Педагогическое творчество: понятие и основы. Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности Рулетка онлайн на деньги и способы снижения потерь от игры

Педагогическое творчество: понятие и основы. Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности Рулетка онлайн на деньги и способы снижения потерь от игры

Это у меня хорошо получается

Слайд 1.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Мечтал ли я когда-нибудь о педагогической карьере, оканчивая институт? – Нет, даже мысли такой не было. Закончив АСОУ, факультет психологии, я искал себя на разных поприщах, в основном – в коммерции. После – попробовал реализоваться в педагогике, и вот уже второй год я работаю в Кривандинской средней школе психологом и преподаю в шестом классе. Попутно получаю второе высшее в Орехово-Зуевском пединституте, на биологическом факультете.

Слайд 2.

Первые уроки давались тяжело, потому что всё было новое: дети, школа, роль учителя. Ведь я не так давно сидел за партой перед преподавателем, а теперь сам должен заинтересовать предметом детей, организовать урок грамотно, а главное – добиться результата. А ещё эти новые образовательные стандарты, которые требуют учить по-новому: опираться на сотрудничество учителя и ученика, воспитывать самостоятельность школьников в учёбе, использовать проекты, проблемное обучение. Прибавить к этому рабочие программы, планирование, конспекты уроков – всё виделось будто в забытье. Со временем конспекты вместо 10 страниц, где было прописано каждое слово стали уменьшаться, и я стал спокойнее вести занятия. Налаживались деловые отношения с учениками, я смелее спрашивал и оценивал знания.

Слайд 3.

Тем не менее, до сих пор я нервничаю перед тем как зайти в класс: как пойдёт урок? Какое настроение у детей? Смогу ли получить результат? Как наладить дисциплину? Всё это, по-моему, – повод собраться, продолжать пробовать новое, экспериментировать и зарабатывать опыт, которого часто так не хватает.

Находки.

После первых уроков, тогда ещё в пятом классе, я обнаружил несколько важных проблем: ребята не умеют работать в команде, выделять главное в потоке информации, не могут полноценно формулировать свои мысли. Имея под руками справочники и интернет, они оказываются беспомощны в поиске нужных ответов. У них низкая учебная мотивация, они избегают трудностей, не умеют взаимодействовать с педагогом. Поэтому я решил использовать некоторые современные методы педагогики, опираясь на формулу «проблема-приём-результат».

Слайд 4

Первая проблема – умение работать в команде. В этом коротком определении скрыто множество ключевых умений: нужно понятно формулировать мысль, держать себя в руках, оценивать себя и других по способностям, принимать коллективные решения, работать на результат.

Для этого я использую игровые элементы, такие как командные игры и викторины. Урок выстраивается так, что дети сами учат друг друга новому с поддержкой и комментариями учителя: делятся на команды, получают текст, готовят иллюстрацию и сообщение по этому тексту, а остальные дают оценку с помощью бланков таким сторонам выступления как «наглядность», «доступность» и «полнота». Викторины проходят в разных видах, например, так: каждый ученик из команды получает листок, на котором написано несколько понятий, например: «зона деления» или «двудольное растение». Затем обладатель листка должен доступно и полно описать явление или термин, чтобы его компаньон назвал это словосочетание. После чего тот, кто угадывал, объясняет слова со своего листочка следующему. Такая игра не всегда получается на отлично, потому что детям бывает тяжело разобраться с терминами, даже если они их понимают. Но знание терминологии в моём предмете важно.

Слайд 5

Вторая проблема – слабые когнитивные навыки (память, внимание, умение работать с информацией).

Мир перестал быть текстовым, он стал мультимедийным, а биология, химия и физика – те науки, где без наглядности тяжело. Я стараюсь сделать уроки биологии максимально информативными, чтобы дети понимали термины и процессы, видели их на картинках. Чтобы легче запомнить и понять, нужно на это посмотреть. Так же, мы на уроке смотрим короткий видеофрагмент по теме, а ребята задают вопросы к фильму. После этого пытаются на них ответить.

Слайд 6

Недавно я начал использовать упрощённые мыслительные карты, идея которых принадлежит британскому психологу Тони Бьюзену. Задача такая: создать план ответа на вопрос и сделать иллюстрации. Пока это получается с трудом, поэтому часто на уроке, при работе с учителем, текстом или видео, ученик заполняет свою карту, например, на ней имеются термины или схемы, которые нужно расшифровать, или текст с пропущенными предложениями. Я думаю, что скоро мои ученики смогут создавать собственные MindMaps в их классическом виде. И будут собирать свои карты в сундучок знаний. Я планирую допустить их использование в самостоятельных заданиях, но ограничить при выполнении контрольных тестов по темам.

В результате материал систематизируется, легче запоминается. Не нужно зубрить малопонятный текст, который нужен будет только для контрольной или устного ответа – материал является рабочим. Учащиеся учатся выделять главное, структурировать свои знания. Развивают память и внимание.

Слайд 7

Третья проблема – низкая учебная мотивация.

Для работы в этом направлении я применяю проектно-исследовательскую деятельность.

Дети сами стремятся выполнить проект. Бывает, берут не по той теме, которую проходим. Например, в прошлом учебном году школьник, услышав о том, что птицы – прямые потомки динозавров, захотел сделать об этом презентацию. В этом году дети готовили свои сообщения на темы «Видоизменения корней», «Разнообразие плодов». Ребята рассказывали одноклассникам о жизни гигантских мангровых зарослей, корнях акации и баньяна. А так же о разных формах плодов и методах их распространения.

Так же, мы сделали с детьми один большой проект, а именно собрали гербарий растений из школьного сада. Класс группами занимался им: одни дети искали, выбирали и обрезали части растений, другие определяли их вместе со мной, третьи – оформляли растения на листы и делали к ним подписи. Во-первых, у нас появился наглядный материал, собранный своими руками на весь курс. Во-вторых, было интересно во внеурочное время не торопясь рассказывать о том, что знаешь о лекарственных травах и ботанике. В-третьих, у каждого ученика есть собственный гербарий, продукт командного труда.

Тем самым дети стремятся получить знания о нашем мире, понимают, что биология – это не сухая наука с формулами, а живая область знаний, где для каждого припрятано множество открытий.

Все эти методы работают на несколько проблем, то есть формы работы взаимодополняются. Я планирую продолжать эксперименты. Искать интересные методы и внедрять их в свою работу.

