Алгоритм оказания неотложной медицинской помощи детям. Принципы оказания неотложной медицинской помощи детям с шоковыми состояниями. Информационная услуга «тематические новости» " рынок мяса рф"

Алгоритм оказания неотложной медицинской помощи детям. Принципы оказания неотложной медицинской помощи детям с шоковыми состояниями. Информационная услуга «тематические новости» " рынок мяса рф"

Организм ребенка раннего возраста функционально и анатомически несовершенен, что обусловливает его высокую ранимость. У этих детей чаще встречаются неотложные состояния, исход которых во многом определяется своевременностью и правильностью оказания первой медицинской помощи и адекватностью последующего тактического решения. Поэтому персонал фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов должен быть подготовлен к оказанию помощи ребенку в неотложном состоянии.

В случае, если объект застрял в горле, положите ребенка на колени с подвешенной головой и похлопайте его по спине, но никогда не пытайтесь удалить объект, застрявший вручную. Если вы дышите с трудом и объект не выходит, позвоните в отделение неотложной помощи или обратитесь в ближайший медицинский центр.

Сначала мы должны посмотреть, насколько высокий ребенок упал и как произошло падение. Тогда посмотрим, есть ли перерыв. Сломанная конечность легко видна синяком, который вызывает внутренний выпот и деформацию. Если это связка, которая была сломана, ее более сложно увидеть. Для этого аккуратно перемещайте элемент. Если, просто трогая его, ребенок кричит, это более серьезно.

Неотложное состояние характеризуется наличием угрожающих жизни симптомов (судороги, гипертермия, кома и т. п.) и требует срочных лечебных мероприятий.
Наиболее типичными ошибками при оказании помощи детям с неотложным состоянием, по нашим данным, являются неправильное дозирование медикаментов, применение нерациональных их комбинаций, неоправданно частое применение аналептических препаратов (кордиамин, кофеин, аналептическая смесь и т. п.), а также медикаментозных смесей, маскирующих признаки основного заболевания, что затрудняет его диагностику при поступлении ребенка в стационар.
В основу унификации неотложной помощи детям положен принцип «прежде всего не вреди» .

Чтобы снизить воспаление, положите лед в тряпку. Если есть подозрение на поломку, вам придется обездвижить участника, пока он не переместится слишком сильно. Это предотвратит разрыв кости от внутренней ткани. Если вы получаете удар по голове, немедленно обратитесь к врачу, если вы потеряете сознание, но вам нужно лечь и слегка приподнять голову. Если это не так, и это не кажется серьезным, положите лед на удар и наблюдайте за его поведением в течение остальной части дня. Если вы рвёте, лихорадка или спящий, обратитесь в отделение неотложной помощи.

Гипертермический синдром. Диагностические критерии: стойкое повышение температуры выше 38,5°С при отсутствии эффекта от приема и введения жаропонижающих препаратов. Прогрессирующее ухудшение общего состояния ребенка. Объем неотложной помощи:

  • поместить ребенка в хорошо проветриваемое помещение, раздеть;
  • обтереть кожу ребенка 30% спиртом или камфорным маслом;
  • внутримышечно или внутривенно ввести литическую смесь следующего состава: 1% раствор амидопирина - 0,6 мл на 1 кг массы тела, 50% раствор анальгина - 0,02 мл/кг, 0,25% раствор новокаина - 0,5 мл/кг; при выраженном возбуждении и судорогах внутримышечно ввести 0,25% раствор дроперидола из расчета 0 ,"2 мл на 1 кг массы тела, но не более 2 мл.

Госпитализация обязательна при отсутствии эффекта от проведенных мероприятий; в больницу направляют также детей с хроническими заболеваниями и часто болеющих независимо от эффективности проведенных мероприятий.

Если ребенок получает рану, первое, что нужно, это остановить кровотечение. Если он маленький, мы будем мыть рану холодной водой. Если кровотечение на самом деле велико, положите поврежденную конечность высокой, чтобы в области циркуляции крови было меньше, мокрая стерильная марля с хлоргексидином или перекисью водорода и нажимайте до тех пор, пока она не прекратит кровотечение.

Для дезинфекции лучше промыть его мылом и водой. Пойдите к врачу, если это большой разрез, и нужно надеть очки. В этих случаях первая помощь основана на разрезании электрического тока или от него, но без непосредственного касания руками. Вы без сознания? Пошевелите его слегка приподнятой головой. Если вы не дышите и не подозреваете о остановке сердца, практикуйте рот во рту и искусственную реанимацию.

Инородные тела дыхательных путей. Диагностические критерии: затрудненное дыхание, осиплость голоса вплоть до полной афонии, навязчивый кашель, приступы удушья, связанные с переменой положения тела, аускультативно - ослабление дыхания вплоть до полного его отсутствия в одном из легких или его части.
Объем неотложной помощи: уменьшить беспокойство ребенка, для чего ввести 0,25% раствор дроперидола <0,2 мл/кг) или 0,5% раствор седуксена (0,1 мл/кг, но не более 2 мл) внутривенно или внутримышечно; выбрать положение тела, улучшающее состояние ребенка; при цианозе и акроцианозе сделать ингаляцию увлажненного кислорода. Госпитализации подлежат все дети с диагностированным инородным телом дыхательных путей или с подозрением на него.

В любом случае, даже если вы не потеряли сознание, всегда удобно обратиться к врачу, чтобы следить за его эволюцией. Токсичные продукты имеют этикетку на спине, где они помещают, что делать в случае проглатывания. Вы также можете позвонить в Национальный институт токсикологии, чтобы быстро сообщить об этом.

