Положение женщины в древней греции. Жуткие медицинские процедуры женщин Древней Греции

Положение женщины в древней греции. Жуткие медицинские процедуры женщин Древней Греции

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.

Спартанские женщины.

В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

Афинские женщины.

Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.

Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.

Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.

В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.

У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.

Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.

Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.

Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.

Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.

Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.

Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.

У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.

Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.

Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

Женщина в Древней Греции Женщина Древней Греции долгое время служила эталоном красоты для европейцев. Ее неземной красотой вдохновились скульпторы и художники, запечатлевшие в искусстве образы Афродиты, Афины или Деметры. Статная, стройная, грациозная, с лебединой шеей, облаченная в струящийся складками хитон, золотистые кудри в высокой прическе, украшенные лентами и диадемой.


Жизнь замужней женщины Замуж гречанки выходили, в основном, не по любви и не сами выбирали себе супруга. Пятнадцать лет считался нормальный возраст для замужества девушки, в то время как мужчине для вступления в брак должно быть не менее тридцати. Брак налагал обязательства только на одну из сторон. После брака мужчина не отказывал себе в общении с любовницами и куртизанками. Он мог публично отречься от своей жены, и этого было уже достаточно ему для развода при условии, что он готов возместить приданное. Женщине получить развод было очень сложно, он разрешался только через судебное постановление, если предоставлялись свидетельства о скандальных проступках мужа. При разводе дети оставались с отцом. Ведь дети, по сути, и являлись целью. Мужчины хотели, чтобы их богатства переходили к их законным наследникам, а не детям любовниц или гетер. Чтобы быть уверенным в верности своих жен, греки приставляли за ними присматривать своих рабынь. Женщине не дозволялось никуда выходить одной. Даже в поездках к родителям женщину должен был кто-то сопровождать. Жена для древнегреческого мужчины всего лишь главная из его служанок. И основное ее занятие – следить за тем как работают рабы и иногда самой принимать участие в этой работе. Она воспитывает сыновей до семилетнего возраста, после чего их у нее забирают и отдают в закрытую школу. Дочери остаются при ней вплоть до замужества, чтобы она могла подготовить их к роли хозяйки и производительницы. Жена не знает друзей своего мужа, она никогда не принимает участие в пирах, куда ее муж приводит своих любовниц.


Гетеры и любовницы Проститутки низшего разряда – рабыни – наполняли публичные дома Афин, их услуги продавались за бесценок. Проститутки высшей категории – умные, образованные женщины, следящие за своей красотой, модно и изысканно одетые. Они умело использовали косметические средства – белила и румяна, душились благовониями, исправляли недостатки фигуры тем, что носили искусственные грудь и бедра, перетягивали талию широким поясом. Они знали, что благодаря своей красоте и уму могли приобрести почетное положение в обществе.


Гетеры порой преуспевали и в весьма мужских занятиях. Ионийская гетера по имени Таргелия, жившая в VI в. до н.э., была тайным агентом персидского царя Кира Великого и способствовала добровольному переходу Ионии под власть Персии. Аспасия устраивала открытые приемы для философов, художников и поэтов, умела вести беседы наряду с учеными мужами. Даже сам Сократ с учениками приходил послушать ее рассуждения. Некоторые гетеры в пору своего расцвета смогли накопить достаточно денег, чтобы вложить их в большие предприятия. Ламия из Афин восстановила разрушенную картинную галерею в городе Сикион близ Коринфа. Ниже гетер на социальной лестнице стояли наложницы, о которых известно очень мало. В любом случае положение наложницы нельзя было назвать счастливым: у нее не было законных прав, как у жены; не было такой независимости, как у гетеры. Если хозяин уставал от наложницы, ничто не мешало ему продать ее


В некоторых областях Древней Греции женщины обладали большей степенью свободы. Например, в Спарте их воспитание практически не отличалось от воспитания мальчиков, и они обладали правом на имущество. На Лесбосе брак давал женщине возможность вступить в общество на равных правах с мужчиной, женщины могли соперничать с мужчинами в искусстве. Тому подтверждением являлась самая известная жительница Лесбоса поэтесса Сафо.


Сафо возглавляла общину девушек, служивших культу Афродиты. Девушки обучались поэзии, музыке и танцам и конечно искусству быть женщиной и искусству любви. В атмосфере непрерывных празднеств девушки постигали суть любви и красоты, воодушевленные волшебством окружающего мира, очаровываясь собственной красотой – красотой женского тела. Несмотря на близкие отношения между девушками, они готовились в кружке Сафо не к безбрачной жизни, а все-таки к замужеству. Да и сама Сафо была замужем. Она готовила вверенных ей девушек к тому, чтобы выполнить свое предназначение, быть женой и матерью, в радости и счастье.


Женщина в Древнем Риме Положение женщины в древнем Риме отличалось от места женщины в Греции. Для греков женщина была в первую очередь хозяйкой и матерью их детей. Роль женщины в Риме была другой. Мужчина в Риме искал подругу, а не домохозяйку. Женщина занимала привилегированное положение. В её присутствии не позволительно было грубое поведение. Жена имела равные права с мужем. Дома и в общественным местах пара была всегда вместе.


