Диагностика уровня творческой активности (по М.И. Рожкову)

Диагностика уровня творческой активности (по М.И. Рожкову)

На основе выявленных критериев и эмпирических показателей можно провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Уровень творческой активности определяется по четырём критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовывать структуру объекта, направленность на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности

Ход проведения: уровень творческой активности определяется по четырём критериям (результаты заносятся в таблицу)

  1. Чувство новизны.
  2. Критичность.
  3. Способность преобразовывать структуру объекта.
  4. Направленность на творчество.

По каждому из критериев вычисляется средний балл. В составе четвёртого, последнего, критерия вопросы с 41-го по 56-ой-это самооценка. Самооценка по критерию «Чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы №41,42,43,44; по критерию «Критичность» по среднему баллу ответов на вопросы №45,46,47,47; по критерию «Способность преобразовывать структуру объекта» на вопросы №49,50,51,52; по критерию «Направленность на творчество» на вопросы №53,54,55,56.

Очень важно сопоставить средний балл по каждому из критериев с самооценкой. Например, по критерию «Чувство новизны» средний балл составил 1,45 , а самооценка 0,9. Средний результат между оценкой и самооценкой позволит определить уровень творческой активности школьника. Можно выделить три уровня этой активности.

Низкий: от 0 до 1 балла.

Средний: от 1 до 1,5 балла.

Высокий: от 1,5 до 2 баллов.

  1. Чувство новизны (№1-10)

Выберите тот ответ, который определяет ваше поведение в предложенных ниже ситуациях.

  1. Если бы я строил для себя дом, то:

А) построил бы дом по типовому проекту (0)

Б) построил бы такой дом, который видел на картинке в журнале или кино (1)

В) построил бы такой дом, которого нет ни у кого (2)

2. Если мне нужно принять гостей, то я:

А) провожу вечер, как мои родители, когда к ним приходят гости(0)

Б) готовлю сам сюрприз для гостей(2)

В) стараюсь провести вечер, как любимые герои кино(1)

3. Среди предложенных на контрольной задач я выбираю:

А) оригинальную (2)

Б) трудную (1)

В) простую (0)

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

А) красивое (1)

Б) точное (0)

В) необычное (2)

5. Когда я пишу сочинение, то:

А) подбираю слова как можно проще (0)

Б) стремлюсь употребить те слова, которые привычны для слуха и точно отражают мои мысли (1)

В) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

А) все работали (1)

Б) было весело (0)

В) было много нового (2)

7. Для меня в общении самое важное:

А) хорошее отношение товарищей (0)

Б) возможность узнать новое (2)

В) взаимопомощь (1)

8. Если бы я был поваром, то:

А) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны (0)

Б) создавал бы новые блюда (2)

В) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)

9. Из телевизионных передач я выбираю:

А) « Смехопанораму » (0)

Б) « Поле чудес» (1)

В) «Планету Земля» (2)

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

А) наиболее удобный маршрут (0)

Б) неизведанный маршрут (2)

В) маршрут, который хвалили мои друзья (1)

  1. Критичность (№11-20)

Согласны ли вы с высказываниями?

А) полностью согласен (0)

Б) не согласен (2)

В) не готов дать оценку (1)

11. «Знания и только знания делают человека свободным и великим» (Д.И.Писарев).

12. «Лицо- зеркало души» (М.Горький).

13. « Единственная настоящая ценность – это труд человеческий» (А.Франс).

14. « Разум человека сильнее его кулаков» (Ф.Рабле).

15. «Ум, несомненно, первое условие для счастья» (Софокл).

16. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публимий Сир).

17. « Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает» (Франсуа де Ларошфуко).

18. « Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние» (Блез Паскаль).

19. « Способности, как и мускулы, растут при тренировке» (К.А. Тимирязев).

20. « Только глупцы и покойники не меняют своих мнений» (Д.Л. Оруэлл).

  1. Способность преобразовывать структуру объекта (№ 21-30)

№ 21А-23А – для старшеклассников.

№ 21Б – 23Б – для учащихся среднего возраста.

Правильные ответы: 21А –а) 21Б – г)

22А – г) 22Б –б)

23А –б) 23Б –д)

В первой строке № 21А – 23А представлена пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21А. ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) арест – вор в) арест – судья

б) арест – обвиняемый г) арест – адвокат

22А. ОЗЕРО – ВАННА

а) водопад – лужа в) водопад – вода

б) водопад – труба г) водопад – душ

23А. ВУЛКАН –ЛАВА

а) источник – родник в) огонь – костер

б) глаз – слеза г) шторм - наводнение

В первой строке № 21Б – 23Б представлена пара слов, которые находятся в определенном отношении. Далее идет исходное слово и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному. Определить это слово. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный – 0 балов.

