Мария Магдалина: любимая ученица Христа. Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы марии магдалины

Мария Магдалина: любимая ученица Христа. Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы марии магдалины

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.

Палестина под властью Рима

В 63 году до Рождества Христова знаменитый полководец Помпеи после кровопролитной трехмесячной войны, взяв приступом Иерусалим, подчинил Иудею Римской республике. Приказав разрушить стены Иерусалима и обложив евреев данью, он, тем не менее, оставил им политическую автономию. Однако чтобы ослабить покоренную страну, римляне разделили её на пять независимых областей.

В 37 году до Р.Х. одному из правителей евреев - Ироду Великому - удалось получить от римского сената царский титул. В течение сорока лет он управлял всей Палестиной. После смерти Ирода Великого в 4 году по Р.Х. император Август разделил страну между тремя его сыновьями: Архелай (4-6 гг.) получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа (4-39 гг.) - Галилею и Перею, Филипп (4-34 гг.) - Трахонитиду с прилегающими к не

й областями. Но ни один из них не унаследовал царское достоинство отца. В 6 году Архелай за жестокое отношение с подданными был сослан Августом в Галлию, а его владения обращены в императорскую провинцию, которой стали управлять наместники в звании прокуратора.

Наместники Иудеи командовали войском, собирали налоги и выполняли функции судьи с правом вынесения смертных приговоров, что было запрещено синедриону. Прокураторы подчинялись непосредственно римским наместникам Сирии.

Прокуратор Понтий Пилат

Римское государство, формально уважая религиозные воззрения иудеев, тем не менее неоднократно пыталось внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Одну из таких попыток связывают с именами Сеяна и Пилата, римскими чиновниками, жившими при императоре Тиберии (14-37 гг.).

Христос перед Пилатом. Михай Мункачи, 1881 год

Луций Элий Сеян достиг при Тиберии вершины власти. Он возглавлял отборную императорскую стражу - преторианскую гвардию, созданную ещё при Августе. Отряды преторианцев численностью до десяти тысяч человек при Сеяне стали основой столичного гарнизона, а сам он постепенно приобрел огромное влияние на императора и на весь ход государственных дел. Впрочем, некоторые утверждали, что Тиберий просто использовал жестокого и высокомерного Сеяна в своих интересах, с его помощью устраняя неугодных себе людей. Тем не менее, Сеян настолько увлекся властью, что возмечтал об императорском венце. И не только возмечтал, но даже кое-что предпринял для осуществления своего желания. Так, он продвигал верных себе людей на различные государственные должности. Одним из таких ставленников Сеяна был Понтий Пилат, получивший должность прокуратора Иудеи. Он стал пятым по счету правителем Иудеи и возглавлял её с 26 по 36 год.

Прибыв на место нового назначения, Пилат быстро понял, что как наместник обладает почти безграничной властью. Синедрион, напротив, к тому времени имел уже весьма ограниченные права и преимущественно занимался религиозными и судебными делами. Причем прокуратор мог свободно отменять его постановления. Даже первосвященника от имени императора назначал наместник. Таким положением Пилат не преминул воспользоваться. Вскоре он и его чиновники прославились неслыханными дотоле продажностью, алчностью и Жестокостью. Они разорили множество богатых семейств, а недовольных казнили без всякого следствия и суда. Сам же прокуратор среди этих бесчинств наслаждался жизнью на побережье Средиземного моря в городе Кесарии Палестинской. Здесь, в великолепном дворце Ирода Великого, находилась официальная резиденция римских наместников.

Царь Ирод строил Кесарию около двенадцати лет и свой окончательный вид она приобрела незадолго до рождества Христа. Для благоустройства города, воздвигнутого в честь императора Августа, царь денег не жалел. Была построена удобная и обширная гавань. Из белого мрамора возвели роскошные дворцы и общественные здания. На самом высоком холме вознесся храм Августа. Для увеселения народа был сооружен театр, а за городом построен огромный амфитеатр с видом на море. Подземная сеть канализационных каналов Кесарии поражала современников своей грандиозностью. Однако Ирод Великий, наверное, не мог и предположить, что плодами его строительной деятельности будут пользоваться не его наследники, а римские чиновники.

Именно отсюда, из Кесарии, однажды Пилат приказал своим войскам отправиться на зимние квартиры в Иерусалим. Командиру отряда одновременно с приказом о передислокации было отдано распоряжение тайно внести в иудейскую столицу римские знамена. В то время они представляли собой шесты, украшенные сверху фигурами орлов, под которыми на древке прикреплялись металлические диски с портретами императора и полководцев. Приказ Пилата был политическим шагом, направленным на противопоставление власти Рима религиозному еврейскому закону, который строжайше запрещал изображать в каком бы то ни было виде людей и животных. Израильский народ жил в окружении язычников, поклонявшихся идолам, и этот запрет пресекал заимствование евреями чуждых обычаев. Конечно, в оккупированной римлянами Палестине это правило почти повсеместно нарушалось, так как завоеватели во многие города внесли статуи своих богов, картины, языческую символику. Однако в духовном центре Израиля - в Иерусалиме - древний запрет строжайше соблюдался. Даже гордые римские легионы входили в городские ворота, предварительно сняв со своих боевых штандартов всё, что раздражало иудеев.

