Как объяснить постановку запятых между однородными. Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов

Как объяснить постановку запятых между однородными. Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов

Простые предложения

Правда в огне не горит и в воде не тонет . [ - и ].

Правда на миру не стоит , а по миру ходит . [ - , а ].

Сложные предложения

Правда блещет , а ложь заикается .[ - = ], а [ - = ].

Правдалюбит свет, ложь во тьму тянет . [= - ], [ - = ].

Однородные члены предложения

Ø отвечают на один и тот же вопрос

Ø относятся к одному и тому же слову

Ø произносятся с интонацией перечисления.

Ø могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит .

зима (что делает?) хлопочет, ворчит

Хлопочет и ворчит - однородные сказуемые.

ПОМНИ!

Перед союзами а,но всегда ставится запятая.

Союз и требует особого внимания:

соединяет соединяет

однородные части сложного

члены предложения

запятая не ставится запятая ставится

Морские волнывздымаются огромной водяной горой и рассыпаются

[-- и ].

Музыкантвыводил голослетел до самого синего неба.

[ - = ], и [ - = ].

Учимся рассуждать!

Морские волнывздымаются огромной водяной горой и рассыпаются несчётными брызгами в воздухе.

Находим основу предложения: волны вздымаются и рассыпаются. Предложение простое. Одиночный союз и

Музыкантвыводил мелодии на флейте, и чистый её голослетел до самого синего неба.

Находим основы предложения: музыкант выводил, голос летел. Предложение сложное. Части соединяются союзом И. Между частями сложного предложения перед союзом и ставится запятая.

Послушайте текст. Определите тему и главную мысль текста.

Осенний лес

Красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие клены, а желтые осинки совсем потерялись. Тихо падают с берез легкие листья, и шелестит под ногами сухая листва.

Чист и прозрачен воздух осенью. Плывут серебристые нити паутины. Еще зеленый стоит в лесу старый развесистый дуб, но уже оголились вершины берез.

Определите тему и главную мысль текста.

В тексте говорится об осеннем лесе.

Главная мысль – как красив лес осенью.

Найдите предложения, которые соответствуют схемам и запишите их.

Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Помните, чтобы правильно определить сложное предложение или простое, нужно:

1. Найти и подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу предложения).

3.Если основ две и больше – предложение сложное.

Если одно основа – простое.

4.Найти границы частей сложного предложения и пронумеровать части.

5.Выдели союзы, если они есть.

6.Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
7.Проверить написанное.

Проверь себя

[= –], а [– =].

На золотом фоне листвы видны яркие клены, а желтые осинки совсем потерялись. Главные члены предложения – клены видны и осинки потерялись. В этом предложении две основы, значит предложение сложное. Оно состоит из двух частей, связанных союзом а , перед которым всегда ставится запятая.

[ и –].

Чист и прозрачен воздух осенью.

Основа этого предложения – воздух чист и прозрачен. Так как здесь одна основа, значит предложение простое. Одиночный союз и соединяет два однородных сказуемых, запятая перед союзом не нужна.

[ –], но [ –].

Еще зеленый стоит в лесу старый развесистый дуб, но уже оголились вершины берез.

В этом предложении две грамматические основы – дуб стоит и вершины оголились. Так как здесь две основы, значит оно сложное. Предложение состоит из двух частей, связанных союзом но (перед этим союзом всегда ставится запятая). Во второй части предложения есть однородные сказуемые, связанные союзом и , запятая здесь не нужна.

Задание

Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Поставьте, где нужно знаки препинания.

При выполнении упражнения обратите внимание на, что в простом предложении между однородными членами и в сложном предложении между их частями используются одни и те же союзы – и, а, но .

1. Скоро осень проснется и заплачет спросонья. 2. Лил серый дождь и даль была черна. 3. Замерзли реки воздух застыл. 4. Днём пригревало солнце а ночью морозы доходили до пяти градусов. 5. Река буравит берега и вьёт водовороты. 6. Спелый ветер дохнул порывисто и ушёл за моря. 7. Солнце только ещё поднималось но его лучи освещали верхушки деревьев.

Проверьте себя!

В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения . В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире .

А) Уточняющие члены предложения

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).