Жизнь замужней женщины Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало. Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса. Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже матери.


Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награда ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин. Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского перфекта Египта и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью.


Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии. Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.


Права женщин в Древнем Риме Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.


Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества infamis. Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.истории Древнего Рима Рим славился не только своими многочисленными победами на поле боя, но и прекрасными свободолюбивыми женщинами. В Риме впервые в истории появилась идея эмансипации женщины.




Платон о женщинах Платон отстаивает свое убеждение о том, что между мужскими и женскими способностями нет никакой разницы, оправдывающие разграничения в их правах и сферах деятельности. Конечно, есть такие занятия, вроде стряпни или прядения, где женская природа здесь отличается больше. Поэтому, Платон требует, чтобы представительницы слабого пола наряду с мужчинами имели бы одинаковые права во всех сферах. Он считает, что главное здесь не пол человека, а обладание знаниями. Женщины с мужчинами должны пройти одинаковую систему воспитания, образования. Платон возражал своим противникам, которые говорили, что математика, философия убьет в женщине женственность, а гимнастика отнимет у нее стыд. Платон убеждал, что было бы очень грустно охранять женскую нравственность только одеждой. Он считает, что для женщины добродетель – это есть и одежда, и защита всяческих посягательств на ее чистоту. Тогда она сможет разделять с мужчиной правительственные и военные труды. Платон – первый из мыслителей Европы, у которого существует высшая точка зрения о женщине как о человеческом существе.


Аристотель о женщинах Согласно Аристотелю, женщинам чего-то не хватает. Женщина, так сказать, "недоделанный мужчина". В процессе размножения она играет чисто пассивную роль, она - получатель, тогда как мужчина активен, он - даритель. Ведь Аристотель считал, что ребёнок наследует только мужское, все его будущие качества заложены в мужском семени. Женщина подобна почве, которая лишь вбирает в себя и вынашивает посеянное зерно, тогда как мужчина и есть "сеятель".Женщина представляет собой материю, в то время как мужчина - форму или душу. Он сравнивает менструальную жидкость женщины и выделение семени мужчины, и на основании этого сравнения делает вывод о том, что мужчина представляет собой высшее начало, поскольку семя - жидкость высшая по качеству, чем менструальная. Женщина - есть существо вторичное, низшее из-за ее неспособности к созданию семени. Женский зародыш - низший по отношению к мужскому, и его появление связывалось с неправильным положением матки. Аристотель, считает женщину разновидностью природной деформации, хотя и постоянно имеющей место в природе. Главное назначение и единственное оправдание данной «разновидности природной деформации», конечно, воспроизводство и обустройство домашне - семейной жизни мужчины.



Барбара Смит

Женщины в Древней Греции: миф и ритуал

В Древней Греции существовало несколько терминов в приложении к женщинам разного социального положения.

Девочка (kora) жила в доме (oikos) отца и считалась принадлежащей его очагу (hestia; отсюда и название богини домашнего очага Гестии). В возрасте приблизительно 14 лет она становилась parthenos - незамужней девушкой. Ее как можно быстрее стремились сосватать и выдать замуж, хотя, конечно, существовал некоторый промежуток между половым созреванием и браком. Свадебная церемония заключалась в ночном праздничном шествии с факелами; родители вели девушку в дом мужа, где отныне находился ее очаг.

Замужнюю женщину называли «gune», что, собственно, и значило «женщина». Существовало слово «damar» (жена), но оно употреблялось сравнительно редко. Самым важным событием в жизни женщины было рождение первого ребенка, в особенности сына. Тогда она приобретала социальный статус матери - «meter».

Таким образом, классификация женщин основывалась прежде всего на их биологической роли произведения потомства. Важно было и то, чьему очагу она принадлежала, - родословная шла по мужской линии. Для древних греков физиологические особенности женщин (месячные и т.д.) оставались необъяснимыми, и они обставляли их разнообразными правилами, возводимыми к мифологическим корням или врачебным трактатам, таким, например, как «Peri Parthenoi» («О болезнях девственниц») Гиппократа. Считалось, что истечение менструальной крови - ненормальное состояние, лучшим средством против которого была беременность.

Мне кажется, что древние греки рассматривали parthenos как социально нестабильное явление, переходный этап между kora и gune - во-первых, между девочкой и матерью - во-вторых, а также между состоянием принадлежности к дому отца и дому мужа. Другими словами, это стадия, которую нужно как можно быстрее миновать.

Если мы рассмотрим греческие мифы с этой точки зрения, то увидим, что в большинстве из них, где речь идет о parthenos, отражается стремление греков подчинить их мужскому влиянию. Во всех этих мифах их статус неизбежно меняется - ведь в понимании древних греков женщина должна быть gune/meter (жена-мать) - только тогда достигается стабильность, присущая древнегреческому мирозданию. Здесь возникает один вопрос. Понятно, что из мифов мы многое можем узнать о положении женщины в том обществе, которое их породило, но насколько сами женщины осознавали свою роль? Насколько они сами были причастны своей судьбе, знали ли они мифы, которые сочиняли про них мужчины? Конечно, однозначный ответ дать трудно, но попытаться, тем не менее, стоит.

