Доказано: творческие люди думают и действуют иначе. Тонкая душевная организация, советы ее носителям Чувственный человек творчество

Доказано: творческие люди думают и действуют иначе. Тонкая душевная организация, советы ее носителям Чувственный человек творчество

«По-настоящему творческий ум в любой области – это человеческое существо, рожденное с аномальной, нечеловеческой чувствительностью»
- Перл Бак

Вспоминая процесс записи песен с молодым Майклом Джексоном, продюсер Куинси Джонс сказал, что «Майкл был настолько застенчив, что пел за диваном, повернувшись спиной ко мне, а я сидел, закрыв руками глаза и выключив свет».

Наблюдая за его зажигательными выступлениями на сцене, большинство даже не догадывалось, что Майкл Джексон был глубоко застенчивым и чувствительным человеком. Король поп-музыки излучал энергию, силу, обаяние на сцене, но в личной жизни был до крайности чувствителен и одинок.

Джексон воплощал в себе противоречие многих исполнителей: они невероятно открыты, и в то же самое время крайне чувствительны. Психолог Михай Чиксентмихайи считал открытость и чувствительность противоположными друг другу качествами личности, которые не только сосуществуют в характере творческих исполнителей, но образуют ядро ​​их личности. Этот парадокс помогает объяснить, как исполнители могут быть смелыми и харизматичными с одной стороны, и эмоционально хрупкими - с другой.

«Открытость и чувствительность творческих людей часто являются не только причиной страданий и боли, но и большой радости, - пишет Чиксентмихайи. – Одиночество и популярность делает человека очень уязвимым».

Тот факт, что многие, казалось бы, экстравертные исполнители также весьма чувствительные люди, доказывают многие музыканты, относящиеся к жанру металла и рока. На сцене музыканты кажутся прототипом экстраверсии: смелые, громкие и необузданные. Но за кулисами они показывают другую сторону своей личности. Им требуется одиночество, чтобы зарядиться энергией, и они предпочитают одиночные виды деятельности - чтение, игру на инструментах. Многие музыканты говорили о повышенной чувствительности к окружению, звуку, освещению и запахам. Они часто склонны к мечтательности и фантазиям.

Обладание повышенной чувствительностью может быть и благословением, и проклятием, и часто требует от творческой натуры проводить больше времени в одиночестве. Как пишет психолог Дженнифер Граймс, иногда люди стремятся блокировать «подавляющее стимулы». Все субъекты ее исследования говорили, что музыка - способ выразить себя, найти связь с другими, самореализоваться.

Результаты исследования Граймс позволяют предположить, что очень творческий человек скрывает за внешним фасадом глубину, сложности и противоречия свой личности. Творческие люди всех типов, как правило, остро чувствительны, и, наоборот, чувствительные люди часто весьма креативны.

Очень творческий и высокочувствительной человек больше наблюдает, больше замечает, ему требуется проработать больше информации. Очень чувствительные люди, как говорила лауреат Пулитцеровской премии Перл Бак, видят мир более красочным, трагичным и красивым. Чувствительные люди часто замечают мелочи, которые другие упускают, видят закономерности там, где другие видят случайность, и находят смысл и метафору в мелочах повседневной жизни. Неудивительно, что данный тип личности часто приходит к творческому выражению.
Исследование во главе с психологом Элейн Арон определило чувствительность как фундаментальную размерность человеческой личности. Оказалось, что высокочувствительные люди склонны обрабатывать больше сенсорной информации и во внутренней, и во внешней среде.

По оценкам, jn 15% до 20% людей считаются высокочувствительными, но среди художников и творческих мыслителей этот процент гораздо выше. Высокие уровни чувствительности коррелируют yt только с творчеством, но и с такими чертами характера, как духовность, интуиция, мистические переживания, связь с искусством и природой.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Что, если любая незнакомая ситуация вызывает у вас сильное волнение? Что, если получасовой фуршет приводит к нестерпимому желанию уединиться, так как неизбежно наступает "социальное похмелье"? Возможно, вы относитесь к людям-орхидеям.

Немного теории: феномен сверхчувствительности впервые был описан Элейн Эйрон, американским психотерапевтом. До нее все люди-орхидеи ошибочно причислялись либо к интровертам, либо просто к людям нервозным или даже невротичным. Сверхчувствительность не имеет никакого отношения к болезням и отклонениям! Конечно, интроверсия встречается у большинства людей-орхидей, но и экстраверты среди них тоже есть.

