Этика научного исследования. Правила научного цитирования Правила цитирования научной литературы

Этика научного исследования. Правила научного цитирования Правила цитирования научной литературы

Основы научного цитирования: метод. пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович. - Минск: БГУ, 2010. - 58 с

(выдержка)

«Обязательным компонентом любой научной работы является научное цитирование. В научных работах приводятся ссылки на источники, из которых заимствуются материалы или отдельные результаты или на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники, проверить достоверность цитирования, получить необходимую информацию об этих источниках (его содержании, языке, объеме).

Использование библиографических ссылок в научных работах обязательно и употребляется в следующих случаях:

При цитировании фрагментов текста, формул, таблиц, иллюстраций;

При заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты;

При перефразированном, недословном воспроизведении фрагмента чужого текста;

При анализе в тексте содержания других публикаций;

При необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно.

Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. На все источники, приведенные в списке использованной литературы, обязательно должны быть указания в тексте статьи.

Появление в тексте работы цитат и ссылок, не представленных в списке литературы, и наоборот, появление в списке литературы источников, на которые нет ссылок в тексте работы, является грубейшей ошибкой.

При оценке библиографического аппарата работы не меньшее внимание уделяется качеству цитируемых источников. Основными требованиями к приводимым в работе источникам является их авторитетность и соответствие исследуемой теме. Наиболее авторитетными источниками информации для научных работ признаются новейшие научные статьи и монографии (в том числе, иностранные). При ссылке на эти источники следует обращать внимание на научную квалификацию авторов, а также на авторитетность журнала, в котором опубликована статья.

При теоретической разработке научной проблемы студенту следует также показать знакомство с классическими трудами, сославшись в работе на соответствующие источники. О наиболее известных научных трудах в исследуемой области можно получить информацию в справочной и учебной литературе, в библиографиях научных статей и монографий, а также у научного руководителя.

Обратите внимание!

· Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на его последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

· Цитирование в научных работах учебных и справочных изданий должно быть ограниченным. Следует избегать ссылок на популярные издания, а также материалы, авторство которых невозможно установить, даже если приводимая в них информация соответствует теме научной работы.

· Указание в научной работе ссылки на библиографический источник предполагает, что автор работы лично ознакомился с этим изданием и может, если потребуется, поддержать научную дискуссию (например, при защите научной работы) по поводу содержания данного источника.

· При использовании в научной работе теоретических положений, идей, доказательств, результатов исследований других авторов, необходимо представлять ссылки на авторов и источники приводимой информации.

· При написании научной работы бывают случаи, когда необходимо обратить внимание читателя на большой срез литературных источников, привести ссылки на которые в работе не представляется возможным из-за их большого количества. Такие случаи отдельно оговариваются в тексте работы, дается ссылка на новейшие или наиболее известные работы по теме, и читателю рекомендуется при желании обратиться к самостоятельному рассмотрению остальных источников.

Для грамотного оформления в научной работе ссылок на работы других авторов следует придерживаться следующих правил и рекомендаций:

1. При ссылке на других авторов следует указывать не только фамилию, но и инициалы автора. Эта рекомендация нередко игнорируется в учебной и научной литературе, поэтому можно встретить ссылки на авторов без указания инициалов. Если в студенческой работе автор цитируется по вторичному источнику, в котором не указаны его инициалы, информацию об авторе можно узнать в списке литературы вторичного источника или найти в других источниках (например, в Интернете).

2. В научных текстах принято указывать инициалы цитируемых авторов перед фамилией, а не после нее.

3. Не рекомендуется писать имена цитируемых авторов целиком, даже если их имена хорошо известны (З. Фрейд, а не Зигмунд Фрейд и др.). Весь текст работы следует оформлять в едином стиле, указывая только инициалы и фамилии цитируемых авторов.

6. При цитировании удостоверьтесь, что не спутали цитируемого автора с известным однофамильцем и не процитировали дважды исследователя, сменившего фамилию или взявшего псевдоним.

7. Чаще всего ошибки совершаются при упоминании в работах женщин-ученых, фамилии и инициалы которых не позволяют сделать вывод о половой принадлежности.

