Повесть отрочество краткое содержание. Л.Н

Повесть отрочество краткое содержание. Л.Н

Его отец, брат Володя, сестра Любочка и гувернантка Мими со своей дочерью Катенькой уезжают из имения Петровского в Москву. Толстой описывает их долгую дорогу в бричке и карете, от одного постоялого двора к другому.

Глава II. В пути семью Иртеньевых застигает сильная гроза, которая возбуждает в душе Николеньки одновременно ужас и счастье.

Лев Николаевич Толстой. Фото 1897

Глава III. В дорожном разговоре с Катенькой Николенька вдруг узнаёт: та не слишком рада переезду в Москву. Девочка опасается, что она и её мать, люди бедные, не сойдутся и не уживутся с богатой бабушкой Иртеньевых. Разговор с Катенькой даёт Николеньке новый взгляд на разницу в общественном положении людей, о которой в детстве он и не задумывался.

Глава IV. Иртеньевы поселяются у бабушки в Москве. Вся семья поневоле держит себя здесь строже и церемоннее, чем в деревне.

Глава V. Николенька всё чаще замечает, что его старший брат Володя ведёт себя всё более по-взрослому. Между ними двумя образуется не существовавшая в детстве незримая черта. Николенька начинает даже ссориться с братом, подозревая, что тот глядит на него свысока, но эти ссоры быстро кончаются примирением.

Лев Толстой. Отрочество. Аудиокнига

Глава VI. Повзрослев и сам, Николенька впервые обращает внимание на то, что их красивая горничная Маша – не только слуга, но и женщина . Неравнодушен к Маше и Володя. Прячась под лестницей, Николенька становится свидетелем приставаний Володи к Маше на лестничной площадке.

Глава VII. Гувернантка Мими находит у Николеньки и Володи ружейную дробь. Думая, что это взрывоопасный порох, она жалуется на мальчиков их отцу и бабушке. Бабушка просит отца уволить неспособного воспитателя-немца Карла Ивановича и заменить его молодым, образованным французом.

Глава VIII. Расстроенный увольнением Карл Иванович, рассказывает Николеньке историю своей жизни – неизвестно, насколько правдивую, а насколько фантастическую. Он уверяет, что почти нищая мать родила его от графа фон Зомерблата, который потом пристроил её замуж за одного из своих бедных арендаторов. Отчим не любил Карла, отдавая всю заботу родному сыну, Иоганну. Карл чувствовал себя чужим в собственной семье. Когда был объявлен призыв в армию по случаю Наполеоновских войн , жребий идти на службу выпал Иоганну. Но никому не нужный в родном доме Карл сам вызвался заменить его.

Глава IX. Карл Иванович уверяет, что участвовал в знаменитых битвах под Ульмом, Аустерлицем и Ваграмом. При Ваграме он был взят в плен, однако один сердобольный французский сержант помог ему бежать. По дороге на Франкфурт Карл встретил хозяина канатной фабрики и понравился ему. Фабрикант поселил его у себя и дал ему работу. Но жена хозяина стала делать Карлу любовные предложения. Не желая делать зла своему благодетелю, он бежал из его дома.

Глава X. Карл пришёл в родной город и узнал, что его мать и отчим теперь держат питейную лавку. Родители не узнали его, когда он вошёл в их трактир и заказал рюмочку ликёра. Карл сообщил, кто он такой, и мать упала без чувств ему на руки. Но его счастье в родительском доме оказалось недолгим. Правительственный шпион подслушал в кофейне его вольные речи про политику Наполеона – и вечером пришёл его арестовывать. Карл Иванович сорвал со стены свою шпагу, ударил шпиона, выпрыгнул в окно и бежал в расположение русских войск, где его приютил генерал Сазин. Вместе с ним он потом приехал в Россию и начал там учить дворянских детей.

Глава XI. Новый гувернёр – строгий француз St.-Jérôme – делает Николеньке выговор за плохую учёбу у преподавателя истории Лебедева и грозит наказать, если он опять получит двойку. Однако Николенька не учит и нового урока. Рассерженный Лебедев ставит ему даже не двойку, а единицу.

Глава XII. В этот день отмечают именины Любочки. Отец, забывший в кабинете подарок – бонбоньерку, посылает за ней Николеньку со связкой ключей. Отперев в кабинете ящичек с бонбоньеркой, мальчик из любопытства открывает маленьким ключиком и отцовский портфель с документами. Однако при попытке закрыть его, ключик ломается и остаётся в замке портфеля. Николенька приходит в отчаяние из-за того, что к единице по истории добавилась ещё и эта, новая провинность.

Глава XIII. На обед к Иртеньевым приезжают дети-родственники. После обеда подростки затевают игру, в которой юные «дамы» выбирают себе «кавалеров». Некрасивого Николеньку почти никто из девочек не хочет выбирать. Его давнишняя любовь, Сонечка (см. главы XX-XXIV «Детства»), отдаёт предпочтение Серёже Ивину (см. главу XIX «Детства»). Николенька замечает, как они украдкой целуются – и негодует на изменницу Сонечку.