Ср.: Завтра , (когда именно?) в шесть часов вечера , состоится собрание членов кооператива. - В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива.

Уточняться могут все члены предложения.

1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени , поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:

Там , (где именно?) на горизонте , светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький); Теперь, (когда именно?) после половодья , это была река саженей в шесть (Чехов).

Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград , (куда именно? / к кому именно?) к Маше (А.Н. Толстой).

Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:

Впереди, (где именно?) далеко , (где именно?) на том берегу туманного моря , виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Толстой).

2. Уточняться могут и другие обстоятельства , при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:

Он встряхнул кудрями и самоуверенно , (как именно?) почти с вызовом , глянул вверх, на небо (Тургенев); Он был тщательно , (как именно? / до какой именно степени?) до розового лоска на щеках , выбрит (Антонов).

Обратите внимание!

1) Иногда ряды обстоятельств могут быть лишены уточняющего оттенка значения и восприниматься (в данном контексте!) как разные стороны одного явления, без смысловой подчинённости.

Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).

Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.

Cр.: Несколько человек идут по снегу , через улицу , в хату .

Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!

2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). - Далеко , в лесу , раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). - Дети расположились на поляне , между кустами (кусты находятся на самой поляне).

3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.

В 1961 году , 12 апреля , человек впервые полетел в космос. - 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.

3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:

Ещё одно , (какое именно?) последнее , сказанье - и летопись окончена моя (Пушкин); Кой-где выглянули женские , (какие именно?) большей частью старушечьи , головы (Тургенев).

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:

Чичиков немного озадачился таким, (каким именно?) отчасти резким , определением (Гоголь); Ни одного, ни санного , ни человеческого , ни звериного , следа не было видно (Л. Толстой); Хотелось отличиться перед этим, (каким именно?) дорогим для меня , человеком (М. Горький).

Обратите внимание!

1) Обособление уточняющих согласованных определений - явление достаточно редкое и во многом зависит от воли пишущего. Обычно определения с уточняющим значением рассматриваются как однородные, то есть запятая ставится не с двух сторон, а с одной - между определениями.

Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие , незнакомые мне места (Тургенев).

2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.

Неодолимая , хотя и тихая , сила увлекла меня (Тургенев); Нельзя так убиваться из-за простого , пусть и такого дорогого , костюма (Савельев).

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.

Получены важные , хотя и не итоговые сведения.

4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения :

Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, (какой именно?) почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Симонов); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, (какой именно?) в полоску , рубахе (Солоухин); Вошла молодая, (какая именно?) лет семнадцати , девушка (Куприн); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, (какой именно?) до пят , шинели (Катаев).

5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:

Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющих могут выступать слова более того . Именно они выделяются запятыми, тогда как следующее за ними определение - нет:

Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того , восхищался им.

Обратите внимание!

Слово скорее не выделяется запятыми, если употреблено в значениях:

а) «лучше», «охотнее»:

б) «лучше сказать»:

Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой..., произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!» (Тургенев); Его не удивил, а скорее обрадовал этот вопрос.

Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире .

Тире обычно ставится в следующих случаях:

а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду - в кустах и в траве - запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);

б) при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например: Он устроился на шахту , на неполный рабочий день - после уроков (Баруздин). Здесь обстоятельство на шахту поясняется всей следующей конструкцией на неполный рабочий день - после уроков , причём эта конструкция имеет своё уточнение после уроков , отделённое знаком тире. Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, поскольку запятая исказила бы смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств (ср.: на шахту, на неполный рабочий день, после уроков ). А тире подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;

в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий - по щиколотку ).

Б) Пояснительные члены предложения

Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:

Особенно нам, русским , должна быть близка и драгоценна сжатость (Чернышевский); Ему представился свой дом - шесть больших комнат (М. Горький); Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать (Гоголь).

1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :

Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Третьего дня, то бишь на той неделе , сказываю я старосте... (Слепцов).

При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:

У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Толстой).

Обратите внимание!

1) При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно и при наличии пояснения выделение происходит обычно с помощью тире, а не запятой.

Разговор шёл один - о погоде ; Профессия его была самая мирная - учитель .

2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.

Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений - водорослей, богатых многими ценными веществами.

2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):

Обратите внимание!

