Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» и пьеса Генрика Ибсена «Привидения. Привидения Пьеса приведение ибсен читать

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» и пьеса Генрика Ибсена «Привидения. Привидения Пьеса приведение ибсен читать

Henrik Johan Ibsen

Норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист.

В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании (с 1924 – Осло).

Его стихи впервые появляются в печати.

Пишет тираноборческую драму «Катилина» (Catiline), в которой слышны отзвуки революционных событий 1848г.

Ибсен бросает медицину, переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах. 26 сентября 1850г. поставлена пьеса Ибсена – одноактная лирическая драма «Богатырский курган» (Kjaempehojen).

1851-1857

Благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен получает место драматурга, режиссера и художественного руководителя «Норвежского театра» в Бергене. становится театральным режиссёром в Бергене. Ставит Шекспира, Скриба, Дюма-сына, скандинавов – Хольберга, Эленшлегера (их воздействие сказывается на формировании его методов), позднее – Бьёрнсона и выступает как ярый сторонник возрождения национального норвежского искусства, как борец за идейно значительную драматургию. Чтобы лучше познакомится с достижениями современного театрального искусства, едет в Данию и Германию.

Ибсен женится на Сусанне Торесен.

Рождается их единственный сын Сигурд.

На полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остаётся двадцать семь лет.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

После продолжительной тяжёлой болезни Ибсен умер в Христиании.

П ривидения

Краткое содержание пьесы

Пьеса Генрика Ибсена, написанная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году. Как и многие из наиболее известных пьес Ибсена, «Привидения» представляет собой резкий комментарий к морали XIX века. Пьеса переведена на русский язык Анной и Петром Ганзенами.

Действие происходит в современной Ибсену Норвегии в усадьбе фру Альвинг на западном побережье страны. Идёт мелкий дождь. Гремя деревянными подошвами, в дом входит столяр Энгстранд. Служанка Регина приказывает ему не шуметь: наверху спит только что приехавший из Парижа сын фру Альвинг Освальд. Столяр сообщает: приют, который он строил, готов к завтрашнему открытию. Заодно будет открыт и памятник камергеру Альвингу, покойному мужу хозяйки, в честь которого назван приют. Энгстранд прилично на строительстве заработал и собирается сам открыть в городе собственное заведение - гостиницу для моряков. Тут как раз пригодилась бы женщина. Не хочет ли дочка к нему переехать? В ответ Энгстранд слышит фырканье: какая она ему «дочка»? Нет, Регина не собирается покидать дом, где её так привечают и все так благородно - она даже научилась немного французскому.

Столяр уходит. В гостиной появляется пастор Мандерс; он отговаривает фру Альвинг от страхования построенного приюта - не стоит открыто сомневаться в прочности богоугодного дела. Кстати, почему фру Альвинг не хочет переезда Регины к отцу в город?

К матери и пастору присоединяется Освальд. Он спорит с Мандерсом, обличающим моральный облик богемы. Мораль в среде художников и артистов не лучше и не хуже, чем в любом другом сословии. Если бы пастор слышал, о чем рассказывают им в Париже наезжающие туда «кутнуть» высокоморальные чиновники! фру Альвинг поддерживает сына: пастор напрасно осуждает её за чтение вольнодумных книг - своей явно неубедительной защитой церковных догм он только возбуждает к ним интерес.

Освальд выходит на прогулку. Пастор раздражён. Неужели жизнь ничему фру Альвинг не научила? Помнит ли она, как всего через год после свадьбы бежала от мужа в дом Мандерса и отказывалась вернуться? Тогда пастору все-таки удалось вывести её из «экзальтированного состояния» и вернуть домой, на путь долга, к домашнему очагу и законному супругу. Разве не повёл себя камергер Альвинг как настоящий мужчина? Он умножил семейное состояние и весьма плодотворно поработал на пользу общества. И разве не сделал он её, жену, своей достойной деловой помощницей? И ещё. Нынешние порочные взгляды Освальда - прямое следствие отсутствия у него домашнего воспитания - это ведь фру Альфинг настояла, чтобы сын учился вдали от дома!

Фру Альвинг задета словами пастора за живое. Хорошо! Они могут поговорить серьёзно! Пастор знает, что покойного мужа она не любила: камергер Альвинг её у родственников просто купил. Красивый и обаятельный, он не перестал пить и распутничать после свадьбы. Неудивительно, что она от него сбежала. Она любила тогда Мандерса, и, как кажется, ему нравилась. И Мандерс ошибается, если думает, что Альвинг исправился - он умер таким же забулдыгой, каким был всегда. Больше того, он внёс порок в собственный дом: она застала его однажды на балконе с горничной Йоханной. Альвинг добился-таки своего. Знает ли Мандерс, что их служанка Регина - незаконнорождённая дочь камергера? За круглую сумму столяр Энгстранд согласился прикрыть грех Йоханны, хотя и он всей правды о ней не знает - специально для него Йоханна придумала заезжего американца.

Что касается сына, она вынужденно отослала его из дома. Когда ему исполнилось семь лет, он стал задавать слишком много вопросов. После истории с горничной бразды правления домом фру Альвинг взяла в свои руки, и это она, а не муж, занималась хозяйством! И она же прилагала неимоверные усилия, чтобы, скрывая от общества поведение мужа, соблюдать внешние приличия.

Закончив исповедь (или отповедь пастору), фру Альвинг провожает его к двери. И они оба слышат, проходя мимо столовой, возглас вырывающейся из объятий Освальда Регины. «Привидения!» - вырывается у фру Альвинг. Ей кажется, что она вновь перенеслась в прошлое и видит парочку на балконе - камергера и горничную Йоханну.

Привидениями фру Альвинг называет не только «выходцев с того света» (так правильнее переводится это понятие с норвежского). Привидения, по её словам, - это вообще «всякие старые отжившие понятия, верования и тому подобное». Именно они, считает фру Альвинг, определили её судьбу, характер и воззрения пастора Мандерса и, наконец, загадочную болезнь Освальда. Согласно диагнозу парижского доктора, болезнь у Освальда наследственная, но Освальд, практически своего отца не знавший и всегда его идеализировавший, доктору не поверил, он считает причиной заболевания свои легкомысленные приключения в Париже в начале учёбы. Кроме того, его мучает постоянный необъяснимый страх. Они с матерью сидят в гостиной в сгущающихся сумерках. В комнату вносится лампа, и фру Альвинг, желая снять с сына чувство вины, собирается рассказать ему всю правду о его отце и Регине, которой он легкомысленно уже пообещал поездку в Париж. Неожиданно разговор прерывается появлением в гостиной пастора и криком Регины. Неподалёку от дома пожар! Горит новоотстроенный «Приют имени камергера Альвинга».

