Цитатный план по биографии ахматовой. Жизнь и творчество ахматовой презентация

Цитатный план по биографии ахматовой. Жизнь и творчество ахматовой презентация

Предварительный просмотр:

Урок № 73

Тема: Анна Андреевна Ахматова - «голос своего поколения». (1889 – 1966 гг.)

Цели урока : образовательная – познакомить учащихся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма» ; развивающая - развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитательная - воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение :

Методы проведения урока : лекция с элементами беседы, фронтальный опрос, работа со словарём, сопоставление раннего и позднего творчества поэта, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность

И богатство русского романа Х\Х века. Свою поэтическую

Форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на

Психологическую прозу.

О.Э. Мандельштам.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

1. Биография.

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке.

Отец – Андрей Антонович Горенко (1848-1915)

Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:

…женщина с прозрачными глазами

(Такой глубокой синевы, что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой,

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила,

Ненужный дар моей жестокой жизни…

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.

1890 г. – переезд в Царское Село

В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

О детстве:

И никакого розового детства…

Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз)

Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря»

1917 г. – книга «Белая стая»

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

1921 г. – книга «Подорожник»

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»

30-е годы – волна сталинских репрессий

Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)

1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

  1. Беседа о творчестве поэтессы.

О раннем творчестве Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместо со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой - Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.

  • Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова, кто был её единомышленником? В чём заключалась суть этого течения?

(Акмеизм генетически связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Манера «материализации» переживаний» была характерна для Ахматовой).

Поэтесса использует в своих стихах поэтический приём оксюморон - соединение противоположных или контрастных по смыслу слов (Пышное природы увяданье - у Пушкина)

2.Поэзия женской души.

  • Каковы первые темы творчества А. Ахматовой?

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.

Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Пушкинское начало в поэзии Ахматовой:

  • классическая ясность
  • интонационная выразительность
  • отчетливо выражается позиция принятия мира, противостоящего человеку
  • настойчивое стремление быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.
  • Как называются первые сборники Ахматовой?

Сборник «Вечер».

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Первые ее стихи о любви имели некий налет мелодраматизма, но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали.

Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

Сборник «Четки».

Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Усиливается мотив непонимания, отчужденности.

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную психологическую убедительность. Приметы Петербурга – знак разлуки.

  1. Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

1. Слово учителя.

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

2. Чтение и анализ стихотворений.

Вместо мудрости - опытность, пресное

Неутоляющее питьё.

А юность была - как молитва воскресная…

Мне ли забыть её?

Столько дорог пустынных исхожено

С тем, кто мне не был мил,

Столько поклонов в церквах положено

За того, кто меня любил…

Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже, шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «тёмный город у грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал - истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная, и милосердье Бога.

В цикле исчезает «псевдосложность» юности, уже осмыслены экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть. Появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

Там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Новейшую из всех бесед.

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь.

В «Белой стае» впервые с большей силой проявляется тревога за судьбу России (стих-е «Молитва»)

  • Прочитайте стихотворение «Я так молилась: «Утоли…». Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова?

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле « Тайны ремесла»

  1. Итог. В чём отличие раннего и позднего творчества Ахматовой?

Домашнее задание: 1) биография Ахматовой по учебнику и конспекту в тетради;

2) анализ 1 стихотворения из сборника «Вечер».

3) Выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Урок № 74

Тема: Тема Родины в лирике Ахматовой.

Цели урока : развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой; развить навыки анализа стихотворений, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение : портреты Ахматовой, сборники её стихов.

Методы проведения урока : лекция с элементами беседы, индивидуальный и фронтальный опрос, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д\з.

Чтение стихотворений наизусть. Чтение 2-3 анализов стихотворений.

Слово учителя.

Уже на предыдущем уроке в числе других прозвучало стих-е Ахматовой «Молитва». Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921 году расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. В 30-е годы волна сталинских репрессий настигла и Ахматову. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилёв. Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобождённый Ленинград.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен. Но Ахматова никогда не мечтала уехать из своей страны. Она считает бегство предательством:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

…………….

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

  • В каком стиле написано это стихотворение? (в высоком)
  • Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

(Противопоставляются не только уехавшие, но и оставшиеся. Разные люди - и отношение к ним различно. К первым сочувствия нет. Однако судьба оставшихся, жалеющая тех, кто изгнан, не лучше)

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Её патриотические стихи тех лет - вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»
  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?
  • Какими художественными средствами создаётся тональность произведения?
  • В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.

Революция в России в этом стих-и «край глухой и грешный», окровавленный и порытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид». В первой части стиль библейский, пророческий, размеренный. Последнее четверостишие передаёт одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущенья, ни прямого обличения нет - недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Всё расхищено, предано продано…»

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Hебывалый под городом лес,

Hочью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Hикому, никому не известное,

Hо от века желанное нам.

  • Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идёт речь?

Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых трёх строчках противопоставлена всему остальному стих-ю, его светлой интонации, настроению надежды. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

  1. Слово учителя

В годы ВОВ Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

  • Как решается образ родины в стих-и «Мужество»?

Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединённого Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Какждая чёрточка его облика - это деталь, подробность её судьбы. В 1961 году она пишет стих-е «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времён.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной

  1. Итог. Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.
  1. Д\з. Перечитать поэму Ахматовой «Реквием». Выделить мотивы произведения. В чём гражданское мужество поэта?

Урок № 75

Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

Цели урока : показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа стихотворения, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение : портреты Ахматовой, текст поэмы.

Методы проведения урока : проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д\з.
  • Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
  • Каковы её основные мотивы? (память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста).
  • В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
  1. Анализ поэмы.

А.Ахматова. «Реквием».

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)

1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.

Прочитайте «Вместо предисловия».

  • Какой биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы?
  • Какова основная мысль эпиграфа?
  • Какова композиция поэмы? Запишите.

2.Перечитайте «Посвящение».

  • Отметьте строки, передающие меру материнского горя.
  • Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?
  • Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?

  • Скрежет…
  • Шаги…
  • Столица…
  • Двух лет…

* Там встречались…

* Словно…

* Словно…

  • Кому посвящает Ахматова свою поэму?

3.Перечитайте «Вступление».

  • Какая Родина изображена у Ахматовой?
  • Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

4.Первая часть.

  • Какое событие здесь описано?
  • Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Вторая и третья части.

  • Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

Четвертая часть.

  • К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?

Пятая часть.

  • Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?

Шестая – девятая части.

  • Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?

Десятая часть.

  • С чем связано название 10 главы?
  • Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

5.Эпилог.

  • Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.
  • Это конкретный портрет или обобщенный?
  • Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?
  • В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. Где должен находиться памятник?
  1. Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.
  2. Д/З. Попробуйте сравнить поэтический мир Ахматовой и Цветаевой, найти общее и различие в их творчестве.

Урок № 76

Тема: Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Цели урока : уточнить представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем; развить навыки сравнительного анализа, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение : портреты Ахматовой и Цветаевой, распечатка стихотворений Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и Цветаевой «Москва! - Какой огромный…»

Методы проведения урока : повторение пройденного, сопоставительный анализ, подготовка к сочинению.

