Типы ошибок в русском языке. Речевые ошибки: виды, причины, примеры Лексические речевые ошибки

Типы ошибок в русском языке. Речевые ошибки: виды, причины, примеры Лексические речевые ошибки

«Тексты» - Части текста. Тема текста. Текст. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. Некоторые признаки различных типов текста. Основная часть,вступление,заключение, абзац. Стили текста. Тексты разных типов. Описание, повествование, рассуждение. Основная мысль, тема,микротемы, заголовок,ключевые слова.

«Работа с текстом» - Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Две взаимодополняющие друг друга стратегии организации материала / планирования. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». Эко: диплом как свиная туша - не дает отходов.

«Вступление и заключение» - Виды вступлений и заключений. 7) этически корректного возражения автору. 14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений). 2) с вопросно-ответного единства. 9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). И земля без зверей не земля». Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным.

«Текст урок 2 класс» - - Какие образцы писем можно взять для подражания? Писать текст по заданному плану. По окончании 4 класса ученики умеют: -выделять основную мысль текста; В составляемый текст рекомендуйте взять предложения из упражнения.). Можно изменить для ученика, испытывающего трудности, задания упражнения. В уроках 15,19 мы работаем над текстом.

«Проблема текста» - Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. Как аргументировать свою позицию? Требования к сочинению. Над какой-л. проблемой думать, работать. Уделить внимание какой-л. проблеме. Аргументы. Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?

«Текстовый редактор» - Оригинальный формат используемой в настоящее время версии Word. Оригинальные форматы предыдущих версий редактора Word. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). При преобразовании из формата Word форматирование сохраняется не полностью. В чем отличие форматов текстовых файлов TXT, RTF, DOC?

I . 1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения, чтобы быть способным рассмотреть по возможности больше число реакций. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Мон-тажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows. 3. В России в данный исторический период с быстрыми темпами стали развиваться города. 4. В настоящее время исследователи могут обсуждать перспективы, открывающиеся из-за миллиарда транзисторов, расположенных на кристалле. 5. За возможности широкого и разнообразного использования данных вида растений говорят данные факты. 6. Эти данные были подтверждены в результате изучения тонкой структуры электрических полей, генерируемых рыбами в аквариуме. 7. В 2001 году из-за развития микропроцессорной техники даже 700-долларовые компьютеры будут более мощными, чем лучшие машины 1998 года. 8. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза. 9. Из-за развития общественного производства все более возрастает влияние человека на природу и использование ее ресурсов. 10. Ради этого необходимо зафиксировать голограмму на поверхности передающей трубки и передать ее радиоканалом. 11. Можно предположить, что валентная связь этой группы и молекулой нарушилась. 12. Автор из брошюры подчеркивает подобное явление, говорит о том, что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизмов. 13. В результате достаточного количества данных можно было бы прийти к определенному выводу относительно хода реакции. 14. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячезначных чисел. 15. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений в частных производных на замкнутых и открытых многомерных пространствах. 16. С решением этой проблемы зависят методы анализа, практические предложения и даже ответы на общие теоретические вопросы.

Тема № 3. Синтаксис научного стиля

Задание 1. Отметьте в приведённом ниже тексте стилистические недочёты в строе простого предложения (неправильно построенные предложения, в которых смещена конструкция или нарушена связь между словами; предложения, непрочно связанные в синтаксическом отношении, и др.) Обратите внимание на двусмысленность, которая создаётся в некоторых предложениях. Исправьте текст.

1. Народные вокальные ансамбли и небольшие хоровые группы складываются не из сочетания традиционных партий, но представляют собой собрание любителей и знатоков народной песни. 2. Г-н Макаев обратил внимание на неблагополучное состояние с охраной труда и соблюдение техники безопасности. 3. Интересным фактом, вытекающим из этих наблюдений, – проявление в культурах кислот. 4. Сборник рассчитан для концертного исполнения на эстраде и, отчасти, как художественно-педагогический репертуар для студентов музучилищ и художественной самодеятельности. 5. Орёл и сокол – герои многих песен: «Высоко сокол летает», «То не сокол летит по поднебесью», а также различные варианты волжской песни о соколе. 6. О характере этого процесса можно судить, сопоставляя различные методические варианты, принадлежащие к песенным жанрам древнейшего происхождения, в частности путём сопоставления древнейших вариантов с вариантами, мелодически более развитыми и более позднего происхождения. 7. Историческая основа многих героических былин киевского цикла подтверждается путём сравнительного изучения народных эпических сказов и – с другой стороны – произведением древнерусской письменности. 8. Помимо недостатка продовольствия, у исследователей не оказалось надёжных помощников в столь сложном предприятии.