Оговорюсь, что это не научный труд и исследований я не проводила. Написанное здесь - результат наблюдений за самой собой и другими мне подобными, а вдохновила меня книга Элейн Эйрон "Сверхчувствительная натура".

Кто же такие люди-орхидеи?

Вы можете смело себя причислять к этим 25 % тонких натур, если вам свойственно большинство следующих признаков:
1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы
2. Осторожность и даже медлительность в принятии решений
3. Склонность к глубокому анализу своих поступков и происходящих вокруг событий
4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и еле уловимым тенденциям
5. Высокая восприимчивость к эмоциям других людей (высокая эмпатия, жалость к более слабым), а также избегание конфликтов
6. Потеря сосредоточенности и растерянность в ситуации оценки и наблюдения со стороны других людей
7. Развитая интуиция, склонность к предвидению
8. Правополушарность мышления, хорошие творческие способности

9. Интроверсия (около 70% людей-орхидей - интроверты), избегание публичности и широкого круга общения
10.Склонность к постоянному обучению, стремление к самосовершенствованию
11. Повышенная ранимость и склонность к более выраженному физическому дискомфорту, то есть сильнее страдают от боли, хуже переносят голод
12.Более высокая восприиимчивость к медикаментозному лечению, кофеину

Теперь разберем более детально основные черты людей-орхидей, и как они проявляются на работе, в общении с коллегами.

1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы

Детали:
Пожалуй, это самая яркая и определяющая особенность людей-орхидей. Если взять за метафорический образ бусы, то эта особенность - нить, а все
остальные - бусинки, которые без нити не смогли бы составить бусы.

Реакция высокочувствительных людей на любой, даже незначительный раздражитель сильнее, чем у большинства людей. Особенно сильна реакция на неожиданные и незнакомые раздражители. Например, неожиданный звон разбивающегося стекла или чей-то окрик заставят вздрогнуть, ахнуть и сильно забиться сердце. Сильные раздражители и вовсе вас оглушают и вызывают реакцию ступора, желание скорее уединиться. Поэтому люди-орхидеи в силу своей повышенной эмоциональности стараются избегать:
Переполненный транспорт в час-пик
Митинги с большим скоплением народа
Фуршеты и шумные вечеринки
Длинные шумные очереди
Автомобильные пробки (кстати, люди-орхидеи лучше других знают, как объехать пробки;)

Причина:
Нервная система людей-орхидей настроена на более высокую восприимчивость незначительных раздражителей. Это в свою очередь подразумевает более детальную обработку поступающей в мозг информации. Как следствие, перегрузка нервной системы сильнее, чем у большинства людей. Отсюда - быстрее наступает усталость, при сильных раздражителях - усталость и вовсе оглушающая.

Проявление в бизнес-среде:
Люди-орхидеи крайне некомфортно чувствуют себя на больших и шумных встречах. Чтобы не усугублять свое внутреннее напряжение и не заставлять
свое сердце еще чаще биться, предпочитают отмолчаться. Им однозначно не нравятся офисы открытого типа open-space.

Я, конечно, не люблю работать в выходные, но если уж приходиться выходить, бонусом является возможность посидеть в пустом офисе с приглушенным светом! Работа у меня так и кипит в такой обстановке!

2. Осторожность и медлительность в принятии решений

Детали:
Люди-орхидеи предпочитают продумать все возможные последствия любого действия, на что уходит много времени. Но зато их решения чаще удачные,
ведь они строились на сборе большого количества фактов и рассмотрении всех возможных вариантов.

Причина:
Ваш мозг всегда стремится к тщательной и глубокой обработке информации, а на это нужно гораздо больше времени.

Проявление в бизнес-среде:
Такие люди работают по принципу "семь раз отмерь, один раз отрежь". Работа, в которой нужно быстро принимать решения, вызывает сильнейший
стресс.