Римский отряд вошел в город ночью. Жители Иерусалима, проснувшись утром и увидев на своих улицах ненавистные изображения императора, пришли в ярость. Горожане были готовы растерзать язычников, осквернивших Святой Город, но, боясь возмездия, бросились с челобитной в Кесарию. По дороге они увлекли за собой несметное количество мирно трудившихся сельских жителей. Безмятежно дремавшая Кесария встретила это орущее, ревущее, клокочущее человеческое море с легким удивлением и неподдельным интересом.

Сейчас нельзя точно установить истину, но у современников существовало устойчивое мнение, что Пилат довел евреев до исступления, исполняя инструкции Сеяна, который хотел во что бы то ни стало утвердить культ императора в Иерусалиме. Впрочем, многие приписывали предпринятую акцию лично Пилату, с наслаждением творившему иудеям разные пакости. Как бы там ни было, но нашествие правоверных евреев совершенно расстроило светскую жизнь провинциального центра. Получив отказ в удовлетворении своих требований, все иудеи бросились на землю перед резиденцией прокуратора и в таком положении находились пять суток, своими непрерывными стенаниями досаждая кесарийцам. На шестой день Пилат не выдержал и решил как следует проучить возмутителей спокойствия. Их собрали на большой площади якобы для обсуждения проблемы и вынесения справедливого решения. Однако вместо взвешенных речей остолбеневшие иудеи услышали отрывистые команды на латинском языке и воочию увидели знаменитые боевые построения римских легионеров, которые в мгновение ока окружили их тройным кольцом. Пилат взошел на специально приготовленный помост и объявил, что отныне императорские изображения будут находиться в Иерусалиме, а все недовольные подвергнутся наказанию. Гул возмущения заглушил последние слова наместника, и собравшиеся начали в резкой форме выражать свое негодование. Пилат подал рукой знак, и воины с грозным видом обнажили мечи. Наступила кладбищенская тишина, на фоне которой отчетливо прозвучали слова Пилата о том, что каждый, кто быстро не уберется из Кесарии, будет изрублен на мелкие куски прославленным римским мечом. И здесь произошло нечто, не уложившееся в воображение прокуратора: иудеи, словно по уговору, как один, упали перед ним на землю, обнажили свои шеи и закричали:
- Убей нас, но божественный закон мы не переступим.

Пилат смешался и, чтобы скрыть смущение, поспешно удалился. Вскоре он отдал приказ убрать знамена из Иерусалима и принести их назад в Кесарию. Конфликт был улажен. Однако это было не последнее оскорбление Пилатом религиозных чувств иудеев.

Император Тиберий и Мария Магдалина

Император Тиберий

Император Тиберий управлял Римским государством 23 года. Именно во время его правления Господь наш Иисус Христос проповедовал, творил чудеса, принял крестную смерть, воскрес и вознесся на Небеса. В последние годы жизни императора Церковь была сосредоточена в основном в Иерусалиме, но некоторые ученики Христа уже сеяли евангельские семена и за пределами Святого Града. Так, мироносица Мария Магдалина, первая увидевшая воскресшего Господа, отправилась с проповедью в Италию. Марию Магдалину в путешествии сопровождали её подруги Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного. Кроме проповеди Евангелия, ученицы Христа желали сообщить Тиберию о событиях, происшедших в Иерусалиме, на краю его огромной империи.

Несмотря на трудности, в Риме женщинам удалось приблизиться к престарелому властителю. Мария Магдалина, улучив удобный момент, протянула императору яйцо, выкрашенное в красный цвет, и сказала:
- Христос воскрес!

Тиберий был знаком с восточным обычаем преподносить в праздники или в знак почтения дары с символическим значением. Увидев перед собой простолюдинку с востока, он проявил снисхождение к её непосредственному поступку и спросил, что означают её дар и приветствие.

Мария объяснила: яйцо символизирует воскресение Иисуса Христа и будущее воскресение умерших. Как птенец, сбросив скорлупу, начинает новое существование, так человек, уверовавший во Христа, стряхнет с себя оковы смерти и возродится для вечной жизни. Красный же цвет яйца напоминает о крови Иисуса, пролитой ради спасения людей.

Тиберию понравился ответ женщины, и он, к удивлению своих приближенных, с интересом стал слушать её рассказ. Проповедница вдохновенно поведала императору о жизни и учении Иисуса Христа. Она с горечью рассказала о том, как Он был оклеветан синедрионом и распят по приказу прокуратора Понтия Пилата. Восторженно Мария сообщила о воскресении Иисуса и о Его явлении сначала ей, а затем многим верующим в Него.

Император Тиберий прожил долгую, бурную жизнь. Опытный полководец и распущенный сластолюбец, выдающийся государственный деятель и циничный интриган, он совмещал в своей душе и доблесть, и пороки Рима. Простота и искренность женщины из далекой провинции тронули его иссохшее сердце, и в нем что-то пробудилось и всколыхнулось от соприкосновения с её пламенной верой.

