Военно-воздушные силы Германии (1933—1945). История люфтваффе

Военно-воздушные силы Германии (1933—1945). История люфтваффе

Предшественник люфтваффе - «Имперские военно-воздушные силы » (нем. Luftstreitkräfte ) были организованы в , с появлением военной авиации . После поражения Германии в Первой мировой войне , по условиям Версальского договора (1919), ей было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Однако в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями. Интерес к военной авиации в государстве был очень велик, поэтому она создавалась под видом авиакружков и других гражданских формирований .

Структурная организация и обозначение

В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando ), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории.
Главнокомандующим военно-воздушными силами Германии (нем. Oberbefehlshaber der Luftwaffe ) в период с марта 1935 по апрель 1945 являлся Герман Геринг , который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации . Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.
Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe ) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes ). Весной 1942 г. их объединили в Главное командование люфт­ваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe - OKL).
К 1939 г. сложилась организационная структура (разработанная Герингом и Мильхом) люфтваффе, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны.

Флоты

Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один (6-ой), а в 1944 г. ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940-45 гг. каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей:

  • 1-й воздушный флот: северный фланг Восточного фронта , в конце февраля 1945 г. понижен до командования люфтваффе «Курляндия»;
  • 2-й воздушный флот: с 1940-1942 г. центральный участок Восточного фронта , с 1942 г. на Средиземноморье, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Италии;
  • 3-й воздушный флот: контролировал территорию Германии и Франции, в сентябре 1944 г. преобразован в командование люфтваффе «Запад», которое вошло в воздушный флот «Рейх»;
  • 4-й воздушный флот: южный фланг Восточного фронта , 14 апреля 1945 г. преобразован в 4-е командование люфтваффе, включённое в 6-й воздушный флот;
  • 5-й воздушный флот: Северный ТВД , включая Норвегию и Финляндию, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Норвегии ;
  • 6-й воздушный флот: центральный участок Восточного фронта ;
  • воздушный флот «Рейх» :ПВО Германии .

Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе; например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае-октябре 1944 г. контролировало Югославию , Албанию и Грецию .

  • cвязные части, части аэродромного обслуживания и строительные с 1935 г.
  • зенитно-артиллерийские части с 1935 г.

на декабрь 1944 г. 816200 человек;

  • парашютно-десантные части - с 1936 г. парашютно-десантный батальон (нем. Fallschirmshutzen Bataillon )

образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring» ), подчинённого лично Герману Герингу , в 1938 г. стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division ); до апреля 1945 г. образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий;

  • пехотные части с января 1942 г.

первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 г. во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 г.; с октября 1942 г. вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division ), и до мая 1943 г. была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 г. перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer );

  • моторизованая дивизия «Герман Геринг» с сентября 1943 г.

Вторая мировая война

Ситуация к началу Второй мировой войны

Начало Второй мировой войны

Благодаря тактическому превосходству и огневой поддержке с земли, военная авиация внесла большой вклад в ранние успехи Германии.
Самолёты люфтваффе в начале Второй мировой войны были более современными, чем у их противников, а пилоты могли выполнять сложнейшие манёвры.
Таким образом, вермахт захватил к июню 1940 Польшу , Норвегию , Данию , Люксембург , Бельгию , Нидерланды и, наконец, Францию .

Первое поражение люфтваффе под командованием Германа Геринга потерпели в Битве за Англию против Fighter Command Королевских ВВС . Истребители типа Messerschmitt Bf-110C и Bf-100D не могли достаточно эффективно защищать бомбардировшики. Было очевидно, что наступательный воздушный бой не для Bf-110 , но недостаточная дальность полета одномоторного Bf-109 заставляла использовать Bf-110 для прикрытия бомбардировщиков. Эти истребители, разработанные для дальних полетов, как оказывалось, проигрывали манёвренным английским самолетам. И даже несмотря на то, что тактика истребителей RAF уступала тактике немецкой истребительной авиации, самая совершенная система воздушного обнаружения в мире позволяла англичанам с 4-минутной задержкой направлять в любую точку Англии численно превосходящее число истребителей, даже в юго-восточную часть страны, доступную радиусу действия Bf-109.

Битва за Британию

Битва за Британию - одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 года по май .
Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели компании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца. На начало компании (20 июля) во 2-м и 3-м воздушных флотах числились следующие силы: дальних разведчиков-бомбардировщиков 8, средних бомбардировщиков 1200 (из них исправных 69 %, в том числе 90 бомбардировщиков/разведчиков), пикирующих бомбардировщиков 280, одномоторных истребителей 760, двухмоторных истребителей 220, дальних разведчиков 50, ближних разведчиков 90. В ударных силах 5-го воздушного флота числилось: средних бомбардировщиков 130, двухмоторных истребителей 30, дальних разведчиков 30. К октябрю в составе трёх флотов было около 700 боеспособных бомбардировщиков. В октябре-ноябре в операции приняло участие 40 бомбардировщиков и 54 истребителя ВВС Италии . Первоначально им противостояли 675 истребителей Королевских ВВС, позднее - до 1000. В бомбёжках инфраструктуры люфтваффе и территории Германии вначале принимало участие более 200 бомбардировщиков.

После завоевания господства в воздухе планировалось начать десантную операцию по высадке в Англии . Несмотря на то, что на 23 августа разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена, а главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, наносивших по приказу Гитлера «удары возмездия» (за бомбардировку Берлина и окрестностей) по крупным городам Великобритании.

В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе, уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Ме-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Ме-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.

После принятия решения

21 сентября 1940 был отдан приказ фотографировать полосу территории СССР на глубину до 300 км. В следующем месяце самолёты разведывательной авиации из Aufkl.Gr.(F)Ob.d.L (дальние высотные разведчики верховного командования люфтваффе), находившиеся под командованием оберста Тео Ровеля начали полёты из Краковa и Будапешта , в то время как Aufkl.Gr.(H)Ob.d.L (тактическая разведгруппа верховного командования люфтваффе)производила вылеты с территории Румынии и Восточной Пруссии. Использовались He 111 , Do 215В-2, Ju 86Р и Ju 88 В. Оперируя на высотах 9000-12000 метров эти самолёты-разведчики первоначально фотографировали приграничные районы, но в отсутствии противодействия (Сталин запретил истребителям перехватывать самолёты-нарушители) они проникали всё глубже, и в феврале 1941 г. достигли линии Мурманск - Москва - Ростов-на-Дону . Эти данные послужили залогом успеха на начальном этапе вторжения. 15 апреля один «Юнкерс» в плохую погоду приземлился неподалёку от Винницы , экипаж был арестован .

Люфтваффе против ВВС РККА. Начало конца

Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава советских ВВС, чего не скажешь о вышестоящем Народном комиссариате обороны . Даже на рассвете 22 июня, уже после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня, но было уже слишком поздно. В силу этого лётчики люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия, благодаря чему сразу удалось лишить боеготовности многие лётные части ВВС РККА и нарушить и так хлипкую координацию (из-за неразвитости радиосвязи) действий частей и управление ими.

Вместе с люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии . ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии - 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) - в середине июля, ВВС Хорватии - в ноябре. Сотни советских самолётов были уничтожены в первые дни войны. Большая часть самолётов была уничтожена на земле, однако лётчики не пострадали; это стало одной из причин быстрого восстановления Советских ВВС.

Немецкие командиры единодушны во взглядах на эффект массированного воздушного удара в первые дни войны. Атака была хорошо подготовлена и успешно осуществлена. Немецкие истребители сопровождения Bf 109 атаковали аэродромы вместе с пикирующими бомбардировщиками и уничтожили много советских самолётов на земле. Некоторые из немногих советских истребителей, которым удалось взлететь, были сбиты на взлёте или сразу после него.

Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчёта сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолёту, считалось, лётчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны тысячи случаев, когда повреждённые самолёты возвращались на аэродромы. Когда кинофотопулеметы отказывали, то счёт велся самим пилотом. Западные исследователи, часто применяют фразу «по утверждению пилота». К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолётов за один боевой вылет, но никаких подтверждений этому нет.

В условиях изменившейся политической обстановки в мире военно-полити­ческое руководство (ВПР) Германии переосмысливает роль и задачи своих вооружен­ных сил. При этом особое значение приобретают военно-воздушные силы как наиболее эффективный и высокотехнологичный компонент ВС.

Масштабная военная реформа в Германии, проводимая с начала 2000-х го­дов до 2012-го, принципиально не изменила структуру национальных ВВС. С четырех до трех сократилось количество авиационных дивизий, расформиро­вано транспортное авиационное командование, незначительно уменьшилось количество боевых и вспомогательных эскадрилий. Кроме того, начался про­цесс реального перехода на новые образцы военной техники, который активно продолжается и в настоящее время. ВВС ФРГ быстро освободились от совет­ских тактических истребителей МиГ-29, за символический 1 евро передав их Польше, а заодно уволив большинство не самых плохих летчиков из состава военной авиации ГДР.

До 2012 года структура ВВС продолжала оставаться типичной для любого вида вооруженных сил Германии. Во главе их находился инспектор (командующий), рабочим органом которого являлся главный штаб ВВС, входивший в централь­ный аппарат министерства обороны Германии.

В организационно-штатную структуру ВВС входили два основных блока -оперативное командование (ОК) ВВС и центральное управление (ЦУ) ВВС (оба расположены в г. Кёльн-Ван). При этом в составе ОК находились все ави­ационные дивизии и командование оперативного управления. Центральное управление включало учебные и обеспечивающие формирования.

Поворотным пунктом в процессе германской военной реформы стало при­нятие в 2011 году новой военной доктрины, получившей название «Основные направления политики ФРГ в области обороны». Документ по-новому трактует задачи вооруженных сил и каждого отдельного вида ВС.

Так, главной целью планируемых в ВВС Германии преобразований декларируется по­вышение боевых возможностей авиации и сил ПВО при одновременном сокра­щении количества входящих в их состав соединений и частей. Основное вни­мание при этом предполагается уделить совершенствованию системы боевого управления, реорганизации разведывательной авиации, а также оснащению соединений и частей современными образцами авиатехники.

На базе «Основных положений политики ФРГ в области обороны» спектр ключевых задач ВВС Германии предполагается сместить от завоевания господства в воздухе и борьбы с авиацией противника к непосредственной авиационной поддержке войск, ведению наблюдения и воздушной разведки. Вместе с тем планируется сохранить необходимый потенциал для проведения стратеги­ческих воздушных опе­раций, предусмотренных национальными или коа­лиционным планами.

Согласно планам ре­формы высшим органом военно-воздушых сил Германии становится главное командование (ГК) ВВС, возглавляемое ин­спектором (главнокомандующим). Местом дислокации ГК выбран гарнизон Берлин-Гатов (10 км южнее г. Берлин). Оно будет заниматься разработкой об­щих и перспективных планов строительства, боевой подготовки и оперативно­го использования ВВС, а также определять дислокацию (базирование) входя­щих в их состав соединений и частей.

Принципиальным моментом является тот факт, что главное командование ВВС, как и ГК других видов ВС, выводится из структуры центрального аппара­та министерства обороны. Не случайно выбрано и место дислокации главного командования ВВС - Берлин-Гатов. Таким образом, ГК планирует восстано­вить войсковые традиции гарнизона, на территории которого сейчас находится крупнейший в Германии музей воздушного флота.

Перспективная структура органов управления ВВС Германии разделена на три основ­ные сферы деятельности - оперативное руководство, боевое управление и обеспечение. При этом из системы управления ВВС полностью исключается дивизионный уровень, а штабы дивизий подлежат сокращению.

Задачу оперативного руководства намечается возложить на командование оперативных сил (КОС) ВВС (г. Кёльн-Ван). Оно должно нести непосредствен­ную ответственность за организацию боевой подготовки, разработку планов боевого применения частей и соединений, технического оснащения и тылового обеспечения. Непосредственно КОС будут подчинены два компонента - воз­душный и наземный.

Воздушный компонент объединит в себе боевую и транспортную авиацию. В состав боевой авиации войдут три (в перспективе, возможно, четыре) авиаци­онные эскадры тактических истребителей (АвБ Виттмунд, Нервених, Нойбург и Лааге), а также истребительно-бомбардировочная (АвБ Бюхель) и разведыва­тельные (АвБ Ягель) авиационные эскадры.

Транспортная авиация будет представлена транспортной авиационной (АвБ Вунсдорф) и транспортной вертолетной (АвБ Хольцдорф) эскадрами и авиа­группой специальных пе­ревозок (Берлин/Кёльн-Ван).

Основу наземного ком­понента составят: эскадра ЗУР (Хузум), два полка управления и связи (Шёневальде и Эрндтенбрюк), полк охраны объектов ВВС (Шортенс) и полк информационно-техниче­ского обеспечения. В со­став компонента войдут еще учебные центры ВВС ФРГ в США и Италии (АвБ Холломан и Дечи-моманну), а также центр РЭБ (Кляйнантинген).

В перспективной струк­туре ВВС Германии особое место отводится 51-й разведывательной авиацион­ной эскадре (АвБ Ягель). В ее составе предполага­ется иметь 511-ю разве­дывательную эскадрилью (раэ) и 512-ю эскадрилью разведывательных беспилотных летательных ап­паратов. При этом 511 раэ будет оснащена разведывательными самолетами «Торнадо» RECCE и са­молетами РЭБ «Торна­до» ECR.

Расширение разведы­вательных возможностей авиации командование ВВС связывает с приня­тием на вооружение раз­ведывательных БЛА стра­тегического и оперативного назначения. В этой связи до 2014 года ожидается включение в состав 512-й эскадрильи разведывательного БЛА «Еврохок». В период до 2015 года возможно принятие на вооружение еще четырех анало­гичных аппаратов, а до 2017-го - такого же количества БЛА «Глобал Хок», предназначенных для развертывания системы воздушной разведки наземных целей «АГС».

В настоящее время германское ВПР находится на стадии принятия решения о начале реализации программы оснащения национальных ВВС средневысотными ударными БЛА оперативно-тактического назначения. В соответствии с планами до 2020 года на вооружении ВВС ФРГ в составе 512-й разведыватель­ной эскадрильи должно быть 16 таких БЛА.

Программу закупки средневысотных БЛА планируется осуществить в два этапа. На первом этапе возможно приобретение партии из пяти единиц, кото­рые бундесвер будет использовать в качестве «переходной модели» на период с 2015 по 2020 год. При этом изучаются образцы израильской («Израэль аэроспейс индастриз») и американской («Дженерал атомикс аэронотикэл системз») фирм.

На втором этапе планируется создание «европейского» ударного беспилот­ного летательного аппарата. Работы в данном направлении активно проводит концерн ЕАДС.

Задачи боевого управления ВВС Германии будут возложены на главный оперативный центр (ГОЦ) ВВС (Калькар). Центр должен обеспечить германское участие в работе органов оперативного планирования и управления силами и средствами многонациональной группировки ВВС в ходе подготовки и проведения опера­ций под общим руководством НАТО и ЕС.