3. Склонность к постоянному анализу своих поступков и происходящих вокруг событий

Детали:
Люди-орхидеи склонны к длительным раздумьям и самокопанию. Окружающие это могут воспринимать как витание в облаках и подсчет ворон;).
Постоянный внутренний диалог может приводить к рассеянности и некоторой нескладности в действиях. Но именно благодаря этой внутренней работе
люди-орхидеи чаще наделены житейской мудростью, они чаще разумны и осмотрительны в своих поступках, чаще становятся по-настоящему зрелыми людьми.

Причина:
Все та же склонность постоянно обрабатывать поступающую информацию.

Проявление в бизнес-среде:

При обсуждении какой-то новой информации, сверхчувствительный сотрудник может выглядеть плохо улавливающим происходящее. Но благодаря своей склонности к анализу, впоследствие он приходит даже к более глубокому пониманию деталей и нюансов, чем другие.

Сама за собой замечала следующее: когда узнаю что-то новое в большом количестве, в голове сумбур и хаос. Но я уже знаю, что мозг полусознательно обрабатывает то, что узнал. А на следующий день или неделю (в зависимости от сложности задачи или информации) приходит ТАКАЯ ясность и понимание, которая мне поначалу и не снилась! Выражение "Утро вечера мудреннее" точно про людей-орхидей!

4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и тенденциям

Детали:
От высокочувствительной натуры вы скорее услышите фразу "Что-то здесь не так..." Именно люди-орхидеи первыми обратят внимание на малоуловимые изменения в привычном ходе вещей. Будет ли это ложная тревога или началом надвигающейся катастрофы, уже вопрос времени. Но в любом случае, будет разумно со стороны других людей к ним прислушиваться. Возможно, при приближении цунами в Тайланде люди-орхидеи первыми обратили внимание на убегающих от берега животных и уж тем более не бросились собирать ракушки на обнажившемся берегу перед приходом большой волны...

Причина:

Высокая восприимчивость к незначительным раздражителям сочетается с повышенной внимательностью к деталям. Нервная система людей-орхидей, образно выражаясь, носит очки с увеличительными стеклами: они помогают лучше рассмотреть детали, но и попадающий свет за счёт линз сильнее обжигает. Природой нам даны такие линзы, чтобы мы заблаговременно разглядели приближающуюся опасность и предупредили наших соплеменников. О пользе людей-орхидей для остального сообщества посвящен отдельный пост на моем сайте.

Проявление в бизнес-среде:
Вы тот, кто умеет предупредить босса или ваших коллег о проблеме раньше, чем она усугубиться. Вы тот, кто первый заметит еле уловимые
изменения на рынке и предупредит об этом остальных. Возможно, у вас репутация того, кто все время преувеличивает опасность. Но скорее в вас
ценят эту прозорливость.

Большинство характерных черт людей-орхидей я постаралась показать как преимущества и сильные стороны. Поверьте, я не боялась переборщить, так как такие люди редко склонны к завышенной самооценке, и такие дифирамбы в их адрес не приведут к самовлюбленности.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Снситивная личность в XIX веке подвергается процессу феминизации, покрываясь налетом будничности или сентиментальности, но остаются профессиональные сферы, в которых чувствительный мужчина сохраняет свою мужскую идентичность. Это искусство, наука и, в частности, узкая сфера изобретательства. Яркими примерами тому служат Альфред Нобель и Рудольф Ди-Зель. Нервная восприимчивость, таким образом, ассоциируется? интеллектуальным творчеством (и далее - со всеми видами Творчества).

Данный тип во многом напоминает классического меланхолика, который в глазах общества тоже имел высокий интеллектуальный статус. В истории меланхолии мыслителей всегда считали легко ранимыми и уязвимыми людьми. Высокое потребление умственной (не физической!) энергии истощает личность.

Мужчины-интеллектуалы нередко подтверждали этот вывод, демонстрируя обществу гиперсенситивное немощное тело, как у героев романа Пруста, Томаса Манна, Генри Джеймса или Райнера Марии Рильке.

