У меня такой характер. Попытки ученых объяснить поведение человека

У меня такой характер. Попытки ученых объяснить поведение человека

С позиций современной социологии, в профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые отличают ее от других видов интеллектуальной деятельности. Во-первых, ученый – это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности (теоретической или эмпирической). Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. Во-вторых, в своей деятельности он руководствуется, как мы уже отмечали, «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания. В своей профессиональной деятельности ученый обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой он способен получить объективное и достоверное знание. В-третьих, основным мотивом деятельности ученого, как отмечал еще Р. Мертон, является желание получить профессиональное признание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний. Четвертая особенность: поскольку результаты ученого являются в высшей степени творческими и уникальными, то ему присуща широкая гамма психологических переживаний – радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые укрепляют ученого в его профессиональном призвании. Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое произведение. Но, в отличие от последних, в интеллектуальной деятельности ученого присутствует изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система. Пятое, существенное отличие профессии ученого (в первую очередь в области фундаментальных исследований) состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило основой для адекватного взаимообмена института науки с обществом, «позволяющих как минимум членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет своих профессиональных занятий». Конкретно это означает, что ученый, занимающийся фундаментальной наукой, получает определенное вознаграждение со стороны общества (государства) в соответствии с имеющейся у него научной степенью. В вузах для поощрения научно-исследовательской деятельности педагогов полагаются специальные надбавки к зарплате за степени и звания.
Резкое уменьшение финансирования отечественной науки в постсоветские годы вызвало ее тяжелое кризисное состояние, в первую очередь в области фундаментальных исследований. Зарплата ученых академических учреждений уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1980-ми годами. Тем не менее, большинство ученых продолжают проводить исследования, заявляя о том, что «они не мыслят себя вне науки». Примерно 80-90% опрошенных заявили о том, что «твердо намерены остаться в стране, не изменяя своему призванию». Следует особо отметить, что подобная высокая приверженность избранному делу, любовь к профессии свойственны работникам и других интеллектуальных профессий, а не только ученым, например врачам и учителям.
Ученый, занятый в сфере прикладной науки, находится в несколько иной ситуации. Его исследования проводятся по определенному заказу со стороны государства или бизнеса, поэтому получаемые результаты имеют определенную рыночную стоимость, так как они внедряются в производство. Однако не надо забывать о том, что прикладная наука не имеет той степени автономии и независимости от общества, которой обладает «чистая» академическая наука, впрочем требования научного этоса должны проявляться и в области прикладных исследований, хотя, вероятно, в более смягченной форме. Здесь право владения интеллектуальной собственностью может продаваться заказчику (например, какой-либо фирме), к тому же в прикладных разработках часто встречаются случаи засекречивания открытий и изобретений.
Говоря о личности ученого и особенностях его профессиональной деятельности, нельзя обойти вопрос о тех социальных ролях, которые он выполняет. Любой конкретный ученый работает в рамках определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования. По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4-5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель (администратор). Первая и основополагающая социальная роль заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, ученый выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с общепринятой научной методологией (традицией, парадигмой), обеспечивающей получение истинного, достоверного знания. В этой своей ипостаси ученый идентифицирует себя с научным сообществом в целом, и в этом своем качестве он, конечно же, разделяет и все требования научного этоса. Главная его задача состоит в том, чтобы добиваться получения новых знаний, фактов, решать «головоломки» (актуальные научные проблемы), системптизировать и развивать научное знание.
