Профессиональные заболевания спортсменов. Здоровье спортсменов-пловцов Причины развития профессиональных болезней спортсменов

Профессиональные заболевания спортсменов. Здоровье спортсменов-пловцов Причины развития профессиональных болезней спортсменов

Хотя этот вид спорта относится к циклическим видам, следует отметить, что различные способы плавания отличаются различной степенью нагрузки на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата, что часто приводит к их перегрузке и возникновению болезненного процесса. Занятия «на суше» с включением большого количества вспомогательных упражнений скоростно-силового и сложнокоординационного характера с целью снятия эмоциональной усталости и повышения общей физической подготовленности спортсмена, часто приводят к травмам различной локализации.

В плавании наибольшая частота поражения отмечается в трех звеньях локомоторного аппарата: коленном, плечевом суставах и области поясницы, на долю которых приходится 55,6% всей патологии.

Острые травмы опорно-двигательного аппарата у пловцов составляют 60,5% всей патологии. Среди них наиболее распространены повреждения менисков, передней крестообразной и боковых связок коленного сустава. Большой удельный вес имеют комбинированные травмы капсульно-связочного аппарата, наиболее часто локализующиеся в области коленного и голеностопного суставов.

К тяжелым травмам относятся переломы и вывихи. Следует отметить, что тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата характерны для пловцов. Такое положение выходит за рамки нашего представления о частоте тяжелой патологии. Вероятно, это связано с тем, что существует мнение о плавании как малотравматичном виде спорта.

Однако практика показывает, что в системе многолетней подготовки пловца большой удельный вес приходится на скоростно-силовые и сложнокоординированные упражнения. Кроме того, следует подчеркнуть, что в тренировке пловцов большое место отводится различным играм, что значительно повышает вероятность получения травм. Вывихи у пловцов в основном возникают при занятиях как результат различных технических ошибок.

Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата у пловцов составляют 39,5%. Среди них наиболее распространены заболевания суставов верхних конечностей, а также патология позвоночника. Хотя частота указанных заболеваний примерно одинакова, отношение к ним должно быть различным, так как прослеживается различие причинного характера. Так, основной причиной заболеваний крупных суставов (имеются в виду плечевые и коленные суставы) у пловцов является хроническая перегрузка, микротравматизация капсульно-связочного аппарата, хотя иногда наблюдаются заболевания суставов, связанные с ранее перенесенной травмой.

Патология же позвоночника у пловцов , как правило, имеет врожденный характер в виде переходного позвонка, аномалии боковых масс крестцовых позвонков, незаращения дужек L-5 и S1, аномалии тропизма и т. п. Поясничные боли у пловцов в таких случаях появляются на фоне больших тренировочных нагрузок. Кроме того, необходимо отметить, что плаванием обычно начинают заниматься дети, страдающие различными пороками осанки, имевшие начальные признаки сколиоза и т. д. Очень часто спортивное плавание начинается с лечебного.

Появление поясничных болей можно объяснить срывом адаптационных механизмов и недостаточно полной реализацией механизмов компенсации, несоответствием уровня физических нагрузок функциональным возможностям позвоночника с его капсульно-связочным, суставным и нервно-мышечным аппаратами.

Хроническая патология миоэнтезического аппарата у пловцов локализуется преимущественно в области бедра и часто является следствием патологии поясничного отдела позвоночника. Хронические заболевания сухожилий представляют, как правило, паратенониты ахиллова сухожилия, возникающие после выполнения большой нагрузки при прохождении кроссовых дистанций.

Данный труд является очередной этапной работой в цикле методических рекомендаций, издаваемых СМЦ Москомспорта и посвященных проблемам научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов спортивных школ, центров образования, УОР и сборных команд.

Автор, опираясь на многолетний опыт работы со спортсменами сборных команд страны и их резерва, приводит систематизированные данные в наглядной и доступной для восприятия форме, которые могут быть использованы для работы большинства олимпийских команд.

Проведен анализ заболеваемости, травматизма и случаев перенапряжений на учебно-тренировочных сборах, прослежена их связь с периодами максимальной нагрузки, периодами подготовки к ответственным стартам и другими факторами.

В работе разбираются причины возникновения травм, перенапряжений и заболеваний в связи со спортивной нагрузкой, а также особенности их профилактики.

Рекомендовано медицинским работникам сборных команд, руководителям, инструкторам-методистам, тренерам-преподавателям школ спортивной направленности и спортсменам. Работа также будет интересна медицинским работникам детских оздоровительных и военных лагерей.

Условные обозначения

ВПН - Врачебно-педагогические наблюдения

ЖКТ - Желудочно-кишечный тракт

МБО - Медико-биологическое обеспечение

ОДА - Опорно-двигательный аппарат

ССС - Сердечно-сосудистая система

ТО - Текущее обследование

УКО - Углубленное комплексное обследование

УМО - Углубленное медицинское обследование

УТС - Учебно-тренировочный сбор

ЦНС - Центральная нервная система

Здоровье спортсменов высокой квалификации было и есть предметом особой заботы государства и правительства, и в то же самое время, областью закрытой и не выносящейся на широкое обсуждение даже в профессиональных спортивных и медицинских кругах. Это привело к тому, что спорт высших достижений стал рассматриваться, особенно людьми не связанными с ним напрямую, как понятие «туризм и отдых». О том, что большой спорт - это наитяжелейшая работа и работа профессиональная, не принято говорить и в наше время. Из такого подхода соответственно часто выпадают такие понятия, как заболеваемость и травматизм спортсменов; их социальная защита; профессиональная заболеваемость и защищенность со всеми вытекающими последствиями.

Отношение к спорту стало меняться только с выходом «Закона о спорте». Но отголоски отношения к большому спорту как к «любительскому спорту» остаются до сих пор. Это не может отрицательно не сказываться не только на спортивной отрасли, но и на самих спортсменах.

