Как выжить когда придет антихрист. Антихрист и «штрихофобия

Как выжить когда придет антихрист. Антихрист и «штрихофобия

В Библии предсказано много событий и явлений, которые будут происходить перед Вторым Пришествием Иисуса Христа и концом этого мира. Эти предсказания даны не для праздного любопытства, а как знамения последнего времени и скорого прихода Господа, которое для верных Его последователей является самым долгожданным событием и надеждой избавления от этого неистово развратного и безбожного мира. Итак, незадолго до Второго Пришествия будут происходить события, главными из которых будут:
Появление лжехристов и лжепророков;
Войны;
Голод, эпидемии, землетрясения по местам;
Болезни;
Всеобщая ненависть мира к истинным христианам и гонения против них;
Отступление верующих от истины;
Повсеместная проповедь Евангелия;
Сильнейший моральный упадок в мире и церквах;
Явление человека греха (антихриста).
Все признаки кроме последнего являются общими, подготовительными, в них нет конкретности относительно сроков Второго Пришествия. С начала больших, мировых войн прошло уже около 100 лет, моральный упадок в мире и церквах тоже начался сравнительно давно, лжепророки успешно лжепророчествуют многие годы, хотя в последнее время всё это, разумеется, увеличивается. Но всё же эти признаки не совсем ясно говорят о конкретных сроках конца.
Самым мощным, самым конкретным признаком Второго Пришествия будет явление человека греха или антихриста. В Писании чётко говорится, что с момента его явления до Пришествия Иисуса Христа пройдёт несколько лет. Написано также, что этот антихрист во время своего правления будет успешно завоёвывать различные страны, в том числе и Израиль. Завоевав Израиль, антихрист осквернит Иерусалимский храм. Что это будет за осквернение - пока не ясно. Ясно то, что Писание многократно утверждает, что с момента этого осквернения до Второго Пришествия пройдёт 3 с половиной года. Писание также очень много говорит о деятельности антихриста, стране, в которой он явится, характере, масштабах его дел. Поэтому истинные христиане с открытыми глазами и ушами без труда распознают время его появления. А распознав, определят и время Второго Пришествия.
Информация об антихристе находится в следующих местах Библии: Книга Даниила, 7 глава; 8 глава стихи 9-27; 9 глава стих 27; 11 глава стихи 21-45. Второе послание фессалоникийцам 2 глава стихи 1-10; Откровение Иоанна 13 глава; 17 глава стихи 9-11. Чтобы разбираться в вопросе, надо хорошенько изучить эти места. Практически все исследователи Библии согласны, что в этих местах говорится об одной и той же личности, антихристе. Кроме того это можно доказать Писанием.
Рассмотрим в свете Писаний место и время явления антихриста:
-Написано, что он явится в северной стране, будет северным царём. (Дан.11;40);
-Страна эта будет находиться на континенте Евразия, чрезвычайно обширная.(Дан.8;9);
-Кроме того - поскольку антихрист будет весьма успешным завоевателем и «пожирателем» Земли (Дан.7;7,19; Дан. 8;24; Откр. 13;4,7), его страна должна иметь огромнейший военный потенциал и ядерное оружие;
-Далее - антихрист должен стать 11 царём своей страны (Дан.7;23-24);
-7 из этих 10 царей являются богохульниками, причём на голове последнего из этих семи богохульных царей должна быть как бы смертельная рана от меча (Откр. 13;1-3);
-На момент прихода антихриста должны быть живы 3 его предшественника (Дан. 7;8,24), а это означает демократическую смену власти, а не пожизненное правление царей (по крайней мере при последних 3-х царях);
-Один из этих трёх царей должен быть из стана богохульных царей (Откр. 17;10,11 - один жив!);
-Также антихрист должен возродить временно умершую, богохульную империю, которую весь мир будет считать безвозвратно погибшей и возрождению которой будет весьма сильно удивляться (Откр. 17;8);
-В Книге пророка Даниила написано: "И он не помыслит богов своих родителей, и ни желания жен, и на всякого бога не будет смотреть, ибо возвеличит себя выше всех" (Дан. 11:3). В этом стихотворении дана характеристика антихриста. "Он не будет присматриваться... ни желания жен", то есть не будет интересоваться женщинами. Богословы считают, что здесь имеется в виду, что антихрист будет гомосексуалистом.