Задание 2 . Отметьте случаи немотивированного инвертирования и грамматико-стилистческие ошибки, связанные с неправильным порядком слов. (Помните, что всякая инверсия придаёт предложению особый экспрессивно-стилистический оттенок, а в некоторых случаях изменяет смысл высказывания.) Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов. 2. По лёгкой и пищевой промышленности включена разработка проектов силосных корпусов для зерна из сборного железобетона. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трёх реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. От очистки хлопка и выделки пряжи всё производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки – полностью механизировано. 5. На северо-востоке Азии мамонты, считают, держались дольше и исчезли примерно семь-восемь тысяч лет назад. 6. Начиная с 1978 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Швейные машины вывозятся только те, которые соответствуют стандарту. 8. Обычно применяемая упаковка для станков в страны с умеренным климатом в виде деревянных ящиков, обшитых внутри битумированной бумагой, не годится для упаковки станков, идущих в тропики. 9. Начиная с 1912 года явилась возможность исследовать совокупности мельчайших кристаллических частиц, не улавливаемых под микроскопом, посредством рентгеновских лучей. 10. Песенные циклы с той поры для эстрадной музыки стали явлением не менее закономерным, чем для камерной.

Задание 3 . Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте пропущенные буквы.

1. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 2. При окраске распылением значительное количество частиц распылённой краски, вылетающих из пистолета, не попада...т на окрашиваемые изделия. 3. Книга-справочник для корректора напечатан... вторым изданием. 4. Главный архитектор мастерской Н. Катаева разработал... проект Пермского парка культуры и отдыха. 5. Вал со шпонкой опуска...тся на два подшипника. 6. СКБ совместно с Ростовским заводом сельскохозяйственного машиностроения разработал... и изготовил... новый образец зерноуборочного комбайна. 7. Текст рукописи строится так, чтобы совершенно чётко усматривал...сь взаимосвязь и соподчинённость отдельных её частей. 8. Старинным песням присущ... замечательное богатство и разнообразие ритмического строения. 9. Для иллюстрации на рисунках показан... схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования. 10. Каждый узел, каждая деталь должн... тщательно обрабатываться.

Задание 4. Отметьте случаи не оправданного контекстом согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте ошибки.

1. Защита в виде гор, защитных полос значительно уменьшают действие мороза. 2. Из приведённых схем большинство было параллельными. 3. Одна, причём подавляющая, группа авторов склонны поддержать данную точку зрения. 4. Вал-звёздочка часто ломалась. 5. Передовая литература, как и композиторская музыка, близки лучшим произведениям народного искусства. 6. Ряд новых разработок, с которыми знакомит постителей этот па-

вильон, свидетельствует о смелых творческих поисках учёных. 7. Новая городская организация – «Руставгаз» до последнего времени не располагал соответствующей базой. 8. Основными чертами коллектива являются единство личных и общественных интересов. 9. Процесс подачи и контроля изделий полностью автоматизированы. 10. Второй контрастный эпизод – средняя часть марша – расположена между двумя последними произведениями основной мелодии. 11. Расход материала и всех деталей уменьшен в два раза. 12. История жизни и творчества Скарлатти лишь недавно сделались предметом изучения и исследований.

Задание 5. Отметьте в приведённых предложениях случаи неверного согласования определения. Исправьте ошибки.

1. Две пасторальных интермедии служат контрастом напряженно развивающемуся музыкально-драматическому действию. 2. Сходный ритмический склад обнаруживается и во многих других вариантах хоровой песни «Липеньки». 3. Недавно на Магнитогорском и Кузнецком комбинате побывала группа нижнетагильских металлургов. 4. Оба угольные электрода готовят на станке из угольных стержней. 5. В конструкции машины предусмотрены три сменных метрологических пружины. 6. На лицевой стороне панели расположены сетевой выключатель, предохранитель, две контрольных лампочки. 7. Для обеспечения точности детали в ленте пробивают два технологические отверстия для фиксаторов. 8. Ящик устанавливается между седьмым и восьмым рабочими местами.