21Б. ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ

Больница а) доктор г) лечение

Б) ученик д) больной

В) учреждение

22Б. ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

Картина а) хромой г)рисунок

Б) слепой д) больной

В) художник

23Б. РЫБА – СЕТЬ

Муха а) решето г)жужжать

Б) комар д) паутина

В) комната

Найти выход из ситуации.

24. Заснув в своей постели, утром вы проснулись в пустыне. Ваши действия.

25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия.

26. В чужом городе вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как вы будите изъясняться?

Ответы записываются на листе бумаги. Критерии оценки: а) реальность (2); б) вариативность (3). Время для ответа не более одной минуты на каждый вопрос.

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.

28. Консервная банка

29. Металлическая линейка

30. Велосипедное колесо

Ответ записывается на листе бумаги. Время ответа – одна минута на каждый вопрос. Ответы оцениваются следующим образом:

отсутствие ответа – 0 баллов

тривиальный ответ – 1 балл

оригинальный ответ -2 балла

  1. Направленность на творчество (№ 31 -40)

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали?

б) сочинять книгу (2)

в) пересказывать содержание книги друзьям (1)

32. а) выступать в роли актера (2)

б) выступать в роли зрителя (0)

в) выступать в роли критика (1)

33. а) рассказывать всем местные новости (0)

б) не пересказывать услышанное (1)

в) прокомментировать то, что услышали (2)

34. а) придумать новые способы выполнения работ (2)

б) работать, используя испытанные приемы (0)

в) искать в опыте других лучший способ работы (1)

35. а) используя указания (0)

б) организовывать людей (2)

в) быть помощником руководителя(1)

36. а) играть в игры, где каждый играет за себя (2)

б) играть в игры, где можно проявить себя (1)

в) играть в команде (0)

37. а) смотреть интересный фильм дома (1)

в) проводить время в компании друзей (0)

38. а) размышлять, как улучшить мир (2)

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)

в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)

39.а) петь в хоре (0)

б) петь песню соло или дуэтом (1)

в) петь свою песню (2)

40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)

б) отправиться в путешествие на корабле (1)

в) отправиться в экспедицию с учеными (2)

Самооценка (№41 – 56)

41. Мне нравится создавать фантастические проекты.

42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46. Мне удается находить причины своих неудач.

47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48. Могу обосновать, почему мне что –то нравится или не нравится.

49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50. Убедительно могу доказать свою правоту.

51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52. У меня часто рождаются интересные идеи.

53. Мне интереснее работать творчески, чем как –то иначе.

54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56.Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Ответы на вопросы оцениваются так:

Да - 2 балла

Трудно сказать -1 балл.

Нет -0 баллов.

Карта ответов на вопросы анкеты

№ 1-10 Чувство новизны (средний балл)

№ 11- 20 Критичность (средний балл)

Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

При анализе степени проявления творческих способностей детей во внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень.

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

Настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);

Эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием;

Наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

Наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

Активность детей в учебном процессе и других ;

Приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

    Тест «Творческий потенциал» (подростки старшей возрастной группы и старшеклассники)

Уважаемые учащиеся!

Выберите один из вариантов ответов в данном тесте и обведите его кружком, или проставьте соответствующий балл: за ответ «а» — 3балла;

за ответ «б» — 1 балл;

за ответ «в» — 2 балла.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы обучаетесь, в объединении:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;


б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;10

реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания

– искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество. В сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспри-

нимающих произведения искусства, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст – текст – подтекст).

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.

Частным видом педагогического творчества является импровизация 11 – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа: 1) педагогическое озарение; 2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации; 3) публичное воплощение этой идеи и 4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

1.4. Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня. Гизелин (Ghiselin, 1963) пишет о двух уровнях – низшем и высшем. Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

А. Л. Галин (1986), говоря о разных уровнях творчества, пишет следующее: «Человечеством накоплено много знаний, имеется множество способов преобразования имеющейся информации, способов мышления, поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний, «компиляции» или выведено непосредственно из того, что

10 Когда на выставке работ Пикассо одна из посетительниц спросила художника, как надо понимать его произведение, тот ответил, что его надо не понимать, а эмоционально воспринимать.