Умели ли женщины читать и писать? Судя по тому, что Федра перед смертью оставила письмо Тесею, можно предположить, что некоторые представительницы аристократии владели грамотой. Какие книги они могли читать? Сократ говорит, что на Агоре можно было купить книги философов по драхме за штуку - слишком дорогая цена для простолюдинов, как женщин, так и мужчин. По сюжетам мифов ставились драматические представления, но нам достоверно неизвестно, пускали ли в театр женщин; женские роли исполнялись мужчинами, так что этот способ получения сведений тоже лучше отбросить. Можно было услышать поэмы в исполнении рапсодов, но опять-таки неизвестно, допускались ли туда женщины. Однако известно, что существовали и женщины-поэтессы.

Проблема в том, что, вероятнее всего, приобщиться к мифу можно было через ритуал. Большинство ритуалов были мужскими (связанными, например, с инициацией), но на некоторые из них допускались только женщины. На этих ритуалах я и хочу вкратце остановиться.

Даже в период расцвета Афин в VI в. до н.э. культура греков продолжала оставаться устной. Некоторые вещи, такие, как законы и ритуальный календарь, конечно, были записаны на таблицах, но почти все остальное передавалось устным или, по крайней мере, неписьменным путем. В школах, посещаемых исключительно мальчиками, ученики внимали словам преподавателя.

В трагедии Еврипида «Ион» Креусу в Дельфы сопровождает хор женщин. Это их первое путешествие, и они с любопытством осматриваются вокруг, слушают мифы, декламируемые в святилище Аполлона, интересуясь, те же ли это истории, которые они рассказывают друг другу за работой. В те времена основным домашним занятием женщин было ткачество и прядение. Эта работа имела не только практическое, но и просветительское значение - женщины получали знания о мифах. К сожалению, до нас почти не дошли полотна и ковры мастериц, а на немногих уцелевших некогда яркие краски давным-давно поблекли.

Другим неписьменным источником получения знаний о мифах было гончарное искусство. Начиная с седьмого века до н.э. греческую керамику украшали сцены на сюжеты из различных мифов. Часто они были связаны с ритуалом, в котором использовался тот или иной сосуд и во время которого женщине предоставлялась возможность прикоснуться к мифологии. Разумеется, женщины не были гончарами, но ткачество было их исключительной привилегией, и тут уж они могли проявить фантазию и внести что-то свое в давно известный сюжет.

Цель заключительного раздела - показать, как мифы связаны с ритуалами, исполняемыми женщинами, и исследовать роль женщины в религии Древней Греции. Каждый миф, который я привожу здесь в качестве примера, является этиологическим мифом (aition - причина) объясняющим, как возникли некие объекты или установления. Большинство примеров взято из афинской жизни, поскольку именно об этом городе до нас дошло больше всего достоверных сведений.

В античные времена миф о Коре-Персефоне служил объяснением ритуала, известного как Фесмофорий и посвященного двум богиням, а именно Деметре и Персефоне. Торжество, проводившееся осенью, в месяце пианепсион (октябрь-ноябрь), являлось обычным праздником сбора урожая и посвящения даров богине плодородия. Длился он три дня, в течение которых мужчинам не только не дозволялось на нем присутствовать, но и говорить о нем между собой. Предполагалось, что эти дни они должны проводить дома. Женщины собирались на холме Акрополя, и в первый день (называвшийся «kathodos» - нисхождение или «anodos» - восхождение) «вычерпывающие» - женщины, которые постились три дня, - вытаскивали из ям остатки свиней, заранее принесенных в жертву, и смешивали их с зерном, чтобы при помощи симпатической магии обеспечить богатый урожай. Их разбрасывали на третий день («kalligeneia» - прекраснорожденная, или рождение прекрасной). В средний день («нестия») женщины садились на землю и задавали друг другу ритуальные загадки, в которых содержалось упоминание о горе Деметры, потерявшей свою дочь Персефону. Другие источники называют еще мистический ритуал «Халкидианское преследование», но нам о нем ничего не известно.

Миф о том, как бог или богиня плодородия скрывались на определенное время, существовал во многих культурах и объяснял смену времен года. Однако в греческом мифе исчезают две богини, и только Деметра является собственно богиней плодородия. Какова же функция Персефоны? Ключ к объяснению лежит в зернышках граната, ассоциирующихся с Персефоной и подземным миром, - плода, красный сок которого похож на кровь. Мое предположение таково, что у Персефоны начинается менструация, и ее исчезновение связано с ритуальным табуированием женщины во время месячных. Нарцисс, связанный с ее похищением, - весенний цветок, потому она никак не может быть осенней богиней плодородия и урожая.