Послание Пилата

Друзья сообщили Пилату, что какие-то ходоки из Иерусалима беседовали с императором. Говорили о неком Христе и жаловались на прокуратора за то, что он незаконно осудил на смерть невиновного. Пилат призадумался: какую позицию занять? Синедрион из-за религиозных разногласий ненавидел Иисуса, теперь преследует Его учеников. Гонения идут под прикрытием обвинений Христа и Его последователей в противлении императорской власти.

Однако учение Иисуса, без сомнения, далекое от политики, распространяется и приобретает множество сторонников среди иудеев. Конечно, пусть евреи сами разбираются в своих религиозных проблемах, но ведь старейшинам удалось втянуть в эти споры его, прокуратора, а последователи Иисуса начали и, наверное, не перестанут жаловаться на него императору. Тиберий хитер и жесток, он внимательно наблюдает за деятельностью провинциальных чиновников. В такой ситуации будет лучше самому довести до сведения императора все, что известно о Христе.

Римские чиновники сообщали императору обо всех важных событиях из жизни вверенных им областей. Поэтому Понтий Пилат в своем послании уведомил Тиберия, что считает необходимым рассказать об Иисусе из Назарета. Он написал о совершенных Им чудесных исцелениях больных, увечных и о воскрешении умерших. Иудейская знать, однако, возненавидела Чудотворца и подняла против Него народное возмущение. Чтобы избежать беспорядков, он, Понтий Пилат, был вынужден отдать Иисуса в руки фанатиков, хотя вины в Его действиях не находил. В настоящее время по всей Палестине идет молва о воскресении Иисуса и многие уверовали в Него как в Бога.

Тиберий, прочитав донесение прокуратора, вспомнил иудейку, которая обо всем этом ему уже рассказывала. Только её речь, в отличие от холодного, канцелярского тона послания, была исполнена духовного огня и живой веры. Да, видимо, на Востоке новое учение распространяется очень интенсивно, если прокуратор считает необходимым информировать о нем специальным рапортом.

Император ещё раз внимательно прочел послание Пилата, и его впечатление от встречи с Марией Магдалиной усилилось. Всё, что он услышал и прочитал об Иисусе Христе, ему очень понравилось. Тиберий решил включить Иисуса в пантеон римских богов. На заседании сената он внес соответствующее предложение, но неожиданно встретил сопротивление со стороны сенаторов.

Когда-то всесильный сенат во время правления Тиберия окончательно утратил былую власть. Он стал местом, где почти автоматически получали правовой статус решения, принятые единолично императором. Однако в ведении сената ещё оставались некоторые второстепенные государственные функции. Потомки древних патрицианских родов, заседавшие в сенате, тяготились ролью безмолвных статистов и иногда позволяли себе, впрочем очень тактично, напоминать императору о своем присутствии.

На этот раз Тиберию верноподданно доложили, что по закону кандидатура нового бога должна получить одобрение сенаторов путем голосования, но они не могут приступить к этой процедуре, так как предварительно не рассматривали данный вопрос. Патриции удовлетворили собственное самолюбие, дав понять императору, что он, хотя немного, но зависит от них. Тиберий обиделся, и сенаторы не дождались от него просьбы обсудить его предложение. Как отметил известный христианский писатель II-III вв. Тертуллиан в своей «Апологетике», «Тиберий остался при своем мнении и угрожал смертью тем, кто доносил на христиан». Евсевий Памфил, находя в действиях императора высший смысл, объясняет их с духовной точки зрения: «Небесный Промысл заронил в него эту мысль с особой Целью, чтобы Евангельское слово вначале беспрепятственно прошло по всей земле»(18).

