Типы религиозных объединений. Психологические типы верующих Какая религия самая древняя в мире

Типы религиозных объединений. Психологические типы верующих Какая религия самая древняя в мире

Религия - это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

Сколько в мире религий?

Основными мировыми религиями признаются , ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника - Пасхи:

  • Суточный.
  • Седмичный.
  • Подвижный годовой.
  • Неподвижный годовой.

В православии существует семь основных Таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
  • Исповедь.
  • Соборование.
  • Венчание.
  • Священство.

В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

Католическое учение - крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

  • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
  • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
  • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам - стада;
  • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
  • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
  • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

  • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
  • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
  • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
  • нет почитания святых, икон, мощей;
  • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
  • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
  • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга - Коран. Для мусульман главное - жить по предписанным правилам:

  • совершать молитву пять раз в день;
  • соблюдать пост рамадан;
  • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
  • совершать паломничество в Мекку (хадж).

Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман - джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

  • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
  • вооружённая борьба с неверующими;
  • борьба со своими страстями;
  • разделение добра и зла;
  • принятие мер в отношении преступников.

В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

  1. Вся человеческая жизнь - страдание.
  2. Желание - причина страдания.
  3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния - нирваны.
  4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

  • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
  • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
  • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
  • совершение добродетельных поступков;
  • старание не приносить вреда живым существам;
  • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
  • осознание, что плоть человека - это зло;
  • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

Какая религия самая древняя в мире?

Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм - национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею . Главная книга - Ветхий Завет.

Иудаизм имеет несколько ответвлений:

  • литваки;
  • хасидизм;
  • сионизм;
  • ортодоксальный модернизм.

Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос "Какая религия самая древняя в мире?", поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

Александр Хакимов

"О Трех Типах Верующих"

«Находящиеся на этом пути, тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен»

«Бхагават-Гита» 2.41

Вера является наиболее важным фактором в развитии духовного знания. Наша практика и опыт основаны на вере. Есть вера трех типов, она описана в шастрах. Есть уровни каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Это люди разного уровня веры. Их практика и священные писания могут быть одинаковы, но их вера может быть разной. Поэтому можно видеть великих святых, пророков в разных традициях, и также можно в каждой традиции найти преступников и грешников. Это разные уровни веры.

Каништха-адхикари - наиболее распространенная категория людей, обладающих верой, но у них отсутствует знание. Вера их не тверда. Их вера зависит от того, что они видят в этом мире и слышат. Они не могут терпеть критику в свой адрес, они не умеют прощать, они склонны к зависти и злобе, они также имеют личные материальные мотивы. Их сердце еще не чисто. Сердце начинающего преданного подобно камню или железу, еще его сравнивают с углем. Можно ли очистить уголь? Существует процесс трансформации угля в алмаз. Его можно только трансформировать, очистить его практически невозможно. Как человек, пропитанный насквозь материальным сознанием, приходит к Богу?

Есть психология - человек пытается властвовать и управлять этим миром, но он терпит неудачу за неудачей. В конце концов, когда все его мечты сокрушены, он разочаровывается и приходит в религию. Такие люди терроризируют Сверхдушу в своем сердце, потому что их желания противоречивы и непостоянны. Иногда они становятся атеистами, иногда - верующими. Атеисты - это разочаровавшиеся верующие. Они просили что-то у Бога, но Он им ничего не дал, поэтому они решили, что Бога нет. Верующие - это разочарованные атеисты. Они пытались всего добиться без Бога, но теперь решили попытаться добиться с Богом. Каништха-адхикари имеют неустойчивое сознание, это сравнивается с зимой и летом. У них нет верности и преданности, они могут менять богов и религии, как перчатки. Нет принципиальности, твердости, нет решимости. На этом уровне все религии враждуют между собой, потому что они считают, что только в их храме находится Бог.

Вера - это просто желание человека. Это не значит, что если мы не хотим, то Бога не будет. Заметьте, когда человек начинает духовную жизнь, то все его материальные желания исполняются. У меня так именно и происходило. Все работало, но потом перестало работать. Что случилось? Может быть Бог умер? Ницше так и заявил: «Бог мертв». Это написано на одном мосту - «Бог мертв», и стоит подпись - Ницше. Но на другом конце моста есть другая надпись - «Ницше мертв», и подпись - Бог.

Итак, каништха-адхикари еще не знает, что такое взаимоотношения с Богом. Он может только что-то требовать. И пока он что-то получает, он поддерживает веру. Однажды мы приземлились в Арабских Эмиратах. Когда мы летели, я смотрел и видел, что там практически нет зелени, одни камни. Но мусульмане молились Богу, чтобы он дал им оазис в этой пустыне, и в этой пустыне забили фонтаны нефти, их даже не бурили. Сейчас эту нефть меняют на воду и это одно из самых богатых государств.

Как они это получили? Просто прося Бога. Сейчас у них твердые законы шариата. Такие люди могут не понимать истинных взаимоотношений с Богом. Некоторые люди служат Богу, но вместо богатств они становятся бедными. Тогда они спрашивают Бога - за что Он их так наказал, и при этом плачут. Мы должны понять, что не все наши молитвы нравятся Богу. Все материальные просьбы против природы Бога. Они противоестественны для Него. Это то же самое, как прийти к богачу и попросить у него горстку риса для плова. Такого человека сочтут сумасшедшим.

Человек на уровне каништха-адхикари не имеет знаний, он не знает, кто такой Бог, он не знает Его достояний, Его положения, не знает Его безграничных энергий. Он считает, что Бог очень далеко, а мы - здесь, в этом мире.

Но говорится, что этот мир также принадлежит Богу. Существует только Бог и Его энергии, и мы также - Его энергии. На уровне каништхи человек думает, что Бог находится только в одной религии, и это порождает неприятие других конфессий, религиозные войны, террористические акты. Как мы видим, это опасный уровень веры. Поэтому говорится, что каништха должен находиться под контролем мадхьяма-адхикари, тогда он будет безопасен. Он должен слушать того, кто выше. Когда они получают свободу и независимость, они устраивают диктатуру, мировое господство. Это опасное проявление, поэтому смотреть нужно не на последователей, а на духовных лидеров, на пророков.

