Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи. Нравственное сознание эпохи средневековья и возрождения Что мешает процессу возрождения

Возрождение нравственности: особенности, принципы и идеи. Нравственное сознание эпохи средневековья и возрождения Что мешает процессу возрождения

Нравственная стойкость - это решимость делать то, что правильно даже в том случае, если это решение вызовет неприят­ные или болезненные последствия, например критику, унижение, потерю друзей, денег, положения и даже нанесение телесных повреждений. Одно дело согласиться с нравственными принци­пами, и совсем другое - быть стойким в осуществлении этих принципов в практической жизни. Нам нужна нравственная стойкость в следующих сферах:

1). Моральные стандарты и цели. Верность принципам и целям часто требует от нас нравственной стойкости. В пример можно привести молодого человека, который отказывается пить, курить, участвовать в нечестивых мероприятиях и смотреть грязные фильмы. Когда друзья начинают оказывать на него дав­ление, ему нужно большое мужество, чтобы ответить отказом. Молодая женщина может принять решение воздерживаться от сексуальных отношений до брака, но ради сохранения молодого человека может пойти на уступку. Взрослые люди не настолько поддаются воздействию своих сверстников, но и они не защи­щены от этого.

Одним из прекрасных примеров нравственной устойчивости может послужить Иосиф, которого братья продали в Египет, как об этом рассказывается в Библии. Оторванный от отчего дома в возрасте семнадцати лет, он попал в рабство к египтянам. Бла­годаря усердию и верности он стал в доме Потифара главным управителем. Но когда жена хозяина стала соблазнять его, он не побоялся пожертвовать ее благосклонностью, и ему хвати­ло нравственной устойчивости отклонить ее предложение. В ре­зультате он попал в тюрьму.

Нам часто нужна моральная устойчивость, чтобы достичь важной цели. В качестве примера можно привести домашнее воспитание детей. Вы можете быть уверены в значимости своих планов, но не все разделяют ваши взгляды. Вы можете столк­нуться со значительной оппозицией со стороны школы или дру­гих родителей, которые не хотят причинять себе лишнего беспо­койства. Если вас волнует отношение к вам других людей, вам понадобится вся ваша моральная устойчивость, чтобы настоять на своем.

Нравственные принципы вам нужны даже как домашней хо­зяйке. Вы можете захотеть стать более собранной или проводить больше времени с детьми. Но когда другие люди начнут отвле­кать вас, занимая ваше время, или если вам позвонят по телефо­ну, вынуждая тратить драгоценные минуты на пустые разгово­ры, вам нужно будет набраться смелости, чтобы сказать «нет» и прекратить общение, не боясь обидеть позвонившего. Ваша цель должна значить для вас больше, чем мнение о вас других людей.

Если кто-то подолгу задерживает вас у телефона, нужно твер­до сказать: «Простите, что перебиваю вас, но мне нужно идти». Если кто-то настаивает на своих планах, которые вы не считае­те важными, можете сказать приблизительно следующее: «Мне нужно заняться другими делами» или «Простите, но у меня есть срочное дело».


2). Защита своих убеждений. Нравственная принципиаль­ность может также понадобиться для защиты ваших убеждений, особенно если они непопулярны или противоречат мнению дру­гих людей. Речь может идти о религии, политических взглядах, подходе к воспитанию, расовых принципах или любых других вопросах, которые могут привести к неприятным последстви­ям. Мы все знаем, как ранние христиане твердо держались своих убеждений перед лицом жестоких преследований и даже смерти. Человечество всегда сражалось и погибало, защищая принципы, в которые верили люди.

3). Защита обиженных. Предположим, невиновный человек стал объектом слухов и клеветы, его порочат и делают жертвой несправедливости. Всегда легче стоять в сторонке. Зачем вмеши­ваться в дела другого человека? Такое вмешательство может при­вести к нежелательным последствиям и даже испортить вашу ре­путацию. Действительно, нужно иметь нравственную смелость, чтобы вступиться за доброе имя обвиняемого.

Я не предлагаю вам без необходимости вступать в споры и дела других людей, но если ваш голос может помешать творить несправедливость, тогда наберитесь нравственной смелости, что­бы заступиться за обижаемого. В классической литературе тому есть много примеров. В «Отверженных» Виктора Гюго самая драматическая история произошла тогда, когда Жан Вальжан набрался смелости, для того чтобы открыть свое истинное имя беглого каторжанина, чтобы спасти невиновного человека, кото­рого собирались повесить.

4). Признавать собственные ошибки. Смелость также пона­добится и в том случае, когда вы совершили безнравственный поступок. Иногда последствия признания в таких проступ­ках могут быть серьезными. Это унижение, позор, наказание, штраф и даже тюремное заключение. Подобная история ста­ла сюжетом классического произведения «Алая буква» амери­канского писателя Натаниэла Хоторна. Преподобному Артуру Динсдейлу не хватило смелости исповедать свой грех с Эстер Принн, в результате чего он дошел до моральной и физической деградации. Если вы совершили безнравственный поступок, на­беритесь смелости признать совершенный грех и очистить себя перед Богом и людьми, несмотря на последствия. Это только несколько случаев, где нам понадобится нравственная смелость. Помните, что более всего нам нужно будет смелости тогда, когда речь идет о правильном и истинном с преодолением страха перед последствиями.