Император Тиберий не мог понять, что его так беспокоит. Римская империя была в самом расцвете, в провинциях царил покой, и ничего не говорило, что в ближайшее время придётся вести очередную войну.
Даже в Иудее и Израиле, где народ непрерывно волновался из-за религиозных распрей, наступило затишье. Царь Ирод вел политику в русле империи, а Понтий Пилат крепкой рукой руководил Иудеей. Правда, в последние дни наблюдались беспорядки из-за самозваного мессии, который объявил себя сыном Бога, чем вызвал смуты в Иудее, но сейчас недовольства стихли.
Понтий Пилат в срочной депеше сообщал, что возмутитель спокойствия распят на кресте, и подобная казнь надолго охладит смутьянов. Кроме того, данная история с самозванцем позволила Ироду с Понтием подружиться. Всего лишь одной казнью, одним распятием были решены многие важные вопросы. Да и фарисеи, которые играли немаловажную роль в Иудее, были довольны решением Пилата. Предпринятые прокуратором жесткие меры позволяли надеяться, что вечно бушующая провинция на время стихнет. Совсем не хочется посылать туда армию.
Непонятный народ евреи. Выдумали себе единого Бога, который якобы вывел их из плена Египта и навечно передал им Иудею. Если так, почему же их Бог не покарал наших воинов, когда они, захватив Иерусалим и рушили храм. Нет, наш Юпитер бесспорно сильнее. Только благодаря его покровительству процветает Римская империя. Со времен божественного Александра не было сильнее государства. Стоит только выйти за пределы императорского дворца, как тут же убеждаешься в данной правоте.
Народ доволен и благословляет его, Тиберия. В империи столько богатства, что приходится строить хранилище за хранилищем, чтобы уместить, стекающиеся в Рим потоки золота и серебра. Торговля процветает и, если так продлится ещё десять лет, Рим превзойдёт по мощи и роскоши империю Александра. И неважно, кто после него, Тиберия, будет править Римом. Могущество империи будет не сравнимо ни с чем, а ее богатства – неисчерпаемы.
Надо устроить неделю праздников для народа. Пусть люди немного отдохнут. Да, так и надо поступить! Чтобы потом целый год плебеи вспоминали бои гладиаторов, обсуждали шествия легионов, наряды патрициев и восхваляли его, императора Рима, за проявленные доброту и заботу о народе. Кроме того, пышные веселья и празднества в очередной раз покажут миру, что Рим – вечный город, несокрушимый и сияющий в своей славе.
Однако кого распяли в Иудее? Понтий говорит, что казнён обыкновенный самозванец, который был не в своем разуме. Меж тем, если верить словам прокуратора, тогда почему за умалишённым следовали толпы людей и слушали его проповеди? Некоторые он слышал из уст подданных, и притчи были весьма поучительны, свидетельствуя, что самозванец был не так уж слаб умом. И как воспринимать чудеса, которые творил Иисус, так вроде его звали? Если рассказы – очередной обман, надо Понтию через первосвященников объяснить иудеям кого распяли на Голгофе. Он, Тиберий, хорошо знает, как подчас мёртвые опаснее живых. Яркий тому пример – гибель божественного Гая Юлия Цезаря… Сколько было самозванцев после его смерти. Даже не хочется вспоминать какие небылица рассказывали после кончины великого понтифика. И в Иудее возможно повторение. Пройдет время, чудеса и проповеди обрастут легендами, затем явится самозванец, будет утверждать, что он и есть спасшийся от распятия Иисус, а народ тут же слепо последует за ним. Кончится все тем, что опять начнут звучать возгласы, что давно пора освободить Иудею от диктата Рима. То есть опять война...
Да и Ирод не лучший союзник. Он в душе только и ждёт, когда начнутся народные волнения, чтобы избавиться от нашей опеки. Многие ждут, когда Рим ослабеет, чтобы растерзать империю на части. И на севере, и на юге, и на востоке, и на западе пока спокойно благодаря тому, что знают – кара за смуты будет самой жестокой и беспощадной. Надо всегда помнить, как после смерти божественного Александра огромная империя меньше чем за год развалилась на отдельные провинции. Но, пока Рим имеет преторианцев, подобная участь ему не грозит.
Именно преторианцы в самые трудные моменты спасали великий Рим от, казалось бы, неминуемый гибели. Они настолько преданы империи, что не позволят прихода к власти случайного человека. Его попросту убьют, как уже бывало не раз, а Рим возглавит достойный правитель. Он сам, став императором после божественного Августа, только, благодаря преторианцам, сумел укрепить свою власть и привести страну к золотому веку.
Однако кем же был Иисус? Интересно было бы его увидеть. В Риме про него разное говорят. Одни считают его безумцем, другие – непонятым гением.
Неожиданно тишину зала нарушил какой-то шум за дверьми. Там что-то происходило, и слышался женский голос, который быстро говорил на непонятном языке. Император подошёл к столу и, взяв из золотого таза куриное яйцо, разбил его и проглотил. Ему всегда казалось, что сырые яйца придают силы и позволяют сосредоточиться.
Однако шум не стихал. Вероятно, очередная иноземка как-то пробралась во дворец, а теперь просит денег. Но у неё очень нежный и приятный говор. Любопытно увидеть пришелицу. Отвечает ли внешность звуку голоса?
Император позвонил в колокольчик. Дверь немедленно открылась, и в комнату вошёл начальник охраны. Он тоже был из рода Клавдиев, и Тиберий ему бесконечно доверял.
- Что происходит, Валентин? – раздался властный голос императора. – Как смогла женщина проникнуть в мои покои?
- Мой император, – отдав приветствие, произнёс воин. – Мы только поняли, что её зовут Мария, и она из Иудеи.
- Опять иудеи?! - воскликнул Тиберий. - Даже в Риме не дают покоя! Валентин, разберись, как ей удалось проникнуть во дворец и сурово накажи виновных. Но, прежде, введи женщину сюда и позови переводчика. Я хочу поговорить с ней. Может, она что-то слышала про распятого самозванца Иисуса, величавшего себя сыном Божьим и царём Иудеи.
Не прошло и минуты, как вошёл толмач, а следом за ним ввели женщину с покрытой головой. На ней была одежда иудейки и виднелось только лицо. Глаза незнакомки горели и, казалось, излучали какой-то магический, притягивающий свет.