Мадхьяма всегда следует наставлениям свыше, не искажая их. Он верит в истину. В любой религии есть недостатки. Означает ли, что религия должна быть уничтожена? Прабхупада сказал, что это можно сравнить с катарактой. Катаракта не означает, что глаз нужно выколоть. Катаракту можно вылечить. Религия всегда чиста по своей природе. Ее оскверняют люди, каништха-адхикари. Всегда нужен мадхьяма, который имеет твердую веру.

Его характеризуют четыре признака: одна его нога в духовном мире, одна - в материальном. Каништха обеими ногами стоит в материальном мире. Мадхьяма любит Бога. Как это проявляется? Он повторяет Его Имена, он интересуется о Нем, читает о Нем, разговаривает о Нем. Любовь к Богу проявляется таким образом. Если вы видите человека, который говорит, что он любит Бога, но не повторяет Его имена, не думает о Нем, не посвящает времени беседам о Боге, не интересуется Его личностью, значит этот человек лжец, он не обладает такой любовью. Эта любовь абстрактна, вымышлена или сентиментальна. «Я люблю того, кого не знаю, кто меня не интересует, и о ком я не рассуждаю». Это сентиментализм или фанатизм. Но любовь очень конкретна. Мы можем описать человека, которого любим.

Следующее качество мадхьямы - он дружит с преданными и настроен ко всем очень дружелюбно. Любой человек, который предан Богу - его друг, независимо от религиозной конфессии. Он дружит со всеми религиями. Следующее качество - он проповедует невинным. Невинные - это те, кто живут, как материалисты, потому что они не имеют духовного знания, и никогда с ним не сталкивались. Они живут по традиции, как принято. Но в сердце своем они не удовлетворены жизнью и не знают, где причина их неудовлетворения. Они спрашивают, почему они должны жить как все и страдать как все, какой смысл бытия? Этим людям мадхьяма будет проповедовать из сострадания.

Эти люди ищут знание, но не находят его, и для таких людей мадхьяма становится проповедником, учителем. И последнее качество - он избегает демонов, людей агрессивно настроенных против Бога, против религии и духовного развития в частности. Мадхьяма может жить в мире, потому что он видит преданных, невинных и демонов. С преданными он дружит, невинным проповедует и демонов избегает. Есть много примеров в ведической литературе. Например, фрукт - с одной стороны он спелый, с другой чуть-чуть подпортился, с какой стороны мы будет кусать? Конечно же, с той, где фрукт спелый. Также есть пример мухи и пчелы. Обе летают, но ищут разное. Муха ищет, где грязь, где нечистоты, разложение, гной и др. Пчела ищет нектар, мед, цветы. Мадхьяма видит хорошие качества и общается с человеком, опираясь на эти качества, если он не видит таких качеств, он не будет общаться с таким человеком. Не рекомендуется общаться с материалистами, потому что они завистливы и злонравны. Мы можем заразиться такими же качествами, если будем общаться с ними.

Почему белых не пускают в некоторые храмы в Индии? Потому что они склонны все критиковать, и таким образом уничтожать молитвенное настроение других преданных. Избегать материалистов - это не значит убегать от них, это значит не общаться на их сокровенные материальные темы. Материалистов интересует две темы - деньги и женщины. Мы эти темы не поддерживаем в беседах. Но в каждом человеке, даже материалисте можно пробудить интерес к Богу. В этом смысле мы можем общаться, проповедуя. Слушать об общении мужчин и женщин, значит сильно оскверняться, тогда нужно прямо в одежде залезать в ванну или в Гангу, если она рядом.

Мадхьяма будет строго следовать правилам и предписаниям священных писаний, стандартам и принципам. Дружба между преданными и любовь к Богу очень взаимосвязаны. Считается, что чем больше любовь развивается в человеке, тем больше дружеского расположения человек чувствует к преданным. Любовь, прежде всего, распространяется на преданных Богу людей. Чем больше у нас дружбы и сотрудничества с преданными, тем больше у нас развивается любовь к Богу. Эти вещи взаимосвязаны. Поэтому в Бхагавата Пуране говорится, что если человек искренне поклоняется Божеству в храме, со всем рвением, но не поддерживает хороших отношений с преданными, при этом критикует преданных и ссорится с ними, то он напрасно теряет время. Это качество каништхи. Его прогресс мизерный, шаг вперед, два шага назад. Он может служить Богу и ненавидеть преданных Бога других конфессий, или даже своей конфессии. Такие люди склонны ссорится.

Мадхьяма имеет твердую веру и некоторые знания, но не полные. Он не полностью осведомлен в Ведах. Он рассуждает так: «Я чего-то не знаю и что-то даже не могу объяснить, но мой гуру знает ответы на все мои вопросы и это укрепляет мою веру». Таким же образом мы можем проповедовать людям, если мы что-то не знаем, то мы так и можем говорить. Но также мы должны сказать, что мой духовный учитель знает ответ на этот вопрос, мы можем спросить его и получить ответ. Таким личностям люди доверяют. Это называется честность.

Высшая категория преданных - уттама - значит выше тьмы материального мира. Для них все духовно. Каждое живое существо для них - частичка Бога. Для них не существует понятия конфессия или национальность. Прабхупада никогда не делил людей на религии. Он делил их на три категории - каништха, мадхьяма и уттама. Любая религия хороша, если там есть уттама и мадхьяма. Если же там одни каништхи, то религия находится в полном упадке. Спасти ее может только уттама. Уттама получают полномочия свыше. Уттама не принадлежат себе, они полностью уполномочены Богом. Пророк означает, что ему даже не надо контролировать собственные чувства. Святой будет бороться с искушениями, а пророк - нет. Пророка используют как обычную ездовую лошадь. Что Бог приказывает, то он и делает. Это вопрос двух вещей - веры и знания. Уттама обладает полной верой и полным знанием шастр. Победить его в споре невозможно никаким академическим ученым.

