Классификация элит и ее функции. Политическая элита: понятие и типы

Классификация элит и ее функции. Политическая элита: понятие и типы

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  3. Аминокислоты – структурные единицы белка. Классификация аминокислот по структуре радикала. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Значение для организма незаменимых аминокислот.
  4. Апластические анемии: этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, принципы лечения.
  5. Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функции.
  6. Ассортимент изделий из пластмасс. Классификация, основные виды и требования к изделиям из пластмасс.
  7. Билет 2. Взаимодействие объектов хоз.деят-ти человека с ОС. Классификация загрязнений ОС.
  8. Бортовые отсосы. Кольцевые отсосы. Применение. Классификация. Конструирование

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

1)стратегическая функция – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества.

2)организаторская функция – осуществление на практике выработанного курса, а также воплощение политических решений в жизнь.

3)интегративная функция- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, разрешение конфликтных ситуаций.

4)коммуникативная функция – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения.

Чтобы эффективно реализовать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов. Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль.


| 2 | | | |

Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам.

    По уровню властных полномочий и социально-политическому

статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);

    по уровню компетенции : высшая, общегосударственная

(федерального уровня), которая принимает значимые для всего государства решения ; средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), которая

выступает барометром общественного мнения; местная, муниципальная (городская, районная);

    по стилю, по формам и методам правления: элита-лис

(мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обход­ного маневра и политического манипулирования) и элита-львов , которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;

    по характеру выражаемых интересов: профессиональная,

демографическая, этническая, религиозная ;

    по результатам деятельности: элита конструктивная,

псевдоэлита, антиэлита ;

    по технологиям формирования: закрытая и открытая.

    по типу правления выделяют: тоталитарную, либеральную,

доминантную, демократическую элиту.

Такое многообразие не означает, что элиты не взаимосвязаны. Наоборот, они не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связа­ны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Мало того, многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.

Политическая элита имеет и свою структуру. Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

    «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

    «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

    «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

    «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

    «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

    «связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Элита по статусу включает президента и вице-президента страны, членов президентского совета, лидеров представительных органов власти и депутатов, премьер-министра и его заместителей, министров, руководителей администрации и председателей представительных органов власти субъектов Федерации, глав дипломатических представительств за рубежом, высший слой военного чиновничества, лидеров политических партий и общественных движений, руководителей ведущих средств массовой информации. Это и есть правящая элита - элита в узком смысле слова.

Неотъемлемым элементом кадрового корпуса высшего политического звена в демократическом обществе является контрэлита - группа наиболее влиятельных лиц из оппозиционных партий и движений, члены так называемых теневых кабинетов, оппоненты официальному правительственному курсу из финансово-промышленных и коммерческих структур, критически настроенные авторитетные представители творческой интеллигенции, ученые. Контрэлита обладает всеми характерными чертами собственно элиты за исключением главного: она не обладает реальной властью и не имеет прямого доступа к государственным управленческим функциям. Она борется за их приобретение и получение статуса субъекта политики в ранге правящей элиты.

Важным структурным звеном элитного слоя является околоэлитное окружение - ближайшие помощники тех, кто реально делает политику. Это советники и консультанты разных рангов и профилей, члены советов, комиссий и рабочих групп, авторитетные юристы, публицисты, ученые, писатели и артисты - прежде всего те, кто составляет, как сейчас говорят, команду руководителя. Эти люди играют роль своеобразных менеджеров, которые, хотя и не занимают ключевые государственные должности в соответствующих властных структурах, тем не менее, облечены достаточными полномочиями и реальными неформальными возможностями для того, чтобы воздействовать на процесс принятия решений.

В совокупности собственно элита, контрэлита и околоэлитное окружение и представляют собой элиту в широком смысле слова . Без такой элиты, без гармонии и органического единства ее структурных элементов, а тем более без компетентности и профессионализма тех, кто обладает властью, не может нормально существовать ни одно социальное образование.

4. Взаимоотношение правящей элиты и контрэлиты: анализ классических элитаристских теорий .