Если ребенок съел пищу в плохом состоянии или ядовитую пищу, первая помощь основывается на вызвании рвоты и отвезет ее в отделение неотложной помощи с образцом продукта, который вы съели. Если вы попали в агрессивный, отбеливающий или моющий препарат аммиака, вы никогда не должны этого делать. Если вы глотаете коррозийный продукт, вам не следует рвать рвоту, потому что из-за агрессивности может снова сжечь ваш пищевод, когда вы уйдете. В случае с бензином он может даже переходить в легкие и ухудшать ситуацию.

Клиническая смерть. Диагностические критерии: отсутствие пульсации крупных артерий (сонные, бедренные), отсутствие сердечных тонов, расширение зрачков и отсутствие реакции их на свет. Объем неотложной помощи: очистить полость рта и глотки механически (пальцем, шпателем) с помощью ножного или электрического отсоса; начать искусственное дыхание методом рот в рот или рот в нос; ввести в желудок зонд, начать непрямой массаж сердца - ритмичное надавливание на нижнюю треть грудины с частотой 60 раз в минуту; ввести внутривенно или под язык; 0,1% раствор атропина сульфата - 0,05 мл на 1 год жизни, 1:1000 адреналина гидрохлорида - 0,05 мл на 1 год жизни. Первичный реанимационный комплекс применяют до получения стойкого клинического эффекта (восстановление дыхания и сердечной деятельности), но не более 30 мин. В случае успеха - госпитализация обязательна.

В случае попадания кислоты хорошо знать, что она нейтрализована основанием. Дайте ему воду с пищевой содой или стаканом молока. Если, с другой стороны, вы пьете основание, такое как отбеливатель, дайте ему кислоту, например, воду с лимоном или уксусом.

Введение объектов в нос, уши и глаза

Если объект попадает вам в нос, прочно вдувайте его через замятое отверстие, а другой - пальцем. если он не выйдет, и вы думаете, что можете схватить его с помощью двух щипцов. Если вы не видите себя лучше, отведите его в отделение неотложной помощи. Если он вставлен в ухо, и вы видите его невооруженным глазом, вы можете попытаться извлечь его пинцетом. Никогда не пробуйте ничего с острым предметом, кроме пинцета, вы можете проколоть барабанную перепонку.

Механическая асфиксия. Диагностические критерии: наличие странгуляционной борозды на шее, кровоизлияния под конъюнктиву и на верхней половине туловища, нарушения сознания чаще в виде угнетения, иногда нарушения ритма сердечной деятельности. С механической асфиксией часто приходится встречаться у школьников при сдавлении грудной клетки руками (обхват сзади), у заваленных землей, у попавших в «кучу малу» и т. п. Объем неотложной помощи: искусственное дыхание методом рот в рот, через 8-образную трубку или с помощью маски аппарата РПА. При сохраненном дыхании - ингаляция увлажненного кислорода в течение 20-30 мин; при остановке сердца (см. клиническая смерть) - первичный реанимационный комплекс: ввести зонд в желудок. Обязательная госпитализация в ближайший стационар (независимо от его профиля).

Наконец, если что-то входит в ваш глаз, вымойте его большим количеством теплой воды, пока вы говорите ребенку, чтобы он двигал глаз из стороны в сторону. Если это что-то мягкое, как москит, поднимите свое веко и чистым носовым платком удалите его. Если у вас есть что-то жесткое, просто отведите его ближайшему окулисту. Не пытайтесь удалить его самостоятельно или дать ему глазные капли.

Первая помощь будет зависеть от животного и возраста ребенка. Если мы говорим о очень маленьком ребенке, который укушен пауком или насекомым, было бы удобно отвезти его в отделение неотложной помощи. Если ребенок старше, жало несерьезно. Даже не осы или пчелы, если у вас аллергия. Удалите жало, если вы можете с помощью пинцета и дать ему жаропонижающую мазь.

Ожоговый шок. Диагностические критерии: наличие на коже следов термического повреждения (пузыри, покраснение). Для определения площади поражения используют «правило ладони», площадь которой независимо от возраста составляет 1% поверхности тела. Шок может возникнуть у детей раннего возраста при повреждении 3-5% поверхности тела II степени (пузыри). Объем неотложной помощи: провести обезболивание путем введения 1% раствора промедола или 50% раствора анальгина из расчета 0,01 мл на 1 кг массы тела внутривенно или внутримышечно; введение нейро-плегиков - 0,2 мл/кг дроперидола или 0,1 мл/кг 0,5% раствора седуксена (но не более 2 мл) внутривенно или внутримышечно. На ожоговую поверхность наложить стерильную повязку с фурацилином 1:5000, риванолом 1:1000 или 0,25-0,5-1% раствором новокаина. Можно использовать аэрозоли «Ливиан», «Пантенол» и т. п. Обильное питье (горячий чай, молоко, соки и т. п.). Обязательной госпитализации подлежат новорожденные и грудные дети независимо от степени и площади ожога: дети старше 3 лет госпитализируются при ожогах I степени площадью 10% и более, а также при выявлении не менее 3% ожоговой поверхности II степени и глубже.

Если это змеиный кусок, отведите его в отделение неотложной помощи, потому что вам понадобится соответствующее противоядие. Когда это дикое животное, которое вас укусило, мыть рану мылом и большим количеством воды. Затем отвезти его в отделение неотложной помощи для управления вакциной против бешенства.