Так же велика роль социальной адаптации спортсменов, закончивших заниматься спортивной деятельностью, в том числе по состоянию здоровья. Эта проблема ничем не отличается от подобной среди воинского контингента, разве только первые защищают страну на военных рубежах, а вторые - честь и славу на спортивных аренах.

Состояние здоровья спортсменов высокой квалификации во многом зависит от их профессиональной спортивной деятельности.

Нозологические формы заболеваемости встречаемой у спортсменов высшего класса зачастую носят преимущественно строго направленную детерминированность соответственно виду спортивной деятельности. Это связано со спецификой и условиями тренировочного и соревновательного процессов, психофизиологическими особенностями вида спорта, повышенным риском получения травм в некоторых видах спорта. Таким образом, заболеваемость спортсменов во многом обусловлена их профессиональной спортивной деятельностью и не только может, но и должна рассматриваться как профессиональная.

Повышение уровня спортивного результата и возросшая конкуренция на спортивной арене в последние годы резко актуализировало вопрос состояния здоровья спортсменов, предъявив повышенные требования к медико-биологическому обеспечению спорта высшего мастерства - как тренировочного, так и соревновательных процессов. Ужесточенные антидопинговые требования VADA накладывают повышенные обязанности к спортивно-медицинским работникам в процессах обеспечения тренировочного процесса и системе восстановительных мероприятий. Выявление закономерностей и нюансов по отдельным видам спорта, очерчивание круга заболеваний, травм и перенапряжений по направлениям спортивной деятельности позволяет получить как частную (по видам спорта), так и обобщенную картину в спорте по медико-биологическому разделу.

Надеемся, что данная работа привлечет к себе внимание не только практикующих тренеров и спортсменов, спортивных медицинских работников, но и людей, искренне переживающих за спорт.

Профилактика специфических заболеваний у пловцов (1982 год) - страница №1/1


12.01.2006: Профилактика специфических заболеваний у пловцов (1982 год)

В связи с ростом популярности спортивного плавания в ряды постоянно тренирующихся пловцов с каждым годом вливаются все новые и новые спортсмены. Постоянное повышение рекордных достижений, стремление к победам на различных международных и всесоюзных соревнованиях по плаванию заставляет спортсменов и их тренеров искать все более совершенные средства и методы тренировки.


Еще не достигнув зрелого возраста, спортсмены тренируются по 3-4 часа в день, проплывая за это время по 15-16 километров, интенсивно занимаются не только в воде, но и на суше, в гимнастических залах. При этом нередко тренировка ведется на грани физиологических возможностей человека. Иные спортсмены не выдерживают предельных физических и психических нагрузок, преждевременно бросают спорт.


Вот тут–то и проявляется роль врача, стоящего на страже здоровья пловцов, роль профилактической медицины, предупреждающей заболевания и преждевременное спортивное увядание. По этим вопросам, связывающим медицину и плавание, в последнее время публикуется в специальных изданиях много статей, авторы которых – ученые, врачи, тренеры.


В ряде заслушанных и обсужденных на конгрессе докладов было со всей очевидностью доказано, что правильно построенная современная тренировка пловцов, с постепенно возрастающими физическими и психическими нагрузками, укрепляет здоровье, поднимает общую работоспособность организма, совершенствует слаженность и эффективность деятельности внутренних органов и систем человека.


Интенсивная же тренировка с предельными нагрузками, продолжающаяся длительные периоды (месяцы, годы) и превышающая физиологические возможности организма, ослабляет его защитные свойства и, образно говоря, открывает ворота для многих болезней, особенно тех, которые вызываются инфекциями.

В одной из статей И.Гетц подчеркивает, что существующее утверждение, будто сопротивляемость организма спортсмена болезням сама по себе достаточно высокая, легко опровержимо, потому что на практике часто встречается совсем обратное положение.

В сборной команде ГДР по плаванию, готовившейся к мюнхенской и монреальской Олимпиадам, имело место немало пропусков тренировок из–за различных заболеваний пловцов. Так, в период подготовки к мюнхенским соревнованиям более 70% всех пропусков тренировок из–за болезней обусловливались не травматическими, а простудными заболеваниями, причем в большинстве случаев инфекционного характера.


Автор отмечает, что особо ответственные и интенсивные периоды тренировки вызывают высокую степень физического истощения, повышая восприимчивость организма к инфекции, особенно в тех случаях, если тренировка строится неправильно и в неблагоприятных погодных условиях.


Американский ученый, профессор Р.Доминго в своем докладе на IV конгрессе медицинского комитета FINA сообщил, что в течение ряда лет он наблюдал за состоянием здоровья 144 юных пловцов – участников первенств США в плавании баттерфляем в различных возрастных группах – от 9- до 18–летнего возраста.

Он подметил, что по мере роста в этих группах физических нагрузок (9- и 10-летние пловцы проплывают за день в среднем 800–1000 метров, 11- и 12-летние – по 1500-1800, 13- и 18-летние – до 9000) увеличивалось количество заболеваний, особенно травматологического характера – болевые явления в позвоночнике. Причем у 9- и 10–летних пловцов этих болезненных явлений совсем не было, у 11- и 12–летних они встречались в единичных случаях, а у 13- и 18–летних – примерно у каждого третьего пловца.

Важно, чтобы о любом болезненном состоянии пловца было немедленно сообщено врачу. Диагноз болезни и назначение лечения целиком входят в компетенцию врача. Он определяет характер заболевания, назначает лечение, контролирует ход болезни, определяет сроки возобновления тренировок в бассейне, прерванных из–за болезни, регулирует тренировочные нагрузки до полного выздоровления пловца.