Теория элиты была разработана известным итальянским социологом Вильфредо Парето (1848-1923) в ряде работ. Парето, в частности, указывал, что в каждой сфере человеческой деятельности есть индивиды, показывающие лучшие результаты, чем другие. Они и составляют так называемый высший класс, или элиту. Граница, отделяющая ее от остального населения, не является четкой и определенной…“Мы имеем две страты населения, а именно: низшая страта (неэлита); высшая страта, элита, делящаяся на две части: а) правящая элита; б) неуправляющая элита”.

На практике не существует каких-то ясных процедур, которые определяют место каждого индивида в данных стратах, но существуют своего рода общественные “этикетки”, помогающие достижению этой цели (например, этикетка адвоката). “В правящую элиту входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например, министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов министерств, председатели апелляционных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответствующих полученной этикетке качеств”. Прорваться в правящую элиту, в том числе и не обладающим элитными свойствами людям, помогают богатство и родственные связи.

Парето не только утверждал о разделении общества на две страты: высшую, в которую обычно входят управляющие, и низшую, где находятся управляемые, но говорил и о постоянном обмене индивидами между ними. Последний процесс он назвал циркуляцией элит. Она содействует поддержанию социального баланса и стабильности в обществе. Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно благодаря выходцам из низших классов, приносящих энергию и волю для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов. Остановка процесса циркуляции элит, или наличие значительных препятствий для него, приводит к катастрофическим для господствующей страты последствиям. Нарушается общественное равновесие, связанное с накоплением высших элементов в низших классах и низших в высших. В правящей элите увеличивается количество элементов, не обладающих качествами, необходимыми для управления, и прибегающих к насилию и террору для удержания власти. C течением времени это приводит к полной деградации правящей элиты и значительному возрастанию пропорции людей, обладающих элитными качествами среди низших классов общества. Они и формируют так называемую контрэлиту, которая начинает борьбу за власть с правящей элитой и привлекает на свою сторону народ для достижения своих целей. Возникает ситуация, благоприятстсвующая революциям, которые, согласно В. Парето, всегда являются борьбой и сменой элит.

Правящая элита для удержания власти всегда опирается на определенное сочетание принуждения и согласия управляемых. Люди стоящие у власти имеют склонность использовать власть для того, чтобы удерживать свои привилегированные позиции и злоупотребляют ею для обеспечения собственных выгод и преимуществ, которые они почти всегда смешивают с выгодами и преимуществами страны. Обострение данной проблемы дает возможность контрэлите привлечь на свою сторону большое количество недовольных из числа простых граждан.

Другой итальянский ученый-элитарист Гаэтано Моска (1858-1941), , не употреблявший в своих работах термин “элита” и предпочитавший пользоваться понятиями “политический класс” и “класс управляемых”, предложил несколько важных положений, развивающих идеи Парето о взаимоотношениях элиты и контрэлиты.

Во-первых, это концепция второй страты политического класса. Моска пришел к заключению, что ниже первой страты правящего класса всегда существует другая, более многочисленная страта, которая включает всех способных управлять страной. Без этой страты невозможна никакая политическая организация, поскольку первой страте пришлось бы непосредственно руководить действиями масс. Моска подчеркивает, что от уровня морали, интеллигентности и активности второй страты зависит в конечном счете компетенция любого политического организма. Именно из этой страты формируется и контрэлита, в терминологии Парето, обеспечивающая смену политического класса.

Во-вторых, Моска указывал на три основных способа, с помощью которых политический класс добивается своего утверждения и обновления: наследование, выборы и кооптацию. С одной стороны, все политические классы стремятся к закреплению своего господствующего положения. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые стремятся сменить старые. Поэтому происходит постоянная борьба аристократической и демократической тенденций. В зависимости от того, первая тенденция превалирует или вторая, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление.

И первая и вторая тенденции являются опасными для общества. Первая содействует деградации политического класса; вторая нарушает политическую стабильность и преемственность. Моска отдает предпочтение тому типу общества, которому свойственно равновесие между этими тенденциями. Он считает, что необходима известная стабильность правящего класса, чтобы последний не испытывал значительных изменений с каждым поколением, и что полезно также проникновение элементов из низшего класса, лишь бы это происходило не слишком быстро и не слишком значительно. Данная ситуация возможна только в смешанных типах политических режимов: аристократически-либеральном и демократически-автократическом. Под последними современная политическая наука понимает те, которые функционируют в развитых странах Запада.

Немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) разработал противоречивую концепцию влияния развития организации на демократию. С одной стороны, он указывал, что современный мир живет в эпоху демократии, а крупные организации сопровождают демократизацию и препятствуют революциям. С другой стороны, крупные и организационно сложные ассоциации, характерные для современного общества, управляются кликами, политика которых неизбежно откланяется от предпочтений их избирателей. Данную тенденцию Михельс назвал “железным законом олигархии”.

Комплекс тенденций, препятствующих осуществлению демократии, с большим трудом поддаются распутыванию и систематизации. Эти тенденции лежат: в сущности человеческой природы, в сущности политической борьбы и в сущности организации.

Во всех современных обществах демократия через развитие массовых организаций приводит к утверждению олигархии. “В результате организации, каждая партия или профессиональный союз становятся разделенными на управляющее меньшинство и управляемое большинство… Именно организация порождает доминирование избранных над избирателями, обладающих полномочиями над теми, кто эти полномочия им вручил, представителей над представленными. Тот, кто говорит “организация”, подразумевает “олигархия”.

Михельс указал на наличие двух важнейших составляющих в контрэлите: низшей страты, в данном случае, наемных рабочих, и узкой группы интеллектуалов, выходцев из буржуазии, которые и возглавили пролетарские массы. Каждое великое движение угнетенных в истории вырастает из подстрекательства, с сотрудничеством и под руководством людей из тех самых групп общества, против которых оно направлено. Без помощи лучше образованных и более способных представителей высшего класса, низший класс не в состоянии осознать свои собственные интересы и вести политическую борьбу за их реализацию.

В самой контрэлите происходит циркуляция индивидов и групп: некоторые люди движутся по восходящей, занимая бюрократические позиции в организации, в то время, как другие спускаются вниз по социально-экономической лестнице. Политическая организация оппозиции, ее развитие и укрепление создает своеобразный социальный лифт для наиболее способных представителей низшего класса. Организация содействует расширению среднего класса, медленному, но верному процессу улучшения материального положения низших статусных групп, их депролетаризации.

Важно, чтобы процесс циркуляции внутри контрэлиты содействовал выдвижению на высшие позиции наиболее талантливых и способных членов общества. Демократия тем самым трансформируется в форму правления лучших, в аристократию.

Михельс также анализирует проблему лидерства в контрэлите. Осуществляется постепенный переход от “спонтанного лидерства” к олигархическому через две промежуточные ступени: 1) профессионального и 2) стабилизированного лидерства. Интересы специалистов зачастую приходят в столкновение с интересами масс, правда, последние являются достаточно разнородными по своему составу. В конечном итоге побеждают профессионалы, которые обеспечивают стабилизацию своего привилегированного положения. Но поскольку интерес специалистов является “консервативным”, связанным с удержанием руководящих позиций в организации, они вынуждены привлекать на свою сторону те или иные группы рядовых членов организации в борьбе с конкурентами. Постепенно организация пополняется лидерами-представителями рядовых членов движения. Они менее идеологизированы чем старые лидеры-профессионалы, потому что более тесно связаны с массами, стремятся к выражению их интересов, являющихся в основном прагматическими, а не теоретическими.

Таким образом, согласно классическим элитаристским теориям, для достижения успеха контрэлите требуются следующие условия:

    в обществе должны обостриться проблемы циркуляции элит, в результате которых, деградация правящей группировки будет сопровождаться значительным возрастанием пропорции людей, обладающих элитными качествами среди не имеющих отношения к власти групп общества.

    во-вторых, должен обозначиться кризис легитимности действующей власти, обеспечивающий переход на сторону контрэлиты не только многих простых людей, ищущих в ней защиты и покровительства, но и представителей так называемой “второй страты политического класса”.

    контрэлита в организационном плане должна сочетать в себе элементы массового движения низов и интеллектуального ядра, представленного выходцами из господствующей страты.

    политическая организация контрэлиты должна обеспечить внутреннюю циркуляцию элементов, обеспечивающую заполнение руководящих позиций наиболее талантливыми и работоспособными представителями из разных слоев общества.