Союз или может иметь разделительное значение («или то, или это»). В этом случае он связывает однородные члены, и запятая между ними не ставится. Если союз или можно заменить союзом то есть , то он имеет пояснительное значение. В этом случае пояснительный оборот выделяется запятыми.

Ср.: Из лесного оврага неслось пение соловья или щегла. - Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Аксаков); Дом решено было украсить балконом или мезонином. - Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда , где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гончаров).

Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.

В) Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже - тире:

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев); У каждой, даже маленькой , речки есть на земле заслуги (Песков).

1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам, особенно в жару ,... в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе , встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин , делали птичьи клетки и садки (М. Горький).

Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.

Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм (Беляев). - Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная (Лапин); Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий , удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе (Куприн). - Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен (Паустовский); Было очень тепло, даже жарко (Чаковский). - Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых (Дементьев).

Обратите внимание!

1) Если присоединительный член предложения начинается с вводного слова (например, в частности и др.), то запятая после вводного слова не ставится.

Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки , достигают полного развития в три дня (Аксаков).

2) Не следует смешивать пунктуацию при союзах присоединительных и союзах соединительных и, да , связывающих однородные члены предложения. В первом случае запятая перед союзом ставится, во втором - перед неповторяющимся союзом никакого знака не требуется.

Ср.: Автор статью представил, и своевременно (и - союз присоединительный). - Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и - союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше . - Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:

а) если он употреблён в соединительном значении.

Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):

Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);

в) в сочетании нет-нет да и :

...Heт-нет да и вспомнит о ней [матери], письмо напишет (Гладков).

2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):

Довольно поздно явился ещё гость, во фраке ... (Герцен); Ночью я стою у орудия, дневальным (Катаев).

Часто при этом используется тире вместо запятой:

Мы поехали на Кавказ - к солнцу, к морю, к живописным горам ; Он оставался таким же, как и прежде, - спокойным, трудолюбивым, скромным .

3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:

Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).

Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:

вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.

Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.

На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой (Тургенев). Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг (Аксаков).

Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (Пушкин). - Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин).

Обратите внимание!

1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.

2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.

3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.

Ср.: Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) - исключение (только большой дом напоминал о схватке); Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Горький) - включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).

Ср.: Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). - Кроме книг , на столе ничего не было (исключение).

В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:

А) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :

Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);

б) при наличии в обороте сочетания кроме как :

Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марков).

Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.

4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.

Вместо голых утесов , я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (Пушкин).

Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.

Он сел в машину вместо шофёра .

Определения могут быть однородными или неоднородными и, следовательно, разделяться или не разделяться запятой в зависимости от их семантики, места расположения и способа выражения.

Определения могут быть согласованными (выраженными прилагательными и причастиями) или несогласованными (выраженными предложно-падежными формами существительных).

1. Не являются однородными определения - прилагательные, обозначающие разные признаки предмета: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) - обозначение размера и материала; Бывшая елисеевская столовая была отделана фресками (Кав.) - обозначение временного признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) - обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) - обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды (Пауст.) - обозначение веса и материала.

2. Определения, обозначающие признаки одинаковые, но относящиеся к разным предметам, являются однородными: Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).

3. Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т.е. характеризуют предмет с одной стороны: В зеркале появился самоуверенный, самодовольный мальчик (Кав.); Это был скучный, утомительный день (Кав.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого обобщения значений, например по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: - Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.).

Условия контекста могут сблизить определения на основе единства ощущений, передаваемых ими (осязания, вкуса и т.д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч, блаженством был чистый, громадный, беспредельно раскинувшийся подо мной воздух, которым я свободно и глубоко дышал (Кав.).

Возможность вхождения в синонимические отношения особенно обнаруживается у художественных определений, когда то или иное прилагательное употребляется не в прямом значении: Был май, - славный, веселый май! (М. Г.); Вдали он уже вырос в сплошной, широкий звук, похожий на трение громадной щеткой по сухой земле (М. Г.); Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Ш.). Синонимичность, однородность определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и: В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж! (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям (М. Г.); Тяжелая, изорванная и лохматая туча закрыла луну (М. Г.).

4. Определения-прилагательные могут сочетаться с определениями-причастиями или причастными оборотами.

