Занятие на дифференциацию звуков с ш. Конспект занятия по дифференциации звуков

Занятие на дифференциацию звуков с ш. Конспект занятия по дифференциации звуков

1. Тимофеева Оксана Васильевна

2. Учитель - логопед

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тимофеева Оксана Васильевна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №195» компенсирующего вида

Тема: "Дифференциация звуков С-Ш"

Цель : Закрепление произношения и дифференциация звуков «С-Ш».

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

3. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

5. Формировать фонематический слух;

6. Развивать речевое дыхание;

7. Продолжать формировать грамматический строй речи.

Ход занятия.

    Оргмомент.

Логопед:

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, щедры.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (два медвежонка)

Не выспались Мишутки. Им нужна бодрящая гимнастика. А стать бодрыми поможет гимнастика для ушек.

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

А теперь по кругу щечки дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки, мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Отдохнули наши мишки, тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа будет для ребят!

    Артикуляция, дифференциация звуков [С-Ш] по артикуляторным и акустическим

признакам.

Я - Свисток, люблю свистеть, а вы ребята умеете свистеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

Я - Шумок, люблю шипеть, а вы покажете. Как умеете шипеть? (показывают, объясняя артикуляцию звука)

    Дифференциация изолированных звуков в игре «Стрелочки».

Детям выдаются карточки со стрелочкой, на звук [Ш] они показывают стрелочку вверх, на звук [С] – вниз.

В листьях ветер шелестит: то свистит он, то шуршит.

Шуршит Шшш, свистит Сссс, шуршит…, свистит … и т.д.

(стрелочка вверх, вниз)

    Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах д/и « Повтори за мной»

ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус

са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ЕС

    Дидактическая игра «Доскажи словечко».

А ещё, наши Мишутки большие шутники. Послушайте, что они придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

    Физминутка. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими мишутками.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы ,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

    Дифференциация звуков в игре «Свистяще – шипящая сказка».

Надеть шапочки мишек на детей. Дети по ходу сказки выбирают картинки со звуками [С-Ш].

Жили – были, поживали,

Никаких забот не знали … (собака, кошка, мышка и свинья)

Скучно было им без дела.

Тут – то к ним и прилетела … (кукушка и сорока)

Принесла им приглашенье

На весёлый день рождения (кого?) (лисы, лягушки)

Как подружки были рады!

Стали примерять наряды …(шапка, сарафан, шарф, сапоги.)

Быстро по коробкам ярким

Разложили все подарки . (шарик, сумка, самовар, шуба)

Две подружки так спешили,

Что отправиться решили …. (на самокате, на машине)

Именинница встречала

И подружек угощала … (сыр, салат, сок, сахар, груша, шоколад, каша)

А потом все гости встали,

Инструменты в лапки взяли (скрипку, гармошку)

Начались тут песни, пляски…

Жаль, пришёл конец всей сказке.

    Произношение звуков [С-Ш] во фразовой речи (дети по – очереди повторяют за логопедом)

Давайте покажем нашим гостям, как правильно мы умеем повторять чистоговорки.

    Мышки мишке вымоют миску.

    Кошка спит, а мышку видит.

    У шалунов и шалунишек,

От шалостей большие шишки.

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Кашку ест корова Машка.

    Пушистая кошка на солнышке сушит

Шерстку на спинке, хвостик и уши.

    Саша ест сушки, а Маша – ватрушки.

    Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

    Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

    Саша с Машей весело смеялись.

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

Повторение пословиц и поговорок. Объяснить их смысл, назвать слова со звуком [С] и со звуком [Ш].

Кашу маслом не испортишь. Поспешишь - людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнешь. Меньше слов, да больше дела.

Не спеши языком, а спеши делом.

Упражнение «Исправь небылицы».

Кошка боится мышку.

Лежали на улице свежие доски.

На них отдыхали ленивые коски.

Миша и Маша лежали в коляске.

Были они, безусловно, двойняски.

Двое маленьких мышат

Тоже ходят в детский шад.

В нашем доме на окошке сидят серенькие... (коски).

Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандас).

    Итог.

Литература.

    Е.Г. Карельская «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» М. «Дрофа» 2007 г.)

    Лебедева И.Л.Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Щ,Ж. Вентана-Граф,
    2008.