Слайд 8.

Хочется сказать и о проблемах – плохо получается рефлексия и самооценка, дети с трудом отзываются о своих чувствах, стесняются. Часто не могут выделить переживания от урока из всех впечатлений за день, от своего настроения. Не всегда искренне в оценке своей работы на уроке.

Я испытываю трудности с планированием времени: не всегда успеваю пройти задуманное за урок – приходиться поджимать и переносить материал, бывает и наоборот – остаётся время.

Мотивационный момент с постановкой цели получается не всегда, особенно с темами курса, имеющими узкую специализацию.

Слайд 9.

Игра. Каждому участнику даётся листок с двумя словами (всего 5).

    Бензоколонка, ракета;

    Растение, Хищник;

    Расстояние, спортсмен;

    Праздник, лекарство;

    Кондиционер, черепаха;

    Стихи, звук.

Слайд 10.

Подводя итоги, хочу сказать, что горжусь работой учителя. Я вижу, сколько мне предстоит понять, принять, чему научиться, чтобы стать настоящим учителем – примером, другом, соратником. Мне нравится выбранное мною поприще и хочется идти по нему до конца, чтобы дети учились с радостью и имели больше возможностей выбирать будущее. Спасибо за внимание!

создание условий для работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения»

Автор опыта: Черняева Любовь Леонидовна, преподаватель первой категории муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара».

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта. Преподаватель Черняева Любовь Леонидовна в течение 19 лет работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара». Это хорошо известное в городе и округе образовательное учреждение, наиболее полно воздействующее на развитие творческих способностей детей и формирование социально-культурной сферы в целом, главный и наиболее мощный источник развития культурно-эстетических потребностей детей.

В современной детской школе искусств открываются новые возможности для музыкально-творческого развития учащегося. Осуществляемый переход от унифицированного образования к вариативному дает возможность предоставления учащимся прав на получение образования, адекватного уровню личностного развития, интересам и потребностям. Возможности школы искусств на современном этапе позволяют сделать процесс обучения личностно-ориентированным.

Коллектив преподавателей ДШИ осуществляет профессионально-педагогическую деятельность, реализуя общеобразовательные, общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства.

Задачи ДШИ: выявление и поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание созидательной активности, просвещенного слушателя, ценителя искусства, творчески способную, гармонически развитую личность.

Контингент обучающихся ДШИ составляют дети дошкольного (группа ранне-эстетического развития) и школьного возраста от 5 до 18 лет, принадлежащие к разным социальным слоям населения, воспитывающиеся в семьях с различным уровнем достатка. Большой процент обучающихся из многодетных семей, есть дети, принадлежащие к группе риска.

Для успешной педагогической деятельности преподавателей созданы необходимые условия. Занятия проходят в просторных (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплых, хорошо освещенных и проветриваемых помещениях с хорошей акустикой, оснащенных необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений обучающихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, в кабинете есть настроенный инструмент фортепиано. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домр (примы, альты) только хорошего качества.

Каждый год в детскую школу искусств приходят первоклассники – любопытные, жаждущие встречи с музыкой, одержимые желанием научиться играть на своем любимом музыкальном инструменте. Все они прошли вступительные испытания, на которых показали свой уровень способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе обучения. Б.М. Теплов отмечал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью». Поэтому при первой диагностике способностей испытания, не зависящие от практики, обученности, не показывают категорических результатов. Задача преподавателя с первых практических занятий обратить внимание на детей, чьи «первые шаги» в обучении отличаются от других. К выявлению потенциала таких детей нужно подойти внимательно: наблюдать общее развитие ученика, определить, в чем его индивидуальность, уникальность, его отношение к музыке, его активность. Определить музыкальные данные: слух, память, ритм, физические возможности: цепкость пальцев. Учесть возрастные особенности ребенка, заинтересованность родителей в его обучении.

От первых впечатлений зависит путь маленького музыканта. Работа с обучающимися младших классов, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. преподаватель закладывает фундамент будущих умений и навыков, отношения к музыке. Но еще труднее преподавателю среди этих непосредственных маленьких учеников выявить тех, кто не только обладает музыкальными данными, а умеет «слушать» и «слышать», наделен умением трудолюбия.

Обычно яркие одаренные дети сразу выделяются в занятиях на инструменте. Их отличает уверенная, правильная посадка с инструментом, хорошая память, смелость на эстраде, податливый исполнительский аппарат, внутренняя музыкальность. Но одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – невнимательный, озорной, своенравный». Но главным качеством, которое преодолевает и дополняет недостаток каких-либо музыкальных или специальных данных, является трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Как правило, в классе у преподавателя таких учеников, в которых бы все эти «требования» сочетались, за все годы работы могут быть единицы. У некоторых детей эти качества формируются в процессе обучения и проявляются наиболее ярко только к середине обучения. На протяжении 19 лет работы в детской школе искусств г. Нарьян-Мара в классе Черняевой Л.Л. неоднократно появлялись такие ученики.

Актуальность опыта. Особое внимание преподавателей ДШИ направлено на выявление и развитие потенциала одаренных детей, подготовку их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. Это внимание к одаренным детям обуславливается проблемой потребности общества в неординарной яркой, творческой личности и приобретает особую актуальность , т.к. выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей – одна из приоритетных социальных задач государства и общества.

В 90-е годы данный вид деятельности имел очень малый процент реализации, что существенно сказывалось на культурно-творческом воспитании талантливых детей в Российской Федерации, несмотря на огромнейший потенциал. Это подтверждается принятием Советом Европы в 1994 году Постановления № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором сказано: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального, творческого и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может».

Внедрение современных инновационных программ и педагогических методик способствовало развитию творчески одаренных детей. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что дополнительное образование вместе с общим образованием должно формировать активное, деятельностное, творческое начало в личности. Проблема развития одарённых детей – будущих музыкантов-исполнителей, художников, обеспечения и реализации самобытности ребёнка, его творческой индивидуальности сегодня находятся в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры.

Политика государства по поддержке одаренных детей за последние годы претерпела большие изменения: появилась крепкая законодательная база, закрепляющая нормы реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

В соответствии с правовыми актами Российской Федерации в Ненецком автономном округе проведена значительная работа по совершенствованию и формированию законодательной базы системы образования региона, где одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования Ненецкого автономного округа является развитие системы поддержки одаренных детей и молодежи. Дополнительные условия для выявления и развития одаренных детей в Ненецком округе обеспечиваются подпрограммой «Одаренные дети».