Всё вышеперечисленное можно отнести только к СССР! Никакая другая страна не может отвечать сразу всем этим требованиям. Огромнейшая евроазиатская северная страна с колоссальнейшим военно-ядерным потенциалом, имеющая в своей истории 7 богохульных царей - атеистов (Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв). (Кто-то возразит, что после Сталина несколько месяцев до Хрущёва правил Маленков, и поэтому число вождей СССР не 7, а 8. На это можно ответить, что Маленков 6 месяцев был главой совета министров, но никогда не был главой партии, а глава партии в СССР имел наибольшую власть. Партией в это время руководил Хрущёв, Маленков имел власть чисто формальную, марионеточную). На голове последнего царя Горбачёва как раз есть пятно, похожее на смертельную рану и именно в его правление СССР как бы умер) и 3 демократических царя, возможно ещё более греховных, но уже не атеистов (Ельцин, Путин, Медведев. То, что последние сменяют друг друга, ничего не меняет: личности те же). Всего 10. На сегодняшнее время 3 из 10 этих царей живы: Горбачёв, Медведев и Путин. Горбачёв был в своё время атеистом согласно коммунистической идеологии - следовательно из числа богохульных. Но самое поразительное в том, что Горбачёв, согласно Писанию, застанет приход антихриста!!! В 2013 году ему исполнилось 82 года, он выглядит уже довольно старым человеком, и мало вероятно, что он проживёт долго. От силы лет ещё 10. Из этого и видно, что антихрист не задержится. Это видно ещё и из того, что у России не будет больше других правителей. Возможно, Медведев и Путин ещё раз или два сменят друг друга, но других уже не будет. После них будет уже антихрист! Вполне возможно, что он придёт во время нынешнего правления Путина или сразу вслед за ним.
Согласитесь, что все эти выводы весьма похожи на правду. Конечно, можно возразить, что эти пророчества говорят о другом времени, в отдалённом будущем, когда всё на земле много раз поменяется и т. д. Но вот что интересно и говорит в пользу того, что именно в наше время всё это произойдёт:
1. Сильнейший моральный упадок в мире, распространяющийся со скоростью света благодаря СМИ, интернету и открытым границам: триумфальное шествие по земле гомосексуализма, порнографии, проституции, разврата, бесстыдства, оккультизма и т. д. С каждым днём мировая чаша беззакония наполняется и не видно ни малейших тенденций к покаянию. Из Писаний видно, что подобное не может долго оставаться безнаказанным.
2. Ещё одним признаком явления антихриста, хотя и не таким конкретным, как вышеизложенные, можно считать следующее. В Откровении Иоанна 13; написано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. » То есть антихрист введёт повсеместно безналичный расчёт, денег уже не будет и купля продажа будет осуществляться через описанное начертание, которое очень напоминает современные технологические разработки в данном вопросе. Техническая база для подобного начертания уже полностью готова и ждёт только указания сверху - п олная технологическая готовность к отмене денег и переходу к безналичному расчёту, что и произведёт антихрист. Также готовы разработки в плане индивидуального чипирования каждого человека для его идентификации и финансовых операций. Многие правительства хоть сегодня готовы перейти к этим усовершенствованиям, но пока ещё много противодействий со стороны правозащитников и религии. Антихрист проигнорирует эти противодействия.
3. Опять же - для чего-то нужно было Богу допускать возрождение Израиля. Ведь там должны развиваться многие события из деятельности антихриста, должен быть отстроен Храм Соломона.
Итак, лишь одна страна соответствует в полной мере вышеизложенному описанию - Россия, и лишь один новоиспеченный политик с неуемными амбициями (один из 5 бывших кандидатов в президенты - не трудно догадаться, кто) является гомосексуалистом!

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания.

Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо» . По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны - тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» - это всякий, «отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22 ), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…» (1 Ин. 4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «…появилось много антихристов…» (1 Ин. 2:18 ). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «…вы слышали, что придет антихрист…» (1 Ин. 2:18 ).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение… кн. 4, гл. 26) пишет: «Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира».

Свящ. Писание учит об антихристе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям:

«…иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43 ). Апостол Павел называет антихриста: «человеком греха, сыном погибели» (2 Фес. 2:3 ).

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!» (Быт. 49:17-18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:16-17 ).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны : подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9 ).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число - «666» . По объяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие «от среды удерживающего теперь» (2 Фес. 2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: «ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время». Слову «что» в синодальном переводе соответствует греческое «to katechon», что буквально значит «держащее или удерживающее», в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)». Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под «удерживающим» и «держащим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» (Ин. 5:43 ). An. Павел говорит, что антихрист есть «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…» (2 Фес. 2:4 ), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство : «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:5-6 ). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно - будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.