Однако почти любую болезнь спортсмена можно предупредить или с помощью определенных мероприятий ослабить ее течение и последствия. И вот тут главная роль принадлежит самому спортсмену или его тренеру. О том, как это сделать, довольно полно рассказывается в уже опубликованных в прессе статьях. Об этом шла речь и на IV конгрессе FINA.


В данном кратком обзоре нет возможности рассмотреть все специфические заболевания и травматические повреждения пловцов. Да это было бы и преждевременным, потому что только во время IV конгресса в Стокгольме комитет FINA принял решение создать специальные подкомитеты: один – для разработки классификации травматических повреждений в бассейнах, второй – для определения причин их возникновения и профилактических мероприятий, третий – для решения тех же задач, но связанных со специфическими заболеваниями пловцов. Свои предложения по этим вопросам подкомитеты FINA представят на утверждение конгресса ФИНА в дни Олимпиады-1982 в Москве.


В настоящее время из различных характерных заболеваний и травм у пловцов выделяют 2 группы: простудные болезни верхних дыхательных путей и травматические заболевания суставных сумок, связок, и сухожилий плечевого и коленного суставов. О них и будет продолжен ниже обзор зарубежных источников.

Простудные заболевания

Спортсмены, занимающиеся в группах спортивного совершенствования ДЮСШ плавания, обычно находятся в одинаковых условиях одного и того же бассейна, а те, кто учится в спецклассах при общеобразовательных школах, имеют еще и однотипный распорядок всего дня. И, тем не менее, даже в периоды гриппозных эпидемий заболевают не все из этих спортсменов. Чем же это объясняется?

Дело в том, что грипп вызывается определенными вирусами, которые попадают из окружающей среды в организм каждого пловца данной школы. Но у одних побеждают защитные свойства организма, и болезнь отступает, а у других победителями становятся вирусы, вызывая заболевание с характерными для него симптомами – повышением температуры тела, недомоганием, головными болями, отсутствием аппетита, в ряде случаев еще и кашлем, насморком, болями при глотании, как результат воспалительных процессов слизистых оболочек носоглотки и всей верхней части дыхательных путей.

Чтобы предупредить болезнь, нужно прежде всего знать причины создания в организме спортсмена благоприятных условий для активизации вирусов, микробов.


Перечислим основные из этих причин:

1. Снижение сопротивляемости (резистентности) организма, вызываемое чрезмерными физическими нагрузками (т. е. такими по объему и интенсивности, к которым пловец еще не подготовлен всей предыдущей тренировкой), нарушениями режима дня, недосыпанием, неправильно построенным и неполноценным питанием, отсутствием в дневном распорядке достаточного времени для активного отдыха, прогулок, игр и развлечений; нарушением гигиенических требований к условиям тренировки (например, перехлорированная вода бассейна, отсутствие необходимого отдыха между тренировками).

2. Частые переохлаждения организма, вызываемые длительной тренировкой в прохладной воде (ниже 24-25ºС), пребывание в раздетом виде в холодном помещении со сквозным ветром, в плохую погоду – на воздухе; незакаленные к стойкому перенесению низких температур кожный покров и слизистые оболочки носоглотки; невозможность приема теплого душа после продолжительной тренировки в воде.

3. Курение и другие вредные привычки. Естественно, усилить сопротивляемость организма болезнетворным вирусам, т. е. повысить его резистентность, можно прежде всего путем устранения всех перечисленных выше причин. Для этого необходимо:


  • Строить тренировки в соответствии с возрастными и половыми особенностями организма, с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и спортивного стажа;

  • Систематически углублять у спортсменов знание и понимание всей важности пра– вильного построения режима дня (особенно чередования в нем учебы в школе, тренировок в бассейне и отдыха). Это целый комплекс организационных мероприятий, направленных на то, чтобы обеспечить самые благоприятные условия для полноценных занятий в бассейне.

  • Создание в одной из наиболее близкорасположенных к бассейну школ специализированных классов, благодаря чему можно проводить две полноценные тренировки в бассейне (утром, до учебы в школе, и во второй половине дня – после школы);

  • Организация в школе или в бассейне питания;
    в) Выделение в бассейне специальных комнат для подготовки к школьным урокам и для отдыха;

  • Создание нормальных условий для тренировки в бассейне (контроль за хлорированием воды в ванне бассейна, температурой воздуха и воды, вентиляцией в помещениях бассейна и гимнастическом зале); наличие у пловцов тренировочных костюмов или халатов для тех случаев, когда им приходится долго ожидать входа в воду, находясь в условиях прохладного воздуха, при ветре и сквозняке.
4. Обеспечивать нормальное питание пловца: не только достаточную калорийность (это легко устанавливается систематическим, не реже одного раза в неделю взвешиванием спортсменов), но и необходимое качество продуктов питания, с обязательным включением в ежедневное меню до 500 г свежих овощей, фруктов (или соответствующих соков, витаминов).

Вопросам питания пловцов было уделено на IV конгрессе FINA немало внимания. В докладе австралийского ученого К.Фитча подчеркивалось, что специфические условия тренировки (плавание в воде), большие физические нагрузки для несформировавшегося еще организма юного пловца требуют, чтобы в рацион питания обязательно входили как различные витамины, так и некоторые минеральные вещества (например, фосфор, железо, ферратин и др.), назначаемые врачами.