Если это поверхностный ожог, накройте рану стерильной влажной марлей, чтобы избежать заражения. Для облегчения боли используйте крем для ожогов или уксуса. В случае более серьезных ожогов, не мазь. Возьмите ребенка в отделение неотложной помощи с обгоревшей частью, обернутой в чистую ткань, которую ранее вы промокли в пресной воде и слили. В случае, если врач вернется домой, позвольте зоне впитаться в теплой воде, чтобы облегчить боль.

Судорожный синдром. Диагностические критерии: судорожные подергивания мышц конечностей или мимической мускулатуры, генерализованные судороги во всех группах мышц с нарушением дыхания. Возможно нарушение сознания различной степени выраженности - возбуждение, угнетение, ступор, кома. Объем неотложной помощи: внутривенно ввести 0,1 мл на 1 кг массы тела 0,5% раствор седуксена или 0,2 мл/кг дроперидола (но не более 2 мл) или 0,5 мл/кг оксибутирата натрия. При отсутствии эффекта в течение 30 мин ввести 2% раствор хлоралгидрата в крахмальной клизме из расчета 1 мл/кг (после очищения кишечника); при выраженной дыхательной недостаточности (цианоз и акроцианоз) сделать ингаляцию кислорода в течение 20-30 мин. При угнетении дыхания внутримышечно ввести 24% раствор эуфиллина из расчета 0,1 мл/кг с глюкозой. Госпитализация в детское отделение или детскую больницу обязательна.

Когда появляются пузыри, вы не должны их удалять. Подождите, пока они высохнут сами собой. Сухая кожа - лучшая защита для новой, которая будет расти под ней. Поскольку мы и родители, некоторые опасения растут. Некоторым нравится тот, который заставляет нас проверить, не дышит ли ребенок. Другие более серьезны и имеют отношение к тому, как действовать в случае чрезвычайной ситуации. Потому что определенная вещь состоит в том, что некоторые понятия у нас есть, или мы думаем, что у них есть четкие, но другие довольно размыты.

Или даже сбивать с толку. Это то же самое, когда ребенок задыхается, когда взрослый делает это? У Красного Креста есть ответы и рассказывается о первой помощи для детей. По мнению экспертов, дети настолько выдающиеся, что их можно считать проблемой общественного здравоохранения. Они также являются первой причиной смерти у детей в возрасте от одного до четырех лет. Поэтому очень важно знать первую помощь для детей. Знаете ли вы, что ушибы и синяки являются наиболее частыми травмами у детей в возрасте до одного года?

Черепно-мозговая травма. Диагностические критерии: следы повреждения на лицевой или мозговой частях черепа, нарушения сознания различной степени выраженности вплоть до комы. Головная боль, тошнота, рвота. При ушибе и сдавлении мозга, развитии внутричерепной гематомы - появление очаговой симптоматики: сглаженность носогубной складки, отклонения языка, снижение сухожильных рефлексов и появление их неравномерности, анизокория, брадикардия.
Объем неотложной помощи: уложить пострадавшего и обеспечить ему полный покой, ввести зонд в желудок (профилактика регургитации и аспирации), при нарушениях дыхания вывести нижнюю челюсть, вставить воздуховод; при отсутствии или нарушении сознания - положение на правом боку, аспирация слизи из полости рта и ротоглотки грушей или отсосом; при возбуждении ввести 0,2 мл/кг 0,25% раствор дроперидола или 0,1 мл/кг 0,5% раствора седуксена (но не более 2 мл) внутримышечно. Госпитализация всех детей обязательна и производится в ближайший хирургический стационар или отделение.

И что время действия в случае удушья составляет менее четырех минут? Что касается сцены, где есть одежда, игрушки, мебель, другие люди и еда или напитки, возможно, что происходит несчастный случай. Для начала необходимо принять во внимание некоторые основные принципы.

Что делать перед лицом кровоточащей раны

Действуйте с спокойствием. Это что-то важное, когда дело доходит до помощи ребенку. Ниже приведены следующие действия по очистке дыхательных путей. Те, кто немного больше, могут быть применены техники, которая выполняется с кулаком.

  • У детей в возрасте до одного года удобно начинать классические удары по спине.
  • Он состоит из выполнения серии быстрых сжатий в центре живота, чуть ниже ребер.
  • В любом случае лучше всего активировать аварийные службы.
Это может сделать ситуацию хуже. Шаги, которые необходимо соблюдать, следующие.

Шок травматический или геморрагический. Диагностические критерии: нарушения сознания (возбуждение или угнетение), бледность кожных покровов и слизистых, акроцианоз различной степени выраженности, артериальная гипотония, тахикардия, наличие механических повреждений и признаков наружного или внутреннего кровотечения. Объем неотложной помощи: остановить наружное кровотечение наложением давящей повязки или жгута, при отсутствии артериального давления или снижения его ниже 60 мм рт. ст. срочно наладить внутривенное введение полиглюкина (до 20- 30 мл/кг). Внутримышечно (при наличии признаков повреждения костей или следов ушибов и при отсутствии повреждения внутренних, органов и черепно-мозговой травмы) ввести: 1% раствор промедола - 0,1 мл на год жизни, 1% раствор димедрола 0,1 мл/кг массы тела (но не более 2 мл); произвести иммобилизацию поврежденной конечности с использованием транспортных шин или других подручных материалов; при отсутствии повреждений внутренних органов - теплое, обильное питье (чай, кофе, соки, молоко) и согревание (грелки, одеяло и т. п.). После проведения указанного комплекса транспортировать в ближайшее хирургическое отделение.

