Библия, изложенная для семейного чтения. Иоанн Предтеча

Библия, изложенная для семейного чтения. Иоанн Предтеча

Иероним Босх
Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1504-1505
Доска, масло. 48×35 см
Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид


Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель . ок.1490. Картинная галерея. Берлин

«Святой Иоанн Креститель в пустыне» («Медитация Иоанна Крестителя») - картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Посреди завораживающе поэтичного, наполненного закатным светом пейзажа, святой пророк Иоанн изображён углубившимся в религиозные размышления. Это столкновение двух реальностей - «горнего» и «дольнего» - представляет ещё один вариант темы, ставшей типичной для творчества Босха, - победы духовного начала над греховными соблазнами мира.

На композиционном решении картины вероятно сказалась написанная несколькими годами ранее картина Гертгена тот Синт Янса, где изображён пророк, в глубокой задумчивости уставившийся невидящим взглядом в пространство. У Босха он указывает на Агнца Божьего, изображённого в правом нижнем углу. По этому жесту традиционно узнаётся Иоанн-предтеча Христа, но в данном случае этим обозначается ещё и духовная альтернатива плотскому началу, воплощённому в сочных мясистых плодах, которые вздымаются рядом на грациозно изогнутых стеблях, и в столь же красноречивых растениях на заднем плане.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490. Картинная галерея. Берлин

На первом плане возвышается странно изогнутое растение с широкими листьями и огромными шипами - кажется, оно выросло здесь специально для того, чтобы отвлечь отшельника от благочестивых размышлений. Подозрительные плоды этого фантастического куста являются символами земных соблазнов. Усеянный колючками ствол, схожий с чертополохом, напоминает о первородном грехе: сделав свой первый выбор - вкусив плод древа познания, - прародители, а вместе с ними и весь род человеческий, утратили земной рай. Но в контексте темы искушений, это сказочное растение можно трактовать и как образ видения, насланного дьяволом на удалившегося в пустыню Иоанна Крестителя.

Птицы разных пород кормятся огромными лесными ягодами: и пернатые, и разросшиеся растения соответствуют флоре и фауне в триптихе «Сад земных наслаждений». О тематической и хронологической связи этих произведений говорят и другие аналогии, например, причудливой формы скалы заднего плана.

Сплошная зелёная стена растительности справа решена контрастно по отношению и к фантастическому растению слева, и к причудливым, нереальным скалам дальнего плана. Кроны деревьев, тщательно обозначенные равномерно точечными белильными мазками, имитирующими игру солнечного света на пышной зелени, ближе к живописи скорее Джорджоне, нежели таких северных мастеров, как Альбрехт Альтдорфер, пейзажи которого насыщены динамикой буйно произрастающего растительного мира.


В библейской традиции образ Иоанна Предтечи тесно связан с воздержанностью, немногословностью и духовной силой. Всю свою сознательную земную жизнь он делал добро, избавляя людей от самых тяжких грехов священными ритуалами омовений. Кому же мешал проповедник, и что послужило причиной его трагической и ужасающей своей жестокостью гибели?

1. О рождении Иоанна известил ангел


Иоанн появился на свет, когда его родители – священник Захария и Елисавета – достигли уже преклонного возраста. Предвестником рождения мальчика стал архангел Гавриил, который явился Захарию во время службы в храме и сообщил радостную новость. Но будущий отец был повергнут в замешательство, и потерял дар речи вплоть до рождения сына. Имя ему решено было все-таки дать по наказу Гавриила.

Мальчика нарекли Иоанном, что шло вразрез с принято традицией называть малышей в честь предков рода. Раньше у евреев считалось, что если пара бездетна – это кара за грехи. Поэтому рождение Иоанна было двойным чудом для родителей. Благодаря предзнаменованию Захарий знал, что его сыну уготована мессия пророка, и он будет Предтечею Спасителя. Так и случилось: Иоанн родился ровно на 6 месяцев раньше Иисуса.

2. Юный Иоанн один выжил в пустыне


Правивший в то время царь Ирод, испугавшись вести о рождении нового царя Израильского, приказал убить всех младенцев. Настала страшная ночь резни вифлеемских младенцев. Елисавета, чтобы спасти единственного сына, бежала с ним в пустыню. А отец Захарий был убит во время службы. После долгих скитаний по пустыни Елисавета скончалась.

Юный отрок так и остался жить на просторах бескрайней пустыни. Более того – он сам избрал себе участь пещерного существования изгоем, где неустанно молился и жил в полном одиночестве до 30 лет. В быту был крайне воздержан: носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался исключительно скромной растительной пищей.