Связь между интеллектом и различными формами телесной рафинированности находит выражение также в аскетической традиции и особенно в ее меланхолическом проявлении - акедии. Свидетельством высокого интеллектуального статуса могли быть педантичная самодисциплина (Кант), всепожирающий внутренний огонь и употребление наркотиков (Фрейд), психическое выгорание (Макс Вебер) или ипохондрия (Нобель). Сенситивность проявлялась в форме чувствительности к запахам, ощущениям, касалась работы, еды, сна или любой другойы сферы жизни человека. Иногда она словно бы в точности копировала меланхолическую ипохондрию, демонстрируя обостренность восприятия и нетерпимость к окружающему миру. Популярная медицина выделила следующие симптомы сенситивности: головная боль, ощущение тяжести в груди, бессонница, нехватка воздуха, подавленность и бесцельная суетливость. Считалось, что сенситивный человек воплощает в себе основные устремления современной цивилизации и ее уязвимость, причем последняя, если ее не ограничивать и не контролировать, может перерасти в болезнь.



Так родилась одна из центральных идей современности: боль, выраженная через тело, весомее, чем боль душевная. Нервам приписали новую функцию, и они стали отвечать не только за чувства, но и за психосоматику.

На практике телесная чувствительность имела большие преимущества. Она давала право на уход от мира, маркировала вознесение в высшие духовные сферы и создавала условия для внутренней концентрации. Кроме того, ею можно было объяснить любые отклонения от общепринятых норм, нежелание быть как все.

Классический пример - Чарльз Дарвин. Говорят, он был слаб здоровьем и страдал от целого «букета» душевных и физических немощей 38 . Кроме хронических заболеваний, его мучила «постоянная усталость, прежде всего от разговоров и общения». Эти слова он написал в 34 года. Разница между тем Дарвиным, который в 20-летнем возрасте ступил на палубу «Бигля», и больным, уставшим человеком, роль которого он выбрал для себя десять лет спустя, была огромна.

Многие из биографов Дарвина объясняли его чувствительность реакцией на собственное эволюционное учение и страхом за последствия, которые оно могло иметь для религии. Психоаналитики предложили целый список различных объяснений, начиная от эдипова комплекса и скрытого бунта против отца до садомазохистских наклонностей. Но гиперчувствительность Дарвина можно рассматривать иначе - как ресурс и очень удачную форму защиты. Чувствительность пищеварительной системы освобождала его от многочисленных званых обедов («Я устал от интеллектуальных нагрузок и не могу обедать вне дома»). Плохое самочувствие позволяет ему сократить разъезды й утомительные передвижения («Любое отклонение от привычного графика лишает меня сил, каждый приезд в Лондон выби-Ьает из колеи»). Смертельная усталость, сковывающая его после дёсятиминутной лекции, ограждает от множества назойливых приглашений. Внезапные приступы дурноты, накатывающие на Дарвина во время разговоров с коллегами - Эрнстом Геккелем, Томасом Генри Хаксли и Чарлзом Лайелом*, позволяют ему избегать бурных научных дискуссий. «Нездоровье... спасало меня от неприятностей социальной и светской жизни», - лаконично Замечает сам Дарвин.

Фридрих Ницше тоже любил демонстрировать свою чувствительность. Она распространялась на все немецкое, в частности

Эрнст Геккель (1834-1919) - немецкий естествоиспытатель и философ; Томас Генри Хаксли (или Гекели, 1825-1895) - английский зоолог и эволюционист; Чарлз Лайел (1797-1875) - английский естествоиспытатель, основоположник современной геологии.

на немецкую еду («суп перед обедом... вареное мясо, жирно и мучнисто приготовленные овощи») 39 . Но также касалась языка. «У Ницше почти физическое чувство языка и стиля», - пишет один из его биографов. Он реагирует на слова телесными симптомами - головокружением, беспокойством, усталостью и рвотой. (Интересно, что мужская чувствительность нередко принимает форму тошноты, рвоты или позывов к рвоте.) Так же остро Ницше реагирует на музыку. У него неоднократно начинались приступы мигрени после прослушивания сочинений Рихарда Вагнера. Когда однажды вечером друг сыграл при нем на фортепиано отрывок из «Сумерек богов», Ницше почувствовал себя нехорошо и взял с приятеля обещание никогда более не исполнять при нем «эту безумную, отвратительную музыку Вагнера», потому что он, Ницше, «вообще с трудом переносит музыку» 40 .

