Понятие социальных качеств человека. Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности? Личность человек обладающий социально значимыми качествами

Понятие социальных качеств человека. Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности? Личность человек обладающий социально значимыми качествами

контрольная работа

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Воспитание эмпатии у подростков

Исследование профессионально-важных качеств библиотекаря

Психология труда как комплексная научная дисциплина базируется на синтезе данных, полученных во многих психологических направлениях...

Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество (на примере разнотипных профессионалов)

В научной литературе различают профессионально важные качества в узком и в широком смысле - как менее и как более интегральные психологические "единицы"...

Личность и направленность личности в психологии

Методы исследования профессионально важных качеств сотрудников МВД

При изучении содержания и источников профессионального развития в отечественной психологии реализуются положения о взаимовлиянии деятельности и личности. Становление личности человека в ходе его профессионализации изучалось Б.Г. Ананьевым...

Образ "Я" руководителя высшего звена

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей...

Особенности конфликтного поведения супругов

Представление об адекватности организации своего внешнего вида у замужних и незамужних женщин

Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Существует множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура. Тест - это система высказываний...

Социальная роль психотерапии

Социальные представления (социальные репрезентации) - идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации...

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает...

Социальные качества людей: понятие, виды, механизмы формирования

Механизмом формирования социальных качеств людей (различных знаний, навыков, ценностей) в социологии и психологии называется социализацией. Терентьева И.Н. в курсе лекций по социологии так описывает этот процесс...

Формирование лидерских качеств в системе высшего профессионального образования

Этимология англо-саксонского корня в словах “lead”, “leader” и “leadership” восходит к “lаеd”, что значит «путь» или «дорога». Глагол “lаеdеn” означает «путешествовать»...

Формирование настойчивости в процессе занятий по волейболу

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том...

Личность система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Исследование личности Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они содержат большое количество методов и формулировок.

РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДОВ: В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности: 1) Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.); 2) Специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.); 3) Личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) Проективные методы.

Личностные опросники - это вид тестов личности относятся к измерительным методикам типа «карандаш бумага» , что позволяет использовать их при групповом обследовании. Личностные опросники представляют собой серии стандартных вербальных стимулов -вопросов или утверждений, ответы на которые рассматривают ся как поведенческие реакции человека.

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать темперамент пациента, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл! Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Нейротизм (эмоциональная стабильность эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. «Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия - интроверсия: больше 19 яркий экстраверт, больше 15 экстраверт, больше 12 склонность к экстраверсии, 12 среднее значение, меньше 12 склонность к интроверсии, меньше, 9 интроверт, 5 глубокий интроверт. Нейротизм: больше 19 очень высокий уровень нейротизма, больше 13 высокий уровень нейротизма, 9 - 13 среднее значение, меньше 9 низкий уровень нейротизма. Ложь: больше 4 неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.

Краткое описание результатов Экстраверта можно описать как общительного и обращенного индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Интроверт - это спокойный, застенчивый, человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.


Социально-значимые качества личности современных студентов

1. Теоретические основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1 Понятие личности. Ее свойства и характеристики

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности. Так в философском словаре личность определяется как человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Каждый отдельный человек - личность, так как социальное стало свойством этого индивида.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В психологической литературе часто в понятие личность включаются самые разнородные характеристики человека от динамических особенностей нервной системы - темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты. Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты - это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы - социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека.

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности». Личность - это, прежде всего, живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением. Социолог М.А. Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании «необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально значимых черт и свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы (например, студенчества), в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности». Как отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

1.2 Формирование социально-значимых качеств личности студента как проблема современной теории и практики

Основные принципы образовательной политики в России, новые социальные требования к системе российского образования определены законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказом Минобразования России «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В новых условиях развития общество признает возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни.

