Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма. Характеристика письма как вида речевой деятельности Схему процесса письма как вида речевой деятельности

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма. Характеристика письма как вида речевой деятельности Схему процесса письма как вида речевой деятельности

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Вторичность письма не умаляет его значения в жизни человека.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.

При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

Различают письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми. Письмо связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, также как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором – кодирование, зашифровка сообщения.

Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» – понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь.

Письмо предполагает:

  • графику – систему знаков-графем
  • орфографию – правописание, систему правил использования знаков
  • запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности
  • письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, — это выражение мыслей в графической форме.

Трудности обучения письменной речи очевидны:

  • процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;
  • если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
  • формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;
  • овладение письменной речью наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.). В методике преподавания ИЯ различают понятия письмо и письменная речь. Письмо – это процесс овладения графикой и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения.

Письмо как и говорение имеет трехчастную структуру:

- мотивационно-побудительная часть (появляется мотив, желание передать информацию письменно). На этом этапе возникает замысел высказывания.

- аналитико-синтетическая часть (формируется само высказывание, происходит отбор необходимых слов, определение смысловой части высказывания);

- исполнительная часть – фиксация письменной речи с помощью графических средств языка.

Как известно из психологии, в процессе письма осуществляется опора на все виды ощущений с использованием акустического, речедвигательного, зрительного и рукодвигательного анализаторов.

Письмо тесно связано с другими видами речевой деятельности:

а) связь письма и чтения : в основе обоих видов речевой деятельности лежит одна графическая система языка. При письме и чтении устанавливаются графемно-фонемные соответствия, но с разной направленностью – при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. При письме информация кодируется, при чтении декодируется.

б) связь письма с говорением : в обоих видах речевой деятельности лежат одинаковые механизмы порождения высказывания (замысел, т.е. что сказать; отбор необходимых языковых средств (слова и их сочетание); реализация замысла – в говорении в устной форме, а на письме в письменной).

в) связь письма с аудированием : прежде, чем быть выраженной в письменной форме, мысль проговаривается на ИЯ во внутренней речи, а следовательно активизируется работа слухового анализатора.

Психофизиологические механизмы письменной речи:

Внутреннее программирование будущего высказывания;

Внутреннее проговаривание;

Выбор лексических единиц и грамматических структур;

Установление графемно-фонемных соответствий;

Моторное программирование компонентов высказывания (синтагм);

Осмысление, сличение.

Письменное кодирование нформации на любом языке представляет собой достаточно сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, а также из перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность – программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания (синтагм), выбор звуков, выход. Эта деятельность при выражении иыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. В тех случаях, когда идет списывание с текста или записывание воспринятого на слух, первым элементом будет не кодирование собственного сообщения, а декодирование речевого произведения, воспринятого на слух или зрительно. Таким образом, во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1) кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде; 2) кодирование с помощью графического кода. Письменная речь носит вторично кодовый характер.

Письмо не является в отличие от других видов речевой деятельности целью обучения ИЯ в школьном курсе. Письмо является средством обучения лексико-грамматическому материалу и средством совершенствования навыков чтения и устной речи.

Задачи обучения письму :

Обучение графике букв и орфографии;

Обучение письменной речи как средству общения.

а) лингвистический компонент (обучение графической и орфографической системам иностранного языка);

б) психологический компонент (формирование графических и орфографических навыков, реализуемых при выполнении письменных заданий);

в) методологический компонент (овладение приемами выполнения письменных заданий, способствующих усвоению графики и орфографии ИЯ и помогающие овладению лексико-грамматическим материалом и формированию навыков и умений чтения и устной речи.

Программа по ИЯ предусматривает разные задачи обучения письму на разных этапах обучения:

а) на начальном этапе идет овладение графикой букв, формируются каллиграфические умения и навыки;

б) на среднем этапе главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.);

в) на старшем этапе обучение письменной речи направлено на совершенствование навыков устной речи (сочинение, письмо, деловые бумаги и др.).

Обучение письму и письменной речи начинается с обучения технике письма. Техника письма – это совокупность основных начертательных средств (буквы, буквосочетания) для изображения на письме звуков и звукосочетаний.

Германские языки пользуются латинской графикой. Графика существует в двух вариантах – печатном и рукописном, каждый из которых имеет прописные и строчные буквы.

В УМК по немецкому языку принят рукописный шрифт (связанное письмо); в УМК по английскому языку полупечатный шрифт (print script), облегчающий усвоение графикой.

Сравнение алфавитов родного и иностранного языков позволяет выделить три основные группы букв:

1) сходные буквы – A a, O o, P p, B b, K, M, E e, C c, m, U u, g, y, n, z, I i

2) частично совпадающие по написанию – k, T, X x, H, Q, Y

3) начертания которых абсолютно новы для учащихся – W w, q, R r, t, Z, S s, D d, F f, G, h, J j, L l, V v, N, ß .