Работая в определенном учреждении, будь это НИИ или университет, ученый трудится на основе определенного контракта, является работником по найму, хотя, как известно, в научных учреждениях и вузах существует конкурсный прием на работу и организации подобного рода значительно отличаются от обычных формальных организаций (производственное предприятие, банк и т.п.), поскольку здесь трудятся профессионалы и неизбежна коллегиальность в принятии решений. Тем не менее как работник учреждения он обязан выполнять определенные обязанности, подчиняться официальным, служебным требованиям, выполнять распоряжения руководителей различного ранга. Одно из самых важных формальных требований – регулярный отчет о проделанной научной работе. Здесь уместно отметить, что в нашей стране, особенно в вузовской среде, до сих пор довольно сильны старые бюрократические традиции, согласно которым профессор и доцент являются в первую очередь служащими и должны прежде всего следовать распоряжениям министерств и ведомств, хотя эти распоряжения могут тормозить развитие его творческого потенциала. В США, например, давно сложилась практика пожизненного избрания на должность профессора (так называемая «тенюра»), гарантирующая ему определенные независимость и самостоятельность.
Работая в конкретном коллективе (кафедра, лаборатория), ученый не может не принимать тех норм, ценностей и традиций межличностных отношений, которые здесь сложились.Особенно важную роль здесь играет организационно-психологический климат, психологическая среда коллектива. В научных коллективах чрезвычайно высоко ценится роль экспертного знания, и поэтому наиболее продуктивные в научном плане ученые
обладают, как правило, высоким авторитетом, являются неформальными лидерами.
Административная роль руководителя связана с тем, что управлять научным коллективом может только ученый профессионал, одних способностей и талантов руководителя здесь недостаточно. Поэтому администраторы обычно выделяются из самой научной среды, но они должны обладать при этом определенными организаторскими навыками и способностями, уметь решать возникающие проблемы. В старые советские годы (и эта традиция, к сожалению, осталась до сего дня) ученый-администратор должен был уметь справляться со множеством хозяйственных и материальных задач: доставать необходимое оборудование, «пробивать» дополнительные ставки, осуществлять ремонтные работы и т.п.
Достаточно очевидно, что из всех социальных ролей, выполняемых ученым в социальной организации, наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именнно она обеспечивает получение новых научных результатов и, следовательно, прогресс науки в целом. Неудивительно поэтому тщательное внимание к этой фигуре социологов и психологов. Специальные исследования показали, что ученый-исследователь в научном коллективе, занятый осуществлением определенной научно-исследовательской программы, имеет своеобразный «ролевой профиль». Это означает, что ученый-исследователь как некая усредненная личность (а именно таковая является итогом статистической обработки результатов опросов и интервью) концентрирует в себе ряд доминантных свойств. Среди них особенно выделяются такие, как «генератор идей», «эрудит» и «критик». В то же время исследования обнаружили, что в творческих научных коллективах действительно можно выделить эти три типа личности ученого, взаимно дополняющие друг друга. «Генератор идей» - это автор многих интеллектуальных начинаний, продуцирующий новые оригинальные идеи. Генерирование нового знания он склонен рассматривать как доминанту своего поведения в коллективе. Его характеризуют также некая отрешенность и глубокая погруженность в предмет исследования. «Эрудит» - наиболее разносторонне образованный ученый, к которому коллеги часто обращаются за научной информацией. Он умеет находить и обобщать нужную информацию, анализировать ее и систематизировать. Он свободно ориентируется в информационном поле науки и постоянно стремится к обогащению своих знаний. «Критик» - это тип ученого, проявляющего повышенную требовательность к качеству научных исследований, строгость в оценках и выводах. В научном коллективе он ориентирован в большей мере на оценочную деятельность. «Критик» выполняет функции как бы пристрастного и заинтересованного судьи, помогающего своим коллегам избегать ошибок и скороспелых выводов. В указанном исследовании было обнаружено, что в эффективных группах имеет место «активный ролевой профиль», т.е. существуют более или менее ярко выраженные носители этих ролей. В группах с пассивным ролевым профилем, где нет подобной ролевой специализации, научная эффективность ниже.