Тип урока – повторение пройденного

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

Анна Ахматова и Марина Цветаева обозначили своим явлением новый характер русской поэзии, её новый облик. Это явление как бы перечеркнуло устоявшуюся второстепенную роль так называемой «женской» лирики. Новая структура «вечной женственности», подсознательные глубины женского интуитивного знания определили новый характер и масштаб лирической поэзии начала ХХ века.

Приход Ахматовой и Цветаевой в поэзию совпал с общепоэтическим процессом «преодоления символизма», и каждая по-своему утверждала новую поэтику, в основе которой было освобождение слова от мистико-религиозных рамок символизма. Слову не только возвращался его естественный, «земной» смысл, но и утверждалась его эстетическая и познавательная функция.

Эволюция ахматовского стиля развивает первоначальные его свойства - точность, лаконизм содержат за недоговоренностью, умолчаниями глубокий подтекст. Цветаевский же стиль отличается предельным самовыражением, откровенностью, когда слово делает явление более масштабным, объёмным. Напряжённая интонация, необычный поэтический синтаксис, внимание к звуковому облику слова несут в себе мощную эмоциональную энергию.

Ахматова и Цветаева в художественном сознании начала века выразили своим творчеством двойственность русского национального феномена, олицетворяя два его разных истока, олицетворением которых стали Петербург и Москва.

Цветаевская Москва, отождествлённая с лирической героиней, - вызов Петербургу:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Ахматовский Петербург - «строгий, спокойный, туманный». Он часть общеевропейской культуры. Петербург - источник и залог духовной силы и мужества:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:

…Мы сегодня с тобой, Марина,

По столице полночной идём.

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет.

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающей след.

  1. Реализация д\з.

1. Сопоставить стихотворения Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» (1916) и Цветаевой «Москва! - Какой огромный…» (1916).

Как люблю, как любила глядеть я Москва! - Какой огромный

На заколдованные берега, Странноприимный дом!

На балконы, куда столетья Всяк на Руси - бездомный.

Не ступала ничья нога. Мы все к тебе придём.

И воистину ты - столица

Для безумных и светлых нас; Клеймо позорит плечи,

Но когда над Невою длится За голенищем - нож.

Тот особенный, чистый час Издалека - далече

И проносится ветер майский Ты всё же позовёшь.

Мимо всех надворных колонн, На каторжные клейма,

Ты - как грешник, видящий райский На всякую болесть -

Перед смертью сладчайший сон… Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце

Червонное горит.

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

Петербург у Ахматовой - антично - пушкинский, соединяющий классическую красоту и могущество победы над стихией. В стих-и три героя: я (лирический) - ты (город) - мы («безумные и светлые»). Северная столица - город-сон, город-призрак, вставший над водой, обречённый на одиночество. Красота города - это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может так же внезапно исчезнуть.

В стих-и Цветаевой Москва - «огромный, странноприимный дом», приют и пристанище всех бездомных на Руси, в котором она чувствует себя хозяйкой. и в этом стих-и три героя: Ты (Москва) - мы («мы все к тебе придём») - я («я в грудь тебя целую»). Москва предстает и как благословенная земля и как женщина. Москва - место, где исцеляются все раны, сердце Руси. Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт - неотделимая его часть.

2. Слово учителя.

Общее:

2. Олицетворение города. (Петербург по-мужски строг, Москва по-женски безалаберна)

3. Особое место Поэта в мире.

4. Героям их лирики присуще мужество (Ахматова: «Я всегда была с моим народом», Цветаева: «Одна - противу всех»).

5. Новое слово в поэзии: глубина, многогранность, неисчерпаемость.

Отличие:

1. Понятие «жизнь». (Цветаева бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть жизнь», понимает её как борьбу. Ахматова же принимает жизнь как дар, как высшую ценность).

  1. Итог. Можно ли сказать, что творчество одной поэтессы лучше, чем другой? Почему?
  2. Д\З Подготовится к сочинению.
  1. Место Поэта в мире Ахматовой и Цветаевой.
  2. Традиции русской литературы в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
  3. Муза Ахматовой и Муза Цветаевой.
  4. Пушкинская тема в творчестве Ахматовой и Цветаевой.
  5. Образ родной земли в лирике Ахматовой и Цветаевой.
  6. Любимые страницы лирики (по творчеству одного из поэтов).

Урок № 77.

Тема: Сочинение «Образ родной земли в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой».

Цели: продолжить обучение письменной рефлексии в виде сочинения, уметь свободно выражать свои мысли в виде простых и сложных предложений; развивать грамотную речь, воображение, мышление, память учащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; воспитывать культуру речевого поведения.

Оборудование: тетрадь, ручка, тексты.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Подбор материала. Работа над темой сочинения.
  1. Ведение.

Тема родины как одна из традиционных тем русской литературы. Значительное место этой темы в творчестве Ахматовой и Цветаевой.

  1. Основная часть.
  1. Развитие традиций русской литературы в творчестве Ахматовой и Цветаевой: образы, близкие к фольклорным.
  2. Исторические параллели и образы, связанные с историей.
  3. Развитие образа родины как образа родной земли: образы дороги, дали, простора, ветра.
  4. Отражение трагичности личной судьбы поэтов в стихотворениях о родной земле: странничество, неприкаянность, ностальгия по России Цветаевой, мотивы страдания, жертвенности, самоотречения, нерасторжимой связи с родной землёй у Ахматовой.
  5. Москва и Петербург в изображении Цветаевой и Ахматовой как олицетворение Родины.
  6. Неразрывность связи судьбы родины с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.
  1. Заключение.

Истинный патриотизм, мужество, глубина переживаний лирических героинь. Народность творчества Ахматовой и Цветаевой. Новые краски в изображении родной земли в их творчестве.

  1. Написание сочинений.
  2. Итог.

Тест по творчеству А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.

1 вариант.

1. В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой (в молодости)?

А) футуризм б) акмеизм

В) имажинизм г) супрематизм

А) «Лирический пантеон» б) «Чётки»

В) «Вечер» г) «Белая стая»

3 . Известно, что А.А. Ахматова - это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

А) Анна Версилова б) Анна Снегина

В) Анна Суворина г) Анна Горенко

4. Определите ведущую тему стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…»

Было душно от зорь нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней,

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось - сейчас забелеет подснежник…

Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему.

А) тема любви

Б) тема природы

В) тема поэтического вдохновения

Г) тема человеческого бытия

5 . В какие годы создавалась поэма Ахматовой «Реквием»?

А) 1917 - 1930 гг. б) 1935 - 1940гг.

В) 1959 - 1961 гг. г) 1938 - 1958 гг.

6. Какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»?

А) Магдалина б) Иосиф

В) Иов г) Суламифь

7. В 1910 году М.И. Цветаева на собственные средства издала небольшой сборник стихов. Как он назывался?

