Разработка коммунарских сборов в школе на тему "Главное вместе!". Коммунарские сборы в школе

Разработка коммунарских сборов в школе на тему "Главное вместе!". Коммунарские сборы в школе

Данное мероприятие разработано с целью сплочения детского коллектива школы и является красивым завершением трдуного учебного года для учащихся 1-11 классов.


«Игра_Команда»

Игра «Команда!»

Цель :

1. Главное – не физические данные, а процесс нахождения решения всеми членами группы.

2.Выявить лидера в группе.

3. Узнать, на сколько сформирован коллектив

Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия”

Игра “Команда ” включает в себя 3 правила:

1.Всё, что происходит – это метаморфоза жизненных ситуаций.

2.Попробывать побывать в шкуре другого человека.

3.Преодалеть себя.

Правила прохождения упражнения и их обсуждение:

1. Упражнение для участников должны проговариваться.

2. Говорить медленно, ясно, спокойно, чтобы каждый понимал вас.

3. Если участники задают вопросы, только повторите упражнение, но не давайте подсказки.

4. Вы не должны давать вольную интерпретацию упражнений или давать участникам иначе объяснения.

5. Дайте команде возможность самостоятельно найти решение.

6.При выполнении упражнений команде разрешается использовать только те предметы и приспособления, которые принадлежат данному упражнению.

На что следует обратить внимание:

    выработка командной стратегии;

    понимание идеи упражнения;

    скрытые эмоциональные течения;

    индивидуальные участия;

    понимание других участников;

    принятие решений;

    личная ответственность;

    распределение ролей в группе;

    слаженность работы;

    изменение в поведении;

    изменения на эмоциональном уровне и в степени участия;

    самовыражение участников;

    творческий подход.

Помните:

Истинная ценность игры «Команда» – собственный опыт участников.
Для прохождения курса готовятся маршрутные листы на каждую группу участников.
Судебная бригада создаётся из учащихся актива школы и вожатых.
Главные судьи соревнований:

    Чадранцев Ю.В. - учитель физической культуры или учитель ОБЖ;

Станция 1. «Болото».

На игровой зоне размещены так называемые "кочки" - это могут быть и круги на асфальте, и кирпичи и т.д. Задача участников - перейти с одной стороны поля на другое через это болото. Переходить участники могут только по кочкам, причем на кочке одновременно должны всегда находиться 2 ноги - человека спереди и следующего за ним. Исключение составляют только идущие в начале и в конце. Ведущий, первый игрок считает "И раз, и два..". Участники под счет должны одновременно переставлять ноги с кочки на кочку. За разрыв цепочки из ног, касание пола за пределами кочек команда начинает снова (снижается балл за каждую попытку).

Нужно:

1. Нарисовать кочки

Станция 2. «Пропасть». (Сидорова Наталья)

Команде необходимо достать все предметы, не касаясь земли за границами квадрата. Каждый участник достает 1 предмет. Способ доставания предметов участники придумывают сами! Если участник касается земли (собой или предметом) либо вышел за границу этапа – все предметы кладутся обратно.

Нужно:

    Начертить квадрат

    20 различных предметов

Станция 3. «Равновесие». (Архипцева Лиза)

Команде предстоит пронести стакан, наполненный водой, на подносе по определенному маршруту. При этом держаться разрешается только за петли на концах веревок, привязанных к подносу (допускается короткий перехват нагруженной веревки во время преодоления препятствия). Команда возвращается на старт, если:

    упал стакан с подноса;

    из стакана выплеснулось больше трети жидкости;

    веревка удерживается не за петлю.

Нужно:

    Стакан

    Емкость с водой

    4 веревки

    Поднос (или плотная поверхность)

Станция 4. «Плот». (Сывульская Н.)

Всем участникам из команды встать на покрывало и перевернуть покрывало на другую сторону, при этом (переворачивании) никто из команды с покрывала не сходит.

Нужно:

    Покрывало

Станция 5. «Паутина».

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,5 метра. Ячейки "паутины" такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек в два или три раза меньше числа участников. Команда находится по одну сторону от "паутины".