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, благодаря чему кто-то становится хорошим спортсменом? Или выдающимся лидером? Или отличным родителем? Почему некоторые неизменно достигают своих целей , а другие – терпят неудачу?
В чем же разница? Что может быть важнее ума и таланта? И что такое «зверские казармы» Вест-Пойнта? Об этом мы и поговорим!

Обычно на эти вопросы мы отвечаем рассуждениями о таланте. Наверное, он самый умный ученый в лаборатории. Он от природы может бежать быстрее, чем все другие игроки команды. Он выдающийся бизнес-стратег.

Но, думается, мы все знаем – дело не только в этом.

На самом деле, если вы глубже задумаетесь над этими вопросами, то поймете, что талант и ум играют совсем не такую большую роль, как кажется изначально. Результаты исследований показывают, что уму мы обязаны всего лишь 30% достижений – то есть, ум только верхушка айсберга.

Но что же важнее ума и таланта? Ответ: духовная стойкость.

Оказывается, духовная стойкость, называемая также «силой воли», играет куда большую, чем какое угодно еще качество, роль в достижении целей, относящихся к здоровью, карьере, учебе, бизнесу и жизни в целом.

И это отличная новость, ведь, например, со своими унаследованными от родителей генами поделать вы ничего не можете, а духовную стойкость развить более чем реально.

Почему духовная стойкость так важна? И как ее в себе развить?

Давайте поговорим об этом подробнее.

Духовная стойкость и армия США

Ежегодно примерно 1,300 кадетов поступают на первый курс Военной академии Вест-Пойнт. В первое лето в кампусе кадетам необходимо пройти ряд испытаний, невероятно тяжелых физически и морально. Эта летняя программа инициации в академии называется «зверскими казармами» .

По словам исследователей, наблюдавших за кадетами Вест-Пойнт, «зверские казармы» - продуманное намеренное испытание границ возможностей кадетов, их физической, эмоциональной и духовной выдержки. Нечто подобное проходят и агенты ФБР, .

Возможно, вы представляете себе, что кадеты, успешно справившиеся со «зверскими казармами», крупнее, сильнее или, по крайней мере, умнее своих товарищей. Но Анджела Дакворс, исследовательница из Университета Пенсильваании, наблюдая за кадетами, обнаружила кое-что совершенно иное.

Дакворс исследовала достижения кадетов, а точнее, то, как духовная стойкость, упорство и энтузиазм влияют на способность достигать целей. В Вест-Пойнт она наблюдала за 2,441 кадетом на двух первых курсах.

Она записывала их успехи в школе, результаты вступительных испытаний, оценку их лидерского потенциала (отражающую их активность во внеурочных занятиях), результаты проверки уровня физической подготовки (стандартизированного теста, состоящего из физических упражнений), а также их оценку по шкале силы воли (измеряет упорство и энтузиазм в достижении долгосрочных целей).

И вот что она выяснила…

Не сила, не ум, и не лидерский потенциал являлись решающими в том, завершит ли кадет испытание «зверскими казармами» успешно. Решающую роль в этом играла сила воли – упорство и стремление достигать долгосрочных целей.

На самом деле, кадеты, получившие 60 или более пунктов по шкале силы воли, чаще других успешно выдерживали испытание «зверскими казармами». Именно сила духа определяла успех кадетов, а не их талант, ум или наследственность.

В чем важна сила духа?

Исследование Дакворс показало важность силы духа во многих сферах.

Помимо результатов описанного выше исследования в Вест-Пойнт, она также обнаружила, что…

  • Студенты Лиги Плюща, отличающиеся от товарищей большей силой воли, получают лучшие оценки индивидуальных показателей деятельности, даже если их оценки за экзамены ниже, то есть, если они «глупее».
  • При сравнении двух людей одного возраста, но с разными уровнями образования, именно сила воли (а не интеллект) определяет, чье образование в итоге будет лучше.
  • Участники соревнования по правописанию National Spelling Bee показывают лучшие результаты не благодаря своему IQ, а благодаря силе воли и регулярным тренировкам.
Сила воли и духа важна не только в образовании. Она важна в чем угодно, и это Дакворс и ее коллеги доказали, опрашивая лидеров во всех сферах:
Наша гипотеза, заключающаяся в том, что сила воли важна для высоких достижений в любых сферах, была доказана в ходе многочисленных интервью с профессионалами в области инвестиционно-банковских услуг, живописи и искусства, журналистики, науки, медицины и права. В ответах на вопрос, какое качество отличает лучших специалистов в своих областях, все эти люди упоминали силу воли так же часто, как и талант. На самом деле, многие из них были в восторге от достижений коллег, которые на первый взгляд не казались такими же одаренными, как другие, но чья неизменная верность своим амбициям была исключительной. Кроме того, многие с удивлением заметили, что их невероятно одаренные сверстники отнюдь не достигли вершин в своей области
.
 - Анджела Дакворс

Вы, наверное, уже не раз убедились в правдивости этого на собственном опыте.

Помните вашего друга, который растерял свой талант?

Как насчет вашего сотрудника, который выжал максимум из своего потенциала?

Знаете ли вы кого-то, кто продолжает упорно идти к цели, независимо от того, сколько времени это занимает?

