Артюр Рембо — Биография — актуальный и творческий путь. Смотреть что такое "Рембо, Артюр" в других словарях Рембо поэт биография

Артюр Рембо — Биография — актуальный и творческий путь. Смотреть что такое "Рембо, Артюр" в других словарях Рембо поэт биография

Артюр Рембо – ведущая фигура в мире французской литературы. В 1985 году президент Франции Франсуа Миттеран подарил стране памятник, посвященный замечательному писателю. Примечательно, что политический лидер лично настаивал на открытии этой достопримечательности.

Удивительно то, что человек, занимающийся нелегальной продажей оружия и людей, порадовал любителей литературы примечательными произведениями. Этот гений литературы прожил всего 37 лет, однако годы его жизни оказались насыщенными событиями.

Детство и юность

Будущий поэт родился в городке Шарлевиле, который находится на северо-востоке Франции, произошло это 20 октября 1854 года. Родина писателя богата достопримечательностями, церквушками, монастырями и другими гражданско-религиозными сооружениями. Примечательно, что Рембо рос и воспитывался в нетворческой семье, его родители были обычными рабочими людьми.

Его отец, по профессии военный, служил в Алжире, а мать Мари-Катрин-Витали Кюиф была крестьянкой из зажиточной семьи. Правда, после рождения четверых детей глава семейства решил покинуть свою супругу, а Кюиф так и не нашла счастья в личной жизни, посвящая свободное время воспитанию ребятишек.


В детстве Рембо не было примечательных подробностей, но известно, что его феноменальная любовь к литературе была отмечена еще в школе: маленький мальчик сочинял стихотворения, за что и удостаивался похвалы от учителей, которые зачитывали его произведения классу.

Свои первые серьезные стихи молодой человек начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте. Когда Рембо исполнилось шестнадцать, преподаватель риторики посоветовал ему продолжить обучение и поступить в университет. Дебютные произведения Артюра были опубликованы в местных изданиях, после чего юноша отправился в путешествие: он побывал на севере Франции и на юге Бельгии.


Мать Артюра не разделяла творческие увлечения сына: суровая и консервативная женщина видела будущее Артюра приземленным, она не хотела, чтобы Рембо был приверженцем свободной профессии, то ли дело юрист или чиновник, трудящийся на благо французского народа.

Артюр был не в силах терпеть пререканий с матерью, поэтому неудивительно, что парень сбежал из дома в город возможностей и любви – Париж. В столице Франции Артюр начал постигать азы журналистского мастерства, однако с творчеством дела шли туго, ибо начинающему поэту так и не удалось увидеть свои произведения опубликованными в изданиях.


После того как паря задержала полиция, ему пришлось проделать дорогу в Бельгию, но в конечном итоге Артюр вернулся в отчий дом.

Литература

В послужном списке гения не так много произведений, но все они оставили след в мире литературы. Правда, Артюр не всегда был доволен своими творениями. Например, стихотворение «Пьяный корабль», написанное в 1871 году, – одно из немногих, к которому Артюр отнесся положительно. Оно состоит из 25 катренов александрийского стиха, а критики отметили благозвучную ритмику.

Стихотворения Артюра Рембо

Стих погружает читателя в историю, рассказанную от имени корабля, который плывет по морским волнам. Некоторые вспоминают похожее произведение русского автора «Белеет парус одинокий». Также из произведений, опубликованных при жизни автора, можно выделить работы под названием «Одно лето в аду» (1873) и «Озарения» (1874). Кстати, «Одно лето в аду» было написано тогда, когда Рембо решил перестать быть поэтом и начал заниматься прозой.


Если говорить о жанре, то Артюра Рембо считают основоположником символизма, который желает быть посредником между человеком и вселенной, а также его причисляли к экспрессионизму. Популярность Артюр Рембо получил только после смерти, а при жизни мужчина входил в порочное число проклятых поэтов, в круге которых оказались также Тристан Корбьер и Стефан Малларме. Но даже они осуждали Артюра за нарочитость и хулиганское поведение.