Антропологи обычно различают обряды инициации и полового созревания, считая, что первый связан с вовлечением лица в определенную социальную группу, а второй указывает на биологические изменения индивида. Данный обряд полового созревания указывает на то, что Персефона из «бескровной» Коры превращается в «невесту смерти», то есть, другими словами, становится parthenos. С известной долей воображения нарцисс можно счесть фаллическим символом; но, заметим, - он одного рода с крокусом, а именно из лепестков крокуса приготовляли шафран, которым красили одежды девушек, когда символически считали их мертвыми. Кроме того, вполне возможно, его название происходит от слова «narkhe», что значит «оцепенение» (отсюда и «наркотики»). Вероятно, похищение и пленение Персефоны связано с долгим сном, вызванным наркотиком и похожим на зимнюю спячку. В человеческом биологическом календаре такая «зима» соответствует непродуктивному времени, то есть периоду менструации.

Зимняя спячка наводит нас на мысль о медведях, животных, впадающих в нее. Эти животные во многих культурах считаются мифологическим эквивалентом людей. Спячка также символизирует смерть, которая заканчивается весенним возрождением природы. Из комедии Аристофана «Лисистрата» мы узнаем об arkteuein, aletris, arrephoros и kanephoros, четырех ритуальных женских ролях, которые, очевидно, формировали ядро женского ритуального цикла. Об aletris - растирающей зерно - нам почти ничего не известно; возможно, она была связана с Корой-Персефоной и Деметрой; kanephoros играла второстепенную роль в некоторых ритуалах.

Во время аттического празднества Бравроний афинские девочки в возрасте от 5 до 11 лет облачались в платья, выкрашенные шафраном, и исполняли танец, посвященный Артемиде, - arkteuein (буквально «действовать подобно медведю»). В этиологическом мифе повествуется, что в этот день в святилище Артемиды вошел медведь, священное животное этой богини. Одна маленькая девочка дразнила его, пока он не разозлился и не вырвал ей глаз (то есть пока она не стала истекать кровью). Тогда братья этой девочки убили медведя. Артемида разгневалась и наслала на Афины мор, который, как сказал оракул, можно прекратить только при условии, если отныне девочки каждый год будут посвящать ей «медвежий танец».

Имя Каллисто значит «прекраснейшая» и соотносится с третьим, последним днем Фесмофорий. Таким образом, девочки - молодые медведицы (arkas), которые рождены после «каллигении». Нужно принять во внимание, что они воспринимаются как единая группа, хотя и не все достигли периода менструаций - возрастные рамки ограничены достаточно четко. Исполнять танец - в данном случае то же самое, что становиться «невестой смерти», то есть переходить из социального статуса korai в статус parthenoi.

Преследование Аталанты Гиппоменом, закончившееся бракосочетанием, вероятнее всего, и служило основой ритуала «Халкидианское преследование», однако все предположения до сих пор ничем не подкреплены. Нам известно, что во многих свадебных ритуалах жених должен был догонять невесту. В этом мифе Аталанта сначала ассоциируется с Артемидой (воспитана медведицей, занимается охотой), и ее «падение» спровоцировано Афродитой, превратившей ее из девственницы в невесту.

В мифах об Ифигении, Аглавре и безымянной дочери Эмбара есть общие элементы. Бедствия насылаются Артемидой, и устранить неблагоприятные обстоятельства можно, если отец принесет в жертву свою дочь. В двух случаях жертва подменяется животным; в двух других дочь сама становится главной жрицей Артемиды. Заметим, для сравнения, что в мифе о Коре-Персефоне Зевс отдает свою дочь в невесты Аиду по просьбе своего брата; Агамемнон обещает Ифигению Ахиллу, но в конечном итоге приносит ее в жертву, чтобы Менелай мог вернуть свою жену.

Кроме того, посвятив свою дочь Аиду, Зевс символически объединяет небо (Зевс), землю (Деметра) и подземное царство (Аид). Также и Ифигения, как чистая девственница, объединяет различные греческие сообщества, которые в другое время были разобщены. Здесь физическое (женское) тело является метафорой для политического (мужского) тела; если оно останется нетронутым до самой смерти, то и политическому образованию ничто не грозит; если авторитетная фигура, такая, как Зевс/Агамемнон, может так безгранично распоряжаться своей властью патриарха и даже жертвовать собственной дочерью, то он ничего не пожалеет и для общественного блага. Миф также конституирует оппозицию между женскими (биологическими) интересами и мужскими (социально-политическими), где контролируемое ритуалом проливание крови девственницы предотвращает беспорядочное и неконтролируемое проливание крови мужчин во время войны. Таким образом, порядок торжествует над хаосом, мужское начало - над женским.

В случае с Ифигенией можно заметить несколько разных подстановок и трансформаций. Олень, которого изначально убил Агамемнон, становится намеком на жертвоприношение Ифигении (мужским на женское). «Свадьба» Ифигении с Ахиллом становится смертью; в мифе Ахилл довольно тесно ассоциируется с Алоллоном, близнецом Артемиды (с ней в свою очередь ассоциируется Ифигения), а в еврипидовом варианте мифа Ифигения едва не убивает собственного брата Ореста. Здесь мы имеем дублеты брат/сестра, где мужчина убивает свою «артемидову» половину. Это отражается и в многочисленных конфликтах между Зевсом и Герой, которая также была его сестрой.

