Биография брежнева. Плюсы и минусы политики леонида брежнева Брежнев леонид исторический портрет

Биография брежнева. Плюсы и минусы политики леонида брежнева Брежнев леонид исторический портрет

В 1965 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев. Период Брежнева на внутренней арене характеризуется возвышением личности Сталина. В этот период в СССР образ Сталина появляется массово перед людьми. Вновь говорится о решающей роли Сталина в победе над Германией. Период Брежнева обозначился для страны новыми преобразованиями. Прежде всего, реформы Брежнева коснулись сельского хозяйства. В конечном итоге проблемы в сельском хозяйстве были обусловлены тем, что кадры, которые отвечали за расходование денег, были не компетентными. Правительство выделяло огромные суммы из бюджета для стимулирования сельского хозяйства, но на местах деньги распределяли на покупку дорогостоящего, часто не нужного, оборудования. Реформы Брежнева коснулись и оплаты труда работников колхозов. Теперь им платили фиксированную, очень низкую, ставку. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые государством для стабилизации сельского хозяйства, в период правления Брежнева в стране площадь полей сократилась на 22 миллиона гектар, а общие потери урожая доходили до 40%.

Реформы Брежнева

В сентябре 1965 года начались реформы Брежнева в области промышленности. Впервые был поднят вопрос о качестве выпускаемой продукции, при сохранении высоких объемов производства. С этой целью в управленческий период Брежнева государство стало оставлять предприятиям часть заработанных средств, которые те могли расходовать в качестве материального поощрения сотрудников. Изначально говорилось о том, чтобы предоставить предприятиям больше самостоятельности, но на деле была усилена власть Министерств. На начальном этапе эти реформы Брежнева дали немедленный результат. В период 1966-1970 годов объем производства в целом по стране вырос на 50%. Дальше же наметился регресс. Все экономические показатели поползли вниз.

Внешняя политика Брежнева, в первые годы его управления страной, характеризовалась обострением отношений с США. Виной тому была война во Вьетнаме, которую развязал пентагон. При этом критических шагов правительства этих стран не делали. В результате уже к концу 1969 года наметился цикл нормализации отношений между СССР и США. В мае 1972 года состоялся первый в истории визит президента США в Москву. В ходе визита Никсона были подписаны несколько документов, особо важными из которых были договор об ограничении развертывания средств ПВО и ПРО, а также договор о сокращении наступательного вооружения. Брежнев в 1973 году ответил на это своим визитом в Вашингтон. Там был подписан документ об ограничении ядерной программы.

Внешняя политика Брежнева

Между тем вся внешняя политика Брежнева была направлена на раздел сфер влияния в мире с США. Именно этим объясняется то количество конфликтов в мире, участие в которых приняли, напрямую или косвенно, представители СССР и США. С 1964 по 1975 года правительство СССР оказывало помощь Вьетнаму, в борьбе с США. Кроме того, СССР активно помогало в борьбе за независимость Индии, Анголе, Эфиопии, Мозамбику, Гвинеи и другим странам.

За все время правления Леонида Ильича внешняя политика Брежнева не претерпела существенных изменений. 25 декабря 1979 года СССР ввел войска в Афганистан. Эта война ничего не принесла Советскому государству в политическом плане. Зато стоила жизней 14 тысяч убитых советских солдат. Более 300 тысяч числятся пропавшими без вести.

Огромное внимание внешняя политика уделяла отношению с другими социалистическими странами. Им оказывалась всевозможная помощь, но чем дальше тем больше становилось понятно, что «советском лагере» кризис.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Эпоха правления Брежнева Л. И. 1964-1982 гг."

План

1. Введение.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

4. Внешняя политика при Брежневе.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Л. И. Брежнев был хорошим политиком, к моменту своего прихода к власти он имел огромный послужной список и большой опыт руководства. Однако, к моменту возвышения он уже был в преклонном возрасте, в последние годы, после инсульта он стал практически не дееспособным. Ему сохранили место, но на практике, страной управляли уже другие люди. Это отразилось в противоречивости его политики. Успешные реформы начинают сворачиваться, и наблюдается возврат к старым устоям.

В те годы народ о многом не знал, успехи всегда преувеличивались, а ошибки напротив, замалчивались. Не было доступа и к большей части документов. В последние годы советское время стали тщательно исследовать, пытаясь разобраться во всех причинах произошедших событий. Среди историков бытует множество разных мнений.

Учитывая, что все эти события произошли сравнительно недавно, с исторической точки зрения, многим сложно абстрагироваться от субъективного мнения и анализировать сухие факты.