11 Импровизация (от лат. imprivisus – неожиданный, внезапный) в самом общем понимании – создание чего-то (сочинение стихов, написание музыки, выступление с чем-либо и т. п.) в момент исполнения, без подготовки.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

известно. Сказать, что это не творчество, вряд ли можно. Нечто новое в результате такой работы получается. Но оно принципиально выводимо из того, что известно. Поэтому назовем это творчеством невысокого уровня. Многое может быть сделано путем применения специальных приемов решения изобретательских задач (Альтшуллер Г. С., 1979), направленного перебора вариантов решения, последовательного осмысления задачи, задания себе вопросов определенного типа и т. п. Но качественно новое знание, предполагающее изменение самих основ рассмотрения явления, таким путем получено быть не может. Получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, назовем творчеством высокого уровня» (с. 9).

A. Л. Галин пишет далее, что творчество невысокого уровня связано с рациональным упорядочиванием знаний, их соотнесением и удобным представлением и не обязательно предполагает обращение к интуиции. Творчество же высшего типа включает в себя и интуицию.

Очевидно, что творчество высокого уровня в определенных сферах деятельности доступно не всем, что заставляет говорить о наличии у людей разного по уровню творческого потенциала, т. е. способности к творчеству.

Низший уровень проявляется в способности анализа предметной ситуации с целью ее преобразования; в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию, широкий диапазон действий при выполнении проблемных заданий, т. е. альтернативность мышления.

Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно того, что «я могу» и чего «я хочу», в понимании детерминант собственного развития, в умении ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.

Высший уровень творческого развития дает возможность эффективного воздействия на других людей незаметно для них самих. Данный уровень развития проявляется в умении проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки, в умении отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Люди этого уровня одновременно и мечтатели, и прагматики, они самостоятельны и независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет о трех уровнях творчества: компилятивном, проективном и инсайтно-креативном.

Компилятивный уровень связан с собиранием, классификацией, рубрикацией, ранжированием уже известных разрозненных знаний и фактов.

Проективный уровень имеет место, когда создаются обобщенные новые суждения на основании собранных знаний.

Инсайтно-креативный уровень связан с озарением, когда творец неожиданно постигает что-то новое, неожиданное для него («побочный продукт» интеллектуального напряжения по Я. А. Пономареву).

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

По С. С. Беловой (2008), сущность процесса творчества заключается:

1) в завершении схемы, восстановлении пробела в репрезентации задачи (О. Зельц);

2) в реорганизации информации или переформулировке задачи (К. Дункер);

3) в преодолении ментального блока, функциональной фиксации (К. Дункер, Р. Майер);

4) в нахождении аналога задачи (Д. Гентнер);

5) в случайных рекомбинациях идей (Д. Саймонтон);

6) в дивергентном мышлении (Дж. Гилфорд);

7) в ассоциировании отдаленных элементов опыта (С. Медник);

8) во взаимодействии логического и интуитивного режимов мышления (Я. А. Понома-

9) в закономерностях функционирования семантической (Э. Нецке) или нейронной (К. Мартиндейл) сети.

М. Боден (Boden, 1999) выделяет три типа творчества (креативности):

1) комбинаторную креативность – порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей;

2) исследовательскую креативность – обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; творчество состоит в исследовании содержания, границ и потенциала концептуального пространства;

3) трансформационную креативность – выдвижение идей, немыслимых ранее: это научные прорывы на уровне парадигм, «новое слово в искусстве» и т. д. Это творчество в полном смысле слова.

1.5. Мотивация творческой деятельности

Как писал Г. Гутман (Gutman, 1967), для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового. А Сантьяго Рамон-и- Кахаль полагал, что исследователя отличают от других людей не особые интеллектуальные способности, а его мотивация, объединяющая две страсти: любовь к истине и жажду славы.

В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром – до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени года, – с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: «Случайный. Я не хотел его писать»…»12

12 Как тут не вспомнить и Болдинскую осень А. С. Пушкина! Ч. Ломброзо на основании сделанных им подсчетов пришел к выводу, что у многих великих людей были свои излюбленные месяцы и времена года, в которые они преимущественно обнаруживали склонность делать наибольшее число наблюдений или открытий и создавать художественные произведения. У Беранже – в январе, у Лютера – в марте и апреле, у Гальвани – в апреле, у Гюго – в мае, у Мальпиги и Шиллера – в июне и июле, у Ламартина – в августе, у Байрона – в сентябре, у Вольта – в ноябре – декабре. У большинства пик творческой продуктивности в области литературы и искусства приходится на весну, а наименьшая активность – на зиму. То же наблюдается и в отношении научных открытий.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Моцарт в одном из своих писем 1789 г. пишет: «Когда я, как это бывает, нахожусь наедине с собой и я в хорошем настроении (например, путешествуя в повозке или гуляя после хорошего обеда) или в течение ночи, когда я не могу заснуть, мои идеи. появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит – я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их».

…Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – уж одни эти действия предполагают в самом начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопрос, то не о чем догадываться и нечего выбирать. Чтобы быть покороче, закончу психиатрией: если отрицать в творчестве вопрос и намерение, то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта, поэтому если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим (Чехов А. П.

Полное собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 2.).

Короленко Ц. П., Фролова Г. В., 1975, с. 47.

«Все гениальные произведения, – говорит Вольтер в письме к Дидро, – созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать «Армиды Кино» или же басни «Мор зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная толком, что из нее выйдет. Корнель написал своих «Горациев» так же инстинктивно, как птица вьет гнездо» (Ломброзо Ч., 2006, с. 26–28).

Французский ученый М. Рорбах (Rohrbach, 1959), основываясь на самонаблюдении, тоже считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается.

Моль (Moles, 1963), опираясь на идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Левина и бихевиористов, представляет мотивацию творчества как трехслойную структуру. На низшем уровне находится редуцированный образ человечества в целом, его непрерывный мятеж против законов природы или мифологические образы, грезы человечества, от Прометея и Икара до философского камня и эликсира долголетия (неосознаваемый коллективный опыт человечества). Средний уровень представляет «страсть» (побудительная сила мотивации), а верхний уровень – социальные мотивы (например, ориентация на научное признание, славу).

Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, т. е. стремлению к успеху, к достижению цели. Это выявлено Чамберсом (Chambers, 1967), обследовавшим 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин (1978) рассматривают творческую активность художника как неосознанное стремление к отреагированию фрустраций, а литературное произведение – как продукт изживания конфликтов по механизму проекции и идентификации.

Л. Г. Жабицкая (1983б) считает такой подход неадекватным. Бессознательное стремление к изживанию фрустрационного напряжения может стать стимулом к созданию литературного продукта, однако такая мотивация является побочной для литературного творчества (даже если она осознается автором в качестве основной). Жабицкая отстаивает точку зрения, что ведущие мотивы литературно-художественного творчества связаны с познавательной потребностью в художественном исследовании действительности и формированием ценностного отношения к миру. Потребность в познании мотивирует творческую деятельность в особой проблемной ситуации при столкновении художника с новыми явлениями общественной и индивидуальной психологии, требующими установления ценностного отношения.

Можно привести сколько угодно примеров, когда причиной творческой деятельности и выдающихся результатов были честолюбивые желания

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

выделиться из общего ряда людей, подражание, зависть, высокая самооценка, высокие ожидания окружающих людей и т. п. «Сладостное внимание женщин почти единственная цель наших усилий». Эти слова А. С. Пушкина не просто пылкая фраза поэта. По-ученому строгий в суждениях И. И. Мечников писал: «Связь поэзии, литературы, ораторского искусства и музыки с любовью признаны всеми. Но почему-то существует мнение, будто научная инициатива составляет исключение из этого правила. Это еще не доказывает, что любовь не играла направляющей роли в жизни ученых».

«Любознательность – это главный движущий стимул ученого», – утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сент-Дьерди. Таков

что единственный стимул – это наслаждение, даруемое напряжением творческих сил и поисками материала. На любых других условиях я писать отказываюсь – точно так же, как не стану охотиться только ради того, чтобы пообедать кроликом. Однако коль скоро сему занятию будут способствовать хвала и деньги, возражать против этого было бы так же нелепо, как выбрасывать убитого кролика».

Чурбанов В., 1980, с. 65–66.

Другим ведущим мотивом литературного творчества является, по Л. Г. Жабицкой, коммуникативный мотив (иногда автокоммуникация). Его действие проявляется как в установке автора на социальный заказ, так и в установке на эстетическую выразительность, точность и художественное совершенство формы. Этот мотив осознается и произвольно регулируется художником.

К обобщенному мотиву литературно-творческой деятельности Л. Г. Жабицкая относит и эмоциональную направленность как свойство личности, стимулирующее стремление к повторному переживанию эмоций, обусловливающих субъективное видение писателем действительности. Этот мотив менее осознан и плохо поддается управлению. Так, итальянский писатель Фосколо говорил, что он пишет свои письма не для Отечества и не ради славы, а для того, чтобы испытать наслаждение, которое доставляет ему упражнение своих способностей.

