Старый мороз и молодой морозец - литовская народная сказка. Старый мороз и молодой морозец: Сказка Сказка старый мороз и молодой морозец
Жил старый Мороз, и был у него сынок — молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его — так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
"Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный — куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!"
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит — едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
"Э, — думает, — кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!"
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
— Не то, — кричит, — замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк — и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
— Погоняй, — кричит, — погоняй скорее!
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
— Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
— Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри — едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
— Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь — поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
— Вот невидаль! — отвечает молодой Морозец. — Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
"Ну, — думает Морозец, — погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!"
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить — щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается...
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
"Ладно, — думает, — всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!"
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
"Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!"
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
— Теперь, — говорит, — можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
"Ну, что будешь делать?" — посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
— Что это ты, сынок, еле идёшь?
— Уморился, пока мужика морозил.
— А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
— Да уж очень больно мужик бока намял!
— Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!
Урок чтения 4 классе
Тема: Старый Мороз и молодой Морозец
Цель урока: создавать условия для формирования беглого, правильного, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи урока :
1) Образовательные : формирование беглого, правильного, выразительного, осмысленного чтения; закрепление знаний полученных при работе над сказкой « Старый мороз и молодой морозец» 1 часть. Формирование умений читать целым словом без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Отрабатывание послогового орфографического чтения малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Обогащение словарного запаса учащихся.
2)Коррекционные : коррекция мыслительной деятельности, формирование зрительного и слухового восприятия, развитие периферийного зрения, формирование умения анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом . Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.. Коррекция функции самоконтроля
3)Воспитательные: воспитание усидчивости, познавательного интереса. Формирование адекватного эмоционального отношения к описанным событиям, действиям героев. Воспитание интереса к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формирование положительного отношения к труду, воспитание доброжелательного отношения друг к другу на этапе работы в парах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, знают значение трудных по смыслу слов;
Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев сказки при помощи пословиц
Метапредметные результаты:
Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)
Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия
Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах
Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, карточки с заданиями:
- Словарная работа
- Ладошки и снежинки
- Таблицы на развитие зрительного восприятия
- Простые карандаши, листочки бумаги.
- Снежинки
- Карточки: НЕБО, ВЕТЕР, ПОГОДА.
Ход урока
I.Орг. момент.
СЛАЙД № 1 «Старый Мороз и молодой Морозец» (литовская сказка)
Здравствуйте ребята!
Долгожданный дан звонок
Надо нам начать урок!
Скажите поскорее мне
Какое у вас настроение?
Улыбнитесь друг другу. А сядет тот, кто правильно выберет и назовёт слова подходящие к уроку чтения
СЛАЙД № 2 (думать, вышивать, объяснять, читать, раскрашивать, вырезать, бегать, слушать, следить, рассказывать, размышлять, оценивать, петь, отвечать)
II.Актуализация опорных знаний.
1.Беседа
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете какое время года наступит завтра
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
Какие зимние месяцы вы знаете? Декабрь, январь, февраль (снежинки)
Ну а зимние холода как вы знаете, пришли к нам уже давно.
Ребята давайте поиграем в игру «Назови признаки зимы». Я буду вам показывать карточку с названием предмета, а вы будете называть признаки этого предмета (на какой вопрос отвечает признак предмета?)
какой? какая? какое? какие?
Небо -хмурое, серое
Ветер – холодный, ледяной
Погода - снежная, морозная (снежинки)
С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?
Какой жанр этого произведения?
Почему? Докажите
1.Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика .
а)Дыхательная гимнастика:
Представьте, что мы с вами оказались в том самом зимнем лесу где резвились Старый Морозец и Молодой Морозец. А в зимнем лесу очень чистый и морозный воздух, давайте подышим им.
Правила дыхательной гимнастики: спина прямая, плечи развёрнуты, вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой, щёки не раздуваем.
Вдох – носом, выдох – через рот.
Возьмите в руки ладошку, положите снежинку на край пальчиков, подуйте так как дует Молодой Морозец, не сильно. А теперь подуйте сильно как Старый Морозец, ведь он сильнее чем его юный друг
СЛАЙД № 3
б) Чистоговорка
Оз-оз-оз - на улице мороз Са-са-са - в лесу бегает лиса
Ом- ом-ом – катим снежный ком.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
СЛАЙД № 4
в) Скороговрка
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод
(В медленном, среднем, быстром темпе)
СЛАЙД № 5
г) Повторение знаков препинания в конце предложения.