Задание: пролезть всей группе сквозь "паутину" с одной стороны на другую. Ограничения:

    сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

    над "паутиной" и под ней могут пролезть два участника;

    обходить "паутину" нельзя ни в ту, ни в другую сторону;

    участник, который переправился на другую сторону, не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде;

    нельзя касаться "паутины" (веревки);

    при касании любым участником "паутины" (веревки) упражнение выполняется всей командой с самого начала.

Примечание для начальника станции:

Использовать ячейки "Паутины" вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

Нужно:

    Сплести паутину из веревок

Станция 6. «Переправа».

Каждый в команде на время должен преодолеть турники. Учащиеся команды могут помогать друг другу проходить, поддерживая их снизу. Результатом прохождения данной станции является время.

Нужно:

    Турники

    Секундомер

Станция 7. «Лабиринт».

Команда должна пройти полностью весь лабиринт. Результатом прохождения данной станции является время.

Нужно:

    Лабиринт

Станция 8. «Кузнечик». (Стрюк Анна)

Начиная с капитана команды, учащиеся прыгают с места, причем каждый следующий учащийся начинают прыгать с того места, где предыдущий остановился.

Нужно:

    Рулетка (или большая линейка, сантиметр)

Станция 9. «Узел».

Вся команда развязывает узлы на веревке. Результатом прохождения данной станции является время.

Нужно:

1. 7 веревок с узелками

Станция 10. «Десятиножка». (Непомнящих Мария)

Команда становится в круг и добивается, чтобы на земле стояло только 10 ног. Кого-то поднять, кому-то встать на одну ножку и т.д. В итоге должно остаться только 10 ног. И продержаться так заданное время (1 минуты).

Нужно:

1. Начертить круг

Просмотр содержимого документа
«Приложение №1_Название станций»

Станция «Болото»

«Пропасть»

«Равновесие»

«Паутина»

«Переправа»

«Лабиринт»

«Кузнечик»

«Десятиножка»

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2_ Маршрутные листы для игры_Команда»

Название станции

Отметка о выполнении

«Болото»

«Пропасть»

«Равновесие»

«Паутина»

«Кузнечик»

«Лабиринт»

«Переправа»

«Десятиножка»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Десятиножка»

«Лабиринт»

«Кузнечик»

«Переправа»

«Равновесие»

«Паутина»

«Болото»

«Пропасть»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Кузнечик»

«Равновесие»

«Болото»

«Пропасть»

«Лабиринт»

«Десятиножка»

«Паутина»

«Переправа»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Равновесие»

«Лабиринт»

«Десятиножка»

«Болото»

«Переправа»

«Кузнечик»

«Пропасть»

«Паутина»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Десятиножка»

«Равновесие»

«Кузнечик»

«Пропасть»

«Болото»

«Лабиринт»

«Паутина»

«Переправа»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Лабиринт»

«Переправа»

«Болото»

«Паутина»

«Равновесие»

«Десятиножка»

«Кузнечик»

Маршрутный лист игры «Команда» для команды _________________________

Название станции

Отметка о выполнении

«Паутина»

«Переправа»

«Пропасть»

«Лабиринт»

Просмотр содержимого документа
«Программа коммунарских сборов_Главное вместе»

Программа коммунарских сборов «Главное – вместе!»

16.00 – 16.10. - Построение команд на линейку открытия коммунарских сборов.

16.10 – 16.50. - Открытие коммунарских сборов. Конкурс – экспромт «Приветствие».

16.50 – 17.20. - Танцевальный марафон «Стартин».

17.20 – 19.00. - Игра «Команда»

19.00 – 19.30. - Конкурс – экспромт «Песня».

19.30 – 19.40. - Костер

19.40 – 19. 50. - Операция «Нас здесь не было».

19.50 – 20.00. – Подведение итогов. Закрытие коммунарских сборов.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий коммунарских сборов_Главное вместе_2012-2013 учебный год»

Сценарий коммунарских сборов

Тема: “Главное - вместе”

Девиз:

Ни шагу назад, Ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе !

Цель коммунарских сборов : Сплотить активных детей и создать условия для позитивной реализации лидерских качеств.

На сцену выходят вожатые, при этом все что-то обсуждают, ведущая подходит к микрофону…

Ведущая: Я не знаю, где он!… Как сейчас всем об этом сообщить?!

Кто-то из вожатых : Маша! А всё уже в сборе, и ещё микрофон включён.

Ведущая : Добрый вечер, дорогие друзья! Ну, вообще-то сегодня он не такой уж и добрый. Наверное, вы уже все поняли. Нет? Я даже и не знаю, с чего начать… я так торопилась…, я не виновата,… в общем, я потеряла сценарий.

Кто-то из вожатых: Не волнуйся! Расскажи всё по порядку!

Ведущая: Сегодня весь день наперекосяк! Вот и сценарий пропал, а там всё: экспромты, конкурсы… может быть, ребята из вожатых найдут. Ну что будем делать, пока команда вожатых ищет заветную папочку? Может, поиграем? Нет! Я думаю, что от этого сценарий не найдётся. Может быть, он где-то рядом, посмотрите вокруг…(вожатые уходят на поиски) (члены жюри находят папку).

Ведущая: Ура! Она нашлась! (возвращается команда вожатых)

Ведущая: Ребята, папку нашла... я считаю, что её (его) можно назвать великим сыщиком. (вручение медали “Великому сыщику”).

Ведущая: И сейчас, я думаю, можно начать долгожданное событие.

Ведущая: Я приветствую всех присутствующих на линейке! И надеюсь, что коммунарские сборы – 2013 надолго запомнятся всем нам. Итак, коммунарский сбор-2013 на тему «Главное – вместе» можно считать открытыми.

Ведущая : Ребята! Вы случайно не знаете, чего не хватает на нашем торжественном мероприятии? Да! Итак, команде вожатых внести флаг наших коммунарских сборов! (вносится флаг коммунарских сборов, на котором нет еще эмблем команд).

Ведущая: А сейчас позвольте мне представить наше компетентное жюри:

    Константинова О.П. – директор школы;

    Чадранцев Ю.В. – учитель физической культуры;

    Гончаренко Б.И. – учитель труда.

Ведущая: Ну что же еще мы забыли. Флаг внесли, жюри представили, ну что же что же еще? А забыли представить наши команды. Да мы же это с вожатыми обсуждали и придумали конкурс – экспромт «Приветствие», в которое входит название, девиз, эмблема отряда и сдача приветствия.

Конкурс – экспромт «Приветствие» . Каждой команде нужно придумать название, девиз, эмблему, выбрать капитана команды, приготовиться к сдаче приветствия (10 мин.).

Выступление команд.

Ведущая:

Выступление жюри.

Ведущая: Ну а сейчас настало время самого интересного: вас ждут трудные конкурсы и экспромты, а вместе с ними веселье и радость. А для того чтобы команды настроились на серьезные конкурсы, проведем разминку, да разминку не простую танцевальную такую.

Конкурс танцевальный марафон «Стартин» (отдельный сценарий ).

Ведущая: Пока жюри подводят итоги конкурса «Приветствие» наши вожатые сыграют игру с командами.

Выступление жюри.

Ведущая: Наверное, каждый знает, что после разминки всегда каждая команда проходит серьезное испытание. И этим испытанием будет игра «Команда».

Игра «Команда».

Ведущая: Каждый из вас знает, что коммунарские сборы не могут обойтись без песен.

Конкурс – экспромт «Песня».

Каждый отряд должен исполнить одну песню под быструю и медленную музыку.

Ведущая: Ну, вот и подходят наши коммунарские сборы к концу. В конце таких сборов всегда проводят костер дружбы. Возле костра отряды обычно исполняют песни, которые все хорошо знают.

Ведущая: Пока жюри подводят итоги. Вожатые поиграют с отрядами.

Подведение итогов. Выступление жюри.

Ведущая: Команде победителей предоставляется право вынести флаг коммунарских сборов (команда победителей выносит флаг) .