ГОЦ планируется подчинить следующие структуры: германский штабной компонент в ОВВС НАТО (АвБ Рамштайн); германский компонент в штабе Европейского транспортного авиационного командования (Эйндховен, Нидер­ланды); германский компонент командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс-НАТО» (Гайленкирхен); германский компонент «АГС» (АвБ Сигонел-ла, Италия); германские компоненты в структурах НАТО и ЕС; центр опера­тивного управления ВВС (Калькар); национальный центр защиты воздушного пространства (Юдем); центр контроля космического пространства (Юдем); группа информационно-технического обеспечения (Калькар).

Командование сил обеспечения (КСО) ВВС (Кёльн-Ван) будет отвечать за организацию комплектования и подготовку кадров для ВВС ФРГ, а также за материально-техническое и медицинское обеспечение их деятельности. В его состав войдут: немецкий компонент центра программ НАТО, центр подготовки технических специалистов (Фасберг), офицерская (Рот) и унтер-офицерская (Аппен) школы ВВС, учебный батальон кандидатов в офицеры и унтер-офице­ры (Гермерсхайм), группа информационно-технического обеспечения, а также ведомство управления воздушным движением бундесвера (Франфуркт-на-Майне), управление медицинской службы ВВС (Кёльн-Ван) и два центра вооруже­ния ВВС (Шёневальде и Манхинг).

Утвержденные коман­дованием бундесвера пла­ны реформирования пре­дусматривают вывод из состава сухопутных войск подразделений средних транспортных вертолетов СН-53 и передачу их в вертолетную транспорт­ную эскадру ВВС (АвБ Лаупхайм и Хольцдорф). Все легкие транспортные вертолеты NH-90 и верто­леты огневой поддержки «Тигр», напротив, будут сосредоточены в составе дивизии быстрого реаги­рования СВ ФРГ.

В рамках программы перевооружения бундесвера в ВВС планируется в тече­ние пяти лет осуществить полную замену устаревших вооружения и военной техники новыми и модернизированными образцами. Так, в составе люфтваффе предполагается иметь до 225 самолетов боевой авиации (из них «Тайфун» - 140, «Торнадо» - 85), около 100 транспортных самолетов («Трансалл» - 60, А.400М - 40), 64 вертолета СН-53, девять стратегических и 16 оперативно-так­тических БЛА, 112 ПУ ЗУР «Пэтриот».

Оценивая тактико-технические характеристики новой авиационной техни­ки ВВС Германии, следует отметить, что тактический истребитель «Тайфун» является конкурентоспособной машиной на мировом рынке и соответствует поколению «4+». Вместе с тем его трудно отнести к «прорыву» в мире авиации. Еще сложнее дело обстоит с принятием на вооружение транспортного самоле­та А.400М. Производитель в лице консорциума «Эрбас милитэри» постоянно откладывает сроки поставок. При этом ТТХ машины претерпели существен­ные изменения в сторону ухудшения, что вызывает крайнее недовольство со стороны командования ВВС.

При анализе перспектив развития ВВС ФРГ обращает на себя внимание и морально-психологический аспект реформирования. Так, данный вид воору­женных сил более, чем какой-либо другой, сохраняет боевые традиции герман­ской авиации. Например, названия эскадр (71 иаэск - «Рихтхофен», 51 раэск -«Иммельман», 31 абаэск - «Бельке») даны им в честь пилотов времен Первой мировой войны. В специальных изданиях постоянно публикуется большое количество биографий и описаний боевых подвигов германских асов в ходе Второй мировой войны. Не вызывает удивления появление в воздухе характерного силуэта Me 109 - в Германии существует большое количество клубов и обществ, где тщательно сохраняют и реставрируют боевые машины, тем са­мым поддерживая интерес молодежи к авиации.

Еще одним признаком ВВС Германии является крайняя «американизированность» военных летчиков. Объясняется это тем обстоятельством, что становление пи­лотов происходит в США с использованием американских методик и авиаци­онной техники. Одновременно подразделения национальных ВВС участвуют в большом количестве масштабных мероприятий боевой подготовки на террито­рии США совместно с американскими коллегами.

Таким образом, проводимая руководством ФРГ военная реформа призвана обеспечить дальнейшее приоритетное развитие военно-воздушных сил. При этом совершенствуется система управления ВВС и, несмотря на эко­номические трудности, предпринимаются активные шаги по техническо­му переоснащению данного вида вооруженных сил.

(Полковник А. Лопухов, «Зарубежное военное обозрение»)

Военно-воздушные силы Германии - самостоятельный род вооруженных сил. В состав ВВС входят:

1) собственно авиация, 2) войска связи ВВС, 3) парашютно-десантные войска, 4) войска ПВО.

Высшим оперативным соединением является воздушный флот. В него входят все боевые авиационные части, за исключением военно-морской и войсковой авиации. Каждый воздушный флот состоит, как правило, из одного или нескольких авиакорпусов, частей ПВО к частей связи. Кроме того, в состав воздушного флота входит несколько воздушных округов. Командующий воздушным округам руководит ПВО, школами ВВС и подготовкой резервов для воздушных флотов, а также подготовкой аэродромной сети и эксплоатацией аэродромов.

Он также осуществляет руководство:

1) службой связи, 2) метеослужбой, 3) санитарной службой, 4) военной прокуратурой, 5) гражданской авиацией.

Воздушные флоты, действующие на второстепенных направлениях, не имеют в своем составе корпусов и состоят из отдельных эскадр.

Авиационный корпус - смешанное оперативное соединение, состоящее из пяти-шести эскадр и одной разведывательной группы. Количество бомбардировочных эскадр в корпусе не постоянно и зависит от характера задгч, выполняемых корпусом.

Эскадра - высшее оперативно-тактическое соединение однородного состава (за исключением смешанных эскадр).

Бомбардировочная эскадра состоит из трех действующих и одной резервной (учебной) группы. Эскадра имеет штаб, в состав которого входит штабной патруль (4 самолета) и рота связи. Резервная группа боевых действий не ведет. Она базируется на тыловом аэродроме и готовит пополнение для действующих групп. В боевой обстановке в особо напряженные периоды были случаи использования самолетов резервных групп для боевых действий. Эскадра пикирующих бомбардировщиков боевых действий не ведет. Она базируется на тыловом аэродроме и. готовит пополнение для действующих групп. В боевой обстановке в оюобо напряженные.периоды были случаи использования самолетов резервных гругат для боевых действий. Эскадра пикирующих бомбардировщиков резервной (учебной) группы не имеет.

В начале войны с Советским Союзам все боевые группы бомбардировочных и истребительных эскадр действовали, как правило, на одном направлении под руководством штаба эскадры. Летом и осенью 1941 г. группы из состава эскадр начали придаваться в оперативное подчинение других эскадр и корпусов, действовавших на других направлениях. В этих случаях командование эскадры не могло руководить боевой деятельностью груши, действовавших на других направлениях, и несло ответственность за вышедшие из оперативного подчинения, группы лишь по организационным вопросам.

С конща 1941 г., когда оперативные переброски авиации с одного участка на другой стали интенсивными, передача отдельных групп в оперативное подчинение других корпусов приняла массовый характер, и в настоящее время боевые группы большинства эскадр действуют в отрыве от штабов эскадр. Боевые задачи группы получают не от командования своей эскадры, а от командования авиасоединения, на участке которого они производят боевые действия.

Группа состоит из трех отрядов по 9 самолетов в каждом, штабного звена (3 самолета) и технической роты. Техническая рота состоит из авиационных специалистов и обеспечивает обслуживание материальной части и мелкий ремонт самолетов, моторов, вооружения и приборов.