А) «Волшебный фонарь» б) «Мечты и звуки»

В) «Вечерний альбом» г) «Дон»

8 . Какому русскому поэту адресованы следующие строки:

Имя твоё - птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ…

А) А.А. Фет б) А.А. Блок

В) С.А. Есенин г) Е. Гуро

9. Какой мотив звучит в любовной лирике Цветаевой?

А) лирическая героиня эгоцентрична, не способна на любовь

Б) противостояния судьбе

В) жертвенности и покорности

10 .С произведениями какого поэта перекликаются следующие строчки из стихотворения М.И. Цветаевой?

Из строгого, стройного храма

Ты вышла на визг площадей…

Свобода! - Прекрасная Дама

Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, -

Обедня ещё впереди!

Свобода! - Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

А) Н.А. Некрасов б) А.А. Блок

В) В.В. Маяковский г) С.А. Есенин

11. Кому был посвящён второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь».

А) А.А. Блоку б) М.А. Волошину

В) А.С. Пушкину г) С.Я. Эфрону

Тест по творчеству М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой.

2 вариант.

1. Один из стихотворных циклов М.И. Цветаева посвятила поэту серебряного века. Назовите его имя.

Там, где поступью величавой

Ты прошёл в снеговой тиши.

Свете тихий - святые славы -

Вседержатель моей души.

а) И.Ф. Анненский

Б) А.А. Блок

в) К.Д. Бальмонт

Г) И. Северянин

2 . Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М.И. Цветаевой.

А) символизм б) акмеизм

В) вне течений г) футуризм

3 . Укажите основную тему стихов сборника «Вечерний альбом»

А) тема детства

Б) тема осмысления человеческого бытия

В) тема войны

Г) тема природы

4. Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. О каком городе писала Цветаева?

А) Киев б) Петербург

В) Париж г) Москва

5 .Укажите отличительную особенность поэзии М.И. Цветаевой:

А) стихи объективно отражают все происходящее в жизни общества

Б) стихи отличает ораторский стиль, гражданский пафос

В) в стихах отражена история России

Г) стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора

6 . В каком университете А.А. Ахматова получила почётную степень доктора наук?

А) Московский государственный университет

Б) Ленинградский государственный университет

В) университет в Кембридже

Г) университет в Оксфорде

7. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений.

А) любовь

Б) строительство нового общества

В) природа

Г) критика буржуазной морали

8 . В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет « установить» памятник Ахматова?

А) народу-победителю

Б) народному страданию

В) себе

Г) новой власти

9. Укажите, в чём своеобразие композиции поэмы «Реквием»

А) использован приём обратной экспозиции

Б) художественное обрамление

В) эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями

Г) отсутствуют завязка и развязка действия

10 . Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»

А) Москва

Б) Париж

В) Киев

Г) Ленинград

11. Какой поэтический приём использован поэтом в данном отрывке:

Было солнце таким, как вошедший

В столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…

А) синекдоха б) сравнение

В) олицетворение г) оксюморон


Анна Андреевна Ахматова, великая русская поэтесса, родилась 11 июня 1889 года. Местом рождения стал город Одесса, где ее отец, потомственный дворянин работал в должности инженера-механика. Ее мать, И. Э. Стоговая, находилась в родстве с первой русской поэтессой Анной Буниной. По материнской линии Ахматова имела предка ордынского от его имени она и образовала свой псевдоним.

Детство

Краткая биография Ахматовой упоминает о том времени, когда ее в возрасте одного года перевезли в Царское Село. Там она прожила до шестнадцати лет. Среди самых первых воспоминаний она всегда отмечала великолепные зеленые парки, ипподром с маленькими пестрыми лошадками, старый вокзал. Летние месяцы Ахматова проводила на берегу Стрелецкой бухты, под Севастополем. Она была очень любознательной. Рано научилась читать по азбуке Льва Толстого. Внимательно слушала, когда учительница занималась французским со старшими детьми, и уже в пять лет могла изъясняться сама. Биография и впервые тесно переплелись, когда ей было всего одиннадцать лет. В этом возрасте она написала свое первое стихотворение. Обучалась девочка в Царскосельской гимназии. Вначале ей давалось это с трудом. Однако вскоре дела пошли намного лучше.

Юность

Краткая биография Ахматовой непременно должна отразить тот факт, что ее мать в 1905 году развелась с мужем и вместе с дочерью переехала в Евпаторию, а оттуда в Киев. Именно здесь Анна поступила в Фундуклеевскую гимназию, а после ее окончания на Высшие женские курсы, на юридический факультет. Все это время она живо интересуется литературой и историей.

Николай Гумилев

С Николаем Гумилевым Анна познакомилась будучи еще совсем юной, а именно в четырнадцать лет. Пылкий юноша сразу полюбил красавицу Ахматову. Любовь его можно назвать несчастной, так как добился он руки возлюбленной далеко не сразу. Несколько раз он делал ей предложение и неизменно получал отказ. И только в 1909 году Ахматова дает свое согласие. Они обвенчались 25 апреля 1910 года. Краткая биография Ахматовой не может в полной мере отразить всю трагичность и брака. Николай носил свою жену на руках, боготворил и окружал вниманием. Однако в то же время достаточно часто заводил романы на стороне. В 1912 году он полюбил по-настоящему свою юную племянницу Машу Кузьмину-Караваеву. Впервые Ахматова была свергнута с пьедестала. Такого поворота событий она вынести не могла, а потому решилась на отчаянный шаг. В этом же году она родила сына. Вопреки ее ожиданиям, муж воспринял это событие достаточно холодно и продолжал ей изменять.

Творчество

В 1911 году Ахматова переехала в Санкт-Петербург. В этом городе впоследствии будет открыт музей Ахматовой. Здесь она познакомилась с Блоком и впервые опубликовалась под своим псевдонимом. Известность и признание пришли к ней в 1912 году после выхода сборника стихов «Вечер». В 1914-м она выпустила сборник «Четки», а затем в 1917 году - «Белая стая». Значительное место в них занимает своеобразная любовная лирика и стихи Ахматовой о родине.

Личная жизнь

В 1914 году муж Ахматовой Гумилев уходит на фронт. Большую часть своего времени она проводит в имении Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. Краткая биография Ахматовой рассказывает далее о том, что через четыре года она разводится с мужем и снова выходит замуж за поэта Шилейко В. К. В 1921 году против Гумилева было сфабриковано дело, и он был обвинен в причастности к заговору против революции, в этом же году он был расстрелян. Вскоре, в 1922 году, Ахматова расстается со вторым мужем и завязывает роман с Пуниным, которого также арестовывали три раза. Жизнь поэтессы была сложной и печальной. Ее любимый сын Лев находился в заключении более 10 лет.

Взлеты и падения

В 1921 году в октябре и апреле Анна выпустила два сборника, которые стали последними перед длинной полосой цензурного надзора за ее поэзией. В двадцатые годы Ахматова подвергается жесткой критике, ее перестают печатать. Ее имя исчезает со страниц журналов и книг. Поэтесса вынуждена жить в нищете. С 1935 по 1940 годы Анна Андреевна трудится над своим знаменитым произведением «Реквием». Эти стихи Ахматовой о родине, о страданиях людей, покорили сердца миллионов людей. В этом произведении она отражает трагическую судьбу тысяч русских женщин, вынужденных ждать своих мужей из тюрем, растить детей в нищете. Ее поэзия была невероятно близка многим. Несмотря на запреты, ее любили и читали. В 1939 году Сталин отозвался положительно о творчестве Ахматовой, и ее снова стали печатать. Но как и прежде, стихи подвергались жесткой цензуре.