Если вам удастся контролировать кровотечение, очистите рану физиологическим солевым раствором или водой, потерпите неудачу. Во все времена держите пациента в сознании и спокойствии и максимально контролируйте их жизненные признаки.

  • Предупредить чрезвычайные ситуации.
  • Нажмите на кровотечение или рану, чтобы больше не выходило крови.
  • Обследуйте пострадавшего, накройте их одеялом и поднимите ноги.
Вызовите 112 в любом из этих случаев.

Высокая температура.

  • Трудное дыхание Наличие шумов или звуковых сигналов при дыхании.
  • Ослабленный мышечный тонус.
  • Чрезмерный кашель Синеватый цвет кожи и слизистых оболочек.
  • Низкое настроение, склонность к сну, низкий уровень сознания.
Призвав к чрезвычайным ситуациям, почувствуйте ребенка в месте со свежим воздухом и ослабьте одежду. Не вводите лекарства или не избавляйтесь от него.

Шок анафилактический. Диагностические критерии: беспокойство, чувство страха, зуд слизистых оболочек и кожных покровов, нарушения сердечной деятельности, артериальная гипотония, иногда нарушения дыхания. Могут наблюдаться полиморфная аллергическая сыпь и отек типа Квинке.
Объем неотложной помощи: ввести раствор адреналина 1:1000 из расчета 0,1 мл на 1 год жизни (но не более 0,7 мл одномоментно) подкожно; преднизолош из расчета 2 мг/кг внутримышечно (при возможности внутривенно); при отсутствии преднизолона - гидрокортизон (суспензия из расчета 4-7 мг/кг) внутримышечно; ввести зонд в желудок (профилактика регургитации и аспирации), при отсутствии пульса и снижении артериального давления ниже 60 мм рт. ст. наладить внутривенное введение полиглюкина (до 20 мл/кг). После стабилизации артериального давления и нормализации сердечной деятельности обязательно госпитализировать в ближайший стационар.

Что делать, если вы вызываете лихорадку

В случае, если ребенок вызывает судороги, следующие признаки. Попытайтесь опустить лихорадку теплыми тканями или пропустить губку с теплой водой спереди и шее. Держите спокойствие Постарайтесь сохранить все детали эпизода, чтобы врач мог его оценить.

  • Поместите его на бок на бок, чтобы он мог дышать лучше.
  • Отключите его от объектов, которые могут быть удалены.
  • Не пытайтесь что-либо положить в рот, или попытайтесь вытащить свой язык.
  • Не пытайтесь остановить движение приступов.
Хотя, по сути, мы предпочитаем, чтобы вам не приходилось использовать какие-либо из этих показаний.

Электротравма. Диагностические критерии: метки от действия электротока - постоянный признак. В зависимости от направления прохождения тока - потеря сознания, нарушения дыхания вплоть до его остановки, нарушения ритма сердечной деятельности вплоть до асистолии. Объем неотложной помощи: прервать контакт с поражающим фактором (в резиновых перчатках!), уложить пострадавшего, создать ему полный покой и обеспечить доступ свежего воздуха; при остановке дыхания сделать искусственное дыхание методом рот в рот, при остановке сердца - непрямой массаж сердца (см. раздел «Клиническая смерть»). При возбуждении ввести 0,2 мл/кг 0,25% раствора дроперидола внутримышечно, при обширных и глубоких ожогах ввести промедол (0,1 мл на 1 год жизни) внутримышечно; на ожоговую поверхность наложить стерильную повязку с фурацилином, риванолом или новокаином. Допустимо применение аэрозолей типа «Ливиан», «Пантенол» и т. п. Госпитализация ребенка обязательна и проводится после полного восстановления жизненно важных функций в ближайший стационар.
Для оказания неотложной помощи детям на фельдшерском и фельдшерско-акушерском пункте целесообразно, на наш взгляд, иметь следующее оснащение: тонометр с набором манжет (по возрастам); шпатели металлические; роторасширитель и языкодержатель; набор стерильных шприцев и игл; набор желудочных зондов всех размеров; электроотсос или ножной ^аспиратор, груша; набор катетеров для аспирации из полости рта и ротоглотки; жгут резиновый (кровоостанавливающий); набор для искусственного дыхания типа РПА; шины транспортные (типа шин Крамера); бикс со стерильным перевязочным материалом; системы для переливания крови (разового пользования). Из лекарственных средств и растворов необходимо иметь следующие: адреналин 1:1000, ампулы по 1 мл- 5 штук; атропина сульфат 0,1%, ампулы по 1 мл (список А) - 3 штуки; амидопирин 4%, ампулы по 5 мл - 10 штук; анальгин 50%, ампулы по 2 мл-10 штук; гидрокортизон, суспензия, флаконы по 125 мг-2 штуки; димедрол 1%, ампулы по 1 мл - 10 штук; дроперидол 0,25%, флаконы по 10 мл - 1 штука; изотонический раствор натрия хлорида 0,9%, ампулы 5 мл - 10 штук; новокаин 0,5% раствор, ампулы 5 мл -10 штук; оксибутират натрия 20% раствор, ампулы 10 мл - 5 штук; преднизолон 30 мг, ампулы - 3 штуки; промедол 1%, ампулы 1 мл (список А) - 3 штуки; седуксен, 0,5% раствор, ампулы 2 мл - 5 штук; полиглюкин 400 мл, флаконы - 1 штука; фурацилин 1:5000, флаконы по 200 мл (стерильно) - 2 штуки; аэрозоль «Ливиан» («Пантенол»)-1 упаковка.