Истребительная эскадра состоит из трех-четырех боевых действующих групп и штаба. В составе штаба имеется штабной патруль (4 самолета) и рота связи. Некоторые истребительные эскадры имеют штабной отряд из 9-12 самолетов. Резервной (учебной) группы эскадра не имеет, боевые группы пополняются кадрами непосредственно из школ истребителей.

Группа состоит из трех отрядов по 12 самолетов в каждом, штабного патруля (2-3 самолета) и технической роты. Отряды эскадр двухмоторных истребителей состоят из 9 самолетов каждый.

Организация разведывательной авиации.

Авиационной разведке германское командование придает исключительное значение. Ни одна операция наземных войск не проводится без предварительной тщательной авиационной разведки.

Разведывательная авиация укомплектована отборным летным составом, имеющим большой боевой опыт. Командиры разведывательных групп по званию на одну-две категории выше командиров групп истребительной и бомбардировочной, авиации. Так, если командирами истребительных и бомбардировочных групп являются капитаны и реже майоры, то в разведывательной авиации группами командуют, как правило, подполковники.

Лётный состав разведывательных отрядов состоит преимущественно из офицеров в чине от лейтенанта до капитана (лётчики-наблюдатели- все офицеры), в то время как в отрядах истребительной и бомбардиро вочной авиации прослойка офицеров среди лётного состава колеблется от 20 до 40%

Вся разведывательная авиация Германии делится на дальнюю, ближнюю (войсковую) и морскую.

Наиболее крупным организационным соединением является разведывательная группа. Состав групп по материальной части, состоящей на воаружении, числу отрядов и назначению неоднороден. Число отрядов в группе колеблется от трех до десяти, но нормально группа имеет три-пять действующих отрядов, остальные отряды находятся, по видимому, в резерве (отдых, переформирование). Отряд состоит из 9-12 самолетов.

Ближняя (войсковая) разведывательная авиация вооружена самолетами типа Хш-126, ФВ-189, Ме-109, Ме-110. Самым распространенным типом ближнего разведчика являетя самолет ФВ-189.

Основным типом дальнего разведчика является самолет Ю-88. Кроме того, для дальней разведки используются самолеты До-215, До-217, Хе-111 и частично Ме-110.

Для ночной разведки используются самолеты Ю-88, Ме-110, До-217 и До-215.

За последнее время на вооружение отрядов ближней разведки начали поступать самолеты-истрсбители типа Ме-109.

Каждый воздушный флот имеет одну-две разведывательные группы. Каждый авиакорпус имеет, как правило, не менее одной разведывательной группы. Кроме того, штабам воздушных флотов и корпусов, действующих на главных направлениях, придаются отряды верховного командования ВВС.

Каждому армейскому корпусу, в зависимости от важности направления, придается один-два отряда ближней разведки.

Танковым группам (армиям) придаются один отряд дальней разведки и один-два отряда ближней разведки. Танковому корпусу, в зависимоти от важности направления, придается один отряд ближней разведки.

В первые месяцы войны, в период наступления немецкой армии, в танковых группах, действовавших на решающих направлениях, отряды ближней разведки придавались отдельным танковым и мотомехдивизиям.

Использование разведывательные групп в полном составе на одном направлении является исключением. Как правило, отряды одной группы придаются различным авиакорпусам и даже флотам.

Частые перегруппировки авиации, в том числе и ралведывательной, привели к тому, что большинство разведывательных групп действовало поотрядно на фронте шириною до 1500 км. В этих условиях командиры групп не могли руководитъ боевой работой отрядов, и последние получали задачи не из штаба гpyппы, а от соединения, которое отряд обслуживал.

Во второй половине 1942 г. часть разведывательных групп, отряды которых были особенно рассредоточены была расформирована. На базе расформированных групп были созданы группы с новой нумерацией, в которые были включены отряды разных групп, действующие на одном направлении. Эта реорганизация дала возможность командирам некоторых групп руководить боевыми действиями своих отрядов. Большинство же атрядов разведывательных групп продолжает действовать в отрыве от штабов групп, подчиняясь последним только по организационным вопросам.

Распределение германских ВВС

К началу войны с Советским Союзом военно-воздушные силы Германии имели в своем составе пять воздушных флотов. Против СССР были сосредоточены части четырех воздушных флотов, которые нацеливались для действия:

1. На Карельском фронте - части 5-го воздушного флота. Флот в своем составе авиакорпусов не имеет и состоит из отдельных бомбардировочных и истребительных эскадр.

2. На Северо-западном направлении (северная группа армий) - части 1-го воздушного флага. Флот состоял из 1-го авиакорпуса.

3. На Центральном направлении (центральная группа армий)- части 2-го воздушного флота. Флот состоял из 2-го и 8-го авиакорпусов.

4. На Юго-западном направлении (южная группа армий) - части 4- го воздушного флота. Флот состоял из 4-го и 5-го авиакорпусов.

Части 3-го воздушного флота, в составе 9-го авиакорпуса, были сосредоточены на аэродромах Германии и Франции для действий против Англии. Кроме того, на аэродромах Германии и Фракции базировались: 10-й авиационный корпус, 11 -й парашютно-десантный корпус и корпус ночных истребителей (1, 2, 3, 4 и 5-я истребительные эскадры), который прикрывал важнейшие промышленные и военно-политические центры страны от налетов союзной авиации.

Перегруппировки военно-воздушных сил Германии в ходе войны

К осени 1941 г., когда германское верховное командование увидело, что план молниеносной войны против Советского Союза провалился, была произведена перегруппировкаа авиации, которая заключалась в следующем: 2-й авиакорпус 2-го воздушного флота с советоко-германского фронта был снят и переброшен для действий в районе Средиземного моря. В состав 2-го воздушного флота был включен 10-й авиакорпус, который до этого действовал самостоятельно. 8-й авиакорпус из состава 2-го воздушного флота вышел и был включен в состав 1-го воздушного флота с задачей непосредственной поддержки наземных войск, наступавших на Ленинград.

После провала плана наступления на Ленинград 8-й авиакорпус перешел в непосредственное подчинение верховного командования немецкой армии и был назван «корпусом ближнего боя». Необходимо отметить, что с первых дней войны с Советским Союзом 8-й авиакорпус был на особом счету у немецкого командования. Корпусом командовал один из способных и авторитетных генералов ВВС Германии - Рихтгофен. Эскадры корпуса были укомплектованы отборным, имеющим боевой опыт, составом. Корпус пополнялся материальной частью в первую очередь и численность самолетов корпуса всегда была близка к штатному. С момента переподчинения верховному командованию корпус все время выполнял задачи по поддержке своих наступающих пехотных и мотомехчастей на главных, решающих направлениях. Осенью 1941 г. корпус в полном составе паддерживал войска, наступавшие на Москву. Весной 1942 г. во время ожестоенной борьбы за Керченский полуостров корпус был переброшен на аэродромы Крыма для поддержки наступления своих войск на Керченоком полуострове, после чего с этих же аэродромов корпус поддержизал группировку своих войск, действовавших против Севастополя. По окончании боев за Севастополь корпус в полном составе был переброшен в район Харькова для поддержки начавшегося наступления немецких войск весной 1942 г. Позднее корпус в полном составе тподдерживал 6-ю армию, наступавшую на Сталинград.

К началу 1943 г. 1-й авиакорпус, изъятый из состава 1-го воздушного флота, был переброшен на аэродромы Крыма и перешел в подчинение 4-го воздушного флота. 8-й авиакорпус был также подчинен 4-му воздушному флоту. 5-й авиакорпус вышел из состава 4-го воздушного флота и был подчинен группе ВВС «ОСТ», которая действовала на Центральном направлении. Весной 1943 г. на базе группы ВВС «ОСТ» был создан 6-й воздушный флот в составе 1-й и 4-й авиадивизий. 5-й авиакорпус был расформирован и его части влиты в 6-й воздушный флот.