Время близится к утру. Все та же гостиная. На столе по-прежнему горит лампа. Ловкий столяр Энгстранд в завуалированной форме шантажирует Мандерса, утверждая, что это он, пастор, неловко сняв нагар со свечи, стал причиной пожара. Впрочем, волноваться ему не стоит, Энгстранд никому об этом ничего не расскажет. Но и пастор пусть поможет ему в благом начинании - оборудовании в городе гостиницы для моряков. Пастор соглашается.

Столяр и пастор уходят, их сменяют в гостиной фру Альвинг и Освальд, только что вернувшийся с пожара, погасить который не удалось. Возобновляется прерванный разговор. За миновавшую короткую ночь мать Освальда успела подумать о многом. Особенно поразила её одна из фраз сына: «В их краю людей учат смотреть на труд, как на проклятие, как на наказание за грехи, а на жизнь, как на юдоль скорби, от которой чем скорей, тем лучше избавиться». Теперь, рассказывая сыну правду о его отце, она не столь строго судит о муже - его одарённая и сильная натура просто не нашла себе применения в их глуши и была растрачена на чувственные удовольствия. Освальд понимает, какие именно. Пусть знает, присутствующая при их разговоре Регина - его сестра. Услышав это, Регина поспешно прощается и покидает их. Она уже собиралась уйти, когда узнала, что Освальд болен. Только теперь Освальд сообщает матери, почему он ранее спрашивал её, готова ли она ради него пойти на все. И для чего ему, помимо всего прочего, была так нужна Регина. Он не до конца рассказал матери о болезни - он обречён на безумие, второй припадок превратит его в бессмысленное животное. Регина легко дала бы ему выпить приготовленный в бутылочке морфий, чтобы от больного избавиться. Теперь он передаёт бутылочку матери.

Мать утешает Освальда. Его припадок уже прошёл, он дома, он поправится. Здесь хорошо. Вчера весь день моросил дождь, но сегодня он увидит родину во всем её настоящем блеске, фру Альвинг подходит к окну и гасит лампу. Пусть Освальд взглянет на восходящее солнце и сверкающие под ним горные ледники!

Освальд смотрит в окно, беззвучно повторяя «солнце, солнце», но солнца не видит.

Мать смотрит на сына, сжимая в руках пузырёк с морфием.

И ммерсивное шоу «Вернувшиеся»

Стоимость билетов от 5000 до 30000 рублей.

dashkov5.ru

Что такое иммерсивный спектакль?

«Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего.

Дом в переулке Дашкова или Dashkov5, как его назвали создатели шоу, ничем не отличается от любой заброшенной усадьбы в центре Москвы. Темные зашторенные окна, местами облетевшая штукатурка фасада, и только неоновая вывеска «Вернувшиеся» позволяет понять, что адресом ты не ошибся.

Специально для шоу американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти привезли в Россию уникальные технологии работы с актерами и пространством. В результате шестимесячных репетиций, которые велись в строжайшей тайне, актеры освоили уникальные методики взаимодействия с аудиторией, а в особняке возникли десятки потайных ходов и дверей.

Продюсеры шоу Вячеслав Дусмухаметов и Мигель, знакомый всем больше как хореограф проекта «Танцы», превратили трехэтажный особняк в дом семьи Альвинг. Режиссерами спектакля стали молодые американцы Виктор Карина и Мия Занетти, которые сначала и не планировали делать этот проект в России, но, по счастливому стечению обстоятельств, зимой 2016 года мистическое шоу «Вернувшиеся» распахнуло свои двери для зрителей.

Всех гостей встречают при входе и предлагают пройти в подвал, откуда мы попадаем в бар, где царит полумрак. Зеленые стены с витиеватыми узорами, круглые столики, маленькая сцена. Периодически приходит распорядитель и по очереди называет номер счастливцев, которым суждено начать свое путешествие по дому. Таких номеров несколько, их вручат при входе. Даже если вы пришли с кем-то, скорее всего, в один поток вам не попасть. Это сделано не случайно: постановщики уверяют, что, только бродя по дому в одиночку, вы сможете погрузиться в спектакль целиком, а уже после обсудить увиденные сцены друг с другом. А сравнить это стоит, так как в шоу – больше 130 сцен, которые одновременно происходят на разных этажах дома, и посмотреть все это за раз физически невозможно. Вам повезет, если сможете увидеть все ключевые моменты и при этом не запутаться в хитросплетениях коридоров и комнат.

За основу сюжета взяли пьесу Генрика Ибсена «Приведение», написанную в 1881 году. Действие разворачивается в доме Альвингов. Вдова, фрау Элен Алвинг, в память о муже решает открыть приют. В этом ей спешит помочь пастор Мандерс. В то же время домой приезжает сын хозяев дома Освальд, который, не успев вернуться, сразу увлекается служанкой Региной. А дальше, как в готическом романе, – мистика и приведения. Призраки прошлого возвращаются, чтобы напомнить о давно забытых грехах. Отсюда и название – «Вернувшиеся».

Медийных лиц среди актеров почти не найти. Это была одна из задач продюсеров, искавших актеров, за которыми хотелось бы наблюдать. Так оно и вышло: за многими персонажами следуешь из комнаты в комнату, не понимая при этом, кто из нас призрак в этом доме. Они, в костюмах прошлых лет, передвигающиеся сквозь толпы зрителей и расталкивающие всех на своем пути, или мы – обезличенная серая масса в масках, что слоняется по чужому дому, бесцеремонно открывает все двери и трогает чужие вещи, со скрупулезной точностью расставленные для нас декораторами. И вам решать, где находиться, – можно просидеть в одной комнате, ожидая, что в нее кто-то придет, или ходить и искать героев самим.

ЕЛЕНА КАРАТУН
Театральный обозреватель

Источник – allsoch.ru, velib.com, porusski.me

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» и пьеса Генрика Ибсена «Привидения» обновлено: Декабрь 31, 2017 автором: сайт

Генрик Ибсен

Привидения

Семейная драма в 3-х действиях

Действие первое

Просторная комната, выходящая в сад; в левой стене одна дверь, в правой – две. Посреди комнаты круглый стол, обставленный стульями; на столик книги, журналы и газеты. На переднем плане окно, а возле него диванчик и дамский рабочий столик. В глубине комната переходит в стеклянную оранжерею, несколько поуже самой комнаты. В правой стене оранжереи дверь в сад. Сквозь стеклянные стены виден мрачный прибрежный ландшафт, затянутый сеткой мелкого дождя.