3. Предтеча, но не Мессия


Прознав о чудодейственной силе Иоанна, народ Израилев стал приходить к нему на проповеди. Люди думали, что он и есть Мессия. Однако Иоанн говорил, что он только готовит их к приходу Спасителя. Предтеча стал крестить жителей Иерусалима и омывать их в водах Иордана, которые способны избавить от грехов. Перед крещением он призывал покаяться и только потом погрузиться в реку. Круг его последователей неустанно рос, несмотря на то, что Иоанн был крайне суров и строг к любым порокам.


Однажды на берегах Иордана появился Иисус Христос, чтобы послушать проповеди Предтечи. Иоанн провозгласил Иисуса Мессией и приступил к обряду крещения Сына Господа. Во время омовения появился голубь, который и был Духом Святым, и подтвердил истинность предназначения. Именно крещение Иисуса и стало эпохальным завершением праведного служения Иоанна Крестителя.

4. Насильственная смерть за правду

Иоанн призывал народ жить по божьим законам и не впадать в грех. Он был грозным обличителем как простых обывателей, так и сильных мира сего. За что и пострадал. Незаконное сожительство царя Ирода со своей племянницей Иродиадой, которая была к тому же супругой его брата, Иоанн подверг жесткому порицанию. За неугодные для царя речи Иоанна схватили и заточили в темницу. Отбывание в камере завершилось страшным финалом.


Себялюбивый Ирод отмечал свое день рождение. На праздничном пир дочь Иродиады Саломия исполнила для царя «откровенный и провокационный» танец, чем вскружила голову государю. И он пообещал исполнить для нее все, что она пожелает. Саломия, которую подговорила мать, попросила подать ей на блюде голову пророка. Ирод был обескуражен прошением, но, чтобы исполнить данное обещание, приказал исполнить эту «прихоть».


Стражник, охранявший проповедника, отсек ему голову и преподнес «трофей» Саломии, которая отдала его Иродиаде. Страшная в своем безумии кровосмесительница стала в бешенстве колоть язык святого и затем выбросила голову. Погребение тела Иоанна состоялось в Севастии.


5. Обретение мощей

Мощи праведника долго находились в Константинополе вплоть до турецкого нашествия, а затем были перевезены в Петербург. Глава святого была захоронена в сосуде на Елеонской горе, где впоследствии воздвигли храм.

Возмездие


Царь Ирод за свое злодеяние был наказан: его войско было разбито, а сам он сослан в заточение по приказу Калигулы. Гибель Саломии точь-в-точь повторила насильственную смерть пророка. Она переходила зимой реку по льду, неожиданно лёд треснул и Саломия упала. Льдины сомкнулись у нее на шее, обезглавив её.


Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
На картине «Иоанн Креститель в пустыне» святой Иоанн возлежит в цветущей пустыне. Слева произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическим фруктом, которым кормится птица. Креститель с ленивой бесстрастностью указывает на ягненка, примостившегося под обломком скалы. В этой работе, созданной примерно около 1505 года, Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". Буйно растущий, неестественный, отягощенный перезревшими плодами, куст резко контрастирует с образом маленького, чистого, ухоженного ягненка. Нет никакого сомнения в том, что Иероним Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает этот сорняк как символ греховности мира. Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча – согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. В христианских представлениях является последним в ряду пророков – предвозвестников прихода мессии.

Как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи) (Мк.1:6). Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году нашей эры. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря» – Лк.3:1). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсхатологическую весть. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики. Иоанн не был обычным проповедником – он передавал людям волю Бога (Лк.3:2), как древние ветхозаветные пророки, и даже более этого, ведь был исполнен Духа Святого будучи ещё во чреве матери (Лк.1:15). Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии, которого ожидали (Мф.11:14, Мф.17:12).

Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20). В соответствии с Евангелиями от Матфея и от Марка, Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне, из этого следует, что Иисус начал свою общественную деятельность только после того, как деятельность Иоанна прекратилась (Мф.4:12, Мк.1:14). Находясь в темнице, Иоанн услышал «о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2-3). Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6–12, Мк.6:21-29).

Иоанн Предтеча в пустыни

В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню, и пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское. Как возрастал он пред лицем единого Бога, как вел внутреннюю борьбу, удел всякого человека, это миру неизвестно. Мир узнал его лишь тогда, когда он явился во всей красоте и высоте своего непорочного, вдохновенного духа проповедовать людям путь спасения, покаяние и пришествие Спасителя мира. Пред людьми предстал он «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35). «Был человек, посланный от Бога, - повествует о нем святой евангелист Иоанн Богослов. - Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 6–8).

И вот, «исполнились времена», и выступил из пустыни на служение людям великий пустынник и, послушный своему призванию, стал приготовлять людям путь к принятию возвещенного Спасителя, к восприятию Божественного учения Его сердцами просветленными и очищенными, омытыми, как водою, слезами спасительного покаяния.