В научных работах наиболее распространенным видом цитирования является косвенное цитирование, или парафраз.

Парафраз - пересказ цитаты (обычно, небольшого фрагмента) своими словами с обязательной ссылкой на источник цитирования. При изложении информации своими словами не допускается искажение первоначального смысла текста.

Использование парафраза в научной работе является незаменимым в следующих случаях:

Оригинальные цитаты чересчур объемны для прямого цитирования;

Необходимо представить обобщенную информацию при одновременной ссылке на несколько источников;

Необходимо кратко изложить содержание теоретической концепции или процедуру и результаты исследований, на которые дается ссылка в работе.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Академический этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста, так как малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

1. Ученый – предмет научного труда. Этика научного исследования охватывает проблемы, связанные а) с мотивацией прихода в науку, б) с выбором темы исследования, в) с выбором методов и средств исследования, проверки, экспертизы, т.е. с основными этапами исследования.

а). Нравственные ситуации морального выбора, дилеммы возникают уже из-за дисбаланса того, с чем человек приходит, и того, какие реальные ценности и нормы научного общения он находит в рамках конкретного научного учреждения или исследовательского коллектива. Чаще всего адаптация специалиста к новым функциональным ролям, к новой микросреде требуют существенного изменения его установок, перестройки личности. Степень болезненности процесса адаптации во многом зависит от совпадения установок, личных интересов с планами научного учреждения, фирмы, а также от наличия у него резервных установок, формируемых в ходе профессионального обучения в вузе.

б). При выборе направления и темы поведение ученого исследования значительной степени есть следствие уже совершенного однажды выбора профессии, а также манеры его прихода в науку: «с парадного» или «с черного хода».

в). Выбор методов и средств исследования и проверки регулируются логико-технологическими и методологическими нормами выведения знаний, но это – предмет особой науки – методологии науки. Это такие нормы и принципы, как, например: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «излагай ясно», «ищи интересные гипотезы», «старайся проверять гипотезы как можно более основательно», «будь готов начать все сначала» и т.д.

2. Этика научного общения.

Научное общение происходит как непосредственно, так и опосредованно – через научные публикации.

Этика научной публикации

является наиболее важной составной частью этики научного общения. Дело в том, что публикация выступает единицей дисциплинарного знания, свидетельством принадлежности автора к данному научному сообществу. Именно в силу этого важны нравственные гарантии процесса и этапов публикации, которые предполагают обязательное прохождение профессионального контроля (экспертизы, рецензии, письменного отзыва официального оппонента при защите диссертации).

Научная публикация подчиняется определенным нормам, отступление от которых является очень часто и отступлением от истины, а также от норм права. Публиковать следует лишь то, что действительно проверено, испытано, подтверждено экспериментом, архивными материалами, опросом и т.п. Здесь стоят на первом месте такие нормы как добросовестное отношение к полученным результатам, научная честность. А стремление к чести первооткрывателя (по приоритетным соображениям) не должно вступать в противоречие с моралью.

Здесь важно иметь в виду, что научная деятельность носит конкурентный характер. В силу этого и механизмы самоорганизации научного сообщества в некоторых существенных моментах напоминают механизмы рынка с той, однако, принципиальной разницей, что роль капитала в науке выполняет признание коллег. Такая форма капитала, конечно, не поддается столь простому исчислению, как деньги, но подобно количеству денег в экономической системе страны, «общий объем признания», если можно так выразиться, ограничен, что и порождает конкуренцию среди ученых. В последние десятилетия найдена и форма его исчисления, пусть не всегда справедливая и часто критикуемая, но доказавшая свою эффективность – «валютной единицей» признания является цитирование статьи ученого А в статье ученого В. Чем больше таких единиц получает А, тем выше уровень его признания. Этот символический капитал материализуется в разных формах, но прежде всего – в форме рейтинга в науке, который влияет на вероятность получения гранта.

Как и в рыночной экономике, нормативно-ценностная система научного сообщества не только допускает, но и стимулирует конкуренцию между учеными. И при этом пытается установить правила честной конкурентной борьбы и обеспечить консолидацию научного сообщества. Каким же образом? Конкурируя с коллегами в борьбе за признание, каждый ученый реализует свой индивидуальный интерес. Этот интерес, однако, он может преследовать лишь в рамках научного сообщества. А это побуждает ученого относиться с уважением к коллегам, признавать вклад в науку каждого из них и поддерживать климат взаимного доверия.

