Расходы бюджета и их классификация. Расходы бюджета: понятие, виды Что такое расходы бюджета определение

Расходы бюджета и их классификация. Расходы бюджета: понятие, виды Что такое расходы бюджета определение

Расходыгосударственного бюджета представляют собой про­цесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулиро­ванных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджет­ных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Республиканский бюджет обеспечивает финанси­рование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Группировку расходов бюджета осуществляют по различным признакам:

В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства:

– расходы, связанные с финансированием реального сектора экономики;

– расходы, связанные с финансированием непроизводственной сферы (социальной сферы).

Первое связано с финансированием материального производства, второе – с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития.

В зависимости от функционального назначения. Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества:

– общегосударственные расходы;

– финансирование национальной обороны;

– финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности;

– финансирование национальной экономики;

– охрана окружающей среды;

– финансирование ЖКХ;

– финансирование здравоохранения, образования, физкультуры, спорта, культуры и СМИ;

– финансирование социальной политики и др.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.Резервные фонды – это специальные фонды денежных средств, создаваемые Президентом и Правительством Республики Беларусь на случай непредвиденных расходов, обусловленных стихийными бедствиями, чрезвычайными ситуациями. Общий размер резервных фондов не может превышать 2 % доходов республиканского бюджета. Резервный фонд Президента Республики Беларусь не может превышать 1% от доходов республиканского бюджета.

В зависимости от экономического (предметного) назначения:

– текущие расходы бюджета обеспечивают текущее функционирование государственных органов, бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее финансирование, а также включают другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;

– капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Кроме того, капитальные расходы бюджета включают расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и прав на объекты интеллектуальной собственности.

В зависимости от ведомственной подчиненности , группировка осуществляется по соответствующим министерствам, ведомствам, концернам, комитетам и т. д.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспре­деление части финансовых ресурсов между областями и г. Минском в целях выравнивания уровней их экономического и соци­ального развития.

3.6. Дефицит государственного бюджета: причины и источники финансирования

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Дефицит бюджета является следствием:

чрезмерных государственных расходов;

ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

С другой стороны, причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования, в частности, и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.

Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, является колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

Ÿ циклический;

Ÿ структурный

Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Также можно выделить следующие виды бюджетного дефицита: операционный, первичный, квазифискальный.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Примерами квазифискальных операций являются:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд – просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка и т.д.

Показателями уровня дефицита бюджета являются:

Удельный вес дефицита государственного бюджета в ВВП;

Удельный вес дефицита государственного бюджета в объеме расходной части бюджета.

Финансовое положение страны считается нормальным, если де­фицит не превышает 2-3% ВВП или 8 -10% расходной части бюджета.

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирова­ния ежегодно утверждаются Законом о бюджете Республики Бела­русь на соответствующий финансовый год.

Согласно Закону о бюджете на 2011 год предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год составляет 6 000 000 000 тыс. руб. или 3 % ВВП при доходах 33,6 трлн. руб. и расходах 39,6 трлн. руб.

Направления сокращения бюджетного дефицита:

– увеличение объемов государственных доходов – оно может происходить за счёт установления новых источников поступлений финансовых ресурсов или за счет расширения возможностей действующих, действующей базы доходов бюджета. При этом увеличение доходов за счет роста налогов нецелесообразно, так как это ведет к усилению налогового давления на экономику и, как следствие, к снижению стимулов к труду и сокращению налоговых поступлений в бюджет;

– уменьшение объемов государственных расходов – оно достигается:

– сокращением или упразднением ранее намеченных программ;

– автоматическим уменьшением всех расходов бюджета в случае, если дефицит превышает допустимые размеры, т. е. путем секвестирования.

Источники покрытия дефицита:

а) внутренние источники

Источники, получаемые от Национального банка Республики
Беларусь (кредиты Национального банка Республики Беларусь на
финансирование дефицита республиканского бюджета, государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком Республики Беларусь непосредственно у Правительства Республики Беларусь);

Источники, получаемые от банков, иных юридических и фи­зических лиц (государственные краткосрочные облигации, государ­ственные долгосрочные облигации, векселя Правительства Респуб­лики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги);

Заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, бюджетные ссуды, бюджетные займы, полу­ченные из других бюджетов;

Источники от операций с принадлежащим государству иму­ществом;

Источники от операций по купле-продаже иностранной валюты;

б) внешние источники:

Кредиты международных финансовых организаций;
кредиты правительств иностранных государств;

Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, вы­пущенные на внешних финансовых рынках;

Прочие источники внешнего финансирования.

Основные задачи политики в области финансирования государственного бюджета Республики Беларусь состоят в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.

Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения.

Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска государственных и региональных займов.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.

По действующему законодательству Республики Беларусь составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение бюджета – к функциям органов представительной власти. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих ветвей власти.