- А она красива, - отметил про себя Тиберий. - Даже очень красива. Если бы не странное одеяние, была бы прекрасна.
- Кто ты, - обратился он к женщине. - И как тебя зовут?
Толмач стал переводить, добавив от себя, что с нею говорит император Тиберий.
Иудейка упала на колени и не поднимала головы.
- Скажи ей, чтобы поднялась, - недовольно поморщился Тиберий. –Что за варварский обычай?.. В Риме не принято, чтобы женщины падали ниц. Незнакомка, не поднимаясь с колен, начала быстро говорить.
- Ее зовут Мария Магдалина, и она из Иудеи, – бесстрастно произнёс переводчик. Пройти во дворец помог ей Бог.
Переведи, что, если она не встанет с колен, наш разговор завершится, - стал гневаться император. - Это великий Рим, а не Иудея!
Толмач выполнил приказ, и женщина поднялась.
Что тебя привело к нам? – смягчил тон император. - Для чего ты проникла во дворец? Тебя же могли убить…
Я не боюсь смерти! – и глаза Марии вспыхнули огнём. - Мой Господин ждет, когда я приду в его царствие.
- И кто же твой господин, где его царствие, что ты не боишься даже смерти? - усмехнулся император. - Вы, иудеи, для меня непонятны. Чего вы хотите, к чему стремитесь? Спроси у нее, – вновь обратился император к переводчику. - Видела ли она Иисуса?
Услышав произнесённое имя, женщина вновь упала на колени, а из глаз её потекли слёзы. Она начала что-то бурно говорить.
Что случилось? - чуть растерялся Тиберий. - Почему слёзы?
Но Мария продолжала говорить ещё быстрее, а слёзы струйками потекли по её щёкам.
- Она говорит, что Иисус уже рядом с отцом своим, Господом Богом, царствие которого безгранично. Он и является тем Господином, к которому она стремится всей душой.
- Я ничего не понял… - раздражённо проговорил император.
Он подошёл к столу, разбил очередное яйцо и проглотил его.
- Так видела она Иисуса или нет? И, если не видела, мне неинтересно продолжать беседу. Дайте ей денег и выведите из дворца.
- Женщина говорит, что не только видела Иисуса, но и постоянно слушала его проповеди, часто беседовала с ним. Иисус – святой человек, истинный сын Божий, и сейчас он видит и слышит, о чём мы разговариваем.
- Как он может слышать нас, если его распяли на кресте, и он давно мёртв? C каких пор покойники могут что-то слышать и видеть? Только иудеи верят в подобную глупость. Все у них, не как у обычных людей!
- Император, но она говорит, что Иисус жив, - продолжил переводчик.
- Как он может быть живым, если его распяли на кресте, а гонец доставил от Понтия письмо, в котором было написано, что Иисуса мёртвым сняли с креста и похоронили по законам Иудеи в пещере. Она лжёт, что видела Иисуса. Происходит то, чего я больше всего боюсь. Если не прошло и нескольких дней, как смутьяна распяли, а женщина утверждает, что видела его живым - через год, у нас могут появиться большие неприятности в Иудее. Сейчас весь народ станет говорить, что видели Иисуса живым. Подобные слова грозят серьёзными последствиями. Надо предупредить Понтия, чтобы он не выпускал ситуацию из-под контроля. Стоит начаться волнениям в Иудее, как за ними последуют галлы и египтяне. Тогда – конец мирной жизни. Опять начнутся войны, опять римские воины будут гибнуть на чужбине.
Меж тем женщина продолжала плакать и что-то быстро говорить. Казалось, будто она молится. Из ее уст всё чаще слетало имя Иисуса Христа.
«Кажется, я чего-то недопонимаю, - подумал про себя Тиберий. - Женщина знает, что её в любой момент могут убить, но не боится смерти, не просит о пощаде. Даже денег не просит…Что же её привело сюда? Для чего она проделала столь длинный путь по жаре? Что искала во дворце?»
- Спроси, уверена ли иудейка, что Иисус жив, и что она видела его после распятия?
Переводчик передал Марии слова императора. Женщина закивала головой, и улыбка озарила её лицо. Она вновь быстро заговорила.
- Что на этот раз? - нетерпеливым взглядом посмотрел император.
- Мария рассказывает, что Иисуса распяли на кресте, сняли с креста мёртвым, и они похоронили его.
- Вот видишь, значит, Понтий мне сказал правду, и Иисус мёртв.
- Но потом, - продолжил переводчик, - когда утром Мария с матерью Иисуса пришли к пещере, где он был похоронен, огромный камень, закрывавший вход в усыпальницу, был отодвинут, тела мертвеца не было, а ложе устилали куски материи, в которую казнённого запеленали.
- Фанатики и последователи Христа украли покойника! - воскликнул император.
- Потом Мария Магдалина и мать Иисуса видели самого Иисуса живым… - растерянно продолжал переводчик.
- Kак, живым?!.. – воскликнул владелец дворца. - Он воскрес из мертвых?! Толмач передал Марии слова императора. Женщина тут же радостно закивала головой.
- Она говорит, что император сказал правду. Иисус воскрес из мёртвых.
- Такое невозможно! - разгневался великий понтифик и, подойдя к тазу, разбил ещё одно яйцо. - Я скорее поверю, что данные яйца покраснеют, чем в то, что мёртвые воскресают.
Тут он увидел, что лицо переводчика перекосилось от ужаса.
Что с тобой? - удивился Тиберий.
Но толмач ничего не отвечал и только пальцем указывал на таз. Глаза его от ужаса остекленели. Император повернулся и посмотрел на стол. Весь таз был наполнен красными яйцами. Тиберий не верил своим глазам, ему казалось, что над ним подшутили. Он подошёл, взял одно из яиц и разбил его. Обычное яйцо со скорлупой цвета крови… Мария так же не могла оторвать взгляда от чуда.
- Уведите её, дайте ей денег и проводите с почестями в Иудею! - закричал император. - И оставьте меня одного. Никто не смеет нарушить мой покой, пока не зазвенит колокольчик.
- Как понимать увиденное, что означает кровавый цвет яиц? - проносилось в мозгу Тиберия.
Взгляд императора не мог оторваться от яиц.
– Они – цвета крови, - вновь и вновь проносилось в голове. - Что за знак посылают мне боги? Знамение конца великого Рима за невинно убиенного?.. Неужели мы, того не ведая, распяли сына Божьего, и нас постигнет жестокая и неминуемая кара! Бедный Рим!..