Сцена первая

В садовых дверях стоит столяр ЭНГСТРАН. Левая нога у него несколько сведена; подошва сапога подбита толстой деревянной плашкой. РЕГИНА, с пустой лейкой в руках, заступает ему дорогу.


ЭНГСТРАН. Бог дождичка послал, дочка.

РЕГИНА. Черт послал, вот кто!

ЭНГСТРАН. Господи Иисусе, что ты говоришь, Регина! (Делает, ковыляя, несколько шагов вперед.) А я вот чего хотел сказать…

РЕГИНА. Да не топочи ты так! Молодой барин спит наверху.

ЭНГСТРАН. Лежит и спит? Среди бела дня?

РЕГИНА. Это уж тебя не касается.

ЭНГСТРАН. Вчера вечерком я кутнул…

РЕГИНА. Нетрудно поверить.

ЭНГСТРАН. Слабость наша человеческая, дочка…

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А на сем свете есть множество искушений, видишь ли ты!.. Но я все-таки встал сегодня, как перед богом, в половине шестого – и за работу.

РЕГИНА. Ладно, ладно. Проваливай только поскорее. Не хочу я тут с тобой стоять, как на рандеву.

ЭНГСТРАН. Чего не хочешь?

РЕГИНА. Не хочу, чтобы кто-нибудь застал тебя здесь. Ну, ступай, ступай своей дорогой.

ЭНГСТРАН (еще придвигаясь к ней ). Ну нет, так я и ушел, не потолковавши с тобой! После обеда, видишь ли, я кончаю работу здесь внизу, в школе, и ночью марш домой, в город, на пароходе.

РЕГИНА (сквозь зубы). Доброго пути!

ЭНГСТРАН. Спасибо, дочка! Завтра здесь будут святить приют, так уж тут, видимо, без хмельного не обойдется. Так пусть же никто не говорит про Якоба Энгстрана, что он падок на соблазны!

РЕГИНА. Э!

ЭНГСТРАН. Да, потому что завтра сюда черт знает сколько важных господ понаедет. И пастора Мандерса дожидают из города.

РЕГИНА. Он еще сегодня приедет.

ЭНГСТРАН. Вот видишь. Так я и не хочу, черт подери, чтобы он мог сказать про меня что-нибудь этакое, понимаешь?

РЕГИНА. Так вот оно что!

ЭНГСТРАН. Чего?

РЕГИНА (глядя на него в упор ). Что же это такое, на чем ты опять собираешься поддеть пастора Мандерса?

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс… Иль ты спятила? Чтобы я собирался поддеть пастора Мандерса? Для этого Мандерс уж слишком добр ко мне. Так вот, значит, ночью махну назад домой. Об этом я и пришел с тобой потолковать.

РЕГИНА. По мне, чем скорее уедешь, тем лучше.

ЭНГСТРАН. Да, только я и тебя хочу взять домой, Регина.

РЕГИНА (открыв рот от изумления ). Меня? Что ты говоришь?

ЭНГСТРАН. Хочу взять тебя домой, говорю.

РЕГИНА. Ну, уж этому не бывать!

ЭНГСТРАН. А вот поглядим.

РЕГИНА. Да, и будь уверен, что поглядим. Я выросла у камергерши… Почти как родная здесь в доме… И чтобы я поехала с тобой? В такой дом? Тьфу!

ЭНГСТРАН. Черт подери! Так ты супротив отца идешь, девчонка?

РЕГИНА (бормочет, не глядя на него ). Ты сколько раз сам говорил, какая я тебе дочь.

ЭНГСТРАН. Э! Охота тебе помнить…

РЕГИНА. И сколько раз ты ругал меня, обзывал… Fi donc!

ЭНГСТРАН. Ну нет, таких скверных слов, я, ей-ей, никогда не говорил!

РЕГИНА. Ну я-то знаю, какие слова ты говорил!

ЭНГСТРАН. Ну да ведь это я только, когда… того, выпивши бывал… гм! Ох, много на сем свете искушений, Регина!

РЕГИНА. У!

ЭНГСТРАН. И еще, когда мать твоя, бывало, раскуражится. Надо ж было чем-нибудь донять ее, дочка. Уж больно она нос задирала. (Передразнивая .) «Пусти, Энгстран! Отстань! Я целых три года прослужила у камергера Алвинга в Русенволле». (Посмеиваясь .) Помилуй бог, забыть не могла, что капитана произвели в камергеры, пока она тут служила.

РЕГИНА. Бедная мать… Вогнал ты ее в гроб.

ЭНГСТРАН (раскачиваясь ). Само собой, во всем я виноват!

ЭНГСТРАН. Чего ты говоришь, дочка?

РЕГИНА. Pied de mouton!

ЭНГСТРАН. Это что ж, по-англицки?

РЕГИНА. Да.

ЭНГСТРАН. Н-да, обучить тебя здесь всему обучили; вот теперь это и сможет пригодиться, Регина.

РЕГИНА (немного помолчав ). А на что я тебе понадобилась в городе?

ЭНГСТРАН. Спрашиваешь отца, на что ему понадобилось единственное его детище? Разве я не одинокий сирота-вдовец?

РЕГИНА. Ах, оставь ты эту болтовню! На что я тебе там?

ЭНГСТРАН. Да вот, видишь, думаю я затеять одно новое дельце.

РЕГИНА (презрительно фыркая ). Ты уж сколько раз затевал, и все никуда не годилось.

ЭНГСТРАН. А вот теперь увидишь, Регина! Черт меня возьми!

РЕГИНА (топая ногой ). Не смей чертыхаться!

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс!.. Это ты совершенно правильно, дочка, правильно. Так вот я чего хотел сказать: на этой работе в новом приюте я таки колотил деньжонок.

РЕГИНА. Сколотил? Ну и радуйся!

ЭНГСТРАН. Потому куда ж ты их тут истратишь, деньги-то, в глуши?

ЭНГСТРАН. Так вот я и задумал оборудовать на эти денежки доходное дельце. Завести этак вроде трактира для моряков…

РЕГИНА. Тьфу!

ЭНГСТРАН. Шикарное заведение, понимаешь! Не какой-нибудь свиной закуток для матросов, нет, черт побери! Для капитанов да штурманов и… настоящих господ, понимаешь!