По данным на 1 декабря 1943 г. военно-воздушные силы Германии распределялись следующим образом:

1-й воздушный флот - авиакорпусов в подчинении флота нет. Флот состоит из оперативной группы особого назначения и отдельной группы морской авиации. Флот действует с аэродромов Северо-западного направления (северная группа армий).

2-й воздушный флот состоит из 2-го авиакорпуса и действует в юго-западной Германии, южной Франции и Италии.

3-й воздушный флот состоит из 9-го авиакорпуса и оперативной группы ВВС «Атлантика».

Район действий: севоро-западная Германия, Бельгия, Голландия. Дания, западная и северная Франция.

4-й воздушный флот состоит из 1, 4 и 8-го авиакорлусов.

Район действий: южная и восточная Германия, Австрия, Чсхословакия и на советско-германском фронте с аэродромов Юго-западного направления (южная группа армий).

5-й воздушный флот - в составе флота авиакоршусов нет. С аэродромов Финляндии и северной Норвегии флот действует против СССР. С аэродромов западной и южной Норвегии - против Англии.

6-й воздушный флот состоит из 1 и 4-й авиационных дивизий и 3-й оперативной группы. Флот действует против СССР с аэродромов Центрального направления (центральная группа армий).

Опреативная группа ВВС «ЗЮД ОСТ». В состав группы входит 10-й авиакорпус.

Район действий: Югославия, Румыния, Болгария, Греция, острова Крит и Родос.

Kpoмe того, в центральной Германии, Польше. Чехословакии и Венгрии базируются части 12-го корпуса ночных истребителей в составе 1, 2, 3. 4 и 5-го эскадр ночных истребителей и части 11-го парашютно-десантного корпуса.

Подготовка кадров ВВС

В 1933 г. Германия имела до 2000 человек летного состава, которые в большинстве своем имели большой боевой опыт и участвовали в войне 1914-1918 гг.

С приходом Гитлера к власти (1933 г.) германское правительство приступило к массовой подготовке летного офицерского состава, привлекая для этого молодежь наиболее реакционных слоев прусского дворянства, купечества и мелкой буржуазии, причем в школы принимались только члены фашистской партии.

К 1939 г. общая численность летно-подъемного состава составляла до 25000 человек, из них до 12000 летчиков. За два года войны на Западе (Польша, Франция, Балканы, Англия) численность летных кадров не уменьшилась, а наоборот, несколько увеличилась. Это объясняется тем, что немецкие ВВС в проводимых боевых операциях имели подавляющее численное превосходство, и незначительные потери летнего состава с избытком пополнялись молодыми летчиками, выпущенными из нормально действовавших летных школ. Таким образом к началу войны с Советским Союзом в составе военно-воздушных сил Германии было свыше 12 000 летчиков, большинство которых прошло курс обучения еще в мироное время и уже имело богатый опыт боевой работы, полученный в войне с Польшей, Францией, Англией и на Балканах.

Однако с первых же дней войны с Советским Союзом немецкая авиация несла такие потери, которые не могли быть пополнены молодыми летчиками, выпускаемыми из нормально работающих летных школ. Для быстрого пополнения потерь немецкое командование вынуждено было пересмотреть систему комплектования и сроки обучения летных кадров. Для службы в авиации начали привлекаться бельгийцы, французы, чехи, хорваты и другие национальности, ранее не допускавшиеся в кадры ВВС. В школы начали иринимать и не членов фашистской партии. Сроки обучения были резко сокращены. Эти мероприятия, с одной стороны, увеличили ежемесячный выпуск из школ ВВС - до 1200 летчиков и 2600 человек летно-подъемного состава, но, с другой стороны, привели к тому, что боевые части ВВС стали пополняться молодыми, неопытными, плохо подготовленными летчиками. Несмотря на сокращенные сроки обучения, германское командование не могло удержать численность кадров ВВС на уровне 1941 г., ибо все возрастлащие потери на советско-германском фронте не могли быть в полной мере пополнены даже плохо обученными кадрами.

За два года войны с Советским Союзом количество летчиков германской авиации уменьшилось примерно на 2000 человек, и к июлю 1943 г. общая численность летчиков составляла 10 500 человек, что полностью не обеспечивает общей потребности ВВС Германии в летных кадрах и неизбежно влечет за собой дальнейшее пополнение боевых частей плохо обученными летчиками.

С 22 июня 1941 г. по 1 марта 1943 г. потери ВВС Германии составляют около 20 000 человек летнего состава. За период летних боев 1943 г. эти потери значительно возросли. Учитывая, что большую часть потерь составляет наиболее подготовленый лётный состав, можно считать, что старые летные кадры в основном вышли из строя и их хватает лишь на замещение командных должностей. Рядовой летный состав в основной своей массе является молодым, подготовленным за время войны по сокращенным программам и не имеет достаточного боевого опыта. Это подтверждается поведением летчиков при выполнении боевых заданий и многочисленными показаниями пленных летчиков.

Подготовка летчиков ВВС Германии состоит из двух периодов: допризывного, с 12 лет до зачисления в кадры воздушных сил, и периода непосредственной подготовки в учебно-авиационных полках и летных школах. Молодежь в возрасте 12-18 лет обучается летному делу в системе организаций «союза гитлеровской молодежи» (Гитлер-Югенд). В этот период будущие пилоты изучают авиамоделизм, планеризм, основы парашютного дела, элементарные основы теории авиации, радиотехнику и материальную часть ВВС. Обучением руководят инструкторы национал-социалистического авиакорпуса (НСФК).

По достижении 18-летнего воараста молодежь, удовлетворяющая ряду треболваний (арийское происхождение, отбытие трудовой повинности, отсутствие судимости, состояние здоровья), зачисляется в ВВС и направляется в учебно-авиационные полки, где в течение 2-3 месяцев проходит строевую физическую и стрелковую подготовку (в мирное время обучение в учебно-авиационном полку длилось 1 год). По окончании программы ученики направляются в роты авиационной подготовки (роты подготовки кандиаатов в летчики), где они получают элементлрные знания по аэронавигации и матеркальной части самолетов и моторов. Из рот авиационной подготовки комплектуются школы А-Б. Эти школы дают элементарные теоретические летные знания. Срок обучения в школе 6-9 месяцев. Налет 100-140 часов. Самостоятольный выпуск производится после 60 посадок и налета 5 часов с инструктором. Обучение ведется на самолетах трех категории с постепенно возрастающей сложностью в управлении. По окончании шкалы А-Б ученики получают удостоверение военного лсччика, куда в дальнейшем заносятся все сдаваемые ими испытания.

Из школы А-Б летчики, предназначенные для работы на многомоторных самолетах (бомбардировщики, разведчики, двухмоторные истребители), направляются в школу «С» для обучения на двухмоторных самолетах. Срок обучения 2-3 месяца. До войны обязательный налет составлял 60 - 70 час, в настоящее время эта норма сильно сокращена и зависит от успеваемости обучающегося. После успешного окончания школы «С» на удостоверении, выдаваемом летчику, делается отметка «удостоен прав военного летчика повышенного типа».

Все пилоты, намеченные для работы в бомбардировочной авиации, послее школы «С» направляются в школу слепого полета. Многие пилоты истребительной и разведывательной авиации также проходят школу слепых полетов. Срок обучения с 6 недель снижен, примерно, до 4 недель. По окончании школы слепого полета летчтки-бомбардировщики направляются в школы бомбардировочной авиации, где учеников впервые разбивают на экипажи в составе пилота, наблюдателя, радиста и бортмеханика. Срок обучения 2-3 месяца. Налет 40-60 час. По окончании школы летчик и его экипаж назначаются на действующую часть или в школуу боевой подготовки резерва для дальнейшего обучения.

