Понятие идеальный эксперимент в употребление ввел. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент

Понятие идеальный эксперимент в употребление ввел. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент

Понятие "идеальный эксперимент" ввел в употребление Г.Кэппел. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Чем больше влияние на изменение зависимой переменной неконтролируемых исследователем условий, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для повышения влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к "безупречному эксперименту").

Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть, или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют "побочными". К числу побочных, полностью неустранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, индивидуального различия.

Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется (Д. Кэмпбелл). А также – эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени и возможность проводить эксперимент бесконечно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как валидность. Различают следующие виды валидности:

1. Внутренняя валидность – характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую, по отношению к другим факторам. Внутреннюю валидность нарушают побочные переменные, изменение испытуемых со временем, неэквивалентность групп, экспериментальный отсев и т. п.

2. Операциональная валидность – характеризует степень соответствия методики эксперимента проверяемой гипотезе. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент «наказания» за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации.

3. Внешняя валидность – мера соответствия экспериментальной процедуры реальности. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Его результаты можно полностью переносить в реальную жизнь.

Внешнюю валидность уменьшают a) эффект тестирования (может вызвать интерес к предмету); b) «реакция на эксперимент» ; c) Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для испытуемых бесследно и возникает интерференция экспериментальных воздействий

4. Конструктная валидность – выражает адекватность интерпретации экспериментальных данных по отношению к теории (в том числе, правильность употребления терминов)

В идеальном эксперименте психолог изменяет лишь одну переменную. Другие остаются постоянными. Идеальный эксперимент на практике невозможен, но к нему нужно стремиться. Чтобы увеличить внутреннюю валидность борются со смешением основной и побочных переменных:

1. Изоляция от социальных переменных. В США (штат Дакота) провели эксперимент по изучению природы мотивации. Рабочая гипотеза – если вознаграждение может быть получено без усилий или при умеренном усилии, то второй вариант предпочтительнее.

Участвовали девочки-индианки. Могли получить вознаграждение (цветные шарики) нажимая на рычаг или просто ничего не делая. Итог ~60% шариков получали нажимая на рычаг, и лишь 40%, ничего не делая. Ситуация абсолютно нежизненна, но показывает – люди будут стремиться найти работу, даже получая пособие по безработице.

2. Изоляция от отвлекающих переменных. В опытах по исследованию обоняния доказали – по запаху можно определить где находится объект. Для этого в звукоизолированной, темной комнате подавали аромат гвоздики в правую и левую ноздрю. Испытуемые чувствовали разницу в приходе аромата в 0. 5 мс.

3. Контроль сопутствующего смешения. Для проверки на крысах нового транквилизатора, вводили его путем инъекций. Боль – сопутствует эффекту. Для контроля смешения одна группа крыс получала препарат, другая – физраствор (плацебо).

Известно, что у некоторых людей, имеющих поведенческие проблемы, может без всякого лечения возникать улучшение состояния – феномен спонтанной ремиссии. Американский психолог Дж. Паул (1966) изучал эффекты двух видов психотерапии, контролируя спонтанную ремиссию и действие плацебо (побочные переменные).

67 студентов с речевой фобией предварительно тестировали (оценили их доклады). Затем разделили на группы ≈ по 15 человек: 1. Бихевиоральная терапия. 2. Психоанализ. 3. Плацебо (бесполезные таблетки). 4. Ничего не предпринимали.

Через год психологи-клиницисты, не знавшие к какой группе относился студент (слепой опыт), оценили выступления испытуемых. Улучшение: 1. Бихевиоральная терапия – у 100%. 2. Психоанализ – у 60%. 3. Плацебо – у 73%. 4. Ничего не предпринимали – у 32%. Можно оценить реальную эффективность, если вычесть 32%!

Различают также идеальный и реальный эксперимент. Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно. Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д.

Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:

      проверка гипотезы о существовании явления;

      проверка гипотезы о существовании связи явлений;

      проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений.