Бхактисиддханта Сарасвати говорил не такие уж сложные вещи. Один вид его чего только стоил. Никто не мог с ним спорить. Великие ученые, философы приходили и выдавали свои аргументы, и что говорил Бхактисиддханта Сарасвати? Он смотрел на них и говорил: «Дорогой, уважаемый доктор! Это знание запредельно». И все ученые просто ничего не могли сказать в ответ. Это знание постигается только через ученическую преемственность. Пока мы не примем духовного учителя, мы не сможем понять, о чем мы здесь говорим.

Другой пример - Рамануджачарья. Однажды один майавади вызвал его на спор. Майавади невозможно логически победить в споре, у них нет никаких принципиальностей и точки опоры. Платформа ума, они могут все переворачивать, комбинировать, нет никаких принципов, морали и совести, никакой последовательности и логики. Они говорят все, что взбредет в голову. Спорить бессмысленно.

Рамануджачарья - великий преданный, он основывается на принципах бхакти. У майавади нет никаких авторитетов. Они спорили много дней и Рамануджачарья почувствовал, что он проигрывает спор, теряет силу, энтузиазм, энергию. По закону спора тот, кто проигрывает, должен стать пожизненно учеником выигравшего, и Рамануджачарье грозила такая участь.

И тогда Рамануджачарья пошел к Ранганатхе, которому поклонялся всю свою жизнь. Это Божество Вишну. Он разговаривал с Ним и ругал Его: «До каких пор Ты будешь скрывать Себя за этой завесой майавады? Почему Ты ведешь Себя так, как будто Тебя нет? Почему Ты не оказываешь мне свою помощь? Я не могу допустить, что люди примут майаваду, искаженную Истину. Я хочу установить Твою власть в этом мире!», и он стал плакать.

И что произошло? На следующий день он пришел, весь излучающий сияние. Даже майавади увидел это, и он не смог ничего сказать больше, поняв, откуда черпает силу Рамануджачарья. Он упал ему в ноги и попросил простить все его оскорбления. Это чудо, это полная вера и полное знание. Уттама-адхикари всегда живет с Богом, и он обладает этим знанием в форме качеств. В уттама-адхикари говорит смирение, в нем говорит любовь к Богу, в нем говорит почтение к духовному учителю, к его словам. В нем говорят духовные качества: честность, правдивость, чистота, искренность, сострадание. А на эти качества приходит философия. Если человек не имеет таких качеств и пытается разбирать философию, у него ничего не получится.

Вера очень важна, чтобы достичь поставленной цели. И здесь говорится, что цель достигается только решимостью. Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. Четверо Кумаров остались пятилетними детьми. Как они этого достигли? Они остановили развитие ума в теле, сосредоточившись только на Абсолютной Истине. Ни одна женщина никогда не привлечется ими, очень удобная форма. Это достигается при помощи решимости.

Друва Махарадж достиг Бога за полгода. Это место находится здесь в Мадхуване. Он совершал омовение раз в день, ел сухие листья, потом и их перестал есть, потом даже перестал дышать, и медитировал только на Бога, потому что без медитации на Бога мы не сможем выжить на одном сухом листочке в день. И, в конце концов, он получил даршан Бога. Бог Сам пришел и спросил: «Друва, что ты хочешь? Я считаю Своим долгом выполнить твое желание, потому что ты всю свою жизнь посвятил Мне».

Но Друва, когда увидел Господа, сказал: «Извини меня, я не знал, что хотел. Я искал осколки битого стекла, а нашел драгоценный камень. Мне ничего не нужно». Он хотел получить царство больше, чем у его прадеда Брахмы. Он решил затмить всех своих родственников. Но когда явился Господь, Друва сказал, что ему ничего не нужно. Но Господь знал его желание, и Он дал ему духовную планету в материальном мире - Друвалоку - Полярную звезду.

Есть другой пример решимости в Пуранах - воробьиха. Океан смыл ее яйца. Воробьиха попросила океан вернуть ее детей, но океан не обратил ни малейшего внимания на ее просьбу. Тогда она пригрозила ему, что вычерпает его своим клювом до дна. Океан даже не смутился. И тогда воробьиха стала носить своим клювом день за днем по капле воды, и все птицы наблюдали за этим процессом и смеялись. Слух разнесся по всей вселенной и об этом узнал Гаруда - царь птиц. Ему стало жаль воробьиху, и он решил ей помочь. Он прилетел в то место и обратился к океану с просьбой вернуть яйца воробьихе, или он начнет делать то же, что делает воробьиха. Океан сразу пришел в волнение, и вернул яйца воробьихе. Таким же образом преданный достигает успеха.

Преданные говорят: «Разве это возможно в век Кали-юги вернуться домой к Богу, у нас столько грехов». Но мы день за днем повторяем свои круги и думаем о Боге. И слух о нас разносится по всей Вселенной. Нужно полностью погрузиться в то, что мы делаем. Духовная жизнь не означает, что мы забываем обо всем другом. Прабхупада говорит: «Служа Богу, мы должны служить обществу и семье». Наша решимость должна быть разумной, направленной на верный источник. Итак, нужна решимость в гуне добродетели, направленная на верный источник - Господа.

Вопрос : У многих есть комплекс неполноценности, расскажите, как от него избавится и нужен ли он.