Образ ученого у нас нередко ассоциируется с улыбчивым бородатым мужчиной в очках. Нам кажется, что у научных работников самая размеренная жизнь и самая безопасная профессия. Увы, это далеко не так. За последние два-три десятилетия по всей планете были убиты, похищены или покончили жизнь самоубийством сотни исследователей. Что же с ними случилось? Почему в современном мире профессия ученого стала такой опасной?

Жертвуя собой ради науки

Во все времена настоящие ученые были готовы пожертвовать многим, даже своей жизнью, ради установления истины. История науки сохранила немало примеров, когда исследователи погибали во время научных экспериментов, заражали себя смертельно опасными болезнями, чтобы найти способ борьбы с ними. Многие были готовы взойти на костер, как Джордано Бруно, лишь бы не отрекаться от своих идей. Давайте вспомним о некоторых ученых, пожертвовавших собой ради науки.

Среди них российский физик, профессор Георг Вильгельм Рихман, соратник и друг М. В. Ломоносова. Он погиб во время проведения опыта с атмосферным электричеством. 6 августа 1753 года, когда во время грозы Рихман занимался очередным экспериментом, из стоявшего рядом с ним прибора внезапно появился огненный шар, который направился прямо к голове исследователя. Послышался звук, напоминающий пушечный выстрел, Рихман упал замертво, а стоявшего рядом гравера Соколова повалило на пол и даже оглушило. Полагают, что Рихман стал жертвой шаровой молнии.

Считают, что самые опасные профессии у пожарных, военных и полицейских, однако вспомним о вулканологах, которые, рискуя жизнью, спускаются прямо в жерло вулкана, задыхаются от ядовитых газов, уворачиваются от падающих на них вулканических пород, берут образцы из потоков огнедышащей лавы. Причем делают они все это не ради любопытства, а ради спасения людей, ведь любое внезапное извержение вулкана может унести тысячи жизней. Случается, вулканологи гибнут. Так, 18 мая 1980 года 30-летний ученый Дэвид Джонстон погиб во время взрывного извержения, исследуя проснувшийся после 123-летней «спячки» вулкан. Вместе с ним погибло еще 56 человек.

А на какие жертвы шли ученые-медики ради науки и спасения жизней людей! Они заражали себя самыми смертельными инфекционными заболеваниями, чтобы иметь возможность их успешно лечить. В конце XIX века студент-медик из Перу Даниель Алсидес Каррион Гарсия изучал перуанскую бородавку, или лихорадку Ороя, которые на тот момент считались одним и тем же заболеванием. Данные заболевания переносились москитами и были распространены только в Перу, Колумбии и Эквадоре. Если заражение перуанской бородавкой вызывало лишь высыпания и поражения кожи, то лихорадка Ороя приводила к высокой температуре и анемии, в большинстве случаев вызывая летальный исход.

Каррион хотел открыть способ диагностировать перуанскую бородавку еще до появления высыпаний на коже. 27 августа 1885 года молодой ученый ввел себе кровь зараженного мальчика и начал вести дневник наблюдений. Через 21 день он почувствовал недомогание и боль в левой лодыжке, а через два дня после этого у него началась лихорадка. Ученого мучили колики в животе, боли в костях, ужасная жажда, он совсем перестал есть. К тому времени Даниель уже понял, что у него развилась лихорадка Ороя. Каррион скончался 5 октября 1885 года, доказав своим смертельным экспериментом, что обе инфекции вызваны одним возбудителем, следовательно это одно и то же заболевание.

А вот норвежский врач Даниель Корнелиус Даниельссен всю свою жизнь посвятил исследованию проказы (лепры). По его инициативе был создан лепрозорий, который он и возглавил. В период 1844-1858 годов этот медик сделал несколько попыток заразить себя проказой. Чего он только не предпринимал! Вводил себе кровь прокаженных, пересаживал фрагменты лепрозных узелков себе под кожу. Из-за крайне медленного развития проказы результаты каждого опыта приходилось ждать несколько лет. Надо отметить, что за своим самоотверженным руководителем последовало и несколько его подчиненных. Все они знали, что в случае заражения будут долго и мучительно умирать, но все же шли на риск, целью которого было выяснить процесс распространения проказы. К счастью, никто из них не заболел этой страшной болезнью, она оказалась не так заразна, как считали ранее. Увы, не все героические поступки ученых-медиков заканчивались столь благополучно, многие из них мучительно умирали от различных ужасных болезней, успевая внести при этом бесценные данные в копилку медицинских знаний. Благодаря таким ученым были побеждены эпидемии, когда-то опустошавшие города и страны.