2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления. (6)

К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet или Relcom и др., библиотеки, специализированные журналы.

Первичная работа начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по проблеме. Следующий шаг – составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов. В нашей стране единственный журнал такого рода, издаваемый ВИНИТИ, – «0.4. Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Из зарубежных изданий наиболее авторитетным является Psychological Abstract, выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации на большинство работ, выходящих в англоязычных психологических журналах. Более подробную информацию об исследованиях, относящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях научных журналов, сборниках и монографиях. Наиболее авторитетные психологические российские научные журналы: «Психологический журнал», издаваемый Российской академией наук; «Вопросы психологии» – орган Российской академии образования; «Вестник МГУ, серия Психология», выпускаемый издательством МГУ; «Психологическое обозрение» – орган Российского психологического общества; «Школа здоровья», издаваемый Центром «Диагностика, адаптация, развитие» им. Л.С. Выготского; «Иностранная психология», издаваемый Институтом психологии РАН.

Результат работы над литературным обзором – это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Возможно, что психолог и откажется от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

3. На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если... то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А – управляться экспериментатором, а В – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной». Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между «переменной-модератором» и параметрами поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь. Это основная общая гипотеза – предпосылка любого психологического эксперимента. Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и др. к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют. Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной-модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную.

4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему:

а) управлять независимой переменной;

б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

Характер используемой аппаратуры определяется тем, какую методику выберет или сконструирует экспериментатор. В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами. К сожалению, в России не налажен выпуск аппаратуры для проведения психологических экспериментальных исследований. Нет стандарта оборудования экспериментальных лабораторий. Выпуск тестовых методик также не удовлетворяет потребности исследователей и практиков. Поэтому основная аппаратура либо изготавливается самостоятельно, кустарным способом, либо, если это возможно (преимущественно в психофизиологических исследованиях), используется медицинское оборудование и аппаратура для биофизических и психофизиологических исследований.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Специалисты рекомендуют многочисленные техники контроля внешних переменных. Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Какой план предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных вы должны контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки. Одно из требований к выборке – репрезентативность. Выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными. Существует множество конкретных приемов формирования выборки.

7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной частью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Кратко охарактеризуем основные этапы проведения эксперимента.

а) Подготовка эксперимента.

Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента. Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.

б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.

Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте. Это может быть денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии), информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д. Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу, их внимание может флуктуировать. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.

в) Экспериментирование

Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент. Он берет на себя вспомогательные задачи. Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента. Он же следит за работой аппаратуры. Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Проблеме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXCEL). В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов – следующий этап исследования.

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

В заключение, приведем пример психологического эксперимента: исследование Интернет-общения.

Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернета.

Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, был проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.

В Интернете возможно:

      Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).

      Общение между незнакомыми людьми:

а) Поиск знакомств и общение посредством сети, участники которого желают перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным и крайне облегченным, по сравнению с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности.

б) Общение посредством сети, участники которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.

Существуют следующие особенности общения через Интернет:

      Анонимность.

Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается эффект сокрытия или презентации ложных сведений. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки.

      Добровольность.

Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент.

      Затрудненная эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций.

      Ролевостъ.

Зачастую пользователь подает себя по-иному, чем в реальной жизни, и, воспринимая своего собеседника, домысливает, создает его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

Выделены следующие причины обращения к Интернету как средству общения:

      Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.

Большинство опрошенных оценивают общение по Интернет как «суррогатное», «малоценные контакты», «развлекательная, игровая деятельность» и предпочитают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или иным причинам затруднены. Эта категория людей легко отказывается от Интернет-общения, испытывает потерю интереса к нему в случае насыщения и удовлетворения потребности в общении в условиях реальных контактов.

      Реализация качеств личности, ролей, которые не находят воплощения в реальной жизни или скрываются (так как считаются человеком социально неприемлемыми, несоответствующими его социальному статусу и т.д.)