До нас дошло свидетельство о ритуале в честь Артемиды-Агротеры, исполняемом перед битвой. Эфебы - юноши, не прошедшие инициацию и занимающиеся военной подготовкой, - приносили в жертву козу и затем давали клятву верности в святилище Аглавры, миф о которой объяснял ритуал. Затем они помещали шкуру (возможно, с головой) на дубовый шест (дуб - дерево Зевса). Если битва заканчивалась победой, они вешали добытое оружие - шлем, щит и копье - на этот «трофей». Козья шкура (aigis - эгида) и оружие служили символом Афины в ее ипостаси Ники (победы). Другими словами, военный успех превращал Артемиду (Агротеру) в Афину (Нику), охотницу (убивающую животных) - в воительницу (убивающую людей), богиню сельской местности - в богиню города, «природу» - в «культуру».

Историк Геродот упоминает о ежегодном празднике в Ливии в честь Афины, на котором девушки разделялись на две группы и сражались друг с другом камнями и палками. Если какая-нибудь из них оказывалась тяжело раненной, то это значило, что она не девушка (pseudoparthenos - «ложная девушка»). В мифах о Медузе, Палладе, кекропидах и «Гигантомахии» мы опять-таки встречаемся с ситуацией, в которой погибает один из соперников. На первый взгляд, не все жертвы parthenoi, но следует принять во внимание, что слово gorgo значило «чудовище» или «чудовищное явление». Ранее уже было сказано, что греки воспринимали состояние parthenos как неестественное, патологическое, требующее истечения крови (менструация, дефлорация, роды), и таким образом его можно было соотнести с понятием «gorgo». Войну тоже можно рассматривать в этом ключе.

Медуза была незамужней матерью, как и Афина в случае с Эрихтонием; а незамужняя мать - это амбивалентная фигура, так как в этом случае нарушаются критерии «нормального». Медуза была царицей-воительницей, представляющей свое сообщество, Афина - богиней войны и покровительницей Афин. Медуза старалась защитить свое общество от вторжения Персея, Афина помогала олимпийцам сражаться с гиганта-ми. Согласно общепризнанному разделению труда, война считалась занятием мужским, поэтому и Медуза, и Афина - фигуры амбивалентные и с этой точки зрения. Персей убивает Горгону (gorgo), подобно тому, как эфебы приносят в жертву козу, а Афина убивает Паллада/Энкелада. Ливийские девушки вступают в ненастоящую битву точно так же, как и Афина с Палладом. В результате оказывается, что убитый не parthenos хотя бы только потому, что parthenos - Афина. Другими словами, во всех этих битвах укрепляется статус Афины-Парфенос, а жертвы - оппозиционные ипостаси богини. Ритуал обновления уничтожает все неопределенности и воссоздает status quo.

Миф о кекропидах служит причиной для ритуала, называемого Аррефории, хотя, к сожалению, мы не знаем, в каком месяце он происходил и к какому празднику был приурочен. Однако известно, что он связан с Фесмофориями. Название ритуала происходит от arrephoroi - «носительницы тайных предметов» - так назывались четыре девочки в возрасте от 5 до 11 лет, находящиеся в услужении у Афины. Иногда церемонию называли Эрсефории или Герсефории - от слова «роса», служащего эвфемизмом для «семени». Эти arrephoroi участвовали в трех ритуалах - в Халкеях, Панафинеях и собственно Аррефориях.

Каждый год афинские женщины и девушки делали новый пеплос - короткое шерстяное одеяние - и облачали в него культовую статую (xoanon) богини Афины-Паллады (городской), которая находилась в Парфеноне. В ее честь убивали сотни коров, а мясо распределяли среди всего сообщества. Это происходило в дни праздника Панафинеи, проводимого в первый месяц аттического года - гекатомбы, что значило «сотни жертв». Сам по себе это был праздник обновления, но пеплос начинали готовить за девять месяцев до него - очевидный символ репродукции, - во время Халкей в пианепсионе, то есть в том же месяце, когда праздновали Фесмофории.

Халкеи был днем работников и работниц, посвященным Гефесту и Афине, родителям чудовища Эрихтония. Жрица Афины и две из arrephoroi ставили на Акрополе ткацкий станок, на котором ergastinai, молодые женщины, служащие Афине-Эргане (работнице), должны были ткать пеплос. Яркие краски одежды - синий и желтый - символически указывали на смерть. Традиционно на пеплосе изображались сцены из «Гигантомахии», в особенности сцена убийства Афиной чудовища (gorgo).