Тайна списка Шелдона

Довольно необычный случай самоубийства произошел в октябре 1986 года в Бристоле. Одетый в дорогой элегантный костюм мужчина вышел в пустынном месте из машины, подошел к дереву и крепко привязал к нему конец веревки, на другом ее конце он сделал петлю, которую набросил себе на шею. После этого мужчина сел в машину и нажал на педаль газа, рванув ее с места. Результатом стала мгновенная смерть. При обыске тела полицейские, прибывшие на место происшествия, обнаружили документы на имя профессора Аршада Шарифа. Стражи закона назвали причиной гибели самоубийство и на этом успокоились. Никому не показалось странным, что профессор, намереваясь совершить самоубийство, зачем-то покинул Лондон и проехал 100 км до Бристоля.

Возможно, этот случай так и остался бы без должного внимания, но через несколько дней еще один ученый из Лондона профессор Вимал Дазибай также доехал до Бристоля, чтобы броситься с местного моста. Странное совпадение, не так ли? Тем более если учесть, что оба ученых работали над одной темой - разработкой оружия для английской программы, схожей с американскими «Звездными войнами», причем оба проявляли повышенный интерес к НЛО.

Эти странные самоубийства крайне заинтересовали известного американского писателя Сидни Шелдона, который решился на их самостоятельное расследование. Его результат оказался крайне неожиданным, ведь ему удалось выяснить, что после Шарифа и Дазибая при различных обстоятельствах расстались с жизнью еще 23 человека, занимавшихся «Звездными войнами» и проблемой НЛО. Словно на этих ученых внезапно обрушилась своеобразная эпидемия смерти.

Вряд ли подобное можно считать случайностью или совпадением. Что же с ними случилось? Одна часть их обезумела и покончила с собой, а другая в то же время стала жертвой катастроф и несчастных случаев? Среди версий, пытающихся объяснить тайну списка Шелдона, фигурирует деятельность спецслужб других государств, являющихся конкурентами в области новых технологий и вооружений. Еще одна версия возлагает вину за гибель ученых на агентов конкурирующих компаний и ведомств, как британских, так и зарубежных. Пожалуй, самая экзотическая версия связывает смерть ученых с пришельцами из космоса, ведь они разрабатывали оружие, способное сбивать НЛО. До сих пор нет никаких конкретных фактов, позволяющих отдать предпочтение той или иной версии.

Вечный двигатель не изобретать!

Стоит отметить, что настоящую охоту на ученых открыли еще в первой половине XX века. Убийства русского профессора Филиппова, немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля, академика Владимира Бехтерева - это наиболее значимые имена ученых, чья жизнь оборвалась по чьей-то злой воле в начале прошлого века. Устранялись и гораздо менее известные в науке личности и даже изобретатели-самоучки.

Например, в 1917 году в США эмигрировал из Португалии некий Андрее, который вскоре заявил о сенсационном открытии. По его словам, он изобрел химическую жидкость, несколько капель которой добавленные в ведро воды превращало последнюю в отличное горючее для двигателей внутреннего сгорания. Специально созданная научная комиссия даже организовала пробег автомобилей на этом чудо-горючем. Комиссия признала топливо Андреса уникальным, - оно не только превосходило бензин, но и являлось экологически чистым. Наверное, весь мир давно бы ездил на таком горючем, но его изобретатель сразу после пробега бесследно исчез. Только представьте, каких доходов лишились бы нефтяные, газовые и угольные магнаты, если бы появились новые источники энергии!

Скорее всего, тому же Николе Тесле в свое время удалось открыть неисчерпаемый источник энергии. Удивительно еще, что этот уникальный ученый сумел дожить до преклонного возраста. Возможно, его заставили продать все права на изобретение и основательно припугнули. Конспирологи говорят, что топливные воротилы, желая прослыть прогрессивными людьми, разрешают и пропагандируют только те альтернативные источники энергии, которые практически не грозят им потерей рынка. Это ветряки, солнечные батареи, приливные электростанции.

Кто охотится на ученых?