РЕГИНА. И я бы там…

ЭНГСТРАН. Пособляла бы, да. Так только, для видимости, понимаешь. Никакой черной работы, черт побери, на тебя, дочка, не навалят! Заживешь так, как хочешь.

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А без женщины в этаком деле никак нельзя; это ясно, как божий день. Вечерком ведь надо же повеселить гостей немножко… Ну, там музыка, танцы и прочее. Не забудь – моряки народ бывалый. Поплавали по житейскому морю… (Подходя к ней еще ближе. ) Так не будь же дурой, не становись сама себе поперек дороги, Регина! Чего из тебя тут выйдет! Кой прок, что барыня тратилась на твою ученость? Слыхал я, тебя тут прочат ходить за мелюзгой в новом приюте. Да разве это по тебе? Больно ли тебя тянет стараться да убиваться ради каких-то шелудивых ребятишек!

РЕГИНА. Нет, если бы вышло по-моему, то… Ну да, может, и выйдет. Может, и выйдет?

ЭНГСТРАН. Чего такое выйдет?

РЕГИНА. Не твоя забота… А много ль денег ты сколотил?

ЭНГСТРАН. Так, крон семьсот-восемьсот наберется.

РЕГИНА. Недурно.

ЭНГСТРАН. Для начала хватит, дочка!

РЕГИНА. А ты не думаешь уделить мне из них немножко?

ЭНГСТРАН. Нет, вот уж, право слово, не думаю!

РЕГИНА. Не думаешь прислать мне разок хоть материал на платьишко?

ЭНГСТРАН. Перебирайся со мной в город, тогда и платьев у тебя будет вдоволь.

РЕГИНА. Захотела бы, так и одна перебралась бы.

ЭНГСТРАН. Нет, под охраной отцовской путеводной руки вернее будет, Регина. Теперь мне как раз подвертывается славненький такой домик на Малой Гаванской улице. И наличных немного потребуется; устроили бы там этакий приют для моряков.

РЕГИНА. Да не хочу я жить у тебя. Нечего мне у тебя делать. Проваливай!

ЭНГСТРАН. Да не засиделась бы ты у меня, черт подери! В том-то вся и штука. Кабы только сумела повести свою линию. Такая красотка, какой ты стала за эти два года…

РЕГИНА. Ну?..

ЭНГСТРАН. Немного времени бы прошло, как, глядишь, подцепила бы какого-нибудь штурмана, а не то и капитана…

РЕГИНА. Не пойду я за такого. У моряков нет никакого savoir vivre.

ЭНГСТРАН. Чего никакого?

РЕГИНА. Знаю я моряков, говорю. За таких выходить не стоит.

ЭНГСТРАН. Так и не выходи за них. И без того можно выгоду соблюсти. (Понижая голос, конфиденциально.) Тот англичанин… что на своей яхте приезжал, он целых триста специй-далеров отвалили… А она не красивее тебя была!

РЕГИНА. Пошел вон!

ЭНГСТРАН (пятясь ). Ну-ну, уж не хочешь ли ты драться?

РЕГИНА. Да! Если ты еще затронешь мать, прямо ударю! Пошел, говорят тебе! (Оттесняет его к дверям в сад.) Да не хлопни дверью! Молодой барин…

ЭНГСТРАН. Спит, знаю. Чертовски ты хлопочешь около молодого барина! (Понижая голос.) Хо-хо!.. Уж не дошло ли дело…

РЕГИНА. Вон, сию минуту! Ты рехнулся, болтун!.. Да не туда. Там пастор идет. По черной лестнице!

ЭНГСТРАН (идя направо ). Ладно, ладно. А ты вот поговори-ка с ним. Он тебе скажет, как дети должны обращаться с отцом… Потому что я все-таки отец тебе. По церковным книгам докажу. (Уходит в другую дверь, которую Регина ему отворяет и тотчас затворяет за ним .)

Сцена вторая

Регина быстро оглядывает себя в зеркало, обмахивается платком и поправляет на шее галстучек. Затем начинает возиться около цветов. В дверь из сада входит на балкон ПАСТОР МАНДЕРС в пальто и с зонтиком, через плечо дорожная сумка.

Превратить пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1881) в иммерсивный спектакль придумали одни из пионеров жанра - американская команда Jorney Lab совместно с российской продюсерской компанией YesBWork. Зритель, попадающий по билету в старый особняк, получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти полгода в режиме строгой секретности обучали артистов техникам иммерсивного театра. За движение и вообще за энергию проекта ответственен Мигель, хореограф шоу «Танцы». Впервые в здешних широтах к жанру променад-театра отнеслись столь основательно.

Идти нужно обязательно

По ряду причин. Во-первых, это первый в России полноценный иммерсивный спектакль в традиции театральной группы Punchdrunk, заложенной их легендарным «Sleep No More». До этого был разве что «Норманск» в Центре им. Мейерхольда, но и тот мало кому удалось увидеть - нуар-бродилку по Стругацким показали меньше десяти раз. Во-вторых, «Вернувшиеся» - вещь, настолько качественно исполненная, многогранная, исторически достоверная и эротичная, что хочется немедленно привести сюда за руку всех апологетов всего «классического» вместе с любителями подчеркнуто «современного». И в-третьих, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Прочитайте пьесу Ибсена «Привидения»

Или ее краткое содержание. Например, . Знание сюжета - серьезный козырь, заранее снимающий возможные вопросы вроде: «Кто эти люди?», «Что происходит?» или «Почему этих двоих парней называют одним именем?» Впрочем, и без примерного представления о сюжете разрозненные эпизоды сложатся в пазл. Если совсем упрощать, «Привидения» - семейная драма конца XIX века, главную героиню преследуют фантомы из прошлого, радикально меняя будущее.

Не ходите компанией друзей или парами под ручку

Во-первых, этого просят не делать организаторы. А во-вторых, разделившись, вы сможете увидеть разный комплект эпизодов, тем интереснее потом будет их сопоставить. Если вам кажется, что вы ничего не понимаете - вспомните какое-нибудь свое путешествие. С путеводителем вы наверняка быстро нашли важный музей, дворец или небоскреб, но когда вы просто отправились, куда глаза глядят, вы наверняка наткнулись на удивительный дворик, невероятное граффити или нелегальный рейв - и испытали не меньший восторг.