Личная жизнь

Когда Рембо исполнилось 17 лет, в его жизни случилась первая любовь. Недаром он сочинил стих «В 17 лет серьезность не к лицу…».

Парень познакомился с основоположником импрессионизма и символизма – . Между двумя мужчинами вспыхнули дружеские отношения и романтические чувства, о чем свидетельствуют многочисленные переписки. В конечном итоге Рембо уехал к своему другу в Париж, но пробыл там недолго, так как поссорился с его семнадцатилетней беременной супругой.


Артюр называл ее глупой и необразованной женщиной, а она считала поэта хамом и грязнулей. Поэтому парень был выгнан из квартиры и перебивался у своих знакомых, например, ночевал у критика Теодора Банвиля и художника Жан-Луи Форена. Спустя время Рембо и Верлен вновь воссоединяются, правда, последний умудрился получить 2 года тюрьмы за то, что в результате жаркого спора под действием выпитого абсента прострелил своему любовнику запястье.

О взаимоотношениях двух мужчин в 1995 году был снят фильм под названием «Полное затмение», где главные роли исполнили и .


Рембо так и не постиг истинной любви, которая заставляет человека окунуться в омут. В большей степени поэт винил в этом себя, порицая свою трусость как в поступках, так и в мыслях.

Примечательно, что биография Артюра, как и жизнеописание , пестрит путешествиями и неожиданными должностями: он подрабатывал переводчиком в цирке, служил в голландской армии, бывал в Скандинавии и Африке, где продавал боеприпасы, пока у него не обнаружили онкологическое заболевание.

Смерть

Зимой 1891 года Артюр захворал и почувствовал боль в правом колене. Врачи не могли поставить Рембо правильного диагноза, ссылаясь на банальный артрит. С каждым днем боль становилась невыносимее, молодому писателю пришлось отправиться на родину, чтобы вылечиться от недуга.

Но и во Франции врачи ошибочно предположили, что у гения литературы туберкулезный синовит. Поэтому медики настаивали на срочной ампутации. Однако мужчина не стремился вновь попасть в больницу, а пытался уладить свои финансовые дела в Адене.


Болезнь заставила Рембо вновь отправиться в путешествие, на этот раз французские врачи положили его в госпиталь. После ампутации выяснилось, что на самом деле Артюра мучил рак кости. Несмотря на здоровье, писатель пытается вернуться в Аден, но болезнь не оставляет его. После того как Артюр вновь попал в медицинское учреждение, 10 ноября 1891 года он умер. Артюру Рембо было 37 лет.

Могила поэта находится в его родном городе Шарлевиле. В честь Артюра были установлены памятники, а также назван сорт розы.

Библиография

  • 1871 – «Стихотворение Пьяный корабль»
  • 1873 – «Одно лето в аду»
  • 1874 – «Озарения»

Карикатура на Артюра Рембо. Обложка журнала «Современные люди» № 318, январь 1888 года. Фото:Commons.wikimedia.org / Siren-Com

За 37 лет жизни Артюр Рембо повидал и пережил то, чего обычный человек достигает порой годам к 50, если не больше. Сам он говорил, что некоторые старики — дети по сравнению с ним. И действительно имел основания так считать.

Артюр родился в 1854 году в деревне на северо-востоке Франции в семье военного и строгой, но заботливой зажиточной крестьянки. Франция XIX века — котел социальных катаклизмов, эпоха бесконечных перемен. Одна революция следует за другой, империя сменяется республикой, потом снова империей и снова республикой. Эта бурная эпоха не могла не повлиять на становление молодого таланта.

Отец ушел из семьи через 6 лет после рождения будущего поэта. Мать одна воспитывает четверых детей. Со вторым по старшинству, Артюром, приходится особенно тяжело. Имея выдающиеся сообразительность и талант, он считает школу психушкой, мечтает стать журналистом и несколько раз пытается сбежать из дома. Так однажды, добравшись до Парижа, он попадает в тюрьму, потому что его принимают за шпиона.