За последние два-три десятилетия в мире были убиты или бесследно исчезли сотни ученых, среди которых немало и российских. Трагический отсчет потерь нашей науки начался еще в апреле 1985 года, когда в Мадриде загадочным образом исчез кандидат физико-математических наук Владимир Александров. Он стал всемирно известен благодаря разработанной им математической модели последствий ядерного конфликта для климата Земли. В октябре 1983 года в Вашингтоне на конференции, посвященной оценке последствий возможной ядерной войны, он выступил с изложением полученных им результатов.

Его расчеты показывали, что, если СССР и США используют только 30-40% накопленного ядерного оружия, поднятая в атмосферу сажа на несколько месяцев перекроет доступ солнечного света к поверхности Земли. Из-за этого сначала наступит ядерная ночь, а за ней и ядерная зима, температура на всей поверхности планеты понизится до 30 и более градусов ниже нуля. Только через год температура начнет постепенно повышаться, однако климатический механизм Земли коренным образом перестроится, в результате наступит нечто вроде малого ледникового периода.

Конечно, выводы ученого вызвали большой общественный резонанс. В мировых СМИ только и писали о ядерной зиме и о том, что ядерный конфликт будет самоубийственным для цивилизации. Полтора года Александров не раз выступал на различных научных конференциях по всему миру, побывал даже в Ватикане и в Сенате США. 1 апреля 1985 года ученый выступил на очередной конференции в Испании. Уже накануне вылета на родину Владимир Александров вышел из гостиницы подышать воздухом и обратно не вернулся.

Вещи и деньги ученого остались в гостинице, а через три недели в Москве должна была состояться защита его докторской диссертации. Исчезновение известного советского ученого буквально в центре Мадрида вызвало грандиозный дипломатический скандал, однако все предпринятые расследования так и не дали результата, никаких следов Александрова обнаружить не удалось. Прошло уже много лет, но никаких новых данных по исчезновению ученого так и не поступило.

Однако «бодаться» в то время с СССР и КГБ американцам было сложновато, поэтому особо навредить нашей науке они не могли, а вот с развалом Союза для такой деятельности открылись большие возможности. Научно-исследовательские институты закрывались, штаты сокращались, зарплаты не выплачивались или были такими, что на них было невозможно прокормиться. Многих талантливых ученых в то время переманили за рубеж; впрочем, многих и не надо было переманивать, они сами уехали, устав от безденежья и невозможности нормально работать.

До сих пор никто не может точно сказать, сколько наших исследователей переехало работать на Запад. Есть, например, оценка в 500-800 тысяч человек. За 20 лет страна лишилась 70-80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков. Это колоссальные потери! Самое страшное, что за рубеж выехало большое количество специалистов из оборонных НИИ и предприятий ВПК. Обороноспособность страны оказалась в значительной степени подорвана, и теперь эти ученые работают на наших потенциальных противников…

Однако и такого основательного подрыва нашей науки Западу, видимо, показалось мало. Решили «зачистить» тех патриотически настроенных ученых, которые, несмотря ни на что, остались работать в России. С середины 1990-х до начала 2010-х годов при загадочных обстоятельствах погибли около 70 представителей научной элиты страны. Среди них ученые-ядерщики, микробиологи, авиастроители, химики, медики, психологи, конструкторы современного оружия. Их забивали бейсбольными битами, резали кухонными ножами, душили, травили, убивали из огнестрельного оружия. Некоторым из них каким-то еще неразгаданным способом полностью стерли память…

Возможно Вам будет интересно:



Любой человек ответит, что это специалист, разбирающийся в определенной области, имеющий углубленные знания и способный совершать новые открытия. Несомненно, быть ученым - это призвание, и чтобы определить, есть ли у вас склонность к этому, нужно прислушаться к себе.

Как определить, есть ли у вас талант

Помните, что важно стать хорошим ученым, а не просто специалистом, имеющим углубленные знания. Поскольку изучить информацию может каждый человек, вы должны быть способны исследовать ее и прийти к новым открытиям

Чтобы стать молодым ученым, прислушайтесь к себе. Вы должны понять, какая наиболее привлекательна для вас. Если вы любите математику, не ищите себя в биологии, поскольку, кроме испорченных нервных клеток и отсутствия желания, вам вряд ли удастся чего-либо добиться.