Трактовка термина «профессионально-значимые качества» неоднозначна. Деятельность специалиста определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и личностными качествами и степенью их сформированности. Так для специалиста в любой сфере профессионально-значимыми качествами являются ответственность, дисциплинированность, профессиональная самостоятельность.

Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания общественной активности студенческой молодежи приобретает исключительно важное значение в деятельности вуза и суза.

Актуальность изучения профессионально-значимых качеств студентов обусловлена появлением ряда работ, посвященных данной проблеме. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев. В их работах изучается динамика профессионально-значимых качеств личности в юношеском возрасте, роль данных качеств в поведении, а также взаимосвязи профессионально-значимых качеств с особенностями личности.

Становление профессионально-значимых качеств студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования. Приоритетное место занимают интересы личности, которые рассматриваются в Законе «Об образовании» и провозглашает «гуманистический характер образования и приоритет свободного развития личности».

Становление и развитие гармоничной и профессионально-значимой личности возможно через систему ценностных ориентаций, которые формируются с помощью факторов социализации, которые объединены в три группы (А.В. Мудрик):

1) макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты;

2) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;

3) микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, родственники, учителя.

Юношеский возраст является периодом формирования профессионально-значимых качеств, оказывающим влияние на становление характера личности. Это связано с появлением ряда предпосылок: накоплением опыта, занятием социального положения. Именно профессионально-значимые качества, сформированные в этом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающим миром (Б.С. Круглов, В.А. Ядов).

Социум заинтересован в духовно, нравственно и профессионально развитой личности, имеющей не только развитые моральные качества, но и качества, необходимые для профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые качества студента есть совокупность этих ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций складывается из совокупности ценностей: общечеловеческих, нравственных, познавательных, профессиональных. Общечеловеческие ценности - это ценности, принятые большинством людей, которые не связывают их с конкретным обществом или культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности, профессионально-трудовые и гностические ценности.

Однако абсолютной ценностью личности признается свобода. Профессиональная школа играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление моральных ценностей студентов возможно через развитие в них гуманизма, свободы, честности и достойного отношения к социуму. В период обучения формирование данных ценностей происходит через учебно-воспитательную деятельность. Общечеловеческие ценности устанавливаются и через истинность знаний, то есть через гностические ценности. Профессионально-трудовые ценности, рассматриваемые в контексте общечеловеческих ценностей, способствуют становлению процесса уважительного отношения в результатам труда людей и к своим собственным.

С общечеловеческими неразрывно связаны и нравственные ценности, которые способствуют развитию личности студента, становления его «Я». Анализируя моральные, гностические и профессионально-трудовые ценности в ракурсе нравственных ценностей, можно говорить о дальнейшем развитии личности студента в процессе социализации в институте. Каждая из ценностей развивает в студенте честность, трудолюбие, обязательность и способствует взаимодействию студента и преподавателя в процессе кооперативной деятельности.

Одним из наиболее важных социальных институтов, способствующих формированию профессионально-значимых качеств студента, является среднее профессиональное учебное заведение или высшее профессиональное учебное заведение. Реализация задачи формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей происходит именно через взаимодействие преподавателей и студентов. Взаимодействуя друг с другом, ставя общие цели, они реализуют их.

Помимо этого образовательный процесс снабжен и культурными ценностями - нравственностью, знаниями, становлением других социальных институтов. Нельзя не учитывать и другие составляющие учебного процесса, - материально-техническую базу, учебную литературу, технические средства.

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующем фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторических традициях.

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда человеком управляют низшие эмоции и потребности.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные.

Склонность решать задачи образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие, порождает неспособность социума связать познающего субъекта с настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не только в удовлетворении интересов государства, не в формировании личности по стандарту, а в воспитании личности с не идеологизированным мышлением, конструктивно и критически мыслящую, допускающую множественность гуманистических истин, уважающую позиции «другого». Идеологизированное мышление вырастает на основе распада традиционных ценностей, а образование, оторванное от народных традиций, воспитывает человека толпы, а не личность.