Ответ : Комплекс неполноценности создан искусственно общественным мнением и неправильными взаимоотношениями. В обществе, где нет любви, но есть какие-то стандарты, всегда будет присутствовать комплекс неполноценности. Если в нашем обществе, также как в обычной школе, будут противопоставляться успешные преданные и неуспешные, то обществу будет нанесен серьезный вред. Сравнивать людей нельзя, пока мы не увидим душу. Когда же вы видите душу, вы понимаете, что все одинаковы. У каждого есть свое предназначение, свой уровень, поэтому нужно уважать каждого человека с его желанием духовной жизни. Даже если человек повторяет один круг, мы должны прославлять его за это, потому что он повторяет имена Бога. Он прошел все аскезы и покаяния в прошлом, чтобы начать этот процесс, это очень удачливый человек. Как говорят христиане: «Не каждый, кто живет в монастыре спасется и не каждый, кто живет в миру погибнет». Это не так просто, как нам кажется. Поэтому сравнивать и противопоставлять нельзя.

Помните пример проститутки и брахмана? Они жили через дорогу. Брахман постоянно видел, чем занимается проститутка, и она знала, чем занимается он. Брахман постоянно думал о том, какая эта женщина падшая, он постоянно на это медитировал. А проститутка постоянно думала, что это святой брахман, который весь свой день посвящает духовной практике. Она считала себя грешницей, и понимала, что ей место только в аду. Она медитировала на святого брахмана. И однажды в их квартале случился пожар, и сгорели все. Пришли ямадуты. Брахман сказал: «Вы ошиблись, проститутка живет через дорогу, я всю свою жизнь читал священные писания». Но ямадуты сказали: «Нет, дорогой, может быть ты и читал их, но думал ты о плохих вещах, поэтому собирайся, пойдешь с нами, в ад». А к проститутке пришли Вишнудуты, посланники Бога. И проститутка сказала также: «Вы ошиблись, я падшая женщина, святой живет через дорогу». Но Вишнудуты сказали: «Ты всегда думала о святом, поэтому достойна лучшей участи».

Поэтому, судить людей по внешним признакам нельзя, нужно научиться любить людей, уважать их уровень, их природу, их попытки. Сознание Кришны дает возможность для каждого человека. Прабхупада построил дом, где может жить каждый, а не только тот, кто повторяет 16 кругов и соблюдает 4 принципа. Есть много преданных, которые не имеют потенциала что-то делать для сознания Кришны, но имеют огромное желание что-то делать для Прабхупады. Практически все любят Прабхупаду и это нужно уважать. Нужно уважать даже ложное эго других, но не свое.

Вопрос : Все мы практикуем одну и ту же мантру, одни и те же принципы и, тем не менее, скорость развития у всех разная, с чем это связано?

Ответ : Это связано с тем, как часто мы нажимаем на тормоза. Есть водители, которые давят только на газ, поэтому они продвигаются быстрее. Есть другие, которые постоянно жмут на тормоз. Существуют также материальные привязанности, которые, как якоря, будут удерживать нас на месте. Греховные материальные привязанности нужно полностью отпустить.



Православная Церковь, как сообщество людей, неоднородна; верующих, исходя из свойств их ума, можно условно разделить на три типа: на технарей, гуманитариев и людей искусства. Представители этих типов сильно отличаются друг от друга, и склад ума, и характер у них разные, и восприятие христианского учения у них тоже разное.

Технари, наверное, самый крепкий тип верующего человека; они привыкли мыслить лаконично и точно, они обычно скупы на эмоции (чувства их не захлестывают); привыкнув к математическим задачам и формулам, они без лишних мудрствований, послушно, как аксиомы, воспринимают христианские истины, и обычно им четко, умело удается их применить. Такие технари, в основном, люди гармоничные, им в Церкви хорошо; впрочем, таким людям обычно хорошо везде, и, если бы их судьба сложилось по-иному, родились бы они в иное время, в ином месте, им бы так же хорошо было бы и в другом сообществе: среди комсомольцев или скаутов, например.

Гуманитарии сильно отличаются от технарей: и складом ума, и тем, каким способом они постигают христианские истины. Если технарь, как правило, разумно фильтрует информацию и в целях духовного самообразования ограничивается двумя-тремя книжками, то гуманитарий в поисках нескольких мыслей-жемчужин может перерыть гору всякой литературы, прочесть при этом, может быть, даже больше, чем следует; если технарь склонен использовать чужие цитаты, то гуманитарий, как правило, думает самостоятельно, более образно, чем технарь, но зато не так точно. Вообще гуманитарий, чьи мысли и чувства обычно находятся в растрепанном состоянии, имеет больше шансов запутаться в дебрях богословия, нежели технарь.

И, наконец, третий тип верующего человека – человек искусства. На мой взгляд, творческого христианина в силу его натуры следует отнести к группе риска: обычно это восторженная, экзальтированная личность, которой свойственно впадать в крайности, которая, к сожалению, склонна неправильно воспринимать многое из того, что происходит в Церкви. Творческих людей как пловцов во время шторма подхватывает то одна волна, то другая, то накрывает третья, и непонятно к какому берегу их прибьет….Обычно творческие люди надолго в Церкви не задерживаются (им, любящим свободную стихию, не нравятся церковные запреты и ограничения), хотя есть и исключения; к сожалению, нередки случаи, когда люди искусства от соприкосновения с духовной сферой повреждались рассудком: художник Врубель один из них…

Таковы, на мой взгляд, типы верующих людей.

Декабрь 2016

Рецензии

Иисус задавался вопросом: "Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?" Лк.18.8. И вот, Сын Человеческий уже пришёл и пишет, что верящих Богу найти не может. Потому тем, которым кажется, что они верят, Он объявит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» Мф.7.22-23. "Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" Ис.59.2.
Верить и грешить (нарушать Божий Закон) есмь то самое лицемерие, с которым вёл борьбу Иисус и был верующими предан на распятие.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В настоящее время в науках о религии принята, хотя и с разной степенью согласия, типология религиозных объединений, включающая такие основные типы, как «церковь», «деноминация», «секта», «культ».

Указанные названия были восприняты из христианского лексикона, где за каждым из них закрепилась определенная конфессиональная трактовка и существует своя традиция употребления. Религиоведение отделило в них социальные смыслы от вероучительных, превратив в инструмент для типизации, обобщающего обозначения разных способов организационного устройства и функционирования религиозных объединений. Начало научной типологии религиозных объединений было положено в трудах Макса Вебера и Эрнста Трёльча, оперировавших понятиями «церкви» и «секты» при сопоставлении исторически сложившихся социальных форм реализации христианской идеологии.