В попытке найти славу самонадеянный подросток Рембо посылает свои произведения разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием срабатывает — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр награждается премией. Среди его адресатов оказываются и другие литераторы. Стихи молодого человека очень понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену , жизнь которого Рембо изменит навсегда.

Получив одобрение Верлена, Рембо приезжает в Париж. Он хочет стать сверхпоэтом или революционером, для него это примерно одно и то же. Поэзия, которая не инициирует перемен, его совершенно не интересует. При этом он не просто начинает дружить с Верленом, он едва ли не подчиняет его себе. Рембо младше на 10 лет, но именно он в этой паре — лидер. Он делился мировоззрением с Полем и наставлял его на свой путь, считая, что Верлен сделан из глины, и принимает ту форму, какую захочет сделать из него «мастер».

Верлен и Рембо (слева внизу) на картине Анри Фантена-Латура. Фото: Commons.wikimedia.org

В это время впервые публикуется стихотворение Артюра «Пьяный корабль», ставшее затем его визитной карточкой.

Верлен со своей беременной супругой приютили начинающего поэта, но Рембо не поладил с женой Поля. Он считает ее глупой, а она его — грубым и нечистоплотным. Жена Верлена выгоняет Рембо из дома. Но к ее ужасу Поль уходит вслед за ним. Друзья отправляются путешествовать по Европе, где они будут зарабатывать написанием стихов и преподаванием французского языка.

Талант к стихосложению и возрастающая известность делают Рембо уверенным в своем гении. Его творчество становится одной из основных вех символизма: свободная поэзия, в которой любые чувства воплощаются любыми образами. Артюр даже объявляет себя ясновидящим, желая быть посредником между человеком и вселенной.

Артюр Рембо в середине декабря 1875 года. Рисунок Эрнеста Делаэ. Фото: Commons.wikimedia.org / Ernest Delahaye

До сих пор он и так вел не самый примерный образ жизни: курил трубку еще будучи подростком. Теперь же он фанатично истязает себя голодовками, бессонницами, алкоголем и наркотиками. Во всем этом ему сопутствует верный друг Верлен. В Брюсселе Поль в пьяном бреду выстрелом ранит Рембо в руку. Верлена сажают в тюрьму — друг не навещает его и встречает только через два года.

Буйный нрав Артюра толкает его на очередной непредсказуемый шаг. Не достигнув 20 лет, он решает, что не хочет больше быть поэтом. Несмотря на то, что количество опубликованных произведений можно пересчитать по пальцам, они достаточно успешны. Рембо даже пишет об этом свою первую небольшую книгу в прозе «Одно лето в аду», которую издает в 1873 году.

Артюр Рембо в Харэре. 1883 год. Фото:Commons.wikimedia.org / Inconnu

Наконец, находят отклик детские мечты стать журналистом. Желая писать статьи о географических исследованиях, Рембо отправляется в путешествие — на этот раз на другой континент. Позже его доклад опубликует Географическое общество в Париже.

«Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движении народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо.

Сначала бывший поэт идет добровольцем в голландскую колониальную армию, позже устраивается переводчиком в цирк и путешествует с труппой по Скандинавии, а затем уезжает жить в Африку. Там Рембо начинает торговать оружием и людьми и даже управляет факторией в Эфиопии, пока у него не обнаруживают рак. Будучи больным, Артюр возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу, но саркома приковывает его к постели. Болезнь убила писателя в возрасте 37 лет.

Поэт так и не постиг любви, обвиняя во всем под конец жизни свою трусость не только в поступках, но и в мыслях. Рембо, как и хотел когда-то, стал великим французским поэтом. Но наибольший успех пришел к его произведениям после смерти автора. В XX веке Рембо становится необычайно популярным. Настолько, что спустя 100 лет после его смерти лично президент Франции курирует установку памятника, посвященного Артюру Рембо.

Еженедельник АиФ/ Культура/ 21.10.2015


Поль Верлен и Артюр Рембо – два французских поэта, которые внесли огромный вклад в мировую литературу. Их связь называют страстной, губительной, «неправильной». Поль Верлен был человеком тонкой душевной организации, легко подающийся чужому влиянию, а Рембо называли юным гениальным негодяем. Как бы там ни было, но их отношения породили прекрасные стихи, которыми до сих пор зачитываются потомки.