Например, социальный статус женатого мужчины не соотносится с активным флиртом и многочисленными романтическими взаимоотношениями и контактами. Но в Интернете за счет анонимности и безответственности можно проиграть любые флиртовые роли и другие проявления сексуальности (вплоть до порнографических). 50% из опрошенных женщин и мужчин, находящихся в браке, признают, что Интернет является для них возможностью иметь романтические отношения (из не состоящих в браке на это указывают лишь 17%).

      Интернет-общение позволяет проиграть и реализовать любое фантастическое «Я», то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания.

В отличие от подобного рода контактов в реальной жизни, терапевтическое общение в Интернет обладает большей открытостью, доверительностью, разнообразием проблем, открытых для обсуждения. 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Осуществление исследования предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Выделяют также поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие исследования. В отечественной и зарубежной психологии существует много способов классификации методов психологического исследования. В частности выделяют экспериментальные и неэкспериментальные методы. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа, и «архивный» метод.

Эксперименты бывают исследовательские, подтверждающие и поисковые. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Различают также идеальный и реальный эксперимент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М, 1977.

    Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М, 1980.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1965.

    Лурия А.Р. Романтическая психология. М.,1996.

    Материалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы», часть 1, – М.: Издательство СГИ, 1999.

    психологической ... динамике формирования его личности. Эксперимент как общий метод исследования открывает пути к получению весьма...

  1. Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века

    Дипломная работа >> Психология

    Двух аспектах: во-первых, в определении специфической психологической проблематики, находящейся первоначально на стыке... человека» . Особенностью психологического эксперимента как ведущего метода исследования психических явлений является, по мнению...

  2. Методы исследования личности

    Реферат >> Психология

    ... Методы исследования личности. План Психологические методы исследования личности Социологические методы исследования личности Общественная мисль как

здравый смысл | | внешняя В.

––––––––––––– реальность –––––––––––-


Идеальный и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внутренней валидности и способ их контроля.

Идеальный эксперимент.

Идеальный эксперимент (понятие ввел Д.Кэмпбелл) – это тот, который полностью соответствует реальности и отвечает следующим требованиям :

1. Изменяется только независимая переменная.

2. Зависимая переменная полностью контролируется.

3. Все другие условия остаются постоянными.

4. Испытуемые эквивалентны (равны) др. др. и неизменны во времени.

5. Возможность проводить эксперимент бесконечно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному.

Идеальный эксперимент нужен для того, чтобы сравнить насколько эксперимент соответствует реальности.

Реальный эксперимент.

Соответствие реального и идеального эксперимента выражается в понятии внутренняя валидность .

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешняя валидность .

Валидность

Факторы, угрожающие внутренней валидности:

1. Изменения во времени.

2. Различия экспериментальных задач

3. Эффекты последовательности

4. Предубеждение экспериментатора

Первичный контроль:

1. Организация и протоколирование эксперимента;

2. Стабилизация известных побочных переменных;

3. Точность экспериментальных процедур и необходимое количество проб;

4. Схемы: позиционно уравненной последовательности, регулярного чередования, случайная последовательность.

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Идеальный и бесконечный эксперименты показывают, как избежать посторонних влияний и тем самым добиться большей уверенности в том, что экспериментальные результаты действительно отражают связь НП и ЗП.

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Эксперимент полного соответствия и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внешней валидности и способ их контроля.

Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

Эксперимент полного соответствия – это эксперимент, который воспроизводит реальность.

В принципе, возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которой является развитая теория.

Моделирование некоторых условий, например, в эксперименте по сенсорной депривации, не соответствует никакой жизненной реальности.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности выражается в понятии – внешняя валидность .

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Полезны они как эксперименты «мысленные».

Они подсказывают нам, что нужно делать для создания эффективного эксперимента.

Эксперимент полного соответствия напоминает о необходимости контроля др. важных переменных эксперимента, которые мы сохраняем неизменными.

