Какой возраст называют десятилетием роковой черты. Кризис среднего возраста

Какой возраст называют десятилетием роковой черты. Кризис среднего возраста

Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют “десятилетием роковой черты” и “кризисом середины жизни”. Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как “есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу”. Вместо этого они констатируют: “Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере”. В 20 и 30 лет человек может быть “подающим надежды” - люди могут сказать о нем: “Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор”, но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем. Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: “Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины”. Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила свое ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно. “Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...”. Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как например Гоген, начали творческую работы в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более свободному и зрелому творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что “импульсивный блеск” молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 и 40 лет ведущий напряженную жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так “выкладываться”. Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии. Главные проблемы. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Истории красивых и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил людей неожиданно широкого круга профессий, включая, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением вспоминают свою способность в студенческие годы проводить несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывает своё действие, большинство людей в среднем возрасте начинают всё больше и больше полагаться на “мозги”, а не на “мышцы”. Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт, приобретают мудрость. Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает “способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к такого рода застою, который описал Эриксон. Другой вид гибкости, который тоже необходим - это “духовная гибкость”. Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Стабилизация. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше - профессиональному развитию.

Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью.

Убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети (8).

Другой вид гибкости, который тоже необходим – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше – профессиональному развитию.

На протяжении жизни человек сталкивается с различными кризисными, обусловленными его биологическим, психическим и профессиональным развитием.

Возрастные кризисы обусловлены созреванием, перестройкой, старением организма человека. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризисы профессионального развития вызваны сменой и перестройкой ведущей деятельности (например от учебной к профессиональной). Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризисы невротического характера связаны с внутриличностными изменениями: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни, драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод , вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три группы личностных кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными ; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов - конструктивная, развивающая личность.

Вторые три группы личностных кризисов имеют ненормативный , вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы вызваны стечением обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Разумеется, личностные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно.

Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры и созданием семьи, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати многие приходят к переоценке своих прежних выборов карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных задач, изменения профессии и распада семейных или дружеских отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новым или вновь подтвержденным выборам. Наконец, на закате карьеры люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей роли в организации.

Каждый из описанных возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» или «кризисом середины жизни». Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь быстротечным, что успеть сделать в жизни что-то важное и стоящее невозможно. Разрыв между мечтами и действительностью неожиданно оказывается неодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что «жизнь прошла мимо» и менять в ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что уже не станешь ни мэром или сэром, ни членом Думы, ни член-корром, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:

Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу,
Путь правый
Потеряв во тьме долины.

Биографии многих творческих личностей часто демонстрируют те или иные драматические изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота смерти многих одаренных или вовсе бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает .

Те же, кто переживают это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин - в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться и разбрасываться». Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов, приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в том, что и она проходит, а человек, как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально - тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя анкеты, люди 35 - 40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что - либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице - президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем - то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины».

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети.

Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по - иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше -- профессиональному развитию.

«Середина жизни является периодом глубокой психологической трансформации». Мюррей Стайн

В период между тридцатью и сорока годами многие приходят к переоценке своих прежних жизненных выборов (в супружестве, в карьере, в сфере глобальных жизненных целей и смыслов). Довольно часто дело доходит до развода и смены профессиональной деятельности. Первые годы после тридцати, как правило, являются временем освоения и привыкания к новыми выборам в жизни, или же - подтверждением прежних выборов и жизненных целей, но уже на новом витке судьбы.

Этот период жизни называют «десятилетием роковой черты» и «кризисом середины жизни». Его главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования.

Самым очевидным и потенциально ценным признаком, сопровождающим «переход среднего возраста» является внутренний конфликт. «Совершенно невыносимый внутренний разлад, – пишет Карл Густав Юнг, – является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий – это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы».

Трансформация (зачастую довольно болезненная) в срединной полосе жизни является ключевым моментом в переходе от первой половины нашей жизни ко второй. Эта трансформация отражает не только кризис личностного Эго, но и возможность проявления Сущностной Энергии, рождения нового энергетического центра в сознании человека – его Сущностного Ядра. Все, что проявится и укоренится в нашей личности в этот период, будет служить одновременно почвой и семенами на протяжении всей нашей последующей жизни.

А теперь рассмотрим признаки проявления кризиса среднего возраста, которые практически идентичны как у мужчин, так и у женщин. Важнейшим моментом психического развития, касающимся кризиса середины жизни, является фундаментальное изменение установки – от самоидентификации с Эго к самоидентификации с Сущностью. Если данная смена самоидентификации окажется неудачной, вся вторая половина жизни будет пронизана чувствами неудовлетворенности и горечи, ощущением потери внутреннего смысла, результатом чего окажется состояние невроза.

Положительный исход трансформации середины жизни, напротив, дает человеку необходимую перспективу для роста творческого потенциала, обретения мудрости, правильного и целостного понимания себя.