В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые «…дадут великие знамения и чудеса…» (Мф. 24:24 ); явление антихриста «…по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9 ).

Антихрист будет обладать огромной силой . Сатана даст ему «…силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.

Царствование антихриста будет всемирным : «…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. 7:8, 11 ). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15 ). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: «И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:16-17 ).

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако «…врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто «…не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2:10 ).

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков - Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15:16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их…» (Откр. 13:7 ).

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7:25 ) - три с половиной года . Апок. называет 42 месяца (Откр. 11:2; 13:5 ) или 1260 дней (Откр. 12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года - ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8 ). В Апок. сказано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20-21 ).

Второе пришествие Христово

Греческое название Второго пришествия - «parousia» ; соответствующее латинское название «adventus». Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием - «…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…» (Мф. 16:27 ). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». И «… сядет не престоле славы Своей» (Мф. 25:31 ).

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24:30 ). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест . Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: «…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11 ). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16:27 ; Иуд. 14 ).

Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1 Фес. 4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным - «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27 ).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому «…восплачутся все племена земные…» (Мф. 24:30 ).

Воскресение мертвых, его действительность

Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: «… действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны». Таким образом, воскресение - это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19:25-27 ). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, - оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (Дан. 12:2 ); в Иез. 37:1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7:9) сказано: «…Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной».

Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24 ).

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25 ); «… Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40 ). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6:54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла говорится: «ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор. 15:16-17 ), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово - это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

Иерей Олег Давыденков

Из книги Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан, так как Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5). Гордые и высокомерные, желающие проникнуть в тайны, которые Господь запретил нам исследовать, становятся врагами Божиими.

Мы знаем, что вслед за приходом антихриста наступит второе славное пришествие Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8). Священномученик Ипполит Римский († 236 г.), один из самых ранних учителей Церкви, писал, что история человечества завершится мировым господством антихриста. Но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины, как говорит святой пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (9, 27).

Согласно толкованию святого Ипполита, слово "седмина" имеет символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а как семь лет; за это время и произойдет то, о чем писали пророки относительно последних времен ("О кончине мира"). Семь лет разделяются, по мнению святого Ипполита, на два равных периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится: И дам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной годам. Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.

Святой Ипполит учит, что в первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох, чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним Судии Христа. Они будут в течение 1260 дней проповедовать, что Один Господь Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: "Не верьте врагу, который придет и явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший обольщать и прельщать вас". Пророки не сотворят знамений и чудес, потому что будут посланы на проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом призывать людей к покаянию.

За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и благочестием. Мир поверит его добродетели, но Илия и Енох обличат истинные намерения антихриста, которые обнаружатся позже. Цель антихриста одна - обольстить людей, чтобы они поверили в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя ему в послушание. Его стремление - помрачить ум человеческий. И дабы преуспеть в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста, чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13). Эти двое как бы уподобятся Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю - известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2, 11). Не менее "чудесными" будут их слова. В первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все человечество примет его как нравственно совершенную личность.

Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых, он совершит неслыханные чудеса силой диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных, парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками. Во-вторых, он на время наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией, идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства. В-третьих, антихрист покажет себя гостеприимным, щедрым, сострадательным, будет помогать вдовам, сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть добрым по отношению к христианам, окажет им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.

В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство, но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом примет его "под давлением просьб большинства".

В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого вождя эпохи. Время убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога, современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.

Во второй же период, сразу после воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение. Теперь он покажет себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким, мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика. Он прогонит избравших его на царство - так закончится эпоха демократии - и возьмет в состав мирового правительства бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому порядку.

Тогда некоторые начнут прозревать - ведь тот, кого они привыкли видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все его признавали и служили ему как царю и богу. Он станет передвигать горы, ходить по морю, низводить огонь с неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему подвластна природа. Цель всего этого - отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его успеха. "Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?"

Своими действиями и словами антихрист постарается копировать евангельские события и церковное учение, и как Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое помазание, печать - видимый знак своего покровительства, свидетельство того, что он доволен своим слугой. Эта печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском. Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его богом и не захочет его слушаться, он предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.

Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится в "теократию". Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.

Но и после того, как большинство людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии. Это вызовет тотальное преследование инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории Церкви гонения. Те из христиан, которые засвидетельствуют свою веру и не отрекутся от нее, будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии Божием. Но многие связанные делами житейскими и похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати, причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.

Цель преследований - окончательно отвратить остаток верующих от истинного богопочитания и вместо знамения Честно€€го Креста навязать христианам печать антихриста, то есть заставить их всем сердцем, всей душой и всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть. Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но изменится их сущность - это будет служение иному богу. Само имя Христа станет запретным, и память о Нем будет искореняться. Настанет мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божии начнут использоваться для "иных нужд". "В то время Христос будет представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги",- говорит преподобный Нил Мироточивый.

Возникает вопрос: значит, епископы и священники - духовные руководители народа Божия - допустят все это и пойдут за антихристом? Да не будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста, который подвергнет их небывалым в истории мучениям.

Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут изнемогать от тяжких гонений, скрываться от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до 1260. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с концом мировой истории.

Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко будет отыскать.

Антихрист будет верить в свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться своему могуществу, но как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада (Мф. 24, 27) - так явится в небе знамение Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей, уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его убьет духом уст Своих (2 Фес. 2, 8).

Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического, религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново - например, римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем самым воздает лишь кесарю кесарево. Священномученик Поликарп Смирнский категорически отказался воздать божественные почести императору, за что был усечен мечом. Признавать существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы - это одно, но совсем иное - принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.

Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение своим военачальникам и при этом были замучены за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.

То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий Константинопольский получали от мусульманских властей фирманы - грамоты, удостоверявшие их легитимность и признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому календарю. И эти святые, хотя вовсе не собирались отрекаться от Христа, относились к фирманам как к официальным государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе. Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь как выражение веры султана или халифа, правящих государством.

Святой Косьма Этолийский говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему возможность законно проповедовать Христа.

Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу религиозной идеи. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). В этом отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе. Они имели паспорта с символикой отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали коммунистической идеологии: атеизма, антихристианства и т. п.- словом, не отрекались от Христа.

Так же поступим мы и когда придет антихрист. Нам не удастся изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы, ценные бумаги, деньги,- это одно, но совершенно другое - Христос и наше исповедание веры в истинного Бога. И когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам, которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.

Но пока эти времена не наступили, миром не правит "владыка вселенной" и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу - логично сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.

Печать антихриста в Православном Предании митрополит Никопольский Мелетий

Когда придет антихрист?

Когда придет антихрист?

Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал:

(Деян. 1, 7). Тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан, так как (1 Пет. 5, 5). Гордые и высокомерные, желающие проникнуть в тайны, которые Господь запретил нам исследовать, становятся врагами Божиими.

Мы знаем, что вслед за приходом антихриста наступит второе славное пришествие Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8). Священномученик Ипполит Римский († 236 г.), один из самых ранних учителей Церкви, писал, что история человечества завершится мировым господством антихриста. Но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины, как говорит святой пророк Даниил:

Согласно толкованию святого Ипполита, слово «седмина» имеет символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а как семь лет; за это время и произойдет то, о чем писали пророки относительно последних времен («О кончине мира»). Семь лет разделяются, по мнению святого Ипполита, на два равных периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится: И дам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной годам. Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.

Святой Ипполит учит, что в первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох, чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним Судии Христа. Они будут в течение 1260 дней проповедовать, что Один Господь Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: «Не верьте врагу, который придет и явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший обольщать и прельщать вас». Пророки не сотворят знамений и чудес, потому что будут посланы на проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом призывать людей к покаянию.

За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и благочестием. Мир поверит его добродетели, но Илия и Енох обличат истинные намерения антихриста, которые обнаружатся позже. Цель антихриста одна - обольстить людей, чтобы они поверили в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя ему в послушание. Его стремление - помрачить ум человеческий. И дабы преуспеть в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста, чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13). Эти двое как бы уподобятся Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю - известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2, 11). Не менее «чудесными» будут их слова. В первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все человечество примет его как нравственно совершенную личность.

Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых, он совершит неслыханные чудеса силой диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных, парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками. Во-вторых, он на время наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла:

(Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией, идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства. В-третьих, антихрист покажет себя гостеприимным, щедрым, сострадательным, будет помогать вдовам, сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть добрым по отношению к христианам, окажет им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.