К 1939 г. школы бомбардировочной авиации выпускали подготовленных летчиков, которые без дополнительной тренировки могли быть направлены в действующие части. В начале 1940 г. ВВС Германии, не имея бсольших потерь и накопив излишек летного состава, создали школы боевой подготовки резерва, которые находились в ведении воздушных флотов или авиакорпусов. Пребывание в этой школе зависило в основном от потребностей в летнем составе на фронте и длилось от нескольких дней до 6-7 недель. Таким образом эти школы можно рассматривать как общий резерв летного состава, проходящего дальнейшую подготовку в ожидании направления в действующие части. Эти школы используются также для переподготовки экипажей бомбардировщиков на новых типах самолетов. Есть сведения, что в 1942 г. школы боевой подготовки резерва были упразднены.

Общий курс подготовки пилота бомбардировщика длится 11 - 17½ месяцев с налетом 240-330 часов. По имеющимся данным, эти сроки обучения часто не выдерживаются, и пилоты, минуя бомбардировочную школу, направляются сразу в школу боевой подготовки резерва или в четвертые группы авиаэскадр.

Летчики истребительной авиации по окончании школы А-Б направляются в школы истребительной авиации. Если ученик не может быть зачислен в основную школу истребительной авиации, то его направляют в начальную подготовительную школу истребительной аодации, где летной подготовки не ведется. В школе истребительной авиации летчик получает 30 часов налета на учебно-тренировочных самолетах и до 70 часов - на самолете Me-109. Срок обучения 3-4 месяца.

По окончании школы летчик направляется в резервную учебную часть, где прохолит дальнейшую боевую подготовку.

Наземный технический состав. В мирное время продолжительность обучения составляла 4 года. В школу принимались лица в возрасте 14 лет. В настоящее время сроки обучения сокращены, но порядок подготовки, остался прежним.

Начальник 2-го отделения 2-го отдела

Штаба ВВС Красной Армии подполковник Жданов

В настоящее время ведётся множество разговоров о том, что армия НАТО постоянно наращивает свои силы и готовится к совместным боевым действиям с США против России. Для того, чтобы понять, какую реальную силу представляет собой армия НАТО, следует подробно рассмотреть армию Германии, как самую сильную в данном альянсе.

Для получения полной картины положения вещей в армии Германии по состоянию на 2017 год, нужно подробно рассмотреть все виды войск, входящих в её состав.

Сухопутные войска Германии

Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2017 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений:

  • 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус;
  • 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса;
  • 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений;
  • Различные танковые дивизии и бригады;
  • Горнопехотные и мотопехотные бригады;
  • Бригады воздушно-десантные;
  • Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов.

На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2017 году достаточно внушительны. Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2017 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет. Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений. Огневая мощь – это конечно хорошо, но операции по зачистке территории должна проводить именно пехота. Вот тут и сказывается её недостаточная численность.

Несмотря на громкие слова, которые говорятся для мировых средств массовой информации, военное командование прекрасно понимает, что численность Сухопутных войск недостаточная. Именно поэтому даже в официальном документе военного строительства Германии прямо говорится о том, что немецкая армия предназначена для миротворческих операций, а также для локализации конфликтов слабой степени интенсивности. Основной упор при этом делается на то, что немецкая армия будет выступать в составе коалиции сил.

Хотя в 2017 году многие немцы до сих пор уверены, что Россия должна дрожать при одном виде знака немецкой армии, судя по «успехам» Сухопутных войск в Ираке, можно сказать лишь одно: армия Бундесвера может соперничать на равных только со странами третьего мира, да и то с достаточно небольшими. Немецкая военная доктрина никаких глобальных войн не предусматривает, а последние теракты в Европе показывают, что армия НАТО не в состоянии навести порядок даже у себя на родине.

Гражданское общество в Германии считает, что хотя армия – это обязательный атрибут солидного государства, но её можно значительно сократить. Серьёзное сокращение немецкой армии началось после отмены обязательной военной службы в 2011 году. С тех пор вся немецкая армия состоит из контрактников. О престижности военной службы в Сухопутных войсках может говорить тот факт, что почти 10% вакансий в армии является открытыми. В основном не хватает врачей и квалифицированного персонала по обслуживанию сложных систем защиты и вооружения.

Если 20 лет назад немцы считались лучшими солдатами в Европе и даже гражданские лица были готовы с радостью служить в армии, то сейчас даже профессиональные немецкие контрактники относятся к своей службе, как к обычной работе. Хотя в контракте подробно расписаны пункты обязанностей военнослужащих в случае войны, мало кто воспринимает их всерьёз. Случись какой-то крупный боевой конфликт, все немецкие Сухопутные силы будут находиться в полной растерянности, так как реального боевого опыта у армии нет.

По статистике, множество немецких военнослужащих находятся на различных операциях в горячих точках мира, поэтому остались либо тыловые части, либо работники штаба. Несмотря на давление США, Германия упорно избегает участия в тех операциях, которые могут обернуться пехотными боями. Например, открыто выступать против ИГ в Сирии и Ираке Бундесвер не хочет.

Вооружение и состав немецких Сухопутных войск

Если взять официальную статистику, то вооружение Сухопутных войск Бундесвера выглядит достаточно внушительно:

  • Общее количество танков составляет 1095 единиц;
  • Различных полевых орудий и РСЗО – 644;
  • 2 563 броневых машин;
  • 146 боевых вертолётов.

Картина достаточно обнадеживающая, но это только на первый взгляд. На самом деле, в реальности всё обстоит несколько иначе. Если разобрать ситуацию с немецкими танками, можно увидеть, что основным немецким танком является «Леопард» различных модификаций.

Из общего количества «бумажных» танков, танки модификаций «Леопард-2» составляют 685 штук. Остальные танки – это «Леопард-1», которые в основной своей массе разобраны на металл или используются в качестве мишеней на полигонах. Хотя программа развития включает в себя закупку «Леопардов» новейшей модификации, в реальности обновление парка проходит очень медленно. Военный бюджет из года в год становиться всё меньше. Самых новых «Леопардов» в немецкой армии не более 100 штук. Если посмотреть на общее количество танков, которые являются достаточно современными на сегодняшний день, то получится не более 500 штук, причём половина из них будет достаточно устаревшими модификациями А5.

Посмотрев на реальные цифры, становится понятно, что надежды стран-участниц блока НАТО на защиту немецкой армады танков в случае глобальной войны, мягко говоря, преувеличены.

Лёгкая бронетехника германской армии

Интересен подход Бундесвера к модернизации лёгкой бронетехники. Хотя локальные операции требуют именно такой техники, ведь отправлять танки на задания по ликвидации небольших очагов нерентабельно, да и маневренность танков ограничена. Современный парк лёгкой бронетехники Германии представлен устаревшими БМП «Мардер», которые начали поступать на вооружении немецкой армии ещё в 1961 году, хотя даже тогда этот процесс растянулся почти на 10 лет. Первая модернизация «Мардеров» началась только в сентябре 1979 года. Модернизированные модели получили индекс «А-1» и получили дополнительную пусковую установку ПТРК «Милан», которая устанавливалась на башне с правой стороны.

В 1985 году, когда «Мардеры» были представлены тремя модификациями (от «А-1» до «А-3»), начались разработки новой модификации «Мардер-2». С началом разработок «Мардер-2» выпуск предыдущих модификаций был полностью свёрнут. Так как в эти годы военное финансирование начало постепенно сокращаться, разработка нового «Мардера» растянулась на 6 лет.