Великая Отечественна война

В начале войны Анна Ахматова (краткая биография непременно должна это отражать) находится в Ленинграде. Вскоре она уезжает в Москву, а затем эвакуируется в Ташкент, где и живет до 1944 года. Она не остается безучастной и старается всеми силами поддерживать боевой дух солдат. Ахматова помогала в госпиталях и выступала с чтением стихов перед раненными. В этот период она написала стихи «Клятва», «Мужество», «Щели в саду вырыты». В 1944 году она возвращается в разрушенный Ленинград. Свое жуткое впечатление от увиденного она описывает в очерке «Три сирени».

Послевоенный период

1946 год не принес Ахматовой счастья или хотя бы облегчения. Она наряду с другими авторами вновь была подвергнута самой жесткой критике. Ее исключили из Союза писателей, что означало конец любым публикациям. Причиной всему стала встреча писательницы с английским историком Берлиным. Долгое время Ахматова занималась переводами. В попытках спасти сына из заточения Анна пишет стихи, восхваляющие Сталина. Однако подобная жертва не была принята. был освобожден только в 1956 году. К концу жизни Ахматовой удалось преодолеть сопротивление бюрократов и донести свое творчество новому поколению. Ее сборник «Бег времени» был опубликован в 1965 году. Ей было позволено принять литературную премию Этно-Таормина, а также звание доктора Оксфордского университета. 5 марта 1966 года, перенеся четыре инфаркта, Анна Ахматова скончалась. Похоронена русская поэтесса под Ленинградом, на Память об этой великой женщине хранит музей Ахматовой. Он находится в Санкт-Петербурге, в

Урок литературы:

« Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой »

Тема урока : Жизнь и творчество А.А.Ахматовой.

Цели урока :- ознакомить уч-ся с биографией Ахматовой;

Охарактеризовать особенности творчества поэта;

Повторить понятие « акмеизм».

Оборудование урока : портрет Анны Андреевны, сборники её стихов, кроссворд по творчеству поэта.

Методические приёмы : доклады уч-ся;

лекция с элементами беседы;

анализ стихотворений.

Ход урока

    Орг. Момент

Звучит музыка Брамса « Реквием».

Под музыку выходит уч-ся, читает отрывок из поэмы Ахматовой « Реквием»

А если когда-нибудь в этой стране,

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – на ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду возле старого пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов,

И где для меня не открыли засов,

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных Марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и каменных век.

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

    Целеполагание.

Слова учителя: Дорогие ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества знаменитого русского поэта Анны Андреевны Ахматовой.

Почему же поэта, спросите вы? Дело в том, что всю жизнь Ахматова считала себя не поэтессой, а именно поэтом, не признавая такого понятия, как женская лирика. Сегодня мы вспомним некоторые события её жизни, прекрасной и трагической, её гениальных друзей. Итак, Анна Андреевна Горенко. Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока. Давайте обратимся к биографии этого замечательного поэта.

    Доклад уч-ся « Жизнь и творчество Ахматовой»

1 уч-ся: Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в семье инженера-механика морского флота Андрея Горенко, который к тому времени уже вышел в отставку. Ахматова – это её литературный псевдоним, который она взяла по фамилии своей бабушки. Через некоторое время семья переехала под Петербург и поселилась в Царском Селе. Здесь Анна прожила до 16 лет, училась в гимназии, как она сама вспоминает, « сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно».

2 уч-ся: В 1905 г. Родители Анны расстались, и мать с детьми сначала переехала в Евпаторию, а потом в Киев, где Анна закончила гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов. Анна Андреевна не собиралась становится юристом, ощущая в себе другое призвание, поэтому и к учебе относилась прохладно.

1 уч-ся: Тогда Анна Андреевна еще и предположить не могла, сколько испытаний уготовила ей судьба, поэтому трагически воспринимала все свои юношеские разочарования, скрывая их за маской « неземного равнодушия». В юности у неё была неразделенная любовь, из-за которой она чувствовала себя « жалкой, ненужной» и хотела умереть.

2 уч-ся: В 1907 г., в восемнадцатилетнем возрасте, она написала: « Я кончила жить, еще не начиная», а еще через месяц « я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой».

1 уч-ся: Поженились Ахматова и Гумилев в 1910 году, и свой медовый месяц провели в Париже. Несколько последующих лет Ахматова прожила благополучно и даже счастливо. В Париже она познакомилась со многими деятелями мировой культуры. Тогда же еще мало кому известный художник Модильяни сделал удивительно выразительный портрет Ахматовой, в котором как будто предугадал её будущую трагическую судьбу.

2 уч-ся: В 1912 году у Ахматовой с Гумилевым родился единственный сын Лев, и в том же году вышел её первый сборник стихов – «Вечер». Критика приняла его вполне благосклонно, друзья-поэты поздравляли Анну Андреевну с успехом, тем более что сборник высоко оценил сам В.Брюсов, один из законодателей поэзии начала 20 века. Он отметил самобытное оригинальное мышление поэта.

1 уч-ся: О самобытности творчества Ахматовой следует сказать особо. Как и многие другие поэты того времени, она участвовала в различных литературных объединениях, поочередно увлекалась то символизмом, то акмеизмом, но относилась к этому достаточно спокойно. В своих автобиографических записках Ахматова писала: « В 1910 году явно обозначился кризис символизма…Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем, Нарбутом – я сделалась акмеисткой».

2 уч-ся: Столь же самобытной, как личность Ахматовой, была и её внешность. Все, кто знал Анну Андреевну, говорила о её царственной красоте, которую она сохранила вплоть до смерти. Она поражала необычайной пластичностью своей статной фигуры, особой осанкой и грацией. В одежде она предпочитала черные тона и шали. Это о ней писал Мандельштам:

Вполоборота, о печаль,

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложноклассическая шаль…

1 уч-ся: Анна Андреевна никогда не была мелкой и суетной натурой. Она была величественной внешне и легко ранимой внутри, хотя жизнь заставила её стать сильной и мужественной. Она никогда не писала о себе лично, но, как женщина, жена, вдова, мать, выражала в своих стихах те чувства, которые испытывала сама и которые стали общими для многих женщин.

2 уч-ся: В своей лирике Ахматова опиралась на фольклор и мифологию, что делало её стихи понятными самым разным читателям. В своеобразных лирических рассказах она повествует о самых животрепещущих проблемах времени, но главной темой становится тема страдания.