С падением СССР документы рассекретили, но далеко не все, поэтому полный анализ сделать невозможно. Даже используя доступный материал, некоторые события остаются непонятными, поэтому ученым приходится решать эти вопросы путем анализа общей ситуации.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

19 декабря 1906 года в селе Коломенское Екатеринославской губернии, в семье обычных рабочих родился первенец - Леонид, ставший впоследствии лидером страны на целых 2 десятилетия. Семья жила бедно, но родители стремились окружить детей заботой и лаской. Леонид был старшим, позже появились младшая сестра Вера и брат Яков.

Мальчик ничем не выделялся из толпы дворовых мальчишек. В 1921 году Леонид окончил классическую гимназию, и сразу начал работать на маслобойном заводе. Спустя 2 года Леонид Ильич вступил в комсомол и в тот же год поступил учиться в техникум на землеустроителя. С 1927 года работал по специальности в должности первого зам. начальника окружного земельного управления.

В 1930 году молодой человек поступает в московский сельскохозяйственный институт машиностроения, но спустя год переводится на вечернее отделение Днепродзержинского металлургического института и параллельно работает слесарем-кочегаром на Днепровском металлургическом заводе. В это же время Брежнев получает партийный билет.

В 1935 году Брежнев получает диплом инженера и уходит служить в армию. Военный путь заканчивается в звании лейтенанта. Вернувшись в Днепродзержинск, Леонид Ильич возглавил металлургический техникум. В 1937 году Брежнев начинает свою политическую карьеру, с этих пор именно партийная деятельность становится его основным занятием.

Свой путь он начал с должности заведующего отделом областного комитета коммунистической партии в Днепропетровске. В годы войны содействовал мобилизации красной армии и принимал активное участие в эвакуации советской промышленности. Затем на политических должностях в армии дослужился до генерал-майора.

В послевоенные годы занимался восстановлением хозяйства и промышленности. По рекомендации Н.С. Хрущева, Брежнев был назначен первым секретарем обкома Запорожской компартии. Именно дружба с Хрущевым позволила Брежневу войти в высшие эшелоны власти.

Оказавшись в партийной элите, Леонид Ильич смог добиться расположения И.В. Сталина, который в 1950 г. назначил его на пост первого секретаря ЦК КПСС Молдавии. Тогда же политик стал членом Президиума ЦК партии и начальником Главного политуправления Военно-морского флота и Советской Армии.

Смерть Сталина вытеснила Брежнева с высоких должностей, но Хрущев снова вернул его к работе. Первой должностью стало место секретаря ЦК компартии Казахстана. Брежнев занимается поднятием целины и участвует в строительстве Байконура. Брежнев курировал космическую технику и участвовал в подготовке первого человеческого полета в космос.

Заговор против Хрущева помог поднять еще выше. Брежнев стал первым секретарем ЦК КПСС. На пути к возвышению он нещадно устраняет конкурентов и ставит на ключевые посты своих людей.

Добровольную отставку Хрущева население встретило со смешанными чувствами. С одной стороны, все устали от бурной реформаторской деятельности прежнего лидера, но в то же время, боялись возврата к авторитарным методам руководства страной.

В самой партии так же не было единого мнения остались и сторонники реформ, и те, кто желал возврата к старому курсу. Л. И. Брежнев придерживался центристских позиций, поэтому его личность в качестве первого секретаря стала своеобразным компромиссом и устраивала большинство.

После политики изобличения сталинизма впервые вновь заговорили о роли Сталина в победе над фашизмом, это и стало первым маяком консерватизма. Наметился некий возврат к прошлому: президиум ЦК вновь был переименован в полит бюро. Возникли разговоры об усилении идеологического контроля над обществом.

Изменилась и идеологическая концепция. Вместо активного курса Хрущева на строительство коммунизма, в статье от 21 декабря 1966 года объявлялось, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Концепция развитого социализма предполагала развитие вглубь. Главной задачей стало соединение достижений науки и техники с социалистической системой хозяйствования. Говорилось о необходимости достижения однородности всех социалистических народов. Но для реализации этих целей так и не создали необходимых рычагов.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

Новый политический курс привел и к смене первых лиц страны. Спустя всего месяц выбраны новые члены президиума: П. Е. Шелест и А. Н. Шелепин. В декабре 1965г. подал в отставку председатель Президиума ВС А. И. Микоян, на его место избран Н. В. Подгорный - активный участник заговора против Хрущева. На прочих весомых постах так же постепенно сменялись люди, как и прочие лидеры, Брежнев стремился окружить себя верными соратниками, разделяющими его взгляды на управление страной.