В описании М. Вебера оба понятия указывают на так называемые «идеальные тины» - некие абстрактные конструкции, не имеющие прямого конкретного аналога в реальности, но содержащие в себе идеализированные образцы организационного устройства религиозной жизни общества. Критериями различения церковного и сектантского типов Вебер считал: 1) отношение к мирскому (к обществу, культуре); 2) «способ членства», т.е. тот путь, которым идет пополнение рядов христианских объединений; 3) характер организационной структуры.

Согласно веберовской трактовке, церковный тип характеризуется признанием мирского порядка как установленного священной инстанцией, стремлением религиозного объединения вписаться в этот порядок и стать универсальной связующей средой между миром и божественным началом (так сказать, обладать монополией на «легитимные средства спасения»). При этом типе организации каждый член общества является реальным или потенциальным (в перспективе) членом церкви, сопричисление к церкви происходит по факту рождения в среде ее последователей, к верующим предъявляются умеренные требования в совершении религиозных действий. Церковная структура стремится к широкому масштабу распространения, носит административно-бюрократический характер, предполагает наличие иерархии из профессионально подготовленных служителей религиозного культа, находится в прямой или опосредованной связи с государством.

В отличие от всего этого, сектантскому типу свойственно неприятие мирского как не имеющего значения для духовных целей. Проявляться такое отношение может во враждебности к миру, в безразличии к нему (терпение, отстраненность или полное игнорирование), либо в намерении сформировать свой альтернативный уклад жизни. Членство в секте происходит на добровольной основе, по собственному осознанному решению.

Секта не претендует на универсальность, культивирует свою исключительность. Для поддержания режима «избранности» в сектах устанавливаются строгие правила и самоограничения, которые воспринимаются последователями как общий долг. Сектантский тип не приемлет сложной административной структуры, в нем преобладает харизматическое религиозное лидерство.

Эрнст Трёльч (1865-1923) несколько изменил ракурс типологии религиозных объединений, взяв за основу типологизации обнаруженные им в истории христианства три основных способа обретения религиозного опыта - церковный, сектантский, мистический. Каждому из них соответствует свой стиль религиозного мышления. Расхождения в осмыслении единого предмета религиозной веры обусловлены социальными характеристиками верующих. Происходит приспосабливание единых истин веры к потребностям различных социальных слоев. Соответственно степени компромисса с мирской реальностью образуются разные типы религиозных объединений. Для церковного сознания существующее мироустройство вполне приемлемо, поскольку мыслится как установленное от сверхъестественного абсолютного первоначала. Назначение церкви - сохранять этот порядок (консерватизм), охватывать им всю жизнь людей (универсальность), использовать его как средство и подступ к сверхмирской цели (спасению). Отсюда - массовость церкви, обязательность воспитания паствы согласно церковным установлениям, опора на светскую власть и господствующие слои общества (в последнем случае нередка зависимость церкви от государства и от наиболее распространенных общественных умонастроений).

В противоположность этому, сектантское сознание не приемлет компромиссов. Религиозная секта отвергает мирской порядок как препятствие для воссоединения людей с первоисточником бытия. Обособляясь внутри церкви и отделяясь от нее, секта объединяет обычно небольшую часть верующих, убежденных в возможности непосредственной связи с предметом религиозной веры путем личных духовных усилий. Социальной базой сектантства становятся главным образом те группы верующих, что не находят удовлетворения своим потребностям в существующих и освященных церковью общественно-государственных порядках. Трёльч категорически предостерегает от оценочного употребления термина «секта», подразумевающего якобы какое-то ущемление церковности. Церковь и секта в его интерпретации - это «самостоятельные социологические типы» реализации христианской идеи применительно к интересам и возможностям различных слоев общества. В крайнем случае, полагал он, можно было бы заменить эти понятия на некие эквиваленты, вроде «церковь институциональная» и «церковь добровольная», что не меняет, однако, их типологического смысла.

Третий способ обретения религиозного опыта - мистицизм. Ему соответствует тип мистических движений, который описан Трёльчем менее внятно, вероятно, в силу диффузности и внеинституционального характера этого явления. Свойствами мистического движения можно считать индивидуализацию вероисповедных воззрений и практик, их непостоянство, подвижность и изменчивость, ориентацию на личный мистический опыт богообщения, отсутствие устойчивых форм и ситуативность.

В период между двумя мировыми войнами эмпирические исследования показали ограниченность типологии «церковь - секта», наличие множества промежуточных или вообще плохо вписывающихся в нее религиозных объединений. Наблюдение Ричарда Хельмута Нибура (1894-1962) за религиозным сектантством обнаружило в этой среде такие группы, которые: 1) не отказывались от принятия социальных порядков, активно участвовали в мирской жизни; 2) пополнялись уже не только взрослыми «добровольцами», но и, подобно церквям, за счет новых поколений в семьях верующих, получавших сектантское членство от рождения; 3) сохраняли приверженность исходному вероучению, но становились открытыми и для новых религиозных идей. Эти группы мало соответствовали строгим типологическим признакам секты, однако они не претендовали на широкую масштабность и универсальность, отчего не подходили и под признаки церковного типа. Установленный тип религиозных объединений был обозначен Нибуром понятием деноминации.

Деноминации обычно принадлежат к какой-либо распространенной религии, но не относятся к доминирующим в этой религии церквям и существуют относительно самостоятельно. Происхождение деноминаций Нибур связывал со сменой поколений в религиозных сектах, когда спонтанный харизматический порыв первого поколения «рутинизируется», уступает место последовательным усилиям но выживанию в окружающей социальной среде, и начинается постепенное приспособление к мирскому. Так происходит не со всеми сектами, большинство из них просто распадаются. Но если процесс социальной адаптации продолжается (мирские статусы членов секты, их имущественное состояние, образование и т.д. становятся изоморфны существующей общественной структуре), то со временем деноминация может обрести признаки церковного типа. Таким образом, деноминацию было предложено рассматривать как переходный тип от секты к церкви.