Те же самые сцены изображены на фронтоне Парфенона. Таким образом, одежда, даруемая культовой статуе богини, имела на себе изображение gorgo. Вспомним также, что в мифе о кекропидах Эрихтоний прячется на груди Афины - еще одно «лицо» на груди божества, ее ребенок и ребенок Гефеста (огня) и Геи (земли). Наконец, фрагмент утраченной пьесы Софокла повествует о том, что во время этого праздника к богине обращались с эпитетом gorgopis («с мрачными очами» или «горгонолицая»), что указывает на центральное действие ритуала - празднование убийства gorgo. В то время как эфебы убивают своих gorgo в виде коз, девушки убивают своих, участвуя в воспоминаниях о победных делах Афины; и как после победного сражения эфебы становятся «окровавленными» воинами, так и девушки становятся «окровавленными» женщинами - они более не korai и не parthenoi.

Наконец, во время Аррефорий, когда бы они ни происходили, девушки исполняли свою последнюю обязанность по отношению к Афине. Согласно географу Павсанию, им нужно было участвовать в ночной церемонии. Они несли на голове то, что давала им жрица Афины; и ни они, ни жрица не знали, что именно это было. В городе, недалеко от Афродиты-в-Саду, находился естественный вход под землю, туда и спускались девушки. Они ставили свою ношу и брали взамен нечто другое, покрытое тканью. Затем их отсылали, и вместо них на Акрополь приводили других девушек.

Это описание - прекрасный пример того, как непосвященный мужчина претендует на полную осведомленность о женском ритуале. Раскопки обнаружили в недрах Акрополя подземное святилище с глиняными изображениями pudendum и phallos - очевидно, одна из этих вещей или обе содержались в корзине Афины, а «змеинолицый» Эрихтоний мог иметь фаллический хвост. Горгона, или так называемая «бородатая Афродита», могла быть стилизованным изображением женских гениталий. Фрейд рассматривал Горгону как vagina dentata, но она вполне могла быть ею и на самом деле!

Нисхождение в подземный мир и последующее восхождение отсылают к мифу о Коре-Персефоне и к празднику Фесмофорий. Во время Аррефорий тоже происходило символическое умирание и воскрешение, а заодно и освобождение из-под опеки Афины. «Невеста смерти» считалась убитой, поскольку готова была теперь к браку благодаря вмешательству Афродиты. Ритуальный цикл для parthenos заканчивался, и она превращалась в gune - женщину-жену.

Наиболее очевидная тема мифа о Пандоре - знание: кто им обладает, в каком количестве, как его используют. И мне кажется, что мужчинам не особенно удалось его применить. Знание, несомненно, сила, и в мифе оно используется неверно - для того чтобы захватить власть друг над другом. Пока Зевс и Прометей борются между собой, бедная жертва, Эпиметей, представляющий человечество, страдает.

Хотя миф о Прометее известен из многих источников, только Гесиод упоминает о Пандоре. Он предлагает две версии - в «Трудах и днях» и в «Теогонии», которые довольно убедительно раскрывают решающую роль Пандоры в лишении человека благоволения богов. В обоих случаях Гесиод сокрушается о прошедшем «золотом веке», когда материал жизни (bios) не был скрыт от людей и им не приходилось тяжело работать и терпеть нужду. К мифологии он обратился из практических целей, желая усовестить своего брата Перса, который промотал большую часть отцовского наследия. Сарказм по отношению к Пандоре может быть воспринят как жалобы мужа, находящегося под башмаком у жены, но Гесиод, скорее, мизантроп по натуре - его раздражают все и всё.

Несмотря на единичное упоминание, миф о Пандоре важен по двум причинам. Во-первых, это единственный миф, объясняющий, откуда появились женщины. Как и в иудео-христианском мифе о Еве, причиной падения человека явилось стремление женщины к знанию. Однако если любопытство Евы выразилось в нарушении запрета - есть плоды с Древа, Пандора стала наказанием за неподчинение Прометея, и присутствие ее на земле есть вечное напоминание о непреодолимой пропасти между смертными и бессмертными.

Концепцию хитроумного дара (dolon) интересно разработал французский исследователь Жан-Пьер Вернан, представивший довольно блестящий структурный анализ этого мифа в своем труде «Миф, структура и общество» (1982). Он проанализировал греческий оригинал и отметил некоторые характерные языковые приемы, в особенности использование слов gaster, что значит «желудок» (но с дополнительным значением «утроба»), и dolon. Он останавливается на метафорической связи между мерзко выглядящим бычьим желудком, где сложены все съедобные части, и белым жиром, в котором запрятаны все несъедобные, - с одной стороны и Пандорой - с другой. Она, подобно вкусному белому жиру, выглядит привлекательно, но скрывает в себе все мерзости, потому что, как и весь женский род, является «голодным желудком», поглощающим все усилия мужчин.