Мария Магдалина: биография

Мария Магдалина – последовательница , упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.

Детство и юность

Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях - Иоанна, Матфея и Марка - имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.

Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.

О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.

Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».


Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.

Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».

Встреча с Иисусом Христом

Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.


По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».

Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.


По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.

Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.


Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.

По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.


Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.

Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христианство

По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.

Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».

Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.

Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.


В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.

Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.


Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.

Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.

Любовные теории

Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.

Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.


Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.

Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.

Смерть

В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.

По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.


В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.

Память

  • 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» ()
  • 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
  • 1923 - цикл стихотворений «Магдалина» ()
  • 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
  • 1985 – песня «Maria Magdalena» ()
  • 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)

Император Тиберий не мог понять, что его так беспокоит. Римская империя была в самом расцвете, в провинциях царил покой, и ничего не говорило, что в ближайшее время придётся вести очередную войну.
Даже в Иудее и Израиле, где народ непрерывно волновался из-за религиозных распрей, наступило затишье. Царь Ирод вел политику в русле империи, а Понтий Пилат крепкой рукой руководил Иудеей. Правда, в последние дни наблюдались беспорядки из-за самозваного мессии, который объявил себя сыном Бога, чем вызвал смуты в Иудее, но сейчас недовольства стихли.
Понтий Пилат в срочной депеше сообщал, что возмутитель спокойствия распят на кресте, и подобная казнь надолго охладит смутьянов. Кроме того, данная история с самозванцем позволила Ироду с Понтием подружиться. Всего лишь одной казнью, одним распятием были решены многие важные вопросы. Да и фарисеи, которые играли немаловажную роль в Иудее, были довольны решением Пилата. Предпринятые прокуратором жесткие меры позволяли надеяться, что вечно бушующая провинция на время стихнет. Совсем не хочется посылать туда армию.
Непонятный народ евреи. Выдумали себе единого Бога, который якобы вывел их из плена Египта и навечно передал им Иудею. Если так, почему же их Бог не покарал наших воинов, когда они, захватив Иерусалим и рушили храм. Нет, наш Юпитер бесспорно сильнее. Только благодаря его покровительству процветает Римская империя. Со времен божественного Александра не было сильнее государства. Стоит только выйти за пределы императорского дворца, как тут же убеждаешься в данной правоте.
Народ доволен и благословляет его, Тиберия. В империи столько богатства, что приходится строить хранилище за хранилищем, чтобы уместить, стекающиеся в Рим потоки золота и серебра. Торговля процветает и, если так продлится ещё десять лет, Рим превзойдёт по мощи и роскоши империю Александра. И неважно, кто после него, Тиберия, будет править Римом. Могущество империи будет не сравнимо ни с чем, а ее богатства – неисчерпаемы.
Надо устроить неделю праздников для народа. Пусть люди немного отдохнут. Да, так и надо поступить! Чтобы потом целый год плебеи вспоминали бои гладиаторов, обсуждали шествия легионов, наряды патрициев и восхваляли его, императора Рима, за проявленные доброту и заботу о народе. Кроме того, пышные веселья и празднества в очередной раз покажут миру, что Рим – вечный город, несокрушимый и сияющий в своей славе.