Однако в эту типологическую модель не вписывались такие религиозные группы, которые возникали за пределами массовых религий и более соответствовали описанию Трёльчем мистических движений. Для их идентификации Ховард Пол Беккер (1899-1960) использовал социологически истолкованное понятие культа - как объединения индивидов вокруг некоего неформального духовного лидера или на основе разделяемых членами группы идей и совместных экстатических переживаний. Такое объединение не требует жесткой организационной структуры и кодифицированных обязанностей. Беккер не настаивал на непременном существовании точных единичных соответствий введенному типологическому понятию. Для него это был такой же «конструированный тип», как и типологические трактовки секты или церкви. Но свойства всех этих типов выводятся из регулярных эмпирических наблюдений и обобщенно представляют реальные явления, что позволяет оперировать данными типологическими конструкциями для анализа организационного устройства религий.

Дальнейшей детализацией типологии религиозных объединений стала модель, предложенная Джоном Милтоном Иингером (1916-2011).

За основу им было принято различение «церквеподобных» (churchlike ) и «сектоподобных» (sectlike) организационных форм, признаки которых в целом соответствуют предшествовавшим типологическим описаниям. Каждый тип религиозного объединения определялся разной комбинацией этих общих признаков, к которым добавлялись и выявленные новые специфические признаки. Среди этих типов выделяются: 1) церковь (включающая, в качестве разновидностей, универсальную церковь - всеохватывающую и гибкую, и церковь как экклесию - ориентированную на преобладающую часть общества, более жесткую); 2) секта (существующая либо в виде «обычной» недолговечной секты, либо в виде «устойчивой секты» - сочетающей идеологию избранности с умением адаптироваться к обществу); 3) деноминация (имеющая отдельные сектантские и церковные признаки, относительно толерантная к другим религиозным объединениям, при определенных условиях может обрести подобие церковного типа); 4) культ (имеет как специфические признаки харизматического свойства, так и близкие к сектантским). Все эти типы могут находится как в институциональном, так и в диффузном состоянии. Критериями типологической принадлежности являются выраженные в религиозных предписаниях способы внутреннего устройства (замкнутость или открытость, наличие или отсутствие иерархической структуры и пр.) и характер отношения того или иного религиозного объединения к социальной среде (принятие или отвержение светских ценностей и общественных порядков).

В современном религиоведении периодически формулируются типологические понятия, уточняющие или дополняющие устоявшуюся типологию религиозных объединений. В церковном типе, например, в качестве подтипа, выделяется «дисфункциональная церковь» - приходы массовых церковных организаций, в которых их руководители присваивают право контролировать своих прихожан, требуют подчинения и абсолютной верности себе, подавляют любую критику (сомнение в служителе культа приравнивается к вероотступничеству). Оставаясь внешне частью общей церковной структуры, «дисфункциональная церковь» фактически превращается в автономную организацию, с клановыми чертами и внутренней оппозиционностью официальному руководству церкви.

Другим примером развития типологии религиозных объединений является выделение в качестве самостоятельного тина «новых религиозных движений» (НРД). Аргументацией этому служат признаки, которые отличают данные движения от религиозного сектантства (внеконфессиональное происхождение, эклектизм учений) и от культовых объединений (более заметные масштабы и относительно сложная организационная структура). Однако разнородность и изменчивость НРД требуют постоянного уточнения общих признаков, совокупно характеризующих их как определенный единый тип.

Очевидно, что типологическая схема «церковь - деноминация - секта - культ», даже при вычленении в каждом ее звене дифференцированных подтипов, не охватывает всего спектра существующих религиозных объединений. Проблематичной остается универсальность ее применения - если в христианстве указанные типы поддаются более или менее однозначной идентификации, то уже в двух других «авраамических» религиях (иудаизме, исламе) такая идентификация не всегда бывает очевидной. Известно, что понятие «секта» употребляется исследователями, хотя и с существенными оговорками, в отношении определенных групп в исламе и буддизме. В то же время аналогия приведенной схемы характеристикам исламской «уммы», буддийской «сангхи», индуистских «варны» и «касты», многих форм организации в системах других религий оказывается весьма условна.

Научная дискуссия

Актуальным для религиоведения остается типологическое объяснение религиозного сектантства. В научном плане устоявшейся стала характеристика религиозной секты как объединения верующих, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Не существует однозначной этимологии понятия «секта» - его производят от нескольких латинских слов, имеющих разные значения (secta - «образ мыслей», «правило»; secare - «отрезать», «разделять»; sequi - «следовать»). Обозначение этим понятием группы, отделившейся от некоего социального целого и избравшей непонятный либо неприемлемый большинству образ жизни, придает ему отрицательное звучание в восприятии приверженцев массовой традиции. В то же время, феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений, превратившиеся со временем в широкомасштабные системы традиционных религий, на своей начальной стадии зачастую выступали в виде религиозных сект (как это было, например, с христианством).

Как правило, причины возникновения религиозных сект коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества. Нс имея возможности изменить эту реальность и нс находя опоры в официальном религиозном учении, верующие стремятся оградить себя от нее способами, соответствующими религиозным установкам их индивидуального сознания. Полного отрицания вероисповедания, в рамках которого образуется религиозная секта, обычно не происходит. Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции. Конфронтационные отношения секты с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов. Чаще всего срок деятельности религиозной секты определяется жизнью одного или двух поколений. Дальше происходит либо распад секты, либо се трансформация в так называемую «устойчивую секту» или в деноминацию.

Типологическими признаками религиозной секты можно считать: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и от мирского окружения (институтов и ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных религиозных практик, поддерживающих убеждение в истинности избранной религиозной веры, чувство преданности и моральное единство группы; 6) культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое религиозное лидерство, при котором руководящий состав воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в текущей жизни или за ее пределами). Большинство этих признаков в отдельности могут быть встречены и у других типов религиозных объединений, однако в комплексе они определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни.