Люди становятся учеными, когда умеют совмещать увлечения с работой. Если вас действительно интересует математика, то вас затянет процесс ее углубленного изучения. Итак, если есть область науки, которая вас интересует, к которой у вас наблюдалась склонность в школе и которая давалась вам легче других, то вы, несомненно, можете стать ученым.

Мечты редко совпадают с реальностью. Так, если вы хотите стать ученым, то недостаточно просто почитать интересующую вас литературу и изучить информацию в интернете. К сожалению, освоение этой профессии требует финансовых вложений, иногда - немалых.

Стать ученым-исследователем вам удастся, если вы потрудитесь над собой и своим уровнем знаний. Если вы не самородок, который может без посторонней помощи произвести любые исчисления или изобрести лекарство от рака, то вам, несомненно, понадобится высшее образование.

Нет ничего невозможного, и наука знала великих людей, которые без соответствующего обучения делали ошеломляющие открытия, но, согласитесь, шанс один на миллион.

  • Выбирайте вуз, который предлагает продолжение обучения в аспирантуре, поскольку именно она готовит будущих исследователей. Магистратура тоже важна, но она делает упор на получение знаний, необходимых для осуществления практической деятельности, а не для свершения новых открытий.
  • Университет должен быть одним из лучших. Почитайте отзывы, посмотрите на программы обучения, посетите день открытых дверей. Обратите внимание, чтобы профессора учебного заведения были заинтересованы в получении знаний студентами. Пообщайтесь с выпускниками.
  • Освоение программы института - это далеко не все. Вам нужно параллельно посещать семинары, тренинги по вашей специальности, изучать информацию самостоятельно. Если вам интересна область науки, то и процесс обучения не надоест.
  • Помните о научных работах. По мере получения знаний у вас формируется собственное видение многих проблем науки. Опишите его в своих научных трудах. Статьи опубликуйте в специальных сборниках и журналах. Это не только поможет вам стать ученым, но и добавит баллов при защите диссертации.

Помните о самосовершенствовании. Как стать ученым, если вы не будете развиваться как личность? Поэтому находите время на отдых и на общение с интересными людьми.

Когда идешь к намеченной цели, все преграды на пути кажутся незаметными. Но иногда мы забываем о важных вещах, без которых задачи, которые мы ставим перед собой, невыполнимы. Итак, как стать ученым:

  • Общайтесь с людьми вашего круга. Общие интересы не только вас сплотят, но и приведут к новым открытиям.
  • Выберите себе научного руководителя с большими амбициями. Этот совет дают многие состоявшиеся ученые.
  • Интересуйтесь всем. Круг ваших интересов обязательно должен быть гораздо больше, чем просто ваша специализация.
  • Не тратьте время на бессмысленные достижения. Например, если вы химик, то вам не следует просиживать дни в изучении математики.

Многие состоявшиеся ученые признаются, что они частенько игнорировали предметы, не касающиеся их направления.

Образ жизни ученого

Конечно, все не ограничивается научными познаниями. Повседневная жизнь и окружающие факторы способствуют формированию личности и заставляют делать выбор между наукой и бытом.

Как стать ученым, если вас не поддерживает семья, если вы живете в маленьком бесперспективном городке или если у вас не хватает финансов на реализацию экспериментов? На основании подобных факторов можно сказать о таких пунктах:

  • Семья должна поддерживать ваше желание быть ученым. Близкие люди обязаны понимать, что вы не просто так до поздней ночи засиживаетесь за книгами, что опыты, которые вы проводите, небесполезны. В конце концов, что это важно для вас.
  • В любом случае после института придется потратить определенную сумму на ваши задумки. Хорошо, если вы найдете спонсора.
  • Возможно, вам предстоят дальние командировки. Особенно это касается исследователей.
  • Не бойтесь прийти к банальному выводу. Это нормально, что новые открытия базируются на уже известных достижениях.

Немалую роль играют личностные качества человека.