Факторами, влияющими на внешнюю валидность , считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации.

Факторы, угрожающие внешней валидности:

1. Эффекты, связанные с особенностями объекта исследования : обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации.

2. Главные причины нарушения внешней валидности :

а) Эффект тестирования – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. (пр: предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу; а поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается. То результаты для нее могут быть нерепрезентативными).

б) Условия проведения исследования . Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

в) Взаимодействие фактора отбора и содержания экспериментального воздействия . Их следствия – артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

г) Интерференция экспериментальных воздействий . Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

Способы контроля:

1. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, рекомендуется экспериментальные применять планы с предварительно не тестируемыми группами.

2. Как можно более различные по содержанию: предварительное тестирование и экспериментальное воздействие (чтобы испытуемый не догодался о целях эксперимента).

3. Взаимодействие фактора отбора и содержания à рандомизация групп.

4. Условия проведения исследования à типичность исследуемой ситуации. (???)

5. Интерференция экспериментальных воздействий à исследование нескольких группы с предъявлением разных последовательностей; случайная последовательность, и т.д.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания всей ситуации в целом.

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

1. Выявляет временнУю последовательность предполагаемых причин и следствия.

2. Хороший эксперимент показывает, что вероятностная причина и следствие взаимосвязаны.

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Определение и контроль внешних переменных. Функциональный контроль независимых переменных и внутренняя валидность экспериментов.

Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены.

Переменная -

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Виды переменных:

НП - изменяется экспериментатором.

Виды НП (по Кэмпбеллу):

Это варианты контроля НП-ых.

6. Управляемые факторы/ «истинная» переменная – в качестве которых могут выступать целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.

7. Потенциально управляемые – это переменные, которые экспериментатор может варьировать, но не хочет (нет необходимости).

8. Относительно постоянные аспекты окружения – мы их не контролируем, но можем их использовать (пр: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа, семейная ситуация).

9. Организмические переменные – все характеристики, которые описывают человека, как индивида; все, что касается его организма (пр: пол, возраст).

10. Тестируемые/предварительные измерения – на основании методик, предварительного тестирования.

НП не может быть сведена к варьируемым условиям.

Отличия НП с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств, задают критерий классификации экспериментов на «естественные», «искусственные», «лабораторные». В лабораторном эксперименте предполагается очищение условий эксперимента так, чтобы можно было изменять единичные НП. Однако в эксперименте могут быть организованы такие условия НП, которым в реальной жизни ничто не соответствует (пример: дихотическое прослушивание Черри).

Организуемое воздействие может не восприниматься испытуемым либо воздействовать независимо от того, осознается ли его присутствие человеком.

В самом восприятии составляющих экспериментальных условий для испытуемых субъективно значимыми могут быть отнюдь не те различия, которые устанавливаются экспериментатором.

Даже при управлении «стимульными» условиями действие НП опосредовано базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, опосредующих влияние НП на ЗП. Один из критериев отличия психологических экспериментов от непсихологических (например, поведенческих) – наличие или отсутствие попытки обоснования тех процессов, которые обеспечивают изменение ЗП.

ЗП:

1. отклик, или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием НП; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. (Корнилова)

2. переменная, изменяющаяся при действии НП, принимая разные значения

Изменения ЗП рассматриваются как следствия изменения НП. Для ЗП и НП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования переменной. НП, ЗП и подразумеваемое отношение между ними - части экспериментальной гипотезы.

Дополнительные переменные:

«Третьи» переменные кроме всего прочего задают или ограничивают ширину распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень третьей переменной вызовет изменение отношения между Х и Y. Такие переменные входят в гипотезу обычно в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП). Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.

Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно

указывается в экспериментальной гипотезе.

Исследователь всегда выбирает тот критерий, по отношению к которому экспериментально установленную зависимость можно переносить на другие виды реальности. При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать эти возможности переноса, однако делая их более доказательными.