Работа с одаренными детьми особенно актуальна на территории Ненецкого автономного округа, учитывая его отдаленность. Согласно "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Не все обучающиеся имеют финансовую возможность для выезда за пределы округа для участия в мастер-классах преподавателей Высшей школы с целью повышения профессионального мастерства.

Подводя итог вышесказанному, актуальность данного опыта заключается в следующем:

Выявление и поддержка одаренных детей является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования;

Работа с одаренными детьми предполагает постоянное повышение уровня мастерства преподавателей детской школы искусств;

Возможность использования данного опыта в детских школах искусств отдаленных регионов страны.

Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого.

Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта. Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и их проявления.

Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Здесь на первый план выходит преподаватель, который должен постоянно повышать свой педагогический потенциал, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, активно участвовать в методической деятельности.

Система преподавания Черняевой Л.Л. основывается на общих данных современной методической мысли в целом, достижениях психологии и физиологии, с обязательным учетом колоссального опыта столетиями существующих систем обучения на других музыкальных инструментах и, конечно же, с опорой на традиции российских домровых школ.

Теоретическая основа педагогического опыта опирается на методику и разработки Б.М. Теплова, Д.К. Кирнарской, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, М.Г. Арановского, Л.Л. Бочкарева. Научно-методическая литература авторов посвящена исследованию структуры способностей, дается анализ музыкальной одаренности, описываются методы диагностики музыкальных способностей.

В практической части опыта используется исполнительско-методическая база ведущих музыкантов - домристов – «Школа игры на трехструнной домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных В.П. Круглова, «Методика обучения на трехструнной домре» профессора Института музыки им. А.Г. Шнитке С.Ф. Лукина, «Школа технического развития домриста», «Искусство игры на домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных Р.В. Белова. Учитывая исполнение транскрипций скрипичных произведений на домре, важное внимание уделяется методике преподавания скрипичного искусства – Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке», И. Ямпольский «Основы скрипичной аппликатуры».

Педагогическая деятельность Л.Л. Черняевой строится на следующих принципах: принцип наглядности обучения, систематичности и последовательности, принцип взаимосвязи теории и практики, развивающего и воспитывающего обучения. Методами обучения являются: методы приобретения новых знаний, формирования умений, навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, методы стимулирования и мотивации к обучению.

Один из основных принципов – активизация деятельности на уроке – осуществляется через методы музыкального обобщения, возвращения к пройденному, размышления о музыке, создания художественного образа, сопереживания, эмоционально-интеллектуального постижения искусства, использование современных компьютерных технологий.

Новизна опыта. Российская образовательная система переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит ФГОС нового поколения, для учреждений дополнительного образовании Министерством культуры РФ утверждены дополнительные предпрофессиональные программы (ФГТ). В основе всех преобразований лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Новые стандарты, безусловно, предоставляют одарённым детям большие возможности. Ведутся поиски содержания и форм учебной, внеурочной деятельности, в которых каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Раздел II. Технология опыта

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся через систему занятий.

В ходе накопления опыта решались следующие задачи:

Выявление одаренных обучающихся;

Повышение уровня мотивации на уроках через средства обучения (современные компьютерные технологии);

Овладение умениями и навыками игры на инструменте;

Воспитание внимания и работоспособности на уроке;

Развитие музыкальных, художественно-творческих способностей, эмоциональной базы чувств, художественно-образного мышления;

Организация активного сотворчества обучающихся через предмет коллективного музицирования и внеурочную деятельность;

Пропаганда русской музыкальной культуры и искусства, воспитание любви к русскому народному творчеству.

Работа по выявлению одаренных детей, развитию их творческих способностей, раскрытию исполнительской индивидуальности через систему занятий включает в себя два этапа.

Первый этап – первый год обучения является основным и важным, здесь закладываются основы и база для дальнейшего обучения. На этом этапе преподаватель должен «влюбить в себя ученика», чтобы первой мотивацией к занятиям была встреча с любимым учителем и интересным уроком.

Начинается работа с проведения диагностики, где преподаватель в практической учебной деятельности (на уроках) определяет способности детей и выявляет одаренных обучающихся, обладающих потенциальной или скрытой одаренностью.

Основные музыкальные способности, которые дают потенциал для дальнейшего развития:

Эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

Способность к творческому восприятию музыки;

Музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

Ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

Чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Тестовые задания проходят в игровой форме, т.к. юному детскому возрасту свойственно игровое восприятие окружающего мира - основной вид деятельности для этого возраста игра. Здесь широко и активно используются дидактические материалы и пособия с элементами игры. Целью применения музыкально-дидактических игр и пособий является развитие музыкальных способностей юного музыканта, освоение нового материала в игровой форме, закрепление и проверка полученных ранее знаний.

Для проверки и развития чувства ритма используются русские ложки, шумовые ударные инструменты. Они вносят новые краски в музыкальную палитру урока. Детям очень нравятся эти ритмические упражнения (пропеть попевочку, слова исполняемой песенки-пьесы и простучать ее ритмический рисунок). В зависимости от характера пьесы – анализируем название пьесы (образ), темп, характер - учащийся сам выбирает инструмент для ритмического упражнения (треугольник, ложки, бубен, рубель). В этом проявляется эмоциональный отклик на музыку. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения может быть выражено в рисунках обучающегося к заданным пьесам.

Ложки используются и в изучении темы «длительности нот». Имея достаточное их количество, выкладываем (в дополнение к работе в тетради) с учениками длительности: «восьмую», «шестнадцатые», «четверти», различные ритмические рисунки.

С помощью карточек с яркими картинками лада «мажор», «минор» обучающийся показывает способность ладового чувства (преподаватель исполняет мелодию, ученик поднимает нужную карточку). Различные карточки используются и в дальнейшем обучении (нотная грамота, порядок появления диезов, бемолей, длительности нот). Ученики особенно любят задание «Исправь ошибку» (преподаватель, выкладывая карточки, сознательно допускает неточность, учащийся ее находит и исправляет).