У человека есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Задача состоит не только в том, чтобы заложить в голову каждого студента определенную сумму знаний и умений, а в том, чтобы воспитать думающую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле государственных интересов.

Профессиональная ориентация личности в высшем и среднем учебном заведении предполагает диагностику и развитие профессионально важных качеств (ПВК) (высокий уровень социализации, нервно - психическая устойчивость, познавательная устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организаторские способности), интересов и склонностей, будущих специалистов, а также изучение потребностно-мотивационной сферы деятельности личности (что побуждает и привлекает к профессии).

Рассматривая профессиональные ценности, следует учитывать практическую деятельности студентов и накопление ими необходимого опыта в процессе обучения. Процесс формирования трудовых ценностей подразумевает развитие в личности студента своего «Я», гуманизма, трудолюбия, специальных знаний. Получение специальных знаний студентами проходит в два этапа: теоретический (в процессе обучения) и практический (в процессе прохождения практики и стажировки).

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой - первый. Вот такая проблема.

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек, никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).

Изучив роль социально-значимых качеств личности в условиях современного общества, мы сделали вывод: во всем мире возрос в последние годы спрос на профессионалов, к которым предъявляются особые требования, связанные с тем, что человек, имеющий профессиональную направленность, профессиональные знания и умения, должен быть готов к постоянному развитию, самосовершенствованию, он должен быть творческим, социально активным, инициативным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию. То есть речь идет о том, что человек должен в полной мере стать субъектом собственной жизни и социальных отношений. Однако в практике образовательных учреждений в процессе подготовки специалиста часто преобладает репродуктивный характер обучения, недостаточно используются формы и методы работы, стимулирующие конструктивную творческую активность личности, не используются в полной мере возможности внеаудиторной деятельности.

Проанализировав систему ценностных ориентаций, способствующую процессу формирования социально-значимых качеств студентов, можно сделать вывод, что социально - значимые качества студента - это качества, предъявляемые обществом к специалистам определенной профессии, влияющие на успешность их деятельности и дающие возможность реализовать себя. Помимо этого, совокупность «знаниевой» концепции и личностно-деятельностной составляющей ведет к становлению гармонично развитой личности, способной отстаивать свои права и свободы. Таким образом, процесс формирования социально-значимых качеств способствует формированию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

2. Социальный портрет современного студента на примере Сосновского филиала ФГОУ «Сибирского профессионально-педагогического колледжа»

2.1 Организация и методы исследования

Образование сегодня становится товаром, определенным образом влияющим на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, о роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами-студентами.

Студенты нуждаются не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях интенсивного обучения особенно важными становятся не только конкретные профессиональные умения и навыки, но и общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для педагога в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные студенты становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

При построении социального портрета студента необходимо произвести анализ его психологических характеристик. В своем анализе я рассматривала следующие аспекты: мотивация к учебе, способность адекватно оценивать свои положительные и отрицательные качества.

На первом диагностическом этапе исследуются следующие параметры:

Ш Портрет современного студента на основе опроса преподавателей и самих студентов.

Ш Мотивация студентов с помощью соответствующего специального теста;

Ш Социально-значимые качества студентов на основе теста-опросника.

Первый параметр: составление портрета студента на основе опроса преподавателей и студентов.

Студентам и преподавателям были заданы следующие вопросы: «Современный студент. Какой он?», «Какими положительными качествами он обладает?», «Сколько времени тратит на учебу?» и т.д. На основе ответов на эти вопросы были составлены два разных образа современного студента.

Второй параметр: тест на диагностику учебной мотивации.

Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Обработка и интерпретация результатов теста.

* Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

* Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

* Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

* Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

* Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

* Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

* Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника.

Третий параметр: выявлениесоциально-значимых качеств студентов на основе теста-опросника.