Введение……………………………………………………………...3

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества....4

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?........................................................................................8

3. О духовном возрождении России………………………………….11

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры………..14

Заключение…………………………………………………………..18

Использованная литература………………………………………...19

Введение

В России слово «возрождение» на устах у всех и уже не первый год. В различных вариациях и контекстах оно звучит по-разному. В устах одних это слово выражает почти утопические надежды, в речах других выполняет функцию прикрытия шовинизма и демагогии.

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения.

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека, духовного возрождения России, о того, что оно выведет страну в лидеры. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных потребностей, духовного возрождения России

1. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

Духовные потребности;

Духовная деятельность и производство;

Духовные ценности;

Духовное потребление;

Духовные отношения;

Проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана. В духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей "земной" основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода - в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт - в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность.

2. Что сейчас происходит с Россией в духовном плане – возрождение или падение?

Ответ на этот вопрос зависит, по-моему, от того, какой вкладывать в это смысл. Когда о «возрождении Великой России» говорит уже бывший президент В.В.Путин, то происходит не возрождение России, а дальнейшая ее деградация. И в этом нет ничего удивительного, так как сказано же в Евангелии: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое».

Сегодня приходится слышать, что возрождение России должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если сегодня попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви, то это в принципе представлялось большинству наших архиереев достаточно примитивно: как численный рост православных, переиздание дореволюционной религиозной литературы и реставрация старых храмов. Но сейчас они понимают, что этого не достаточно.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал на пресс-конференции в мае 1999 года: «Быть может, самый больной вопрос сегодня – нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15-20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель – не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество» (Сергей Бычков, «Портрет Патриарха в интерьере смутного времени», «Московский Комсомолец», 25.02.2000г., стр. 3).

То есть возрождение церковной жизни понимается сейчас Патриархом и большинством современных архиереев как реставрация дореволюционного опыта в Синодальный период. Отсюда не удивительно, что речь идет лишь о социальном служении Церкви, а на практике Церковь встраивается в качестве «министерства нравственности» в структуру светского государства, как это было в царской России до революции 1917 года. Пагубность этой практики, по-моему, очевидна. Ибо Российская Православная Церковь утратила Дух Апостольской Церкви задолго до революции 1917 года, то есть уже в XVIII веке, а весь Синодальный период был лишь предсмертной агонией Церкви. Об этом, по-моему, говорится в Послании Ангелу Сардийской церкви: «Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». Мое подробное толкование этих слов Откровения смотри в главе «Послание Сардийской церкви».

Правда сегодня приходится слышать и о возрождении Святой Руси. Но все это вырождается почему-то в создание карикатурных псевдо-православных политических партий с аналогичным названием «Возрождение» или даже «Святая Русь», но с целью участия в демократических выборах. Я считаю, что это – одна профанация, самообман и обман избирателей.

Если говорить о возрождении Святой Руси в подлинном, то есть сакральном смысле, то это – процесс невидимый, очень длительный и незаметный, как это сказано и в Евангелии: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». А станет ли это основой для возрождения России в целом, зависит не от правительства, президента и патриарха, или от какого-то «партийного строительства», а только от нашей веры, как это сказано и в Евангелии: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Если смотреть на процесс возрождения Русской Церкви с точки зрения библейских пророчеств, то об этом говорится в 12-ой главе Откровения: «Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения». Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

3. О духовном возрождении России

Более ста лет назад Макс Гендель писал: "С вступлением Солнца в знак Водолея русский народ и славянская раса в целом достигнут высокой степени духовного развития, которая продвинет их намного выше их нынешнего состояния. Существование славянской цивилизации будет кратковременным, но на протяжении своего существования она будет великой и радостной, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий. А закон компенсаций приведет в свое время к противоположному. Из славян произойдет народ, который образует последнюю из подрасарийской эпохи. Славянская цивилизация будет фундаментом развития шестой расы человечества".

Эпоха Водолея наступила. И как никогда своевременным и актуальным является формирование нового направления в развитии общества, которое сумеет сплотить все силы России, уверенные в том, что возрождение нашей Родины произойдет только с возрождением духовности нашего народа.

А что такое духовность? Духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом!

Долгие десятилетия народ нашей страны, страны научного атеизма, был лишен духовной опоры - веры в Бога. Просто верить мы уже не можем! Нам все нужно доказывать. Мы верим только в то, что доказано наукой, нисколько не задумываясь о том, как и почему развивается наука, не знаем, что физика, фактически созданная гением Ньютона как средство познания Бога по творению Его, триста лет назад была повернута на совершенно другой путь. Заявив устами Лапласа о том, что она не нуждается в гипотезе существования Бога, наука стала опорой и надежной защитницей материалистического мировоззрения. Объявив единственной реальностью материю, наука сузила мир до видимого, свела человека к его физическому телу, а его потребности - к поиску комфорта и наслаждений. Она решительно отсекла все то, чего не могла измерить, пощупать, понюхать, и, в первую очередь, такие категории, как Бог, Дух, Душа.

Человек объявил себя высшим существом и хозяином мира. Вот где корни сегодняшнего хищнического отношения ко всему, что нас окружает: к Природе да и к самому человеку. Homo Sapiens, вооруженный до зубов знаниями, разграбил и промотал кладовые Природы, отравив заодно среду своего обитания. Материалистическое мировоззрение, господствовавшее несколько столетий, не могло закончиться ничем, кроме краха или признания своей ошибочности и поиска Истины. Произошло второе.