Артюр Рембо появился на свет в 1854 году. Отец покинул семью, когда сын был еще совсем маленьким. Мать имела жесткий характер и не проявляла никакой нежности ни к сыну, ни к остальным детям. Учеба давалась Артюру легко, он с детства проявлял успехи в рифмовании, вот только ему не доставало усердия. Мать совершенно не заботилась о том, чтобы привить сыну элементарные манеры, обратить внимание на внешний вид. Артюр рос абсолютным неряхой. Уникальный талант сочинительства резко контрастировал с небрежным видом Рембо.



Неуемная энергия юного поэта не могла найти входа в провинции. Когда Артюру Рембо исполнилось 16 лет, он решился написать Полю Верлену, на тот момент уже известному поэту. Юноша восторгался творчеством Верлена и приложил к письму свои стихи. К огромному удивлению Рембо Полю Верлену понравилась его поэзия, и он даже пригласил юношу в Париж, оплатив дорогу.



Условия, в которых рос Поль Верлен, совершенно отличались от жизни его протеже. Мать, которая перенесла три выкидыша, считала сына уникальным ребенком и прикладывала все усилия, чтобы дать ему самое лучшее. Поль рос некрасивым мальчиком, но взамен этого природа наделила его талантом.
Чрезмерная опека восторженной матери привела к тому, что Поль легко поддавался чужому влиянию. Уже в юном возрасте он распробовал вкус алкоголя и гашиша. Но, что более всего страшило поэта, так это влечение к мужчинам. Поль Верлен считал, что это противоестественно. Он попытался «излечиться от этой болезни», связав себя узами брака.



Избранницей поэта стала Матильда Моне. Будучи 17-летней девушкой, она зачитывалась стихами Верлена. В 1870 году они поженились, и вскоре Матильда забеременела.

В 1871 году на пороге дома поэта появился Артюр Рембо. Выглядел он ужасно: растрепанные немытые волосы, грязная одежда, холодный взгляд. Когда его пригласили за стол, провинциальный поэт постоянно срыгивал, чавкал, говорил с открытым ртом. Матильда была в ужасе, а Поль смотрел на юное дарование как завороженный. Рембо воспринял супругу поэта как врага, и в разговорах с Верленом, он называл ее не иначе, как «крыса».



Поль Верлен ввел Артюра Рембо, бывшего на 10 лет младше его, в свое окружение. Друзья не знали, как относиться к протеже поэта. Его талант признавали все, а вот ужасное поведение Рембо отталкивало людей.

Матильда не могла долго терпеть Рембо у себя дома и, в конце концов, настояла, чтобы муж выпроводил его за порог. Поль Верлен попытался пристроить юного поэта к знакомым, но его отовсюду гнали. Тогда он снял для «милого друга» комнату.

Артюр Рембо пагубно влиял на Верлена. Если раньше тот как-то сдерживал «демонов» внутри себя, то теперь они вырвались на свободу. Когда Верлен перешел на сторону гомосексуальной любви, из его стихов тут же исчезли образы Минервы и Венеры. Более того, Верлен стал ежедневно напиваться до беспамятства. Вину поэт предпочитал абсент.



Поэт в состоянии алкогольного опьянения становился очень агрессивным. Поль Верлен стал бить свою жену, но каждый раз после драк он вымаливал прощение у Матильды. Однажды он чуть не спровоцировал выкидыш. В конце концов, она не выдержала и подала заявление о разводе.

В страстных отношениях двух поэтов постоянно присутствовала агрессия. Однажды Артюр ранил Поля ножом в бедро и руку. Тот не стал заявлять в полицию. Через некоторое время уже Верлен стрелял в Рембо, и это закончилось для него 2-летним тюремным заключением. Впрочем, Артюр Рембо даже обрадовался такому повороту событий, ему стал надоедать взрослый, вечно пьяный любовник.