1 уч-ся: За долгую жизнь Ахматова оплакала многие утраты: в 1921 году расстреляли её мужа, Н.Гумилева; не успел повзрослеть сын, как его арестовали в первый раз, второй, третий – сначала за отца, потом за мать; в ссылке погиб её второй муж, известный искусствовед Н.И.Пунин. Чтобы спасти от гибели сына, Ахматова написала к 70-летию Сталина два хвалебных стихотворения. Надо сказать, что её все поняли и никто не осудил. Сын Ахматовой – Лев Николаевич Гумилев -остался жив. Он стал известным ученым и умер совсем недавно в возрасте 83 лет.

2 уч-ся: Личная жизнь Ахматовой не сложилась, несмотря на то, что её постоянно окружали люди, но внутренне она всегда оставалась одинокой.

Несмотря на камерный, интимный характер её лирики, она смогла отразить самые страшные и тяжелые моменты в жизни своего народа. Замолчав на долгие десятилетия, Ахматова несла, копила в себе главные произведения своей жизни – « Реквием» и « Поэму без героя»

1 уч-ся: В 1946 году было принято печально известное постановление ЦК партии, в котором подвергалось резкой критике творчество Ахматовой и Зощенко. Эти нападки были ничем не обоснованы, но постановление отменили только тридцать лет спустя, когда Анны Андреевны уже не было в живых. А тогда Ахматову исключили из Союза писателей, а самое страшное – отлучили от стихов. Конечно, она их писала, но опубликовать не могла. Чтобы выжить, Ахматовой пришлось заниматься поэтическими переводами.

2 уч-ся: И тем не менее в последнее десятилетие жизни вокруг Ахматовой сформировалась настоящая поэтическая школа. Очень своеобразные поэты испытывали творческое влияние Ахматовой. Это Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Евгений Рейн, Иосиф Бродский.

1 уч-ся: Постепенно росла и мировая известность Ахматовой: в 1964 году ей была присуждена международная литературная премия « Этна – Таормина». Анне Андреевне даже разрешили поехать в Сицилию, чтобы её получить. А в 1965 году Ахматовой была присуждена степень доктора Оксфордского университета.

2 уч-ся После Англии Ахматова вновь побывала в Париже. Это было возвращение к молодости и одновременно прощание с жизнью. Последние месяцы из-за перелома она оказалась прикованной к постели. К сожалению, Анна Андреевна не дождалась признания равного тому, что сопровождало её восхождение на литературный Парнас. Так получилось, что настоящая слава большого русского поэта пришла к ней только после смерти.

    Закрепление материала

Слово учителя: Ребята, теперь вы сами можете судить о том, какая трагическая и в тоже время удивительная судьба сложилась у Анны Андреевны. Надеюсь, что вам информация была интересна, а вот насколько увлекательно это было для вас, мы выясним, разгадав небольшой кроссворд.

КРОССВОРД.

    Как звали мужа Ахматовой, знаменитого поэта и основателя школы акмеизма?

    В каком городе родилась Анна Андреевна?

    Знаменитая поэма Ахматовой, которая переводится как « заупокойная месса» и в которой она разделила боль со своим народом?

    Первый сборник стихов Ахматовой.

    Кто был по профессии отец Ахматовой?

    К какому литературному течению принадлежала Анна Андреевна?

    Звание почетного доктора какого университета получила Анна Андреевна?

Слово учителя: Итак, мы сказали, что Ахматова примкнула к литературному объединению « Акмеизм». А что же такое акмеизм и каковы основные принципы данного течения?

(Акмеизм, литературное течение, сплотившее великих русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь.)

Слово учителя: Исходя из всего услышанного, давайте с вами попробуем выделить основные принципы эстетики поэзии Ахматовой!(записать!!!)

Особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Общечеловеческий, гражданский характер творчества Ахматовой позволил назвать ее великим национальным поэтом. Она – голос своей эпохи.

2. Лирика Ахматовой ассоциативна, она избегает говорить о чувствах прямо, предпочитая намеки.

3. Окружающий ее мир: и пейзаж, и интерьер, и переживания – поэтесса передает через точную выразительную деталь.

4. В своей поэзии А.Ахматова широко опирается на мифологическую и фольклорную символику, поэтику народной песни.

5. Частое обращение к библейским сюжетам, церковным ритуалам, к теме Христа говорит о глубоком религиозном начале ее творчества.

6. Стихотворение А.Ахматовой можно сравнить с дневниковой записью, отрывком их письма, обрывком песни, которую поют вполголоса.

7. Лирическая героиня в стихах Ахматовой не всегда совпадает с личностью автора.

8. Творчество А.Ахматовой стало высшей точкой развития женской поэзии в России. Никто из женщин поэтесс – ее современниц – не сумел избежать влияния Ахматовой.

Слово учителя: Анна Андреевна в своей лирике обращается к различным темам. Её первые сборники, « Вечер», «Четки», посвящены теме любви. Любовь проявляется драматически. Сама Ахматова говорила « Стихи – это рыдание над жизнью» Любовь в её лирике – чувство абсолютно земное, лишённое мистической потусторонности. Своеобразно разрешает Анна Андреевна и тему поэта и поэзии. В стихотворениях « Молитва» , « Я так молилась, утоли…» тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской. Развивается образ музы, который становится более предметным, живым, приобретает конкретные черты:

Муза ушла по дороге

Осенней, узкой, крутой,

И были смуглые ноги

Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила

Зимы со мной подождать,

Но сказала: « Ведь здесь могила,

Как ты можешь еще дышать?»

Я, глядя ей вслед, молчала,

Я любила её одну,

А в небе заря стояла,

Как ворота в её страну.

Но, пожалуй, центральной в творчестве Ахматовой становится тема России, тема Родины. Трагическая судьба страны пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины. Прочитаем стихотворение « Мне голос был. Он звал утешно…» и ответим на вопросы:

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
- Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Какими художественными средствами создается тональность произведения?

Стихотворение « Все расхищено, предано, продано…»

Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идет речь?

    Дом.задание.

    Подведение итогов. Орг.окончание урока

Итак, мы познакомились с биографией Ахматовой и выделили некоторые особенности её творчества. На последующих уроках мы продолжим работать над творчеством этого замечательного поэта.

Спасибо за работу на уроке. Сегодня на « отлично» поработали…, на « хорошо»…

До свидания!

Тема : Жизнь и творчество А.Ахматовой. «Судьба поэта и России в поэзии Ахматовой»

Данный рок является первым (ознакомительным) в системе изучения творчества А.Ахматовой (3 часа). В связи с тем, что времени на детальное знакомство недостаточно, каждый учитель может подобрать материал из биографии в соответствии с теми знаниями, которыми уже владеют учащиеся, и расставить необходимые акценты с наибольшей продуктивностью.

Вариант урока - дополнить или заменить анализ портретов поэта на создание синквейна - впечатления.

Цель урока :

Познакомить с этапами жизненного пути поэта

Дать представление о творчестве поэта

Тип урока : знакомство с новым материалом

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, работа в группах

Оборудование : презентация, портрет А.Ахматовой на доске, карточки со стихотворениями А.Ахматовой (см. приложение №1), музыка: песня из к\ф «Капитанские дети» (слова А.Ахматовой «Бессонница»)

Несколько учащихся дома подготовили выступления на заданную тему и чтение стихотворений наизусть.