Постановка запятой зависит в этом случае от местоположения причастного оборота. Если причастный оборот стоит на втором месте (разрывает связь прилагательного и существительного), то между определениями ставится запятая: Роща слушала и ощущала нечто хорошее и сильное, это ощущение наполняло ее теплом и светом, и даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях (М. Г.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины (Ш.); Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхой пойме разлилась на целый километр (Ш.); На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою (Ш.); За шеренгой лакированных, плотно задвинутых дверей спали пассажиры (Паст.). (Ср. иное расположение определений: серыми лишаями покрытые старые ветви; поседевшие за годы войны пожилые мужчины; местами пересыхающая летом небольшая речушка; поросшая ольхой заболоченная пойма; видавший виды старенький «виллис»; плотно задвинутых лакированных дверей). При сочетании обеих позиций (трех определений) соответственно и расставляются знаки: Через минуту он уже тонул в байковых, отдававших йодоформом зятниных объятиях (Паст.).Таким образом, причастный оборот, стоящий перед определением-прилагательным, относится к следующему затем сочетанию определения прилагательного и определяемого слова: Мягкие рессоры глушили вагон. Он походил на великолепно взбитую чугунную перину (Паст.).

Если причастный оборот приобретает уточнительный оттенок значения, он, располагаясь между определением-прилагательным и определяемым словом, обособляется: Было по-хорошему грустно в этом предзимнем, уже тронутом поздней осенью, маленьком саду.

5. Как правило, в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных (они и обозначают разные признаки): За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд (Бун.); Как неоднородные могут быть восприняты и определения, выраженные качественными прилагательными разных семантических классов: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).

6. Определения, располагающиеся после определяемого слова, независимо от их значения, выступают в качестве однородных: в постпозиции каждое из определений снабжается самостоятельным логическим ударением: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). Кроме того, если данные определения не тесно связаны по смыслу с определяемым словом, то они одновременно становятся и обособленными, о чем свидетельствует естественная пауза после определяемого слова, которое в таком случае становится ударным: Блестел на солнце пруд, мелкий, глинистый; На землю стали падать капли, холодные, крупные; Построили дом, красивый, двухэтажный; По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.

Определения-прилагательные в сочетаниях терминологических не разъединяются запятой даже в постпозиции: Астра ранняя махровая.

7. Однородность проявляется и при наличии несогласованных определений после согласованных: Между тем в приземистой, с коричневыми стенами зимовке Клюшиных действительно горела пока слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.).

8. От однородных определений отличаются по своему значению определения, связанные пояснительными отношениями. Они также разделяются запятыми, но на ином основании - второе из них раскрывает содержание первого. Например: Он... осторожно ступал по блистающей проволоке с новым, свежим чувством восторга (Д. Г.) - здесь новый «свежий»; без запятой, т.е. при снятии пояснительных отношений, окажется иной смысл; были уже «свежие восторги» и появился новый (логическое ударение одно: новый свежий восторг, но: новый, свежий восторг); - Приюти сиротку, - вступил третий, новый голос (М. Г.) - определение новый поясняет определение третий. Ср. еще: В городе выстроили новые каменные дома (были старые каменные дома). - Выстроили новые, каменные дома (были не каменные). - Выстроили дома новые, каменные.

9. Однородными оказываются определения, соединенные парными союзами: Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг).

10. Перечисляющиеся несогласованные определения всегда однородны: Затем перед прокуратором предстал стройный, светлобородый красавец со сверкающими на груди львиными мордами, с орлиными перьями на гребне шлема, с золотыми бляшками на портупее меча, в зашнурованной до колен обуви на тройной подошве, в наброшенном на левов плечо багряном плаще (Булг).

Упражнение 22. Найдите определения. Однородны они или неоднородны? Обратите внимание на синтаксические и семантические связи определений с определяемыми словами.