Просмотр содержимого документа
«Сценарий танцевального марафона _Стартин»

Танцевальный марафон «Стартин»

Ведущий. Сегодня на коммунарских сборах у нас конкурс «Танцуй пока молодой» – это танцевальный марафон, на протяжении всего конкурса мы будем танцевать. Чем синхроней вы будете танцевать, тем больше шансов у вас победить.

Критерии оценки команд для жюри:

    быстрота реакции,

    правильное решение (в выборе стиля танца),

    сплочённость,

    оригинальность,

    синхронность

Команды оцениваются по 5-ти балльной шкале.

Ведущий. Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». Каждая команда должна станцевать в кругу по три танца под разную музыку.

Ведущий. Второй конкурс называется «Построй танцующую букву ». Я на сцену приглашаю капитанов команд, они тянут букву и по моей команде бегут к своему классу и строят букву под музыку.

Ведущий. Третий конкурс нашего марафона называется «Угадай танец», нужно чтобы каждый класс встал в кружок, и как зазвучит музыка, вы должны угадать какой это танец и станцевать его. Чем дружнее и синхроней у вас получится, тем лучше. Итак, начили.

Ну а пока жюри подводит итоги. Мы проведем с вами игру «Тропа необычных испытаний»

Игра «Тропа необычных испытаний»

Я хочу вас спросить, вам понравился наш марафон? Жюри готовы огласить результаты.

(Выступление жюри.)

В школе-лицее №4 города Рудного с 11 февраля на 12 февраля прошли Коммунарские сборы. Что же это такое, спросите вы?.… А это - творческое дело, которое объединяет учеников и учителей, возможность обрести новых друзей, шанс увидеть учителей с «другой стороны» и влюбиться в них. Коммунары - неиссякаемый источник творчества, уникальная возможность попробовать сделать то, что для тебя кажется невозможным, шанс проявить свои лидерские качества и повести за собой своих сверстников, фейерверк добра, смеха, улыбок, любви, понимания!

Коммунарские сборы проходят в стенах школы с 1995 года. Это мероприятие одно из самых популярных в нашей школе. В нем принимают участие школьники 8-11 классов. Ребята заранее готовятся к этой ночи. Но чтобы попасть на этот праздник, нужно хорошо учиться, быть активным и это далеко не полный список требований, которые мы предъявляем девчонкам и мальчишкам.

Чтобы провести это мероприятие, во-первых, нужно было выбрать тему. На собраниях, которые проходят каждую среду, лидеры классов предлагали всевозможные темы. Заседание совета школьников решило выбрать несколько из предложенных тем, и затем администрацией школы была утверждена тема Коммунарских сборов. В итоге темой мероприятия стало «Путешествие по телеканалам». После этого началась усиленная подготовка.

Организаторы составили списки детей, прошедших на коммунары и сформировали 5 отрядов. Командирам отрядов было предложено вытянуть название телеканала. И что же получилось… 1 отряд представляли канал «СТС», 2 отряд - «Первый канал», 3 отряд «МТV», 4 отряд - «Рен ТВ», 5 отряд представляли «ТНТ». Отрядам нужно было подготовить визитку, то есть представить себя и свой отряд, а также домашнее задание «Премьеру новой телепрограммы». В подготовке к мероприятиям ребятам помогали вожатые-учителя и были с ними на протяжении всей ночи.

Девчонки и мальчишки усиленно готовились и очень ждали предстоящей ночи. В 19:00 11 февраля в приподнятом настроении дети пришли в школу. На самом входе их ждал таможенный контроль – администрация школы. Проверка пакетов и сумок на запрещенные предметы прошла очень весело. Далее проходила «Школа ремонта» в отрядах. Дети украшали свои кабинеты в стиле своего канала и принимали гостей -администрацию школы, которые пришли оценить их отрядные уголки.