Задание 6. Отметьте случаи не оправданного контекстом употребления форм управляемых слов и укажите грамматико-стилистические ошибки на управление. Исправьте текст.

1. В двух и более случаев наблюдалась поломка механизма. 2. Сборники рассчитаны для работников сельского хозяйства массовых профессий. 3. Докладчик указал на то, что в некоторых транспортных предприятиях ещё слабо ведётся воспитательная работа среди водителей, а это влечёт к снижению дисциплины, к различным дорожно-транспортным происшествиям. 4. На Северном Кавказе часто встречаются участки повышенного содержания солей. 5. В первой части, наряду с описанием характеристик топлива, включено описание типов двигателей. 6. Почёт и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена. 7. В монографии даётся характеристика современному состоянию всех отраслей пищевой промышленности. 8. При кипячении добавляют фтористого натрия. 9. В настоящее время наши усилия направлены к освоению техники изготовления оборудования и строительных конструкций. 10. В настоящей работе мы не будем рассматривать других возможных методов измерений. 11. Данные факты говорят за возможность широкого и разнообразного использования водорослей. 12. Автор подчёркивает, что подобные явления говорят за то, что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизма. 13. Сравнение свойств алюминия и меди показывает, что алюминиевые провода имеют ряд преимуществ над медными.

Задание 7. Подумайте, в каких примерах «нанизывание» одинаковых падежей не оправдано контекстом. Устраните этот стилистический недочёт, учитывая стиль высказывания.

1. Творческая обработка образа дворового идёт по линии усиления показа трагизма его судьбы. 2. Ведутся изыскания возможности создания конденсаторов большей мощности. 3. Многочисленные попытки оценки величины силы взаимодействия не дали никаких результатов. 4. На внеочередном заседании обсуждался вопрос организации выгрузки оборудования и развёртывания научной станции на льдине. 5. На летучке неоднократно поднимался вопрос необходимости улучшения работы отдела сельского хозяйства редакции областной газеты. 6. Работа представляет собой попытку обобщения опыта хирургического лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 7. Книга содержит изложение теории и опытов решения уравнений дальности действия радиолокационных станций. 8. В книге изложены основные принципы технологии обработки элементов деталей машины.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением союзного слова «который» и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Укажите, в каких случаях не возникает двусмысленность высказывания.

1. В своём романе Горький правдиво и ярко рисует нам образ Пелагеи Ниловны, в которой отражён великий процесс пробуждения народных масс. 2. В сборнике печатаются важнейшие статьи знаменитых педагогов, в которых они разбирают проблемы воспитания. 3. На заводе будет оборудован специальный цех с постоянной температурой и влажностью воздуха, в котором намечается вести сборку станков высокой прочности. 4. При всех сварочных работах с фторопластами необходимым условием является сильная вентиляция, ввиду ядовитости газов, развивающихся при частичном разложении фторопласта, которого трудно избежать полностью при сварке. 5. Исключением остаётся производство синтетического волокна, которое продолжает развиваться быстрыми темпами. 6. Электронная вычислительная техника приобретает всё большее значение в связи с огромным масштабом работ по автоматизации производственных процессов, которые проводятся в стране. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в настоящее время в районах Смоленской области. 8. Образец при испытании помещается в специальную герметическую камеру, охлаждаемую водой, из которой производится откачка газа до высокого вакуума.

Задание 9. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.

I. 1. В статье правильно подчёркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в период промышленной революции. 2. Не так давно в карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы

лет назад. 3. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 4. В отличие от моделей, ранее выпускаемых, в указанном рольганге по-новому решена конструкция роликов. 5. Расчёт конструкции арок производился с учётом воздействий, могущих возникнуть при их монтаже. 6. Автор публикует документы, освещающие события, имеющие место в XV веке. 7. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 8. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень.

II. 1. В брошюре приведены технические данные компенсатора названного завода получившего широкое применение. 2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 3. Весьма интересна работа немецкого исследователя Ганса Петерса Шмитца «Звуковая техника отца Анграмеля», расшифровавшего ритмические особенности звучания пьес французских композиторов XVIII века. 4. Книга рассчитана на локомотивные бригады, а также может быть полезна для работников первого и второго электродепо, связанных с эксплуатацией и ремонтом электровозов. 5. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова. 6. Станция даёт миллионы киловатт-часов электроэнергии, равной энергии всех электростанций Грузии, вырабатываемых сегодня.

