Человек как носитель общественных социальных отношений. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

Человек как носитель общественных социальных отношений. Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.



То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

ЛЕКЦИЯ № 5. Социология личности

    Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

    Типология личности

    Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

    Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов .

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня :

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность - это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность - это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль - это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание - поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение - собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль - их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации - формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны - объект социализации и субъект социализации. Объект социализации - это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации - это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) - как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты - представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация - в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

Существуют различные объяснения девиации. Так, Ч. Ломброзо считает, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу. Х. Шелдон связывает девиантное поведение с особенностью строения тела, З. Фрейд - с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией». Социологическое объяснение девиации в первую очередь учитывает социальные и культурные факторы. Так, с точки зрения Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причина девиации кроется в «социальной дезорганизации» общества, когда культурные ценности, нормы и остальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу. Т.е. причиной девиации «является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения».

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Следует отметить, что девиация носит относительный характер: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого человека или группы - нормой. Т.е. критерием нормы или отклонения считаются принятые в данном обществе, в социальной группе социальные нормы - исторически сложившиеся правила допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации в соответствии с ценностями определенной культуры.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т. д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.РАЗВИТИЕ – это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:-физическое развитие – изменение роста, веса, объема человеческого тела;-физиологическое развитие – изменение физиологических процессов (например, половое созревание);-психическое развитие – это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;- социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: Наследственность, среда и воспитание.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рожденииСРЕДА – это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:-анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);

Безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.);-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);-задатки.Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.Ведущие факторы развития семьи – наличие или отсутствие детей и продолжительность брака.Семья- категория историческая. У семьи есть своеобразный национальный колорит.

Значение семьиСемья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете.В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет других людей через призму суждений, оценок проступков родителей.

Факторы воспитания в семьеСила семейного воспитания связана с наличием 3-х факторов:- интимный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на родственных связях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям- многоролевая структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния- наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельностьТипы семей: благополучные; формально-благополучные; неблагополучные; неполные; семьи социального риска.Соловьев Н. Я. сказал: "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет".Приведем несколько вариантов Функций семьи: воспитательная,хозяйственно-бытовая, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, репродуктивная.Условия воспитания в семьеОбъективные:- уровень материального благосостояния семьи- численность и состав семьиСубъективные- общественная направленность родителей, их желание воспитать достойного человека

- характер внутрисемейных отношений- культурный потенциал семьи

- уровень педагогической культуры родителей

В "Концепции дошкольного воспитания" были намечены основные направления совершенствования системы общественного дошкольного воспитания. Одним из главных направлений является перестройка содержания работы детского сада. Педагогическим коллективам разрешено выбирать программы развития и воспитания детей дошкольного возраста. В связи с этим был подготовлен ряд альтернативных программ. Временным творческим коллективом под руководством профессора Е. А.Панько и доцента А. И.Васильевой создана первая национальная программа "ПРАЛЕСКА".Основными задачами программы являются:-охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;-обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;-воспитание личности ребенка, его творческого потенциала, форимирование способностей-формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;- обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:-гармонии трех начал – физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;-гуманизации и демократизации воспитания и обучения;-природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;-оздоровительной направленности воспитания;-соединения национального и общечеловеческого моментов ввоспитании; развитие психики в деятельности; взаимодействие семейного и общественного воспитания; преемственности между детским садом и школой.

Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе разделами: "Познать, чтобы воспитывать", "Расти здоровым, малыш", "Сотрудничаем с семьей" и т. п. Материал программы представлен для 3 групп: "Маляты" (2-й – 3-й год жизни), "Чамучк1"(4-5 год жизни), "Фантазеры" (6-7-й год жизни). Программа дополняется приложениями по коррекции физического, психического, развития дошкольников, списками литературных, музыкальных произведений и т. д.

Личность – это человек как носитель сознания, деятель общественного развития, исполняющий определенные социальные и социально-психологические функции, отличающийся индивидуально-психологическими чертами (особенностями) . Главные признаки личности – ее место в структуре общественных отношений, социальная и личная активность, наличие сознания, индивидуальность и неповторимость. Существенным признаком личности является ее социальная позиция, ее место в структуре общественных отношений. Предметом нашего рассмотрения является психология личности осужденного, место которой в системе общественных отношений определяется правоотношениями, возникшими в связи с исполнением уголовного наказания. Активность личности. В обществе и различных группах личность наделяется определенными правами и обязанностями и действует, играя различные социальные и социально-психологические роли. Первоначально термин “личность” обозначал личину – “маску”, которую надевал актер древнего театра. Эта маска (на латинском языке – persona) характеризовала исполняемую им роль в театральном представлении; впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Так, осужденный вынужден исполнять обязанности лица, лишенного свободы, роль специалиста или подсобного рабочего, токаря или вальщика леса и т. д. Осужденный может быть неофициальным вожаком (лидером) в одних условиях, в других же – он психологически подчиняется людям, становится ведомым. Если психологические роли личности в разных ситуациях и группах созвучны, то говорят о цельности личности, о наличии у нее жизненной позиции, а множественность ролей и их полярность может свидетельствовать о противоречивости, а порой и аморфности личности. Но какие бы социально-психологические роли личность ни выполняла в группах и коллективах, адекватная ее характеристика может быть дана с социальной стороны, на основе уяснения ее места и роли в общественных отношениях. Поэтому содержательную характеристику личности осужденного можно дать, если учитывать не только ее социально-психологические роли (положение, позицию в коллективах, малых группах) . Главное в личности – социальная позиция, выражающаяся в отношении к обществу, к нормам права, регулирующим общественные отношения. Так, преступник-рецидивист может характеризоваться со стороны психологических ролей как личность цельная, прочно занимающая позицию лидера в группе. Но передавая свой преступный опыт другим (чаще молодым) осужденным, отказываясь от работы, отрицательно относясь к нормам права, по социальной сути он выступает как личность отрицательная, характеризующаяся повышенной опасностью для общества. Наличие сознания. Одним из главных признаков личности является сознание. Новорожденный человек, не обладающий сознанием, еще не является личностью. Чем полнее и правильнее развито сознание и самосознание человека, тем ценнее личность. Нарушение или исчезновение сознания является нарушением или исчезновением личности. Болезни сознания являются и болезнями личности. Сознание личности формируется и проявляется в ее деятельности и поведении. Только человек как носитель сознания способен осознавать права и обязанности, а также нести личную ответственность за свои действия. Принцип единства сознания и деятельности лежит в основе понимания личности в психологии, а в праве – в основе учения об уголовной ответственности, согласно которому уголовную ответственность за совершенное преступление несет лишь дееспособный человек, наделенный сознанием (вменяемый – дающий отчет о своих действиях, способный предвидеть результаты своих действий и поступков) , т. е. личность. Цель исправления осужденного реальна только потому, что он является личностью. Важным признаком личности является наличие свойств и их особенностей (направленности, характера, темперамента, способностей, подготовленности) , изучение которых позволяет отнести человека к определенной социальной группе, определить социально-психологический тип личности.



просмотров