III .Проверка домашнего задания
Скажите что нам было задано на дом?
А сейчас я хочу проверить как внимательно вы читали сказку дома. Для этого выполним с вами следующее задание.
Конверт с таблицей
Чтение сказки по ролям (часть, выделить в учебнике)
Беседа по содержанию 1-й части текста:
Почему молодого Морозца считали хвастуном?
Как он заморозил богатого пана? Почему у него это легко получилось?
Опишите, как выглядел мужик.
IV.Физминутка
А сейчас мы на прогулку
В зимний лес пойдём
Через высокие сугробы
Дружно мы перешагнём,
Покатаемся на лыжах,
В сани сядем без проблем-
Очень весело нам всем
Что замёрзли???
Да, замёрзли!!!
Движения (похлопывание по плечам, растирание ушей, кистей рук)
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Да, да, да.
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее.
Прыг, прыг, прыг.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Так, так, так.
V. Работа над новым материалом
1 .Сообщение темы урока детьми
(СЛАЙД № 6) Картинка к сказке
Какая тема нашего урока?
Сегодня я вас опять приглашаю отправиться в сказку. Закроем глаза и послушаем:
(СЛАЙД № 7) Метель и хруст снега
Как вы думаете какая стоит погода?
Морозная
Морозная погода стоит потому, что старый Мороз и молодой Морозец ещё резвятся в лесу. Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказки и узнаем, чем закончился спор двух Морозов.
2.Продолжение знакомства со сказкой. Чтение II части учителем.
Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Объясните смысл пословицы:
(Слайд №8)
«Мороз не велик, а стоять не велит!»
Когда человек активно двигается, он согревается. Если же стоять неподвижно, то даже на небольшом морозе холодно...
Как смысл этой пословицы подтверждается в нашей сказке?
3.Словарная работа. Карточки с заданием
Взвился - поднялся высоко
Проберу тебя до костей – очень сильно заморожу
Одеревенели - стали твёрдыми как дерево
Обух – часть топора, где нет лезвия.
Ковыляет –идёт медленно, хромает.
Не мудрено - легко, доступно.
(Слайд№ 9)
4.Чтение 2 части учащимися самостоятельно.
1группа: (Лапикус, Попов, Хасбатуллин, Хинтов, Коржов, Кокорев)- чтение стр. 59-61
2группа: (Ерофеев, Кривчиков, Каулкин) – чтение, стр.59-60
5. Работа над трудными словами. (Слайд№10)
Взвил-ся - взвился
По-сме-и-ва-ет-ся - посмеивается
О-де-ре-ве-не-ли - одеревенели
У-мо-рил-ся - уморился
- Чтение сказки учащимися по «цепочке».
Зачем мужик приехал в лес?
Что он там стал делать?
VI.Зрительная физминутка “СНЕЖИНКА»
(Слайд№11)
VII. Осмысление и закрепление полученных знаний.
Беседа по вопросам по содержанию 2-й части текста:
Как решил заморозить Морозец мужика?
Получалось ли у него это сделать?
- Почему Морозцу было тяжело морозить мужика?
Потому что мужик двигался – работал.
(Слайд№12)
Объясните выражение мороза – отца: «… с панами – бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика никому не одолеть!»
Греет не шуба, а работа
(Слайд№13)
1.Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте из 2 части сказки, где молодой Морозец пытается заморозить мужика разными способами.
2. Работа над правильностью чтения (работа в парах, ученик фиксирует ошибки товарища )
VIII.Заключительная часть.
1 . Итоги урока.
Какую сказку читали на уроке?
Кто герои сказки?
Кто вам понравился? Почему?
Какая главная мысль сказки?
(С бездельниками не мудрено справиться, а вот мужика трудолюбивого никому не одолеть.)
2. Рефлексия. (Самоанализ, самооценка). Оценки за урок.
Что нового узнали на уроке?
Чему учились?
Кто из вас доволен уроком?