5. Систематически осуществлять различные мероприятия, повышающие уровень закаленности и устойчивости организма пловца к охлаждению кожных покровов и слизистых оболочек:


  • Ежедневное применение температурных и механических раздражений кожи в рамках личной гигиены (прохладный душ после утренней зарядки, растирание тела холодной водой, растирание кожных покровов сухой щеткой, полоскания полости рта и носа холодной водой, воздушные ванны, приучение к легкой одежде и др.);

  • Применение сауны, но в разумных рамках, щадя сердечно-сосудистую систему пловца. На протяжении последних 5-6 лет сауна нашла прочное место в режиме тренирующихся пловцов, и это приносит им большую пользу. Но чрезмерное увлечение сауной нередко дает и отрицательные результаты. Вот почему, пользуясь ею, надо строго соблюдать определенные правила: применять саун у не чаще 2-3 раз в неделю (для хорошо-тренированных взрослых пловцов – 3-4 раза) с сеансами продолжительностью не более 8-10 мин. при максимальной температуре в помещении сауны 80ºС;

  • Внимательное отношение нужно уделить к подбору повседневной одежды, особенно в местах с быстроменяющимся климатом, с частыми дождями и вечерними похолоданиями. Особенно нужно беречь от переохлаждения ноги и голову. Вот почему так важно после тренировки в бассейне, особенно в холодную погоду, насухо обтереться и как следует высушить волосяной покров головы. Если спортсмен все-таки переохладится, то необходимо как можно скорее принять согревающую ванну продолжительностью 15-20 минут при температуре воды 39-40ºС;

  • Ингаляции (вдыхание, полоскание) специальных веществ, обладающих способностью препятствовать активизации инфекции и анти-септическим воздействием (проводятся по указанию и под наблюдением врачей); применение с целью профилактики по назначению врачей антибиотиков, бронхоспазматиков и других медикаментозных средств;

  • Профилактические ингаляции имеют особенно важное значение осенью и зимой. В то же время можно проводить и ежедневное (2-3 раза в день) полоскание полости рта и носа физиологическим раствором поваренной соли с добавлением на стакан воды чайной ложки соды;

  • Применение световых камер для головы и всего тела в среднем 3 раза в неделю продолжительностью по 10 минут, а также ультрафиолетовые облучения, способствующие повышенному образованию в организме защитных ферментов, противостоящих инфекции. Особенно полезны подобные облучения поздней осенью и ранней весной продолжительностью каждый раз до 6 недель. Они проводятся 3 раза в неделю сеансами от 2 минуты с прибавлением на каждом последующем сеансе 1 минуты (предельно – до 15 минут).
6. Немедленная изоляция обнаруженного источника инфекции, чтобы воспрепятствовать широкому распространению вирусов. Если обнаруженный больной находился в последние перед заболеванием дни в группе спортсменов и, таким образом, явился источником распространения среди них инфекции, то крайне необходимо произвести им санацию полости рта. В дни эпидемии каждый спортсмен должен в общественных местах надевать защитную марлевую сетку на лицо.
7. Категорическое запрещение курения, так как никотин поддерживает и активизирует инфекцию, ослабляет защитные свойства организма. И конечно же, ни один спортсмен не должен уклоняться от противогриппозных прививок, назначаемых врачом, даже если они вызывают временные болезненные явления (легкое повышение температуры, головокружение, слабость, головную боль).
Всякая болезнь тем легче поддается лечению, чем она раньше будет опознана. Вот почему при малейших признаках заболевания спортсмен должен тотчас же измерить у себя температуру и обратиться к врачу. При обнаружении повышенной температуры необходимо прекратить тренировку в бассейне. Все клинические средства мобилизуются для быстрого излечения пловца, с тем, чтобы как можно скорее он мог возобновить спортивную тренировку.

В первые дни после снижения температуры осторожное плавание выступает как лечебное клиническое средство, позволяющее больному быстро восстановиться и укрепить свои силы. Вот почему в первые дни занятий на водных дорожках плавание должно носить чисто оздоровительный характер, плавательные упражнения ограничиваются по продолжительности (по 30 минут 1 раз в день или по 20 минут 2 раза в день), объему (1-1,5 километра) и интенсивности (только спокойное плавание).

Тренировочные нагрузки не должны вызывать большую частоту сердцебиений (110–120 ударов в минуту, не больше). И лишь после 3-4 дней такого оздоровительного плавания, при наличии хорошего самочувствия спортсмен постепенно (в течение 4-5 дней) переходит к своей обычной тренировке в бассейне и гимнастическом зале. При этом вначале осваиваются прежние объемы плавания, затем и интенсивность. Но это лишь общие указания. Они корректируются тренером в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена.

Травматологические заболевания.

На IV конгрессе FINA подчеркивалось, что отклонения от оптимальных нагрузок и рациональных форм техники плавания приводят при длительной тренировке пловцов к болезненным явлениям: у кролистов – в плечевом суставе, у брассистов – в коленном, у дельфинистов в позвоночнике.

И если пловец жалуется на боли в этих местах, виноват тренер, допускающий систематические перегрузки и прививший своему ученику неправильную технику плавания. Это доказали своими научными трудами Д.Кеннеди (Канада), Э.Эрикссон (Швеция), Р.Доминго (США) и другие ученые, поделившиеся на IV конгрессе FINA интересными результатами своих многолетних наблюдений.

Особенно большой интерес для тренеров–практиков и спортивных врачей представлял доклад доктора медицины Д.Кеннеди из Онтарио (Канада), в котором были сообщены результаты длительного изучения им проблемы ортопедических проявлений и заболеваний у пловцов. Целенаправленное изучение данной проблемы было начато ученым во время мюнхенской Олимпиады и продолжалось все последующие годы, включая период подготовки сильнейших канадских пловцов к Олимпийским Играм в Монреале и их участия в олимпийских соревнованиях.

Как известный в своей стране ортопед, Д.Кеннеди был включен в качестве врача-консультанта в состав олимпийской спортивной делегации Канады, выезжавшей в 1972 году в Мюнхен. Эта делегация насчитывала 296 спортсменов, в том числе 35 пловцов (примерно 12%). За дни мюнхенских олимпийских соревнований им было зарегистрировано 127 обращений канадских спортсменов с жалобами на боли в суставах и мышцах или за получением различных консультаций по поводу ортопедических и травматологических недугов.