Изображения любезно предоставлены Красным Крестом. Когда ребенок страдает от несчастного случая или несчастного случая или имеет рану, очень вероятно, что вокруг вас начнется знание первой помощи. Тем не менее, необходимо хорошо знать, как их выполнять, чтобы не допускать ошибок, препятствующих их быстрому восстановлению.

Первая помощь детям

Чрезвычайные меры, которые должны быть известны, когда ребенок падает, рана или ожог являются основными, но не несущественными. Первое, что нужно сделать в случае чрезвычайной ситуации ребенка, как бы трудно ни было в такой деликатный момент, заключается в том, чтобы сохранять спокойствие как можно больше. Дети, как правило, очень напуганы, если видят кровь или если они пострадали, поэтому необходимо, чтобы люди вокруг них, особенно их родители, не были перегружены и чувствовали себя в безопасности.


ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ШОКОВЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Последовательность действий врача-педиатра на догоспитальном этапе заключается в оценке симптомов патологического состояния больного, которые реализуются в поставленном диагнозе, назначении и выполнении соответствующих диагнозу экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям, что можно обозначить как первичное тактическое решение. Затем врач уточняет поставленный диагноз и определяет дальнейшие тактические мероприятия оказания медицинской помощи (оставить ребёнка дома или его госпитализировать). При выработке тактического решения важно помнить, что декомпенсация состояния у детей наступает быстрее, чем у взрослых.

С другой стороны, в зависимости от ситуации, о которой идет речь, мы должны подумать, как заставить ребенка дышать снова, если он задохнулся, как остановить кровь, которая вытекает из раны, или умеет вылечить их, если они сожгли что-то очень горячий. Когда ситуация стабилизируется, необходимо обратиться к врачу, чтобы избежать большего зла.

Ошибки для оказания первой помощи детям

Потеря нервов: очень важно сохранять спокойствие, потому что потерять нервы, даже если ситуация будет сложной, только усложнит собственное отношение ребенка, которое будет ошеломлено происходящим, потому что он поверит, что опасность, с которой он столкнулся, больше серьезно.

Осмотр ребёнка предусматривает следующие особенности.

■ Необходимость продуктивного контакта с его родителями или опекунами для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.

■ Важность получения ответов на вопросы:

❑ причина обращения за экстренной помощью;

❑ обстоятельства заболевания или травмы;

❑ длительность заболевания;

❑ время ухудшения состояния ребёнка;

❑ средства и препараты, использованные ранее до прибытия врача

■ Необходимость полного раздевания ребёнка в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.

■ Соблюдение правил асептики при осмотре ребёнка, особенно при оказании помощи новорождённым с обязательным использованием чистого халата поверх форменной одежды.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ШОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ. Различия в диагностике неотложных состояний у детей и взрослых, в том числе и шоков, существенно уменьшаются по мере роста ребёнка и к школьному возрастуони становятся минимальными. С точки зрения неотложной диагностики, семилетний ребёнок - это взрослый, имеющий меньшую массу тела и, как правило, еще «не пострадавший» от влияния окружающих природных и социальных факторов. Для врача, оказывающего неотложную помощь на догоспитальном этапе, возраст ребёнка и соответствующие ему возрастные анатомо-физиологические особенности определяют специфику диагностики неотложных состояний у детей.

Существуют несколько особенностей, определяющих специфику диагностического процесса при шоках у детей:

■ Отсутствие постоянного наблюдения за больным.

■ Возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре.

■ Анатомо-физиологические отличия детского организма.

■ Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения.

Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача осмотра - выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза шокового состояния врач- педиатр, в отличие от большинства врачебных специальностей, должен идти от следствия к причине.

При осмотре ребёнка сохраняются основные принципы пропедевтики, однако каждый этап имеет свою специфику:

■ вместо сбора анамнеза и мытья рук врач первоначально оценивает степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятиях по жизненным показаниям;

■ затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.

АНАМНЕЗ В ДИАГНОСТИКЕ ШОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ. Анамнез - важная составляющая экстренной диагностики на догоспитальном этапе. Ребёнок раннего возраста мало жалуется, фантазирует, а родители часто не имеют достаточной наблюдательности, опыта и идут на поводу вопросов врача. Кроме того, один из родителей может заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по его недосмотру.

Ребёнок грудного возраста на различные патологические воздействия может отвечать однотипными реакциями (крик, беспокойство, нарушения сна и бодрствования, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).

В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится по данным анамнеза и только в 30% случаев - по результату физикального обследования.

Ограниченность времени заставляет врача собрать только необходимые данные для выработки своевременного тактического решения и определения объёма неотложных мероприятий.

Во время сбора анамнеза необходимо обратить внимание на поведение ребёнка, гиподинамию, вялость или гиперактивность, изменение аппетита, нарушение сна. Сонливость и вялость у обычно активного ребёнка является тревожным признаком, характеризующим симптом угнетения ЦНС.

Срыгивания, рвота, одно- или двукратный жидкий стул у детей грудного возраста не являются обязательным признаком инфекционного поражения ЖКТ, это может быть началом любого заболевания.

В анамнезе важно выявить наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и её последствий, для исключения возможности её манифестирования. Уточняют течение беременности матери и родов, а также, наблюдается ли ребёнок у специалистов. Чем младше ребёнок, тем вероятнее, что данное заболевание связано или развивается на фоне перенесённой внутриутробной инфекции, гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врождённых пороков развития и т.д. Обязательно собираются сведения о приведённых прививках, поствакцинальных реакциях, контактах с инфекционными больными. Особо внимание уделяется аллергологическому анамнезу. Основная же часть диагностических мероприятий, сбора анамнеза и объективного обследования у детей раннего возраста не имеет принципиальных различий от таковых в других возрастных группах.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИКАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ ШОКОВЫХ СОСТОЯНИЯХ. Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.