1. Как люблю я этот легкий и свежий утренний час, когда люди еще спят, а земля уже пробуждается! (Бун.). 2. Он ненавидел серую, скудную жизнь (Бун.). 3. К своим собственным литературным успехам он относился с затаенной горечью (Бун.). 4. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко (Бун.). 5. А помните, мы с вами выдумывали рассказ: жара, степь за Харьковом, идет длиннейший почтовый поезд (Бун.). 6. Был жаркий и сонный степной день, с тусклым блеском неба, с горячим южным ветром (Бун.). 7. Открывается маленькая дверка и из-за нее быстро, с неуклюжей ловкостью выдергивает ноги, выныривает, - ибо за этой дверкой было две-три ступеньки в коридор, - кто-то большой, седобородый, слегка как будто кривобокий, в широкой, мешковато сшитой блузе из серой бумазеи (Бун.). 8. Мы сидели возле маленького столика. Довольно высокая старинная фаянсовая лампа мягко горела под розовым абажуром. Лицо его было за лампой, в легкой тени, я видел только очень мягкую серую материю его блузы да его крупную руку, к которой мне хотелось припасть с восторженной, истинно сыновней нежностью, да слышал его старческий, слегка альтовый голос с характерным звуком несколько выдающейся челюсти (Бун.). 9. Там, куда попадала капля, вздымался маленький пыльный дымок (М. Г.). 10. На нее падали с потревоженных веток холодные крупные капли, и от них было холодно (М. Г.). 11. Как и раньше, они были обвиты темной зеленью плюща; ярко блестели белые душистые жасмины и желтые азалии на этой бархатной зелени и дышали густым ароматом в открытые окна дворца (М. Г.). 12. Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в холодный, тяжелый и тесный мрак, странно суживавший ее (М. Г.). 13. За окнами Лувра в сизом, белесоватом тумане серела парижская зима (Пауст.). 14. В синем дыму и жарком солнце разворачивались знаменитые севастопольские бухты (Пауст.). 15. На каждом семинаре была своя, особенная атмосфера (Кав.). 16. Совсем другая, свободная, радужно-легкая атмосфера была на семинаре, который вел Борис Михайлович Эйхенбаум (Кав.). 17. Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений, делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (Сол.).

Упражнение 23. Расставьте недостающие знаки препинания. Проанализируйте сочетание определений. Однородные они или неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1. Из деревни, стоявшей высоко на крутом берегу, был виден его [моста] решетчатый остов, и в туманную погоду и в тихие зимние дни, когда его тонкие железные стропила и все леса кругом были покрыты инеем, он представлял живописную и даже фантастическую картину (Ч.). 2. Лунный морозный вечер. Добежал, стою и едва перевожу дыхание. Кругом глушь и тишина, пустой лунный переулок... Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды (Бун.). 3. В дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, симфония Чайковского (Пауст.). 4. Стены старинных круглых фортов были наискось разрезаны тенью и солнцем (Пауст.). 5. Голубые военные корабли крепче швартовались к красным плавучим бочкам (Пауст.). 6. Дважды на Саню дохнуло звучанием исполински-глубокой затаенной тоски, и почудилось ему, что невольно он отшатнулся и подался вослед этому возвеченному, невесть как донесшемуся зову - отшатнулся и тут же подался вослед, словно что-то вошло в него и что-то из него вышло, но вошло и вышло, чтобы, поменявшись местами, сообщаться затем без помехи (Расп.). 7. В серых и вялых утренних сумерках, когда не свет, не тень, толпа действительно казалась огромной (Расп.). 8. Поезд шел медленно и неровно, поддерживая старый скрипящий вагон, выслуживший пять сроков, какого на сквозных линиях давно не встретишь. И только здесь они все еще служат, удивляя заезжего человека грубым, на теперешний взгляд, затрапезным видом: тяжелые деревянные полки, маленькие подслеповатые, как в зимовье, окна в рамах, узкие проходы с торчащими углами (Расп.). 9. Дед Санаев переступает с ноги на ногу, размазывая сухими лаптями грязь по желтому крашеному полу (Лип.). 10. Потом он долго пропадал, искал какую-то страну Беловодье, где будто вечно весна и вечно райские птицы поют, где текут белые молочные реки (Лип.). 11. Тяжелая отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.). 12. Южные залетные ветры тревожат Виктора и Бориса -ветры принеслись из другого непохожего мира (Лип.). 13. Из школьной спортивной секции принесли на производство особый спортивный дух, дружбу, проверенную на лыжной дорожке и дистанции барьерного бега (Лип.). 14. Сырые отяжелевшие ветки мягко прикасаются к лицу (Лип.). 15. Дорога по кедровнику хороша, но скоро, километра через четыре, начнется голое продутое ветрами пространство (Лип). 16. Они идут по бесконечной лунной дорожке (Лип.). 17. В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая (Гейч.). 18. Но особенно ясно становится, какая великая духовная сила скрыта в истинном поэтическом слове, в те дни, когда на страну и народ обрушивается большая беда (Гейч.).