Тогда же Д.Кеннеди обратил внимание на то, что больше всего (почти 34%) таких обращений приходилось на долю пловцов. Они жаловались на болевые явления в плечевом суставе (16 случаев), коленном (12), в икроножных мышцах и ступне (8), в различных других частях тела (7). Такое массовое распространение у сильнейших канадских пловцов подобных явлений побудило Д.Кеннеди провести у себя на родине тщательное специальное исследование почти во всех плавательных клубах Канады.

Основное внимание было обращено им не только на распространение ортопедических проявлений и заболеваний, но и на их связь с методами тренировки, возрастом и спортивным стажем пловцов. Ему удалось обследовать 2496 пловцов, имевших какие–либо жалобы ортопедического характера. 90% из них приходились на те же анатомические области, что и у участников мюнхенской Олимпиады, с явным преобладанием болезненных явлений в плечевом суставе.

В число обследованных входили те пловцы, которые из-за болезней суставов вынуждены были прекратить регулярные тренировки по плаванию. Интересно отметить, что осуществление позже Канадской федерацией плавания рекомендованных доктором Д.Кеннеди мероприятий по борьбе с таким массовым распространением ортопедических заболеваний привело к тому, что в олимпийской команде Канады по плаванию, выступавшей на монреальской Олимпиаде, число болезненных проявлений в суставах сократилось по сравнению с Мюнхеном более чем в 2 раза.

Во всех случаях изучения данной проблемы неизменно первое место по числу ортопедических жалоб пловцов занимал плечевой сустав. При этом выявлялась довольно характерная картина развития болезни этого сустава. Вначале боли в нем возникали только после плавания, причем чаще всего после плавания вольным стилем и баттерфляем. Это дало основание доктору Д.Кеннеди считать болезнь плечевого сустава специфическим заболеванием кролистов и дельфинистов.

Во второй фазе развития этого заболевания болевые явления возникали уже во время тренировки и продолжались некоторое время после плавания. При этом ощущаемые пловцом боли были еще не настолько сильны, чтобы преждевременно прекращать тренировку или ограничивать движения.

Наконец, третья фаза болезни приводила к ограничению гребковых движений и вынуждала пловца преждевременно заканчивать плавательную тренировку (боли оказывались особенно ощутимыми при отведении плеча в сторону до угла от 60 до 120ºС).

С целью помочь тренеру, врачу и самому спортсмену эффективнее бороться с нарастанием подобных болезненных явлений доктор Д.Кеннеди тщательно изучил происходящие в суставе болезненные изменения, их происхождение, развитие и причины. При этом он воспользовался оригинальными исследованиями своего соотечественника из Торонто доктора М.Нэба, который проводил многократные темноокрашенные микро-инъекции в артериальные сосуды, питающие кровью область плечевого сустава, охватывающие его мышечно–вращательную манжету.

Полученная этим ученым серия микро–ангиограмм позволила установить своеобразные модели сосудистой ткани плечевого сустава при различном характере вращательных движений, в различных стадиях развития болезни. Эти исследования своего коллеги доктор Д.Кеннеди дополнил целым рядом личных наблюдений, проведенных над спортсменами-пловцами и на анатомических вскрытиях трупов, таким образом ученым удалось определить причины заболевания и характер нарастающих в суставе изменений под влиянием прогрессирующей болезни.

Дело в том, что тренировка в плавании вольным стилем или баттерфляем связана с многократным (исчисляемым многими тысячами раз за одну тренировку) повторением движений в плечевом суставе, характеризующихся максимальной амплитудой вращения и крайними позициями плеча. Эти часто повторяющиеся движения дают колоссальную нагрузку на плечевой сустав (особенно на сухожилия тех мышц, которые выполняют характерные для пловцов вращения плеча).

Нагрузка эта, по выражению доктора Д.Кеннеди, во много раз превышает созданные природой возможности плечевого сустава. Сухожилия мышц, выполняющих вращательные движения плеча, проходят в непосредственной близости от головки плечевой кости. В отдельные моменты вращения сухожилия сдавливаются; в них нарушается кровообращение, и при неподготовленности к таким большим напряжениям это ведет к локальному отмиранию некоторой части сухожильных клеток. Они и вызывают болезненные явления.

Если вовремя, т.е. при первых симптомах болезни, прекратить или сократить нагрузки, то омертвевшие клетки успевают рассосаться и замениться новыми. Но если нагрузки продолжаются в нарастающей степени, то отмирание клеток прогрессирует, вследствие чего развивается воспалительный процесс, охватывающий иногда не только внутрисуставные сухожилия, но и всю суставную сумку.

Так рождаются характерные для спортсменов, плавающих вольным стилем и баттерфляем, болезни – тендит (воспаление сухожилий) и бурсит (воспаление суставной сумки). А это может закончиться заболеванием всей мышечно–вращательной манжеты плеча, с разрывами мышечных волокон, нередко вынуждающим спортсмена навсегда оставить плавательный спорт.

Что же делать тренеру и спортсмену при появлении болезненных явлений в плечевом суставе и как предупредить их нарастание? Прежде всего принимать профилактические меры, а именно:


  • Последовательно и постепенно повышать нагрузки на плечевой сустав. В первые годы тренировки (это особенно важно для детей: у них суставы еще не окрепли) не давать больших объемов плавания с высокой интенсивностью преодоления длинных дистанций. Переходить к современным нагрузкам (15-20 километров в сутки) лишь после 4-5–летней предварительной плавательной подготовки;

  • С детских лет в умеренных дозах применять специальные гимнастические упражнения, развивающие мышечно–связочный аппарат и увеличивающие силу, выносливость и гибкость суставов;

  • Не допускать перерастания первой фазы заболевания во вторую и тем более в третью. Для этого тренер или врач должен провести среди пловцов разъяснительную работу, потребовать, чтобы при появлении первых признаков заболевания (боли в суставе после тренировки) они не скрывали их, сразу сообщали об этом тренеру и врачу.