В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство, но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом примет его «под давлением просьб большинства».

В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого вождя эпохи. Время убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога, современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.

Во второй же период, сразу после воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение. Теперь он покажет себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким, мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика. Он прогонит избравших его на царство - так закончится эпоха демократии - и возьмет в состав мирового правительства бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому порядку.

Тогда некоторые начнут прозревать - ведь тот, кого они привыкли видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все его признавали и служили ему как царю и богу. Он станет передвигать горы, ходить по морю, низводить огонь с неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему подвластна природа. Цель всего этого - отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его успеха. «Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?»

Своими действиями и словами антихрист постарается копировать евангельские события и церковное учение, и как Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое помазание, печать - видимый знак своего покровительства, свидетельство того, что он доволен своим слугой. Эта печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском. Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его богом и не захочет его слушаться, он предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.

Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится в «теократию». Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.

Итак, из писаний святого Ипполита Римского следует, что главным событием последних времен, переломным моментом царствования антихриста будет его «обо жение».

Но и после того, как большинство людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии. Это вызовет тотальное преследование инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории Церкви гонения. Те из христиан, которые засвидетельствуют свою веру и не отрекутся от нее, будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии Божием. Но многие связанные делами житейскими и похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати, причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.

Цель преследований - окончательно отвратить остаток верующих от истинного богопочитания и вместо знамения Честно го Креста навязать христианам печать антихриста, то есть заставить их всем сердцем, всей душой и всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть. Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но изменится их сущность - это будет служение иному богу. Само имя Христа станет запретным, и память о Нем будет искореняться. Настанет мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божии начнут использоваться для «иных нужд». «В то время Христос будет представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги», - говорит преподобный Нил Мироточивый.

Возникает вопрос: значит, епископы и священники - духовные руководители народа Божия - допустят все это и пойдут за антихристом? Да не будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста, который подвергнет их небывалым в истории мучениям.

Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут изнемогать от тяжких гонений, скрываться от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до 1260. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с концом мировой истории.

Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко будет отыскать.

Антихрист будет верить в свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться своему могуществу, но

(Мф. 24, 27) - так явится в небе знамение Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей, уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его (2 Фес. 2, 8).

Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического, религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново - например, римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем самым воздает лишь кесарю кесарево. Священномученик Поликарп Смирнский категорически отказался воздать божественные почести императору, за что был усечен мечом. Признавать существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы - это одно, но совсем иное - принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.

Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение своим военачальникам и при этом были замучены за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.

То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий Константинопольский получали от мусульманских властей фирманы - грамоты, удостоверявшие их легитимность и признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому календарю. И эти святые, хотя вовсе не собирались отрекаться от Христа, относились к фирманам как к официальным государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе. Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь как выражение веры султана или халифа, правящих государством.

Святой Косьма Этолийский говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему возможность законно проповедовать Христа.

Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу религиозной идеи. Отдавайте

(Мф. 22, 21). В этом отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе. Они имели паспорта с символикой отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали коммунистической идеологии: атеизма, антихристианства и т. п. - словом, не отрекались от Христа.

Так же поступим мы и когда придет антихрист. Нам не удастся изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы, ценные бумаги, деньги, - это одно, но совершенно другое - Христос и наше исповедание веры в истинного Бога. И когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам, которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.

Но пока эти времена не наступили, миром не правит «владыка вселенной» и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу - логично сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 941: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал! Когда к кому-нибудь из вас придёт смерть и настанет время (составлять) завещание, (будет необходимо) свидетельство (либо) двух справедливых мужчин из вас, (либо) двух (мужчин) не из вашей (среды)… ибо Аллах не

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значит фраза: «От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет»? Иеромонах Иов (Гумеров)Слова эти взяты из книги Иова (5: 21). Друг праведного Иова Елифаз из Фемана (север Эдома) пытается наставлять страдальца: «В шести бедах спасет тебя, и в седьмой

Из книги Послание к Филиппийцам автора Мотиер Дж. А.