После освобождения из тюрьмы Верлена они встретились в последний раз. Их разговор окончился ссорой. Артюр Рембо нашел себе богатых покровителей и отправился в колонии. Что касается Поля Верлена, то с каждым годом он опускался все ниже. Единственным «светлым пятном» в своей жизни он считал связь с «гениальным негодяем».



Артюр Рембо скончался в 37 лет. Именно этот возраст называют критическим для поэтов: «под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, а Маяковский лег виском на дуло».

Артюр Рембо - поэт символист, больше схожий с поэтами романтиками Родился в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г. бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Верлен вводит Рембо в литературные круги и является, так сказать, его наставником. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

Стихотворение "Сидящие ". ему противно все застывшее и мертвое. Романтическая тема, но тут хорошо отражается своеобразие лирики Рембо. "Люди стулья...", люди вещи - люди, которые утрачивают все человеческое. Соединение несоединимого, стирание граней между живым и мертвым. Концепция поэта-ясновидца. Поэт посредник между высшими силами и читателем. Надо обрести эту способность медиума. Это не его собственные идеи а проговаривание того, что приходит ему свыше. Нужно расшатать для этого свою волю, убить в себе все рациональное. И для этого все средства хороши - из-за этого бухал))) красавчик

"Пьяный корабль ". Стихотворение состоит из 25 катренов александрийского стиха с перекрестной рифмовкой и намеренно расшатанным ритмом. Написано от имени корабля, сорванного с якоря, и носящегося по свету по воле волн и ветров.

Перед взором поэта проходит череда фантасмагорий, яростные бури «в темных глазницах морей», каскады молний «из пылающих ям черно-синих небес», таинственные и зловещие прибрежные леса, «где глазами людей леопарды глядят», и отчаянная мечта о великолепии могущества.

В конце - лишь разочарование и желание добраться хоть до какой-нибудь пристани.

Написав это гениальное стихотворение в 17 лет, Рембо предсказал в нём собственную судьбу, полную скитаний и странствий, закончившихся жизненным крахом и смертью в старинной европейской гавани.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение », которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы. Криком души, мольбой человека, который уже не рассчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду » (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятилетий, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних произведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь. После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки. Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа », а австрийский прозаик Стефан Цвейг - «неуважение к исскуству, пренебрежение им ». Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна. Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве. Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

37-ми лет уставший, о еще полный сил, Рембо вернулся во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 г. у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября 1891 г. он умер в марсельской больнице.

Рембо Артур (Rimbaud Jean Nicolas Arthur) (1854–1891), французский поэт.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевилле, департамент Арденны на северо востоке Франции. Второй ребенок в семье капитана Фредерика Рембо и его жены Марии Катрин Витали (урожденной Кюиф), которая происходила из простой крестьянской семьи. Отец бросил жену и пятерых детей, когда мальчику исполнилось четыре года. С раннего детства испытал нужду и лишения. Посещал занятия в местной начальной школе; весной 1856 поступил в колледж Шарлевилля. За год освоил двухгодичную учебную программу. Проявил интерес к поэзии. В 15 лет получил приз за сочинение на латинском языке. Первое стихотворение («Les Étrennes des orphelins») написал в 1869. С 1870 обучался поэтическому мастерству у своего учителя Жоржа Изамбара. К 16 годам создал более двадцати поэтических произведений, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Современный Парнас».

В юные годы Рембо неоднократно убегал из дома, бродяжничал по северной Франции и Бельгии. Сражался на баррикадах Парижской Коммуны 1871. Там же пристрастился к алкоголю.

Родные и близкие резко осудили Рембо за открытое пренебрежение нормами буржуазной морали. Друг детства Эрнест Делаэ утверждал: «его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях».

В начале сентября 1871 Рембо отправил П. Верлену образцы своих поэтических сочинений на отзыв. Прочитав балладу «Пьяный корабль» («Le bateau ivre»), П. Верлен пришел в такой восторг, что немедленно пригласил юношу в Париж. Их первая встреча состоялась 10 сентября 1871 и положила начало бурному трехлетнему роману, полному кипения «жестоких страстей».