  • При появлении таких жалоб тренер должен снизить общую нагрузку плавательной тренировки, сократить длину дистанции в упражнениях, увеличить интервалы при выполнении различных серий упражнений. Хорошие результаты дает временное переключение такого пловца на плавание брассом, с резким сокращением плавания кролем и баттерфляем.

  • Если же болезнь все–таки переходит во вторую фазу и пловец начинает жаловаться на постоянные (не прекращающиеся от месяца к месяцу) боли в плечевом суставе, то тренеру, если эти стойкие явления появляются у пловца в детском возрасте, стоит подумать о переключении его на другую специализацию, т.е. на постоянное плавание брассом или кролем и баттерфляем только на спринтерские дистанции, что позволит несколько сократить общие тренировочные объемы.

  • При полном устранении болезненных явлений можно вернуться к прежней программе. Но если и такое изменение плавательной специализации не устранит болезнь и она станет переходить в третью фазу (боли в суставе, ограничивающие амплитуду и качество гребковых движений), то следует либо временно (на несколько месяцев), либо вовсе прекратить плавательную тренировку, переключив пловца на другой вид спорта.

В своих исследованиях доктор Д.Кеннеди заметил, что чем выше общий объем плавания, применяемый в среднем за один день тренировки, тем ортопедические проявления у пловцов более стойкие. У начинающих пловцов, тренирующихся с малыми объемами плавания, жалобы на боли в суставах встречаются очень редко.

Они нарастают с увеличением спортивного стажа и объемов плавания; чаще всего встречаются у спортсменов, проплывающих за одну тренировку до 5000 метров и больше. Конечно, не у всех пловцов, а только у тех, кто бурно форсировал повышение нагрузок.

Полученные доктором Д.Кеннеди результаты исследований согласуются с выводами его коллеги по ортопедии профессора Р.Доминго, о котором упоминалось в начале настоящего обзора. Это и позволило ученым сделать вывод, что болезнь плечевого сустава – продукт неправильно построенной тренировки.

Естественно, могут быть и исключения из этого правила, например пловцы с природной слабостью суставов. В таких случаях тренер должен не допустить перерастания болезни во вторую фазу, прекратив плавание тем способом, который вызывает болезненные явления. Иногда одно переключение с кроля на баттерфляй или наоборот (не говоря уже о переключении с кроля на брасс) дает, по заверению доктора Д.Кеннеди, отличные результаты (полное прекращение болевых ощущений при плавании).

Таким образом, умело регулируемое содержание плавательной тренировки может способствовать предупреждению болезненных явлений в плечевых суставах пловцов, а при наличии соответствующих жалоб – полному их устранению или прекращению развития болезни.


Остановившись подробно на профилактических мерах, доктор Д.Кеннеди дал в своем докладе и ряд рекомендаций по лечению болезни средствами терапии, хирургии, физиотерапии и лечебной гимнастики. Они не рассматриваются в данном обзоре, потому что в большинстве своем общеизвестны во врачебной практике.

Отметим лишь то, что в качестве «самолечения» доктор Д.Кеннеди рекомендовал пловцам применять после разминки и после полного завершения плавательной тренировки 5-6–минутные охлаждения болезненной области плечевого сустава – локальными подушечками со льдом. Хорошие результаты может дать также нервная стимуляция болезненного участка игольчатыми электродами, проводимая в течение 30 мин. до начала разминки.

Болезни коленного сустава выявлены у брассистов доктором Кеннеди значительно в меньшем числе случаев, чем заболевания плечевого сустава у кролистов и дельфинистов. И здесь было установлено, что главная причина возникновения болезненных явлений – систематические перенапряжения сустава. Они вызываются характерной для многих брассистов техникой движений, связанной с максимальными по амплитуде сгибаниями, разгибаниями и внешними вращениями бедра и голени.


Быстрый, захлестывающий толчок с вращением, с которого начинается у брассистов гребок ногами, связан с мгновенным распрямлением ног в коленях, что вызывает предельное напряжение связок. Проплывая за тренировку 8-10 тысяч метров брассом, спортсмен успевает за это время сделать до 5000 гребков ногами. Без надлежащей подготовки в течение нескольких лет он не выдерживает таких нагрузок, и это проявляется в возникновении болей в коленных суставах. Избавиться от таких болей можно различными путями:


  • Изменением характера движений ногами брассом, облегчая внешние вращения бедром и большеберцовой костью; – уменьшением специальной работы над совершенствованием хлыстообразного толчка ногами;

  • Уменьшением в одной тренировке плавания брассом, заменяя его плаванием другими способами. Если и после этих мер боли не прекращаются, можно делать на область коленного сустава местные 5-б–минутные компрессы со льдом после разминки (если после нее появляются боли) или после тренировки. Многие врачи лечат заболевание коленного сустава у брассистов ультразвуком и инъекциями стероидов.

Но доктор Д.Кеннеди, опробовавший эти средства лечения, не рекомендует ими пользоваться, так как они лишь на время приглушают болевые явления, но не устраняют их радикально. Вот почему он советует при стойких болевых ощущениях у брассистов полностью прекращать плавание этим способом. Вначале, время от времени (на несколько недель каждый раз), а при непрекращающихся жалобах – на 2-3 месяца и больше.


Иногда же болезненность колена брассиста становится хронической, и пловец, несмотря на все виды лечения, вынужден оставить плавательный спорт. Среди девушек и юношей такой нежелательный конец невозможен, так как уровень квалификации тренеров стал настолько высоким, что всегда можно вовремя обнаружить болезнь и с помощью перечисленных выше профилактических мер устранить ее.


Заканчивая свой доклад, доктор Д.Кеннеди присоединился к большинству делегатов IV конгресса FINA, высказавших уверенность в том, что в настоящее время происхождение заболеваний коленных и плечевых суставов у пловцов и профилактические мероприятия изучены настолько, что эти болезни могут и должны быть исключены полностью.