Этапы преодоления кризиса среднего возраста

Психологи по-разному описывают путь к выходу из «срединного кризиса», но в целом многие согласны с периодизацией этого кризиса, предложенной юнгианским аналитиком Мюрреем Стайном. Он выделяет три стадии процесса трансформации в середине жизни.

Первая стадия

Ощущение безвозвратной утраты и необходимость расставания с прошлым – прошлыми идеалами, мечтами, мифами и иллюзиями. Их надо «оплакать и похоронить».

Вторая стадия

Период «подвешенности» и неуверенности: возникает множество новых вопросов, главным из которых является вопрос о своей прежней идентичности и понимании самого себя. А для понимания самого себя, своих целей, своего предназначения (пути) просто необходима развитая Вишудха, т.к. именно она «отвечает» за данные аспекты жизни.

Эта стадия для многих может оказаться критической и закончиться нескоро, так как ее длительность зависит от степени готовности человека принять себя в новом амплуа и мудро распорядиться всем своим прошлым опытом. Наши попытки завершить этот период преждевременно зачастую приводят к прекращению реализации своего творческого потенциала и ставят под угрозу само его существование, а также наш переход к следующему жизненному этапу. В этот период происходит формирование нового мира, а для этого необходимо время.

Третья стадия

Наконец, на третьем этапе происходит рождение новой личности, и ей тоже необходимо время для того, чтобы проявить свои уникальные особенности и обрести устойчивое положение в потоке жизни.

Необходимо заметить, что точное определение границ этих стадий невозможно, каждая из них плавно переходит в другую, а иногда даже происходит их повторное прохождение (при условии неполной или неэффективной реализации).

Вот описание некоторых типичных проблем, которые переживает человек в период кризиса среднего возраста:

А) Понимание, что уже достиг того, чего хотел, что это максимум, больше стремиться некуда;

Б) Вместо достигнутой вершины человек находит плато, где оказалось осуществленным только часть задуманного. Например, карьера, смышленый ребенок, а с мужем/женой в разводе. Или, муж/жена, дети, интересная работа, где тебя ценят, но съемная квартира и постоянно еле хватает денег до зарплаты. Или деньги, карьера, идеальный брак, но нет детей, и уже нет здоровья рожать;

В) Бывает, что кризис среднего возраста начинается, когда что-то случается в жизни. Например, вместо высокой должности, к которой долго стремился – крах карьеры или непоправимая и безвременная потеря.

Г) Привыкая всё откладывать на потом, человек замечает, что другие уже давно его обогнали, а он вряд ли успеет наверстать упущенное время своей жизни.

Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью в этот период окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы проявить разрыв между мечтами и действительностью достаточно ярко, резко и болезненно для человека. Достаточно часто в этот период человек ощущает чувство пустоты и отсутствие смысла жизни.

Некоторые характерные особенности этого периода:

Длительные настроения апатии и депрессии,

Чувства крушения иллюзий и разочарования либо в жизни вообще, либо в определенных людях, которые ранее идеализировались;

Мечты молодости исчезают или грубо разрушаются;

Тревога по поводу смерти вкрадывается в душу, и люди часто говорят, что жизнь их кончится раньше, чем удастся «по-настоящему пожить».

Трансформация иллюзий, которая не является чем-то необычным в период юности, для личности в 35 или 40 лет может оказаться довольно угрожающим и болезненным.

Понять, что происходящее с вами является вполне закономерным явлением, с которым в своей жизни сталкивается каждый человек.

Не относиться к трудностям данного периода как к приговору, но как к возможности открытия новых граней себя и новых перспектив в жизни.

Не доводить себя до синдрома хронической усталости и переутомления, чаще отдыхать и расслабляться (например, активный отдых, поездки на природу всей семьей или же пешие прогулки и т.д.).

Четвертое:

Найдите для себя источник персонального вдохновения (новое хобби, знакомство с новыми людьми, с которыми у вас схожие интересы, проводите больше времени с друзьями). Попробуйте изменить привычный образ жизни.

Проанализируйте и измените свое отношение к работе. Нравится ли вам то, чем вам приходится заниматься? Получаете ли вы отдачу от своей работы, как в материальном плане, так и в моральном удовлетворении. Приносит ли кому-то пользу ваша работа? Насколько вы справляетесь с поставленными задачами? Если ответы в основном отрицательные, задумайтесь, может пора уже найти для себя более подходящий вариант?

Восстановить или выстроить вновь доверительные отношения в кругу своей семьи. В большинстве своем именно наша семья является для нас единственным спасательным кругом в бурном море жизненных перипетий.

Седьмое:

Перестать идеализировать себя, научиться смотреть на вещи реально. Это помогает человеку быстрее понять себя. Лучше признаться себе в каких-то промахах и ошибках, которые были допущены в процессе жизни, постараться исправить их, чем умалчивать эти ситуации и делать вид, что все хорошо.

Восьмое:

Часто кризис среднего возраста сопровождается боязнью неминуемой старости, боязнь стать немощным и никому не нужным. В этом случае стоит вспомнить знаменитых людей, которые в довольно преклонном возрасте продолжали свою активную деятельность, писали книги, картины и т.д.



просмотров