После головокружительного развития квантовой физики, разработки уникальных теорий, таких как теория относительности, квантовая теория поля, теория физического вакуума и торсионных полей, наука и, в частности, современная физика, вопреки ее собственным установкам, доказала реальность Универсального Сознания, реальность Бога!

Настоящим прорывом в науке оказалось завершение работы над Единой Теорией Поля российским ученым академиком РАЕН Г.И. Шиповым, который блестяще поставил точку в конце почти вековых исследований крупнейших ученых мира: А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, П. Дирака, Клиффорда, Пенроуза, Я.Б. Зельдовича, А.Д. Сахарова и других.

Создав теорию физического вакуума и торсионных полей, Г.И. Шипов доказал математически и объяснил физически существование семи уровней реальности. К знакомым нам четырем уровням материального мира (твердое тело, жидкость, газ, плазма) добавились еще три уровня Тонкого мира: физический вакуум, первичное торсионное поле и Абсолютное Ничто - Бог!

Академик Шипов пишет: "Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами Его познать, "изучить" невозможно. И потом, наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога".

И сегодня все больше и больше ученых пытаются понять законы, управляющие миром, сформулировать свое представление о Боге. И хотя имеет место некоторая разноголосица, в подавляющем большинстве мнений Бог присутствует как некая всеобъемлющая информационно-энергетическая структура.

Разработанная российскими учеными под руководством доктора технических наук П.И. Улякова математическая модель мироздания, которая описывается комплексным потенциалом, позволяет исследовать не только духовный (информационный) мир, описываемый мнимой частью, но и информационный духовный комплекс - Душу!

Огромное количество научных работ, выполненных мировым сообществом, посвящено обоснованию "существования Бога", но математическое подтверждение сделано у нас в России! Работы крупнейших российских ученых М.А. Маркова, П.П. Гаряева, В.П. Казначеева, Э.К.Бороздина, А.Е. Акимова, Н.И. Яницкого, А.В.Московского, Ф.Я. Шипунова и других весомо подкрепили теоретические разработки практическими результатами.

Физика, созданная Ньютоном и бесцеремонно развернутая позже в сторону материалистического мировоззрения, благополучно росла и развивалась и, наконец, подошла к тем отдаленным вершинам, которые заметил Ньютон на противоположном берегу знаний. Современная физика доказала реальность Универсального Сознания, весомо подкрепив гениальную догадку Ньютона о Всевышнем Творце!

И только теперь стала понятной роль трехсотлетнего "материального рабства" науки: в этом плену она добыла Истину, противоречащую ее собственным установкам. Наука пришла к Богу, а Россия, наконец, обрела два крыла и, опираясь на них, устремилась вперед.

Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег. Но кто же поможет нашему многострадальному народу, нашей прекрасной, но пока еще несчастной Родине, если не мы? Никакие иностранные инвестиции не помогут России подняться с колен, если мы, жители нашей страны, не встанем сами! А подняться нам помогут вера в Бога, ответственность перед Богом, сострадание и милосердие к ближнему! И в основе всего должны лежать хорошо известные десять заповедей, в деталях отработанные нашими предками!

И не случайно прорыв науки к Богу произошел у нас в России. Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху, Эпоху Водолея. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

4. Духовное возрождение России выведет страну в лидеры

Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Президент РФ Дмитрий Медведев призвал за ближайшие 5–7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский храм в Московской области. Начавшийся точечный процесс восстановления религиозных памятников архитектуры должен как можно скорее приобрести всеобъемлющий характер. Некоторое время назад Москва четко обозначила свои приоритеты – выйти на уровень одного из мировых лидеров. Во многом это будет зависеть от того, станет ли наша страна полноценной духовной державой или же предпочтет ограничиться своей энергетической мощью, которая, как показывает ход мирового кризиса не безгранична и не долговечна.

«Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев, призывая в кратчайшие сроки восстановить Новоиерусалимский храм и обращаясь также к общественности и бизнесу с просьбой оказать содействие этому процессу.

Восстановление этого уникального православного памятника архитектуры, «русской Палестины», создание которой в XVII веке ознаменовало собой начало реализации концепции Москвы как Третьего Рима, станет решающей точкой отсчета восстановления Россией утраченного статуса духовной державы мира. Этот процесс четко вписывается в обозначенные экс-президентом РФ Владимиром Путиным и подтвержденные его преемником Дмитрием Медведевым стратегические государственные задачи – вывести нашу страну в мировые лидеры.

Как показывают история и современность, ни одна держава мира не может удержаться в статусе мирового лидера, не имея внутри себя мощного и, главное, уникального духовного или идейного стержня, которого бы не было ни у какого другого государства. Так, растянувшийся пока на неопределенный срок кризис мирового гегемона США толкает их к краху, учитывая то, с каким усердием американские политики в последнее время вымарывали какие-либо упоминания христианской религии из основных документов и законов страны, из школьных учебников и СМИ.