В религиозной или общественной среде, отрицательно настроенной по отношению к сектантству, встречается употребление понятия «тоталитарная секта». Оно подразумевает некую строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана («псевдорелигиозного» учения) и насилия (психологического и физического) умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Однако эти отрицательные характеристики нельзя считать исключительными атрибутами именно религиозного сектантства. Они могут встречаться в разных сообществах, как в религиозных (в том числе - церковного типа), так и в светских. Кроме того, понятие тоталитарности предполагает полное подчинение сознания и поведения людей какой-то навязывающей себя управляющей инстанции, постоянный надзор и подавление индивидуальности. Наблюдаемые в религиозных сектах добровольность членства, высокий уровень самодисциплины, энтузиазм, индивидуальная страстность и эмоциональность ставят под сомнение обоснованность претензий к ним в тоталитарности.

Неадекватному восприятию религиозного сектантства способствует и сложность изучения этого явления. Существующие исследования свидетельствуют о трудностях в наблюдении, фиксации и описании деятельности религиозных сект - они замкнуты, стараются держать дистанцию от внешнего мира, самодостаточны и в подавляющем большинстве случаев не заинтересованы быть «предметом изучения».

Несмотря на многие общие черты и особенности сознания и поведения религиозных людей, между ними существуют и определенные различия, которые отнюдь не исчерпываются принадлежностью к разным конфессиям, т.е. особенностями религиозных верований и культовых действий с точки зрения их содержания. Даже в рамках одной и той же конфессии обнаруживаются существенные различия между верующими, касающиеся, например, степени религиозности личности. Как советские, так и зарубежные социологи и социальные психологи выделяют различные типы религиозных личностей в зависимости от глубины и интенсивности их веры, степени культовой активности (частота посещения церкви, соблюдение норм религиозного поведения в домашней обстановке, молитвы, посты и т.п.). Психологию религии, в отличие от социологии, интересуют не только эти различия между верующими. Ведь даже при наличии приблизительно одинаковой степени религиозности среди последователей одной и той же конфессии можно обнаружить существенные различия в религиозности, определяемые, если употребить термин А.Н.Леонтьева, личностным смыслом религии для каждого из них391. Зарубежная психология религии уже давно пыталась создать социально-психологическую типологию религиозных личностей. Особенно активно занимался этим американский психолог Оллпорт. В ряде своих работ 60-х годов Оллпорт выдвинул концепцию, согласно которой существует два основных типа религиозных личностей. К первому типу он относит людей, для которых религия лишь способ для достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие являются для них средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни. Для некоторых верующих этого типа религия является ценностью, поскольку дает утешение, обеспечивает душевный комфорт, способствует преодолению отрицательных переживаний. Оллпорт назвал этот тип религиозных людей extrinsic, что можно приблизительно перевести как «внешний», «органически не присущий». Для религиозных личностей второго типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеют для них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям. Такой тип религиозных личностей Оллпорт назвал intrinsic («внутренний», «имманентно присущий»)392. Концепция Оллпорта вызвала активную дискуссию в американской религиоведческой литературе. В то же время ее методологическая ценность никем из исследователей не отрицалась. Попытку продолжить и развить типологическую схему Оллпорта предприняли американские психологи Д.Бэтсон и Л.Вентис в книге «Религиозный опыт». Авторы весьма критически оценивают социальную роль религиозных верований как у представителей extrinsic-ориентации (что совпадает с мнением Оллпорта), так и у intrinsic ориентированных (что противоречит мнению Оллпорта). Некоторые их соображения по этому поводу заслуживают внимания. Так, Бэтсон и Вентис считают, что хотя для intrinsic ориентированных религия субъективно выступает как источник свободы и радости, объективно она связывает этих людей жесткими рамками вероучения, что догматизирует их мышление, делает его неспособным к каким-либо принципиальным изменениям393. На основе обобщения многих эмпирических исследований они пришли к выводу, что extrinsic-ориентация оказывает негативное влияние на «душевное здоровье» личности, способствуя возникновению неврозов. Что же касается intrinsic-ориентации, то она, по мнению американских психологов, способствует освобождению личности от беспокойства и чувства вины, однако препятствует изменениям в мировоззрении и дальнейшему совершенствованию человеческого интеллекта394. Особенно интересно мнение Бэтсона и Вентиса относительно соотношения двух названных выше типов религиозной ориентации с нравственными установками и социальным поведением. Как и предшествовавшие им американские исследователи этой проблемы, Бэтсон и Вентис констатировали наличие позитивной корреляции между extrinsic-ориентацией и различными предрассудками, в частности расовыми. Высказывания же представителей intrinsic-ориентации создавали видимость негативной корреляции между религиозной верой и расовыми предрассудками, однако реальное их поведение не подтверждало этого. Верующие данного типа считают, что они полны братской любви и сострадания ко всем людям, независимо от их положения и расовой принадлежности. Такими они слывут и во мнении многих окружающих. Однако их реальное поведение отнюдь не основано на этих принципах395. Очевидно, что Бэтсон и Вентис довольно трезво оценивают влияние религиозных ориентации на сознание и поведение человека. Но их типология не ограничивается двумя указанными Оллпортом ориентациями. Они выделили еще одну, третью религиозную ориентацию, которую назвали quest orientation - «ориентация поиска». В духе многих западных интеллигентов, которые наряду с осуждением институциональной, т.е. реально существующей, религии пытаются сконструировать некую «гуманистическую» религию, якобы способствующую развитию личности, Бэтсон и Вентис обосновывают наличие религиозной ориентации, которая «лишена всякого догматизма», способствует духовному развитию личности, «творческой эволюции человеческого интеллекта» и т.