В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности:

Первая особенность

состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, т. е. не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижности многих частей тела в условиях водной среды, что в свою очередь содействует развитию отдельных органов и систем организма.

Второй характерной особенностью

является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека.

Третьей характерной особенностью

плавания является горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Работа ряда внутренних органов (сердце, печень, почки и др.) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается. Указанные особенности имеют большое значение в физическом воспитании детей и подростков.

Плавание имеет также большое воспитательное значение.

Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Занятия плаванием создают благоприятные условия для эстетического воспитания занимающихся. Овладевая гармоническими движениями в процессе изучения спортивных способов плавания, дети учатся различать целесообразные, рациональные, экономичные движения, постигают их красоту. Развитию эстетических чувств способствует также фигурное плавание, которое проводится с музыкальным сопровождением.

Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки.

В процессе регулярных, правильно организованных занятий по совершенствованию техники плавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований у пловцов воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство в достижении поставленной цели, настойчивость, смелость и решительность, чувство коллективизма и товарищества. Таким образом, регулярные учебно- тренировочные занятия и соревнования по плаванию способствуют воспитанию школьников в духе коммунистической морали.

Не менее велико оздоровительное значение плавания.

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.

В летнее время дети занимаются плаванием в открытых бассейнах и на водоемах под непосредственным воздействием солнечных лучей, которые, помимо благотворного теплового влияния на организм ребенка, обладают антимикробным действием. Кроме того, солнечные лучи содействуют нормализации у детей обмена солей кальция, играющего значительную роль в развитии костной системы.

Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Современная система занятий по плаванию обеспечивает юным пловцам хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит потому, что занятия в воде чередуются с физическими упражнениями, выполняемыми на суше.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 уд/мин. Частота сердечных сокращений у детей (10-11 лет), не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 уд/мин. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150-200 уд/мин. Увеличение систолического объема способствует развитию сердечной мышцы.

Работе сердца юного пловца при максимальных напряжениях помогают три фактора: давление воды на всю поверхность тела, его горизонтальное положение и динамическая работа больших групп мышц. В первом случае вода способствует движению венозной крови от периферии к сердцу и облегчает присасывающую функцию грудной клетки. Во втором случае работа сердца облегчается в связи с отсутствием необходимости преодолевать при движении собственный вес тела и затрачивать на это дополнительные усилия. В третьем случае работе сердца помогает мышечный "насос". Эти факторы определяют целесообразность привлечения к занятиям плаванием детей с ослабленным сердцем. При правильной дозировке упражнении можно полностью излечить сердечный недуг. При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мыши, которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Кроме того, дыхательные мышцы должны преодолевать эластическую тягу легких, для того чтобы вызвать понижение внутригрудного давления. На это требуются дополнительные мышечные усилия. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают и те дыхательные мышцы, которые преодолевают сопротивление воды при выходе из легких воздуха. Такая регулярная "гимнастика" дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а это в свою очередь вызывает увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких, которая у ряда пловцов достигает 7 л и более.

Высокий уровень развития жизненной емкости легких наблюдается, как правило, у пловцов, которые начали систематические занятия плаванием в детском возрасте. По данным врачебного контроля годовой прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется в пределах от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние данные детей, не занимающихся плаванием.

Плавание приводит также к значительному увеличению легочной вентиляции и потребления кислорода. При плавании с максимальной скоростью наибольшее потребление кислорода у взрослого, хорошо тренированного пловца не превышает 6 л в минуту. Дети в процессе учебно-тренировочной работы по плаванию могут потреблять кислорода более 7 л в минуту. Это объясняется тем, что дети имеют большую, чем взрослые, частоту дыхания и, развивая более высокий темп движений, увеличивают глубину дыхания.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Для этой цели разработана специальная система упражнений.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый человеку навык в быту, труде и военном деле. Часто бывают случаи, когда дети в возрасте 12-13 лет самостоятельно уходят купаться на водоемы. Для предупреждения несчастных случаев на водоеме надо, чтобы все дети в этом возрасте не только умели плавать, но и в случае необходимости смогли оказать действенную помощь тонущему товарищу. Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому современному человеку.

Таким образом, плавание как физическое упражнение гармонично развивающее и укрепляющее организм человека способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Курс плавания предусматривает изучение учащимися теории и методики плавания, овладение техникой основных видов упражнений по плаванию, совершенствование в спортивном плавании, приобретение необходимых знаний, умения и навыков для ведения самостоятельной педагогической и организационной работы по плаванию в школе.

Весь материал по плаванию изучается на теоретических и практических занятиях. В раздел теоретических занятий включены следующие темы: вводное занятие, исторический обзор развития плавания, общие основы техники плавания, основы техники спортивного плавания, основы техники прикладного плавания, основы обучения и тренировки, организация и методика работы с детьми, планирование и учет учебной и внеклассной работы по плаванию с детьми. На практических занятиях учащиеся овладевают общеразвивающими и специальными упражнениями, техникой облегченных и спортивных способов плавания, техникой прикладного плавания, играми и развлечениями на воде, приобретают знания в области методики обучения и спортивной тренировки, проходят учебную практику.

02-02-2007, 17:00

фигурным катанием занимаются, художественной гимнастикой тоже, а вот про синхронное плавание не нашла информации.
кто то может уже интересовался? есть ли у нас спортивные школы, где учат этому виду спорта?
может кто то водит свою дочку? поделитесь:flower:

03-10-2007, 14:35

up
интересно

03-10-2007, 14:50

Мы в этом году начали ходить, но особо рассказать не могу, мало времени прошло.