Врач приступает к типичному обследованию больного в случае стабильного состояния ЦНС, центральной гемодинамики и дыхания. Сложность оценки физикального обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. При нарушении нормального образа жизни и развития у ребёнка первого года жизни быстро снижаются компенсаторно-приспособительные возможности, что увеличивает вероятность возникновения критического состояния по причине, не вызывающей значительной реакции у взрослого человека.

ОСМОТР КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

Осмотр кожи у детей раннего возраста обычно точнее всего показывает тяжесть состояния ребёнка («зеркало» неотложного состояния). Перед осмотром (обязательно в теплом помещении) ребёнка необходимо полностью раздеть.

Осмотр начинают с оценки цвета кожных покровов.

Бледность чаще всего обусловлена:

■ анемией;

■ интоксикацией;

■ «бледным» врождённым пороком сердца;

■ вегетососудистой дистонией, спазмом периферических сосудов.

После исключения анемии выясняют причину сосудистого спазма. Чаще всего к ней приводит токсикоз различного генеза или гиповолемия.

Диагносцировать гиповолемию с общей дегидратацией тканей могут помочь следующие симптомы:

■ сухость слизистых;

■ медленное расправление кожной складки;

■ западение большого родничка;

■ снижение диуреза.

Цианоз может быть локальный и разлитой, постоянный и транзиторный.

Цианоз (синие губы и видимые слизистые полости рта) - ведущий симптом при врождённых пороках сердца с шунтированием крови справа налево. Разлитой цианоз чаще наблюдают при декомпенсированном врождённом пороке сердца (тетрада Фалло).

Наличие и характер сыпи (экзантемы) имеет значение для постановки диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребёнка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференцирования с менингококковой инфекцией.

У детей первого года жизни важную роль играет исследование большого родничка - физиологического костного дефекта ромбовидной формы в месте соединения лобных и теменных костей. При дегидратации кожа над родничком западает (при проведении пальцами по коже над родничком чувствуется, что она ниже прилегающих костных краёв). Большой родничок пульсирует, выбухает при повышении внутричерепного давления (гидроцефалия, менингит).

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ. Осмотр детей принципиально не отличается от такового у взрослых. Для детей первого года жизни характерны физиологические тахикардия и тахипноэ, а компенсация при патологии осуществляется за счёт увеличения частоты, а не усиления сокращения мышц (Таблица 1).

Кроме вышеперечисленного надо помнить, что у детей дошкольного возраста все границы сердца увеличены.

Таблица 1.

Параметры гемодинамики у детей

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ШОКЕ. При исследовании ЦНС, уровень сознания, при невозможности словесного контакта из-за возраста пациента, определяют по активности ребёнка (как он следит за предметами, играет ли он с игрушкой), по характеру крика или плача (монотонный крик характерен для менингита).

Дети склонны к диффузным общемозговым реакциям, у них чаще возникает судорожный синдром (фебрильные судороги), а также неспецифические токсические энцефалопатии (нейротоксикоз).

При подозрении на менингит, необходимо помнить, что у детей до 3 месяцев жизни симптом Кернига является физиологическим, а симптомы Брудзинского у них определяются редко, но часто имеется ригидность затылочных мышц, гиперестезия на все раздражители, элементы позы «легавой собаки», монотонный крик и легко можно выявить симптом «подвешивания». Обязательна оценка симптома Бабинского: симметрия, ассиметрия, наличие или отсутствие реакции реакции.

БОЛЕВОЙ СИНДРОМ. О болевом синдроме у ребёнка раннего возраста свидетельствуют беспокойство, плач, нарушение сна, иногда срыгивания, снижение аппетита. Однако причиной плохого самочувствия ребёнка, его крика и плача могут быть недостатки ухода и питания.

Из особенностей диагностики боли у детей первого года жизни целесообразно выделить следующие:

■ для головной боли, повышения внутричерепного давления, отёка мозга характерны:

❑ монотонный крик;

❑ часто тремор подбородка и конечностей;

❑ пульсация большого родничка;

❑ положительный симптом Грефе;

❑ срыгивания, рвота;

❑ усиление беспокойства, крика и плача при изменении положения головы ребёнка;

■ при боли в конечности:

❑ ограничение объёма активных движений;

❑ ребёнок её щадит;

■ при боли в животе:

❑ ребёнок сучит ножками;

❑ поджимает их к животу, кричит;

❑ чаще прерывисто сосет, срыгивает.

Абдоминальная боль преимущественно связана с моторной дисфункцией и усилением перистальтики. У детей раннего возраста абдоминальная боль возникает вследствие нарушений режима питания, метеоризма, дисбактериоза кишечника, запоров, инвагинации кишечника, язвенно-некротического энтероколита.

У старших детей выраженный абдоминальный синдром нередко наблюдается на ранней стадии сахарного диабета.

Появление боли при инвагинации совпадает с возникновением крупных перистальтических волн с периодичностью 10–15 мин. Ребёнок внезапно начинает беспокоиться, кричать, сучить ножками. После прекращения перистальтической волны боль стихает.

Постоянная боль в животе характерна для острого аппендицита, когда происходит резкое уменьшение перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота.

ДИАГНОСТИКА ШОКОВЫХ СОСТОЯНИЙ. Пример диагностики шока представлен в таблице №.