    приход к власти контрэлиты в конечном итоге зависит от умелого сочетания политического прагматизма и принципиальности ее политической программы.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, положением в структурах власти.

К средней элите относят население, выделяющееся по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции:

1)стратегическая функция – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества.

2)организаторская функция – осуществление на практике выработанного курса, а также воплощение политических решений в жизнь.

3)интегративная функция- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, разрешение конфликтных ситуаций.

4)коммуникативная функция – эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения.

Чтобы эффективно реализовать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов. Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль.

Политическая элита – самая активная часть правящего политического класса, исполняющая ведущую роль в управлении обществом, обладающая наибольшей властью и опирающаяся на институты насилия. = Высшая и законная страта (слой) управления обществом и поддержания его стабильности. Опирается на институты насилия (армию, полицию, чиновничество). Имеет право физического принуждения граждан для реализации своих актов и законов.

Типология элит :

По видам деятельности (экономическая, политическая, военная);

По личностным качествам (харизматическая, олигархическая, профессиональная, аристократическая);

По отношению к власти (господствующая, потенциальная, оппозиционная);

По позиции в иерархии управления (правящая, высшая, средняя, маргинальная);

По типу правления (деспотическая, тоталитарная, демократическая, либеральная);

По форме собственности (аграрная, промышленная, финансовая, интеллектуальная);

По видам рекрутирования (отбора): элита крови (по рождению), открытая (из всех слоёв населения), закрытая (только из своей «гильдии», своего класса).

Теории элит – Михельс, Моска, Парето, Бердяев. Объясняли причины возникновения правящей элиты из-за:

1) неравенства способностей, качеств людей и их жизненных позиций;

2) неизбежности деления общества на руководящее меньшинство и руководимое большинство;

3) престижности и значимости управленческого труда (статус, положение в обществе);

4) привилегий , получаемых от управления: распределение ресурсов, средств и пр. блага.

12. Сущность и природа политического лидерства .

Политическое лидерство – взаимодействие лидера и его последователей , основанное на поддержке решений и действий лидера его сторонниками и их готовности следовать за ним . = Постоянное и легитимное влияние индивида, облечённого властью, на группу, организацию и общество в целом.



Зависит от личностных качеств, от ситуации (в мирное время выбирают мягких, в военное – волевых, жёстких), от умения выразить и отстоять интересы своей группы или класса, от качества и количества приверженцев и оппонентов.

13. Функции и типология политического лидерства .

Макс Вебер :

1. Традиционное лидерство: право на лидерство приобретается благодаря происхождению. Основа – традиция.

2. Рационально-легальное лидерство: опирается на общепризнанный правовой порядок путём выборов. Основа – закон.

3. Харизматическое лидерство: лидерство зависит от личности лидера, его обаяния, запала, страсти. Опирается на эмоциональную преданность последователей. Основа – личностные качества лидера. Недолговечно, перерастает либо в 1, либо в 2.

Такер :

1 – консерваторы : опора на неукоснительное сохранение существующего строя;

2 – реформаторы : за преобразование строя путём реформ;

3 – революционеры : за глобальное преобразование строя путём переворота.

Херманн :

1. Знаменосец : своё видение будущего и знание средств его достижения.

2. Служитель : признание через выражение интересов своих приверженцев.

3. Торговец : «продаёт» свои идеи, планы в обмен на поддержку избирателей.

4. Пожарный : быстрота, адекватность и эффективность действий в экстремальных условиях.

P.S. Есть ещё оппозиционное лидерство – противостояние официальной власти .

Функции политического лидерства : аналитическая (анализ ситуации, разработка плана действий), организаторская (мобилизация масс, формирование команды, планирование действий, контроль), интегративная (объединение и согласование интересов на основе общих идей), новаторская (внесение новых идей, обновления), коммуникативная (связь между властью и разными социальными группами), функция гаранта справедливости, законности и порядка .

14. Политическая система: понятие, структура, функции .

Политическая система – совокупность государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе + сложившиеся между ними отношения по поводу власти. = Политическиеинституты, структуры, процессы, формы поведения, политическая культура.