Задание 10 . Исправьте в приведённых примерах грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Учитывая нелинейную зависимость периода колебаний датчика от измеряемой величины, в приборе впервые применён метод линеаризации характеристики датчика. 2. Зная период между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости. 3. Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батарейных приёмников. 4. Увеличивая нагрузку на долото и число оборотов ротора, скорость бурения в этих породах увеличилась. 5. Спуск делается от ближайшего к приёмнику конца провода, используя для этого продолжение антенного провода. 6. Часто, изучая алкалоидные растения, обнаруживается определённая закономерность в их развитии. 7. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнёт колебаться и второй маятник. 8. Придавая большое значение влиянию формы на формирование слитков, был выполнен ряд экспериментов. 9. Выяснив, что неметаллические включения остаются в слитке, возникает вопрос о том, где же они будут находиться. 10. Источниками творчества архитекторов служили национальные традиции, которые не только изучались, но и воспроизводились, приспосабливая их к новым задачам. 11. Исходя из принятого конструктивного решения, в состав турбокомпрессорного агрегата входит вертикальный повышающий редуктор. 12. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости.

Задание 11. Отметьте в приведённом тексте случаи немотивированного употребления конструкций с отглагольными существительными и грамматико-стилистические ошибки, возникшие в результате злоупотребления отглагольными существительными. Исправьте текст, где это необходимо.

1. В брошюре идёт речь об озлокачествении опухоли. 2. Открывание чанов во время крашения ведёт к нарушению технологического режима. 3. Для осуществления опирания центрального кольца стойку пришлось нарастить на 7 м. 4. Облысение и выпадение волос можно предотвратить путём протирания их рекомендуемой жидкостью. 5. Писание диктантов необходимо для повышения грамотности. 6. Крестьяне, возмущённые известием о том, что дворянство скрыло грамоту об отменении Марией Терезией крепостного труда, в январе и в феврале 1775 года направились к Праге. 7. По мере поднятия над уровнем моря температура воздуха изменяется в определённой последовательности. 8. В статье приводятся данные изменения потребления различных видов топлива по многим штатам.

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) - за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки - помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании - только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки - это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех - грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

В латыни есть слово lapsus. Оно обозначает ошибку в речи человека. От этого слова появилось всем известное сокращение ляп. Только если ляп считают грубым нарушением норм речи, то lapsus имеет не настолько строгое значение. К сожалению, аналога этого слова, которое обозначает речевые ошибки, в современном русском языке нет. Но lapsus встречаются повсеместно.

Речевые ошибки подразделяются на нормативные ошибки и опечатки. Опечатками называют механические ошибки. В тексте слово может быть написано неверно, что усложнит восприятие информации. Или же вместо одного слова случайно используют другое. Опечатки встречаются и в устной речи. Это оговорки, которые можно услышать от людей каждый день.

Механические ошибки происходят неосознанно, но от них многое зависит. Ошибки в написании цифр создают искажение фактической информации. А неправильное написание слов может полностью изменить смысл сказанного. Хорошо демонстрирует проблему опечаток одна сцена из фильма «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» режиссера Мигеля Артета. В типографии перепутали буквы «п» и «с» и в детской книжке написали вместо «Можно прыгнуть на кровать» фразу «Можно срыгнуть на кровать». И по сюжету кинокартины эта ситуация вылилась в скандал.

Особое внимание уделяли опечаткам во времена сталинских репрессий, когда неверно написанное слово стоило человеку жизни. Искоренить проблему опечаток, невозможно, так как человек делает их неосознанно. Единственный способ, при помощи которого вы избежите этого типа речевых ошибок, быть внимательным при написании текста, тщательно подбирать слова, которые вы произнесете.

Виды нормативных ошибок

Речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка. Виды речевых ошибок:

  • орфоэпические;
  • морфологические;
  • орфографические;
  • синтаксически-пунктуационные;
  • стилистические;
  • лексические.

Орфоэпическая ошибка

Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.

Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное произношение слова «конечно» - «конешно».

Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит», «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от соблюдения норм произношения.

Морфологическая ошибка

Морфологией называют раздел лингвистики, в котором объектом изучения являются слова и их части. Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами».