Студентам был предложен ряд вопросов, на которые необходимо было дать точные ответы. Данный тест-опросник позволяет выявить наиболее значимые качества для студентов и качества которые вызывают у них негатив. А также качества, помогающие и мешающие им в достижении успеха. Данный тест-опросник состоит из 6 вопросов.

2.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе были опрошены преподаватели и студенты. Результаты опроса:

Ш современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 75% опрошенных. А 35% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

Ш по мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них больше амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в голове. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

На втором этапе был проведен тест на мотивацию студентов.

Результаты получились следующие:

Ш Коммуникативные мотивы: 4,1 (82%).

Ш Социальные мотивы: 3,9 (78%).

Ш Профессиональные мотивы: 3,8 (76%).

Ш Мотивы творческой самореализации: 3,8 (76%).

Ш Мотивы престижа: 3,7 (74%).

Ш Учебно-познавательные мотивы: 3,6 (72%).

Ш Мотивы избегания: 3 (60%).

На первом месте у студентов коммуникативные мотивы, около 82%. Современные студенты любят общаться, находится среди друзей, знакомится с новыми людьми, поэтому коммуникативные мотивы и преобладают. Также для студентов важны социальные мотивы, в основе которых находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью. И профессиональные мотивы, в основе которых лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии, так ответили 76%. Для 74% важны мотивы престижа, то есть - стремление к определенному статусу в обществе. На последнем месте учебно-познавательные мотивы и мотивы избегания. Таким образом, учебная мотивация у студентов очень низкая, что сказывается на низкой успеваемости студентов, и не желании учиться.

На третьем этапе было проведено тестирование, которое позволяет дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

На вопрос: «Что для Вас в жизни самое главное?» получены ответы: семья - 42%, любовь - 25%, работа - 19%, образование - 19%, деньги 9,5%, карьера 9,5%, дети - 9,5%, уважение окружающих - 4,8%, творчество - 4,8%, здоровье - 4,8%, жизнь - 4,8%. Таким образом можно сделать вывод, что около половины студентов больше всего ценят семью, и это здорово. На втором месте у студентов любовь, что вполне естественно для студенческого возраста. А вот работа на третьем месте, всего около 5 человек из 21 так считают. Образование для студентов далеко не на первом месте, оно отошло, куда-то далеко на второй план, и это не может не пугать. Ведь главная цель студента в высшем или среднем учебном заведении - получить образование. Здоровье студентов также не особо волнует, они молоды, активны и пока не задумываются о своем физическом состоянии.

По данным опроса студенты больше всего ценят в человеке: порядочность - 76%, доброту - 71%, чувство собственного достоинства - 47%, понимание - 42%, свободу - 38%, независимость - 33%, верность - 4,8%. А больше всего ненавидят: предательство - 76%, ложь - 76%, зависть - 71%, жестокость - 66%, жадность - 66%, невежество - 42%.

Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность - 95%, трудолюбие - 76%, упорство - 66%, способности - 52%, хорошее образование - 42%, интересную работу - 33%, везение - 23%, «богатые» родители и связи - 14%. На первом месте у студентов целеустремленность, так ответили 20 человек. На последнем «богатые» родители и связи, так ответили всего 3 человека.

Качествами, мешающими в достижении успеха считают: лень - 90%, неорганизованность, неусидчивость - 28%, невнимательность - 19%, безответственность - 9,5%, некоммуникабельность - 4,8%. Больше всего студентам мешает лень и меньше всего мешает некоммуникабельность. Студенты общительны, не сидят на месте, поэтому им мешает неорганизованность и неусидчивость.

На последний вопрос: «Что для вас значит диплом о высшем (среднем) образовании?» - 57% ответили, что диплом - это бумажка, помогающая лучше устроиться в жизни, 52% ответили, что диплом для них - документ, официально подтверждающий, что он - профессионал, и только 9,5% ответили, что диплом - «Корочка», чтобы родители были довольны. Обидно, что большинство студентов все же считают диплом обычной корочкой, помогающей лучше устроится в жизни. Не нужно забывать, что диплом - это еще и подтверждение своих профессиональных качеств.