Хочется отметить еще очень важный момент в обучении маленьких первоклассников. Для бывшего выпускника детского сада новым является само слово «урок» и, конечно, продолжительность урока - 40 минут. Темперамент у учащихся разный – кто-то более усидчив и восприимчив к информации, а у кого-то утомляемость наступает уже в середине урока, тем более что дети младшего школьного возраста обладают рабочим вниманием только 15-20 минут. К тому же, обучение игре на инструменте требует контроля за определенной правильной посадкой, положением игрового аппарата, что является непонятным для учащегося, а в начале обучения непривычным для его рук, ног. Чтобы снять физическую утомляемость, преподаватель в своих педагогических технологиях должен применять здоровьесберегающие технологии, т.е. знать упражнения для отдыха позвоночника, рук, пальчиков, глаз. И эти упражнения для детей младшего школьного возраста, опять же, могут быть в игровой форме. Например, для зарядки пальчиков могут использоваться пальчиковые игры с куклами «на пальчиках».

Преподаватель вместе с учеником надевает на пальцы рук «куколок», и безликие упражнения превращаются в маленький спектакль («Рыбки», «Кто пошел в лес», «Цветки» и др.). Упражнения направлены на освобождение, снятие усталости рук, на тренировку самостоятельности каждого пальчика.

Занятия на музыкальном инструменте требуют не только тренинга в освоении этого инструмента, но и диалога на уроке, произношения нот, пропевания слов исполняемых первых пьес. Не все дети открыты и артистичны, многие стесняются это делать или поют очень тихо. Здесь преподаватель может найти выход в использовании персонажей (кукол) кукольного театра. Ученик надевает на руку куклу и поет уже не он, а «кукла Варвара». Как правило, это увлекает юных музыкантов, они забывают про свою неуверенность, постепенно раскрепощаются.

Приемом проверки задания и стимулом к его выполнению тоже служат куклы. Второй персонаж, используемый на уроке - это кукла «Ивашка». Дети знают, что он очень любопытный, большой проказник, и не все у него получается. Когда «Ивашка» «слушает» их игру, они стараются быть лучше него, т.е. сыграть, пропеть, сосчитать без ошибок. Тут уже преподаватель выступает в роли «Ивашки», надев куклу на руку.

На протяжении первого года учебы для развития музыкальной памяти и закрепления приобретенных начальных навыков игры на инструменте применяется метод обучения - возвращения к пройденному: урок начинается с повторения накопленного репертуара. Для наглядности объема репертуара (сколько выучено пьес) у каждого первоклассника есть «Музыкальная шкатулочка», куда сам ученик вкладывает листочек с названием выученной пьесы. В произвольном порядке достаем листочки с названиями пьес и проигрываем их.

Первые исполняемые пьесы всегда имеют доступное образное название: «Зайчик», «Как под горкой, под горой», «Паровоз», «Грибы» и т.д. Это позволяет фантазировать и при их повторении создавать маленький музыкальный рассказ, каждый раз разный, чередуя пьесы в произвольном порядке (Сидел под горкой зайчик, вдруг увидел паровоз и захотел поехать за грибами). Желание услышать и поучаствовать в придумке нового рассказа, стимулирует ученика не забывать выученный материал, постоянно повторять его в домашних занятиях.

Дидактические пособия и дидактические игры позволяют сделать учебный материал увлекательным, а также создать радостное рабочее настроение. Ученик, который занят игрой, может не замечать того, что он учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые в той или иной степени требуют от него мыслительной деятельности.

Также первый этап обучения должен быть наполнен музыкой извне, происходит накопление музыкальных впечатлений – преподаватель много исполняет сам на инструменте, использует на уроках видео и аудио записи. Ученик посещает концерты, слушая разные инструменты, рассуждает о музыке, сравнивает. У него формируются свои предпочтения, свое музыкальное мнение. Закрепляется полученная информация через форму опроса «кроссворд», «ребус», «загадки».

На первом этапе решается основная задача – овладение начальными умениями и навыками игры на инструменте. Это кропотливая работа преподавателя и ученика, неоценимый вклад в последующие годы обучения. Здесь очень важно соблюдать принцип систематичности и последовательности: « Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей» .

Очень большая роль на этом этапе отводится освоению правильной посадки с инструментом, постановке игрового аппарата, красивому, мягкому звукоизвлечению.

Правильная постановка исполнительского аппарата домриста имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива развития и творческое становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора. Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий.

Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.

Уже по результатам этих занятий определяется будущий исполнительский потенциал обучающегося, его технические задатки, возможности технического роста, его трудоспособность.

Стиль преподавания с начинающим маленьким музыкантом должен быть творчески-активным. При этом обязательно учитываются как общие особенности детской психики, свойственной данному возрасту ученика, так и его индивидуальные черты. Общий план урока составляется из разнообразных заданий, которые позволяют переключать внимание ребенка, не давая ему отвлекаться. План урока может иметь такую структуру:

2-3 мин. – общая беседа, подготовка к занятию, создание благоприятной психологической атмосферы, настройка инструмента;

10-12 мин. – игра упражнений, пройденных пьес, проверка домашнего задания;

10-12 мин. – изучение нового материала (новые приемы игры, материал по теории, новые упражнения);

2-3 мин. - разминка, упражнения для рук, кистей, корпуса;

12-15 мин. - разбор новых пьес, обсуждение домашнего задания.

Обучение игре на инструменте для начинающего ученика – это уже захватывающее для него действие. Потому что это осязаемо, он видит инструмент, держит его, извлекает приятные звуки, слышит результат своего труда. Но все это требует подкрепления теоретическими знаниями – написания, названия нот, знания длительностей нот, ритмических фигур, знания многих специфических музыкальных терминов, понимания их значения, чтобы «разговаривать» на музыкальном языке. Здесь возникает сложность. Дети, как правило, редко задают встречные вопросы. После завершения занятия не пытаются поговорить на изученную тему, не пытаются сами применить полученные знания на практике. В результате познавательный интерес, потребность в новых знаниях и познавательная активность снижается, может пропасть интерес к занятиям.

Чтобы не сложилось такой ситуации, у обучающегося в процессе занятий должна развиваться осознанная мотивация к обучению.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Учитывая выводы психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта человека и на 70-80% от мотивов (В.И. Мясищев), происходит переход от педагогики мероприятий к педагогике мотивов как к энергетическому фундаменту педагогического воздействия.