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти… черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы» (1957, с. 59).

А. С. Шаров (2000) обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. «Для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» (с. 329–330).

Ч. Дарвин (1957) признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов» (с. 150), «Успех

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

первого моего литературного труда до сих пор доставляет моему тщеславию большое удовольствие» (с. 124).

Следовательно, причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».13

Например, в отечественном авиастроении известны конкуретные отношения между различными конструкторскими бюро, приведшие к выдающимся достижениям. Насколько соревнование может подхлестнуть мысль и активность исследователя, можно прочесть в книге американского химика Дж. Уотсона «Двойная спираль» (1968).

Один из стимулов научного творчества – ореол исключительности, которым окружены ученые.

Все же о широком признании как мотиве деятельности большинства научных работников говорить не приходится. Если раньше ученые более низкой квалификации могли иметь иллюзии на этот счет, думая, что их статьи все-таки читают и используют, то «индексы цитирования» вывели их из этого заблуждения.

Одна из ведущих научно-технических библиотек Лондона в 1956 г. могла предложить своим читателям 7820 периодических изданий. Из них 4800 ни разу не были взяты на руки ни одним читателем, 2274 были затребованы лишь один раз, наиболее солидный журнал – 382 раза, 60 журналов – по 100 каждый. Эти цифры свидетельствуют, что большая часть научной информации содержится в статьях очень узкого круга выдающихся ученых и только их публикации читает научный мир. И все же ученые ни в коем случае не отказываются от публикаций даже в третьестепенных изданиях. Напечатанная статья свидетельствует о завершенной научной работе и позволяет почувствовать свою причастность к науке. Человек освещен лучами того ореола исключительности, который присущ научной деятельности.

Что касается высоких побуждений как непосредственного стимула научного творчества, то выдающийся венгерский ученый, биохимик А. Сент-Дьерди отозвался о них скептически. Он считал, что если юноша стремится в науку, чтобы осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество.

Лук А. Н., 1978, с. 69–70.

Интерес, любопытство. Интерес – это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное «стремление к открытию», как творческий импульс, «живое любопытство». Интерес – одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности (см. пункт 5.2).

Смена направления творческой деятельности как способ сохранения мотивации.

Смена направлений, характера творческой деятельности происходит у выдающихся деятелей довольно часто и, вероятно, является одним из факторов сохранения мотивации и твор-

13 Пушкин А. С. Заметки и афоризмы разных годов. Полное собр. соч.: В 10 т. 1958. Т. 7. С. 515.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Экспериментальная работа проведена на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Прокопьевска в 3 "А" классе. Класс работает по программе "Школа 2100".

В классе 20 человек из них 11 мальчиков и 9 девочек. Дети на уроках активные, коллектив детей дружный, всегда помогают друг другу, дисциплинированный. В классе достаточно средств и материалов для развития творческой активности детей, дети активны в самостоятельной деятельности, проявляют инициативу в творчестве.

Для выявления условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий эксперимент, цель - выявить уровень сформированности творческой активности у младших школьников.

Второй этап - формирующий эксперимент - направлен на экспериментальное подтверждение условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе - контрольный эксперимент, направлен на установление эффективности экспериментальной работы по применению системы игр, направленной на развитие творческой активности, выявление изменений в развитии уровня творческой активности детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности творческой активности младших школьников. Для выявления данного показателя мы использовали следующие методики

  • 1) Тест Торренса "Закончи рисунок";
  • 2) Методика В.И. Боязитовой "Нерешаемая задача";
  • 3) "Несуществующее животное".

Для определения показателей творческой активности мы опирались на следующие понятия:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями.

Поскольку творческая активность связана с особым видом мыслительной деятельности - творческое мышление, за основу мы взяли, показали: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и уровень творческой активности ученика при выполнении заданий.

Для определения данных показателей мы ориентировались на следующие уровни:

Показатели

Уровень проявления

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень проявления активности ученика

Ученик всегда выдвигает идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует разнообразные способы деятельности

Ученик выдвигать разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью, способен делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения.

Ученик способен к изобретательской и конструктивной деятельности, детально разрабатывает каждую идею.

Ученик характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Ученик иногда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует в большинстве заданий разнообразные способы деятельности

Ученик не всегда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью.