03-10-2007, 14:54

а вы куда пощли. Мы собирались, но возить далеко, бабушки отказались, пошли просто на плавание, может в следующем году группа на Светлановском будет

03-10-2007, 15:11

я порылась в сети - в сообщениях проскальзывает, что в Питере только одна СДЮШОР по синхронному плаванию. Где она находится? где проходят занятия? :091:
вобще, кто куда ходит? делитесь:)

03-10-2007, 16:07

В сентябре мы узнавали и ходили на просмотры в разные места. Вот варианты, которые у меня получились (я рассматривала только те, куда нам удобно территориально):

1.Взрослая пол- ка на Ольховой (глубокий лягушатник, моя до дна не достает)- 1100 в месяц
занятия пн, чт в 14-45
или вт, сб в 14-45
Продолжительность 1 час.

2.Бассейн на Светлановской пл.(лягушатник) - 4000 до 20.01.08
занятия ср. 18-15, сб- 17-30 (1 час)

3.Бассейн на Светлановской пл.(лягушатник) пн-17-15 +
+бассейн СКА (на Выборгской, глубокий 50 метров) вс-15-00
ст-ть 4000 до 20. 01.08

4. Бассейн СКА (на Выборгской, лягушатник)
пн, чт 19-50 или
вт, пт 19-50 или
ср, сб 19- 50.
При пропуске можно прийти с др. группой. Ст-ть до 20.01.08 5500.

Был еще вариант, но не помню какой. В 1 и 4 варианте берут девочек 6-10 лет, во 2 и 3 с 6 до 8лет.

03-10-2007, 17:47

2.Бассейн на Светлановской пл.(лягушатник) - 4000 до 20.01.08
занятия ср. 18-15, сб- 17-30
А я этот вариант не нашла! а он мне так подходит, а телефона у вас нетвсе поняла, мы по возрасту не проходим, Дашке еще нет 5 ти

03-10-2007, 21:38

Я очень хотела отдать дочку в синхр. плаванье. Год ходили на простое паванье - учились держаться на воде, сходили поговорили с тренерами - у нас в Петроградском районе два места, где учат этому виду спорта. Там, где ближе к дому брали с 9-ти лет, но нас обещали раньше. Этим летом случайно, находясь в Турции, напала на программу по телеку про синхронное плаванье. Теперь точно туда ни ногой! Началось с того, что разбирали случай гибели девушки, после тренировок, на её жалобы никто не обратил внимание, т.к. оказалось, что болезненность спины - это дело обычное (это у почти детей!) и далее сами тренеры говорили такие вещи....

Кошка в лукошке

03-10-2007, 22:19

У нас на площадке папа говорил, что он тренер по плаванию. дочь с 4 лет будет тренировать. Говорит сам не отдал бы в синхронку, говорит личность ломают.
Что это? я так и не переспросила.
Ещё он говорил, что в школе спорт. резерва на синхронку всегда есть места, желающих мало.

А вообще не слушайте никого. Можно и в танцах навернуться и мало ещё где.

04-10-2007, 00:38

эээ... а разве есть БОЛЬШОЙ спрот без травм? думаете на спортивной/художественной гимнастике травм меньше? ;)
по-моему святое дело родителя, жаждущего занять своего отпрыска спортом - это
во-первых, ревностно подбирать тренера, ЛИЧНОСТЬ и СПЕЦИАЛИСТА;
а во-вторых, "без фанатизма" - т.е. отслеживать и вовремя пресекать неблагоприятный "соковыжимательный" вариант развития "карьеры"

04-10-2007, 15:25

Началось с того, что разбирали случай гибели девушки, после тренировок, на её жалобы никто не обратил внимание, т.к. оказалось, что болезненность спины - это дело обычное (это у почти детей!) и далее сами тренеры говорили такие вещи....
В общем этот вид спорта чуть ли не самый тяжёлый, т.к. идёт не только плаванье, но и хореография. Но главное, что меня остановило это профессиональные болезни, от вечного охлаждения страдает гинекология, от сильного напряжения болит спина и часто ломаются большие пальцы ног (от перенапряжения).:001:
Сейчас мы ходим на оригами:) и в обчный бассейн к любимому тренеру чисто по-любительски.
Вот случайно наткнулась на эту тему и не могу промолчать! Сама занималась синхронным плаванием, т.ч. скажу сразу - то, что Вы пишите - не соответствует действительности!1
Спина никогда не болела, о том, что ЛОМАЮТСЯ пальцы ног - это вообще ЧУШЬ!! Никаких переохлаждений и проблем с гинекологией нет!! Сама легко забеременела, выносила и родила ребенка. Откуда Вы взяли весь этот БРЕД??? Извините, но другого слова просто не подобрать!! Перед тренировкой на воде в обязательном порядке ОФП (общая физ подготовка), СФП (специальная физ подг), хорерграфия, акробатика(для детей постарше), так что только когда мышцы разогреты, только тогда уже сама тренировка на воде!! И на сборах были мы, где по 6 тренировок в день, и ничего, никто не переохлаждался, не болел!! И что это за такие проф.болезни, просветите, пожалуйста?! А то я чувствовала и чувствую себя здоровой (и не я одна), а, может быть просто не подозреваю, что пора уже отбросить тапки?:)

Кошка в лукошке

05-10-2007, 10:42

05-10-2007, 12:17

вроде еще есть в ист Лесгафта и где то на Сенной, сказали нужно уметь плавать, вроде еще проф болезнь гайморит, мы хотим, но нет возможности возить:(
Ну с чего Вы все это берете? Это то же самое, как говорить, что от бесконечных тренировок слуха у музыкантов ломаются уши!!:) Плавание закаляет, укрепляет, нагрузки на позвоночник практически нет (недаром, оно показано почти всем, и беременным, и младенцам!!) А с чего там быть гаймориту? У нас и насморка-то практически не бывало никогда, и болели реже всех в классе (раз в несколько лет)



просмотров