Если в первые месяцы обучения мотивацией является сама встреча с учителем, то ближе к концу первого года обучения, мотивацией должен являться результат занятий: «умею – играю – выступаю - хочу учиться», т.к. результатом умений в музыке является публичное выступление. Первые площадки для выступления первоклассников - это: классное родительское собрание, конкурсы, организованные преподавателем среди учащихся класса, выступления на уроке для мамы (приглашаются родители), и, конечно, традиционный концерт обучающихся первого класса для родителей «Первые шаги».

Учебная, внеурочная деятельность преподавателя и обучающегося должна обязательно находиться в единой системе сотрудничества с родителями ученика.

Результативность работы с «одаренными детьми» во многом зависит от семьи. Именно семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Очень важно, когда в семье царит интеллигентная, благоприятная атмосфера, когда родители принимают активное участие в делах своего ребенка, поддерживают его в неудачах и радуются успехам, а также создают условия для познавательной деятельности (вместе читают, ходят на выставки, в музеи, в театр, на концерты). Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать и развить его способности.

По итогам первого этапа - первого года обучения преподаватель видит уровень развития способностей своих начинающих учеников, их уровень владения инструментом. Он может прогнозировать дальнейший результат работы с яркими, одаренными детьми, он должен иметь на будущее план индивидуальной работы с такими обучающимися.

Второй этап начинается со второго года обучения и длится до окончания всего курса (пятилетнее, семилетнее, восьмилетнее обучение). Здесь на первый план сразу выходит накопление и развитие исполнительских навыков владения инструментом. Много времени уделяется техническому развитию (гаммы, этюды), качественному звукоизвлечению, динамической свободе, работе над художественным образом, исполнению различных штрихов, кантилене, аккордовой технике. Исполняемый репертуар усложняется. У одаренных обучающихся он становится на класс - два выше. Обучающийся накапливает опыт концертных выступлений, учится эстрадному мастерству.

У каждого обучающегося вырабатывается своя система домашних занятий. Некоторые приходят заниматься вечером в школу (когда свободны классы), кто-то распределяет работу домашнего задания по дням, кто-то выполняет задание целиком, а в оставшиеся до урока дни закрепляет его. Обучающиеся помнят требование преподавателя: «Надо постоянно двигаться вперед! Если не успеваешь сделать все задание, то выполни хотя бы один пункт, но качественно». Индивидуальная система занятий предусматривает и позволяет это.

Сложная исполняемая программа, умение держаться на сцене, собраться для выступления позволяют обучающемуся начать конкурсную деятельность. Это для него интересно, т.к. является новой областью применения умений и навыков.

Как правило, подготовка к конкурсу уже дает мотивацию для занятий. Учащийся готов заниматься сверх положенного времени, изучать дополнительную литературу, стараться получить ожидаемый результат, сразу возрастает интенсивность и эффективность домашней подготовки. Положительный результат участия в конкурсе является стимулом для дальнейшей конкурсной и учебной деятельности. Получается «замкнутый круг»: мотивация – работа – результат, который является мотивацией для продолжения работы.

Одной из дополнительных возможностей развития мотивации к обучению и раскрытия творческих способностей одаренных обучающихся являются занятия коллективным музицированием.

Под «коллективным музицированием» понимаются занятия с группой музыкантов в ансамбле, оркестре, хоре. В данном случае - это занятия в ансамбле русских народных инструментов.

Занимаясь в творческом коллективе, ансамблист делит ответственность с другими участниками, происходит высвобождение его творческих ресурсов и осуществляется менее эмоционально-затратный рост учащегося, что мотивирует его для дальнейших занятий.

Занятия коллективным музицированием включают в себя целый комплекс важных моментов обучения и развития ребенка: воспитывают внимание, наблюдательность, инициативу, эмоциональную отзывчивость, артистические навыки. Юные музыканты учатся искусству общения, применяют навыки, полученные в специальном классе.

Эта форма работы является очень интересной, увлекательной для учеников и преподавателей, она, несомненно, раскрывает творческий потенциал участников коллектива. Заметна тенденция – в каждом коллективе проявляются дети, которые становятся сольными исполнителями и активно участвуют в конкурсной и внеурочной деятельности.

По мере взросления и развития своих способностей, одаренный ученик приобретает свою музыкальную индивидуальность. Здесь проявляется принцип музыкальной педагогики - гармоничность музыкально-художественного и технического развития.

На данном этапе перед администрацией ДШИ стоит задача создать дополнительные условия для встреч и обмена опытом между юными музыкантами, общения одаренных обучающихся с выдающимися педагогами и исполнителями современности, приобретения новых знаний и исполнительских навыков для активного творческого развития.

Мастер-классы преподавателей Высокой школы - это практическая помощь в овладении возможностями инструмента со стороны известных музыкантов. Возможность активного творчества, сотворчества, предпрофессиональной подготовки, расширение круга общения, новых знакомств, социализация в профильном сообществе, создание условий для накопления багажа профильных знаний, укрепление мотивации к занятиям на инструменте.

Работая с одаренными детьми, преподаватель должен всегда видеть перспективу их развития и стремиться к ней. Успех юного музыканта на всех этапах обучения зависит не только от его трудолюбия и одаренности, но и от последовательности задач, которые перед ним ставятся.

Особенностью обобщения педагогического опыта преподавателя Черняевой Л.Л. «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения» является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах совершенствования методов и приёмов развития творческих способностей одарённых обучающихся.

Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта преподавателя является развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся.

Это подтверждают результаты:

Конкурсная деятельность сольно и в составе ансамблей;

Занятия с мастерами Высокого уровня;

Активная концертная деятельность.

Худякова Евгения в 2010 году Управлением образования за профессиональные успехи и отличную учебу награждена экскурсионной поездкой в Санкт-Петербург. В 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Жуков Сергей в 2014 году награжден грамотой директора ГБУ НАО Е.В. Парсуковой за преданность искусству, любовь к творчеству, высокие достижения в творческой деятельности. По итогам 2014, 2015 года включен в банк данных «Одаренные дети НАО» в номинации «Творчество»

Акимова Полина в 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Результаты выездных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

13-19.04. 2008 г.

г. Архангельск XII Областной конкурс исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

04-08.11.2008 г.

г. Санкт-Петербург III Международный конкурс исполнителей инструментальной музыки «Серебряный камертон»

Худякова Евгения –

победитель

27-31.01. 2010 г.

г. Великий Устюг Всероссийский конкурс- фестиваль

«В гостях у сказки»

Худякова Евгения –

победитель

15-20.02. 2011 г.