Не стремитесь следить за сюжетом

Все сцены вы все равно не увидите, и в этом суть - все как в жизни. Тем более что пространство дома и его оформление - абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (художники Руслан Мартынов, Иван Бут). Прямо как великий лондонский «музей-натюрморт» Денниса Сиверса, где все устроено так, будто хозяева только что ушли. Наполненные старым стеклом буфеты и туалетные столики, инструменты цирюльника и параферналии для курения, светильники и обои - разглядывать это все не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы.

Не ждите от актеров блистательной психологической игры

Артисты все безумно красивы, пластичны и харизматичны. От рыжего великана-столяра вообще невозможно оторвать глаза. А какова сцена полета в коридоре, когда актеры взмывают под потолок, используя альпинистские зацепы! Но не обманывайте себя: это не новый русский драматический театр. Чтобы увидеть актерское мастерство XXI века, сходите на «СЛОНа» брусникинцев. У команды «Вернувшихся» все же иная суперсила - поразительное умение не замечать плотно обступившей толпы зрителей.

Надевайте кеды вместо туфель, линзы вместо очков

На входе вы получите маску (весьма удобную, кстати). В принципе, очки можно надеть и поверх нее, просто это не очень комфортно. То же с обувью - приготовьтесь много ходить по лестницам. И вообще, советуем перед выходом из дома ознакомиться со всеми подобными .

Пристраивайтесь за перемещающимися персонажам

Как за машиной скорой помощи в пробке. Это самый легкий способ достичь тотального погружения в духе фильмов Германа-старшего.

Не бойтесь остаться один на один с персонажем


Есть шанс испытать так называемый персональный опыт. Например, услышать шепотом нечто, адресованное только вам. Актеры заманивают зрителей в комнатку избирательно, гарантированный опыт обещан тем, кто купит VIP-билеты по 30 000 рублей. Но делать это необязательно.

Не пейте вино в баре

За бокал попросят 680 рублей. Дорого!

Не пропустите оргию

Главная сцена спектакля изображает свальный грех. Пропустить это довольно сложно, так как участвуют в нем почти все персонажи. Но это значит, что в одном месте собираются сразу почти все зрители. Чтобы заранее занять удобные места и не сгинуть в толкучке, рекомендуем заблаговременно засесть в самом просторном зале подвала. Ориентир - стробоскоп.

Дождитесь финала

За один вечер проигрывается два лупа без остановки. После первого актеры меняется ролями, а эпизоды - локациями. В конце второго происходит большой и важный финал на верхнем этаже в мансарде. Зрители вольны прийти и уйти в любое время, но посмотреть финал все-таки стоит. Там действительно расставляются все точки и случается заслуженный и деликатный катарсис.

Пьеса «Привидения» написана Генриком Ибсеном в 1881 году. Герои пьесы переживают страсти высочайшего накала и горько расплачиваются за них. Еще современники драматурга отмечали сходство пьесы «Привидения» с древнегреческими трагедиями, где тема родового проклятия - одна из центральных. Поднятые в пьесе проблемы нравственной наследственности, вины и ответственности за нее прозвучали в Норвегии конца 19 века, словно взрыв. Только спустя десятилетие после написания пьесу впервые поставили на сцене. «Привидения» расценили как вызов общественной морали, скандал. Всех шокировал фантастический феномен, продемонстрированный Ибсеном, - фатальность наследования лжи и порока. Главные герои в спектакле «Привидения» - человек и его душа, которая, пребывая долгое время под гнетом обмана и притворства, уродуется, превращаясь в нечто разрушающее внутренний мир и сущность личности. Проект осуществлен специально для Фестиваля Ибсена в Дели (Delhi Ibsen Festival) при поддержке Посольства Норвегии в Индии и Академии Драматического Искусства и Дизайна в Нью Дели (Dramatic Art & Design Academy). Премьера спектакля в Нью Дели, состоявшаяся 3 декабря 2012 года, имела огромный успех у зрителей.

Слово режиссера: Я думаю, что пьеса «Привидения», основанная на семейной драме, охватывает глубокие и важные проблемы человечества, невзирая на его национальные, культурные и даже территориальные различия и границы. Эта проблема является актуальной во все времена. Как я понимаю, привидения – это символ наших животных инстинктов, возвращение к истокам нашей цивилизации, к существованию дикого, примитивного человека без этических и моральных устоев. Этот призрак преследует каждый характер пьесы. Я хочу привлечь внимание зрителей к тому факту, что всегда трудно найдите «золотую середину» и оставаться с хорошими духовными намерениями, которые помогли бы нам оставаться «уравновешенными и трезвыми». Трудно сохранить беспристрастное отношение ко всем и всему, чтобы не пасть до уровня дикарей и не быть марионетками в руках таких людей, как, например, плотник Энгстран – самый жадный и «грязный» среди всех персонажей. В пьесе он зачинщик зла, являющийся своего рода воплощением падшего ангела Люцифера, который пытается показать безнравственность и похоть человечества, забывшего свою истинную духовную природу. В пьесе «Привидения» зло персонифицировано, наделено физическим телом, ярко демонстрирует свою животную натуру. Все герои пьесы стали пешками плотника в его «игре». Даже Пастор Мандерс из-за своего невежества и страхов неосознанно позволяет Энгстрану вести этих людей к бедствию, отчаянию и ужасному падению. Энгстран превратит имение госпожи Алвинг в кладбище, а его жителей – в живых мертвецов; большой мраморный стол станет его алтарем и могилой Капитана Алвинга, жизнь которого была полна распутства. План Энгстрана сработал, потому что он нашел «кнопку контроля» в каждом характере, угадал «призрак» каждого. Например, эгоистичная любовь госпожи Алвинг к сыну и ее желание спасти его, страх ортодоксального Пастора нарушить догмы, слепое стремление Регины быть в высшем обществе и посетить Париж, а также жажда Освальда найти свое место в жизни и быть ближе к матери. Все эти слабости и страсти персонажей пьесы будут превращены Сатаной Энгстраном в ад. Эгоистичная любовь госпожи Алвинг приведет ее к тому, что она займется сексом с собственным сыном, и это сделает ее сына еще более беспомощным и несчастным. Желание Освальда найти причину своего недуга приведет его к еще одной болезни – комплексу Эдипа. Как только Регина поймет, что она не сможет осуществить свои мечты с Освальдом, она выберет легкий и порочный путь для достижения цели. Большой грех и падение пастора в том, что он позволил всему этому произойти. Несмотря на то, что Генрик Ибсен поднял данный вопрос более ста лет назад, к сожалению, эта проблема все еще релевантна, и наше общество – такой же «расслабленный мозг», как Освальд, мы стали такими же рабами и жертвами, как Энгстран.