Таблица №

Диагноз «Шок» ставят при наличии у больного острого нарушения функции сердца и кровообращения, которое проявляется следующими признаками:

■ холодная, влажная, бледно-цианотичная или мраморная окраска кожи.

■ резко замедленный кровоток ногтевого ложа

■ беспокойство, затемнение сознания

■ диспноэ

■ олигурия

■ тахикардия

■ уменьшение амплитуды артериального давления и его снижения.

Таким образом, шок является прежде всего клиническим диагнозом. Симптомы шока развиваются вследствие критического уменьшения капиллярного кровотока пора-женных органов. Кожа с уменьшенным кровотоком становиться холодной, влажной и цианотично-бледной, уменьшение кровотока головного мозга проявляется беспокойством, затемнением сознания, уменьшение кровотока в легких вызывает одышку, а причиной уменьшения количества мочи является снижение диуреза.

Различают стадии шока:

І ст. - АД сист 85-95 мм.рт.ст.

П ст. - АД сист 85-75 мм.рт.ст.

Ш ст. - АД сист менее 70 мм.рт.ст.

У детей младшего возраста шок І ст. проявляется цианозом, одышкой, увеличе-нием числа сердечных сокращений в 1,5 раза, повышением артериального давления, сни-жением пульсового давления, при этом пульс неплохого качества.

При шоке ІI ст. (переходная стадия) - пульс слабого наполнения, увеличение ЧСС в 2 раза, артериальное давление почти нормальное (т.к. начинается его снижение). Затормо-женность со стороны центральной нервной системы, диспноэ.

III ст. проявляется падением артериального давления.

    МЕРОПРИЯТИЯ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ШОКА У ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ НА ВЫЗОВЕ

Терапия зависит от варианта шока и требует коррекции основного заболевания.

Общие принцы выведения больных и пострадавших из шока.

Важно как можно быстрее устранить причину шока:

1. Останавливают наружное кровотечение (давящая повязка, прижатие сосуда).

2. При внутреннем кровотечении необходима операция.

3. При сепсисе назначают антибиотики; для ликвидации очага инфекции нужно хирургическое вмешательство.

4. При ишемии миокарда показаны ингаляция кислорода и медикаментозное лечение.

5. Обеспечивают достаточную перфузию органов.

6. Поддерживают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем.

7. Берут кровь для определения гематокрита, газов артериальной крови, содержания калия и лактата, группы крови, Rh-фактора и индивидуальной совместимости, возбудителя инфекции (посев). Проводят только необходимые исследования.

8. Устанавливают катетер Фоли, следят за диурезом.

9. Устанавливают назогастральный зонд для диагностики (кровотечение из верхних отделов ЖКТ) или лечения (профилактика аспирации и острого расширения желудка).

10. Проводят ЭКГ, рентгенографию грудной клетки, анализ мочи с микроскопическим исследованием осадка.

Инфузионная терапия и переливание крови. При гиповолемическом и септическом шоке необходимо как можно раньше начать возмещение ОЦК.

1. В периферические или центральные вены устанавливают два катетера большого диаметра (18 G). При септическом шоке измерение ЦВД более важно, чем при гиповолемическом шоке.

2. У взрослых и подростков вводят до 1000-2000 мл раствора Рингера с лактатом в течение 10-15 минут. Затем переходят на 0,9% NaCl и продолжают инфузию до тех пор, пока не будет достигнута удовлетворительная перфузия тканей (критерии: диурез больше 0,5-1,0 мл/кг/мин; среднее АД выше 65-70 мм рт. ст.; устранение метаболического ацидоза).

3. Если с помощью инфузионной терапии не удается стабилизировать состояние больного или улучшение носит временный характер, вероятно необходимо переливание крови.

4. Если шок продолжается и обнаружено повреждение органов брюшной или грудной полости, показано неотложное хирургическое вмешательство. В остальных случаях (травмы нет; травма без признаков продолжающегося кровотечения) в подключичную вену устанавливают катетер, имеющий канал для введения катетера Свана-Ганца. Нужно учитывать, что к гиповолемическому шоку может присоединиться кардиогенный, септический или нейрогенный шок. Для выяснения причины шока проводят дополнительные исследования (эндоскопию, КТ, ангиографию и т. д.).

5. Коллоидные растворы. Раствор человеческого альбумина имеет высокое онкотическое давление и поэтому более эффективно увеличивает объем внутрисосудистой жидкости, чем изотонический NaCl (в пересчете на единицу объема введенного раствора). Вместе с тем альбумин легко проникает через стенки легочных капилляров и базальные мембраны клубочков во внеклеточное пространство. Поэтому введение больших доз альбумина может привести к нарушению функции легких и почек. Кроме того, альбумин гораздо дороже, чем солевые растворы. Можно использовать недорогие и относительно безопасные искусственные кровезаменители - гетастарч и декстран. Декстран иногда вызывает анафилактоидные реакции, нарушает свертывание крови, затрудняет проверку крови на индивидуальную совместимость.

В. Лечение дыхательной недостаточности. При кардиогенном и нейрогенном шоке обычно достаточно ингаляции кислорода; при гиповолемическом и септическом шоке часто необходима ИВЛ. Задачи лечения: обеспечить проходимость дыхательных путей, вентиляцию легких и оксигенацию тканей.

1. К интубации трахеи прибегают для:

а. Обеспечения проходимости дыхательных путей (при угнетении ЦНС, остановке кровообращения, травме).

б. Профилактики аспирации желудочного содержимого (при рвоте на фоне угнетения ЦНС или общей анестезии).

в. Освобождения дыхательных путей от мокроты (при пневмонии с непродуктивным кашлем).