Сразу же после отставки Хрущева в октябре 1964 года была проведена контрреформа, произошел обратный перевод управления от территориального принципа к отраслевому принципу. Однако, для преодоления всех последствий бурной реформаторской деятельности Хрущева этого было недостаточно. Было принято решение командно-административное распределение дополнить некоторыми элементами рыночной экономики.

Идея родилась еще в 1962 г. экономист Е. Г. Аиберман первым в СССР стал говорить о том, что для успешной работы предприятия необходима его рентабельность и прибыльность, для этого необходимо некоторое оживление товарно-денежных отношений. В качестве эксперимента теоретические выкладки опробовали на нескольких предприятиях еще при Хрущеве. Образцом экономической реформы во многом стал НЭП, но без участия частных предприятий.

На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. наметилось решение аграрной проблемы. В первую очередь, снизили план обязательных поставок зерна и зафиксировали эту цифру на 10 лет. На все сельхоз продукты повысили закупочную цену в 1.5 - 2 раза, а за все, что закупалось сверх плана, платили больше на 50%. Это сделали для стимулирования личной заинтересованности работников сельского хозяйства. Выполнить план стало намного легче, а высокие сверхплановые цены стимулировали работу.

С колхозов и совхозов списали все долги государству. Благотворно сказалось и понижение цен на сельскохозяйственную технику, и запчасти для ремонта. Кроме того, снизили подоходный налог и понизили цену на электроэнергию. Совхозы и колхозы по-прежнему получали государственные задания, но имелась определенная свобода в планировании работы.

Новшества в промышленной сфере провозглашались на сентябрьском пленуме ЦК 1965г. в докладе А. Н. Косыгина. Совнархозы отменялись, и восстанавливался отраслевой принцип управления. Но это не было простым возвратом к прошлому. Наряду с общей централизацией руководства, промышленные предприятия сохраняли оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Количество обязательных плановых показателей сократилось с 30 до 9. Показателем стал не валовой объем продукции, а реализованный, теперь главные показатели переводились из натуральной в ценовую категорию. Главным показателем стала прибыль предприятия, из нее выделялись деньги на развитие производства и поощрения работников. От этого завесила 13 зарплата на конец года, выделялись значительные средства на улучшение условий труда и строительство жилья.

Работа заводов теперь регулировалась положением о промышленных предприятиях. Теперь не было постоянной опеки и жесткой регламентации работы предприятия, многие вопросы руководство могло решать теперь самостоятельно, что значительно сократило время принятия решений.

В 1965 г. произошла и реформа управления. Всего стало 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских. Причем в каждой республике не действовали все сразу, а только те, которые были необходимы именно здесь.

Реформа вводилась в действие постепенно. В 1966 году на систему хозрасчета перевели всего 43 предприятия, где работали наиболее опытные коллективы, только после того, как был получен положительный результат, реформа двинулась дальше. Уже в следующем году 40% всех предприятий управлялось по новому образцу.

Процесс перехода завершился только к концу пятилетки. За это время крупные предприятия поглотили более мелкие. Развилась система производственных объединений. Несколько заводов связывались производственной кооперацией от переработки сырья до выпуска готовой продукции. За 8 пятилетний план выпуск готовой продукции повысился на 50%.

На хозрасчетную систему стали переводить и сельское хозяйство. Все затраты должны были покрываться из собственных средств, из них же состоял и фонд заработной платы. Оплату по трудодням отменили, вместо этого ввели фиксированный оклад в зависимости от занимаемой должности. Учитывая, что колхозам простили долги, средств на оплату труда оставалось больше, что повышало благосостояние тружеников сельского хозяйства.

В ноябре 1969 г. прошел III съезд колхозников СССР. На нем создали новый устав. Теперь выборными становились не только должности председателя и членов правления, но прочего руководящего состава - бригадиров, мастеров.

На пленумах ЦУ было принято еще несколько важных решений для развития сельского хозяйства. Теперь за счет госбюджета финансировались работы по повышению плодородия земли и мелиорации. Налаживались поставки машин и минерального удобрения в колхозы и совхозы. Как и в промышленности, в сельском хозяйстве происходит кооперация между несколькими колхозами и совхозами. На их базе создается агропромышленные комплексы с предприятиями по переработке продуктов сельского хозяйства.

Реформы давали результат в промышленности и в сельском хозяйстве, но уже к концу 60-х гг. началось свертывание преобразований и возврат к директивной экономике. После событий в Чехословакии 1968 г., консерваторы это использовали в своих целях и стали настаивать на более жесткой линии правительства.