г. Архангельск. XIII Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Худякова Евгения –

победитель

16-21.11. 2011 г.

г.Санкт - Петербург XII Международный конкурс – фестиваль «Праздник детства»

Худякова Евгения –

лауреат II степени

г. Архангельск. XIV Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

05 -08.02.2015 г.

г. Великий Устюг. Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Жуков Сергей – дипломант I степени

Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

17-18.03.2008

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

18-19.01.2011 г.

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

победитель

19.01.2013 г.

«В гостях у сказки»

Парилова Даша –

лауреат IIстепени

Жуков Сергей –

лауреат III степени

Остальцева Ксения – лауреат II степени

26-27.04.2013 г.

Окружной эстрадно-джазовый конкурс

Парилова Даша –

лауреат III степени

Жуков Сергей –

дипломант

июнь 2013 г.

Региональный конкурс

«Молодые дарования НАО» в рамках Всероссийского конкурса

«Молодые дарования России»

Худякова Евгения – победитель в номинации «Музыкальное искусство».

17-18.01.2014 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина – диплом участника конкурса-фестиваля

05-06.02.2014 г.

Региональный конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIV Областного открытого конкурса исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина – лауреат 3 степени,

Худякова Евгения -

Гран-при

04-05.03.2015г.

Региональный эстрадно-джазовый конкурс

Худякова Евгения – лауреат Iстепени, Парилова Даша

лауреат II степени

март 2015г.

Региональный фестиваль самодеятельного молодежного творчества «Молодежная весна»

Худякова Евгения – диплом лауреата

II степени

17-18.04.2015 г.

«Живые, пойте о нас»,

посвященный 70-летию Победы

Акимова Полина – диплом фестиваля

2015 г.

Окружной молодежный фестиваль современного искусства «Кадушка

Худякова Евгения – диплом фестиваля

Результаты конкурсов регионального уровня.

Выступления в составе ансамблей.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

24.05.2013 г.

Окружной этно-фестиваль

«Картинки из глубинки»

диплом фестиваля

20-23.09.2014 г.

II Окружной фестиваль рукотворной куклы, в рамках Межрегионального фестиваля театрального творчества «Аргиш надежды»

Жуков Сергей, Парилова Даша в составе ансамбля ложкарей «Сказочка» - диплом фестиваля

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

ансамбль Худякова Евгения - Ладес Анастасия –

лауреат 1 степени

17-18.04.2015 г.

Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества

«Живые, пойте о нас», посвященный 70-летию Победы

ансамбль Худякова Евгения-Ладес Анастасия – диплом фестиваля

Результаты дистанционных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

январь-февраль 2014 г

V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Жуков Сергей – победитель – III место

31.03.2014 г.

Международный детский и юношеский интернет- конкурс «Зимняя карусель»

Жуков Сергей – дипломант I степени

30.11.2014 г.

VIII Международный интернет-конкурс «Души прекрасные порывы»

Худякова Евгения –

победитель

20.02.2015 г.

Ежегодный Международный фестиваль-конкурс «Хрустальное сердце мира»

Акимова Полина - дипломант I степени

23.03.2015 г.

Худякова Евгения – победитель I степени

30.03.2015 г.

Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победитель III степени

март 2015 г.

XIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победители I степени

8. Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

14.04.2008 г.

Худякова Евгения

06.11.2008 г

Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова,

Г. Санкт-Петербург

Худякова Евгения

27.01.2010 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

16.02.2011 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

02.06.2013 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева

Павла Михайловича Гущенкова,

Г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

26.03.2014 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск.

Жуков Сергей

22.10. 2015 г.

Акимова Полина

23.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой. г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

24.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

2008 год – 2%; 2009 год – 4%; 2010 год – 8%; 2011 год – 11%; 2012 год – 15 %;

2013 год – 17 %; 2014 год -19%; 2015 год -24%.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : Указ президента РФ № Пр.-271,2010. - Режим доступа docs.cntd.ru/document/9002210953

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] : Медведев Д.А., 2012. - Режим доступа http://dopedu.ru/attachments/article/237

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон, 2012. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law140174/

4. План мероприятий («дорожная карта») / Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 30.04.2013 № 162-п. – Режим доступа http://www.zrnao.ru/assets/files/Ukazy/2014/tipplandorkartobrazovanie

5. Комплекс мер по реализации стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 28.09.2013 № 286-п. – Режим доступа http://www.worklib.ru/law/856054/

6. Государственная программа Ненецкого автономного округа / Развитие образования в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 13.11.2013г № 411-П. – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/494310480

7. Об образовании в Ненецком автономном округе/ закон Ненецкого автономного округа

[Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 16.04.2014 № 12-ОЗ. – Режим доступа adm-nao.ru/media/acts/2014/04/17 закон_12-оз.doc

8.Асафьев Б. В., О музыкально-творческих навыках у детей. //Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. – Ленинград, 1973.

9.Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 века Л.А. Баренбойм //Музыкальная педагогика и исполнительство. – Ленинград, 1974.

10.Кабалевский Д.Б., Воспитание ума и сердца/ Д.Б.Кабалевский. - Москва: Просвещение,1984.

11.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А. Михайлов. – Ярославль, 1997.

12. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами/ Е.Э. Сугоняева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

13.Теплов Б.М., Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. - Москва: Известия АПН РСФСР, 1961.

14. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Е.И. Юдина. - Москва: Аквариум, 1997.


Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты.

Лапшина Е.В. МБОУ СОШ №39

учитель начальных классов

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Согласно учебного плана школы на 2013 – 2014 учебный год в начальных классах ведутся занятия внеурочной деятельностью. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей, где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций, большое внимание уделяю развитию пластики и координации движений.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.
В течение нескольких лет одарённость наших учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, конференциях, выставках. В этом году впервые ученики моего 1 класса приняли участие в олимпиаде. Хочется отметить, что участие приняли многие желающие, независимо от уровня развития. Поверить в свои силы, создать среду, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственного потенциала в этом и заключается, как я считаю работа с одарёнными детьми.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Направления деятельности по работе с одарёнными детьми:

Организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

Проведение массовых мероприятий внутри объединения;

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий- -Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы:

Факультатив

Предметная неделя

Ученическая конференция

Кружки, объединения

Организация исследовательской работы

Организация проектной деятельности

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать в работе:

Упражнение «Оригинальное использование»

Придумать как можно больше разнообразных осуществимых оригинальных способов использования обычных предметов. Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время - 10 минут. Результаты работ представляются по очереди. Выигрывает группа, представившая больше способов. Возможно применение на любом уроке.