Глава XIV. К раздосадованному до глубины души Николеньке подходит St.-Jérôme. В наказание за единицу по истории он требует от него оставить общую игру и идти в свою комнату заниматься уроками. В сердцах Николенька отказывается уходить и показывает гувернёру язык. St.-Jérôme грозит ему розгами. Уже не владея собой, Николенька изо всех сил бьёт француза. Тот, как тисками, сжимает его руки, тащит вниз, запирает в чулане и приказывает дядьке Василию принести розги.

Глава XV. Запертый в чулане Николенька впадает в исступлённое полузабытье. Ему кажется, что окружающие специально сговорились мучить его – потому, что он, наверное, не настоящий сын своих родителей, а подкидыш, взятый из милости. Он мечтает посрамить своих недругов геройскими подвигами на войне и потом умолить, чтобы Государь разрешил ему убить St.-Jérôme. Николенька воображает, как к утру умрёт в чулане, а родственники будут жалеть, что довели его до смерти…

Глава XVI. Николеньку не выпускают из чулана целый день, хотя наказания розгами так и следует. Назавтра St.-Jérôme открывает дверь чулана и ведёт мальчика к бабушке. Та корит его за дерзкое поведение, требует извиниться перед гувернёром, но видя неудержимое и искреннее отчаяние внука, сама начинает плакать. Николеньку отпускают. На лестнице его хватает отец и строго спрашивает, как он смел открыть без спросу портфель с документами. Рыдания Николеньки переходят в конвульсии. Его относят в постель, и он засыпает до вечера.

Глава XVII. Проснувшись, Николенька пылает лютой ненавистью к легкомысленному и высокомерному St.-Jérôme, который так не похож на прежнего добродушного и простого учителя Карла Ивановича.

Глава XVIII. Горничная Маша тем временем без памяти влюбляется в лакея Василия. Однако их браку противится машин дядя, Николай, считающий Василия «человеком несообразным и необузданным ». С горя Василий время от времени запивает, и эти проявления тоски ещё усиливают любовь Маши к нему. Грустный Василий ходит посидеть к Маше в девичью, но оттуда его гонит другая горничная, Гаша. Жалея несчастных влюблённых, Николенька мечтает побыстрее вырасти и стать хозяином имения: тогда он разрешит своим крепостным Маше и Василию сыграть свадьбу и подарит им тысячу рублей.

Глава XIX. Перейдя из детского возраста в отроческий, Николенька начинает обнаруживать склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о сущности счастья, о том, существуют ли предметы мира помимо нашего воображения. Он считает себя первооткрывателем многих давно известных мыслей о морали и бытии, но под конец запутывается в своих многосложных рассуждениях.

Глава XX. Старший брат Николеньки, Володя, прилежно занимается с учителями и вскоре с успехом сдаёт вступительный экзамен в университет. Черта, разделяющая уже почти взрослого Володю с Николенькой, становится теперь ещё заметнее. Володю посещают умные товарищи, с которыми он ведёт серьёзные разговоры. Между ним и Катенькой помимо детской дружбы появляются какие-то другие, таинственные отношения.

Глава XXI. Катенька и Любочка уже не девочки, а девушки. Обе они сильно меняется – внешне и внутренне. При этом резче проявляется разница их характеров. Любочка во всём проста и натуральна, Катенька же склонна к церемонности, жеманству и кокетству.

Глава XXII. С переходом от детства к отрочеству меняется и взгляд Николеньки на своего отца. Прежнее безусловное преклонение перед ним исчезает. Николенька начинает замечать, что у отца немало слабостей и недостатков.

Глава XXIII. Бабушка тяжело заболевает и вскоре умирает, оставив всё имение в завещании Любочке и поручив опеку до ее замужества не игроку-отцу, а князю Ивану Иванычу.

Глава XXIV. Николенька готовится поступать в университет. Науки даются ему легко. Николеньку ободряют и слова отца о том, что у него умная рожа . Горничной Маше наконец разрешают выйти замуж за Василия, и они венчаются.

Глава XXV. Из всех друзей Володю чаще всего посещают адъютант Дубков и князь Нехлюдов. Первый – человек ограниченный, но весёлый и самоуверенный. Нехлюдов, напротив, молчалив и стыдлив. Николеньке нравится его задумчивость. Он хотел бы сойтись с Нехлюдовым поближе, но тот поначалу не обращает на него сильного внимания.

Глава XXVI. Нехлюдов и Дубков заезжают за Володей, чтобы вместе с ним ехать в театр. Но у них на троих оказывается лишь два билета. Нехлюдов уступает Володе свой билет, а сам остаётся с Николенькой и заводит с ним разговор о самолюбии и других свойствах человеческой души. Николенькины рассуждения кажутся Нехлюдову весьма неглупыми. Оба они чувствуют немалого общего в своих характерах.

Глава XXVII. Нехлюдов и Николенька становятся друзьями. Чтобы устранить между собой всякую тень неоткровенности, они даже решают сознаваться друг другу в самых гадких мыслях, приходящих каждому в голову. Николенька ощущает некоторое превосходство Нехлюдова над собой, однако всё равно очень рад дружбе с ним.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . Читайте также статью Толстой «Детство» – краткое содержание по главам . Ссылки на материалы о других произведениях Л. Н. Толстого - см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо - ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество
Л. Н. Толстой
Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.



просмотров