Зарудный. Зарудный иван петрович Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях

Зарудный. Зарудный иван петрович Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях

Зарудный И.П.

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века - 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах "южного барокко", из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного - церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, так называемая "Меншикова башня"; ему приписывают ряд работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. - 1707 г.

Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов "московского барокко", но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы "московского барокко". Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.

Зарудный Иван Петрович

Годы жизни: Вторая половина XVII века — 1727 г.

Архитектор

Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России. Мастерской Зарудного принадлежит ряд иконостасов в формах «южного барокко», из которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора в Петербурге.

В Москве достоверна лишь одна работа Зарудного — церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, так называемая «Меншикова башня»; ему приписывают ряд работ, сходных по манере с Меншиковой башней: церковь Петра и Павла на Новобасманной ул., церковь Иоанна Воина на Якиманке, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.

Меншикова башня

Церковь Архангела Гавриила

Дата создания: 1705 г. — 1707 г.

Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка

Меншикова башня построена вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатый в плане, многоярусных храмов «московского барокко», но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой, петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни в 1770-х гг. (это не только уменьшило высоту башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 л), но и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь). Оставшиеся два восьмерика в 1773 г. были завершены главой.

Весь облик церкви Архангела Гавриила говорит о влиянии на ее архитектуру светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, тройные двусветные окна, обилие скульптурного декора и т.д.). В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены на сопоставлении большого и малого ордеров прием новый в московском строительстве). Грани восьмериков как бы накрыты сдвоенными пилястрами, что смягчает резкость очертаний их объемов; карниз основания башни и четверика имеет посередине на каждом фасаде полукруглое фронтонное завершение. Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в.

Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада эти своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Меншикова башня произведение более барочное, чем храмы «московского барокко». Ее зодчий стремится к усложнению форм, к их пластичности и многоплановости, отходя от плоскостной трактовки стены своих предшественников; одновременно он пытается смягчить переходы между ярусами, нивелируя тем самым ярусность построения башнеобразного храма и добиваясь слитности всех составляющих его объемов, пронизанных единым порывом в высоту.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Иван Петрович Зарудный (иначе - Заруднев ; 1670 (?) - 1727, Санкт-Петербург) - архитектор, скульптор, живописец и резчик по камню, по некоторым данным, также цензор иконописных работ.

Наблюдение за иконописанием

Л. А. Успенский в работе «Богословие иконы Православной Церкви» приводит следующие сведения: «По именному указу Петра от 1707 года «управление и повелительство духовное» вверяется митрополиту Стефану Яворскому; но фактическое наблюдение за иконописанием и за моральным поведением иконописцев «во всей Всероссийской державе», по указу того же года, поручается архитектору Ивану Зарудневу, а «писатися ему Ивану супер-интендентом». <...> По указу 1710 года обязанности Заруднева изложены в 20 пунктах, в которых Петр руководствуется практическими государственными соображениями. Зарудневу вменялось в обязанность «лутчаго ради благолепия и чести святых икон во искусстве иконного, и живописного изображения, которые пишут иконы московских, градцких и иностранных приезжих людей по всей Его Царского Величества Всероссийской державе» (Материалы для истории иконописания в России, сообщенные П. П. Пекарским // Известия Императорского Археологического общества. СПб., 1865. Т. 5. С. 22) переписать и распределить по трем степеням с наложением на них пошлины в соответствии с каждой степенью. Он должен был выдавать им соответственное удостоверение. Архиереям, попам и монастырям вменяется в обязанность без этих удостоверений икон от мастеров не принимать. «А свидетельствованным изуграфом на святых иконах подписывати год, месяц и число, в которой он степени, имя свое, и отчество, и прозвание подлинно» (там же, с. 23). Устанавливались взаимоотношения между мастерами и учениками, между заказчиками и исполнителями. Так на церковное искусство налагаются узкие административные рамки в порядке общегосударственных реформ».

Архитектор

В некоторых советских изданиях Зарудный представлен как архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня).

Точные сведения о месте рождения Ивана Зарудного не сохранились. Существует предположение, что архитектор родился на территории Речи Посполитой и поэтому получил прозвище «иноземец». Большинство исследователей сходятся во мнении, что Иван Зарудный родился на территории современной Украины. Впервые Зарудный упоминается в делах Малороссийского приказа за 1690 годом как гонец гетмана Ивана Мазепы. С 1701 года он находился на царской службе в Москве, где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года, а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе, построенные в 1721-1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков.

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкви Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен), ряда храмов Петербурга (в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов) и Ревеля (Преображенская церковь).

Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода».

