлениям. Пиаф снова была счастлива, но жизнь все время складывалась так, что супруги постоянно были в разлуке, выступая с концертами в разных театрах, городах и странах. Может быть, это было и к лучшему - с характером Эдит трудно было ужиться. По существу, они не были связаны ничем: ни дома, ни семьи так и не получилось, и в 1956 г. они развелись.

Пиаф опять выступала с сольными концертами, хотя недоброжелатели, проведавшие о ее наркотической зависимости, предвещали не просто провал, а скандальное отлучение ее от сцены. Она опять купалась в лучах славы - зрители, случалось, не отпускали ее по часу, несмотря на то, что программа была исполнена полностью. И опять в жизнь певицы вторгались ласковые и неутомимые мужчины, как правило, молодые, порою вдвое моложе ее. Они делили с ней постель, поскольку мужчин, которые говорили ей «Спокойной ночи!» и уходили, она попросту не признавала.

Как не признавала и тех, кто вместо того, чтобы заниматься любовью, пускался в рассуждения о работе, искусстве или собственном успехе. Однажды Пиаф сказала сестре: «Никогда не говори, что ты хорошо знаешь мужчину, пока не испытала его в постели. За одну бессонную ночь ты узнаешь о нем больше, чем за несколько месяцев самых задушевных бесед. Уж в постели-то они не врут!» Наверное, ее критерии были чрезвычайно высоки, так как при постоянном обилии поклонников она лишь дважды была замужем.

Симона Берто как-то подсчитала, сколько несчастий обрушилось на Эдит Пиаф в последние двенадцать лет жизни. Помимо четырех автокатастроф, в этом списке - попытка самоубийства, четыре курса дезинтоксикации, один курс лечения сном, три гепатических комы, приступ безумия, два приступа белой горячки, семь операций, две бронхопневмонии, внезапно обнаруженный рак.

В начале 1962 г. в больничную палату к Пиаф пришел с визитом обычный поклонник - двадцатисемилетний парикмахер Теофанис Ламбукас, который вышел оттуда ее любовником, молодым певцом Тео Сарапо. Они полюбили друг друга с первого взгляда и 29 октября того же года официально стали мужем и женой. Злые языки утверждали, будто Тео позарился на ее богатства и ради них принес себя в жертву. В действительности он получил в наследство только долги Эдит - 45 миллионов франков, которые добросовестно выплачивал кредиторам всю свою жизнь. Тео Сарапо стал довольно известным исполнителем - и его, как раньше Шарля Азнавура, Ива Монтана и других своих обожателей, Пиаф вывела в люди, превратив обыкновенного любителя в популярного певца. Псевдоним своему мужу она придумала сама, вспомнив, что «сарапо» по-гречески означает «я люблю тебя».

«Они любили друг друга необыкновенной любовью, - вспоминала Симона Берто, - той, о которой пишут в романах, о которой говорят: такого не бывает, это слишком прекрасно, чтобы могло быть на самом деле. Он не замечал, что руки Эдит скрючены, что она выглядит столетней старухой. Он никогда не оставлял ее…»

Она сама оставила своего Тео 11 октября 1963 г., скончавшись у него на руках от отека легкого в их доме на Лазурном берегу. Хоронили Эдит Пиаф через три дня. Десятки тысяч парижан пришли на кладбище Пер-Лашез к большому гробу, в котором затерялось маленькое тело великой певицы. Проститься с давней любовью пришли и все «мальчики Пиаф», как называл их Шарль Азнавур. Но на сей раз они надели не голубые, а черные костюмы.

В тот вечер Тео хотел остаться в одиночестве. Он вернулся в перевернутую вверх дном квартиру, где пахло кладбищем от забытых цветов, и увидел лежащий на комоде деревянный лист с девизом Эдит: «Любовь все побеждает!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Зачем нужна любовь? Две любви Эдит Пиаф «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее, жизнь. Мне бы хотелось, чтобы сказали обо мне, как о Марии Магдалине: ей многое простится, ибо она много

Из книги Разговоры с Раневской автора

Поет Эдит Пиаф - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Всегда готов! - салютовал я.- Она не только пионерские вирши пишет.- Рад стараться, ваше высокородие!- Ну и глупо! Не понимаю, что вызывает в вас такой приступ слабоумия?- Самое короткое в мире

Из книги «Воробышек» на балу удачи (сборник) автора Берто Симона

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

ЭДИТ ПИАФ - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей. Муха села на

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Множество связейЭди?т Пиа?ф (Эди?т Джова?нна Гассио?н) (1915–1963) – французская певица и актриса.Она родилась под светом уличного фонаря на парижской улице, где жандарм помогал во время родов ее матери. Ее родители были алкоголиками, развелись и оставили ее на

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф. Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Мои королевы: Раневская, Зелёная, Пельтцер автора Скороходов Глеб Анатольевич

Эдит Пиаф ЛЮБОВЬ ПАРИЖСКИХ УЛИЦВ октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Поет Эдит Пиаф – Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей.– Муха села

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Эдит Пиаф Эди?т Пиа?ф, настоящее имя которой Эдит Джованна Гасион, родилась девятнадцатого декабря 1915 года в Париже, а умерла в Грасе десятого октября 1963 года. Эдит Пиаф являлась французской певицей и актрисой, получившей всемирное признание и популярность, благодаря

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

Эдит Пиаф и Марсель Сердан Эта маленькая женщина, чье прозвище-псевдоним переводится с парижского арго как «воробей», имела такое большое сердце и такой потрясающий голос, что непонятно было, как и то, и другое помещались в ее худеньком теле!Жажда жизни Пиаф просто

Из книги Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто автора Брийяр Жан-Доминик

30. Великая Эдит Пиаф Не имея, по сути, никакого образования и не владея музыкальной грамотой, Пиаф пела и чужие песни, и сочиняла сама. Одним из поэтов, которых она полюбила сразу и безоговорочно, стал Раймон Ассо. Его стихи отлично укладывались на музыку, которую так любила

Из книги автора

32. Состоятельная Эдит Пиаф Во время того концерта на Больших бульварах Эдит пела песни, которые специально для нее написал Раймон Ассо – «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». И на следующий же день по Франции пронеслось: «Вчера на сцене „АВС“

Из книги автора

Жан-Доминик Брийяр Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто Выражаем особую благодарность литературному агенту Анастасии Лестер за помощь в приобретении прав на публикацию этой книгиВпервые было опубликовано на французском языке издательством «Hors Collection», подразделение «Place



просмотров