Что будет, когда Царь придет? К какой цели все это ведет? Говоря без обиняков, это ведет к полному познанию тайны о Царстве Иисуса. В одном из прекрасных гимнов прошлых лет поется: «О, день венчания грядет, Он все ближе и ближе…». Эти слова волнуют, когда их поешь, но они не

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? День посещения - день наказания (как в кн. Исх. 34:7).Гибель издалека - несомненно, здесь разумеется нашествие ассирийцев, живших

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мк. 12:9; Лк. 20:15). У Матфея речь полнее, чем у других евангелистов. "Господь спрашивает их не потому, что не знает, что они ответят, но чтобы они осудили себя своим собственным ответом"

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

Из книги Антихрист автора Коллектив авторов

25. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26. Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Слова

Из книги автора

31. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? 32. Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей - схватить Его. В противоположность

Из книги автора

40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак

Из книги автора

4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. О страданиях, ожидающих апостолов, Господь не говорил им в начале их следования за Христом. Причина этого состояла в том,

Из книги автора

Из книги автора

Когда снова придет Иисус 13 Теперь об усопших. Мы хотим, чтобы вы знали, братья, что ждет их, и не горевали, как иные, надежды не имеющие. 14 Мы ведь верим, что как Иисус умер и воскрес, так и всех усопших Бог поведет через Иисуса к тому, чтобы они были с Ним. 15 И вот в чем заверяем

Из книги автора

Когда придет Христос, тогда уходят все наши проблемы Геронда мне сказал однажды:- Когда придет Христос и, вселившись в душу, заполнит все пажити нашей души (оло то хоро), тогда уходят все наши проблемы, все наши заблуждения, все печали. Тогда уходит и грех… Понимаешь,

День и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен и день и час Второго Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить приход его. Приход антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого времени. Это от того, что антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих - в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление св. Апостол Павел называет “тайной беззакония,” уже действующей, и “отступлением” (с греч. “апостасиа“; 2 Сол. 2:7-3).

Под этим “отступлением,” как это видно из последних речей Господа (Мф. 24 и др.) и из посланий Апостольских (2 Петр. 3:1, Иуд. 18-19) и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени Второго Пришествия Христова и кончины мира, доведут человечество до крайней степени безбожия и нечестия. В частности подготовителями прихода антихриста явятся его предшественники - люди, особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те “антихристы” в широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании св. Иоанн Богослов (1 Иоан. 2:18).

Важным признаком близости прихода антихриста будет, по словам св. Апостола Павла, взятие от среды “удерживающего” и “держащего” (2 Сол. 2:6-7). Святые отцы под “удерживающим” понимали Римскую империю, а под “держащим” - римских императоров; в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его - законные государи, как обуздывающие на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи. Если принять во внимание, что Россия после падения Византии осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи - покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным.

Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени - св. Иоанн Кронштадтский. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об “отступлении,” так явно совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что “не происходит ничего особенного,” что, “так, мол, всегда было и прежде,” как говорят некоторые даже теперь, после всех ужасов, постигших нашу Родину, но горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо надвигающейся на него каре Божией за богоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем приходе антихриста. Теперь, когда весь мир стоит перед неслыханным еще в истории фактом существования громадного многомиллионного государства, поставившего себе задачей открытую борьбу с Богом и уничтожение христианства, - государства вооруженного страшной, тоже еще не слыханной никогда прежде силы разрушительными орудиями и снарядами, вроде атомной и водородной бомбы, благовременно привести себе на память подлинные слова нашего великого праведника и прозорливца.

“Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние, - так говорил он в проповеди 13 февраля 1907 года - и, хотя день и час будущего Страшного Суда никому из людей неизвестны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах”... “Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, чтобы последний день не застал вас спящими!”

А вот как ясно говорит он об антихристе и о том, кого надо подразумевать под “удерживающим”:

“Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, и величайший злодей мира, который явится в последние время - антихрист не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист, доколе будет существовать самодержавная власть. “Тайна бо уже деется беззакония,” но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас удерживающий: пока не будет взят от среды удерживающий теперь, и тогда явится беззаконник, которого Господь убьет духом уст Своих” (2 Сол. 2:7-8). (”Новые слова, произнесенные в 1902 г. изд. 1903 г., стр. 47). А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о. Иоанн решительно говорит: “когда возьмется от земли удерживающий (самодержец), тогда придет антихрист..”

Что еще можно к этому добавить?

“Имеющий уши слышать да слышит!”

Отдадим же себе ясный отчет в том, в какое страшное время мы живем. И не будем безумно предаваться легкомыслию, закрывая глаза на явные знамения, которые с каждым днем все умножаются и живо свидетельствуют о том, что мы - на пороге разверзающейся пред нами вечности.