Структура, функции :

- Государство – осуществляет управление обществом;

- Политические партии – представляют интересы определённых классов;

- Общественные объединения, союзы – профессиональные, по социальному статусу, возрасту и пр.

- Общественно- политические движения – интересы более широких слоёв населения, чем партии; временное объединение за общую идею.

- группы давления (лоббистские группы) – банковские, промышленные – для упрочения своего положения и влияния.

- церковь – особенно в мусульманском мире. Формирует мировоззрение.

- СМИ – пресса, радио, ТВ, интернет – пропаганда определённого образа жизни, ценностей. Зомбируют больше всего.

15. Типы политических систем, их характеристика .

В политической науке существуют различные подходы к определению типов политических систем. Вот некоторые из них:

- Марксистско-ленинская концепция - по принципу классового подхода и форм собственности:

1. Рабовладельческий (античный и азиатский);

2. Феодальный;

3. Буржуазный;

Социалистический.

5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата ), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский (демократический стабильный);2. Европейско–континентальный (демократический нестабильный);3. Доиндустриальный (развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);

4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).

16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности .

Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан .

Тоталитарный режим : полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация

- Тотальный контроль властей

- Репрессивная

- Однопартийная

- Подавление инакомыслия

Разновидности : фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …

Авторитарный режим

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

Разновидности : абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.

18. Демократия: понятие, принципы .

Демократический режим

1. Источник власти – народ .

2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

3. Конкурентная многопартийная система.

4. Легальная политическая оппозиция.

5. Реальная свобода слова .

6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

19. Политические режимы и их сравнительный анализ .

1. Демократический режим : либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:

Источник власти – народ .

- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.

Конкурентная многопартийная система.

- Легальная политическая оппозиция.

Реальная свобода слова .

Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.

2. Авторитарный режим : сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.

- Неограниченная власть в руках одного лица.

- Фиктивная многопартийная система.

- Отсутствие реальной оппозиции .

3. Тоталитарный режим : крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:

- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.

- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).

- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).

- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.

- Подавление инакомыслия . Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.

4. Военно-диктаторский режим : захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:

Сосредоточенность власти в руках военных .

- Значительное ограничение демократических прав и свобод.

Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.

20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм .

Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования .

Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата ), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).

Роль выборов :

1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).

2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.

3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.

4. Рекрутирование политической элиты.

5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.

6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.

Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти .

Виды избирательного права :

2) Пассивное – право избираться .

Принципы избирательного права :

1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.

2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.

3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.

4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.

6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).

7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).

8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).

9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.

Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании . Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.

21. Избирательные системы и их виды .

Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов .

Три основных вида :

1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция . Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства .

2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды .

3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония .

22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции .

Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки :

Наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;

Наличие права , системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;

Наличие определённой территории , на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;

Исключительное право взимать налоги и сборы с населения.

Функции :

1. Внешние:

-защита общества от внешних врагов

-развитие отношений с другими государствами;

2. Внутренние:

- политическая (осуществление политической власти),

- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),

- экономическая (налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),

-организаторская (принятие решений, координирование, контроль),

- социальная (забота о гражданах),

-культурно-образовательная (создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).

Теории происхождения государства :

1. Патриархальная теория (древняя Греция ): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2. Теологическая концепция : государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.

3. Теория общественного договора . Локк, Гоббс, Руссо : государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.

4. Теория «насилия» или «захвата» . Гумплович, Каутский : государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.

5. Социально-экономическая (марксистская) концепция : государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс

6. Расистская концепция : государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен .

23. Формы государственного правления и их характеристика .

1. Монархия : формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.

- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия .

- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр .

2. Республика : формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.

- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.

- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.

- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.

- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.

24. Государственно-территориальное устройство .

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь .

2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР .

3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта , Сенегамбия – Сенегал и Гамбия .

25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства .

Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью .

Принципы :

1. Незыблемость конституции , которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства ; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.

2. Равенство всех граждан перед законом.

3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством : полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.

4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов , подчиняющихся только закону.

5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.

Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость (право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).

Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.

26. Гражданское общество: понятие и характерные черты .

Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)

Признаки :

Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;

Обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.

27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти .

Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.

В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.