Упражнение «Странные отгадки»

Предлагаются общеизвестные загадки, на которые нужно придумать как можно больше вариантов ответов, не совпадающих с «традиционными» отгадками, но при этом не противоречащих условиям загадки, логике, здравому смыслу. Работа проводится в группах по 3-4 человека. Время 10 минут.

Упражнение «Пятистрочия»

Участников просят сочинить пятистрочия на заданную тему.
1 строка – одно слово, обычно существительное, наиболее точно отражающее основную идею.
2 строка – два прилагательных, характеризующих существительное из первой строки.
3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия.
4 строка – фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему.
5 строка – еще одно любое слово, отражающее общую суть темы стиха.

Упражнение «Рисунок по точкам»

Изобразить на листе 20 точек, расположив их произвольно, но равномерно. Передать лист своему соседу. На том листе, который вам достался, соединить все точки прямыми линиями или дугами таким образом, чтобы получилось целостное, осмысленное изображение.
Упражнение «Рифмовки»
Предлагаем Вам завершить в рифму предложенные фразы, касающиеся прошедшего выступления:
Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
Креативность – что за птица….

Упражнение «Что? Откуда? Как?»
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три опроса:
Что это?
Откуда это взялось?
Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Земля круглая»

Упражнение «Противоположности»
Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.
Для работы можно предложить, например, такие ситуации:
Боксер выходит на ринг.
Девушка едет с горки на роликах.
Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.
Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.
Смысл упражнения
Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.
Обсуждение
Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

    Развивать творческие способности можно всегда и везде, а не только в специально отведенное время и место;

    Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию;

    У ребенка должны быть все материалы и инструменты для творчества: краски, пластилин, цветная бумага и.т.д.;

    Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка;

    Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка;

    Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ними в скучные;

    Не старайтесь вбить в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача развитие способностей;

    Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые занятия и упражнения.

Один восточный мудрец сказал «Ребенок это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью я руководствуюсь воспитывая детей и не забываю, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет – нарисовать радугу, а для другого – целую картину.

Всем известно, что творчество - это процесс деятельности, в ходе которой создаются новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется особое мышление, за счёт коего человек может выйти за пределы традиционного бытия. И в целом творчество - это ещё и процесс вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и соображений. В общем, по-разному можно растолковать данный термин. Но мы хотим уделить внимание такому понятию, как педагогическое творчество.

Общие положения

В чём заключается задача современного образования? В овладении преподавателями методологией творческого преобразования мира. Почему это так важно? Потому что творчество в данном контексте подразумевает открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения. Впрочем, это ещё не всё, что можно сказать на эту тему.

Профессиональная педагогическая деятельность является процессом постоянного творчества. Но тут есть своя специфика. Творчество преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально новое, масштабно ценное. Оно направлено на кое-что более важное и серьёзное - на развитие личности. Безусловно, хороший преподаватель (особенно если он новатор) разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не целью его творчества, а лишь способом достижения лучших в этой деятельности результатов.

Специфика

Педагогическое творчество невозможно, если у человека нет социального и преподавательского опыта (и образования), а также предрасположенности к данной деятельности. Впрочем, обо всём - по порядку.

Специальная подготовка обязательна. Потому что лишь эрудированный педагог с нестандартным мышлением и расширенными рамками может найти оригинальные, «свежие» пути решения проблемы, которая чаще всего связана с обучением учащихся.

В чём сложность? В том, что преподаватель в ходе своей деятельности постоянно решает огромное количество задач - как типичных, так и нестандартных. И не всегда при одних и тех же обстоятельствах. И занимаясь их решением, преподаватель (как и любой другой исследователь) выстраивает свою деятельность в соответствии с положениями эвристического поиска. То есть проводит анализ ситуации, выстраивает предположения касательно результата, учитывая исходные данные, оценивает потенциал имеющихся для достижения цели средств, формулирует задачи. Это нелёгкий труд, требующий и определённых навыков, умений.

Что образует полноценность?

Преподавательская деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. опыт и умения впечатляют только в том случае, если сам специалист относится к своей деятельности соответствующим образом - с заинтересованностью, ответственностью, вдохновением и энтузиазмом. Это важнейшие условия!

Педагогическое рационализаторство, продуктивное обучение, достижение определённых успехов во всей деятельности в целом - всё это и многое другое возможно в том случае, если имеют место быть 5 общепринятых аспектов.

Первое - наличие интересующей самого преподавателя. Второе - социальная значимость, влияющая на развитие личности. Третье - наличие социальных и материальных предпосылок (иначе говоря - условий), необходимых для творчества. Четвёртое - новизна и оригинальность процесса или же ожидаемого результата. И пятое - наличие субъективных предпосылок для осуществления творчества. Имеются в виду умения преподавателя, его знания, мотивация, увлечённость, желание работать с аудиторией.

Главная сложность

Вот тут и проявляется педагогическое творчество в полной мере. Преподаватель ставит себя на место учеников, задаёт себе бесчисленное множество вопросов. Что им может быть интересно? Как и чем их завлечь? К какой методике прибегнуть, чтобы подтолкнуть учеников к освоению материала? Какими способами донести до них важность предмета? И так - перед каждым занятием.

Сначала преподаватель формирует свой замысел, вытекающий из ответов на все перечисленные и неупомянутые вопросы (которых ещё больше). Потом прорабатывает его, преобразовывает в идею. Затем «ищет» методы, при помощи которых воплощение замысла будет реальным. Кстати, именно в ходе этих процессов человек приобретает опыт творчества. Конечно, со стороны это может казаться составлением плана на урок. Но все преподаватели (или как минимум большинство) его пишут. Вот только к одним на занятия ходят с удовольствием, испытывая интерес к предмету и к знаниям, а к другим - нет.

Взаимодействие с аудиторией

Его педагогическое творчество подразумевает в первую очередь. От того, какой контакт наладит преподаватель с обучающимися, зависит его успех и признание как специалиста, а также качество полученных знаний школьников/студентов.

На занятия какого педагога интересней ходить? Того, кто взаимодействует с аудиторией, глядит в глаза каждому, и старается сделать урок максимально похожим на продуктивный коллоквиум? Или на занятия «лектора», который сидит за столом и просто читает материал из тетради? Конечно же все выберут первый вариант. И данный случай является ярким проявлением творчества. Поскольку наладить контакт с аудиторией - это искусство.