Непростительное легкомыслие - или..?

Будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий... Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: “не скоро придет господин мой” и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов” (Мф 24:42-51).

Давно уже известна изданная еще в 1912 году на Афоне в переводе на русский язык книга, озаглавленная “Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского,” которая содержит в себе, помимо духовных наставлений и предостережений монашествующим, предречения этого великого подвижника о последних временах, о всемирном воцарении антихриста и о бедствиях, которые постигнут мир по воцарении антихриста. Ныне мы получили перевод на русский язык предсказаний этого дивного афонского отшельника, специально относящихся к ХХ веку, которые до сих пор оставались не переведенными с греческого языка, а потому и неизвестными нам. Поразительны эти предсказания, которые, в сущности, только дополняют и уточняют ранее нам известные. Вот дословный текст их:

“Около 1900 года, к середине ХХ столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей, и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе.

В то время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святого Духа, которую они получили во святом Крещении, а равно потеряют и угрызения совести.

Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей, и беда тогда остающимся в миру христианам, которые совершенно будут терять веру, потому что лишены будут возможности от кого бы то ни было узреть свет познания. Тогда они будут удаляться от мира в святые убежища в поисках облегчения душевных страданий, но везде они будут встречать препятствия и стеснения. И все это будет следствием того, что антихрист пожелает господствовать над всем и стать управителем всей вселенной и будет производить чудеса и фантастические знамения. Он также даст порочную мудрость несчастному человеку, так что он сделает такие открытия, чтобы один человек с другим могли вести беседу с одного конца земли до другого. Также тогда будут летать по воздуху, как птицы, и рассекать дно моря, как рыбы. И всего этого достигнув, несчастные люди будут в комфорте проводить свою жизнь, не зная, бедные, что это - обман антихриста. И, нечестивец, он так будет совершенствовать науку с тщеславием, что это собьет с пути людей к неверию в бытие Триипостасного Бога.

Тогда Всеблагий Бог, видя гибель человеческого рода, сократит дни ради тех немногих, спасающихся, потому что тот хотел ввести в соблазн, если возможно, и избранных... Тогда внезапно явится карающий меч и убьет совратителя и слуг его.”

Неужели кому-нибудь может быть еще неясно, что перед нами, в этом поразительном пророчестве - яркая живая картина всего происходящего ныне в мире?

Совершенно напрасно и вовсе не основательно некоторые пробуют уверять нас, что “всегда так было” и что “ничего нового сейчас нет.” Конечно, грех и беззакония всегда были, но никогда еще в истории христианского человечества все это не принимало таких поистине чудовищных размеров, как в переживаемое нами время - люди всегда грешили, но никогда еще они не грешили так нагло, так явно, открыто и дерзко, без какой-либо и тени покаяния, как в наши дни.

Знаменательно еще и то, что все, о чем говорится в этом пророчестве, приняло такие необыкновенно грандиозные размеры во всем мире только за последнее полстолетия, - как раз с того времени, когда рухнула наша Православная Россия с тем “Удерживающим” во главе, который по словам наших духоносных светильников Святителя Феофана Вышенского и св. праведного Иоанна Кронштадтского, “сдерживал бесчинное шатание и нелепое учение безбожников” и не давал появиться антихристу.

Теперь противодействовать явлению антихриста больше некому, а потому вполне естественно ожидать его прихода и воцарения в мире, насквозь погрязшем во всевозможных грехах и беззакониях. И не только не противодействует никто сейчас приходу антихриста, а даже наоборот - весьма многие включились уже в самую напряженную работу по подготовке его скорейшего воцарения, не исключая - страшно сказать! - и некоторых христианских священнослужителей, вплоть до высших иерархов Церкви, сотрудничающих с безбожниками и явными и тайными врагами нашего Господа и Спасителя, ведущих с ними всякие переговоры, вступающих в разные компромиссы и заключающих всякого рода соглашательства, нередко граничащие с предательством нашей святой веры и Церкви.