Характер будущего ученого

Каким бы талантливым ни был студент, без определенных качеств характера ученым ему не стать. Чтобы достичь цели, развивайте в себе такие качества:

  • Амбициозность.
  • Настойчивость.
  • Нестандартное мышление.
  • Способность признавать и анализировать свои ошибки.
  • Способность ставить перед собой цели.

Вряд ли у вас получится сразу достичь ощутимых результатов, но не опускайте руки. На этом построено достижение великих целей.

Как относиться к окружающим людям

Не стоит бояться конкуренции. Ваши соперники - это источник информации, общайтесь с ними чаще. Кроме того, подружитесь с ними. Окружайте себя людьми, которые равны или сильнее вас, только так вы сможете постоянно развиваться. Но за дружбой не забывайте о конкуренции, ведь это двигатель прогресса.

Соперники могут, сами того не осознавая, дать вам ценный совет или случайно выдать полезную информацию. Но не нужно только потреблять. Не жалейте дать полезный совет и другим ученым, чтобы ваша дружба была взаимовыгодной.

Заблуждения о профессии ученого

Сейчас мы разберем несколько мифов, которые в корне неправильны. Из-за них многие талантливые ребята отказываются от своей цели, что влечет за собой разрушение их мечтаний, а также снижение прогресса в науке:

  • Чтобы стать ученым, нужны связи. Поверьте: наука - это практически единственная отрасль, где никто не удержится благодаря связям. Если вы перспективный ученый, вас будут приглашать участвовать в различных исследованиях.
  • Только опытный педагог сможет научить студента. Как показывает практика, как раз молодые и амбициозные преподаватели давали толчок своим подопечным в мир науки. Они еще не остановились на одной теории, которую пытаются втолковать каждому встречному, поэтому знают о новых достижениях, ищут пути решения проблем, стараются углубиться в науку еще больше, чему учат и студентов.
  • Ученые мало зарабатывают. Мало зарабатывают дилетанты, а не ученые. Если человек действительно предан своему делу, то, безусловно, он будет достигать новых вершин, приносящих ему неплохую прибыль. Но для этого нужно быть коммуникабельным, чтобы на любой непредвиденный случай иметь спонсоров, заинтересовавшихся в вашем деле.
  • Ученый - неперспективная професси». Могут стать неактуальными любые отрасли жизни, но только не наука. Человечество нуждается в новых открытиях, поэтому хорошие ученые на сегодняшний день на вес золота.

Наука и политика

С науки начинается любая другая деятельность, в том числе и политическая. В развитых странах ученые, ставшие политиками, очень хорошо справляются со своей должностью. Согласитесь, гораздо лучше министр экологии разберется с проблемами загрязнения воздуха, если он осведомлен о них, если он их непосредственно исследовал. Или с проблемой финансирования в стране гораздо легче бороться, если министр финансов - ученый-математик или экономист.

Человек, умеющий исследовать область науки, разбирающийся в ней изнутри, востребован в политике, поскольку к верному решению он придет быстрее и воплотит это решение качественнее, чем обычный выпускник вуза.

Наука и писательство

Очень часто ученые, которые добились своих целей, садятся за написание книг и передают знания молодому поколению. Они - достояние страны. Ученые, ставшие писателями, научат студентов запоминать, анализировать и искать правильную информацию.

Таким образом, стать ученым - сложная, но осуществимая задача. Боритесь за свою цель. И, возможно, ваше имя зазвучит в мире науки.

Одно и то же слово - особенно обозначающее абстрактное

понятие - имеет для разных людей различный смысл. Термины

"оригинальность", "самостоятельность мышления", "воображение" и

"интуиция" нередко взаимозаменяемы, но для наших целей нам

придется различать их смысловые оттенки. Формальных определений

здесь недостаточно, так как их интерпретация опять-таки зависит

от смысла, вкладываемого в эти слова; кроме того, словари дают

столько альтернативных определений абстрактных понятий, что

порой крайне трудно выбрать подходящее значение. В дальнейшем

мы будем использовать довольно много абстрактных терминов, и в

качестве введения было бы небесполезным перечислить их,

сопровождая небольшими пояснениями. В ходе более подробного

обсуждения точное значение, приписываемое каждому термину,

станет более очевидным.