Конспект занятия по дифференциации звуков

Дифференциация свистящих звуков

(подготовительная к школе группа)

Цели: учить правильному произношению звуков [с], [з] в слогах, словах, фразе; сравнивать характеристики этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в звуком анализе, определении позиции звука в словах; закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под); совершенствовать навыки употребления имен существительных множественного числа родительного падежа; закреплять навыки чтения и письма; развивать внимание и логическое мышление у ребенка .

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [з] (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик) и картинка с изображением лошади; мягкие игрушки собаки и зайца; конверт с приглашением; письмо от зайчат; раздаточный материал для звукового анализа на каждого ребенка; кассы букв; кроссворд; нарисованные домики с изучаемыми звуками; символы предлогов.

1. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (Логопед показывает детям конверт и достает приглашение, зачитывает) .

Ребята, приходите к нам в гости, в зоопарк.

Логопед. Нас приглашают в зоопарк. Вот только, отправители забыли подписать приглашение. Отгадайте загадки и узнаете, кто нас туда пригласил.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка.)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая … (собака) .

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушки зайца и собаки, сообщает тему занятия.

2. Анализ и сравнение характеристик звуков.

Логопед. Произнесите названия животных, которых вы только что отгадали. Какие звуки вы слышите в названии этих слов?

Дети. Звуки С и З.

Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.

Дети. Звук [с] – согласный, твердый, глухой. Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] – глухой, [з] – звонкий.

3. Развитие фонематического слуха .

По дороге в зоопарк собачка предлагает детям провести речевую разминку.

ИГРА «Запомни – повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

Сом – зонт – сок

Зайка – сумка – завод

Знак – стол – звон

Собака – заноза – соль

Лист – зубы – твист

Замок – совок – засов

За-са-за – вот идет коза.

Са-за-са – вот летит оса.

Зу-зу-су – мы видели лису.

Су-су-зу – отвязали мы козу.

ИГРА «Наоборот»

Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], дети отвечают ему слогом (словом) со звуком [з].

Соя – Зоя

Суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

Сайка – зайка

4. Работа с картинками

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на наборном полотне (ослик, собака, заяц, лиса, слон, коза, свинья, барсук, носорог, зубр, суслик, лошадь).

Логопед. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие и домашние.

Дети называют животных.

Логопед. В названиях животных есть звуки [с] и [з]. рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Лошадь. В названии этой картинки нет звуков [с] и [з].

ИГРА «Посели животных в дом»

На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с] – насос (либо буква С), на другом символ звука [з] – комар (либо буква З).

Логопед. Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора!

Дети берут картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно – кого у нас много?

Дети. У нас много свиней, зайцев и т. д.

5. Физкультминутка

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с лисой пойдем,

Хорошо мы отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лиса

Несказанной красоты.

– Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

6. Упражнение в подборе предлогов в предложениях.

Логопед. Дети, посмотрите, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте им поможем!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.

Зайка спрятался … куст.

Козы пасутся … домом.

Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик выглядывает … столба.

… будки выглядывает собака.

… дивана выкатился ёжик.

Носорог вышел … воды.

7. Разгадывание кроссворда.

Логопед. Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получится ключевое слово.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – … (лиса).

Эта милая лошадка,

Будто школьная тетрадка –

Разрисована в полоску.

В черно-белую полоску.

(Зебра.)

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова.

(Коза.)

Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.

(Ослик.)

8. Звуковой анализ.

Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его с помощью звуковых символов, предварительно выложив его из букв разрезной азбуки.

Один ребенок выполняет задание у доски, остальные за своими столами.

9. Итог занятия.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались и заслужили угощение, которое вам приготовили собачка и зайка. Угощайтесь!

Раздает детям конфеты.

галина кузина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков (С-Ш)»

ЦЕЛЬ. Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С, (Ш) в слогах, в словах, во фразах.

ЗАДАЧИ :

Развитие фонематического восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания;

Активизация психических процессов : восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления;

Обогащение словаря;

Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью;

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Стимулирование детей к речевым высказыванием;

Воспитание доброго отношения друг к другу.

Оборудование : игрушки (кошка, собачка, картинки со звуками (С-Ш, пособия для дыхательной гимнастики

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

(Дети поднимают руки) .

Подул теплый ветерок : Ш-Ш-Ш, зашелестели листочки.