“Апостасия,” или “отступление,” о которой предрекало Слово Божие в лице св. Апостола Павла (см. 2 Сол. 2 гл.), сейчас в полном разгаре, и горе тому, кто этого не видит или, что вернее, не желает видеть, по непростительному легкомыслию закрывая глаза на все, что происходит в мире, и успокаивая себя и других, что “ничего особенного нет,” что “все это нормально и естественно.” Но одно ли это только непростительное легкомыслие? Не кроется ли за этим еще чего-нибудь другого, мысль о чем сама собой напрашивается, когда слышишь такие наивные уверения? антихрист ведь и слуги его отнюдь не заинтересованы в том, чтобы о его приходе и воцарении слишком много говорилось и открыто разглашалось: он ведь придет в качестве величайшего благодетеля человечества, благотворителя и даже покровителя веры и Церкви и будет ожидать себе всеобщего признания и всенародного поклонения. А из святоотеческих предсказаний мы знаем, что примут антихриста и поклонятся ему не только совсем неверующие, но и обольщенные им люди, как будто верующие, и даже христианские священнослужители, вплоть до носителей самого высокого сана.

Так неужели время явления антихриста действительно уже настало?

Мы этого не утверждаем. Мы говорим только о том, что веяние духа антихриста в мире сейчас так явно ощущается, как если бы явление его было уже “близ при дверях,” по выражению Христа-Спасителя, давшего нам множество признаков близости конца.

А кроме того, и что самое важное, мы хотим всех предостеречь от обольщения этим духом антихриста. Ведь он уже сейчас, в лице своих слуг, подготовляющих его пришествие, очень хитро и искусно вербует сторонников и последователей, привлекая их к себе разными заманчивыми лозунгами, соблазнительными обещаниями и просто подачками. И многие-многие уже попадаются ему на удочку и в хитро расставленные его сети...

Отгонять от себя мысль о приходе антихриста - это как раз в его интересах, и это очень опасно. Такой уже наполовину в его руках, и, конечно, поклонится ему, когда он придет, оказавшись в числе его верных служителей.

Но как же быть с предсказаниями о грядущем еще воскресении России и торжестве Православия в ней и будто бы даже во всем мире?

Всем бы нам, конечно, очень хотелось видеть нашу несчастную Родину-Россию воскресшей к новой жизни и участвовать во всемирном торжестве нашей святой веры, - что и говорить! Но такую несказанную милость Божию надо заслужить. Так, ни с того, ни с этого не будет, и надеяться на это без всяких достаточных оснований - праздное мечтание.

К тому же, необходимо знать, что всякие предсказания всегда относительны, а вовсе не безусловны. Ведь и пророк Иона, по повелению Самого Бога, предсказывал гибель и разрушение великого града Ниневии, но это пророчество не исполнилось: Ниневия не была разрушена - Бог пощадил ее за всенародное покаяние ее жителей, начиная с самого царя.

Так надо нам смотреть и на современное положение мира: карающий меч Божий над миром уже занесен, но он может быть еще и отведен благостной десницей Божией, если будет в мире “то всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние и перемена нравов языческих на христианские,” к которым - увы! - тщетно призывал в свое время русский народ наш дивный пастырь-чудотворец св. праведный Иоанн Кронштадтский.

“Без покаяния нет спасения” - это общеизвестная для каждого подлинного христианина святая истина, а потому надеяться на какую-то “отсрочку,” на спасение мира без покаяния - более чем наивно, совершенно фантастично и неразумно, ибо ничем не может быть оправдано.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский в своих словах в 1906/1907 годах говорил буквально так: “По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, - ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры... Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы. Он скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам... Может быть, скоро услышим мы грозную весть: “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща”... “Если не будет покаяния у русского народа, - конец мира будет близок.”

Вот почему все мы сейчас и должны думать прежде всего о покаянии, отложив далеко в сторону все остальное - все наши суетные заботы, планы и соображения.

Есть ли, однако, в современном мире такое покаяние, такое всеобщее обращение к Богу, которое одно только в силах отвести карающую десницу Божию от погрязающего все глубже в бездну нравственного падения человечества?

Этого пока не видно, и говорить потому об этом не приходится.

При данных переживаемых нами обстоятельствах современной жизни остается во всей своей силе вышеприведенное нами пророчество преподобного Нила Мироточивого со всеми вытекающими из него последствиями, а в особенности, конечно, - для всех нас равно обязательные предостережения и предупреждения Христовы о Его Втором Пришествии и о безусловной необходимости постоянно готовить себя к нему.

“Бдите! - заповедал нам Христос-Спаситель, - ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий” (Мф. 24:44).

Именно такая настроенность и является для нас законом, если только мы действительно христиане не продались слугам грядущего антихриста.



просмотров