Россия же, напротив, возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс. Однако восстановления только Новоиерусалимского храма, который уже взяли под свой патронаж правительство РФ и лично вице-премьер Виктор Зубков и президент страны Дмитрий Медведев, не достаточно. В России остается еще целый ряд христианских памятников архитектуры, восстановление которых имеет не менее важное символическое значение, чем реконструкция «русской Палестины», и которые, к стыду страны, претендующей на статус мирового лидера, сегодня находятся практически на грани уничтожения.

Один из таких погибающих памятников – старейшая христианская церковь на территории РФ – Синтинский храм в Карачаево-Черкессии, который был одним из религиозных центров в период Аланского царства. «Храм был освящен в 965 году и расписан фресками, которые датируются X–XI веками. Однако в настоящий момент они разрушаются. Несмотря на то что Синтинский храм сегодня фактически находится под федеральной охраной как архитектурный и археологический памятник, денег на его реставрацию не выделяется. Не хватает средств даже для того, чтобы сделать ворота в храм, которые бы защитили его от вандализма местных жителей и туристов, рисующих по фрескам газовыми баллончиками или царапающих на них надписи», – отметил в беседе с РБК daily сотрудник организации «Фонд памятников Кубани» Алексей Кулиш. По его словам, восстановление духовного статуса России без спасения ее старейшего христианского храма, который представляет большую культурную ценность, невозможно.

В РФ на сегодняшний день находится много других религиозных памятников архитектуры – не только христианских, но и принадлежащих другим конфессиям – которые требуют пристального внимания со стороны государства. Без заботы о старых исторических памятниках России будет трудно, если вообще не невозможно, восстановить религиозные традиции и превратиться в мировой духовный центр, в котором пересекаются и мирно сосуществуют практически все религии мира. В этом всегда была уникальная черта нашей страны, которой нет ни у одного другого государства мира. Именно на эту историческую уникальность ей предстоит опереться, для того чтобы выбиться в лидеры. Построить же свое долгосрочное лидерство исключительно на экономических успехах и количестве военных баз за рубежом без сильного духовного или идейного стержня невозможно.


Заключение.

Закончив работу, можно подвести следующие итоги:

Сегодня в России в духовном смысле происходит не возрождение и не падение, а прозрение и радикализация той части общества, которая считает себя православной, в вопросе о принципах государственной власти. Я считаю, что этот процесс в дальнейшем приведет к осознанию неприятия самого института демократии и необходимости восстановления в России Монархии. Тогда произойдет обострение в отношениях Церкви и светской власти и начнется гонение Церкви антихристом. Об этом же сказано и в Евангелии: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

Именно России суждено ввести Мир в новую Эпоху. Но прежде всего необходимо возродить духовность в нашей стране на новой научной основе. И здесь огромную роль должна сыграть творческая интеллигенция. Ничто так не трогает и не пробуждает Душу человека, как прекрасная музыка, глубокие по своему содержанию и исполнению художественные полотна, тонкие стихи, затрагивающие самые глубокие струны человеческой натуры своей чистотой и искренностью.

И с каждым таким ростком Россия будет приближаться к Богу.

Использованная литература

1. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980

http://www.nev-almanah.spb.ru/2003/3n/ghost.shtml

http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/letter/2001_12_26.htm

О возрождении духовных, культурных ценностей, нравственности говорят много, и не только в последние десятилетия. Возрождение нравственности - тема, всплывающая всегда, когда в какой-либо стране развивается состояние кризиса или же происходят глобальные перемены. Например, о необходимости возрождения духовности, культуры, нравственности в России говорили на стыке окончания XIX и начала XX столетий. Вспоминали об этом и во времена Пугачевского бунта и прочих народных волнений. Тенденция обсуждения утери морали и культуры в обществе свойственна не только российским общественным деятелям, но и живущим в других странах тоже. К примеру, о потере нравственного стержня, утрате нравственности и пребывании в распущенности много говорили и писали деятели Французской революции. А самым впечатляющим примером духовного возрождения культуры нации, обретения нравственного стержня, вероятно, является история жизни Мессии, то есть Христа.

Как это ни парадоксально, рассуждения о том, что стране необходимо возрождение нравственности, культуры и прочих человеческих ценностей, как правило, сочетаются с какими-либо кровавыми событиями. Разумеется, ярчайшим примером этой взаимосвязи является казнь Иисуса. Если же не обращаться к религии, то историческим примером взаимного сочетания может являться любая из революций, народные волнения и бунты, террористическая активность, всплески преступности и прочее.

Что такое нравственность?

Термин «нравственность» нередко воспринимается в качестве синонима таких понятий, как «мораль» и «этика». Между тем это совершенно самостоятельное понятие, более того, оно является одной из составляющих морали.

Согласно определению, нравственность является совокупностью определенных внутренних качеств отдельного человека или же общества в целом. Перечень этих качеств напрямую зависит от исторически сложившихся особенностей развития какого-либо народа, его культурных и духовных ценностей, обычаев, традиций, принятого образа жизни, преимущественного рода занятий и прочего.

В целом же нравственные качества - это то, чем отдельный человек или же общество руководствуется при принятии каких-либо важных решений. То есть нравственность диктует поведение и поступки. Именно ею обусловлено и то, что делает человек ежедневно. К примеру, проведение досуга. Выбор развлечений всегда бывает обусловлен именно нравственностью. Способ проведения праздников и выходных дней тоже определяется набором соответствующих качеств.