У Марселя Пруста с раннего детства была астма, при этом он всю жизнь кокетничал и бравировал своей чувствительностью. На свадьбе брата, например, он привлек к себе общее внимание, нарядившись в три пальто, несколько пар перчаток и замотав шею и грудь теплым шарфом. Гостям Пруст объявил, что проболел несколько месяцев и чувствует, что может вот-вот заболеть снова. С 35 лет он почти не встает с кровати, демонстрируя миру крайнюю степень гиперсенситивности: телесную слабость и остроту чувств. Пруст почти ничего не ест и не переносит запаха еды, в его парижской квартире на бульваре Османа, 102, нельзя готовить, чтобы не раздражать хозяина запахами пищи. Сам он лежит в спальне, интерьер которой напоминает салон, стены отделаны пробкой для звукоизоляции. Занавеси задернуты, чтобы не проникали свет и шум с улицы. Единственный запах, приятный Прусту, - аромат его табака. Прикуривал он всегда от восковой свечи, день и ночь горевшей в спальне, - запах спичечной серы был ему противен, еще больше раздражало чирканье спички о коробок. Пруст работает по ночам, когда вокруг тихо, а день проводит в полузабытьи, одурманенный опиумом, вероналом или трионалом. «Лучше всего я вижу в темноте», - пишет он 41 .

В среде европейских интеллектуалов, живших на рубеже Х1Х-ХХ веков, отмечалось очень много случаев телесного воплощения сенситивности. Эти люди реагировали на малейшее недомогание. Многие из них работали столь же продуктивно, как Дарвин, Ницше или Пруст, и при этом всегда полагали, что их жизнь под угрозой. Деятельный и активный шведский профессор математики Гёста Миттаг-Леффлер постоянно переживает за свое здоровье. Он тщательно выбирает меню: рыба, тосты, рубленый шпинат, вареный рис полезны, все прочее под запретом. На приеме у доктора он жалуется на боли в желудке, однако объясняет их профессиональными неудачами. Его брат Фритц, тоже профессор, навещая родственников, мог весь вечер просидеть в прихожей - воздух в домах с центральным отоплением был для него слишком сух, а если кто-то из гостей курил сигару, Фритц не входил в дом совсем. Он был вегетарианцем и до смерти боялся микробов. Случалось, его разбивал паралич, но уже спустя несколько недель Фритц благополучно вставал на ноги. Лейтмотивом всего происходящего была меланхолия. «День рождения с письмами и глубокой меланхолией», - пишет Фритц Миттаг-Леффлер в своем дневнике в 1911 году 42 .

Депрессия, усталость, возбуждение и раздражительность- эти состояния были типичны и для Генри Джеймса, и для Вирджинии Вулф, и для Райнера Марии Рильке. Состояние может быть описано как своего рода ментальный тиннитус": хаос в чувствах, гипертрофированные ощущения, нервозность и нерешительность меланхолика.

Покой приносит только творчество.

Гиперчувствительность подразумевает два прямо противоположных свойства личности, каждое из которых одинаково дорого тому, кто стремится подчеркнуть свой творческий статус. С одной стороны - отречение от собственного тела и изоляция в духе аскетизма. С другой - романтическая фиксация на внутреннем «Я», своих ощущениях и, конечно же, «нервах».

Здесь снова встает вопрос о культурном заимствовании. Гиперчувствительность стала общепризнанным и даже обязательным качеством интеллектуала. Она проявлялась прежде всего в отношении к еде, и по симптомам напоминала меланхолию. Еда раздражала своим видом, запахом и консистенцией. Процесс жевания, глотания и последующего переваривания был отвратителен с точки зрения чувствительного человека. В биографиях многих великих людей - от Бойля и Ньютона до Байрона, Кафки, Вулф и Виттгенштейна - есть факты отказа от еды, жалобы на проблемы с пищеварением, сведения о ритуалах, связанных с принятием пищи 43 .

Эти рассказы могут показаться не более чем анекдотами. Но ведь история сохранила их, значит, они важны для создания определенного образа. Физическая уязвимость как бы усиливает мощь творческой мысли. При таком подходе можно смело утверждать, что прикованный к инвалидной коляске гениальный физик, «оракул», Стивен Хокинг, является воплощением высшей степени сенситивности 44 .

Но чувствительность может проявляться на любом уровне, и сегодня это качество связывают с именами многих известных политиков, экономистов, ученых. Тем самым определенные свойства личности автоматически соотносят с высоким культурным уровнем и большими достижениями.



просмотров