После этого прошла торжественная линейка открытия Коммунарских сборов, где дети представили название и девиз своего отряда, а также торжественно был поднят флаг Коммунарских сборов. Сразу после линейки прошла игра по станциям «Секретные территории». Ребятам было предложено пройти по следующим станциям: «Модный приговор», «Вечерние организаторы», «Умники и умницы», «Угадай мелодию», «Паутина», «Здорово жить!». За прохождение каждой станции в маршрутный лист выставлялись баллы. После игры, поужинав в столовой, дети направились в свои кабинеты, чтобы подготовиться к визитке «Пусть говорят!» и затем на сцене продемонстрировали своё творчество. Получив огромное количество положительных эмоций, отряды поспешили еще на одно мероприятие «Большие гонки» - спортивный марафон в спортивном зале. Учителя физкультуры провели с отрядами очень интересные соревнования. А в это время в актовом зале учителя-вожатые готовили сюрприз ребятам. И когда отряды после соревнований пришли в актовый зал, то были приятно удивлены. Учителя подготовили концерт «Большая разница», который длился больше часа. Дети увидели своих педагогов с другой стороны. Учителя танцевали, показывали сценки, пели, шутили. Ребята же им в ответ подарили бурные аплодисменты.

С хорошим настроением «коммунаровцы» отправились на ужин, а после него их ждал еще один сюрприз – костер на заднем дворе школы! Это мероприятие имело свое название «ЭКСПО-2017. Энергия будущего». Дети все вместе кричали «Гори, гори ясно!». Костер дарил им свою энергию тепла, а дети подарили друг другу свою энергию позитива!

На часах уже было почти 4 часа ночи… Но спать никому не хотелось, поэтому далее по плану прошла «Премьера новой телепрограммы» - домашнее задание отрядов. Это было настолько весело и увлекательно, что становилось понятно: Коммунары – это круто! После представлений была долгожданная дискотека и новое полюбившееся всем занятие – караоке.

Ну, вот и утро! В 7:30 прошли итоговые огоньки в отрядах и операция «Нас здесь не было». Ребята привели в порядок свои отрядные места и начинали собираться в актовом зале на линейку закрытия Коммунарских сборов. Довольные и немного уставшие они ждали результатов. Все это время администрация школы вела рейтинг отрядов и за каждое из мероприятий ставила оценки. В итоге были выявлены «Звезды» Коммунарских сборов, а также «Актив» Коммунарских сборов. Эти ребята, а их оказалось больше 20 человек, были награждены грамотами и сладкими призами. Ну и, наконец, кто же занял 1 место, было интересно всем.

Результаты таковы:

  • 1 отряд «СТС» занял 1 место;
  • 4 отряд «Рен ТВ» занял 2 место;
  • 2 отряд «Первый канал» и 5 отряд «ТНТ» заняли 3 место;
  • 3 отряд «МТV» занял почетное 4 место.

Все были награждены грамотами и призами.

Но в итоге ребята решили, что не важно, кто занял какое место, главное то, что все сдружились, и в итоге приняли решение, что победила дружба.

Обнявшись, девчонки и мальчишки исполнили песню «Зажигаются звезды», а также поблагодарили всех, кто организовал это мероприятие и тем, кто помогал им. Никто не хотел расставаться, но, увы, время на часах было 8:15 и нужно было идти домой.

Уже на следующий день в школьной группе в ВК появились фотографии и видео с Коммунарских сборов. Ребята в комментариях делились впечатлениями и уже скучали по своим друзьям.

Это мероприятие является отличным стимулом для девчонок и мальчишек, чтобы лучше учиться, быть более активным, ведь на Коммунары попадают одни из лучших. И многие уже задумались подтянуть свои «хвосты» в учебе и на следующий год принять участие в Коммунарских сборах.

Философия коммунарского сбора


«Коммунарский сбор – это территория блаженной анархии, где вроде разрешено всё, но только позитивное, нравственное, радостное.


Коммунарский сбор – это своеобразная фабрика, но не звёзд (это слишком банально), а талантов, фабрика, где разрешён детский труд, фабрика позитива на весь учебный год.

Кто однажды участвовал в нём, не забудет его никогда!» Всеволод Лодыгин, выпускник 2008 г.