Основным недостатком всех новшеств оказалось то, что они были больше ориентированы на рыночную экономику, при полумерах не все срабатывало должным образом. В это же время, правительство не было готово полностью отказаться от директивной экономики и государственного распределения.

В 70-е годы вновь усиливается централизованное управление экономикой. В 9 и 10 пятилетки уже не удавалось достичь плановых темпов роста. В 70-е создаются гигантские промышленные комплексы. Именно в этот период времени идет активная разработка месторождений нефти в Западной Сибири. Затраты были колоссальными, и всего за 10 лет Сибирь стала давать 10% от мировой добычи нефти и газа.

Экстенсивный путь развития экономии, основанный на экспорте природных богатств, привел страну к отставанию от Европы в наукоемких отраслях. Именно тогда наметилось отставание в электронике, кибернетике, биотехнологиях.

Несмотря на все противоречия, экономический потенциал страны за 8 и 9 пятилетки возрос на столько же, как за предыдущие 50 лет развития. Причиной возврата к директивным мерам послужило не только субъективное мнение влиятельных членов ЦК. В условиях холодной войны СССР было нелегко нести финансовые расходы на военно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность поглощала десятую часть всего валового продукта страны, многие промышленные предприятия так же работали на оборону. Это не давало возможности влить дополнительный капитал для интенсификации гражданского производства.

4. Внешняя политика при Брежневе.

К началу Брежневского времени в международных отношениях была достигнута небольшая разрядка. Этого удалось достичь благодаря тому, что в текущий момент времени ни США, ни СССР объективно не могли победить в ядерной войне, она могла бы привести только к тотальному уничтожению всех участников конфликта.

В 1970 г. наконец было признание всех послевоенных границ. Однако, ФРГ и ГДР признали друг друга лишь в 1972 году. В мая 1972 г. заключен договор между СССР и США об ограничении систем ПРО. Кроме того, заключили договор на 5 лет об ограничении количества межконтинентальных ракет, но общее число ядерных зарядов не обговаривалось, поэтому эта мощь продолжала наращиваться. Этот договор получил название СВО-1.

В 1974 г. заключен договор СВО-2. В нем говорилось о сокращении стратегических наступательных вооружений, включая все бомбардировщики и ракеты с РГЧ. Но уже в 1977 г. в США создали крылатые ракеты и не собирались накладывать на них ограничения. В мае 1975 г. в силу вступила международная конвенция о запрете разработки и производства бактериологического и токсического оружия, прежние запасы тоже подлежали уничтожению.

Таким образом, не смотря на разрядку, гонка вооружений продолжалась. Налагая ограничение на уже существующее оружие, обе страны продолжали разработку новых видов вооружения, чтобы достичь превосходства.

Разногласия не помешали СССР и США создать совместную космическую программу. В 1975 совместно отправили в космос 2 корабля «Союз» и «Аполлон». Новый заключенный регламент позволил проводить подземные ядерные испытания в мирных целях.

В 1975г. совещание по безопасности заключило договор по сотрудничеству, его подписали 33 европейские страны, США и Канада. В нем говорилось о соблюдении границ, не вмешательстве во внутренние дела, не допустимость использования силы, а так же, соблюдении прав человека. Но с развертыванием европейской компании в защиту прав человека и войной в Афганистане 1979г. договор оказался подорван.

Нарастало напряжение с некоторыми странами советского лагеря, особенно с Китаем. Несогласие Китая с отказом от мировой революции, Китай предъявил притязание на часть восточных территорий - Владивосток, Хабаровск, Камчатка. В марте 1969г. произошло военное столкновение на реке Уссури, затем и на других участках границы. Всего за годы конфликта произошло около 500 столкновений. Переговоры шли медленно, и соглашения достичь не удавалось. В 1976 умер Мао Цзэдун, но это не облегчило ситуацию.

СССР оказало поддержку северному Вьетнаму в рамках помощи братскому социалистическому народу. В основном это были военные специалисты и пусковые установки зенитных ракет. На стороне Южного Вьетнама в свою очередь открыто выступало США. Война началась в 1974 году, и закончилась в 1976, провозглашением Социалистической Республики Вьетнам.

Социалистический блок пошатнули события в ЧССР. Экономические реформы и демократизация подвергли опасности власть КПЧ, на выборах в Национальное собрание они могли проиграть. В СССР приняли решение о вводе войск. Этот акт в СССР рассматривали как помощь братским социалистическим народам, в то время, как в Европе в этом видели вмешательство во внутреннюю политику страны.