Одной из важнейших стадий бюджетного процесс является составление проекта бюджета (первая стадия).

Главная задача составления проектов республиканского и местных бюджетов – определение объема денежных средств, необходимых для вы­полнения функций государственных органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления, экономического и социального раз­вития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

Составление проекта республиканского и местных бюджетов – исключительная прерогатива Правительства Республики Беларусь и соответ­ствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосред­ственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют соот­ветствующие финансовые органы: Министерство финансов Республики Бе­ларусь и местные финансовые органы – не позднее чем за 10 месяцев до очередного финансового года.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются ряд документов и материалов, в которые включаются:

– пояснительная записка к проекту бюджета;

– основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;

– проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на плани­руемый финансовый (бюджетный) год;

– основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;

– оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидирован­ного бюджетов за год, предшествующий планируемому финансовому (бюд­жетному) году;

– прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюдже­та на планируемый финансовый (бюджетный) год.

Рассмотрение и утверждение бюджета. Подготовленный Минфином проект республиканского бюджета выносится на рассмотрение Правительства, и не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году направляется Президенту государства. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, пред­шествующего очередному финансовому (бюджетному) году, вносит в Пар­ламент Республики Беларусь проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Внесенный Президентом Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год направля­ется в постоянную комиссию Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложе­ния представительной власти о принятии проекта бюджета или его отклоне­нии.

В случае его одобрения, он выносится на рассмотрение сессии Пар­ламента Республики Беларусь.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформ­ляется Законом. В Законе о бюджете отражаются:

– общий объем доходов и расходов республиканского бюджета;

– размер основных доходов по республиканскому бюджету;

– ассигнования из республиканского бюджета на финансирование на­родного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, внешнеэкономи­ческой деятельности, органов государственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной
безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

– размер резервного фонда Президента и других целевых фондов, обра­зуемых в соответствии с действующим законодательством;

– размер средств, направляемых на обслуживание и погашение государ­ственного долга;

– предельный размер дефицита по республиканскому бюджету;

– размер других расходов общереспубликанского характера;

– размер оборотной кассовой наличности;

– нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и г. Минска.

В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращений расходов или внесении изменений в налоговое законодательст­во. Проект бюджета возвращается правительству на доработку.

При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуж­дения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, Закон считается подпи­санным в той редакции, в которой он был направлен главе государства. Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеоб­щего сведения.

Республикан­ский бюджет и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов утверждаются Парламентом до наступления нового финансового го­да. Однако, если Закон о бюджете при­нимается после Нового года,. законодатель предусмотрел и такую возмож­ность. Чтобы процесс финансирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в размере одной двенадцатой объема бюджетных ас­сигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до утверждения ассигнований Парламентом и соот­ветствующими Советами депутатов. Следующей составной частью бюджетного процесса является исполнение бюджета (третья стадия).

Исполнение бюджета

Эта стадия относится к компетенции исполни­тельной власти, которая ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтере­сованных правила исполнения бюджета. Вместе с тем можно выделить ос­новные принципы исполнения бюджетов всех уровней.

Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены измене­ния в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

Второе. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.

Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все республикан­ские и местные государственные органы, предприятия, организации и учреж­дения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответст­венности к юридическим и физическим лицам за нарушения правил исполнения бюджета Республики Беларусь.

Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основе закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского и местных бюджетов.

В Республике Беларусь используется казначейская система исполнения бюджета. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включает в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководи­телей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных средств. По определению, распорядители бюджетных средств –это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета.

Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и ниже­стоящих. Главные распорядители бюджетных средств – руково­дители министерств и ведомств, управления (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители – руководители подчи­ненных органов подведомственных организаций и учреждении (прежнее на­звание – распорядители бюджетных кредитов). Главные и нижестоящие рас­порядители бюджетных средств наделены различными правами в использо­вании средств. Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых им учреждений, но и распределять выделенные им ассигнования между нижестоящими распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их под­чинении подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределив их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюд­жетные средства для непосредственного расходования.

Право на получение бюджетных средств распорядителя получают фор­мально с момента утверждения соответствующего бюджета. Фактическое пе­речисление средств с соответствующих счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных финансовых планов и смет.

Как распорядители, так и получатели бюджетных средств обязаны использовать выделенные им ассигнования строго по целевому на­значению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответст­венность.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения ме­жду звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом о бюджетной системе. Уже упоминалась взаимоответственность вышестоящих и нижестоящих бюджетов при принятии решений, приводящих к уменьше­нию доходов или увеличению расходов соответствующих бюджетов. Но мо­гут возникать другие случаи. В частности, при принятии Парламентом, Пре­зидентом, Советом Министров, местными Советами депутатов и их испол­комами решений, вызывающих увеличение доходов или уменьшение расхо­дов нижестоящих бюджетов, образующиеся в связи с этим излишки доходов или экономия в расходах подлежат передаче в вышестоящие бюджеты. В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных сложений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствую­щим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако для решения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год плюс льготные периоды определяются как бюджетный период.

Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса – испол­нения бюджета, является отчет об исполнении бюджета . В отчете можно выделить три этапа: подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение. Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюд­жетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимаются соответственно Министерство финансов и финансовые органы.

Органы исполнительной власти общей компетенции направляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию с фактическим использованием бюджетных средств. Финансо­вые органы на основе предоставляемых им отчетных данных и своей инфор­мации составляют проект отчета об исполнении бюджета.

Составляемые финансовыми органами отчеты передаются соответст­вующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предостав­ления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоян­ных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании орга­нов представительной власти. Утверждение отчета оформляется постановле­нием органа представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть представлен в Пар­ламент не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года. Сроки представления отчетов об исполнении местных бюджетов зави­сят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью. Общим правилом для всех видов бюджетов является и то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением бюджетов на предстоящий год. Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

Таким образом, все стадии бюджетного процесса строго регламентиро­ваны процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспе­чить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисципли­ны. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последователь­ности, и данный порядок изменению не подлежит. На каждой стадии бюд­жетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в дру­гое время.

Местные бюджеты

Республика Беларусь является унитарным государством и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

В настоящее время в республике функционируют около 1700 местных бюджетов, которые являются финансовой базой регионов и обеспечивают осуществление мероприятий по их социально-экономическому развитию.

Формирование местных бюджетов основано на принципах выравнивания уровней развития регионов; избирательной поддержки отдельных территорий; социальной направленности.

Доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (местных и республиканских) доходов, налогов и сборов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам с целью оказания им финансовой помощи.

Собственные доходы - это налоги и платежи, которые полно­стью зачисляются в местные бюджеты и над которыми местные влас­ти имеют контроль, т.е. могут устанавливать ставки, порядок или сроки их уплаты в бюджет. К таким налогам, в соответствии с Налоговым Кодексом, относятся налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

К собственным налоговым доходам, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь относятся также следующие налоги и сборы:

Подоходный налог с физических лиц;

Налог на недвижимость;

Земельный налог;

Экологический налог в части платежей за использование (изъя­тие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

Налог при упрощенной системе налогообложения;

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

Единый налог для производителей сельскохозяйственной про­дукции;

Налог на игорный бизнес;

Другие налоги и сборы в соответствии с законом о бюджете.

Перечень республиканских налогов, поступающих в местные бюджеты, закреплен в Бюджетном Кодексе Республики Беларусь и в Законе о бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

за пользование банками денежными средствами местных бюджетов; по бюджетным займам, предоставлен­ным за счет средств местных бюджетов;

арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;

иные поступле­ния в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Регулирующие доходы - это процентные отчисления от респуб­ликанских платежей по нормативам, ежегодно утверждаемым зако­ном о бюджете. В 2011 году таковыми являются:

Налог на прибыль в бюджеты областей - 50%, в бюджет г. Минска- 15%;

Налог на добавленную стоимость - 30%, в том числе в бюдже­ты областей: Брестской -4,41%; Витебской - 3,9%; Гомельской-4,56%; Гродненской - 3,39%; Минской - 4,5%; Могилевской - 3,45%; г. Минска- 5,79%.

Налог на прибыль распределяется между республиканским и областными бюджетами только уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь и организациями, в уставных фондах которых 50 процентов и более акций (долей принадлежит Республике Беларусь.

Налоги (за исключением налога на добавленную стоимость), сборы (пошлины), уплачиваемые созданными с 1 января 2007 года в городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек, поселках городского типа, сельских населенных пунктах организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность (кроме торговой посреднической деятельности), со средней численностью работников не более 100 человек (за исключением республиканских унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей собственности государства в их уставных фондах, а также организаций, освобожденных от уплаты налогов, сборов (пошлин) в соответствии с декретами Президента Республики Беларусь полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты базового уровня по месту постановки этих организаций на учет в налоговых органах со дня их государственной регистрации.

Из средств республиканского бюджета местным бюджетам выделяются:

Дотация - это денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета

Суб­венция представляет собой денежные средства, выделяемые из вы­шестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

Из местных бюджетов сегодня финансируются объекты социально-культурной сферы местного значения (школы, медучреждения, библиотеки) и социальная за­щита населения; осуществляется благоустройство населенных пунктов; финансируются объекты жилищно - коммунального хозяйства; выделяются средства на содержание аппарата местного управления; создаются резервные и целевые фонды местного значения. Около 70% расходов государства на социально- культурную сферу несут местные бюджеты.

Роль местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

Во-первых формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие регионов, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения.