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».

Орфографическая ошибка

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Вы получали когда-либо сообщение, где находили грамматические ошибки. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». Чтобы с вами не случалось подобных орфографических ошибок, как можно больше читайте. Чтение стимулирует восприятие правильного написания слов. И если вы привыкли читать правильно написанный текст, то и писать вы будете, не делая грамматические ошибки.

Орфографические ошибки, в принципе, случаются из-за незнания правильности слов. Поэтому если вы не уверены в написанном слове, стоит обратиться к словарю. На работе узнавайте тот перечень специфических для вашей области слов, который нужно запомнить и в котором ни в коем случае нельзя совершать грамматические ошибки.

Синтаксически-пунктуационные ошибки

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Не поленитесь открыть учебник, если вы не уверены в постановке запятой. Опять же, это та проблема, с которой можно справиться, читая много книг. Вы привыкаете к правильной постановке знаков препинания и уже на интуитивном уровне вам сложно совершить ошибку.

Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны».

Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Алине за победу».

Они хвалили Алину. Они приносили поздравления Алине. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку.

Стилистические ошибки

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста. Классификация основных стилистических речевых ошибок:

  • Плеоназм. Явление встречается часто. Плеоназм - это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями. К примеру, «прошла минута времени», «он сказал истинную правду», «за пассажиром следил секретный шпион». Минута – это единица времени. Правда – это истина. А шпион в любом случае является секретным агентом.
  • Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка. К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».
  • Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложения, в которых допущена эта ошибка: «Он улыбнулся, его улыбка наполнила помещение светом», «Катя покраснела от красного вина», «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

  • Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания так, как вам бы хотелось. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, руководствуйтесь двумя правилами:

  1. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.
  2. Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексические речевые ошибки

Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

  • Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
  • Слово относится к узкоспециализированной лексике.
  • Слово является неологизмом и его значение не распространено.

Классификация лексических речевых ошибок:

  • Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
  • Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
  • Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
  • Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.

1. Починка автомобиля 2. Свой автопортрет

3. Заклятый друг 4. Будущая перспектива

5. Свободная вакансия 6. Страшно обрадовались

7. Полчища тружеников 8. Возобновить вновь

9.Состоялась благодаря разрешению 10. Кипучее безделье

11. Два года тому назад 12. Мелочная рыба

13. Прогул без уважительной причины

14. Танцевальная песня

15. Праздничный ужин

16. Праздная жизнь


2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Запишите исправленный вариант.

1. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2. С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3. Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4. Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

5. У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

6. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

7. После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Самостоятельная работа № 8

«Языковой анализ литературного текста»

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.


Практическое задание. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы. Тексты не переписывать.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.



б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

Самостоятельная работа № 9

«Лексико-фразеологический разбор».

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Схема разбора:

1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)

2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)

3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)

4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)

5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)

6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)

7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)

8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)

9. входит в активный или пассивный словарный запас

10. в каком стиле речи преимущественно употребляется

Устойчивые словосочетания или предложения, которые используются как готовые, воспроизводимые в речи единицы, общее значение которых не складывается из значений составляющих их слов, называются фразеологизмами.
Степень семантической спаянности фразеологизмов может быть различной. По этому признаку различают четыре группы фразеологизмов:

· фразеологические сращения (общий смысл фразеологизма не вытекает из значения составляющих его компонентов: бить баклуши, втирать очки и др.);

· фразеологические единства (переносный смысл фразеологизма в какой-то степени мотивирован значением входящих в его состав компонентов: капля в море, кот наплакал и др.);

· фразеологические сочетания (один из компонентов фразеологизма может сочетаться лишь с определенными словами; трескучий мороз, насупить брови и т.п.).

Практическое задание. 1. Выберите из пословиц слова, антони­мичные друг другу, и напишите их. Выполните лексический разбор выделенного слова.

1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит. 6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать , а несмелому к редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом, 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из ду­рака и плач смехом прет.

Практическое задание 2. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи. Используйте фразеологический словарь.

Нести околесицу; в подметки не годится; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого

каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; последняя спица в колеснице; птица высокого полета; быть вне себя; вопрос жизни или смерти; ворон считать; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава;мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Самостоятельная работа № 10

«Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки».

Орфоэпия – 1) совокупность произносительных норм языка;



просмотров