г. Проведения ИВЛ.

2. Показания к ИВЛ:

а. Ослабленное дыхание на фоне угнетенного сознания.

б. Закрытая черепно-мозговая травма (для создания режима гипервентиляции).

в. Высокая частота дыхания или нарастающая усталость дыхательных мышц (участие в дыхании вспомогательных мышц, западение межреберий во время вдоха).

г. Гиперкапния: paCO2 больше 50-55 мм рт. ст. (даже в отсутствие нарушений дыхания). На ранней стадии острой дыхательной недостаточности чаще наблюдается гипокапния, обусловленная компенсаторной гипервентиляцией.

д. Гипоксемия: paO2 меньше 60 мм рт. ст. В норме paO2 составляет 80-100 мм рт. ст.; с возрастом этот показатель снижается. Для больных старше 40 лет нормальные значения paO2 рассчитывают по формуле: paO2 = 105 – (возраст в годах/2).

Причины гипоксемии:

1) Гиповентиляция (обычно в сочетании с гиперкапнией).

2) Несоответствие между вентиляцией легких и их перфузией. При дыхании чистым кислородом гипоксемия, как правило, исчезает.

3) Внутрилегочное шунтирование крови. Гипоксемия сохраняется даже при дыхании чистым кислородом.

а) РДСВ. Диагностические критерии: paO2 меньше 60-70 мм рт. ст. при FiO2, превышающей 50%; двусторонние легочные инфильтраты; нормальное давление наполнения желудочков.

б) Отек легких.

в) Тяжелая пневмония.

4) Нарушения диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. При дыхании чистым кислородом (FiO2 = 100%) гипоксемия, как правило, исчезает.

3. Начальные настройки респиратора:

а. Частота вдуваний: 10- 12 в минуту у подростков, 12-20 – у детей.

б. Дыхательный объем: 6-12 мл/кг.

г. ПДКВ = 5 см вод. ст. Положительное давление в дыхательных путях предотвращает спадение альвеол в конце выдоха (увеличивает функциональную остаточную емкость легких), но не препятствует пропотеванию жидкости в альвеолы при отеке легких. Для улучшения оксигенации крови ступенчато увеличивают ПДКВ на 2-5 см вод. ст. Соблюдают осторожность: при ПДКВ, превышающем 10-15 см вод. ст., снижается сердечный выброс, а при ПДКВ, равном 20 см вод. ст., возможна баротравма (пневмоторакс). ПДКВ значительно облегчает периоды самостоятельного дыхания при ИВЛ в режиме перемежающейся принудительной вентиляции.

д. Режимы ИВЛ:

1) Вспомогательно-принудительная вентиляция. При каждой попытке самостоятельного вдоха респиратор подает в дыхательные пути заданный объем газовой смеси. Режим не подходит для больных, испытывающих тревогу (риск гипервентиляции), и опасен при кашле.

2) Перемежающаяся принудительная вентиляция. Респиратор включает подачу газовой смеси в заданном объеме через заданные интервалы времени. В промежутках больной дышит самостоятельно. Режим позволяет поддерживать работоспособность дыхательных мышц.

е. Самостоятельное дыхание под постоянным положительным давлением. Обычно начинают с 5 см вод. ст. и постепенно повышают до 10-20 см вод. ст., пока дыхательный объем не превысит 4 мл/кг.

ж. Для оценки эффективности ИВЛ регулярно измеряют газы артериальной крови. Для коррекции paCO2 меняют частоту вдуваний и дыхательный объем, для коррекции paO2 - FiO2, ПДКВ и дыхательный объем.

4. Перевод на самостоятельное дыхание. После устранения причины шока и улучшения состояния больного начинают перевод на самостоятельное дыхание. Если ИВЛ осуществлялась в режиме перемежающейся принудительной вентиляции, постепенно снижают частоту вдуваний с 12 до 4. Затем переходят к самостоятельному дыханию под постоянным положительным давлением или переводят больного на дыхание через T-образную трубку. Больной должен дышать самостоятельно 30-60 минут. В это время измеряют газы артериальной крови и исследуют функцию внешнего дыхания. Если решение вопроса об экстубации затягивается, во избежание усталости дыхательных мышц возвращаются к режиму перемежающейся принудительной вентиляции с частотой вдуваний 6 в минуту. Предпосылки для прекращения ИВЛ и экстубации:

детей и подростков... шоковой ... Москва , 30 ноября 2010 г. Исх.№164 Содержание 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ... материал , ... научной конференции, 4 июня. 2010 г., Москва Состояние ...

  • Документ

    ... -научному - информационными модулями: 1.Состояние ... содержанию (информационному наполнению); энерго-информационное ... Гайдара «шоковой терапии» ... детей матери ... Москва , 2010г Москва ...

  • Народный проект преображения россии будущее россии путь к жизнестрою разумного человечества доброй воли

    Документ

    ... -научному - информационными модулями: 1.Состояние ... содержанию (информационному наполнению); энерго-информационное ... Гайдара «шоковой терапии» ... детей . Аборт – убийство младенца в утробе матери ... Москва , 2010г . 6. Ю.Д.Петухов, «Норманны. Русы Севера». Москва ...

  • Информационная услуга «тематические новости» " рынок мяса рф"

    Бюллетень

    По состоянию на... содержание белка – 11,9 %, большое содержание жира – 21%, содержание ... материала ... шоковой заморозки... доложил о научной идее вопроса, ... 2010г , % Доля в 2011 году, % Москва ... на стр . ... воспитывающие детей -инвалидов... управлении информационной политики...



  • просмотров