Режиссер мистического шоу «Вернувшиеся» Виктор Карина - о насилии, дискомфорте, перерождении и последствиях каждодневных поступков.

Сделаю вид, что ничего не знаю о шоу. В чем идея «Вернувшихся»?

Мы адаптируем пьесу Генрика Ибсена «Привидения». Главный мотив - тема прощения, жизнь семьи на которую влияет прошлое. Прошлое - краеугольный камень эволюции личности. Прошлое - вне времени, это универсальная проблема человечества. В этом достоинство пьесы - её поймут в любой точке мира. Каждый знает, что значит ощущать на себе последствия собственных поступков и поступков других людей.

Какова мораль истории?

Поступки, совершённые предыдущими поколениями, провоцируют последствия, которые мы не осознаем.

Эффект бабочки?

Определённо. Каждое действие имеет последствия. Пьеса Ибсена об этом. Как сделать так, чтобы люди поняли? Погрузить аудиторию внутрь повествования, вывести из зоны комфорта. Дискомфорт провоцирует мозг работать иначе. В пьесе затронута сцена инцеста. Основа повествования - борьба с табу.

Ибсен написал об отвратительных вещах. «Привидения» - сосуд с ядом , отравляющим тебя изнутри

Какие чувства ты испытал, когда впервые прочитал «Привидения» Ибсена?

Я прочёл «Привидения» в университете. Пьеса мне страшно не понравилась. Я подумал тогда: Ибсен написал об отвратительных вещах. Наверное я чувствовал себя как первые зрители пьесы в 1882 году. Книга показалась сосудом с ядом, который отравляет изнутри. Мы выбрали пьесу командным голосованием. Я предложил «Привидения», но сам проголосовал за другое предложение. Пьеса «Привидения» набрала больше всего голосов.

«Привидения» выбрали потому, что пьеса вызвала смешанные чувства. А значит аудитория откликнется.

Какие чувства ты хочешь вызвать у аудитории?

В жизни найдется место прощению, кем бы ты ни был и откуда бы ни пришёл. К такому пониманию зритель приходит через личный дискомфорт. Необязательно, что понимание придет сразу. Может на следующий день, а может и через полгода.

- «Привидения» изданы в 1882 году, но как ты сказал, пьеса не потеряла актуальности. Какие проблемы сегодняшнего общества она поднимает?

Люди боятся перемен. Когда всё хорошо, пусть так и будет. «Привидения» заставляют глубже всмотреться в то, во что ты веришь, понять, почему ты в это веришь. Пьеса обращается к табуированным темам - смертельная болезнь и инцест. В чем причина? В том, что это прямой способ доставить аудитории дискомфорт и одновременно заставить задуматься о причинах дискомфорта. Ну а дальше ты либо принимаешь собственные внутренние изменения, либо нет. Не бойтесь. Будьте открытыми и честными в отношении жизни и к другим людям, принимая их. Только так жизнь обретет баланс. Речь о том, что ты способен изменить себя и других людей. Мы не живем в вакууме.

Призываешь принять инцест?

Ни в коем случае. Я говорю, что таким способом Ибсен заставляет задуматься о серьёзных вещах. Инцест - приманка, которая притягивает ближе к сути вещей. Пьеса дает шанс понять, как изменить себя. История нужна обществу, чтобы понять, откуда оно пришло, и как не повторять ошибок прошлого.

Инцест - приманка, притягивающая к сути вещей . Прямой способ доставить аудитории дискомфорт


В «Привидениях» Ибсен затрагивает запретные темы

Инцест как метафора?

Отличается ли российская постановка «Призраков» от нью-йоркской?

Да, это другая постановка. Тема одна и та же – о последствиях поступков и прощении - но повествования не похожи друг на друга. Пример? Фразеологизм, произнесённый на двух языках: смысл один, лингвистика разная. Отличия продиктованы и игрой актеров, и их менталитетом. Русские думают иначе, чем американцы. В английском языке, как и в русском, свой способ выражения нюансов. Мы гораздо быстрее, по сравнению с русским языком, добираемся до сути. Мы говорим больше за меньшее количество времени. В России другая динамика.

Дело только в языковых различиях?

Нет. В России другая театральная школа, другой менталитет, другая подготовка. Обе постановки похожи в одном - и актёры, и зрители испытывают дискомфорт.

О каком дискомфорте ты говоришь?

О зрителях не скажу ничего. Секрет. Про актёров приведу один пример. Во время одного упражнения труппу закрывают в комнате на несколько дней или даже месяцев, в зависимости от того, как быстро они решат ребус. Актёрам запрещено говорить, в комнате приглушенный свет. Происходящее фиксирует камера. Через динамик мы отдаём распоряжения. Не торопим людей, говорим с ними только если они делают что-то неправильно. Конечная цель – выбраться из комнаты, не ломая дверь.

Выглядит так, будто ты возомнил себя господом богом. Любишь власть?

Вовсе нет. Эксперимент продиктован стремлением раскрыть актёрский потенциал. Опасно, когда режиссёр начинает вести себя как бог и говорит: «В том, что я делаю - глубочайший смысл». Режиссёр сам растёт вместе с материалом, вместе с труппой, потому что совместное видение и групповая работа – единственный способ сделать спектакль. Упомянутое упражнение – серьёзное переживание и для режиссёра. Если у участника труппы случается в комнате паническая атака (а такое бывает ), мы открываем дверь и забираем человека, конечно же. Но и режиссёр в такие моменты испытывает стресс.

Значит, тебе не приносит удовольствие запирать людей и отдавать им приказы?

Нет. Это больно. Добавлю - актёры делают это добровольно.

Что ты чувствуешь, когда люди заперты в комнате? Хочешь быть внутри или предпочитаешь оставаться снаружи?

Забавно, но сам я не проходил упражнение с комнатой с позиции актёра. Отчасти потому, что я знаю, как это работает с технической точки зрения. Я технически не способен выполнить упражнение. Но каждый раз, когда команда заперта в комнате, будучи за её пределами, я чувствую себя так, будто нахожусь внутри. В Москве это чувство было особенно сильным. Каждый эмоциональный поворот, который проходили участники труппы, каждое их сомнение, разочарование или откровение - мы чувствовали на 100%, находясь за пределами комнаты. Пришли к пониманию новой правды.

Она различается для американцев и для русских?