Таким образом, было проведено исследование на составление портрета современного студента на примере Сосновского филиала ФГОУ «Сибирского профессионально-педагогического колледжа». Мы выяснили насколько студенты мотивированы на учебу, что они больше всего ценят в жизни, какими социально-значимыми качествами обладают, на сколько коммуникабельны и приспособлены к современной жизни.

Исследование позволило дать краткую характеристику современному студенту: активный, общительный, целеустремленный, всегда готов помочь, амбициозный, упорный, но в то же время ленивый и неусидчивый. Зачастую современный студент мало организован в учебе и в своей повседневной жизни.

Таким образом, современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Заключение

Таким образом, сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.

Список литературы

студент личность колледж портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.

2. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.

3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.

4. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.

5. Кораблева, Г.Б. Профессия и социологический аспект связи / Г.Б. Кораблева. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. Университет, 2005.

Подобные документы

    Классификация мотивов учебной деятельности студентов, мотивы получения диплома и межличностного общения, профессионально-познавательный мотив. Характеристика современного студента и наиболее типичные черты его социального портрета по данным опросов.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Понятие мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития. Профессионально-значимые ценности социальной работы. Характеристика личностных качеств социального работника. Социально-психологическое исследование профессии "Социальная работа".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Рейтинг значимых ценностей молодежи. Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций студента. Опрос на тему: "Какие же они, современные студенты? Каковы их ценностные ориентиры?". Анализ и интерпретация результатов. Взгляды студентов на мир.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2017

    Изучение современных концептуальных подходов к исследованию добровольцев как социальной группы. Обзор условий и факторов формирования личности добровольцев. Выявление социально-психологических характеристик, присущих личности добровольца г. Ярославля.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Анализ социально-экономического положения и психологических характеристик студентов в России. Важность изучения профессиональных ориентаций студентов. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Анализ социально-экономического положения студентов, их психологические характеристики. Особенности обучения в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов. Сущность образовательных услуг и роль социального статуса родителей.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Волонтерство как социальный феномен российского общества. Изучение факторов формирования личности добровольцев в г. Ярославле. Разработка возможной модели профессиограммы и психограммы добровольцев. Условия формирования добровольческих качеств личности.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Социокультурный аспект самоидентификации личности. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края.

    диссертация , добавлен 28.05.2007

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Казань, 2011

С одержание

Введение

Понятие социальных качеств человека

Виды социальных качеств человека

Механизмы формирования социальных качеств человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.

Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.

2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.

3. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.

Объект исследования: социальные качества людей.

Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.

Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Работа выполнена на 18 листах.

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Виды социальных качеств человека

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе .

Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников .

Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.

Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность.

Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.

Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.

Дисциплинированность - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Любовь к прекрасному - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.

Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика :

инициативность;

самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;

готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;

способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;

готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств :

Интеллектуальные

Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность

Самостоятельность

Восприимчивость к новому

Системность

Аналитичность

Аргументированность

Правильность

Выразительность

Точность

Уместность

Логичность

Рефлексивные

Способность выделять риски

Психосоциальные

Эмоционально-чувственные

Этические (любовь, достоинство, честь). Эстетические (чувство прекрасного). Культура эмоций и чувств

Поведенческие

Активность

Воля (целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина)

Ответственность

Коммуникативные

Толерантность

Умение слушать и слышать

Умение ориентироваться в аудитории Открытость

Творческие

Исследовательские, художественные, технические способности

Однако это скорее базовый набор социальных качеств людей, который должен сформироваться у каждого человека. Для нас гораздо интереснее выяснить какие социальные качества присущи или должны быть присущи непосредственно юристам.

Рассмотрим социально-значимые качества юристов на основе профессиональных факторов, влияющих на их личность.