Социалистические страны тоже по разному смотрели на участие СССР в конфликте. В 70-х гг. напряженная обстановка появилась в Польше. Польша стала первой страной, где возникла альтернативная власть.

5. Заключение.

Годы управления страной Л. И. Брежневым оказались противоречивыми. Брежнев был выходцем из простой рабочей семьи, но это не помешало ему добиться многого. К моменту прихода к власти он уже имел большой опыт управления, полученный в союзных республиках, поэтому в первые годы провел немало успешных реформ.

Экономические реформы Брежнева давали больше свободы промышленным предприятиям и совхозам. Большим плюсом для сельского хозяйства стало списание всех долгов. Удалось создать хоть и не большую, но все же материальную заинтересованность всех работников страны в собственной работе.

Все эти реформы предполагали оживление товарно-денежных отношений, но это оказалось лишь полумерой, пойти дальше правительство не решилось, поэтому, не смотря на успех, началось свертывание реформ и возврат к директивной экономике.

Во внешней политике, к этому моменту, удается достичь как бы договора со старинами Западной Европы и США. Гонка вооружений не завершилась, но договорами СВО она немного ограничивалась. В это же время нарастает конфликт в социалистическом лагере. Одни страны начинают тяготеть к Капитализму, но СССР изо всех сил сдерживает эти порывы. С другой стороны, более решительно Китай обвиняет СССР в отказе от мировой революции и предъявляет территориальные притязания.

Узел противоречий нарастает и становится понятно, что СССР предстоят тяжелые потрясения в будущем.

6. Список литературы.

2. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. - М.: 2009.

3. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. - М.: ЕАОИ, 2008.

4. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009.

СССР в годы правления Л.И. Брежнева (1964 — 1982)

Здравствуйте, дорогие читатели сайта сайт и абитуриенты!

Мы продолжаем цикл статей про историю СССР во второй половине XX века. Вот прошлые статьи по этой теме:

Сегодня я заострю внимание на годах правления Л.И. Брежнева (1964 — 1982). В конце статьи Вас ждет тест для проверки своих знаний по данной теме. Обязательно пройдите его, чтобы знать насколько Вы реально знаете эту тему!

Разумеется я не могу в рамках одного поста раскрыть все аспекты данной темы, однако в моих силах дать некоторые замечания о том, что Вы, дорогой читатель, должны знать, готовясь к ЕГЭ по данной теме. В конце данного поста Вас ждут интереснейшие видеоматериалы по правлению Л.И. Брежнева и интересные анекдоты. Более полную информацию по этой теме я дам в своем авторском видеокурсе, который должен увидеть свет в марте 2013 года.

Итак, после отставки Н.С. Хрущева, на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем был избран Леонид Ильич Брежнев. И Советский Союз стал развиваться следующим образом:

Политическое развитие СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Начиная с конца 1960-х годов начинает оформляться так называемый «неосталинизм» — культ личности, но теперь уже не Сталина, а Л.И. Брежнева. Как Вы знаете, существует пять основных признаков тоталитарного режима: одна партия (КПСС), аппарат репрессий, культ личности (вера в непогрешимость вождя, в его святость), единая массовая идеология (марксизм-ленинизм), и контроль над всеми сферами жизни общества.

Сами понимаете, что после развенчания культа личности Сталина при Н.С. Хрущеве, возникает необходимость в новой объединяющий не только СССР, но весь социалистический блок личности, коей и стал Л.И. Брежнев. Началось все с незаслуженных наград. Леонид Ильич, закончивший войну в звании генерал-майора в одночасье стал маршалом Советского Союза, кавалером ордена Победы (этим орденом награждались только руководители Ставки и Генштаба, а также командующей фронтами), четырежды Героем Советского Союза.

Также Леонид Ильич любил автомобили, и каждый представитель той или иной страны дарил правителю СССР по машине. Брежнев любил объезжать вокруг Кремля, дабы испытать тот или иной автомобиль. Для этого перекрывали улицы Москвы, чтобы Леонид Ильич мог насладиться жоганьем! :)))

Кроме того, внезапно обнаружились ценные воспоминания, изданные в его правление под названием «Малая земля». К слову сказать, во всех практически вузах, не важно по какой специальности ты сдаешь экзамен, стали требовать, чтоб студенты пересказывали великое произведение Л.И. Брежнева. Незнание мемуаров порой доводило до исключения из вуза. Все три фильма «Малая земля» можно просмотреть и оценить в конце этой статьи.