Поэтому другая группа норм научной публикации относится к соавторству и цитированию. Как правило, благодарность и упоминание всех тех, кто так или иначе помог в осуществлении данного исследования, – самая распространенная форма корректности, дани помощникам. Лучше благодарить конкретное лицо за конкретно названный вклад, а не ограничиваться абстрактным «благодарю тех, кто советом помог появлению на свет данной работы».

Этические аспекты соавторства возникают в связи с тем, что в современной науке преобладает коллективная, групповая форма исследования. И иногда трудно определить размер личной доли каждого участника. Есть или нет моральное право на соавторство при осуществлении совместного эксперимента, проекта? Чтобы «взвесить» эту долю или найти алгоритм такого права в каждом случае, порой нужны специальные исследования. Поэтому целесообразно указать на определенные моральные правила при решении возникающих в данном случае проблем.

Когда нет причин для сомнений по поводу такого права, выражением духа равноправного сотрудничества при соавторстве служит обычно перечень авторов публикаций в алфавитном порядке. Более сложными оказываются нравственным вопросы, возникающие при соавторстве представителей различных научных поколений, а также подчиненного и руководителя. Во всяком случае, можно твердо сказать, что нравственный долг старшего товарища состоит в помощи младшему, но в такой форме, которая не ущемляла бы его самолюбие и достоинство. Моральное правило состоит в том, что высокое положение в административно-служебной иерархии не дает автоматического права на соавторство со своими подчиненными.

Касаясь этики цитирования, следует напомнить, что познание представляет собой постепенное, часто незаметное продвижение вперед в каждой узкой области науки, которое было бы невозможным без знания и использования всего достигнутого предшественниками в данной области. Научной прогресс немыслим без кумуляции и усвоения уже имеющихся идей. Поэтому важной является норма обязательной ссылки на источник идеи, на предшественника.

Правила цитирования выражают не только требования логики или «техники изложения», они выступают одновременно и этико-эстетическими нормами, являясь отражением общей и профессиональной культуры, морального облика автора. Специфика научного общения состоит в том, что коммуникация в основном происходит без личного знакомства, она обезличена. Став ценностью науки, знание как бы теряет «отцовство», поэтому кража идей может происходить и в деперсонифицированном виде, путем «сбора» устно высказанных идей на симпозиумах, конференциях. Здесь грани дозволенного определяются только совестью ученых. Смысл цитирования – не только поиск аргумента в свою пользу, но и корректный учет мнений и использование результатов других, работающих в этой же области ученых.

Цитирование и ссылки на других авторов, включение их работ в библиографию должны быть оправданы содержанием работы, а не служить «реверансом» на всякий случай в адрес возможных будущих оппонентов, рецензентов и и.п. Моральный долг исследователя состоит в цитировании по строго смысловой и логической необходимости.

Отклонением от моральных норм цитирования является преднамеренное умалчивание работ некоторых предшественников или достижений единомышленников. В данном случае пренебрежительное или отрицательное отношение к личности исследователя, как правило, неоправданно переносится на знания, на научные результаты. Отсутствие ссылки на известные результаты – это также выражение пренебрежительного отношения как к автору, так и к его труду. Оно дает основание думать о недостаточно высокой квалификации, общей культуре автора и даже дает основание предполагать, что данный автор просто не знаком с трудами ученых, чье альтернативное мнение он не представил во вводной части своей работы.

Другая группа нравственных ситуаций, возникающих при научной публикации, связана с рецензированием и выполнением учеными экспертной функции. При этом этические проблемы вытекают из того, что реально самыми компетентными, настоящими экспертами является весьма узкий круг специалистов, имеющих профессиональное и моральное право судить о данной работе. Между тем, далеко не всегда рецензируемая работа направляется именно этим специалистам. При существовании такого «незримого колледжа» (как обычно именуется в научной среде группа постоянно информирующих друг друга специалистов, работающих в одной узкой сфере) возникает проблема доверия во взаимоотношениях «рецензируемый – рецензент», если работа попала не по адресу.