«Коммунарский сбор есть лучшая среда для самовыражения и личностного роста»

Ксения Таскаева, выпускница 2006 г.


Коммунарский сбор стал доброй гимназической традицией, главным коллективным творческим делом Гимназии, объединяющим гимназистов и педагогов.

Коммунарское движение – социально-педагогическое общественное явление, возникшее в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Основателем коммунарского движения является педагог-учёный Игорь Петрович Иванов, теоретик коммунарской методики, педагогики общей заботы, педагогики содружества воспитателей и воспитанников. Идея коммунарского движения, а точнее – коммунарской методики появилась как потребность на деле создать организацию самих детей, где взрослые как старшие товарищи вместе с ними организуют свою жизнь в объединении, думают над тем, как это лучше сделать.

Коммунарское движение :


Сформулировало и апробировало на практике идею гражданского, общественного служения, объединив взрослых и детей в организацию, не подавляя инициативы и интересов детей, сохраняя высокие, значимые для человека идеалы;

Формирует духовно-нравственный опыт отношений и организаторских умений в процессе самоактуализации личности;

Выполняет роль своеобразной школы жизни, в которой взрослые помогают подросткам «держать удар», искать и получать ответы на значимые вопросы;

3. Пять «само»: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиняться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства, работа дежурных командиров. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести. Коммунары говорят: «Живи для улыбки товарища»

Существовавшее в Советском Союзе коммунарское движение было возрождено в августе 2011 года молодёжью Воронежа и Москвы, тогда же состоялись первые коммунарские сборы. Так началась активная деятельность автономной межрегиональной некоммерческой организации - Движения Коммунаров, основанная на теориях педагогики, созданных великим А. С. Макаренко и И. П. Ивановым. Первые коммунарские сборы имели организационный характер: была принята Декларация ДК и обсуждён Устав.

Возрождение

В 2011 году под Воронежем прошёл первый межрегиональный слёт, в котором участвовала молодёжь, организованная энтузиастами из Москвы и Воронежа. На нем и было принято решение возродить славное коммунарское движение. Целое лето проходили коммунарские сборы и учредительные конференции. В начале августа межрегиональная организация была создана и зарегистрирована. В конце этого же месяца уже были проведены вторые коммунарские сборы, где ряды организации были значительно пополнены.

В следующем году появилось третье отделение - в Ульяновске. Следующий межрегиональный слёт проходил в 2013 году, где было обсуждено членство этой организации в Союзе добровольцев России (Всероссийская общественная организация). Решение было положительным и вступление состоялось. При этом законы коммунарских сборов не поменялись, сохранились все структуры, Устав и действующая Декларация. А главное то, что традиции первого движения коммунаров, которое началось в далёком 1956 году, тоже оказались абсолютно интересны, своевременны и полезны для сегодняшней действительности.

1956

Это была инициатива И.П. Иванова, известного ленинградского педагога. Коммунарское движение родилось из субкультурного объединения пионервожатых, которое называлось Союзом энтузиастов. Это были творчески настроенные молодые люди, ищущие неформальные пути в развитии советской педагогики. Пионервожатые были буквально влюблены в идеи Антона Семёновича Макаренко и всячески их пропагандировали.

В 1958 году была внедрена эта методика и составлена первая программа коммунарских сборов в Школе пионерского актива, которая существовала во Фрунзенском районе Ленинграда. Через год эта Школа стала называться Коммуной, где уже были разработаны атрибутика, законы, принципы деятельности (основа - общественная польза). К распространению этих идей подключилась "Комсомольская правда", с её помощью движением заинтересовались в ЦК ВЛКСМ и стали активно помогать коммунарскому движению.

Сборы

Полвека назад теория и практика воспитания обрела феномен, который оказал огромное воздействие на мировоззрение многих поколений учителей и школьников. Коммунарской методике удалось создать целую систему организационных форм и приёмов в воспитании подростков, которая формировала и развивала в них коллективное начало, укрепляя процесс совместной деятельности взрослых и детей. И сегодня Коммунарские сборы являются идеальной моделью разновозрастного коллектива. Опыт предшественников взят за основу в действии: ученическое самоуправление, выездная школа ученического актива - всё это родилось не сегодня.