(Слайд№14) Молодцы!!!
Жил когда-то Дед-Мороз,
у него внучонок рос.
Всем хорош Морозец был,
Да похвастаться любил:
- Дед силён, а я сильней!
И кусаюсь я больней!
Я моложе на сто лет!
Заморожу целый свет!
Вот Морозец как-то раз
В чистом поле, в поздний час,
Видит: едет, сыт и пьян,
В толстой шубе толстый пан.
Кони барина везут.
Наш Морозец тут как тут!
Рядом с паном в сани сел
Нос у пана побелел,
Пан не чует рук и ног,
Весь до косточек продрог,
Льдинки сыплются из глаз...
Пробил пану смертный час,
Не спасли его меха
Рукавицы и доха.
Что ты кверху поднял нос?
Встретил внука Дед-Мороз.
Усмехнулся внук в ответ:
- Шуба есть, а пана нет!
И не вылез из мехов,
Как промёрз до потрохов.
Ты силён, а я сильней,
И кусаюсь я больней!
Заморожу целый свет!
- Ладно, внучек, - крякнул дед.
Заморозишь! А пока
Заморозь-ка мужика.
Где? Какого?
- Вон в бору
Рубит сучья на ветру!
Заглянул Морозец в бор,
Где звенел в тот час топор,
Видит: тощий мужичок,
Затянув свой кушачок,
Зипунком прикрыт едва,
Рубит сучья на дрова.
Ну-ка, внучек! - молвил дед.
Одолеешь или нет?
- Да таких хоть десять штук!
Не моргнув, ответил внук.
Как пришёл Морозец в лес,
Мужику в зипун залез,
Пробирает мужика
Больно щиплет за бока,
За нос, за уши дерёт,
Прямо за душу берёт!
А мужик, знать, крепок был
Так и рубит, как рубил,
Так и машет топором,
Разбирает бурелом.
Призаморится - вздохнёт,
Только пот с лица смахнёт,
Чуть присядет на пенёк:
- Жаркий выдался денёк!
Час ли, два часа прошло
Время быстро утекло.
Мужичонка, жив-здоров,
Наложил на санки дров,
За кушак топор заткнул
И до дому повернул.
А Морозец, сам не свой,
Поплелся к себе домой.
- Ты чего повесил нос?
Встретил внука Дед-Мороз.
Что ответил деду внук,
Здесь писать нам недосуг,
Только скажем: с этих пор,
Как берёт мужик топор,
Так Морозец - ни гугу!
Тихо дремлет на снегу.
Литовская сказка в стихах. Впервые напечатана в журнале "Мурзилка" (1949, № 2) с рисунками К. Кащеева.
Пан - помещик, барин в старой Польше.
Зипун - см. комментарий к стихотворению "О купце, о мужике и о мужицком пятаке".
Бурелом - лес, поваленный бурей.
И. В. Алексахина, канд. филол. наук, Д. А. Берман
Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его - так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
«Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный - куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!»
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит - едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
«Э, - думает, - кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!»
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
Не то, - кричит, - замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк - и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
Погоняй, - кричит, - погоняй скорее!
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри - едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь - поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
Вот невидаль! - отвечает молодой Морозец. - Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
«Ну, - думает Морозец, - погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!»
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить - щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается…
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
«Ладно, - думает, - всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!»
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
«Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!»
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
Теперь, - говорит, - можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
«Ну, что будешь делать?» - посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
Что это ты, сынок, еле идёшь?
Уморился, пока мужика морозил.
А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
Да уж очень больно мужик бока намял!
Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!
Жил старый Мороз, и был у него сынок - молодой Морозец. И такой хвастун был этот сынок, что и захочешь рассказать, да не расскажешь! Послушать его - так умнее и сильнее его на всём свете никого нет. Вот раз и думает этот сынок, молодой Морозец:
"Стар стал мой отец! Плохо своё дело делает. Я и молодой и сильный - куда лучше могу людей морозить! От меня никто не спасётся, со мной никто не справится: всех одолею!"
Пустился молодой Морозец в путь, принялся выискивать, кого бы это заморозить. Вылетел на дорогу и видит - едет в повозке на сытой лошадке пан. Сам пан толстый, шуба на пане меховая, тёплая, ноги ковром укутаны.