План урока :

1. Оргмомент. (1 мин)

2. Актуализация знаний. (5 мин)

3. Развитие навыка частичного анализа лирического произведения. (7 мин)

4. Новый материал. Знакомство с биографией и творчеством поэта. (Обзор) (25 мин)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

6. Домашнее задание. Выставление оценок. (2 мин)

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие поэзии. Актуализация знаний.

Ребята, послушайте песню из к\ф «Капитанские дети».

Слайд № 3

Чтобы понимать, о чем писала Ахматова, необходимо знать некоторые жизненные вехи поэта. В своих тетрадях вы во время лекции делаете необходимые записи самостоятельно.

Слайд № 4

Родилась в Одессе в семье отставного капитана А.Горенко. Горенко - девичья фамилия поэта. Когда Ахматова начнет писать, отец запретит ей подписываться своей фамилией. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

Обратите внимание на цитату (слайд №4) из воспоминаний поэта. Что особенного вы заметили в ней? (Связывает дату рождения с известными историческими фактами).

Действительно, это характерная особенность Ахматовой: многие события своей жизни она мастерски вписывала в ход истории.

* Сообщение учащегося об этапе знакомства с Н.Гумилевым и о начале литературной деятельности (первая книга стихов «Вечер», вторая книга стихов «Четки» - литературный успех и признание, акмеизм). Во время рассказа о каждой из книг подготовленные учащиеся (по одному на каждую) читают стихотворения из данного сборника, озвучивая в конце основную мысль стихотворения.

Слайд № 4, 5, 6

Учитель: 1917 - переломный год. Нищета, голод, разруха. Многие покидают Россию.

Слайд № 7

Муж на войне, жить не на что. Ахматова не просто бедствует - нищенствует: продает не только последние вещи, но и селедку. Выглядит так, что на улице ей подают милостыню. Однако поэт продолжает творить.

Слайд № 8

Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенности разрушали привычный стереотип, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив:

* Подготовленный учащийся читает стихотворение из данного сборника по собственному выбору, в конце озвучивает основную мысль.

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

Послушаем стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю...», написанное в этот трагический период. Читает наизусть учащийся.

Ребята, как вы понимаете слова

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В 1921 году на похоронах Блока Анна Ахматова узнает об аресте Н.Гумилева. Через три недели его расстреляют как участника заговора под руководством Таганцева. Чуть позже появятся такие строчки:

… Оттого, что мы все пойдём

По Таганцевке, по Есенинке

Иль большим Маяковским путем...

Ахматову практически перестают печатать. В этот же период Ахматова знакомится с искусствоведом И.Пуниным.

Наступают 30-е годы. Время страшное для страны.

Слайд № 9

Расскажите, что же это за время, где «народ, к несчастью, был»? Небольшая беседа с учащимис- Что вы можете сказать о человеке, написавшем такое стихотворение? (учащиеся говорят, что, скорее всего, это женщина, точнее молодая девушка; у нее много различных мыслей в голове; возможно, она влюблена; она веселая, светлая, любящая помечтать ночью).

слайд № 2

Хорошо. Перед вами лежит карточка со стихотворениями А.Ахматовой. С одним из них вы только что познакомились. Обратите внимание, написано оно в 1912 году, когда поэту было всего 21 год.

Второе стихотворение «Забудут? - вот чем удивили!» создано в 1957 году. Сопоставьте эти два стихотворения и скажите - изменился ли человек за эти годы и как? (учащиеся обращают внимание на то, что второе стихотворение на писал человек, который очень много пережил, чья судьба была тяжелой, а если обратить внимание на годы создания, то несложно догадаться, что поэт пережил и революцию, и сталинские репрессии, и ВОв, и многое другое).

3. Развитие навыка анализа лирического произведения.

Сейчас поработаем немного в группах. Задание следующее: попробуйте найти в этих стихотворениях 2 общие особенности, характерные черты лирики. (3 мин)

Пусть каждая группа назовет одну особенность лирики А.Ахматовой, ту, которую смогли определить. (Учащиеся обычно без труда определяют следующие характерные черты).

В тетради появляется запись:

Особенности лирики:

Простота

Лаконизм

Психологизм

Сюжетность

Диалогичность

Разговорность

Молодцы! Вы сами определили особенности лирики поэта. Но не назвали еще одну, которая есть только в одном стихотворении. Обратите внимание на последние строчки первой строфы стихотворения «Бессонница»:

Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю.

Какой прием используется в них? (Оксюморон)

Правильно. Этот прием Ахматова очень часто применяет, поэтому еще одна характерная черта ее лирики - оксюморонность. Запищите в тетрадь.

4. Знакомство с новым материалом. Биография поэта.

Теперь, я думаю, вам будет несложно назвать тему нашего урока и сформулировать основную цель урока.

Какова же тема урока?

А цель?..... Хорошо.

Запишите в тетрадь: Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966)

Судьба России и поэта в поэзии.

Это время будет запечатлено в поэме Анны Ахматовой «Реквием». Послушайте вступление.

* Учащийся читает отрывок из поэмы «Реквием»

Слайд № 10

Поэма «Реквием» создается с 1935 по 1940 года. В 1935 году в одночасье арестовываются муж и сын Ахматовой. 18 месяцев у Крестов! Боль, страх, надежда... Ахматова становится более осторожной в своих высказываниях. В общей сложности сын проведет в лагерях более 10 лет. Его реабилитируют лишь в 1956 году. Муж погибнет в 1953 году.

Помните роман Р.Бредбери «451* по Фаренгейту»? О чем он? (люди учили книги наизусть, чтобы сохранить историю для потомков). Это - художественный вымысел. Антиутопия. Ахматова - это реальность.

Печатать такие строчки было немыслимо. И Поэт заучил их наизусть. Около 25 лет Ахматова не решалась перенести поэму на бумагу! В СССР в полном варианте поэма появилась лишь несколько десятилетий назад - в 1987 году.

* О последних годах жизни и о творчестве в этот период рассказывает подготовленный учащийся. При упоминании о Великой Отечественной войне выступает еще один учащийся - читает наизусть стихотворение «Мужество».

Слайд № 11

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.

Ахматова стала тем самым мостиком, который связал эпоху Серебряного века с веком нынешним. Верность нравственным основам жизни, глубокий патриотизм и тонкое понимание психологии чувства - вот основные характерные черты лирики Ахматовой.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Анна Ахматова на протяжении многих лет была очень востребована разными художниками. Посмотрите на портреты поэта и выберите тот, который максимально соответствует вашему представлению о нем.

Слайды № 12, 13, 14, 15.

На каждый слайд отводится ровно 15 секунд, без комментариев. После просмотра задается вопрос:

Какой портрет вам понравился больше всего и почему?

Запишите самостоятельно в тетради итоговый вывод - впечатление об Анне Ахматовой.

Зачитываются несколько работ.

6. Домашнее задание. Выставление оценок.