Первая машина «Мардер-2» была показана 17 сентября 1991 года. Её испытания продолжались до 1998 года, а в результате того, что её производство оказалось слишком дорогостоящим, от неё полностью отказались, практически «похоронив» многолетнюю работу. До сих пор «Мардер-1» является основной БМП немецкой армии. В связи с тем, что даже последние её модификации были выпущены более 30 лет назад, их численность из года в год сокращается, так как их постепенно разбирают на запчасти. В результате этого, из 1581 «Мардера», которые имеются на вооружении, на ходу остаются не более 350 единиц.

Так как необходимость принятия новой БМП стоит уже давно, была разработана и принята на вооружение новая машина – БМП «Пума». В 2016 году Бундесвер должен был закупить около 400 новых машин, но по факту, ни одна подобная БМП так и не была куплена.

Получается, что по факту обеспечения подвижности пехоты и огневого прикрытия, армия Бундесвера обеспечена только колёсными БТР и автомобилями:

  • 430 TpZ-1 «Фукс»;
  • 359 «Визель»;
  • 51 «Боксер».

Хотя на армейских складах Бундесвера должно храниться около 1 500 штук американских устаревших БМП М-113, про них ничего не сообщается с 1995 года. Вероятнее всего, они давно разобраны на металлолом.

Итого остаётся 1 130 БТР, хотя более 300 штук из них – это «Визели», которые совершенно не предназначены для транспортировки пехоты. Оставшееся количество – около 800 штук. Для того чтобы понять, много это или мало, покажем любопытную статистику. Примерно 800 штук БТР различных модификаций БТР потеряла Украина за 2014 год, поэтому опасаться того, что немецкая армия имеет мощную базу лёгкой броневой техники не стоит. Армия, которая более 60-ти лет не участвовала в боевых конфликтах, сильно оторвана от реальности.

Германская артиллерия в настоящее время

Германская артиллерия тоже попала под массовое сокращение. Было снято с вооружения около 650 единиц орудий, миномётов и РСЗО. Взамен устаревшей технике в Германии стали разрабатывать новейшие системы вооружения. Взяв пример с американцев, немцы разработали такие системы, которые позволили значительно нарастить огневую мощь, даже при условии масштабного сокращения.

Немецкие конструкторы разработали пушку САУ PzH2000, которая считается одной из самых лучших боевых машин в своём классе. Самоходная артиллерийская установка САУ PzH2000 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Данная пушка обеспечивает прицельное накрытие цели на расстоянии в 30 километров, при этом она совершает 3 выстрела за 9,2 секунды;
  • 8 выстрелов производятся за 51,4 секунды;
  • 20 выстрелов – за 2 минуты и 30 секунд.

В результате постоянных доработок и модернизаций, немецкие конструкторы смогли увеличить скорострельность данной пушки до 59,74 секунды — 12 выстрелов и 1 минута 47 секунд – 20 выстрелов.

Данная артиллерийская самоходная установка способна надёжно защищать свой экипаж от обстрела стрелкового оружия калибром до 14,5 мм и любых артиллерийских и миномётных осколков. Имеется реактивная броня, которая прикрывает верх установки, защищая экипаж от авиационных бомб и снарядов артиллерии.

Безусловно, САУ PzH2000 является одной из лучших систем подобного типа в мире. Именно по этой причине она полностью вытеснила все системы подобных типов из немецкой армии. Кажется, что в артиллерии немецкого войска всё прекрасно, если бы не одна проблема: их общее количество не превышает 180 единиц.

Кроме САУ PzH2000, на вооружении Сухопутных войск Германии имеется не более 130 самоходных миномётов калибра 120 и 100 мм. Военные специалисты обязательно обратят своё внимание на тот факт, что армия Бундесвера имеет весьма незначительное количество миномётов калибра менее 120 мм. Эти задачи должны решать армейская авиация, так как военное командование считает, что батареи подобных орудий не способны быстро менять место дислокации и не принесут никакой пользы в реальном бою, поэтому основная ставка НАТО в подобных вопросах – это боевые ударные вертолёты.

Армейская авиация и ПВО Бундесвера

Что касается армейской авиации Бундесвера, то в её состав входят следующие виды вертолётов:

  • 38 мощных ударных вертолётов «Тигр». Хотя в ближайшие планы Бундесвера входила покупка ещё 20 единиц такой техники, сокращение бюджета вряд ли может поспособствовать их осуществлению;
  • 118 лёгких ударных вертолётов ВО-105, которые могут использоваться и как многоцелевые. Ещё 24 вертолёта этой модели находятся на хранении, но неизвестно, в каком они состоянии. Учитывая старую армейскую привычку разукомплектовывать армейскую технику, маловероятно, что они находятся в боевом состоянии;
  • 93 транспортных вертолёта CH-53G;
  • 93 многоцелевых UH-1D и 39 единиц ЕС-135;
  • Самыми современными вертолётами являются 77 единиц NH-90.

Если все эти вертолёты находятся в боевом состоянии, то положение армейской авиации Бундесвера достаточно стабильное.

Система армейской противовоздушной обороны представлена 50 единицами ЗРК «Оцелот», которые на самом деле являются ни чем иным, как 4-мя ПУ ПЗРК «Стингер», которые установлены на шасси боевой машины «Визель». Нет нужды говорить, что «Стингеры» являются достаточно устаревшим оружием в современных реалиях, хотя во время боёв с технически отсталым противником представляет значительную угрозу для целей, находящихся на малых высотах.

Военно-воздушные силы Германии

Люфтваффе включает в себя Центральное управление и Оперативное командование. Так как своих учебных баз для подготовки курсантов Германия не имеет, все пилоты ВВС Германии проходят обучение в Соединённых Штатах Америки.

Основой военно-воздушных сил Германии являются следующие самолёты:

  • Самой главной силой ВВС Германии являются истребители-бомбардировщики «Тайфун». Когда только планировалось их производство, ВВС предполагали закупить всего 250 самолётов, но в итоге, на сегодняшний день их всего лишь 97, если считать вместе с учебными самолётами. Глобальное сокращение армии затронуло и военно-воздушные силы Германии, поэтому командованию ВВС пришлось несколько умерить свои аппетиты;
  • Вторыми по значимости, но первыми по общему количеству идут бомбардировщики «Торнадо», которые были модернизированы. Их общее количество составляет 144 единицы. Модернизация проводилась для того, чтобы появилась возможность оставить «Торнадо» на вооружении ВВС Германии вплоть до 2025 года. В дальнейших планах их хотят полностью заменить на «Тайфуны». Однако, так как «Тайфунов» не хватает даже в своей «истребительной» категории, вряд ли стоит ожидать замены «Торнадо» к 2025 году;
  • В связи с острой нехваткой боевых самолётов, на вооружении ВВС Германии до сих пор состоят F-4F «Фантом-2», которые начали выпускаться ещё в 1961 году. Данные самолёты тоже планируют заменить на «Тайфуны» к 2020 году.

Исходя из приведённых данных, ударная авиация ВВС Германии должна составлять к 2029 году около 200 самолётов. Для сравнения, можно сказать, что Россия имеет на вооружении около 3500 единиц самолётов, которые можно использовать в военных целях. поэтому военная авиация Германии не представляет какой-либо значительной угрозы для России.

Транспортная авиация немецких ВВС не превышает 100 единиц самолётов, которые даже не в состоянии обеспечить десантирование целой бригады десантников, а про снабжение её боеприпасами и провиантом можно сразу забыть.

Противовоздушная оборона ВВС Германии включает в себя не более 18 батарей ЗРК «Пэтриот».