Объективность и непредвзятость рецензента – обязательное требование этики науки, предполагающее сознание своей ответственности перед научной общественностью и перед рецензируемым автором. Рецензирование должно быть направлено на максимальное улучшение решения научной задачи, осуществлено без оглядки на личность и статус автора или авторитет учреждения, где тот работает. Следует всегда помнить о том, что максимальная объективность рецензии есть оценка нравственного реноме самого рецензента.

Седьмое издание Словаря иностранных слов, выпущенного издательством «Русский язык» в 1979 году, дает следующее определение:

Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.

Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру. Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее.

Цитата вводится в текст и для ее опровержения.

Цитату можно вводить в контекст различными способами: Как пишет автор; Автор подчеркивает, отмечает и т.п.

Общие требования к цитируемому материалу.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (доказывать или подтверждать авторские положения).

Цитата должна приводиться в кавычках, точно по тексту, с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме, что и в первоисточнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

5 Вопрос. Основные правила оформления цитат.

Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, включенная в текст после подчинительного союза, заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Цитироваться может слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в предложение.

При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в том случае, если источник является труднодоступным (редкое издание).

Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: Невежественными бывают только те, которые решаются таковыми оставаться (Платон).

Правила научного цитирования: чем больше цитат, тем лучше

Неких абстрактных цитат не бывает. Любое цитирование имеет свои правила, поскольку используется для достижения каких-либо конкретных целей. Можно обойтись и без цитат. Но вот научное цитирование или использование в статье, монографии ученого фрагментов работ других авторов - это обязательное требование. Без цитат из работ классиков той или иной научной школы, без демонстрации того, что автор в курсе достижений избранной ими области науки ни одна научная работа не может считаться серьезной.

В научном цитировании цитата выглядит как одна или несколько выдержек из работ других ученых, опираясь на которые исследователь иллюстрирует свои тезисы, подтверждает высказанные им предположения, критикует либо оспаривает аргументы, с которыми он не согласен.

Чем больше цитат приводится и чем объемнее обязательный в научном цитировании список использованной литературы, тем серьезнее считается работа и тем более высокий балл получает ее автор.

Общие правила

Что такое цитирование? Цитированием называется:

· заимствование формул, положений, иллюстраций, таблиц и других элементов;

· недословное, переведенное или перефразированное воспроизведение фрагмента текста;

Самое важное правило цитирования заключается в сопровождении цитаты ссылкой на определенный источник из списка использованной литературы. Отсутствие ссылки при цитате или отсутствие цитаты при наличии ссылки является грубой ошибкой оформления работы. Например, в издательстве «Молодой ученый» это может стать поводом для возврата вашей статьи на доработку.

1. Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.

2. Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.

3. При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.

4. Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.

В научных работах распространен такой вид цитирования, как парафраз . Так называется пересказ цитаты своими словами. В этом случае ссылка на автора также обязательна, как и сохранение смысла при пересказе. Парафраз уместен в следующих случаях:

· предоставление обобщенной информации при ссылке на несколько источников;

· краткое изложение объемной теоретической концепции;

· объемные цитаты, неприменимые для прямого упоминания.

Изменение цитаты допустимо только в особых случаях. Как правило это нежелательно, но существуют случаи, когда ГОСТ Р 7.0.5_2008 «Библиографическая ссылка» и методические пособия разрешают внесение авторских изменений в цитату:

1. При развертывании сокращенных слов в полные. В данном случае необходимо взять дополненную часть слова в квадратные скобки.

2. При изменении падежа слов в цитате. Изменение допустимо только в том случае, если цитата подчиняется синтаксическому строю фразы, в которую она включена.

3. При цитировании работ, изданных до реформы русской орфографии 1918 г.

4. При обозначении опечаток и ошибок в тексте документа. Ошибка не исправляется, но ставится правильно написанное слово в квадратных скобках или вопросительный знак в скобках.

64. СНОСКА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИЯ.

Сноска - это ссылка вне основного текста на источник информации, использованный при написании статьи, или комментарий. Ссылка создаётся с помощью соответствующих тегов или шаблонов, которые нужно вставить после поясняемой части текста.