п.396 По их уверению, «ориентация поиска» включает открытую готовность к разрешению высших, экзистенциальных вопросов, соединенную со скептицизмом по отношению к определенным ответам на эти вопросы»397. Нам представляется, что американские психологи выдают в данном случае желаемое за действительность. Не случайно именно этот вывод в их книге имеет весьма слабое эмпирическое обоснование. Нельзя же считать серьезным обоснованием указание на религиозные ориентации Будды Гаутамы или Махатмы Ганди! Предположим, что их религиозные ориентации действительно носили поисковый характер. Значит ли это, что среди всей массы рядовых верующих существует особый тип религиозной ориентации - поисковый? Позволим себе усомниться в этом. В советской литературе проблеме психологических типов религиозных личностей пока уделено мало внимания. В работах советских религиоведов преобладают по этому вопросу общие теоретические положения, недостаточно подкрепленные эмпирическими исследованиями. Нами еще в 1971 г. была высказана мысль о двух типах верующих: интровертированных (т.е. обращенных в себя) и экстравертированных (обращенных вовне). При этом мы опирались на выделение указанных психологических типов людей К.-Г.Юнгом398. Для религиозных людей первого типа религия - это средство ухода от окружающего мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический. История религий дает множество примеров, подтверждающих наличие религиозных людей этого типа. К их числу можно отнести (как крайнее проявление этого типа) многих представителей религиозного аскетизма, монашества, затворничества, религиозных созерцателей и мистиков. Другой психологический тип религиозных людей представляют верующие и религиозные деятели, для которых религия является специфическим способом самоутверждения личности, способом проявления своего Я в религиозной группе и в системе религиозных отношений. К представителям этого типа относились и относятся многие религиозные иерархи, проповедники и активисты, которые возглавляют религиозные общины или играют важную роль в религиозных организациях. Нередко у людей такого типа религиозность носит в значительной мере внешний характер, ибо религия важна для них лишь как средство обеспечения благосостояния, власти, карьеры, социального влияния, авторитета399. По многим параметрам этот тип близок к типу, выделенному Оллпортом как тип extrinsic-ориентации. Конечно, в реальной жизни оба эти типа далеко не всегда проявляются в «чистом виде», нередко формируется смешанный тип религиозного человека, соединяющий черты и мистика-созерцателя и социального деятеля. Возможно вычленение психологических типов верующих на основе иных признаков. Э.В.Протасовым в 1974–1975 гг. было проведено исследование в Воронеже с целью, с одной стороны, выявления различных типов верующих с точки зрения их социальных ориентации, а с другой - изучения специфики различных типов верующих в зависимости от условий формирования их религиозности400. Исследование социальных ориентации верующих является по ряду причин сложной задачей. В ходе опроса (а в силу необходимости именно этот метод применялся в данном исследовании) нелегко бывает добиться искренних ответов, выявляющих подлинную социальную ориентацию опрашиваемых. Чтобы избежать возможных ошибок, задавалось несколько однопорядковых или близких по содержанию вопросов, касавшихся не только общих мировоззренческих и социальных позиций опрашиваемых, но и их реального поведения. Характер ответов на семь или шесть заданных вопросов служил основанием для определения социальной ориентации данного верующего. Тенденция к позитивным социальным ориентациям, например, определялась на основании следующих вариантов ответов: «Участвую в общественной работе», «Участвовал в прошлом в общественной работе», «Имею друзей среди неверующих», «Не осуждаю поведение, противоречащее религиозным заповедям», «В принятии решений по важным житейским делам помогает мнение товарищей по работе», «Судьба человека зависит от него самого и от условий его жизни», «Вера в бога не может помочь в преодолении аморальных явлений». Отчетливая тенденция к позитивным социальным ориентациям была выявлена у большинства как православных верующих, так и баптистов. Тенденция к негативной социальной ориентации определялась на основании следующих вариантов ответов: «В общественной работе не участвую, ибо это противоречит моим религиозным убеждениям», «Среди неверующих друзей не имею», «Главной ценностью в жизни считаю идеал христианина», «От жизни без религии ожидаю только плохое», «Считаю, что судьба человека зависит только от бога», «Только вера в бога может помочь в преодолении аморальных явлений». Более или менее отчетливая тенденция к негативным социальным ориентациям была обнаружена у сравнительно небольшой группы православных (около 2%). Несколько больше их у баптистов (6,7%). Различия в социальных ориентациях верующих играют важную роль при определении оптимальных путей и способов атеистической работы с ними. Позитивная социальная ориентация облегчает контакты с верующими, способствует их вовлечению в общественную деятельность, быстрее ведет к ослаблению и преодолению религиозности. Что же касается верующих с негативной социальной ориентацией, то тенденция к отчуждению от социалистических коллективов, от представителей советской общественности делает задачу их перевоспитания необычайно сложной и трудновыполнимой. Об этом подробнее будет сказано в следующей главе. Существенные различия были выявлены также между верующими, религиозными с детства, и пришедшими к религии в результате «обращения». Представители первого типа относятся к религии как к чему-то привычному, устоявшемуся. Многие из них не задумываются над содержанием и социальной ролью религиозной веры, а значительная часть - не имеет твердых убеждений по поводу истинности религиозных догматов. Религиозные с детства преобладают в православии (76,7%), немало их и среди баптистов (26%). «Обращенные», т.е. верующие, выросшие в безрелигиозной среде, пришли к религии в юности или в зрелом возрасте, как правило, в результате жизненного кризиса, в поисках выхода из него. Среди «обращенных» преобладают люди одинокие, с неудавшейся личной жизнью. Около двух третей этой группы составляют вдовые, разведенные и не состоявшие в браке. Особенно много «обращенных» среди баптистов, гораздо меньше - среди православных. Не следует, естественно, переоценивать научного значения данного исследования. Это был первый опыт изучения социально-психологических типов верующих, живущих в социалистическом обществе. Многие вопросы в нем скорее поставлены, чем решены. Ясно одно - эта проблема требует дальнейшей научной разработки.



просмотров