В период правления Л.И. Брежнева в политической жизни страны появляется социальный класс номенклатуры — высшие партийные и государственные функционеры, уже жившие при коммунизме. Всевластие и несменяемость номенклатуры привело к плачевным последствиям — например к старению элиты. Так средний возраст партийных функционеров к началу 1980-х годов достиг 70-летнего рубежа. А что нужно старикам? Поменьше телодвижения — авось всё само собой обойдется!

Новый курс на культ личности вылился также в контроль КГБ над обществом. Но теперь уже зачастую не расстреливали, а сажали в психбольницу, что, кстати, завуалированно высмеяно в комедии «Кавказская пленница», увидевшей свет в 1974 году.

Социально-экономическое развитие СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Изучая тему «Правление Л.И. Брежнева», нужно понимать, что после отставки Хрущева, многие его нововведения были отменены, в частности, совнархозы, а управление промышленностью и сельским хозяйством возвращено в руки отраслевых министерств. Кроме того, необходимо помнить про реформу А.Н. Косыгина. Ее суть — (1) в изменении системы оплаты труда работников промышленности, а также (2) в переводе части предприятий (0к. 15%) на хозрасчет, то есть самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

Всего было переведено 15% предприятий, которые производили 37% валового национального продукта. Однако реформа не была доведена до своего логического завершения, так как предполагала легализацию рыночных отношений, и не могла быть встроена в командно-административную систему управления, построенную ещё при И.В. Сталине.

3. Внешняя политика в годы правления Брежнева.

Внешнюю политику я разбирал в посте .

Вот так бы кратко я охарактеризовал бы эту тему. Естественно Вам нужно помнить, что правление Брежнева было временем «Застоя», так не решались внутренние проблемы жизни страны. Возникает дефицит, теневая экономика и ещё масса интересных вещей, которые будут освещены в моем авторском видеокурсе по истории России .

Анекдоты о правлении Л.И. Брежнева:

Правление Брежнева вошло в нашу историю под названием «Застойный период», так как в эти годы не решались внутренние проблемы страны. Народ на выдумку горазд и стал создавать всевозможные анекдоты. Я бы сказал, что речь идет о своеобразном народном творчестве, искусстве... Благодаря этим анекдотам, мы можем «вжиться» в брежневскую эпоху узнать, над чем смеялся советский человек.

Едут, значит, в вагоне поезда Сталин, Хрущев и Брежнев. Внезапно поезд останавливается, Сталин расстреливает машиниста — поезд не едет, Хрущев машиниста реабилитирует — поезд не едет, Брежнев задергивает занавески и облегченно говорит: «Ну, наконец-то поехали!».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛЯП
Рассказывают, что во времена Брежнева в газетах было много официальных текстов, скучных и нечитаемых. Очень строго в то время относились и к ошибкам в газете — запросто могли и уволить.
Однажды одно из центральных изданий выпустило разворот с огромной фотографией всех членов Политбюро ЦК КПСС. Кроме этого, на развороте был виден заголовок другой заметки: «Стадо древних мамонтов». Если специфическим образом сложить газету, то заголовок ложился аккурат под фотографией.
В итоге, ляп был признан политическим, а издание примерно наказано.

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Приехал летом Картер к Брежневу с офиц. визитом. Повели его на экскурсию на
ВДHХ. Жара стояла страшная, и Брежнев предложил Картеру искупаться в
центральном фонтане. Картер разумно возражает:
— А если подойдет ваш представитель закона и спросит, почему купаемся в
неположенном месте?
— Hу, ответишь, что ты президент США, и он, конечно, все поймет и уйдет.
Купаются они, купаются. И тут подходит милиционер и обращается к Картеру:
— Hу-ка, ты, плыви сюда! ;-Е Что тут делаешь?
— Да как вы ко мне обращаетесь! Я — президент США Картер!!!
— Угу, сейчас вот тот мордастый подплывет, скажет, что Брежнев.

Брежнев, прикрыв лицо панамой, лежит на мужском пляже санатория политбюро.
Подошла собака и лизнула ему гениталии. Не меняя позы, Брежнев лениво
реагирует:
— Ну, это уж слишком, товарищи!

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:

Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
— Христос воскрес, Леонид Ильич!
— Спасибо, мне уже доложили.

Приезжает Брежнев к Картеру с официальным визитом. Картер водит Брежнева по Белому Дому, показывает ему разные достопримечательности и в конце заводит в небольшой кабинет. В этом кабинете на стене приделана небольшая панелька, а на ней две кнопочки - белая и черная. Картер говорит Брежневу:
- Вот посмотрите, Леонид Ильич: у меня есть две кнопочки. Если я нажму на белую, то на СССР упадет атомная бомба, а если я нажму на черную, то на СССР упадет водородная бомба...
Сказал и смотрит, какое впечатление его слова произведут. Брежнев подумал и говорит:
- Вы знаете, мистер президент, во время войны у меня в Польше была одна знакомая пани. У нее в доме было два унитаза - один голубой, а другой розовый... Но когда в Варшаву вошли советские танки, она обделалась прямо на лестнице!