Нравственность может быть разной?

Нравственное возрождение России, принципы которого частично были изложены в речи президента в 2006 году, многие граждане считают необходимостью. Речь президента получила название «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» и была опубликована в прессе.

Наибольшая ценность сформулированных президентом тезисов в том, что нравственность, традиции и культура нашей страны не монолитны. В России живет большое количество людей различных вероисповеданий, занятий, обычаев. Соответственно, их культурные и нравственные ценности отличаются. Не являются одинаковыми и этические нормы, требования к внешнему виду и поведению.

Но, невзирая на различия, россиян характеризует и набор общих для них всех нравственных, моральных и культурных ценностей. Именно о необходимости их сохранения и возрождения и говорил президент.

Правительство поддерживает заботы о нравственности?

Возрождение культурно-нравственных ценностей - часть внутренней политики российского правительства. Это достаточно обширная сфера, которая включает образование, ограничения в определенной рекламе, организацию городских праздников, фестивалей, популяризацию здорового образа жизни и религиозных торжеств, даже благоустройство дворов и улиц.

То есть возрождение культуры, духовности, моральных и нравственных качеств неразрывно связано с образом жизни и, разумеется, ее качеством. Таким образом, для вопросов нравственности важна социальная политика, образование, организация мест досуга и развлечений и многое другое. Общество - организм, в котором все между собой взаимосвязано. Невозможно ожидать высоко моральных поступков от людей, не испытывающих уверенности в завтрашнем дне, боящихся отпустить детей на прогулку или же не имеющих рабочего места с официальной зарплатой и многого другого. Нельзя пробудить интерес к духовности и культуре родной страны у людей, считающих каждую копейку и не всегда сытых.

Соответственно, без непосредственного участия властей о возрождении нравственности и речи быть не может. При этом важна не только намеченная правительством страны линия, но и непосредственные действия властей на местах. Разумеется, важным моментом в политике, направленной на возрождение культуры нации, является сотрудничество светских чиновников с духовенством, руководителями религиозных и общественных организаций.

Что мешает процессу возрождения?

Когда телевидение или пресса рассказывает о том, как пытаются дискредитировать идею возрождения нравственности в нашей стране, они обычно упускают из виду простые факторы. То есть, освещая достаточно спорные высказывания о том, что сама идея возрождения традиций, духовности и нравственных качеств неминуемо приведет не к развитию самосознания людей, патриотизму и прочему, а к расизму, не говорят о том, что напрямую мешает этому процессу.

Дискредитировать идею возрождения нравственных качеств у людей можно на философских и политических диспутах, а можно и непосредственными действиями. Например, насильственное насаждение здорового образа жизни в провинциальных городах. Любое насилие над волей человека вызывает противодействие с его стороны. Таким образом, местные власти добиваются не роста нравственности среди горожан, а ее еще большего упадка. Но при этом в «бумажных отчетах» все выглядит замечательно.

Пример дискредитации идеи излишним энтузиазмом

Ярким примером подобного насаждения здорового образа жизни, который неминуемо должен привести к возрождению духовных и нравственных ценностей в обществе, является засилье велосипедов. Причем, если в Москве велосипеды достаточно органично вписаны в общую городскую среду, то в провинции ситуация совершенно обратная. Передвижение на велосипедах активным образом рекламируется местными средствами массовой информации, периодически показывающими сюжеты с чиновниками, таким образом добирающимися до работы.

Пункты проката велосипедов вырастают, как грибы после дождя, взять в аренду в центре провинциального городка это транспортное средство намного проще, чем найти место под парковку. Между тем дорожки для велосипедистов отсутствуют. На самих велосипедах отсутствуют сигнальные средства. О том, сколько прогуливающихся пешеходов были испуганы сторонниками «здорового образа жизни», у какого количества пожилых людей подскочило давление или же заболело сердце, разумеется, неизвестно.

Таким образом, основная дискредитация возрождения нравственности происходит вовсе не из-за стараний противников этих идей, а из-за действий местных чиновников.

Всем ли близки эти идеи?

Далеко не всем людям близка и понятна идея нравственного возрождения. Что это - противление духовности, желание предаваться распутству и совершать Вовсе нет. Как правило, люди думающие полагают, что сама идея возрождения национальных ценностей является регрессивной. Поскольку наша страна в текущий отрезок времени в буквальном смысле активно «строит капитализм» по западному образцу, то в общество неминуемо проникают не являющиеся традиционными для него культурные и моральные ценности.

Ярчайшим примером этого являются чуждые россиянам исторически праздники - Хэллоуин, День святого Валентина и прочие. У активистов идеи национального возрождения вызывает нарекание и массовое празднование Рождества в декабре, со всем западным миром и в соответствии с традициями. О засилье Санта-Клауса и прочих рождественских персонажей Запада дискутируют в средствах массовой информации вполне серьезно. В последние годы стала прослеживаться любопытная тенденция, по мнению многих, иллюстрирующая успешное возрождение нравственности. В СМИ образ Санты почти отсутствует, а вот слова «Великий Устюг» и «Дед Мороз» начинают звучать уже в ноябре.

Нужно ли отказываться от западных ценностей?

Отрицание западных культурных и нравственных ценностей не является залогом возрождения собственных. Если рассуждать приземленно и просто, то достаточно странно перекусывать на улице блинами, а не гамбургерами или же хот-догами.