Но тут не обойтись без творческого потенциала. Формированию которого нередко способствует определенные организация образовательного процесса. Она обязательна, поскольку цель занятий всё-таки заключается в передачи школьникам/студентам знаний и навыков. И вот что эта организация в себя включает:

  • Проблемное обучение.
  • Налаживание междисциплинарных связей.
  • Воспитание позитивного и творческого отношения у учащихся к изучению предмета.
  • Умение определять главное и осмысливать пройденное ранее.
  • Развитие у учащихся способностей и навыков, касающихся синтеза, анализа, классификации и обобщения.
  • Умение давать оценку практическим ситуациям.

И это - лишь основные положения, которые подразумевает педагогическая работа. Некоторые из них стоит отметить отдельным вниманием.

Проблемное обучение

Это весьма интересная методология, подразумевающая активное взаимодействие педагога с учащимися на почве проблемно-представленного содержания обучения. В чём её суть?

Итак, преподаватель ставит перед школьниками/студентами учебно-проблемную задачу (естественно, после коллективного изучения материала). Так он создаёт для них проблемную ситуацию. Ученикам необходимо проанализировать её, осознать и принять суть, после чего приступить к разрешению проблемы. В ходе данного процесса они как раз и применят полученные в ходе занятий навыки и информацию. Такие практические занятия учат школьников и студентов мыслить, и творчески усваивать знания.

Кстати, альтернативой данной методологии является эвристическое обучение. Оно возникло ещё во времена Древней Греции - его практиковал сам Сократ! Долгое время в основе методики лежал Впрочем, совершая их, удавалось прийти к истине.

И в данном случае также проявляются основы педагогического творчества. Что должны сделать ученики? Лишь вовлечься в процесс и применить данные преподавателем знания - это не так сложно. А педагогу необходимо спроектировать ту самую учебно-проблемную ситуацию, понятно её сформулировать, да ещё и придать ей особый характер, чтобы заинтересовать аудиторию.

Положения Торренса

Их нельзя не отметить вниманием, рассказывая про творчество в педагогической деятельности. Элис Пол Торренс был известным американским психологом, который разработал основные принципы, её касающиеся. И эти положения о педагогическом творчестве являются весьма показательными. Вот, что именно они в себя включают:

  • Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
  • Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
  • Умение не мешать творческому процессу школьников/студентов.
  • Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
  • Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
  • Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
  • Умеренное поощрение и похвала.
  • Исключение любого давления на учащихся.
  • Уважение к каждому.
  • Проявление и приветствие энтузиазма.
  • Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
  • Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся - особенно студентам/школьникам с мнением и точкой зрения, отличной от других.

Всё вышеперечисленное имеет огромное значение. Потому что понятие педагогического творчества включает в себя не только особый подход к преподаванию, но ещё воспитание учащихся, и их развитие. Не только всех вместе - ещё и по отдельности. Ведь, по сути, творчество в педагогике проявляется через развитие уникальных способностей обучающихся.

Условия для преподавательского совершенствования

Что ж, как уже говорилось ранее, деятельность педагогов сложна, как и их труд. Хотя он, бесспорно, даёт плоды - если преподаватель подходит к своим задачам так, как было описано выше.

Но только для того, чтобы продуктивность не падала, и специалист так же радовал результатами, нужны особые условия развития педагогического творчества. Сюда относятся многие аспекты - как моральные, так и материальные. К последним, естественно, относится стимулирование, премии, достойная затрачиваемых сил, времени и трудов зарплата. Одним словом - проявление благодарности и уважения. В наше время это имеет значение.

Но и остальные условия немаловажны. К ним относится сжатость, так называемая спресованность творчества. Также сопряженность деятельности одного педагога с другими. Важно и наличие времени, необходимого на подготовку. Сюда же относится и отсроченность результата. Это всё направлено на стимулирование преподавателя к осуществлению творческой деятельности.

Кстати, ещё её развитию нередко способствуют публичные выступления и постоянное соотнесение общепринятых педагогических приёмов с нестандартными ситуациями. Но это необходимо тем преподавателям, которые не привыкли проявлять творческий подход.

Уровни

Их также необходимо отметить вниманием. Уровни педагогического творчества имеют место быть, и принято выделять пять основных.

Первый называется информационно-воспроизводящим. Подразумевается применение в решении профессиональных задач опыта, полученного и перенятого от других преподавателем в ходе своей деятельности.

Второй уровень называется адаптивно-прогностическим. Заключается в умении педагога трансформировать известные ему данные и информацию, выбирать методики, способы, методы взаимодействия со школьниками/студентами, и принятие во внимание их специфических личностных особенностей.

Третий уровень известен, как рационализаторский. Преподаватель, соответствующий ему, проявляет свой уникальный опыт, умение решать нестандартные задачи, искать оптимальные решения. И в его деятельности явно наблюдается некая неповторимость и индивидуальность.

Четвёртый уровень называется научно-исследовательским. Заключается в способностях педагога обозначать концептуальную основу личностного поиска и разрабатывать систему деятельности, опираясь на исследования её результатов.

И, наконец, пятый уровень. Известен, как креативно-прогностический. Педагоги, соответствующие ему, умеют выдвигать сверхзадачи и решать их обоснованными, нередко собственно разработанными способами. Это преподаватели высшей категории, которые действительно могут изменить и трансформировать систему образования.

Конкурсы для педагогов

О них тоже хотелось бы сказать пару слов напоследок. Потому что многие существующие сегодня конкурсы для педагогов несут именно творческий характер. Взять, к примеру, «Новые идеи» и «Методическая система эффективного учителя». Эти конкурсы направлены на внедрение новых, личностно развивающих образовательных технологий, а также представление и популяризацию опыта работников образования. Также имеет место быть и мотивация преподавателей к использованию инноваций в процессе обучения.

А есть конкурс, который так и называется - «Педагогика творчества». Его цель заключается, помимо всего перечисленного, ещё и в стимулировании инновационной деятельности. И направлен он, кроме прочего, на преодоление стереотипов, закреплённых касательно данной профессиональной деятельности.

Кстати, такие конкурсы тоже способствуют творческому развитию и профессиональному росту. И участие в них преподавателей только лишний раз подчёркивает их преданность своему делу и заинтересованность.



просмотров