Рембо поселился в семейной квартире П. Верлена на улице Николе, 14. Несмотря на молодость, он бесцеремонно помыкал П. Верленом и откровенно дерзил хозяйке. Совместное проживание немедленно привело к конфликту. Жена Поля Верлена Матильда Моте изгнала Рембо за нежелание подчиняться внутреннему распорядку. Некоторое время он скитался у знакомых поэтов Т. Банвиля, Ш. Кро, художника Ж. Форена и др. Вскоре Поль Верлен арендовал для Рембо комнату на улице Кампань Премьер, 14.

Друзья устраивали шумные сборища, проводили время за выпивкой и курением гашиша. Во время шуточной потасовки Рембо ранил Верлена ножом. Их репутация в глазах добропорядочных буржуа серьезно пострадала. Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали Верлена и Рембо из своих рядов; газетные репортеры именовали «скверными мальчишками» («vilains bonshommes»).

20 января 1872 Рембо уехал на родину, но уже 18 мая, по просьбе Поля Верлена, вернулся в Париж. 7 июля 1872 друзья отправились в Бельгию. Спустя месяц переехали в Лондон, где поселились в дешевой гостинице на Хоуленд стрит, 34–35. Зарабатывали на жизнь уроками французского языка. Отношения омрачались пьяными ссорами и взаимной ревностью. Приятели несколько раз расходились и снова сходились. Драматическая развязка наступила 10 июля 1873. Нетрезвый Поль Верлен дважды выстрелил в Рембо из револьвера и ранил его в запястье. 8 августа 1873 он был осужден бельгийским судом на два года за покушение на убийство и мужеложство.

Рембо вернулся к матери в Шарлевилль. В июле 1873 опубликовал сборник стихотворений в прозе «Одно лето в аду» («Une saison en enfer»), посвященный Полю Верлену. Весной 1874 вместе с поэтом Жерменом Нуво Рембо снова побывал в Лондоне. Завершил стихотворный цикл «Озарения» («Les Illuminations», 1875). В последний раз Рембо встречался с Полем Верленом в марте 1875 в Штутгарте, Германия. Встреча закончилась окончательным разрывом, поскольку Рембо упорствовал в своих убеждениях и не желал раскаяться в совершенных грехах.

Заключительный период жизни Рембо прошел в постоянных скитаниях. Поэтическим творчеством практически не занимался. В мае 1876 завербовался в голландскую колониальную армию. Проходил службу в маленьком городке Салатига на острове Ява в Индонезии, где ныне установлена мемориальная доска в его память. Спустя два года Рембо вернулся во Францию. В декабре 1878 устроился диспетчером каменного карьера в Ларнаке, Кипр. Переболел брюшным тифом. В 1880 отправился в Йемен в качестве агента торговой фирмы Бардей. С 1884 занимался торговлей кофе, пряностями, фарфором и др. По всей вероятности, участвовал в незаконных поставках оружия и наемников для эфиопского короля Шоа Менелика II. Одним из первых европейцев проник в ранее недоступную провинцию Эфиопии Огаден.

Между тем, имя Рембо приобрело широкую известность во Франции. В 1884 вышла книга Поля Верлена «Прóклятые поэты» («Les poètes maudits»), один из очерков которой был посвящен Рембо. Поэтический цикл «Озарения» (1886) прочно утвердил за Рембо репутацию гения и «ужасного ребенка» («un enfant terrible») французской литературы.

По рассказам очевидцев, Рембо совершенно равнодушно относился к известиям о своей литературной славе. Он продолжал вести беспорядочный образ жизни, не взирая на ухудшение здоровья. В феврале 1891 у Рембо появились боли в правом колене. 9 мая 1891 он прибыл во Францию для лечения. Врачи одной из больниц Марселя поставили Рембо диагноз рак кости. 27 мая того же года ногу пришлось ампутировать. После операции Рембо намеревался вернуться в Африку, однако умер 10 ноября 1891 в Марселе. Тело предано земле на семейном кладбище в Шарлевилле.



просмотров