Экспериментальный контроль.

Контроль всех переменных.

3 способа:

1. Планирование экспериментальной схемы/дизайна.

2. Выбор разных типов переменных.

3. Контроль условий причинного вывода, валидности эксперимента.

Выбор экспериментального плана/дизайна.

Задает то, как будут контролироваться НП-ые. Определяется контроль побочных и дополнительных переменных. В процессе построения экспериментальной схемы должны быть учтены 2 процедуры :

Проверка действия альтернативных причин;

Построение вмешательства (дополнительные переменные).

Контроль типа переменной (какие переменные, такой тип).

Нужно избрать, чтобы они максимально соответствовали реальности, и была возможность переноса вывода эксперимента на человеческую совокупность.

Обобщение на другие группы испытуемых связано с контролем того, насколько хорошо представленные в эксперименте выборки испытуемых репрезентируют более широкие группы людей, на которые осуществляется перенос зависимости. Но больше это связано с учетом уровней ДП. Могут применяться такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.

Контроль условий причинного вывода, валидности .

Совместное действие первых двух способов + эффект экспериментатора и испытуемого.

Эффект экспериментатора – влияние характеристик экспериментатора на испытуемого, искажающее ход эксперимента.

Эффект испытуемого – человек приобретает опыт прохождения психологического исследования, начинает выдвигать гипотезы относительно цели эксперимента и соотносит собственные результаты с этими гипотезами.

Функциональный контроль как условие планирования эксперимента .

Эксперимент возможен только в случае функционального контроля уровней НП.

Это может быть:

Изменение характеристик физических стимулов,

Управление условиями или контроль путем подбора состава групп.

В эксперименте обычно используются стратегии уравнивания групп и испытуемые эквивалентных групп попадают в разные экспериментальные условия. Обеспечение неравенства групп как способа задания НП (пол, возраст, личностные свойства) принимает форму квазиэксперимента или эксперимента с ограничениями форм контроля. Если изменения НП не зависят от исследователя, а берутся готовыми, то у исследователя не может быть уверенности в том, что именно выбранная НП определила показатели ЗП.


Виды измерительных шкал

(по Дружинину В.Н., на примере изучения восприятия по Трейсмен А.).

Измерение переменных.

Основная задача измерения – выяснить, насколько меняется значение ЗП при изменении НП.

Стивен Стивенс – 50-ые гг.

Появилось психологическое измерение и приписывание психологическим свойствам числовых обозначений.

Ввел типы шкал : наименование, порядок, интервалы, отношения.

Измерение из математической процедуры стало измерением психологических переменных.

Предложил 2 приема построения психологических шкал:

- метод оценки отношений – заключается в том, что испытуемый прямо формулирует численную величину изменения, различий между стимулами.

- установление отношений экспериментатором – 2-ой стимул подбирается так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в определенном отношении к первому.

Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Существуют определœенные требования к оформлению рукописной научной ра­боты, наглядному представлению результатов и структуре изложения. (Представ­ление результатов исследования рассматривается в лекции 7.)

Подведем итоᴦ. Экспериментальное исследование проводится по определœенной схеме.

Важнейшие этапы его проведения:

· формулировка проблемы и выдвижение гипотезы,

· конструирование методики и подбор аппаратуры,

· отбор испытуемых,

· со­здание плана для контроля переменных,

· проведение эксперимента͵

· обработка и ин­терпретация результатов,

· подготовка научного отчета.

Исследование считается завершенным, в случае если экспериментальная гипотеза опро­вергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности. Ибо ис­следователь, как гласит старая поговорка, - это человек, испытывающий склочный интерес к работе коллеᴦ.

Понятие ʼʼидеальный экспериментʼʼ ввел в употребление Д. Кэмпбелл .

*Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными.

*Идеальный эксперимент предполагает экви­валентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность про­водить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всœех экс­периментальных воздействий одновременно.

*Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий.

*Соот­ветствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характерис­тике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валид­ность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех усло­вий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор (рис. 4.4).

Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые ис­следователœем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следова­тельно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, явля­ются артефактами.

Планирование эксперимента крайне важно для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счёт контроля других переменных. Переменные, явля­ющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счёт смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность - главный признак хорошего эксперимента (близко к ʼʼбе­зупречному экспериментуʼʼ).

Не всœе переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать), Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют ʼʼпобочнымиʼʼ. К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального раз­личия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие ʼʼвалидность ʼʼ. Обратимся к системе отношений ʼʼэксперимент-теория-реальностьʼʼ. На базе теории выдви­гается гипотеза, которая в конечном счете и проверяется в эксперименте, Методи­ки и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе - степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность,

К примеру , в экс­перименте по научению - резкий звук зуммера используется как эквивалент ʼʼнаказа­нияʼʼ за ошибку, в связи с этим возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную.

Внутренняя валидность характе­ризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к дру­гим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше веро­ятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность , Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, принято называть экспериментом полного соответствия . Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. В случае если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней - переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы ре­альности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента͵ а именно - конструктивную валид­ность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую - интерпретацию : теория-эксперимент-интерпретация-реальность.

Конструктная валидность , по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Таким образом , внутренняя валидность определяется достоверностью интерпре­тации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (от­ношение эксперимент-интерпретация), а конструктная валидность - правильно­стью употребления терминов какой-либо теории при интерпретации данных экс­перимента.

Кэмпбелл отмечает, что установление внутренней валидности требует отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой пере­менными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтерна­тивных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из какой-либо теории.

С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

1)выявлять временную последовательность предполагаемых причины и следствия;

2)показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);

3)исключать влияние побочных переменных, которым можно было бы объяснить экспериментальный эффект;

4)исключать альтернативные гипотезы о теоретиче­ских конструктах, объясняющих эту связь.

Для уяснения отношений между основными характеристиками эксперименталь­ного исследования полезно запомнить следующую схему: (см. рис. 4.5).

Внутренняя валидность является непременным условием любого эксперимента.

Кэмпбелл выделил восœемь базовых факторов, нарушающих внутреннюю валид­ность эксперимента . Перечислим их.

Первую группу можно назвать факторами выборки:

1. Селœекция - неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати­ческую ошибку в результатах.

2. Статистическая регрессия - частный случай ошибки селœекции, когда группы отбирались на базе ʼʼкрайнихʼʼ показателœей (иначе - корреляция из-за не­ однородности группы).

3. Экспериментальный отсев - неравномерное выбывание испытуемых из сравни­ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

Естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием те­чения времени, без связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп­ление опыта и др.).

Вторая группа - побочные переменные , влияние которых приводит к следую­щим эффектам:

1. Эффект ʼʼисторииʼʼ- конкретные события, происходящие в период меж­ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей­ствия.

2. Эффект тестирования - влияние предварительного тестирования на результат итогового.

3. Инструментальная погрешность - определяется надежностью метода фиксации поведения испытуемого, т. е. надежностью теста; именно надежность влияет на валидность, по утверждению Кэмпбелла, а не наоборот.

4. Взаимодействие факторов: отбора; естественного развития; истории (разные ис­тории экспериментальных групп) и др.

Позже Кэмпбелл описал еще ряд источников нарушения внутренней валидности. Наиболее существенные относятся к экспериментальной процедуре, а именно: компенсаторное сопоставление эффектов различных воздействий, имитация воздей­ствия, когда его на самом делœе не происходит и др.

Вопрос 3. РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ʼʼЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛНОГО СООТВЕТСТВИЯʼʼ

Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеально­го, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фик­сируется таким понятием, как ʼʼвнешняя валидностьʼʼ психологического экспери­мента.

Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ" 2017, 2018.



просмотров