Однако кого распяли в Иудее? Понтий говорит, что казнён обыкновенный самозванец, который был не в своем разуме. Меж тем, если верить словам прокуратора, тогда почему за умалишённым следовали толпы людей и слушали его проповеди? Некоторые он слышал из уст подданных, и притчи были весьма поучительны, свидетельствуя, что самозванец был не так уж слаб умом. И как воспринимать чудеса, которые творил Иисус, так вроде его звали? Если рассказы – очередной обман, надо Понтию через первосвященников объяснить иудеям кого распяли на Голгофе. Он, Тиберий, хорошо знает, как подчас мёртвые опаснее живых. Яркий тому пример – гибель божественного Гая Юлия Цезаря… Сколько было самозванцев после его смерти. Даже не хочется вспоминать какие небылица рассказывали после кончины великого понтифика. И в Иудее возможно повторение. Пройдет время, чудеса и проповеди обрастут легендами, затем явится самозванец, будет утверждать, что он и есть спасшийся от распятия Иисус, а народ тут же слепо последует за ним. Кончится все тем, что опять начнут звучать возгласы, что давно пора освободить Иудею от диктата Рима. То есть опять война...
Да и Ирод не лучший союзник. Он в душе только и ждёт, когда начнутся народные волнения, чтобы избавиться от нашей опеки. Многие ждут, когда Рим ослабеет, чтобы растерзать империю на части. И на севере, и на юге, и на востоке, и на западе пока спокойно благодаря тому, что знают – кара за смуты будет самой жестокой и беспощадной. Надо всегда помнить, как после смерти божественного Александра огромная империя меньше чем за год развалилась на отдельные провинции. Но, пока Рим имеет преторианцев, подобная участь ему не грозит.
Именно преторианцы в самые трудные моменты спасали великий Рим от, казалось бы, неминуемый гибели. Они настолько преданы империи, что не позволят прихода к власти случайного человека. Его попросту убьют, как уже бывало не раз, а Рим возглавит достойный правитель. Он сам, став императором после божественного Августа, только, благодаря преторианцам, сумел укрепить свою власть и привести страну к золотому веку.
Однако кем же был Иисус? Интересно было бы его увидеть. В Риме про него разное говорят. Одни считают его безумцем, другие – непонятым гением.
Неожиданно тишину зала нарушил какой-то шум за дверьми. Там что-то происходило, и слышался женский голос, который быстро говорил на непонятном языке. Император подошёл к столу и, взяв из золотого таза куриное яйцо, разбил его и проглотил. Ему всегда казалось, что сырые яйца придают силы и позволяют сосредоточиться.
Однако шум не стихал. Вероятно, очередная иноземка как-то пробралась во дворец, а теперь просит денег. Но у неё очень нежный и приятный говор. Любопытно увидеть пришелицу. Отвечает ли внешность звуку голоса?
Император позвонил в колокольчик. Дверь немедленно открылась, и в комнату вошёл начальник охраны. Он тоже был из рода Клавдиев, и Тиберий ему бесконечно доверял.
- Что происходит, Валентин? – раздался властный голос императора. – Как смогла женщина проникнуть в мои покои?
- Мой император, – отдав приветствие, произнёс воин. – Мы только поняли, что её зовут Мария, и она из Иудеи.
- Опять иудеи?! - воскликнул Тиберий. - Даже в Риме не дают покоя! Валентин, разберись, как ей удалось проникнуть во дворец и сурово накажи виновных. Но, прежде, введи женщину сюда и позови переводчика. Я хочу поговорить с ней. Может, она что-то слышала про распятого самозванца Иисуса, величавшего себя сыном Божьим и царём Иудеи.
Не прошло и минуты, как вошёл толмач, а следом за ним ввели женщину с покрытой головой. На ней была одежда иудейки и виднелось только лицо. Глаза незнакомки горели и, казалось, излучали какой-то магический, притягивающий свет.
- А она красива, - отметил про себя Тиберий. - Даже очень красива. Если бы не странное одеяние, была бы прекрасна.
- Кто ты, - обратился он к женщине. - И как тебя зовут?
Толмач стал переводить, добавив от себя, что с нею говорит император Тиберий.
Иудейка упала на колени и не поднимала головы.
- Скажи ей, чтобы поднялась, - недовольно поморщился Тиберий. –Что за варварский обычай?.. В Риме не принято, чтобы женщины падали ниц. Незнакомка, не поднимаясь с колен, начала быстро говорить.
- Ее зовут Мария Магдалина, и она из Иудеи, – бесстрастно произнёс переводчик. Пройти во дворец помог ей Бог.
Переведи, что, если она не встанет с колен, наш разговор завершится, - стал гневаться император. - Это великий Рим, а не Иудея!
Толмач выполнил приказ, и женщина поднялась.
Что тебя привело к нам? – смягчил тон император. - Для чего ты проникла во дворец? Тебя же могли убить…
Я не боюсь смерти! – и глаза Марии вспыхнули огнём. - Мой Господин ждет, когда я приду в его царствие.
- И кто же твой господин, где его царствие, что ты не боишься даже смерти? - усмехнулся император. - Вы, иудеи, для меня непонятны. Чего вы хотите, к чему стремитесь? Спроси у нее, – вновь обратился император к переводчику. - Видела ли она Иисуса?