Леонид Ильич, какое у вас хобби?
- За двадцать сантиметров будет!
- Да нет, я имею в виду ваше увлечение!
- А, собираю о себе интересные анекдоты.
- И какие успехи?
- Уже три с половиной лагеря собрал

Приехал житель Дальнего Севера из Москвы и рассказывает: «Говорят, в нашей стране все для человека - и я видел этого человека.»

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.
При Сталине - как в автобусе: один ведет, половина сидит, остальные трясутся.
При Хрущеве - как в цирке: один говорит, все смеются.
При Брежневе - как в кино: все ждут конца сеанса.

Посетивший СССР Никсон спросил Брежнева, почему советские рабочие не бастуют. Вместо ответа Брежнев повез его на завод и сам обратился к рабочим: - С завтрашнего дня вам будет уменьшена зарплата! (Аплодисменты).
Будет увеличен рабочий день! (Аплодисменты).
Каждого десятого будут вешать! (Аплодисменты, вопрос: «Веревку свою приносить или профком обеспечит?»

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

PocketBook 640, White

Компания PocketBook - признанный лидер в производстве электронных книг. В чем основные преимущества таких книг? Во-первых, технология электронных чернил не дает вашим глазам уставать.

Во-вторых, электронная книга весьма долго держит заряд (до 1 месяца). А, в-третьих, представленная модель ещё и водонепроницаема. Застал ли тебя дождь или снег за чтением: не беда.

Само собой, в наличии открытие всех форматов книжек, словари и прочие полезности, например wi fi

Приобрести электронную книгу Pocketbook 640

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

им. К. Г. РАЗУМОВСКОГО»

В г. Ростов-на-Дону

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы Российского Права»

Тема: Конституционное право

Выполнил студент

Специальность 016735

Преподаватель

Г.Ростов-на-Дону

1. Брежнев у власти

2. Внутренняя политика

3. Внешняя политика

Брежнев у власти (1964г-1982г)

Брежнев – один из основных организаторов антихрущёвского заговора (провёл предварительные беседы с многими членами ЦК КПСС, убеждая их в необходимости отставки Хрущёва). В результате Хрущёв был смещён на Пленуме ЦК КПСС 14.10.1964 (Брежнев после доклада Суслова не дал выступить желающим продолжить критику Хрущёва; сам Хрущёв также не получил слова; после отставки Хрущёву по распоряжению Брежнева были сохранены квартира, дача и обслуга), а Брежнев стал 1-м (с 1966 генеральным) секретарём ЦК КПСС. Фактически Брежнев не был единоличным правителем СССР. Предполагалось, что управление впредь будет осуществляться в соответствии с принципами «коллективного руководства». Все решения должны были обсуждаться и приниматься на Президиуме ЦК КПСС. Пост главы партии и главы правительства не должен был совмещать один человек. Предполагалось, что страной будет руководить «триумвират»: Брежнев, глава правительства А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Наряду с ними важную роль в управлении страной играли преставители государственной и партийной элиты (министры обороны А.А. Гречко и Д.Ф. Устинов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, министр иностранных дел А.А. Громыко, главный идеолог партии М.А. Суслов и др.). Брежнев принимал решения, зачастую учитывая их мнение даже в том случае, если оно расходилось с его собственным. Другой опорой Б. были выдвинутые им соратники по работе в Днепропетровске и Молдавии: К.У. Черненко (Брежнев доверил ему руководить работой аппарата ЦК, т.е. готовить важнейшие политические решения), Н.А. Щёлоков, Н.А. Тихонов, А.П. Кириленко. На местах Брежнев опирался на высших руководителей партийного аппарата (генеральных секретарей компартий союзных республик, секретарей крайкомов и обкомов), многие из которых занимали эти посты весь период правления Брежнева (т.е. фактически были неснимаемыми). Даже к концу жизни Брежнев регулярно связывался с ними, интересуясь состоянием их области, успехами и проблемами, советуясь по различным вопросам. Фактически режим Брежнева был компромисом между различными слоями и группами советской элиты. Укрепляя свою власть, Брежнев постепенно удалил из высшего руководства ряд потенциально опасных фигур. В 1967 от поста председателя КГБ был отстранён В.Е. Семичастный, А.Н. Шелепину как члену Политбюро было поручено курировать всместо спецслужб профсоюзы (но из состава Политбюро он выбыл только в 1975). В 1973 лишёны своих постов П.Е. Шелест и Г.И. Воронов. В 1977 по постановлению ЦК Н.В. Подгорный выведен из состава Политбюро и лишился поста председателя Президиума Верховного Совета, который занял Брежнев. В 1980 по причине болезни ушёл с поста председателя совмина А.Н. Косыгин. Тем самым к концу своей жизни Брежнев вместо ситемы «триумвирата» установил единоличное правление, которое, однако, было лишь формальностью из-за его плохого состояния здоровья. Фактически в этот период ключевые вопросы решались новым "триумвиратом": Устиновым, Громыко и Андроповым.