Упражнение 24. Объясните, почему в одних случаях между выделенными определениями ставится запятая, а в других - не ставится.

1. Под мерный стук часов муж мерно ходил из комнаты в комнату, равнодушно поджидая закладчиков, то слезливых, то не в меру развязных, и с загадочной усмешкой поглядывал в кабинет на железный несгораемый шкап с большими железными шишками на скрепах, похожими на большие глаза. Но порою наступала полная тишина; он останавливал часы, садился за громадное старинное бюро - и слышался в доме только неторопливый и прилежный скрип гусиного пера (Бун.). 2. Он был среднего роста, но худ и бледен, - не от природы, как Петр Иваныч, а от беспрерывных душевных волнений; волосы не росли, как у того, густым лесом по голове и по щекам, но спускались по вискам и по затылку длинными, слабыми, но чрезвычайно мягкими, шелковистыми прядями светлого цвета, с прекрасным отливом (М. Г.). 3. В небе мчались бурные весенние облака, и старый, монотонный, как древняя легенда, ропот мельницы будил жидкое эхо соснового перелеска (Грин). 4. Тяжелые водяные капли часто хлопали, падая в рытвины, наполненные водой (Грин.). 5. Бесформенные длинные тени скрещивались на белом песке (Грин.). 6. Дюк удалился к себе в маленькую пустую комнату с нарочито грубой деревянной мебелью - Варнава предоставил ему, а в другой продолжал жить сам (Грин.). 7. Маргарите казалось, что даже массивные мраморные, мозаичные и хрустальные полы в этом диковинном зале ритмично пульсируют (Булг.). 8. Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена (Булг.). 9. В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся (Булг.). 10. В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз (Булг.). 11. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату (Булг.).

403. Прочитайте, укажите однородные члены и объясните расстановку знаков препинания при них. Начертите схемы 2-го и 4-го предложений.

1) Осень предупреждала о своём приходе то сухим листком, невзначай забытым на скамейке, то маленькой зелёной гусеницей, спускавшейся на паутине мне прямо на голову. (Пауст.) 2) Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. (Н. О.) 3) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. (Пауст.) 4) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

§ 72. Знаки препинания между однородными членами

Употребление запятой

Запятая ставится

Занятия не ставится

1. Между двумя или более однородными членами, не соединёнными союзами: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.)

1. Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да (-и), или. либо):1) Лодка качну лась, поднялась и исчезла. (Кор.); 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Кр.)

2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и... и. ни... ни, да... да, или... или. либо... либо, то... то, не то... не то):

1) И берег, и море молчали. (Кор.); 2) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас. (Л.)

2. Внутри групп однородных членов, соединенных попарно: Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды, грибы и орехи.

3. Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (=но): 1) Он [ребёнок] был тонок и слаб, но ходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.); 2) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.)

3. В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью. ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т. д.: 1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. (П.);

2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.(Г.)

4. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены (как ... так и. не только ... но и): Пушкин создал замечательные реалистические произведения как (не только) в стихах, так и (но и) в прозе.

Примечания: 1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но заступался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.)

2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз (и. да. или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да. или): Татьяна верила преданьям простонародной старины. и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.)

Употребление двоеточия и тире

Двоеточие ставится

Тире ставится

1. После обобщающего слова, перед однородными членами: Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.)

Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-тоа именно. вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или пводпых слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.)

1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стулья - всё было самого тя желого и беспокойного свойства. (Г.)

2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет:

1) работу ревизионной комиссии одобрить:

2) вынести благодарность членам комиссии.

2. После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами:

Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки. (Ч.)

404. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните (устно) их употребление.