Дележ быка объясняет, откуда пошел такой обычай гастрономического общения людей и богов и почему при этом богам несправедливо достается худшая часть. Потеря вечного огня лишает людей бессмертного статуса и в дальнейшем низводит их до уровня животных. Над ними с тех пор как Дамоклов меч висит угроза потерять людской образ, если они не будут трудиться. Как семена (sperma) огня всегда голодны и их нужно класть в очаг и подпитывать, так и Пандору - «голодный желудок» - нужно, подобно земле, обрабатывать мужским семенем, чтобы добиться воспроизведения потомства. Этот вид борьбы (eris - борьба, раздор) Гесиод считает необходимым для жизни - в отличие
от раздора, содержащегося в сосуде Пандоры в виде духов (keres), по вине которых происходят войны, одолевают болезни и наступает старость. Таким образом, Пандора олицетворяет двойственную позицию человека: между богами и животными. В связи с тем, что материал жизни нужно теперь обрабатывать, а не получать без всяких усилий, а также с тем, что человек теперь смертен, - необходимо ему поддерживать определенный порядок, воспроизводя себе подобных и участвуя в ритуалах.

Есть и вторая причина важности этого мифа для рассматриваемой проблемы. Он рассказывает, каким именно образом была сотворена женщина, какими конкретно атрибутами, наделяемыми богами, придается женственность. В ритуальном контексте он дает нам рецепт того, как parthenos - девушка становится gune - женщиной.

Многое выводится из самого ее «говорящего» имени, иронически указывающего на то, что проклятие рода человеческого является даром всех богов, даже если этот дар обманный. Однако неверно, что все боги причастны к ее сотворению, она создана усилиями только Гефеста, Афины, Гермеса и в меньшей степени Афродиты, а также с небольшими добавками от гор, харит и пейто (убеждение или совращение):

1. Гефест сотворил ее из земли (gaia); или же смешал землю с водой и придал фигуре голос и человеческую силу; или же слепил ее из глины.

2. Афина-Главкопида дала ей пояс, одела и покрыла голову «изящно сделанной» (polydaidala) накидкой; Афина-Паллада увенчала ее цветочной гирляндой и золотым венцом, сделанным Гефестом; Афина-Эргане научила шитью и ткачеству.

3. Златоволосая Афродита придала ей очарование (charin) и чувственное желание; хариты и пейто дали ей золотой венец; густоволосые горы - богини времен года - подарили ей цветочную корону.

4. Гермес-предводитель, называемый также «убийца Аргоса», вложил в нее хитрость и способность к обману.

5. Наконец, Зевс назвал ее Пандорой.

В обеих версиях все начинается с того, что Гефест, бог ремесла, сотворил ее форму из земли и воды. Хотя при этом не используется слово «kelos» (глина), можно, предположить, что Пандору слепили точно так же, как обычный горшок. Поэтому неудивительно, что, в отличие от кекропид/arrephoroi, у которых были в руках корзины (kiste), она несет с собой пифос (pithos) - большой сосуд, используемый для хранения оливкового масла (дар Афины), вина (дар Диониса) или зерна (дар Деметры). Участие Гефеста и Афины (с эпитетами Главкопида и Паллада) и обучение Афины-Эргане, несомненно, отображалось в ритуалах Халкей точно так же, как одевание находило свое отображение в Панафинеях.

Венок из цветов (anthes) и открывание сосуда указывают на Анфестерии - праздник, проводимый весной и представляющий собой одновременно праздник вина и ритуальное прохождение детьми трехлетнего рубежа. Он был посвящен Дионису, а первый день, когда открывалось молодое вино, назывался Пифегии (открывание сосудов). Но метафорически это также может указывать на Пандору, «открывающую свой сосуд», то есть готовую для брака. Лексикограф Гезихий отмечает, что на Родосе молодая девушка, «созревшая для брака», называется anthesteriades. Во время Анфестерий также проходил обряд священного брака (hieros gamos) между жрецом Диониса и царицей (Basilina), супругой архонта басилевса (archon basileus - главный царь) одного из магистратов, устроителей праздника. Вспомним, что имя Медузы значило «царица» и что имя Геры также служило почетным титулом. Этот обряд призван был символизировать бракосочетание Диониса и Ариадны, покинутой Тесеем на острове Наксос.

Божественным архетипом жены (gune) была Гера, покровительница института брака, - согласно священному браку со своим братом Зевсом. Хотя это был и кровосмесительный союз, он сделал Геру, жену «отца богов и людей», равной ему по положению. Во времена античности было два основных культовых центра Геры - между Аргосом и Лерной и на острове Самос, где находится ее храм, возможно, самый древний во всей Греции. Как в Афинах Афина была Parthenos Athenia - Дева Афин, так в Аргосе Геру называли Here Argeia - Госпожа/Героиня Аргоса, что указывает на ее биосоциальную роль в мифе и ритуале.

В общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея - женской половины.

В Древней Греции почитали немало богинь, и часть из них покровительствовала женщинам. Изображение Деметры, богини плодородия, кисти Эвелин де Морган.

Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии - якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.

Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка - это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка - то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.

Богиня Афина покровительствовала и врачевателям тоже. Картина Ребекки Гуэй.

Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей - опасно обильными менструациями - выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?