Коммунарский сбор - главное событие в году. Он проводится на каникулах несколько дней подряд, однако организаторы работают не только задолго до начала его, но и много месяцев после. Начинается подготовка к сборам обычно за два месяца до каникул. Формируются отряды из 7-11 классов (разновозрастность здесь принципиальна), а также в состав отрядов включаются выпускники школы - студенты и даже совсем взрослые люди, давно окончившие свои вузы, но имеющие возможность и желание работать с детьми.

Роль школы

Состав отрядов утверждает совет школы, где сборы организуются. Естественно, педагоги, работающие здесь, несут всю ответственность за проведение сборов, за жизнь и здоровье участников-коммунаров. Это, можно сказать, "генералитет", имеющий авторитет непререкаемый, несмотря на всё ученическое самоуправление. В рамках сборов проводятся самые разнообразные мероприятия - чаще всего творческие или спортивные, но набирает силу деятельность коммунаров, имеющая социальный характер.

Продуманные мероприятия помогают быстро познакомиться и сплотиться в новом для них коллективе. Это могут быть маленькие спектакли в форме КВН, вечера танца и песни, спортивные игры. С тех пор, когда прошли первые сборы с выездной школой актива, ход этого мероприятия достаточно хорошо выверен, программы продуманы. В них включены и творческие коллективные дела, и психологические тренинги, и деятельность в социальной сфере. Участниками коммунарских сборов обычно бывают дети, представляющие свой совет школы на городском или региональном уровне. Бывают даже родительские отряды, выполняющие задания наравне с детьми, что тоже является хорошей формой, поддерживающей принцип разновозрастности.

Значение

Эта практика имеет высокую социальную значимость, поскольку детям такая форма воспитания просто необходима. Вернувшиеся со сборов буквально зажигают активностью свой класс. Видны их резко возросшие организаторские способности, умение ладить с коллективом, желание участвовать в мероприятиях, которые проводятся на уровне школы, города, региона. "Коммунарские сборы - это маленькая жизнь," - заявляют вернувшиеся и берут в свои руки ученическое самоуправление в школе.

На самом деле впечатлений мало не бывает. Самое ценное - живое общение, совместная деятельность, что повышает не только комуникативные навыки, но и помогает реализовать многие скрытые способности каждого участника. Дети получают свои первые представления о товариществе, коллективизме, коммунарстве. На этом устойчивом фундаменте формируется мировоззрение, всесторонне развиваются способности за счёт активной пропаганды самообразования, реализуются разнообразные программы - культурные, спортивные, социальные.

Структура

Эта общественная организация является межрегиональной, поскольку в её структуре существуют три отделения по регионам: Московское городское, Воронежское и Ульяновское областные отделения МОО ДК. Руководящий орган - Слёт МОО ДК, в региональных отделениях - Коммунарский сбор, для которого составляется специальная программа, где заранее запланированы мероприятия: тренинговые занятия, способствующие сплочению каждого отряда, мастер-классы, которые раскрывают креативное мышление, навыки целеполагания. Разрабатывая социально-значимые проекты, взрослые воспитывают в детях патриотизм, ответственность.

Чтобы оперативно руководить Слётом, выбирается Центральный Совет из трёх человек - из каждого регионального отделения по одному. В советской школе самым главным человеком пионерского возраста был председатель совета дружины. Сейчас в школе есть президент школьного совета. Но суть практически не поменялась. Коммунары разрабатывают различные направления деятельности, тематически объединив дела и действия в комплекс. Такие комплексы называются "операциями". Обычно разработанных направлений несколько, и все они достаточно объёмны. Поэтому лучше подробнее рассмотреть самые удачные из них.

"Чистый берег"

Очень полезной и общественно значимой стала операция "Чистый берег", направленная на проблемы экологической ситуации в поймах водоёмов. Коммунары и представители других присоединившихся организаций постоянно проводят рейды и трудовые десанты, очищая прилегающие к малым рекам, прудам, озёрам территории, устанавливают таблички с агитационными материалами, беседуют с отдыхающими относительно соблюдения чистоты в полюбившихся им местах.