З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

Церковь арх. Гавриила (более известна как Меншикова башня) - один из архитектурных символов петровской эпохи. Была построена по заказу Меншикова на территории его московской усадьбы возле Поганых (Чистых) прудов. Работы начались в 1701 г. с пристройки придела к старой ц. арх. Гавриила, а после ее разборки (1704) заложили новое здание в виде многоярусного башенного храма с острым шпилем, поднявшимся на полторы сажени выше колокольни Ивана Великого. Масштаб церкви и оригинальность ее архитектурного облика во многом объясняются программой заказа. Меншиков хотел создать исключительное произведение, превосходящее существовавшие в Москве высотные доминанты (незадолго перед этим было завершено строительство Сухаревой башни),- стилистически новаторское здание с внешними признаками европ. архитектуры, к-рые, несомненно, должны были понравиться царю. Специально для церкви Меншиков приобрел часы с курантами англ. работы и вложил в храм чудотворную икону Божией Матери, привезенную из Полоцка. Несмотря на близость объемно-планировочной структуры к ярусным храмам нарышкинского стиля, на нее могли повлиять известный в укр. храмоздательстве тип 3-частного храма и объемные структуры зальных храмов с трансептом, распространенные, например, в Галиции и Польше. Композиция обогащена вырастающим из средокрестия четвериком с убывающими восьмериками. Завершение в виде высокого (более 30 м) шпиля было скорее всего позаимствовано из архитектуры балтийских городов, хорошо известной по гравюрам и увражам. Церковь арх. Гавриила, по-видимому, 1-е крупное каменное сооружение в России, где возникла архитектурная тема, определившая облик мн. храмов петровской эпохи, в т. ч. и столичного Петропавловского собора (1712-1733). Ее первоначальный облик не сохранился. В 1723 г. от удара молнии сгорели шпиль с венчавшей его скульптурой архангела и верхний восьмерик, служивший ярусом звона. При восстановлении (1773-1779) башню завершили куполом с золоченой главкой в форме шишки, сохранившейся до наст. времени. Фасадный декор и внутреннее убранство были выполнены с обильным использованием каменной резьбы и скульптуры из алебастра. Плоские пилястры, лопатки и карнизы создают ордерный каркас фасада, жесткость к-рого снижена за счет многочисленных включений пластических деталей - гирлянд, картушей с фигурами, балюстрад с вазонами и т. д. Выполненные с почти ювелирным изяществом, они стилистически близки не столько к барокко, сколько к позднему маньеризму, характерному для Польши, Зап. Украины и отчасти Юж. Скандинавии. Облегченность и наличие мелких форм, примененных на фасадах, кажутся более уместными для отделки интерьеров, что уже не раз отмечалось исследователями, писавшими о влиянии архитектуры иконостасов на наружное убранство рус. храмов рубежа XVII и XVIII вв. Контраст с хрупкими колонками портика составляют колоссальные волюты по сторонам главного входа. Внутри использована объемная пластика, здесь присутствуют сочные гирлянды, горельефные изображения ангелов, кариатиды, поддерживающие карниз на хорах. Скульптурное убранство интерьера выполнено иностранными мастерами и сопоставимо только с 2 памятниками петровского времени - интерьерами ц. Знамения в Дубровицах (1697-1704) и собора московского Богоявленского мон-ря (1704-1705). Эти произведения могли быть созданы одной из 3 групп иностранных мастеров, приехавших в Москву в 1703 г.: итальянцами во главе с Доменико Руской либо Джованни Франческо Росси или австрийцами во главе со швейцарцем Францем Людвигом Циглером (см.: Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 500, 502, 623 и др.).

З. руководил многочисленными декоративными работами, в т. ч. изготовлением резных деревянных иконостасов. Документально известны выполненные под его наблюдением иконостасы московских церквей арх. Гавриила (ок. 1720, не сохр.) и Двенадцати апостолов (1721-1723, не сохр.), Андреевской ц. в Кронштадте (1715-1717, не сохр.), ц. св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (ок. 1725, не сохр.), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллин; 1717-1719), Петропавловского (1722-1727; общий замысел, возможно, принадлежал Д. Трезини) и ц. Исаакия Далматского (1724-1727, не сохр.) в С.-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиц. типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католич. алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решенная в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершенный уже после смерти З. иконостас Петропавловского собора, над к-рым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России.