(Дети быстро- быстро сгибают и разгибают пальчики)

Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны

(Дети покачиваются и машут руками.)

Ветер затих – не шелестят больше ни листочки, ни ветки.

(Дети расслабляются)

Снова подул ветер.

(Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются)

2. Сообщение темы занятия .

Как шумела листва от теплого ветерка ? (Ш-Ш-Ш)

Как подул холодный ветер? (С-С-С)

Сегодня мы будем повторять звуки С-Ш . К нам пришли гости, отгадайте кто :

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу» (Собачка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.» (Кошка)

Есть в этих словах звуки (С) и (Ш) и где они находятся? (Ответы детей)

Собачка и кошка хотят с вами поиграть. Давайте разомнемся.

3. Артикуляционная гимнастика :

Шалунишка – язычок,

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать.

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Приустали и присели,

Покататься на качели.

Индюки ходили мимо

Болболтали, претомили.

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил.

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного претомился.

К себе в домик воротился.

4. Дыхательная гимнастика

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

5. Произношение звуков С-Ш в слогах .

Игра «Запомни и повтори»

СА-СА-ША СО-СО-ШО АША - АСА- АША

ШИ-СЫ-ШИ СУ-ШУ-СУ АШИ-АСЫ-АСЫ

АШ-АШ-АС УС-УШ-УС АШ-АС-АС

6. Произношение звуков С-Ш в словах

Игра «Наоборот»

САШКА-ШАШКА ШОК-СОК ШУТ-СУД

ШУТКИ-СУТКИ ВАШ - ВАС УШИ-УСЫ

ПОШЕЛ - ПОСОЛ ШИФОН-СИФОН ШКАЛА-СКАЛА

КАШКА-КАСКА МИШКА-МИСКА БАСНЯ-БАШНЯ

Игра «Подарим картинки собачке и кошке»

(Набор картинок со звуками (С) (Ш) .)

7. Физминутка «Кошка»

«Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз»

8. Произношение звуков в чистоговорках

Давайте вспомним чистоговорку про кошку.

«Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка ушла с окошка»

А сегодня мы выучим новую чистоговорку

«Мы купили кошке к празднику сапожки,

Причесали ей усы, сшили новые штаны»

9. Словообразование. Рифмовки-путаницы.

Собачка захотела с вами поиграть в игру – путаницу, заменяя «путанные» звуки и слова на правильные.

Кошка ловит «миску» , Пожарный носит «кашку» ,

Мама моет «мышку» . Саша ела «каску»

На виду у детворы Танцует Миша в «машке»

«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»

10 Произношение звуков с , ш в предложениях.

Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах .

1. Кто ведёт поезд? машинист

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело кошки, собаки? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

11. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук »

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук (С, поднимите руку, если услышите звук (Ш) .

Называются слова : мишка, маска, сын, сабля. машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки

12 Итог занятия

Ребята, кошке и собачке очень понравилось, как вы с ними играли, они еще придут к вам в гости. А вам в какие игры понравилось играть? (Ответы детей)

Вы сегодня проговаривали слоги и слова, подбирали подходящие слова к стихотворениям, учили чистоговорки, играли в разные игры.

Зачем мы это всё делали?

Дети : «Мы учились различать звуки С и Ш

Все молодцы, очень постарались.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя - логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей : подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Артикуляционная гимнастика

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

Молодцы.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша - это наша Маша

Шу-шу-су - Маша видела лису

Шу-шу-шу - письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

Итог

Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: - Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Какое солнце?

Солнышко грустное?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

а) Игра: «Солнышко - ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л - д: - Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

В море синем паруса (шшшш....)

И пшениченька шумит (шшшш....)

И листочек шелестит (шшшш.......)

И ручей (ссссс......)

И оса кусается (сссс....)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Со - сова Шо - шорты

Это - серп Ши - шило

Сы - сыр Ша - шарф

в) Игра «Мозаика»

Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

Громкие звуки - красная фишка.

я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сани груша душ

сыр машина

шарф коса

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

миска - мишка

кашка - каска каша - касса

кошка - косичка

нас - наш вам - ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

7. Релаксация.

Игра «Релаксация»

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л - д: - Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Хвостиком посметала.

Дополните предложения, подобрав правильное слово

У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

На столе стояла. . . . . . . (Миска)

В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)



просмотров