Сильный тип нервной системы характеризует. Три типа нервной системы человека

Сильный тип нервной системы характеризует. Три типа нервной системы человека

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

В настоящее время в лаборатории по исследованию типов высшей нервной деятельности человека НИИ психологии, которой руководил профессор Б.М.Теплов, накоплен материал, выясняющий особенности нервной системы слабого типа. В свете полученных данных, нервная система слабого типа – это не плохая нервная система, а система, обладающая высокой реактивностью (чувствительностью). Вследствие повышенной реактивности в нервных клетках быстро расходуется запас функционального вещества. Однако при правильно организованном режиме труда и отдыха запас реактивного вещества непрерывно восстанавливается, благодаря чему может быть обеспечена высокая продуктивность работы нервной системы слабого типа. Исследования советских психологов В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса и других подтверждают эту точку зрения, высказанную сначала Б.М. Тепловым в форме гипотезы.

Каковы функциональные преимущества нервной системы слабого типа?

Очень показательно, что слабость типа, как установили специальные исследования, выражает не только недостаток силы возбудительного и тормозного процессов, но и связанную с этим высокую чувствительность, реактивность. Это означает, что слабый тип нервной системы имеет свои особые достоинства.

Согласно Теплову и Небылицыну, слабая нервная система характеризуется также и чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является также и более чувствительной, т.е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы. На каждом полюсе признается наличие и положительных и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Что такое баланс нервных процессов?

В исследовании школы Теплова и Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяющих соотношение показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервной системы был предложен и новый термин – баланс нервных процессов.

Можно ли говорить о безотносительной ценности психологических характеристик темперамента?

В истории науки о темпераменте неоднократно поднимался вопрос о ценности психологических типов темперамента. Аристотель, например, считал самым ценным меланхолический темперамент, предрасполагающий к углубленному мышлению. Немецкий философ Кант отдавал предпочтение флегматическому темпераменту. Флегматик, по его мнению, медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущность других людей.Возможно, что в оценке темпераментов известную роль сыграл и личный темперамент этих мыслителей, из которых первый был меланхоликом, а второй флегматиком.

В отдельных своих высказываниях И.П.Павлов придавал слишком большое значение типу нервной системы, а, следовательно, и темпераменту. Такова, например, его оценка сангвинического темперамента как наиболее совершенного, так как лежащий в его основе сильный; уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности обеспечивает точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды; о слабом типе Павлов отзывался как об "инвалидно-жизненном типе", который нормально может существовать только в особенно благоприятных условиях, в оранжерейной обстановке. Не следует забывать, что взгляды Павлова относятся главным образом к животным, а не к человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что его взгляды на ценность типов высшей нервной деятельности существенным образом изменялись по мере накопления в его лабораториях соответствующего материала.

В чем заключается двухаспектность психики, ее предметно-содержательная и формально-динамическая стороны?

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В работах Теплова, Небылицына, В.С.Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизическими свойствами организма человека.
Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Правомерен ли оценочный подход к типам темперамента?

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценивается негативно. Однако исследования Теплова показали важное преимущество слабого типа нервной системы – высокую чувствительность, совершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующих тонкой дифференцировки раздражителей. В.С.Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компенсации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

Как тип темперамента связан с продуктивностью личности?

В действительности же каждый из темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны.

Так, живость, подвижность, эмоциональность сангвиника позволяют ему быстро ориентироваться в обстановке, легко устанавливать контакты с людьми, делать одновременно несколько дел; но эти же качества нередко становятся причиной необдуманности его решений, поспешности выводов, отсутствия терпения, привычки оставлять дела незаконченными.

Если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации.

Чрезмерное спокойствие и медлительность флегматика хороши в обстоятельствах, где требуется выдержка и хладнокровие, но в других случаях флегматик удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.

Глубокая впечатлительность меланхолика служит основой для развития таких черт характера, как отзывчивость, чуткость, постоянство в дружбе; но легкая тормозность меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах.

Исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (а это и не возможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

В каких психологических свойствах индивида проявляется темперамент?

Темперамент проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в 1) эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной и личной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события вызывают у них радость, гнев, страх и т.д. К повседневным же событиям они относятся без волнения, работают энергично, спокойно.
Темперамент выступает и в 2) скорости и силе протекания психических процессов – восприятия, мышления, памяти и пр. Встречаются люди, которые быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. У других – медленное, спокойное протекание психических процессов. Их иногда называют тугодумами. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них в других психических процессах, а также во внимании.

Темпераментные различия проявляются и в 3) особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других – движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. 4) Наконец, темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям, настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко и неожиданно.

Как диагностировать темперамент по его внешним проявлениям?

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоцигенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и мышечную моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

По каким основаниям дается психологическая характеристика темперамента?

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего, разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М.Русалов выделяет семь таких критериев.

Рассматриваемое психологическое свойство:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является исследуемым.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивностью, реактивностью, активностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – регидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Как проявляется темперамент в эмоциональной сфере?

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости – в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивость, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Для темперамента особенно существенна впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних, по словам Горького, будто кто-то "всю кожу с сердца содрал", до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – "бесчувственные", "толстокожие" – очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие сильное или слабое, – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление – даже сильное – оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Сравнение результатов с «нормой»

· - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Интерпретация результатов

Уровень процессов возбуждения:

· высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;

· низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

· высокий балл отражает силу процесса торможения;

· низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

· низкий балл - инертность нервных процессов.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.


Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя
____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого

Интерпретация результатов

Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);

2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);

3. Выполните интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Структура темперамента

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответа могут быть «да», или «нет», для этого Вам необходимо поставить галочку в соответствующей ячейке:

Бланк ответа

Содержание вопроса «Да» «Нет»
Вы любите часто бывать в компании?
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
Во время беседы Вы очень быстро говорите?
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
Бывает ли что Вы передаете слухи?
Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?
У вас очень быстрый почерк?
Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
У Вас много очень хороших друзей?
Трудного ли Вам оторваться от дела, которым поглощены и переключиться на другое?
Часто ли Вас терзает чувство вины?
Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того спешите или нет?
В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
Бывает ли что иногда Вы соображаете хуже чем обычно?
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
Часто ли Вы планируете как будете вести себя при встрече, беседе?
Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над Вами?
Во время беседы обычно вы жестикулируете?
Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
Бывают ли у Вас такие мысли, о которых бы Вы не хотели, чтобы узнали другие?
Вы любите подшучивать над другими?
Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?
Бывало ли что разозлившись Вы выходили из себя?
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
Вы обычно очень долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?
Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?
Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавляться?
Вас принимают иногда за человека беззаботного?
Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
Вас можно быстро расстроить?
Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключи

Свойства темперамента Ответы «Да» Баллы Ответы «Нет» Баллы Совпадающие ответы испытуемого
1. Экстраверсия Интервал 0-26 Средний уровень 12-16
2. Ригидность Интервал 0-23 Средний уровень 7-11
3. Эмоциональная возбудимость Интервал 0-20 Средний уровень 8-12
4. Темп реакций Интервал 0-22 Средний уровень 9-13
5. Активность Интервал 0-26 Средний уровень 14-20
6. Искренность
Итог, количество совпавших ответов

Интерпретация результатов

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность Искренность (надежность)
22-26 16-23 18-20 20-22 24-26 13-12
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень быстрый Очень высокая Очень высокая
17-21 12-15 14-17 14-19 21-23 8-12
Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая Средняя
12-16 7-11 8-12 8-13 14-20 0-7
Средняя Средняя Средняя Средний Средняя Ненадежно
7-11 3-6 4-7 5-8 9-13
Высокая Высокая Высокая Медленный Низкая
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень медленный Очень низкая
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);

2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);

3. Произведите интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Свойства ВНД

Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.

ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.

Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.

Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.

При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом - регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека - главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.

А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.



просмотров