З. неоднократно занимался в Москве оформлением торжеств, посвященных победам в Северной войне и важным династическим событиям. Его следует считать автором концепции и, возможно, детальной разработки многочисленных триумфальных ворот (напр., Синодальные ворота, сооруженные «трудами школьных учителей» (1709), триумфальные ворота при дворе Меншикова (1709 и 1721), Синодальные ворота у Казанского собора (1721) и др.), богато декорированных аллегорической скульптурой и живописью. Облик нек-рых из них известен по гравюрам. В 1722 г. З. было поручено изготовить новый постамент с надписями и рисунками для ботика Петра I, хранителем которого он был определен. В 1724 г. З. участвовал в подготовке торжественного перенесения мощей св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург. Под его рук. были изготовлены роскошные балдахин и ковчег, в наст. время известные только по описанию.

Широкий спектр занятий З. характеризует его как разносторонне одаренного, активного человека, всецело задействованного в петровских преобразованиях и, видимо, ценимого царем за талант и деловые качества администратора. Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода.

Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня // Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в. // Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня // Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне // Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в. // Там же. С. 31-44; она же. Зарудный // Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004. С. 96-97; Былинины В. Н. и Н. И. И. П. Зарудный // Зодчие Москвы. М., 1981. С. 95-105; Мозговая Е. Б. И. П. Зарудный: Мат-лы к биографии художника // Проблемы развития рус. искусства. Л., 1981. Вып. 14. С. 33-40; она же. Зарудный // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 250-252; Элькин Е. Н. Иконостас Петропавловского собора // Краеведческие зап. СПб., 1994. Вып. 2. С. 149-159; Андросов С. О. Заметки об иностранных скульпторах в России на рубеже XVII и XVIII вв. // Петровское время в лицах. СПб., 1998; он же. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003.

А. В. Чекмарёв

Архитектор. В некоторых советских изданиях Зарудный представлен также как талантливый архитектор, для которого характерна переработка элементов русской архитектуры XVII века в духе традиций европейского барокко (Меншикова башня).

Биография

Иван Зарудный родился на территории современной Украины , входившей тогда в состав Речи Посполитой . С 1701 года он находился на царской службе в Москве , где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени.

Иван Зарудный внёс значительный вклад в разработку архитектуры триумфальных ворот, построив одно из девяти сооружений в честь победы в Полтавской битве 1709 года , а также «Триумфальные врата у Синода» в Китай-городе , построенные в -1723 годах в честь мирного договора со Швецией и примечательные первым применением в русской архитектуре двухколонных портиков .

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице (окончена в 1719 году), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной , церкви Иоанна Воина на Якиманке , надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря .

Иван Зарудный также работал и в Санкт-Петербурге. Он остался известен потомкам как скульптор, резчик и живописец, создавший иконостасы для Меншиковой башни (утрачен) и ряда храмов Петербурга, в том числе и для Петропавловского и Исаакиевского соборов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зарудный, Иван Петрович" в других словарях:

    - (? 1727) российский архитектор. В церквах Зарудного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Барочные иконостасы (в соборе Петропавловской крепости в Санкт… … Большой Энциклопедический словарь

    - (г. рождения неизвестен ≈ умер 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 ≈ на царской службе в Москве. Создатель т. н. Меншиковой башни в Москве (церковь Архангела Гавриила, 1704≈07), в которой традиционная композиция русских… … Большая советская энциклопедия

    - (ум. 1727), архитектор и художник. Уроженец Украины. С 1701 на царской службе в Москве. Создатель так называемый Меншиковой башни (церкви Архангела Гавриила; 1704 07), в которой традиционная для русской архитектуры XVII в. многоярусная… … Художественная энциклопедия

    - (? 1727), российский архитектор. В церквах Зарудного («Меншикова башня» в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция XVII в. сочетается с архитектурными элементами барокко. Создавал также барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Энциклопедический словарь

    ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Иван Петрович (1660? 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1 й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» (Гатова.… … Православная энциклопедия

    - (умер в 1727, Петербург), архитектор, строительный подрядчик. Родился на Украине. С 1701 на царской службе в Москве, перерабатывал в духе европейской архитектуры традиции XVII в. В 1704—07 по заказу выстроил новую церковь Архангела Гавриила… … Москва (энциклопедия)

    Меншикова башня, построенная Иваном Зарудным Иван Петрович Зарудный (1670 (?) 1727, Санкт Петербург) русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в… … Википедия

    - (по другому написанию Зарудный) иконописец и живописец Петровского времени, умер в 1726 году. По П. Н. Петрову, кроме того, был цензором иконописных работ. Известно, что 22 января 1722 года ему было велено сделать надписи и рисунки на… … Большая биографическая энциклопедия

    Иван Петрович (? 1727), архитектор. В церквах Заруд ного (Меншикова башня в Москве, 1704 07) традиционная ярусная композиция 17 в. сочетается с элементами архитектуры барокко. Создавал также резные барочные иконостасы (в соборе Петропавловской… … Русская история



просмотров