Приложение № 1

Где-то кошки жалобно мяукают, Забудут? - вот чем удивили!

Звук шагов я издали ловлю... Меня забывали сто раз,

Хорошо твои слова баюкают: Сто раз я лежала в могиле,

Третий месяц я от них не сплю. Где, может быть, я и сейчас.

Ты опять, опять со мной, бессонница! А Муза и глохла и слепла,

Неподвижный лик твой узнаю. В земле истлевала зерном,

Что, красавица, что, беззаконница, Чтоб после, как Феникс из пепла,

Разве плохо я тебе пою? В эфире восстать голубом.

Окна тканью белою завешены,

Полумрак струится голубой...

Или дальней вестью мы утешены?

Отчего мне так легко с тобой?

Жизнь Анны Ахматовой не менее интересна и насыщенна, чем ее творчество. Женщина пережила революцию, гражданскую войну, политические преследования и репрессии. Она же стояла у истоков модернизма в России, став представительницей новаторского течения «акмеизм». Именно поэтому история этой поэтессы так важна для понимания ее стихов.

Родилась будущая поэтесса в Одессе в 1889 году. Настоящая фамилия Анны Андреевны – Горенко, и уже впоследствии, после первого брака, она изменила её. Мать Анны Ахматовой — Инна Стогова, была потомственной дворянкой и имела большое состояние. Именно от матери Анна унаследовала своевольный и сильный характер. Ахматова получила первое образование в Мариинской женской гимназии в Царском Селе. Затем будущая поэтесса обучалась в Киевской гимназии и окончила Киевские высшие учебные курсы.

Родители Ахматовой были интеллигентными людьми, но не без предрассудков. Известно, что отец поэтессы запретил ей подписывать стихи своей фамилией. Он считал, что ее увлечение навлечет позор на их род. Разрыв между поколениями был очень ощутим, ведь в Россию пришли новые веяния из-за границы, где в искусстве, культуре, межличностных отношениях началась эпоха реформации. Поэтому Анна полагала, что писать стихи – это нормально, а семья Ахматовой категорически не принимала занятие дочери.

История успеха

Анна Ахматова прожила долгую и нелёгкую жизнь, прошла тернистый творческий путь. Многие окружающие её близкие и родные люди стали жертвами советского режима, а из-за этого, безусловно, страдала и сам поэтесса. В разное время ее сочинения были запрещены для печати, что не могло не отражаться на состоянии автора. Годы ее творчества пришлись на период, когда произошло разделение поэтов на несколько течений. Ей подошло направление «акмеизм» (). Своеобразие этого течения заключалось том, что поэтический мир Ахматовой был устроен просто и понятно, без отвлеченных и абстрактных образов-символов, присущих символизму. Она не насыщала свои стихи философией и мистикой, в них не было место помпезности и зауми. Благодаря этому ее понимали и любили читатели, уставшие ломать голову над содержанием стихотворений. Она писала о чувствах, событиях и людях по-женски мягко и эмоционально, открыто и веско.

Судьба Ахматовой привела ее в кружок акмеистов, где она встретила первого мужа – Н. С. Гумилева. Он был родоначальником нового течения, человеком знатным и авторитетным. Его творчество вдохновило поэтессу на создание акмеизма на женском наречии. Именно в рамках петербуржского кружка «Вечера Случевского» состоялись ее дебюты, и публика, прохладно отнесшаяся к творчеству Гумилева, восторженно приняла его даму сердца. Она была «стихийно талантлива», как писали критики тех лет.

Анна Андреевна входила в «Цех поэтов», поэтическую мастерскую Н. С. Гумилева. Там она познакомилась с самыми известными представителями литературной элиты и вошла в ее состав.

Творчество

В творчестве Анны Ахматовой можно выделить два периода, границей между которыми стала Великая Отечественная война. Так, в любовном стихотворении «Небывалая осень» (1913 год) она пишет о покое и о нежности встречи с любимым человеком. Данное произведение отражает веху спокойствия и мудрости в поэзии Ахматовой. В 1935-1940 гг. она работала над поэмой, состоящей из 14 стихотворений — «Реквием». Данный цикл стал своеобразной реакцией поэтессы на семейные потрясения – уход из дома мужа и любимого сына. Уже во второй половине творчества, в начале Великой Отечественной войны, были написаны такие сильные гражданские стихотворения как «Мужество» и «Клятва». Особенности ахматовского лиризма заключаются в том, что поэтесса в своих стихотворениях рассказывает историю, в них всегда можно заметить некое повествование.

Темы и мотивы лирики Ахматовой также разнятся. Начиная творческий путь, автор говорит о любви, теме поэта и поэзии, признании в обществе, межличностных отношениях между полами и поколениями. Она тонко чувствует природу и мир вещей, в ее описаниях каждый предмет или явление обретает индивидуальные черты. Позже Анна Андреевна сталкивается с небывалыми трудностями: революция сметает все на своем пути. В ее стихах появляются новые образы: времени, революции, новой власти, войны. Она расстается с мужем, впоследствии его осудили на расстрел, а их общий сын всю жизнь мотается по тюрьмам из-за своего происхождения. Тогда автор начинает писать о материнском и женском горе. В преддверии Великой Отечественной войны поэзия Ахматовой приобретает гражданственность и патриотический накал.

Сама лирическая героиня не меняется с годами. Конечно, горе и потери оставили рубцы на ее душе, женщина со временем пишет еще более пронзительно и жестко. Первые чувства и впечатления сменяются зрелыми размышлениями о судьбах отечества в непростые для него времена.

Первые стихи

Как и многие великие поэты, Анна Ахматова написала своё первое стихотворение в 11 лет. Со временем у поэтессы появился свой неповторимый поэтический стиль. Одна из самых известных ахматовских деталей, появляющаяся в стихотворении «Песня последней встречи» — правая и левая рука и перепутанная перчатка. Данное стихотворение Ахматова написала в 1911 году, в возрасте 22 лет. В данном стихотворении чётко видна работа деталей.

Ранняя лирика Ахматовой является частью золотого фонда русской классики, посвященной отношениям мужчины и женщины. Особенно ценно, что читатель наконец-то увидел женский взгляд на любовь, до конца 19 века в России не было поэтесс. Впервые поднимаются конфликты женского призвания и ее социальной роли в семье и браке.

Сборники стихов и циклы

В 1912 году вышел первый сборник стихов Ахматовой «Вечер». Почти все стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны автором в двадцатилетнем возрасте. Затем издаются книги «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI», каждая из которых имеют определенную общую направленность, главную тему и композиционную связь. После событий 1917 года она уже не может так свободно издавать свои работы, революция и гражданская война приводят к образованию диктатуры пролетариата, где потомственная дворянка подвергается нападкам критиков и полному забвению в печати. Последние книги «Тростник» и «Седьмая книга» не были напечатаны отдельно.

Книги Ахматовой не издаются вплоть до перестройки. Во многом это произошло из-за поэмы «Реквием», которая просочилась в зарубежные СМИ и была опубликована за границей. Поэтесса висела на волоске от ареста, и ее спасло лишь признание, что она ничего не знала о публикации работы. Разумеется, ее стихотворения после этого скандала еще долго не могли выйти в свет.