Основные ошибки учащихся при овладении техникой письма:

Внутриязыковая интерференция оказывает влияние на неразличение сходных букв в самом ИЯ (k - h, v - w, I - J, Z - L, H - N);

Межъязыковая интерференция препятствует различению сходных букв ИЯ и родного языка (p, b, m, c, g, y, n, z);

Неумение различать в буквах направления сходных элементов (f - t - l;

Трудности в усвоении графемно-фонемных соответствий (ch - sch, sch - tsch, ch - ck, ei - ie).

В обучении графике следует придерживаться дифференцированного подхода: сосредоточить усилия учащихся на овладении написанием новых для них букв и буквосочетаний, а относительно одинаковых и сходных по написанию использовать явление трансференции – т.е. положительного переноса навыков из родного языка в иностранный.


Похожая информация.


1.Письмо как вид речевой деятельности

а) психофизиологические механизмы письма

Письмо - это вид речевой деятельности, продуктом которого является письменный тeкст, т.е. речевое высказывание, зафиксированное на бумаге с помощью графического кода языка для передачи на расстояние и для сохранения речевых произведений во времени.

Хотя письмо занимает в речевом общении человека с другими людьми меньший удельный вес по сравнению с говорением, аудированием и чтением, роль письменной речи, тем не менее, неизмеримо велика. В письменных текстах отражены и заключены «остановленные во времени события и факты, явления, духовное богатство отдельной личности и всего человечества, зафиксированный человеческий опыт, результаты познания и мышления, передаваемые из поколения в поколение, планы деятельности и организации общества и многое другое».

Трудности обучения письменной речи обусловлены ее психологической сложностью. Включая в себя все те нервно-моз­говые связи, которые необходимы для овладения устной речью и чтени­ем, письменная речь требует включения целого ряда дополнительных анализаторов, при помощи которых письмо помогает фиксировать в памяти графические комплексы и графические знаки.

Благодаря взаимодействию различных анализаторов создаются благоприятные условия для запоминания языкового материала, поло­жительную роль при этом играет замедленность самого акта письма, которая позволяет производить тщательный внутренний анализ обра­зования и употребления языковых средств. Обратимся к таблице, показывающей процесс порождения письменной речи.

Таблица № 1 - Психофизиологическая характеристика письма как вида РД

В процессе письма функционируют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковременной и долговременной памятью , но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

Сложность письменной речи сопряжена не только с необходи­мостью включения большего числа анализаторов: ее намного усложняют также условия, в которых она обычно протекает. Как свидетельствуют многочисленные исследования Л.С.Выготского, С.А.Рубинштейна, В.А.Артемова и других ученых, одним из обстоятельств, усложняющих акт письменной речи, является то, что отсутствует определенная ситуация, которая является общей для того, кто пишет и того, кому адресовано написанное. Поэтому, если при устном общении что-то может быть недосказано или опущено, и оно может быть понято с помощью мимики, интонации или жестов, то при письменном общении все то, что необходимо высказать, должно найти свое полное отражение. Если при устном общении предусматривается постоянная стимуляция и контроль со стороны слушающего, то оба эти момента при письменной речи отсутствуют. Из данного положения мы можем сделать вывод, что письменная речь должна быть максимально ясной и развернутой для того, чтобы наиболее полно выполнить свою коммуникативную функцию.

Следует помнить, что основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение , т.е. представление о том, что будет написано, еще до момента написания. Если мы проанализируем процесс упреждения, то придем к выводу, что оно происходит во внутренней речи - той речи, которая непосредственно объединяет внешнюю речь с мышлением. Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого высказывания. Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.

Здесь же следует отметить, что механизм составления письменного текста не является простым. Он распадается на следующие элементы, представленные в

схеме № 2. Обратимся к схеме.

Схема № 2.

выделение предиката

Термин письмо имеет несколько значений. Во-первых, это сам процесс создания письменного высказывания (синоним «написание»). Во-вторых, это система графических знаков, употребляемых для написания (синоним «письменность»). В-третьих, это один из письменных жанров, бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения определенной информации. В этом параграфе рассмотрим письмо в первом значении этого слова. Итак, письмо (написание) - это продуктивный вид речевой деятельности, направленный на создание письменного высказывания.

Письменная речь во многом отличается от другого продуктивного вида речевой деятельности - говорения. Своеобразие письменной речи уже было рассмотрено нами выше. Напомним лишь некоторые особенности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Письменный текст требует обдумывания. Он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.