Правда для каждого своя. В том числе и для публики, которая приходит в театр. Правда зависит от того пути, по которому ты идёшь, чтобы найти ее. Как режиссер ты обращаешься к одной и той же морали. У актрисы, играющей Регину в Нью-Йорке, та же цель, что и у актрисы в России. Но тактика достижения цели будет иной. А значит и правда будет окрашена в разные цвета. Если я скажу, в чём правда повествования, это будет подсказка для аудитории. Ищите её самостоятельно.

Ибсен проникает в сердце, как вирус. Вирус приносит больше пользы, чем вреда. Но вы проходите через стадию клинической смерти

Почему артисты хотят играть в пьесе?

Они заинтригованы, испытывают любопытство и готовы работать с материалом, который говорит - вы изменитесь. Актёрский состав поразила та же стрела, что и меня. Они чувствуют дискомфорт в отношении материала, который затрагивает струны сердца. Некоторые иммерсивные шоу направлены на то, чтобы собрать публику вместе, сделать участниками закрытой вечеринки. Взять например нью-йоркское шоу Sleep no More. Что это? Галлюциногенный «Макбет» Шекспира, показанный в стиле Альфреда Хичкока. Спецэффекты. Драйв. Треш. Круто. Но это визуальная постановка. Отличие «Привидений» не в спецэффектах, а в том, как пьеса меняет зрителей. Ибсен проникает в сердце, как вирус. Вирус приносит больше пользы, чем вреда. Открывает глаза на мир. Но вы проходите через дискомфорт и возможно даже стадию клинической смерти. Многие впрочем считают, что счастье в незнании.

Что ты имеешь ввиду?

Люди предпочитают закрывать глаза на правду. Чем меньше знаешь, тем лучше себя чувствуешь. В момент, когда твои глаза открываются, ты замечаешь призраков прошлого, понимаешь откуда ты пришёл. Это ужасающее знание. Оно влечет трансформацию и часто это трансформация приходит через адскую боль.

Считаешь, что шоу оказывает терапевтический эффект?

Да. Театр в целом несёт в себе элемент того, что греки называли катарсисом. Об этом сказал еще Аристотель.

В чём было главное откровение о жизни, когда ты приступил к работе над «Привидениями»?

Понимание, что способность слушать другого человека играет решающую роль. Это важно для общества в целом - научиться слушать друг друга.

Почему мы не слышим других?

Дело в неуверенности и незащищённости. В несоответствии ожиданий. В том, что мы закомплексованы и думаем только о себе. Что такое гармония? Приятие отражения в зеркале. Речь не только о физической красоте, но и о душевной. Мы так увлечены погоней за идеалом, что оставляем за бортом реальность. Стремление к большему не противоречит радости того, чем ты уже обладаешь. Стремление к идеалу часто травмирует окружающих.

Эгоизм - еще одна из тем «Привидений».

Ибсен приглашает зрителя быть бескорыстным в любви к окружающим. Жить в гармонии. Сочувствие требует бескорыстия в отношениях. Впрочем, я не считаю, что есть только черное и белое. Дело в балансе. Фанатичное бескорыстие - тоже порок.


Отличие «Привидений» не в спецэффектах, а в том, как пьеса меняет зрителей © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»


В произведении звучат запретные темы © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»

Кадр из постановки, меняющей зрителей и актеров © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»

Так какие изменения необходимы в обществе, чтобы не повторять ошибок прошлого?

Больше сочувствия. Сопереживания. Любви. Чем больше людей верит в идею, тем скорее она материализуется.

Каково твое определение любви?

Говорю «я люблю тебя» только тем людям, к которым испытываю это чувство. Любовь - сочетание ряда факторов. Любовь - кислород. То, ради чего мы живём. Сочетание доверия, страсти, боли. Сложно описать любовь словами, но мне посчастливилось 100% чувствовать её в теле, сердце и душе.

Речь о любви к конкретному человеку?

Есть разные виды любви. Любовь между мужчиной и женщиной. Любовь к семье. Дружеская или платоническая любовь. Для меня всё вместе - совокупность любви -причина делать то, что я делаю. Причина жить. Ты, черт побери, задаёшь слишком много личных вопросов.

Хочу вывести тебя из зоны комфорта. Это ведь то, что ты делаешь со зрителями и актёрами.

У тебя почти получилось. Впрочем, любовь не доставляет мне дискомфорта. Она пугает меня до чёртиков, потому что она рождается в очень уязвимом органе - сердце. Но я принимаю её с раскрытыми объятиями.

Что ты чувствуешь, когда злишься на человека, которого любишь?

Стараюсь выводить на первый план любовь. Смотрю на ситуацию со стороны. Стараюсь понять, чего я хочу в будущем. Потом оцениваю одно маленькое событие, чтобы осознать последствия. Если ссора приведет к необходимым изменениям, терплю. Каждая ситуация в жизни не случайна. Вопрос в том, умеете ли вы учиться на жизненных ситуациях.

Ты умеешь?

Нет. Я обычный человек с кучей комплексов.

Ты скрываешь их от других?

Да, конечно. Есть вещи, которые я скрываю даже от себя самого.

Ты их принимаешь?

И да, и нет. То, что я скрываю, мне ещё предстоит сформулировать, но я об этом знаю. Я знаю, что меня пугает в себе самом, чувствую в чём хочу стать лучше, но мне ещё предстоит найти дорогу к этой трансформации. И да, мне нравится быть человеком.

Веришь ли ты, то люди, которые нас окружают - отражение нас самих?

Да. Когда ты общаешься с человеком (это доказано психологами ), ты подсознательно копируешь его манеру разговора и жесты. Ты будешь стараться соответствовать тому, что удобно для твоего собеседника, чтобы показать что с тобой безопасно. Я уверен, что каждый встреченный на пути человек формирует тебя как личность.

Когда ты плакал в последний раз?

Вчера. На вечеринке по поводу премьеры. Я заплакал, когда подошла актриса, играющая Регину. Вечеринка получилась в атмосфере фильмов Дэвида Линча, не знаю, почему привожу такое сравнение. Пламенные речи и немного алкоголя. Мы обсуждали премьеру, размышляли что сделано, что будет дальше. К полуночи люди начали понемногу расходиться. Я видел не актёров, а героев «Привидений», покидающих театр. Невероятный эффект. Сложно описать чувства словами. Так вот, подходит ко мне Регина. Обнимает. И говорит, что идёт домой. Мне хочется сказать «Нет! Не уходи!». Я начинаю плакать.

Так проявилась любовь или просто симпатия?