Осмотрел Морозец пана, засмеялся.
"Э, - думает, - кутайся не кутайся, всё равно от меня не спасёшься! Старик отец мой, может быть, н не пронял бы тебя, а я так пройму, что только держись! Ни шуба, ни ковёр не помогут!"
Подлетел Морозец к пану и давай его донимать: и под ковёр забирается, и в рукава влезает, и за воротник пробирается, и за нос щиплет.
Приказал пан своему слуге погонять лошадь.
Не то, - кричит, - замёрзну я!
А Морозец ещё пуще донимает, ещё больнее за нос щиплет, пальцы на ногах и руках леденит, дышать не даёт.
Пан и так, пан и сяк - и ёжится, и жмётся, и вертится на месте.
Погоняй, - кричит, - погоняй скорее!
Приехал пан в свою усадьбу, вынесли его из повозки чуть живого.
Полетел молодой Морозец к отцу, к старому Морозу. Стал перед ним хвастаться:
Вон я какой! Вон я какой! Где тебе, отец, за мной угнаться! Смотри, какого пана я заморозил! Смотри, под какую тёплую шубу я пробрался! Тебе под такую шубу ни за что не пробраться! Тебе такого пана ни за что не заморозить!
Усмехнулся старый Мороз и говорит:
Хвастунишка ты! Подождал бы своей силой да удалью хвалиться. Верно: заморозил ты толстого пана, влез к нему под тёплую шубу. Да большое ли это дело? Вон смотри - едет тощий мужик в дырявой шубёнке, на тощей лошадёнке. Видишь ты его?
Едет этот мужик в лес дрова рубить. Попробуй-ка ты его заморозить. Если заморозишь - поверю тебе, что и в самом деле ты силён!
Вот невидаль! - отвечает молодой Морозец. - Да я его в один миг заморожу!
Взвился Морозец, полетел мужика догонять. Догнал, напал и давай его донимать: то с одного боку налетит, то с другого, а мужик едет себе да едет. Стал Морозец его за ноги хватать. А мужик соскочил с саней и побежал рядом с лошадёнкой.
"Ну, - думает Морозец, - погоди! Уж я тебя в лесу заморожу!"
Приехал мужик в лес, достал топор и принялся ёлки да берёзы рубить - щепки во все стороны так и летят!
А молодой Морозец покою ему не даёт: и за руки, и за ноги хватает, и за ворот пробирается...
И чем больше старается Морозец, тем сильнее мужик топором размахивает, тем сильнее дрова рубит. Разогрелся так, что даже рукавицы снял.
Долго нападал Морозец на мужика, наконец устал.
"Ладно, - думает, - всё равно я тебя одолею! Проберу тебя до костей, когда ты будешь домой возвращаться!"
Подбежал к саням, увидел рукавицы, да и забрался в них. Сидит и посмеивается:
"Посмотрю-ка я, как это мужик свои рукавицы наденет: они так одеревенели, что в них и пальцы просунуть нельзя!"
Морозец в мужичьих рукавицах сидит, а мужик знай всё рубит да рубит.
До тех пор рубил, пока не наложил воз верхом.
Теперь, - говорит, - можно и домой возвращаться!
Взял тут мужик свои рукавицы, хотел было их надеть, а они как железные.
"Ну, что будешь делать?" - посмеивается про себя молодой Морозец.
А мужик, как увидел, что рукавицы надеть нельзя, взял топор и принялся бить по ним.
Мужик по рукавицам обухом тук да тук, а Морозец в рукавицах ох да ох!
И так крепко мужик помял бока Морозцу, что тот чуть жив убрался.
Мужик домой едет, дрова везёт, на свою лошадёнку покрикивает. А молодой Морозец к отцу ковыляет, сам охает. Увидел его старый Мороз, стал посмеиваться:
Что это ты, сынок, еле идёшь?
Уморился, пока мужика морозил.
А что это, сынок, молодой Морозец, так жалобно охаешь?
Да уж очень больно мужик бока намял!
Это тебе, сынок, молодой Морозец, наукой будет: с панами-бездельниками немудрено справиться, а вот мужика никогда и никому не одолеть! Запомни это!