Население данных районов информируется о той экологической ситуации, которая явно неутешительна. Особенно это касается пойм рек, протекающих в городах. Коммунары взаимодействуют с исполнительной властью и местным самоуправлением, привлекают добровольцев для решения санитарных и экологических проблем. Первые рейды прошли в сентябре 2011 года в московском Отрадном, далее - ежегодно и повсеместно.

"Рубеж Славы"

Очень широко представлена в деятельности коммунарского движения направленность военно-патриотическая. Самый яркий пример тому - операция "Рубеж славы". Каждое лето и каждый декабрь отмечаются выездами коммунаров в места боевой славы. Летом проводятся субботники там, где захоронены бойцы Красной Армии, а в декабре - в дни контрнаступления под Москвой - коммунары всегда посещают памятники Советским воинам: едут под Дмитров, в Яхрому под Волоколамск, где остановили фашистов 28 героев-панфиловцев, и во многие другие места.

Другая операция называется "Память". Коммунары едины в борьбе за историческую справедливость, за объективное освещение истории Советского Союза, за сохранение его культурного наследия. "Память" - это пикеты и митинги, обращения во властные структуры страны. Также проводятся трудовые десанты, чтобы участвовать в сохранении памятников истории. Организуется шефство: коммунары следят за памятником Ленину на Лосиноостровской и памятником Кирову на Добролюбова, за могилой Т. И. Гаврилова, командира партизанского отряда в Красной Поляне

Эра милосердия

Огромный комплекс мероприятий проводят коммунары в отношении людей, которые попали в трудную ситуацию. Милосердие, человечность, сострадание воспитываются у школьников с самого раннего возраста. Они собирают вещи, помогая пунктам социальной помощи, пропагандируют среди населения содействие друг другу. Интересна акция, проводимая ежегодно, когда под Новый год коммунары бывают в малообеспеченных семьях. Они приходят в костюмах Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика и других сказочных персонажей, поздравляют детей, дарят им подарки, которые предварительно закупают на собранные пожертвования.

В Ульяновске коммунары шефствуют над приютом, где помогают ухаживать за бездомными животными, - не только материально, но и своим трудом. Кроме того, коммуна не может не поддерживать те или иные требования жителей, которые могут касаться градостроительной политики, а также экологии и многих других животрепещущих проблем. Составляются петиции, проводятся встречи с руководителями местных властных структур. Но здесь более всего участие принимают не школьники, а студенты, хотя старшеклассники тоже живо заинтересованы в социальной справедливости, которую хотят видеть в своей стране.

Школьники

Старшеклассникам-коммунарам уже очень скоро предстоит занять собственную ступень в общественной иерархии, а потому они уже сейчас должны уметь правильно расставить приоритеты, быть добросовестными не только в своём деле, но и в оценках дел, за которые отвечают другие люди. Они должны уже сейчас уметь подчиняться и управлять, планировать и организовывать.

Структура ученического самоуправления как ни одна другая работает для этой цели. Если посмотреть внимательно, можно увидеть в ней точную модель общества. Даже президент школьного совета в ней есть. Именно в рамках такой модели школьники могут освоить самые эффективные и рациональные методы и способы деятельности, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.

Коллектив

Если работает ученическое самоуправление в школе, значит, коллектив сложился. Самоуправление - вовсе не цель. Это воспитательное средство самой высшей из своих форм. Именно в таких условиях может развиваться каждый член коллектива. Однако далеко не все станут лидерами, что общеизвестно. Восемьдесят процентов людей, как всегда, будут только функционировать.

Коммунарские сборы для школьников оказывают воспитательное воздействие не только на детей, но и на взрослых, находящихся рядом с ними. В сжатые сроки происходит становление коллектива. При этом каждая личность вносит невероятно большой вклад в общее дело. Отсюда и высокие результаты деятельности коммунарского движения.



просмотров