В определенных случаях письмо тесно соприкасается с другими видами речевой деятельности: слушанием и чтением. Выделяются слушание-письмо, когда человек слушает и пишет, па- пример, план, тезисы, конспекты лекций и т.п. и чтение-письмо, когда человек читает и пишет. Например, аннотации, рефераты, конспекты книг и т.п.

Как же происходит процесс письма? Каковы его механизмы и структура?

Существует три механизма письма:

  • 1) механизм осмысления, т.е. установление смысловых связей между понятиями, между членами предложения и т.д., выстраивание логики событий, процессов, рассуждений;
  • 2) механизм упреждающего синтеза, который заключается в следующем: пишущий, во-первых, проговаривает каждое слово, которое собирается написать, во внутренней речи, во-вторых, «предвидит» последующие слова и формы связи между ними, в-третьих, представляет раскрытие замысла всего высказывания в целом;
  • 3) механизм памяти, т.е. постоянное удерживание в памяти предмета высказывания, основной мысли во время записи отдельных слов и предложений.

Как и все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:

  • 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
  • 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
  • 3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный адресат и промежуточная обратная связь. Часто пишущий должен сначала ввести будущего читателя в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может быть неверно понят.

Контроль деятельности. Перечитывая написанное, пишущий проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел речи.

Существует несколько классификаций письма (написания). В основе первой, самой простой, классификации лежит степень готовности текста для прочтения. По этому признаку различаются черновая запись, в которой часто используется сокращенное написание, и запись набело, где употребляется, как правило, только полное написание.

Следующая классификация основывается на адресованно - сти письменного текста. Исходя из этого, выделяются два вида: некоммуникативное и коммуникативное написание.

Некоммуникативное написание - это письмо для собственной тренировки, когда текст не имеет адреса и не служит средством общения (отрабатываются, например, орфографические и пунктуационные нормы и т.п.).

Коммуникативное написание - это написание, посредством которого передается определенная информация для адресата, для будущего читателя. Чаще всего она предназначается для других людей, однако иногда автор письменного текста и его адресат - одно и то же лицо (составление и дальнейшее использование конспекта лекций, написание дневника и т.д.).

Третий признак деления - цели написания. По этому признаку выделяют:

  • а) написания для сообщения информации: смысловой (как правило, такая информация является основной в деловых, официальных бумагах) и эмоциональной (она может быть основной только в письмах к близким людям);
  • б) написания для побуждения к действию (это цель письменных инструкций, реклам и т.д.);
  • в) написания для поиска истины (эта цель присутствует, например, в журнальной или газетной полемике, в письмах- запросах и т.п.);
  • г) написания для определения норм нашего поведения в обществе (законы, постановления, распоряжения и т.п.).

Письмо как вид речевой деятельности классифицируется также с точки зрения:

  • 1) способа написания (учитываются графические знаки - печатные и письменные буквы, стенографические условные знаки);
  • 2) тщательности написания (различают каллиграфию и скоропись);
  • 3) степени готовности текста для прочтения (черновая запись и ее беловая обработка).

Помимо указанных выше, выделяются и другие разновидности письма. М.Р. Львов, например, отмечает, что письменная речь различается по стилям: разговорный и письменно-книжные. Рассмотрим более подробно книжные стили речи, так как основной формой их существования является именно письменная речь, в противовес разговорному стилю, который проявляется прежде всего в устной форме. В русском языке три книжных стиля: официально-деловой, научный и публицистический. Помимо общих черт, каждый из них обладает своеобразием. Давайте выясним функции этих стилей, их стилеобразующие черты и языковые особенности.

иностранный язык интернет письмо учебный

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Бодуэн де Куртенэ впервые обратил внимание на письмо как на самостоятельный лингвистический объект, и он по праву считается основоположником теории письма. Данный аспект в своих исследованиях рассматривали Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, П.К. Анохин и другие. Вопрос о существовании системы письменного языка, его автономности, частичной независимости от системы устного языка впервые поставили ученые Пражской лингвистической школы А. Артимович (1932), Й. Вахек (1964), а также Д. Нериус (1959), В. Истрин (1965), Е. Маевский (1976), И. Гельб (1982) и другие.

В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Возрастание роли письма в учебном процессе по ИЯ связано также с использованием в настоящее время творческих, интерактивных форм работы с языком.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, а письменная речь как процесс выражения мыслей в графической форме.

В современной методической литературе различают письмо и письменную речь.

Л.К. Мазунова отмечает, что «механизм письма состоит из двух звеньев: составления слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. В методическом плане различаются умения двух порядков: 1) владение графической и орфографической системами языка для фиксирования отдельных слов и 2) умения сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения. Умения первого типа в методической литературе принято называть письмом, второго - письменной речью. Отсюда следует, что «письмо» включает в себя «письмо как техническое умение» и «письменную речь»

По определению Е.Н. Солововой, письмо - это овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.