Противники идей возрождения опираются на то, что их воплощение не оставит людям выбора. И разумное зерно в таких опасениях есть. Энтузиазм сторонников каких-либо определенных взглядов зачастую включает в себя и отрицание всего, что им не соответствует.

Эти идеи исключают возможность выбора?

Возрождение традиционной нравственности часто понимают как возвращение к определенным ценностям, ныне массово отсутствующим. Разумеется, речь не идет о том, чтобы носить лапти или кокошники, однако при выборе между колой и квасом придется отдать предпочтение квасу. Конечно же, процесс возрождения национального самосознания, нравственных и моральных качеств народа намного сложнее, чем выбор между напитками, но такой пример наиболее наглядно демонстрирует его суть.

Таким образом, идеи возрождения нравственности в России не подразумевают под собой лишение человека выбора духовных, культурных ценностей или же чего-то еще. Речь лишь о том, чтобы люди вспомнили, в какой стране они родились, знали и любили собственную культуру, а не просто слепо перенимали все приходящее с Запада.

Нужно ли что-то возрождать?

У появления любой идеи имеется основание, предпосылка. Имеются они и у любого процесса, происходящего внутри общества. Таким образом, вопрос о том, нужно ли возрождение нравственности, возникает тогда, когда это действительно требуется.

Падение планки морали характеризуется отсутствием внутренних нравственных качеств или же их подменой. Именно подмена наблюдается в последние десятилетия в российском обществе. Фактически в стране существует лишь одна ценность - потребление во всех его формах и вариациях. Люди потребляют в буквальном смысле все - от продуктов питания до результатов творчества артистов. А артисты, в свою очередь, потребляют зрителей, дополняя творчество продажей маек, значков, краудфандинговыми сборами и прочим.

Мерилом же потребления являются деньги, а точнее их количество. Люди тратят больше, чем зарабатывают, что приводит к поискам дополнительных источников доходов и погружению в долги. В результате подобной круговерти в жизни на нравственность просто не остается времени, о каких-либо ценностях, не связанных с материальными аспектами, многие не просто не задумываются, а даже и не вспоминают.

Существуют ли четкие программы такого возрождения?

Программы, посвященные вопросам необходимости возрождения культуры россиян, нравственных и духовных ценностей в людях, появляются с завидным постоянством перед каждыми выборами. Их названия настолько созвучны, что для многих обывателей сливаются в нечто одно. Имеются подобные программы, касающиеся вопросов нравственности, и у различных общественных организаций.

Существуют и воплощаются такие проекты в школах и иных образовательных учреждениях, хотя и не во всех. Официальной обязательной программы, касающейся вопросов нравственности, министерство образования не имеет.

О чем написано в программах общественных организаций?

Подобные программы, как правило, являются стержневым элементом, вокруг которого и объединяются люди. Однако далеко не все они отличаются лояльностью, толерантностью и адекватностью.

Как правило, программа возрождения нравственности какой-либо из общественных организаций состоит из таких тезисов:

  • прекратить использование средств массовой информации для пропаганды насилия, разврата и извращений;
  • использовать нравственную цензуру, пресекающую попытки приучения к разрушению семей и распущенности;
  • запретить законодательно выпуск и распространение эротической и порнографической продукции;
  • стимулировать производство духовно оздоровляющих художественных произведений.

Как правило, тезисов достаточно много, но все они выдержаны в подобном ключе. Некоторые общественные деятели проявляют и большую радикальность взглядов, призывая к запретам на аборты, возвращению уголовной ответственности за гомосексуализм и прочему.

Какова позиция церкви?

Как это ни парадоксально, но представители духовенства проявляют гораздо большую терпимость, чем многие общественные организации.

Церковь поддерживает идею необходимости возрождения духовности, нравственности и моральных качеств в людях, но не призывает к радикальным мерам. Духовенство полагает, что все в руках Господа, и человеку только нужно помочь найти путь в храм, а уж душу его спасет Бог.

Вероятно, это наиболее разумное отношение к вопросам, касающимся нравственного и духовного становления нации в современное время. К примеру, на «загнивающем» и полном «морально растления» Западе верующих людей намного больше, чем в современной России. При монастырях действуют приюты и школы, больницы. Практически при каждом приходе открыты двери воскресных школ, не испытывающих недостатка в учащихся.

Важна ли церковь для нравственного возрождения?

В вопросе формирования нравственности крайне важен набор идеалов, получаемый в детстве, перечень ценностей, остающийся с человеком на всю жизнь. Без такого стержня невозможно само появление моральных принципов или же нравственных устоев.

После революции роль церкви, в традициях которой и воспитывались дети, взяла на себя партия. То есть идеалы никуда не пропали, просто на смену христианским пришли коммунистические. Сейчас же у большинства подрастающих детей в принципе нет идеалов, которые бы помогли в формировании моральных качеств.

Направления возрождения нравственности - это в первую очередь:

  • формирование идеалов;
  • предоставление духовной основы;
  • соблюдение традиций;
  • предоставление примера для поведения.

Конечно же, речь идет о воспитании детей. И роль религии в этом вопросе нельзя недооценивать. Более того, стараясь привить нравственные качества, моральные принципы и традиционные ценности детям, взрослые невольно и сами начинают им следовать.