Военно-морской флот немецкой армии

Военно-морской флот Германии, даже в условиях сокращения военного бюджета, является достаточно оснащенным и современным. При этом он не в состоянии решать какие-либо серьёзные боевые задачи, так как является достаточно бюджетным. В его задачи входит решение местных задач, таких как охрана побережья или разведывательная деятельность.

При этом нужно заметить, что военное судостроение в Германии является одним из самых современных в мире, а боевые корабли и подводные лодки раскупаются различными странами с большим удовольствием. Несмотря на высокие цены подводных лодок (около 330 млн. долларов за Тип 212 в «базе»), они пользуются стабильным спросом и приносят экономике Германии постоянный доход.

Судя по тому, какие строятся новые немецкие военные корабли, на них явно задумывается разместить какое-то новое и мощное оружие.

Морская авиация военно-морского флота Германии тоже не представляет собой значительной силы и представлена следующими видами техники:

  • 8 самолётов Р-3С «Орион», которые предназначены для борьбы с подводными лодками;
  • 3 патрульных Do-228;
  • 43 вертолёта моделей «Си Кинг» и «Супер Линкс».

Судя по состоянию военного судостроения в Германии, в случае боевого крупномасштабного конфликта Германия сможет за короткий срок обзавестись мощным военным флотом.

Какую армию Германия может выставить на поле боя

Теперь нужно посмотреть правде в глаза и честно ответить на вопрос, сколько же боевой техники Германия может выставить на поле боя? Судя по приведённой выше информации, не так и много. Командование немецкой армии тоже прекрасно это осознаёт, поэтому разделило всю армию на несколько уровней готовности (на 3 уровня).

Самые «боеготовые» части армии Германии составляют не более 8 500 человек. Это именно то количество, которое можно собрать в кратчайшие сроки, в случае внезапного нападения. Части второго уровня (группа Оперативного задействования) можно привести в боевую готовность за 40-50 суток. Части третьего уровня (группа Объединённых сил) приводится в полную готовность за 180-200 суток.

Возникает резонный вопрос, кто будет сдерживать натиск врага на протяжении 6 месяцев, пока все военные силы Германии соберутся? Такую длительную оборону возможно держать только против дикарей, имеющих на вооружении винтовки, автоматы и бутылки с зажигательной смесью. Очевидно, что Германия очень надеется на помощь США в случае серьёзного конфликта в Европе.

Кроме недостаточной оперативности армии Германии, серьёзные вопросы вызывает состояние боевой техники. Около 70 процентов от общего числа боевых машин находится в ремонте, сроки которого многократно превышаются, так как запчастей часто нет в наличии. Знаковыми стали учения 2014 года, когда бойцам из франко-германской бригады пришлось воспользоваться мерседесами «Вито» вместо БТР и БМП.

В авиации дела обстоят тоже не лучшим образом. Транспортные самолёты постоянно выходят из строя, летчики не могут отлетать положенное количество часов, что негативно сказывается на их лётных навыках.

Хотя стандарты НАТО указывают на необходимость траты 2% от ВВП страны на армию, Германия постоянно снижает эту планку. До конца 2017 года её планируют понизить до 1,1 либо до 1,05 %.

Хотя некоторые паникёры видят за бессилием немецкой армии хитрый манёвр, который заключается в сокрытии своих истинных возможностей, на самом деле не стоит опасаться масштабного похода армии НАТО на Восток. Европа сейчас не в состоянии справиться с эмигрантами, поэтому разговоры об военной угрозе со стороны Германии – не более чем пустые слова.

Авиационная промышленность является второй по величине отраслью машиностроения после автомобильного производства. Основными задачами авиапрома есть разработка, производство, обслуживание и ремонт авиатехники. Основные отличия авиационной промышленности от других сфер машиностроения:

  • Высокий уровень научных разработок.
  • Процесс выпуска, согласовывается только крупным фирмам или транснациональным корпорациям.
  • Большое разнообразие отраслей: самолётостроение, вертолётостроение, производство авионики, ракетостроение, разработка и производство космических летальных аппаратов.
  • Сложные технологии, задействованные в производстве, требуют высокой квалификации сотрудников и качественную материально-техническую базу.

Все эти особенности удалось учесть в ФРГ. Хотя авиационная промышленность Германии не имеет ведущих ролей в экономической структуре, но её стратегическую важность сложно переоценить.

История Германского авиапрома

После завершения Первой мировой войны Версальский договор запретил Германии производить военные летательные аппараты. Кроме того, запрет касался также и производства любых авиа запчастей и их продажа на период 6 месяцев. В 1922 году запрет был снят, но установлен ряд ограничений в производстве, которые должны были воспрепятствовать развитию военной авиации. В дальнейшем все ограничения были сняты. Это позволило Гитлеру по приходу к власти существенно повысить количество производимых самолётов, и на начало войны иметь в своём подчинении более 150 заводов по производству летательной техники и моторов к ним. По окончании войны авиапром Германии пришёл в упадок, по понятным причинам.

Далее с течением времени эта отрасль постепенно возрождалась. Начало 90-х годов ознаменовалось спадом авиационной промышленности, однако, после него резкое движение вверх остановить было невозможно. Так, в 2002 году оборот авиапрома составил порядка 15 млрд евро, количество рабочих мест, созданных этой отраслью, составляло чуть меньше 70 тысяч человек.

Структура авиапрома Германии:

  • Гражданское авиастроение около 68%.
  • Военное производство составляет приблизительно 23%.
  • Космическая промышленность – 9%.

Авиация Германии сегодня

Авиационная промышленность Германии сейчас находится на пике своего развития. Имеются успешные примеры международного сотрудничества в сфере авиапрома.

Германия экспортирует более 70% произведённых самолётов. Самыми известными среди них есть AirBus и EADS. Значительным достижением AirBus за последние годы это увеличение количества изготовленных аппаратов по сравнению со своим вечным конкурентом Боинг. Это подкрепляется внушительными показателями в 15000 самолётов в год, а внедрение новейших разработок только сопутствует этому. AirBus является самым большим производителем гражданской авиации в мире.

Центром авиационной промышленности страны спокойно можно назвать Гамбург. В этом городе и его пригородах сосредоточены все стадии производства, технического обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов. Именно тут размещены такие компании: Airbus, Lufthansa, а кроме них около 300 других авиационных предприятий среднего и малого типа. Все они в связке с научно-техническими организациями дают возможность создавать и развивать новейшие технологии в авиастроении. Компания Lufthansa занимает ведущие позиции в сфере технического обслуживания, мелкого и капитального ремонта самолётов.

Главные факторы развития авиационной промышленности и яркие представители отрасли

Большая часть авиационного производства в стране сосредоточена в частных руках, они создали объединение Федеральный союз германской авиационно-космической промышленности или BDLI. На сегодня в этом объединении находится больше 160 предприятий в основном малого и среднего бизнеса.

Все компании выделяют не менее 15% средств на проведение исследований и разработку современных технологий. Государство также принимает активное участие в поддержке авиапрома. Для поддержки AirBus государство намерено рассмотреть введение гарантий по кредитам при экспортировании продукции, во избежание отказов от ранее заключённых сделок.

Фирма АЕДС разрабатывает и производит космические аппараты разнообразного назначения, а также оказывает услуги в сфере космических технологий. Активное участие принимает компания в создании и модернизации ракетоносителей.

Разработкой и производством радиоэлектронных систем и авионики занимается компания «Кассидиан». Авиационные двигатели на своих заводах производят «МТУ Аэро Энерджис» и «Ролс-Ройс» немецкая филия.

На сегодня авиационная промышленность ФРГ имеет мощнейший научно-технический потенциал и высокий уровень развития базы производства летательных аппаратов. Это позволяет в полной мере отвечать внутренним потребностям и в больших объёмах экспортировать продукцию.



просмотров