Личная жизнь

Семья

Анна Ахматова была замужем трижды. В браке с Николаем Гумилёвым, первым мужем, она родила своего единственного ребёнка – Льва. Вместе супруги совершили две поездки в Париж, а также путешествовали по Италии. Отношения с первым мужем не были лёгкими, и супруги приняли решение расстаться. Однако, несмотря на это, уже после расставания, когда Н. Гумилёв ушел на войну, Ахматова посвятила ему несколько строк в своих стихотворениях. Между ними продолжала существовать духовная связь.

Сын Ахматовой часто был в разлуке с матерью. В детстве он жил с бабушкой по отцовской линии, мать видел очень редко, и в конфликте между родителями прочно занял позицию отца. Мать он не уважал, говорил с ней отрывисто и резко. Во взрослом возрасте из-за его происхождения он считался неблагонадежным гражданином в новой стране. Он 4 раза получал тюремные сроки и всегда не заслуженно. Поэтому его отношения с матерью нельзя было назвать близкими. Кроме того, она выходила замуж повторно, и сын тяжело воспринимал эту перемену.

Другие романы

Ахматова была также замужем за Владимиром Шилейко и Николаем Пуниным. С В. Шилейко Анна Ахматова пробыла в браке 5 лет, однако они продолжали общаться письмами до самой смерти Владимира.

Третий муж, Николай Пунин, был представителем реакционной интеллигенции, в связи с чем был несколько раз арестован. Благодаря усилиям Ахматовой, Пунин был выпущен после второго ареста. Спустя несколько лет Николай и Анна расстались.

Характеристика Ахматовой

Ещё при жизни Ахматову называли «Дамской декаденствующей поэтессой». То есть, её лирика характеризовалась крайним индивидуализмом. Говоря о личных качествах, стоит сказать, что Анна Андреевна обладала едким, неженским юмором. Например, при встрече с Цветаевой, поклонницей ее творчества, она очень холодно и желчно беседовала с впечатлительной Мариной Ивановной, чем очень обидела собеседницу. С мужчинами Анна Андреевна тоже с трудом находила взаимопонимание, да и с сыном ее отношения не сложились. Еще женщина была очень подозрительной, везде видела подвох. Ей казалось, что ее невестка – посланный агент властей, который призван следить за ней.

Несмотря на то, что годы жизни Ахматовой пришлись на такие страшные события как Революция 1917 года, Первая и Вторая мировые войны, она не покинула Родину. Лишь во время Великой Отечественной войны поэтесса находилась в эвакуации в Ташкенте. Ахматова негативно и гневно относилась к эмиграции. Она совершенно ясно демонстрировала свою гражданскую позицию, заявляя, что никогда не будет жить и работать за границей. Поэтесса считала, то её место там, где её народ. Свою любовь к Родине она выразила в стихотворениях, которые вошли в сборник «Белая стая». Таким образом, личность Ахматовой была многогранна и богата, как хорошими, так и сомнительными качествами.

  1. Анна Андреевна не подписывала свои стихи девичьей фамилией Горенко, так как ей запретил отец. Он боялся, что вольнолюбивые сочинения дочери навлекут на семью гнев властей. Именно поэтому она взяла фамилию своей прабабушки.
  2. Интересно также, что Ахматова профессионально изучала творчество Шекспира и Данте и всегда восхищалась их талантами, выполняя переводы иностранной литературы. Именно они и стали ее единственным доходом в СССР.
  3. В 1946 году с резкой критикой творчества Ахматовой выступил партийный деятель Жданов на съезде писателей. Особенности лирики автора были обозначены, как «поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».
  4. Мать и сын не понимали друг друга. Анна Андреевна сама каялась, что была «плохой матерью». Все детство ее единственный сын провел у бабушки, а мать видел лишь изредка, ведь та не баловала его своим вниманием. Она не хотела отвлекаться от творчества и ненавидела быт. Интересная жизнь в столице захватила ее полностью.
  5. Нужно вспомнить, что Н. С. Гумилев взял даму сердца измором, так как из-за ее многочисленных отказов совершил попытку самоубийства и фактически вынудил ее согласиться пойти с ним под венец. Но после заключения брака выяснилось, что супруги не подходят друг к другу. И муж, и жена начали изменять, ревновать и ссориться, забыв обо всех обетах. Их отношения были полны взаимных упреков и обид.
  6. Сын Ахматовой ненавидел произведение «Реквием», так как считал, что он, выживший во всех испытаниях, не должен получать от матери погребальные строки в свой адрес.
  7. Ахматова умерла в одиночестве, за пять лет до своей кончины она порвала все связи с сыном и его семьей.

Жизнь в СССР

В 1946 году вышло постановление ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Данное постановление, прежде всего, было направлено против Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Она более не могла печататься, а также с ней было опасно общаться. Даже родной сын винил поэтессу в своих арестах.

Ахматова зарабатывала переводами и случайными подработками в журналах. В СССР ее творчество было признанно «далеким от народа», а, следовательно, не нужным. Зато вокруг ее литературной фигуры собирались новые таланты, двери ее дома были открыты для них. Например, известно об ее близкой дружбе с И. Бродским, который с теплом и благодарностью вспоминал их общение в эмиграции.

Смерть

Умерла Анна Ахматова в 1966 году в санатории недалеко от Москвы. Причина смерти поэтессы — серьёзные проблемы с сердцем. Она прожила долгую жизнь, в которой, тем не менее, не нашлось места для крепкой семьи. Она покинула этот мир в одиночестве, и после ее кончины наследство, оставленное сыну, было распродано в пользу государства. Ему, ссыльному, ничего по советским законам не полагалось.

Из ее записок выяснилось, что при жизни она была глубоко несчастным, затравленным человеком. Чтобы убедиться, что ее рукописи никто не читает, она оставляла в них волосок, который всегда находила сдвинутым. Репрессивный режим медленно и верно сводил ее с ума.

Места Анны Ахматовой

Похоронена Ахматова недалеко от Санкт-Петербурга. Тогда, в 1966 году, советские власти боялись роста диссидентского движения, и тело поэтессы быстро переправили из Москвы в Ленинград. На могиле матери Л.Н. Гумилёв установил каменную стену, которая стала символом неразрывной связи сына и матери, особенно в период нахождения Л. Гумилёва в тюрьме. Несмотря на то, что стена недопонимания разделяла их всю жизнь, сын раскаялся с том, что способствовал ее воздвижению, и похоронил ее вместе с матерью.

Музеи А. А. Ахматовой:

  • Санкт-Петербург . Мемориальная квартира Анны Ахматовой находится в Фонтанном Доме, в квартире ее третьего супруга, Николая Пунина, где она прожила почти 30 лет.
  • Москва. В доме антикварной книги «В Никитском», где поэтесса часто останавливалась, приезжая в Москву, не так давно открыли музей, посвященный Анне Ахматовой. Именно здесь она, например, написала «Поэму без героя».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



просмотров