Проповедь покаяния

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (см. Ис. 40, 3). Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата (которою веют хлеб) Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». (Мф. 3, 1–12)

«И спрашивал его народ: что же нам делать?

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его». (Лк. 3, 10–14, 18)

Свидетельство Иоанна об Иисусе Христе

«Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он (Лк. 3, 15), вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

А посланные были из фарисеев. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Ин. 1, 19–28)

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ПУСТЫНЕ

(Лука, 1:80)

(80) Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

(Лк. 1:80)

Приведенная выше цитата из Луки - это все, что евангелист говорит о детстве и дальнейшей жизни Иоанна до явления его на проповедь покаяния. Когда бы по хронологии евангельского рассказа ни произошло избиение младенцев - сразу по рождении Иисуса или год спустя (Дмитрий Ростовский в житии Захарии говорит о том, что Иоанну в то время было полтора года, а он, как известно, на полгода был старше Иисуса), - Иоанн, это малое дитя, рано остался без отца. Произошло это так (согласно более поздней традиции, основанной на рассказе Протоевангелия; Церковь - как Западная, так и Восточная - не признает достоверности этого рассказа): Ирод, знавший о необыкновенном рождении Иоанна (см. БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ , а также РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ), пона­чалу не придал этому должного значения. Но когда в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили о родившемся Мессии, он вспомнил об Иоанне и послал убийц, чтобы уничтожить и его. Захария, отец Иоанна, священник, служил в тот момент в храме. Воины, искавшие Младенца Иисуса, чтобы погубить Его, согласно приказу Ирода, явились также в Юту, чтобы здесь уничтожить также и этого младенца. Елисавета с малолетним сыном бежала, чтобы спасти его. Ирод же послал своих людей в храм допросить Захарию, где скрыл он своего сына? Захария ответил: «Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: Сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять слуг, говоря: Скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я мученик Божий; если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» (Протоевангелие, 23). О Елисавете, матери Иоанна Крестителя, в последний раз в Евангелии упоминается в связи с посещением ее Девой Марией (см. ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ) . Когда она умерла - не известно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Иоанн отправился жить в пустыню, когда остался сиротой.

Пустынническая жизнь Иоанна изображается разными способами: 1) он поки­дает родителей и отправляется в места своей отшельнической жизни; ведет его туда Ангел; 2) Иоанн один на фоне лесистого пейзажа; у его ног ягненок - символ Агнца Божиего (Бассано); ягненок часто с нимбом (Гертген тот Синт Янc ).

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Что касается проводов Иоанна родителями, то из приведенных выше обсто­ятельств, а именно смерти Захарии, когда Иоанну было всего полтора года, ясно, что уходить в пустыню провожаемым отцом он не мог. Но тот факт, что он ушел в пустыню, по-видимому, в ранней юности, оправдывает пристрастие художников, особенно итальянских и испанских мастеров XVI - XVII веков, изображать Иоанна очаровательным ребенком или миловидным юношей. Так, только Караваджо создал пять или шесть вариантов этого сюжета - юный Иоанн Креститель с ягненком или без него: три из этих картин находятся в Риме (галерея Дориа-Памфили, Капитолийский музей и. галерея Боргезе), четвертая, очень красивая по цвету, но с другой композицией, хранится в Базеле (Городской музей), пятая - возможно, копия - в соборе в Толедо, шестая - в Канзас-Сити (Галерея Нельсона).

Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей

Описание внешнего облика Иоанна Крестителя дают лишь Матфей и Марк: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). В зрелом возрасте Иоанн изображается изможденным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры, с кожаным поясом. Он может держать медовые соты (указание на то, чем он питался в пустыне).

Атрибутом Иоанна Крестителя является тростниковый крест, иногда он держит купель - символ его миссии Крестителя. Еще одним его атрибутом является Агнец, у которого в ранних изображениях может быть крестообразный нимб. Надпись, которая очень часто фигурирует в изображениях Иоанна, - слова, произнесенные им, когда он увидел идущего к нему Иисуса: «Уссу Фптгы Вуш (лат. - «Вот Агнец Божий») (Ин. 1:3) (Караваджо, базельская картина). Как правило, Иоанн в пустыне предстает в состоянии глубокого раздумья (Бассано, Гертген тот Синт Янс ) или молитвы.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Донателло. Иоанн Креститель. Берлин. Музей императора Фридриха.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. (Конец XV века). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Якопо Бассано. Иоанн Креститель в пустыне. (Середина XVI века). Бассано. Городской музей.

Караваджо. Иоанн Креститель (1597-1598). Рим. Капитолийский музей.

Караваджо. Иоанн Креститель (конец XVI века). Базель. Художественный музей.

©сандр МАЙКАПАР



просмотров