С моей точки.зрения, бесчисленные умственные и физические

качества, присущие ученому как таковому, могут быть

приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям:

1) энтузиазм и настойчивость;

оригинальность: независимость мышления, воображение,

интуиция, одаренность;

интеллект: логика, память, опыт, способность к

концентрации внимания, абстрагированию;

4) этика: честность перед самим собой;

5) контакт с природой: наблюдательность, технические

контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с

окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать

других и прислушиваться к их аргументам (см. гл. 6).

На вопрос "какое из качеств наиболее важно?" ответить

совсем не просто. В рамках, обусловленных научной средой и

предметом изучения, успех может в той или в иной степени

зависеть от технических навыков ученого, его дара наблюдения

или способности взаимодействовать с коллегами. Но вне

зависимости от области интересов или социальных условий работы

ученого ему необходимы и другие качества. Любая попытка

расположить эти последние по степени важности была бы

произвольной, но лично для меня не подлежит сомнению, что самым

редким даром является оригинальность личности ученого и его

мышления. В приведенном списке на первом месте стоит энтузиазм,

поскольку без мотивации к исследовательской работе остальные

качества лишаются смысла. Впрочем, на практике недостаток

энтузиазма редко составляет проблему: леность весьма необычна

среди ученых. Что же касается оригинальности, то здесь

справедливо обратное. Независимость мышления, инициатива,

воображение, интуиция и одаренность - главные проявления

оригинальности в науке - являются, несомненно, самыми редкими

качествами, характерными для научной элиты. Просто удивительно,

до какой степени одно это качество может компенсировать

недостаток всех остальных.

Современный ученый не просто специалист, обладающий знаниями в какой-то узкой области. Сегодня круг задач, являющихся неотъемлемой частью ᴇᴦο профессии, весьма широк.

Профессия ученого предполагает знания основ библиографии к ак особой отрасли знания. Сюда входит умение находить необходимые сведения о публикациях, потреблять библиографическую информацию, грамотно оперировать ею. Существуют общепринятые правила цитирования, библиографических ссылок и описаний.

Важная часть деятельности ученого – текстовая работа, создание собственных научных текстов. Ведь стержень современной науки – публикация. Сегодня прирост и функционирование научного знания держится на публикациях. Публикация является как бы квантом прироста нового знания. Идеи, разработанные ученым, вводятся в оборот научного сообщества только после их публикации, проверки, подтверждения и принятия в циклах других исследований и отражающих их изданий.

Существенное место в научной информации занимает и патентная документация. Это совокупность документов, включающих сведения об изобретениях, открытиях и других видов интеллектуальной собственности. Существует специальная отрасль знания – патентоведение, которая занимается вопросами правового обеспечения интеллектуальной собственности. Профессиональная выработка научно-исследовательской темы сегодня невозможна без предшествующей стадии патентных исследований, включающих поиск, анализ, целенаправленное потребление патентной информации.

Ученый часто выполняет функции организатора научных исследований и их руководителя, что требует от него наличия определенных навыков и знаний из области менеджмента как теории управления. Многие ученые сочетают собственно познавательную деятельность с преподавательской, которая, по сути дела, является самостоятельной профессией. Помимо работы в системе формального образования, ученый обычно имеет возможность влиять на более молодое поколение неформальным способом, к которому лучше всего подходит название ʼʼнаставничествоʼʼ.

Необходимо также указать на значимость этической компетентности современного ученого, на необходимость принятия этически важных решений, участия в различного рода этических обсуждениях и, должна быть, экспертизах по теме ᴇᴦο научных интересов. В эпоху демократической государственности ученые становятся социально активными, включаются в обсуждение и решение общественных проблем. Они должны уметь выступать перед широкой публикой, выполнять различные социальные функции, связанные с их знаниями в научных областях.

Современное сообщество ученых – не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными знаниями и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.

Особенности и основные характеристики профессии современного ученого - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности и основные характеристики профессии современного ученого" 2015, 2017-2018.



просмотров