В окончательном тексте сноски размещаются автоматически в разделе «Примечания». Также автоматически после фрагмента поясняемого текста ставится знак сноски (цифра или значок), связывающий поясняемый текст со сноской, а в «Примечаниях» перед сноской ставится значок возврата к поясняемому тексту. Если кликнуть мышкой по знаку сноски, то текст переместится к сноске, если по значку возврата - то к поясняемому тексту.

В движке Википедии MediaWiki существует встроенная поддержка сносок. Сноски можно создавать в статье, используя тег . А также упрощённо, используя кнопку панели редактирования.

Ниже приводятся примеры, как вставлять текст сноски прямо в тексте статьи, а в указанном месте статьи (обычно внизу) будет автоматически выводиться список всех сносок со значками возврата.

Какие виды ссылок бывают?

Существуют разные виды ссылок. Давайте сначала разберемся с тем, как может выглядеть ссылка.

Во-первых, это может быть текстовая гиперссылка (анкорная или безанкорная).

Анкором часто является поисковый запрос, который мы продвигаем (в примере в качестве анкора я взял название статьи).

А теперь мы рассмотрим некоторые другие виды ссылок.

Мы стараемся увеличить количество входящих ссылок на наш сайт (рекомендации других пользователей) с тем, чтобы увеличить авторитет нашего сайта в глазах поисковиков. Одна из важнейших наших задач при продвижении своих сайтов заключается в получении рекомендаций других пользователей (внешние ссылки) платными и бесплатными способами.

А теперь несколько слов об открытых и закрытых видах ссылок.

Итак, существует 2 способа оформления ссылок, сносок:

1. Внизу страницы (под основными текстом, под полосой)

2. Внутри текста

Хотя из опыта можно сказать, что первый способ уже изживает себя. Однако некоторые ВУЗы успешно применяют его. Потому рассмотрим его подробно.

В тексте необходимо установить курсор туда, где следует вставить сносу. Затем при помощи функций Ссылки - Вставить сноску на месте курсора автоматически надстрочным шрифтом появляется цифра (либо любой знак, который будет выбран).

торой способ оформления сносок на библиографические источники более простой. Надо лишь в тексте, где требуется ссылка, поставить квадратные скобки или круглые скобки, где указать номер источника из вашего списка использованной литературы, а также номер страницы.

Пример: Иванов Б.Б. много говорил о природе или (12, с. 135).

Запятая или точка должна быть внутри скобок между номером источника и номером страницы - подскажут методические рекомендации вашего ВУЗа

Совет: прежде чем указывать сноски внутри текста, для начала составьте список использованной литературы (правильно структурированный и сортированный), а уже потом занимайтесь ссылками. Тогда номера источников будут выверенными и не перепутаются.

67. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ.

Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы», «Список использованных источников», «Литература», «Библиографический список» и т.п.
В список обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.

Наиболее часто употребляемая последовательность расположения:
В начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке).
Дальше – остальные печатные источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан).
В конце списка - электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).

Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.

Источники информации располагаются в строгом алфавите, т.е. при составлении списка нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на последующие.

Если в списке литературы есть книги на иностранном языке, то они располагаются после книг на русском.

68. СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

РЕФЕРАТ- доклад на определенную тему, которая предусматривает обзор соответствующих литератур. В реферате в сокращенном виде излагается содержание научной работы, какой-либо книги (краткий обзор содержания нескольких книг). Первоначальный смысл рефератов представлял собой результат реферирования одной или нескольких книг по теме, на основании таких материалов составляются реферативные сборники.В вузах в реферате обычно требуется кратко раскрыть какую-либо тему. Выделяют два вида реферата - литературный (обзорный) и методический.

КУРСОВАЯ - это самостоятельное научное исследование, выполняемое студентом в соответствии с учебным планом. Эта работа выполняется под руководством преподавателя. Ее объем - 20 - 40 с. машинописного текста. Обязательны анализ литературных данных и изучения опыта работы в соответствии с темой, результаты педагогического наблюдения, эксперимента, обработанные соответствующими методами.