Во-вторых, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются программы экономического и социального

развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.

В-третьих, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизовано направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

В-четвертых, местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Характеризуя роль местных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит, субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней.

Тесты

1. Назовите правильный состав триединого подхода к пониманию сущности бюджета:

  • Автоматизированные информационные системы и их классификация
  • Антигипертензивные средства, их классификация. Фармакологическая характеристика препаратов, влияющих на ренин-ангиотензиновую систему. Рецепт.
  • Архитектура ECM, их классификация. Сложности согласованности архитектуры ECM с корпоративными стейкхолдерами.

  • Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

    В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

    Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

    • расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
    • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
    • расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
    • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
    • другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

    В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

    Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим "бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

    В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов :

    • органов исполнительной власти
    • органов местного самоуправления.

    Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе па проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом голу, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

    С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

    При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

    Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах :

    • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
    • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами но государственным или муниципальным контрактам;
    • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
    • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
    • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
    • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
    • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
    • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
    • кредитов иностранным государствам;
    • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

    Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

    Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (склалочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (склалочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектпо-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиций. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

    Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества перелаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

    Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

    • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
    • субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
    • бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

    В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения укапанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровнен жестко регламентировано.

    Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

    • обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • функционирование федеральной судебной системы;
    • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
    • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    • государственная поддержка атомной энергетики;
    • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    • исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
    • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
    • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    • финансовая поддержка субъектов РФ;
    • прочие расходы.

    Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

    • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
    • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
    • обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
    • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
    • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
    • оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
    • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

    Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    • содержание органов местного самоуправления;
    • формирование муниципальное! собственности и управление ею;
    • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
    • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
    • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
    • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
    • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
    • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в управлении;
    • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
    • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
    • обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

    Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
    • обеспечение правоохранительной деятельности;
    • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
    • обеспечение социальной зашиты населения;
    • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
    • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
    • развитие рыночной инфраструктуры;
    • обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам;
    • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

    Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с определенными расходными обязательствами в соответствии с установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

    Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

    Согласно положениям ст. 67 БК РФ, капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

    Согласно положениям ст. 68 БК РФ, текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Согласно ст. 69 БК РФ расходы бюджетов могут осуществляться в следующих формах:

    1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

    2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    3) трансферты населению;

    4) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

    5) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    6) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    7) бюджетные кредиты юридическим лицам;

    8) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

    9) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    10) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

    11) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней. Доходы бюджетов можно разделить на две группы:

      собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

      регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). ормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.

    Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды. Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

    Сущность бюджета

    Бюджет является центральным звеном государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве - совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

    Законодательная база

    Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

    Функции бюджета

    Являясь частью , бюджету соответствуют следующие функции финансов:

    • Распределительная - проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
    • Контрольная - действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
    • Регулирующая - государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

    Бюджетное устройство

    Бюджетное устройство - это принципы, определяющие организацию и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

    Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

    Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

    • Принцип единства - единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
    • Принцип разграничения доходов и расходов - означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    • Принцип самостоятельности бюджета : а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
    • Принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
    • Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
    • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
    • Принцип общего покрытия расходов - все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
    • Принцип гласности - обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
    • Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
    • Принцип адресности и целевого характера - бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

    Бюджетная система Российской Федерации

    Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

    Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

    От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

    Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

    В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
    • Местные бюджеты.

    Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

    Местный бюджет - главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

    Территориальный бюджет - свод региональных и местных бюджетов.

    Доходы и расходы бюджета

    Доходы

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

    Состав доходов бюджета:

    • Налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
    • Неналоговые доходы : доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

    Расходы

    Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

    • Государственное и муниципальное управление;
    • Национальная оборона;
    • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
    • Поддержка отраслей материального производства;
    • Научно-технический прогресс (НТП);
    • Социальная защита населения;
    • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
    • Обслуживание и погашение государственных долгов.

    В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

    • Текущие - обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
    • Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

    Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

    Доходы территориальных бюджетов

    Делятся на два вида:

    • Собственные - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
    • Регулирующие - федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

    К регулирующим доходам относятся:

    • Трансферты - средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
    • Дотации - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
    • Субвенция - средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
    • Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

    Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рисунок 3).

    Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
    Разделы:

    • государственное управление и местное самоуправление;
    • судебная власть;
    • международная деятельность;
    • национальная оборона;
    • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • промышленность, энергетика и строительство;
    • сельское хозяйство, рыболовство и др.
    Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
    Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов.
    Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
    Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
    Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
    Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
    Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
    В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа «Предоставление кредитов».

    Еще по теме Классификация расходов бюджета:

    1. Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.
    2. Расходы федерального бюджета РФ на социально-культурные мероприятия, науку и управление
    3. 3.3. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета.
    4. Доходы и расходы государственного бюджета. Методы сбалансирования бюджета на современном этапе.

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -



    просмотров