Услышав произнесённое имя, женщина вновь упала на колени, а из глаз её потекли слёзы. Она начала что-то бурно говорить.
Что случилось? - чуть растерялся Тиберий. - Почему слёзы?
Но Мария продолжала говорить ещё быстрее, а слёзы струйками потекли по её щёкам.
- Она говорит, что Иисус уже рядом с отцом своим, Господом Богом, царствие которого безгранично. Он и является тем Господином, к которому она стремится всей душой.
- Я ничего не понял… - раздражённо проговорил император.
Он подошёл к столу, разбил очередное яйцо и проглотил его.
- Так видела она Иисуса или нет? И, если не видела, мне неинтересно продолжать беседу. Дайте ей денег и выведите из дворца.
- Женщина говорит, что не только видела Иисуса, но и постоянно слушала его проповеди, часто беседовала с ним. Иисус – святой человек, истинный сын Божий, и сейчас он видит и слышит, о чём мы разговариваем.
- Как он может слышать нас, если его распяли на кресте, и он давно мёртв? C каких пор покойники могут что-то слышать и видеть? Только иудеи верят в подобную глупость. Все у них, не как у обычных людей!
- Император, но она говорит, что Иисус жив, - продолжил переводчик.
- Как он может быть живым, если его распяли на кресте, а гонец доставил от Понтия письмо, в котором было написано, что Иисуса мёртвым сняли с креста и похоронили по законам Иудеи в пещере. Она лжёт, что видела Иисуса. Происходит то, чего я больше всего боюсь. Если не прошло и нескольких дней, как смутьяна распяли, а женщина утверждает, что видела его живым - через год, у нас могут появиться большие неприятности в Иудее. Сейчас весь народ станет говорить, что видели Иисуса живым. Подобные слова грозят серьёзными последствиями. Надо предупредить Понтия, чтобы он не выпускал ситуацию из-под контроля. Стоит начаться волнениям в Иудее, как за ними последуют галлы и египтяне. Тогда – конец мирной жизни. Опять начнутся войны, опять римские воины будут гибнуть на чужбине.
Меж тем женщина продолжала плакать и что-то быстро говорить. Казалось, будто она молится. Из ее уст всё чаще слетало имя Иисуса Христа.
«Кажется, я чего-то недопонимаю, - подумал про себя Тиберий. - Женщина знает, что её в любой момент могут убить, но не боится смерти, не просит о пощаде. Даже денег не просит…Что же её привело сюда? Для чего она проделала столь длинный путь по жаре? Что искала во дворце?»
- Спроси, уверена ли иудейка, что Иисус жив, и что она видела его после распятия?
Переводчик передал Марии слова императора. Женщина закивала головой, и улыбка озарила её лицо. Она вновь быстро заговорила.
- Что на этот раз? - нетерпеливым взглядом посмотрел император.
- Мария рассказывает, что Иисуса распяли на кресте, сняли с креста мёртвым, и они похоронили его.
- Вот видишь, значит, Понтий мне сказал правду, и Иисус мёртв.
- Но потом, - продолжил переводчик, - когда утром Мария с матерью Иисуса пришли к пещере, где он был похоронен, огромный камень, закрывавший вход в усыпальницу, был отодвинут, тела мертвеца не было, а ложе устилали куски материи, в которую казнённого запеленали.
- Фанатики и последователи Христа украли покойника! - воскликнул император.
- Потом Мария Магдалина и мать Иисуса видели самого Иисуса живым… - растерянно продолжал переводчик.
- Kак, живым?!.. – воскликнул владелец дворца. - Он воскрес из мертвых?! Толмач передал Марии слова императора. Женщина тут же радостно закивала головой.
- Она говорит, что император сказал правду. Иисус воскрес из мёртвых.
- Такое невозможно! - разгневался великий понтифик и, подойдя к тазу, разбил ещё одно яйцо. - Я скорее поверю, что данные яйца покраснеют, чем в то, что мёртвые воскресают.
Тут он увидел, что лицо переводчика перекосилось от ужаса.
Что с тобой? - удивился Тиберий.
Но толмач ничего не отвечал и только пальцем указывал на таз. Глаза его от ужаса остекленели. Император повернулся и посмотрел на стол. Весь таз был наполнен красными яйцами. Тиберий не верил своим глазам, ему казалось, что над ним подшутили. Он подошёл, взял одно из яиц и разбил его. Обычное яйцо со скорлупой цвета крови… Мария так же не могла оторвать взгляда от чуда.
- Уведите её, дайте ей денег и проводите с почестями в Иудею! - закричал император. - И оставьте меня одного. Никто не смеет нарушить мой покой, пока не зазвенит колокольчик.
- Как понимать увиденное, что означает кровавый цвет яиц? - проносилось в мозгу Тиберия.
Взгляд императора не мог оторваться от яиц.
– Они – цвета крови, - вновь и вновь проносилось в голове. - Что за знак посылают мне боги? Знамение конца великого Рима за невинно убиенного?.. Неужели мы, того не ведая, распяли сына Божьего, и нас постигнет жестокая и неминуемая кара! Бедный Рим!..



просмотров