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации формирует следующие социальные качества:

высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими социальными качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

адекватную самооценку;

чувство юмора.

Пятый фактор - организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие социальные качества:

активность, инициативность, находчивость, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

К важным нервно-психическим социальным качествам профессии можно отнести: эмоциональную устойчивость; пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности толерантность устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Таким образом видов социальных качеств людей очень много и все перечислить не берется даже сама социология, так как у каждой профессии, каждой национальности, у каждого возраста помимо общепринятого базового есть и свой особенный набор социальных качеств.

Механизмы формирования социальных качеств человека

Механизмом формирования социальных качеств людей (различных знаний, навыков, ценностей) в социологии и психологии называется социализацией.

Терентьева И.Н. в курсе лекций по социологии так описывает этот процесс.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

Первичная социализация;

Вторичная социализация.

Ранняя (первичная) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Вторичная социализация - это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей, включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения), пенсионный возраст или утеря трудоспособности.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений);

Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию". Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.). Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

В учебнике социологии под редакцией профессора Волкова Ю.Г. дается более полное объяснение явлению социализации.

Там отмечено, что благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность - истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.

В учебнике приводится масса примеров, когда находили детей разного возраста, взращенных либо в обществе зверей, либо в одиночестве и унижении, с полным отсутствием социальных качеств. Эти примеры подтверждают тот факт, что наш биологический аппарат не способен создать нормальную человеческую личность при отсутствии социального взаимодействия. Следовательно, человеческие качества являются продуктом как наследственности, так и факторов окружения.

социальный качество индивид социализация

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Так же в учебнике приводится занимательная таблица иерархической структуры личности (по К.К. Платонову):

Заключение

Социальными качествами людей интересуются философы, педагоги, лингвисты, социологи, психологи. При этом тема мало разработана: мной не найдена ни одна научная работа, посвященная непосредственно теме социальных качеств людей. Везде эти качества затрагиваются, но нигде не исследуются досконально, даже в учебниках по социологии. Видимо предполагается, что тема интуитивно понятна и нет поля для интеллектуальной деятельности в этом направлении.

Тем более сложно исследовать данные качества в аспекте социальной политики, так как нет научного материала. Однако, на основе приведенного выше исследования я все же попытаюсь освятить социальные качества людей в призме настоящей дисциплины «основы социальной политики».

На основании национальных проектов России можно сделать такие выводы:

1. Национальный проект «Здоровье» основан на таком социальном качестве людей, как стремление к здоровому образу жизни. Ведь если бы все люди халатно относились к своему здоровью и осознанно им пренебрегали, то такой национальный проект был бы заведомо провальным.

2. Национальный проект «Образование» основан на следующих социальных качествах людей: стремление к познанию, к прекрасному, к самосовершенствованию, пытливость ума и др. Очевидно, что в противном случае и данный национальный проект был бы бессмысленен.

3. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Правительство заинтересовано в следующих социальных качествах россиян: стремление к комфортному жилью, к созданию семьи и др. Так как ясно, что если бы россияне желали жить в одиночестве и бродяжничестве, то данный национальный проект предназначался бы для несуществующих людей.

На основании проведения социальной политики в нашей стране можно сделать также следующие выводы.

Правители и экономисты пекутся о снижении безработицы, стараются людям помочь найти работу, поддержать материально в процессе поиска и проч. Эта деятельность основана на таком социальном качестве людей, как трудолюбие. Трудолюбие в совокупности с желанием жить комфортно, удовлетворяя свои физиологические и духовные потребности, с желанием самореализоваться, профессионально расти.

Не менее важным фактором беспокойства и соответствующих действий со стороны правительства является демографическая ситуация. Таким образом политические действия рассчитаны на такие социальные качества людей, как желание создать семью, забота о потомстве, стремление дать детям достойное образование и др. В противном случае люди либо не размножались вовсе, либо делали это как прочие животные: не регулируя количество, не заботясь об их дальнейшей судьбе. Так появилась бы армия необразованных, асоциальных беспризорников. Правительство же, заботясь о количестве населения, очевидно, подразумевают и необходимое качество «человеческого материала».