В качестве причины той или иной хвори у женщины врач мог счесть нехватку половой жизни. Считалось, что женщины гораздо темпераментнее мужчин и просто помешаны на сексе. Так что врач мог прописать мужу больной почаще её навещать (правда, при этом даже не подразумевалось, что супруге нужен оргазм - главное, сам факт). А если ему гораздо больше нравятся юноши или общество гетер, всегда можно было купить качественно исполненный заменитель из кожи. Они были очень популярны у греческих дам.

Покровительница животных Артемида не интересовалась человеческими делами. Картина Гийом Сеньяка.

Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.

Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.

Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена - перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.


Богини Афина, Гера и Афродита перед Парисом. Каждая из них по-своему покровительствовала греческой женщине. Картина Франца фон Штука.

Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития - если целью беременность не была - считалась хорошей поза наездницы.

Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!

В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.

Божеством правосудия тоже была дама, Фемида, и ей помогала дочь, богиня правды Дике. Портрет Фемиды от Антона Лосенко.

Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины - Асклепий.

Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.


Увы, богини, защищавшие женщин, не могли защитить даже самих себя. Геру изнасиловал её брат Зевс, после чего ей пришлось стать его женой. Портрет Геры от Данте Габриэля Росетти.

Врачи-мужчины не имели права осматривать своих пациенток и только опрашивали их, а врачей-женщин не было. Известна отважная девушка, которая пыталась переломить эту ситуацию. Жительница Афин по имени Агнодика решила изучать медицину в Александрии. Для этого ей пришлось не только носить мужскую одежду, но и остричь волосы - для гречанки практически немыслимое действие, ведь такую причёску носили проститутки.

Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение - кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин - это было очень нескромно.

В Древней Греции, мальчики получали образование в школах, а девочки - дома. На самом деле, есть свидетельство того, что женщины всегда обучались дома, за исключением уроков музыки и танцев. Зачастую обучаемые своими мужьями, братьями или отцами, некоторые гречанки становились знаменитыми, благодаря своему высокому уровню образования. Но это явление не было очень распространенным. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Основной идеей было то, что женщинам не было нужно формальное образование, потому что они не соревновались с мужчинами. Ошибочность этой идеи заключалась в том, что женщинам необходимо было поддерживать труд мужчин, а без образования они не были в состоянии оказывать достаточную поддержку и воспитывать своих детей.

Особой категорией древнегреческих женщин, посещавших специальные школы, где они обучались развлечению, ведению бесед и ораторскому искусству, считалась группа Гетера. Вследствие того, что такие женщины сопровождали мужчин во время их бесед и пиршеств, им было необходимо быть более образованными, чтобы соответствовать уровню избранных мужчин. Однако эти женщины не считались городскими жительницами. Те, кто не имел чести получить образование, считались рабами (мужчины или женщины). Интересен тот факт, что если такие люди получали образование до того, как стать рабами, они имели право на работу и могли получить свою свободу обратно.

В основной массе, мальчики изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику. Эти предметы были выбраны, чтобы помочь учащимся общаться более эффективно. Помимо этого, классическая образовательная система древности охватывала также изучение литературы и языка, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. С другой стороны, девочек обучали ткацкому делу и различным домашним делам, например, танцам, музыке и физическому воспитанию. Девочки, которые собирались вступить в группу Гетера, упомянутую выше, также изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику.

Хотя современные женщины, прочитав об образовательной системе Древней Греции, могут подумать, что греки не уделяли внимания женщинам, существуют исторические факты, что на самом деле гречанки считались наиболее образованными женщинами среди всех остальных культур, что продолжалось вплоть до 19 века. Как считают социологи и антропологи, культура включает в себя навыки, которые передаются через образование и получают развитие при помощи дисциплины и практики.

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей. Но интересен тот факт, что женщины всегда принимали участие и в раннем воспитании детей. В соответствии с фактами, в других культурах женщины начали получать образование намного позже, но в Древней Греции различие между мужчинами и женщинами заключалось в том, что для женщин создавалась особая культура, включающая особые религиозные праздники и фестивали, посвященные поклонению женскому духу. На самом деле, музыка была одним из основных аспектов образования среди женщин, и некоторым гречанкам даже удавалось сыграть важную роль в таком развлечении, как древнегреческий театр, где все роли исполнялись мужчинами. В отношении музыки, в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыки, поэтому есть вероятность того, что и в этой области гречанки оказали влияние.

Кроме того, до Троянской Войны, женщинам в Греции было позволено голосовать, но впоследствии они утратили это право, потому что мужчины считали, что женщины голосовали безответственно. К сожалению, гречанкам не удавалось отвоевать себе это право вплоть до 20 века из-за различных ошибочных политических, культурных и социальных суждений.

И, наконец, следует отметить, что школы в Древней Греции предоставляли настолько эффективное образование, что им стали широко подражать. Элементы греческой системы образования присутствуют и в современных школах. Так же, как и в греческих школах, учебный день делится на предметы, и учителя преподают те или иные предметы студентам, в зависимости от их возраста.



просмотров