В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях - король или королева, в Японии - император .

Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции .

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением . РБ – Совет министров.

Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.

Функции :

Приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,

Осуществляет оперативное управление государственными делами,

Обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.

Формируются двумя основными способами :

1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.

2. Внепарламентским (в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.

Полномочия :

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики ;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии ;

Осуществляет управление федеральной собственностью ;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности , реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан , охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий .

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении .

Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти . Есть детальная политическая программа иустав . Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях .

Типы :

По социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные , крестьянские , рабочие и пр.);

По идеологическому признаку (консервативные , либеральные , социалистические , коммунистические , националистические , клерикальные (религиозные) и пр.);

По организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);

По ориентации , методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).

По отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).

Функции :

Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;

Участие в формировании правительства;

Выработка курса социально-политического развития страны;

Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.

30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси .

Партийная система – совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь.

1. Монопартийная система – власть в обществе контролирует одна партия (КПСС ). Характерна для тоталитарного общества. Ведёт к застою во всех сферах жизни и бюрократизации.

2. Двухпартийная система – лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют политическую конкуренцию. В странах с устойчивой социальной и культурной средой и традиционными ценностями. Великобритания – лейбористы и консерваторы, США – республиканцы и демократы . Последовательно сменяют друг друга у власти, «качели». Эффективное развитие страны + выражение интересов разных слоёв.

3. Многопартийная система – реальная борьба за власть более чем двух партий. Раздробленность политических сил. Результат – объединение партий со схожими целями и взглядами, создание межпартийной коалиции для завоевания большинства в парламенте и формирования кабинета министров.

В СССР – монопартийная система: была только одна, коммунистическая партия. С расформированием СССР и образованием республик (1991) – появление многопартийности. В РФ – около 100 партий. НО: создание партий часто идёт не «снизу», а «сверху»: лидер сам ищет себе сторонников, финансирует их и затем создаёт партию. В РБ – то же самое, только меньше партий.

Типология (классификация) политических элит

Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам.

  • * По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита);
  • * по уровню компетенции: высшая, общегосударственная (федерального уровня), которая принимает значимые для всего государства решения; средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), которая выступает барометром общественного мнения; местная, муниципальная (городская, районная);
  • * по стилю, по формам и методам правления: элита-лис (мастеров политического маневра и компромисса, социального балансирования и неожиданных ударов, обходного маневра и политического манипулирования) и элита-львов, которую отличают сильные харизматические качества, консерватизм, склонность к силовым методам руководства и прагматизму;
  • * по характеру выражаемых интересов: профессиональная, демографическая, этническая, религиозная;
  • * по результатам деятельности: элита конструктивная, псевдоэлита, антиэлита;
  • * по технологиям формирования: закрытая и открытая.
  • * по типу правления выделяют: тоталитарную, либеральную, доминантную, демократическую элиту.

Элиты не могут существовать одна без другой, тесно переплетены между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Не меньше связаны они и по форме, и по содержанию своей деятельности. Многие видные представители верхних эшелонов одновременно представляют и политическую, и экономическую, и военную, и религиозную, и даже спортивную элиты.

Политическая элита имеет и свою структуру. Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

  • * «правящая элита» - группа, управляющая обществом от имени государства;
  • * «потенциальные элиты» - группы, стремящиеся к власти;
  • * «селекторат» - группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
  • * «самодеятельные элиты» - группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
  • * «элиты в политике» - авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;
  • * «группы вето» - группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
  • * «связанная группа» - неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

Элита своей деятельностью улучшает и развивает мир, но живет и работает только в собственных интересах.

Псевдоэлита своей деятельностью не улучшает мир, а лишь поддерживает его стабильность, тем самым препятствуя его развитию (ведь развитие - всегда борьба и нестабильность), живет и работает только в собственных интересах.

Контрэлита активно сражается с элитой (или бюрократической псевдоэлитой) в интересах всего народа и страны, всегда имеет связанные с этим четкие цели. Контрэлита прежде всего - против кого-то, она часто деструктивна.

Псевдоконтрэлита активно сражается с элитой, чтобы самой занять «теплое место» элиты или псевдоэлиты.



просмотров