Г.В. Рогова указывает, что письмо является сложным речевым умением, которое позволяет обеспечить общение людей при помощи системы графических знаков. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Л.К. Мазунова дает следующее рабочее определение письма.

Письмо как объект овладения представляет собой специфическую речевую способность, обеспечивающую коммуникацию/общение посредством письменного языка и канонических текстов; данная способность длительно формируется в условиях специально организованной мотивированной письменной текстовой деятельности рецептивно - репродуктивно-продуктивного характера.

Коммуникация и общение являются неотъемлемыми компонентами естественного пользования языком в любой его форме - устной и письменной, и поэтому должны присутствовать в процессе обучения письму. Связь между коммуникацией и общением, устной и письменной формы языка отображена схематично. (см. схему №1 с.34)

Коммуникация, опосредуемая рецептивной текстовой деятельностью, мотивируя последнюю, обеспечивает 1) усвоение текстологических знаний, 2) овладение способами обращения с текстом - сжатие, расширение, трансформации, 3) концептуализацию предметно-содержательных, в том числе лингвокультурологических и формально- языковых знаний, а также 4) развитие умений создания текстов вторичных жанров.

Общение, опосредуемое продуктивной текстовой деятельностью, 1) обеспечивает психологически полноценные условия для порождения текста заданного образца (канона), т.е. создает естественно-мотивационную основу для продуцирования адекватного текста, 2) стимулирует текстотворчество (креативное письмо), 3) способствует развитию умения толерантного редактирования как метода коррекции созданного обучаемым текста.

Письменная речь включает в себя как обязательные элементы графические и орфографические навыки.

Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении.

Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности не только своей специфичностью, но и степенью распространенности использования ее в быту. Пользование письменной речью на иностранном языке имеет малую практическую значимость.

Структура письма

(СИСТЕМА)

КОММУНИКАЦИЯ

Письменная форма

Устная форма

КОММУНИКАЦИЯ

Схема 1. «Структура письма» предложена Л.К. Мазуновой

Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, т.к. в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе в работе над письмом важна орфография в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Письменная речь приобретает еще одну важную роль - она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.

По мнению психологов, письменное кодирование информации на любом языке представляет собой сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения и перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность: «программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания, выбор звуков, выход». Эта деятельность при выражении мыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. Во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1)кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде и 2)кодирование с помощью графического кода.

Анализ деятельности, осуществляемой в процессе формирования письменных сообщений, показывает, что письменная речь носит вторично кодовый характер. Эту точку зрения разделяют большинство ученых. Однако некоторые авторы утверждают, что графический код обладает определенной автономностью и не может трактоваться как вторичный по отношению к звуковому.

Два этапа формирования письменной речи (кодирование и декодирование, и кодирование в графике) и наличие устного упреждения определили связь письма с устной речью и чтением и сделали его важным средством обучения языку.

Факт, что при оформлении собственных письменных высказываний первым этапом являются те же операции, что и при формировании устных сообщений, дает основание отнести письменную речь к репродуктивной деятельности. Следовательно, упражнения в письменной речи помогают развитию устной речи.

Письмо как средство и как цель обучения присутствует в учебном процессе параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию уже на начальном этапе (например, заполнение анкеты) и достигать значительных результатов (написание рецензии), пользуясь сложными языковыми средствами.

Письменная речь характеризуется формализованностью как в плане языковых средств, так и в плане структуры текста. С развитием современных средств коммуникации эта формализованность усилилась многократно. Умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения. Овладение формальной структурой разных видов письменных текстов (языковой и содержательной) в изучаемом языке является важной целью обучения письменной коммуникации.

В современном межкультурном общении письма пишут от руки печатными буквами или печатают на соответствующей технике (ПК, мобильный телефон и т.д.).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции в письменной речи зависит не только от уровня владения конкретным иностранным языком, но и от общего уровня образованности пишущего, так как в основе лежит общее умение работать с информацией.

Существует несколько подходов к обучению письменной речи:

  • 1. Директивный (формально языковой) подход
  • 2. Лингвистический (формально-структурный) подход
  • 3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход

Сбалансированное использование вышеописанных подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности. В зависимости от целей обучения уровня владения языком и потребностей учащихся один из подходов может доминировать на определенном этапе учебного процесса.

Ориентация на процесс, а не на результат деятельности, самостоятельность учащихся в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений в виде стихов, сказок, рассказов и т.п. повышает мотивацию к изучению иностранного языка, что положительно сказывается на формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся на всех этапах овладения изучаемым языком.



просмотров