Называет уже ставшие к времени его жизни традиционные средства этого восхождения - молитва и покаяние, которые очищают душу, просветляют и просвещают изнутри. Это святоотеческая «азбука» духовного восхождения.

На русской почве эта идея была осмыслена и развита преподобным Нилом Сорским (XV век), учение которого вобрали и растворили в своих религиозно-философских построениях А.С. Хомяков , В.В. Зеньковский, С.Л. Франк , П.А. Флоренский , Г.В. Флоровский и др.

Составленный Нилом Сорским «Устав о скитской жизни» даст нам полное представление о «лествице» духовного восхождения русских монахов, в главных чертах дошедшей до XX века.

Основным методом духовно-нравственного воспитания он считал многократную молитву, соединяющую монаха-послушника с источником нравственного просвещения - Богом.

Молитва необходима, чтобы «блюсти сердце» и тот, кто овладел этим умением, взошёл, по словам Нила Сорского, на первую ступень «лествицы» духовного совершенствования.

Вторая ступень восхождения заключается в овладении умением управлять («умертвлять») своими страстями и заключается в многократных упражнениях, в духовной работе по очищению и
возвышению души к источнику истины и любви-богу.

В основной перечень упражнений им включалось: чтение духовных книг, рукоделие, пение псалмов, служение (занятия из послушания), всенощное стояние и т. д.

Третья ступень - овладение искусством «ум блюсти в сердце», что достигалось средствами непрерывной безмолвной молитвы, рассматриваемой как «умное делание» (исихия). Послушник должен был уметь соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью («собрать ум в сердце»).

Эта третья ступень Нилом Сорским называлась «высшим чином делания духовного». Далее - на вершине лествицы - достижение благодати Святого Духа, того совершенного состояния, которое достигали лишь величайшие христианские подвижники. Это - «горняя» высота духовного восхождения по христианским воззрениям.

На каждой ступени духовного восхождения воспитанник должен вести борьбу с главными страстными помыслами. Средства этой борьбы различаются смотря по мере и степени нравственного совер-шенства.

Нил Сорский называет восемь «страстных помыслов»:

1) чревообъедение;

3) сребролюбие;

5) печаль;

6) уныние;

7) тщеславие;

8) гордость.

Лишь преодоление их позволяет идти по пути духовного совершенствования. Первые две страсти - телесные, последующие - душевные.

Для телесных страстей Нилом Сорским предлагался контроль за мерой пищи, временем пищи, соблюдение постов, подчинение тела духу. Для искоренения душевных страстей предлагалось оживить в себе «образ Божий» и собственное обещание пребывать в целомудрии и чистоте, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находишься, призывать в молитвах на помощь тех знаменитых святых и подвижников, которые поднялись на вершину духовной «лествицы», не желать никаких стяжений (вещей, богатств и пр.), не гневаться и не творить зла ближнему, изгонять из сердца скорбь молитвой, чтением, общением и беседами с людьми духовной жизни; самый серьезный духовный акт подвижника - преодоление уныния.

В традициях святоотеческого предания Нил Сорский учил, что благодушное перенесение скорбей возводит к высшему совершенству, что постоянные аскетические упражнения снимают негативные воздействия на душу лести, похвалы, чествования и пр., учат ставить себя ниже всех, любить молчание, не выставлять себя, быть в трудах, бороться с собственным высокосердием, кичливостью и т. п.

В русских православных монастырях послушники следовали правилам духовного совершенствования, поднимаясь по ступеням этой «лествицы». Пример их жизни был перед глазами простых русских людей не одно столетие. Идея духовно-нравственного
совершенствования, понятно, не в форме трактатов, глубоко проникла в жизнь русского крестьянства и укоренилась в ней. Этот факт отмечен был славянофилами и такими художниками слова, как Гоголь , Толстой , Лесков , и религиозными философами XIX-XX веков Е. Трубецким ,
Н. Лосским , Н. Бердяевым
и др. Православное учение тысячелетие выковывало целостный характер народной морали.

По народно-православным взглядам нравственно-духовное восхождение начиналось с семьи и церкви, после первой исповеди, осуществляющейся в семилетнем возрасте, и школы. Начальное образование в России столетиями было традиционно связано с религией. Само содержание образования во всех слоях населения, в том числе и крестьянских, носило ярко выраженный религиозный характер. В XVIII-XIX веках для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтырями и часовниками, издаваемыми официальными церковными или синодальной типографиями. Складывалась особая русская традиция обучения. Среди книг, предназначенных для изучения и переписывания, преобладали сочинения духовно-нравственного содержания, включая переводы византийских авторов Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника , Максима Исповедника и др.

Русское крестьянство, как показали исследования последних лет, было в XIX - начале XX века достаточно грамотно и образовано, чтобы самостоятельно знакомиться с духовно-нравственными сочинениями. Вкус к душеполезному чтению прививался в семьях, школах, домах священников, где постоянно обучалось, как правило, 10-15 мальчиков.

Учителя так называемых «вольных» школ выби-рались общиною, причём на первое место ставились религиозно- нравственные качества учителя, умение обучать чтению и пониманию духовных книг, житий святых».

Кларин В.М., Петров В.М., Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX веков, М., 1996 г., с. 87-90.



просмотров