ДИПЛОМНАЯ - это выпускное студенческое научное исследование. Выполнение и защита дипломного проекта представляют собой заключительный этап обучения в вузе. Дипломная работа ни в коем случае не должна представлять собой компиляцию, простой перенос сведений из отдельных монографий, учебников, статей. Предполагается, прежде всего, исследование проблем, не получивших достаточного освещения и анализа в научной литературе, либо использование при рассмотрении уже известной проблемы новых концептуальных позиций и подходов. При подготовке дипломных работ следует стремиться к выявлению и введению в научный оборот новых источников, их авторской интерпретации, формулированию самостоятельных выводов и рекомендаций.

В процессе подготовки дипломной работы студенту предстоит пройти несколько этапов. Планирование этапов выполнения исследования, их последовательности не представляет собой жесткой схемы, она во многом зависит от самостоятельного выбора автора. Однако и в этой сфере существуют определенные правила. Первым и важнейшим этапом подготовки дипломных работ является разработка и выбор тематики.

Написание научных текстов предполагает использование цитирования.

Цитирование в научном тексте – это передача чужой речи посредством кавычек с целью подтверждения каких-либо теоретических или практических данных по исследуемому вопросу.

Основными правилами оформления цитат являются следующие:

1. Цитируемый текст должен приводиться в кавычках в той же грамматической форме, в которой он дан в источнике, и с сохранением всех пунктуационных знаков. Знаки препинания не сохраняются только в том случае, когда предложение цитируется не полностью. В этом случае вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие.

Например: Н. Бердяев писал: «В основу славянской идеи, как и вообще в основу русской мессианской идеи, можно положить лишь русский духовный универсализм, русскую всечеловечность … а не русскую национальную ограниченность и самодовольство…».

2. Цитата, помещенная после двоеточия, обычно начинается с прописной буквы.

Например: Л. С. Выготский отмечал: «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции».

Однако если в первоисточнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы, то цитата, включенная в текст после двоеточия, начинается также со строчной буквы. В этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие.

Например: И. Ильин подчеркивал: «…зрелый философический опыт, доведенный до надлежащей интенсивности, цельности и предметности, сообщает человеческому духу целый ряд свойств, черт и способностей, проявляющих подлинность его бытия». (В источнике: «…зрелый философический опыт…» ).

3. Если цитата включается в текст после подчинительного союза (что, чтобы, если, хотя, так как и др.) или после вводных конструкций типа как отмечает, как подчеркивает, по замечанию, по мнению, то первое слово цитируемого текста пишется со строчной буквы, даже если в источнике оно начинается с прописной буквы.

Например: П. Флоренский отмечал, что «научная речь – выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания». (В источнике: «Научная речь…» ).

По замечанию Вл. Соловьева, «созерцаемый нами предметный мир создается посредством априорных форм пространства, времени и причинности». (В источнике: «Созерцаемый нами предметный мир…» ).

4. Цитата, которая включается в текст как самостоятельное предложение после точки, заканчивающей предшествующее предложение, должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.


Например: Освоение окружающего мира, познание научных достижений невозможно без уверенности в необходимости приобретения новых знаний, без осознания важности собственного развития. «Уныние есть враг каждого совершенствования. Не может быть строения в сомнении. Не будет изучения в страхе. Наблюдение есть шаг к справедливости» (Н. Рерих). (В источнике: «…уныние есть враг каждого совершенствования…» ).

5. При цитировании не по первоисточнику необходимо указывать «Цит. по: ».

Например: В. О. Ключевский справедливо отмечал: «Время укрепляет усвояемое наследие новой нравственной связью, историческим преданием, которое, действуя из поколения в поколение, претворяет наследуемые от отцов и дедов заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков» (Цит. по: Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество/С. Д. Домников.– М.: Алетейа, 2002.– 672 с.).

6. Каждая цитата, включенная в текст научной работы, должна сопровождаться указанием на источник, помещенный в списке использованной литературы.

Примеры оформления библиографической сноски:

[Винников 2003: 20]

(Винников, 2003, с. 20)

В списке литературы под номером 5: Винников А. З. Дорогами тысячелетий: Археологи о древней истории Воронежского края /А. З. Винников, А. Т. Синюк. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 280 с.



просмотров