Абсолютная платоническая любовь. Симпатия к профессионалу. Любовь к отдельному человеку. Я полюбил всех членов труппы. С каждым из них было трудно расставаться. Мне трудно возвращаться домой и жить дальше. Я сломался, когда она обняла меня. Актриса спросила: «Почему ты плачешь? Мы же завтра увидимся!» Наверное это были слёзы осознания, что у всех историй есть завершение. А ведь у «Привидений» Ибсена нет технического завершения, пьеса оставляет тебя с вопросом.

С большим количеством вопросов.

Да. Но это не конец сам по себе. Это скорее порог, граница между настоящим и будущим. Это как жить в прошлом, настоящем и будущем одновременно. Как смотреть на человека и видеть, откуда он пришел, куда идет, кем станет, когда ему исполнится 80. Я не могу объяснить, как и почему это происходит.

Чему ты научился, работая над «Привидениями»?

Мы узнали много о себе. Узнали много о персонажах пьесы через артистов. Мы начали узнавать Регину, выстраивать её биографию, разбираться, почему она оказалась в доме и почему делает то, что делает. Оказалось, что персонажи объёмны. Работая с материалом я почувствовал себя ближе к Ибсену. Будто он вернулся к жизни и лично наблюдал за работой. И я спрашивал у него: «Ну что, всё в порядке?» И он отвечал: «Да, всё окей».

Ты изменился за четыре месяца в России?

Невероятно. В глубине души я остался собой, но в действительности во мне произошли необратимые изменения. Ибсен меняет людей. Изменений так много, что их сложно измерить.

Что ты чувствуешь сейчас?

Сложно поверить, что постановка сделана. Мы возвращаемся домой. Но мне хочется сказать: «Нет! Погодите!»

Хочешь остаться в Москве?

Скучаю по семье, любимым людям. Мой дом в Нью-Йорке. Но я однозначно буду скучать по Москве. Мы часто будем возвращаться сюда. Возможно, на пару недель, на одну неделю, на месяц, на пару дней. Часть меня останется здесь.

Где ты видишь себя через 10 лет?

Хочу увидеть эффект от работы. Видеть изменения в обществе, которые происходят под влиянием вдохновения, любопытства, задаваемых вопросов. Хочу, чтобы я сам и мои близкие люди были счастливы, чтобы мы оставались вместе и взаимно развивали друг друга, чтобы компания Journey Lab развивалась как коллективный бренд в Америке. У компании 20−летний план развития, план покорения мира. Мы хотим повлиять на мир. Не доминировать, но влиять на общество, привлекать к совместной работе великие умы и учить других, кто интересуется искусством. Нам интересен не только театр, но и кино, мультимедийные проекты и танец. Нам интересен любой вид языка, с помощью которого люди изменяют свой мир и окружающее пространство.

Каким ты видишь далекое будущее?

Хочу счастья для себя и для каждого человека на земле. Это не фигура речи. Хочу постоянного, открытого счастья без границ, а также безопасности и любви.

Часто ли ты заглядываешь в будущее или предпочитаешь жить настоящим?

К сожалению, я склонен жить в прошлом, настоящем и будущем. Причем не контролирую, где нахожусь, меня кидает то вперед, то назад. Но я пытаюсь жить в текущем моменте. Это непросто.

Уходя в прошлое ты ищешь то, чего тебе не хватает в настоящем?

Я одержим прошлым. Могу в нём застрять. Потягивая кофе, глядя в окно могу находиться в другом месте. Нет, это не угроза настоящему. Просто думаю - в прошлое стоит иногда наведываться. Прошлое даёт ответы на вопрос, что тебя ждёт в будущем. Путешествуя во времени, ты видишь целостную картину.

Прошлое даёт ответы на вопрос, что тебя ждёт в будущем. Путешествуя во времени, ты видишь целостную картину


«Привидения» — пьеса о призраках прошлого © Пресс-служба шоу «Вернувшиеся»

Раз уж мы заговорили о времени. Как изменился театр?

Запросы публики выросли. Людям нужны новый язык, новый формат, в котором они будут воспринимать истории. Мы – общество изменённое технологиями. Подумайте о смартфонах. Одним движением пальца ты получаешь доступ к информации. У нас есть все ответы, не нужно больше общаться. Традиционный спектакль, где публика сидит в зале, а действие происходит на сцене – это разновидность нарушения связи. Людям сейчас, на мой взгляд, не хватает элемента тактильности, того вида контакта, который есть у нас. Вот почему иммерсивные спектакли так популярны. Мы хотим участвовать в происходящем, а не смотреть на пьесу со стороны. Кроме того, поскольку жизнь современного общества отличается от жизни современников Аристотеля или Шекспира, люди задают себе другие вопросы. Театр меняется. Начинает давать другие ответы. Резюмирую: публика сегодня столь же требовательна как и раньше, но у неё другие запросы и ожидания, и театр подстраивается под них.

Спрос формирует предложение?

Верно. Но воспринимаем мы только то, что вызывает отклик. Вот почему классика вечна. Для творца невозможно смотреть только в будущее. Важно найти вопросы, которые люди ещё не задали и в то же время вопросы, которые люди задают себе на протяжении многих веков.

Ты уже нашёл эти вопросы?

Некоторые довольно философские. Ничего нового. Почему я тот, кто я есть? Как, чёрт возьми, я таким стал? Какое влияние на моё формирование оказывает окружающий мир? Как на меня влияют другие люди? Каковы последствия действий, которые я совершаю? Влияют ли на меня действия других людей? Многие из этих вопросов – очень личные. Глобально есть один вопрос: как моя жизнь связана с жизнями других людей. Это те же вопросы, что задавали себе современники Шекспира. Но секрет в том, что вопрос меняется в зависимости от того, в каком контексте мы его задаем. ELITE


Создатели шоу — Виктор Карина и Миа Занетти

«Вернувшиеся» - мистическое шоу продюсеров Мигеля (творческий псевдоним Сергея Шестеперова ) и Вячеслава Дусмухаметова, режиссеров Виктора Карины и Миа Занетти. Создатели шоу - американская театральная компания Journey Lab и российская компания YesBWork. Иммерсивное представление с полным эффектом погружения разворачивается на четырех этажах старинного особняка XIX века в центре Москвы. По словам нью-йоркских критиков, «иммерсивные шоу Journey Lab тотально погружают зрителя в непрерывное интерактивное действие, умело смешивая эстетику фильмов Дэвида Линча и Стэнли Кубрика и энергетику современного театра, уникальную хореографию и невероятные спецэффекты». Премьера в Москве состоялась 1 декабря 2016 года. www.dashkov5.ru



просмотров