I. 1) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. (В. Ш.) 10) Её [Вари] серые глаза были красны не то от бессонницы не то от слёз. (Степ.) 11) Сейчас он работал над выращиванием быстрорастущих деревьев из наших отечественных пород ивы сосны ели. (Пауст.) 12) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Арс.) 13) В её [тайги] безграничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником. (В. Аж.) 14) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зимою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Арс.) 15) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Стан.) 16) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. (Стан.) 17) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады. (Купр.) 3) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ.) 4) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 5) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.) 6) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необходимых хозяйственных вопросов на проверку составляемых счетоводом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бригадирских докладов на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.) 7) Пушкиногорье... Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает человека духовно богаче. (Газ.)

405. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и объясните (устно) их употребление. Подчеркните обобщающие слова.

1) Мне нравились его [Онегина] черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3) Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло племён минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. 4) Ей [Татьяне] рано нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок дай Бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.

(А. Пушкин)

406. Спишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и союзом как... так и или не только... но и .

1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шахматам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнования были проведены и по лёгкой атлетике, и по плаванию. 4) В лыжном кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска продукции, и в снижении себестоимости.

407. Спишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающие слова - двумя, союзы между однородными членами - волнистой линией.

1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелёного и синего стекла разные серебряные кубки позолоче..ые чарки всякой работы венецианской турецкой черке..кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от..скивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величестве..ы но немногосложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Радость жизни во всём я ловлю в звёздном небе в цветах в ароматах. (Бун.) 10) Тихий сумеречный час шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 14) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

408. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите средства связи предложений в тексте.

Глубина пост..жения человеческой души афористичность стиля изящество и пластичность всё это относится и к прозе Ахматовой заметкам очеркам дневниковым записям сери., статей о Пушкине размышлениям о поэтах (современниках) наблюдениям над природой поэтического творчества. Всё это имеет самостоятельное значение и читает(?)ся с таким же интересом как и поэтические произведения сост..вляя с ними одно целое. И убеждаеш(?)ся за всем к чему пр..к..салась рука Ахматовой стоит её лич(?)ность исполне..ая величия женстве..ости мужества красоты. (По Л. Озерову)

409. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Прочитайте последнее предложение. Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свой ответ.

Долго существовало мнение о камерности поэзи.. Ахматовой, об её интимност.. об ограниче..ости её мира который называли «комнатным». По правде говоря сама А. Ахматова д..вала повод для такого рода суждений

Ахматова полемически отделяла от себя «голос человека» и тем самым возводила на себя напрасл..ну. Зря! С годами «голос человека» и человечества звучал в её поэзи.. всё более внятно всё более уб..дительно. Она слышала всё голос п..чали радости тревоги заботы раздумья скорби. Голос самой души человеческой.

И после революци.. она не отк..залась от круга своих образов природа любовь бытие смерть культура. Но под ними в основани.. их уже находилась жизнь нашего общества и мира в целом. Личность поэта пож..лавшего рассказать всему миру о своём потр..сё..ом сердце о своей влюблё..ости обр..тает характер всеобщност.. и исторической зн..чительности если перед нами действительно поэт... Лирика большой личности всегда - рано или поз(?)но - пр..обр..тает характер всеобщности. (По Л. Озерову)

Система упражнений по теме

«Однородные и неоднородные определения»

Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной самостоятельно характеризуют слово лощина , а во втором предложении определение широкой характеризует словосочетание тёмной лощиной . Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.

Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найти однородные определения и установить, что они обозначают.

1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.

(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)

Примечание.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.

На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Примечание.

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.

Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.

Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.

Примечание.

Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.

Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.

При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.

ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.

В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.

2.Распространить предложения однородными определениями.

Все реки запрудил……………………..лёд. (Мелкий, сплошной).

…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)

И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).

В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).

Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).

На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).

3.Распространить предложения неоднородными определениями.

Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).

ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Отметить номера предложений, где ставится запятая.

1.У всех было бодрое радостное настроение.

2.Старинные каменные стены окружали крепость.

3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4.Он любил сильное решительное слово.

5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.

6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7.Случались весёлые грустные смешные дела.

8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.

10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.

14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19.Туда вела единственная песчаная дорога.

20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Ключ к тесту:

1,3,4,6,7,8,9.10,11,18,21,24,29,30

Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».



просмотров