Так же важным для правительства социальным качеством людей является толерантность. Для создания этого качества тратятся средства из бюджета страны, привлекаются специалисты, проводятся соответствующие мероприятия. Правительству России исключительно нужно это социальное качество народа, ведь в настоящее время ежегодно прибывает более двух миллионов мигрантов. Таким образом правительство старается превентивными методами обезопаситься от агрессивности, которая может привести к беспорядкам, террористическим актам или даже к гражданской войне.

Главное же, фундаментальное качество, которым должны обладать все граждане страны - это дисциплина. Уже из этого качества вытекают законопослушность, лояльность и другие качества, способствующие управляемости. Без этого базового качества политика из социальной мгновенно перепрофилируется в военную.

Но это для государства полезные качества, а для людей главные социальные качества - это чувство юмора, общительность и терпеливость.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология // vuzlib.net.

2. Кемеров В. Философская энциклопедия // "Панпринт", 1998.

3. Ким И. Е. Гуманитарные науки. Выпуск 10. № 39(2005).

6. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитанности: Теория и методика. - М.: Педагогика, 1981.

7. Понасенко И.И. Создание оптимальных условий развития социально значимых качеств личности ученика лингвистического профиля на второй ступени образования festival.1september.ru.

8. Терентьева И.Н. Курс лекций по социологии // soc.lib.ru.

9. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

10. Социологический словарь // enc-dic.com/sociology.

11. Томский педагогический портал // planeta.edu.tomsk.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность как определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, принципы и этапы ее формирования, основные факторы, оказывающие влияние. Врожденные и приобретенные качества.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие личности в психологии. Структура личности предпринимателя и его личностные качества. Личностные качества: способствующие и препятствующие успеху в бизнесе. основные личностные качества предпринимателя. Общественная и деловая направленноть.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Основные профессиональные качества и сферы специализации психолога. Требования к его подготовленности по профессиональным дисциплинам. Личностные качества специалиста. Коммуникативная деятельность психолога-консультанта, значение его компетентности.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Характеристика понятия воли как качества личности на основе психолого-педагогической литературы. Развитие волевых качеств младших школьников в учебном процессе. Возможность игр по правилам в развитии воли и произвольности учащихся начальных классов.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Общая характеристика профессии. Основные функции менеджера по персоналу. Профессионально значимые качества. Содержание деятельности. Необходимые психологические качества. Описание и обоснование методик. Самооценка конфликтности. Тест Кеттела.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2006

    Понятие ученического коллектива, основы его формирования. Выявление эффективных условий для формирования детского коллектива в начальной школе. Теория и практика данного воспитания. Рассмотрение коллектива как средства формирования личности школьника.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Морфологические особенности тела индивида и психика (теории Кремчера и Шелдона). Психика и строение организма. Особенности формирования характера. Социальные свойства и качества человека. Характеристика основных направлений воспитания: задачи и принципы.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.

    реферат , добавлен 14.10.2008

    Психологические качества личности, влияющие на профессиональное становление сотрудника. Правосознание как одна из форм общественного сознания. Условия эффективности правовой нормы. Социальные и моральные нормы в обществе, классификация отклонений.

Страница 1

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных). Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена. Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции). Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам. В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью.

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприя...

Влияние коммуникативного контекста на организацию речи
В изучении дискурса большое значение имеет исследование влияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологические процессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследований реализуется В.А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативные переменные столь же важны для понимания речевых процесс...

Приложения
Приложение 1 Методика "Склонность к виктимному поведению". Инструкция для испытуемого. Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей вашего характера, вашей личности, вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если вы считаете, что утверждение верно по отношению к вам...



просмотров