Ученик не всегда проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

Ученик не выдвигает идеи или количество их незначительно, затрудняется переходить от одного аспекта решения к другому, не всегда использует разнообразные способы деятельности

Ученик не выдвигает идеи или количество их не значительно, затрудняется переходить от одного аспекта проблемы к другому, не всегда использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется низкой интеллектуальной активностью.

Ученик не проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания.

Развитие творческой активности было рассмотрено нами на трех уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень - ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использует разнообразные стратегии решения проблем, проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность, наблюдательность, сообразительность. Преодолевает трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно, переносит умения и навыки из одной деятельности в другую.

Средний уровень - ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Использует в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность в том случае, если данная тема интересна. Работает самостоятельно, но иногда обращается помощью к учителю.

Низкий уровень - ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, пассивен. С трудом включаются в работу, задание выполняет только с помощью учителя. Ученик с данным уровнем нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, все ответы шаблонны, не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Первая методика Тест Торренса "Закончи рисунок".

Целью методики является: выявление уровня сформированности показателей беглости, гибкости, оригинальности.

На двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Нужно добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. При этом нужно придумать для каждой картинки название и подписать внизу. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.

При проведении этого эксперимента мы выявили, что высокий уровень творческой активности имеют 35% детей. Дети с данным показателем отличаются от остальных гибкостью мышления, выдвигали идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Использовали разнообразные стратегии решения проблем, проявляли инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В рисунках прослеживается нестандартное использование геометрических фигур. Преодолевали трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно.

45% детей показали средний уровень развития показателей. Дети с данным показателем не всегда выдвигали идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использовали в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. В рисунках прослеживается шаблонный уровень, но к некоторым геометрическим фигурам используется нестандартный подход. При возникновении трудностей во время выполнения задания иногда обращались за помощью к учителю.

Низкий уровень развития творческой активности имеют 20% детей. Дети с данным показателем не стремились выдвигать идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, с трудом включались в работу. Не проявляли высокой активности, при возникновении трудностей у детей с данным показателем преобладали отрицательные эмоции, постоянно обращались за помощью к учителю. Рисунки характеризуются шаблонностью, стереотипностью, ученики не проявляли инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Результаты деятельности детей, в ходе выполнения заданий на этапе проведения констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (Рис. 1).

Вторая методика "Нерешаемая задача" (Боязитова В.И.)

Целью методики является : определение уровня проявления разработанности результата деятельности, активности ученика в ней.

Детям предлагалось собрать три картинки:

  • - Первая состояла из одного предмета, разделенного на 4 - 6 частей, и собиралась относительно легко.
  • - Вторая состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделена на 4 - 6 частей).
  • -Третья картинка также состояла из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет - по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей. игра мышление творческий

Методика на определение уровня проявления разработанности, активности ученика, выявила следующие показатели: Высокого уровня проявления разработанности результата деятельности, активности - не показал ни один ребенок.

Средний уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 8 детей (40%). Дети с данным показателем не всегда проявляли изобретательские и конструктивные способности деятельности, стремились к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляли желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации. В первом задании дети собрали картинки за 30 сек., второе задание выполнили за 1 минуту, третье задание вызвало затруднение. Работали сосредоточенно.

Низкий уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 12 детей (60%). Дети с данным показателем при составлении картинки суетились, не проявляли изобретательские и конструктивные способности, стремились понять, запомнить и воспроизвести знания.

Результаты, полученные нами, представлены в диаграмме (Рис. 2).


Третья методика "Несуществующее животное"

Цель методики: выявить уровень развития творческой активности личности, общую энергию рисунка.

Учащимся предлагалось изобразить несуществующих животных. Данная методика является проективной и не имеет конкретной инструкции и чётких рамок.

При выполнении методики мы оценили уровень развития творческой активности, и выявили что 7 (35%) детей имеют высокий уровень развития творческой активности, 10 (50%) детей имеют средний уровень и 3 (15%) детей имеют низкий уровень развития творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 3).


Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с высоким, средним и низким уровнем проявления творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 4).


Показатели высокого уровня развития творческой активности на этапе констатирующего эксперимента показало 25% детей.

Показатели среднего уровня развития творческой активности показало: Филип А., Ксения К., Саша И., Арина К., Глеб К., Кирилл Н., Катя Ч., Илья К., Лера Л. -, что составило 45%.

Низкий уровень развития творческой активности выявлен у 6 детей, что составило 30%.

Можно сделать общий вывод, что уровень развития творческой активности в 3 "А" классе - средний.



просмотров