Внутренняя политика в период правления Л.И.Брежнева

Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И. Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских».

Смена политического курса. Тенденции развития

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма этапа "развитого социализма". Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Активными проводниками концепции "развитого социализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю.В. Андропов и преемник последнего К.У. Черненко.

Две тенденции развития

В общественно-политической жизни 60-х 70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации отечественной и зарубежной для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки.

В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах XXIV (1970 г), XXV (1975 г), XXVI (1980 г). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры "совершенствования" хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

Конституция СССР 1977 г.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства Советы. Все Советы народных депутатов Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Был зафиксирован принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Правозащитное движение

Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода "оттепели" вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции художники, писатели, музыканты обратилась с открытым письмом к Л.И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И.В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране ("Тамиздат"). Возникла так называемая бесцензурная печать ("Самиздат"). В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как "вредные" и "враждебные". Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А.И. Солженицын).

Противоречия экономического развития

Хозяйственные реформы середины 60-х годов

Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с их личных хозяйств.

Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе B. C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось количество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их средства предназначались для развития производства и материального поощрения работников. Вводились изменения в систему управления промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действовать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной самостоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль экономических методов управления. Но она не затрагивала основ командно-административной системы.

Индустриальное развитие

С 1966 г. приступили к работе на новых условиях хозяйствования свыше 700 производственных коллективов. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными. Создавались производственные объединения (ПО). Входившие в их состав заводы и фабрики были связаны производственной кооперацией по выпуску готовой продукции или комплексной переработкой сырья. Одним из крупнейших объединений стал "АвтоЗИЛ". В его состав вошли Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева и несколько заводов-филиалов в других городах (в частности, в Рославле и Мценске). Подразделения некоторых производственных объединений размещались в разных экономических районах и союзных республиках.

Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция на 50% (официальные данные). В больших масштабах велись капитальное строительство и реконструкция действующих производств. Было возведено 1900 промышленных предприятий. Завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. Начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Криворожье и Конакове. Окончилась прокладка газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью 2750 км. Общая длина построенных нефте и газопроводов превысила 35 тыс. км.

Как и в предшествующие десятилетия, труженики промышленности выступали с многочисленными трудовыми начинаниями. Десятки тысяч рабочих участвовали в движении изобретателей и рационализаторов, соревновались за высокую производительность труда. В то же время в соревновании присутствовали «показуха» и элементы формализма. Многие трудовые инициативы оказывались надуманными (например, борьба за бездефектное изготовление продукции).

Индустриальное развитие 70-х начала 80-х годов характеризовалось углублением тенденций, вызванных политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. С целью "взаимодополнения" республиканских хозяйств и их объединения в единый комплекс развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджанской ССР преимущественное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Ее продукция поставлялась в другие республики Закавказья.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В эти годы сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбулский комплексы. Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Прибалтике на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники на машиностроительных предприятиях достигало 60% всей выпускаемой ими продукции. В период десятой пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Более того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Социальная сфера

Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%.

Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть "деформации социализма" успеха не имели.

Внешняя политика

Основными внешнеполитическими целями Брежнева были сохранение любыми средствами существующего порядка в Восточной Европе (получило на западе название «Доктрина Брежнева») и снижение напряженности взаимоотношений с западными странами («Разрядка»). Активно участвовать во внешнеполитических делах Брежнев начал в ходе Чехословацкого кризиса 1968. Он сразу осознал опасность, исходящую от начавшейся в Чехословакии «Пражской весны», но почти до конца считал возможным решить проблему дипломатическим путём. Брежнев безуспешно провёл ряд встречь с главой Чехословакии Дубчеком, пытаясь убедить его лишить постов наиболее радикальных сторонников реформ, после чего дал согласие на ввод войск.

Крупным успехом в реализации внешнеполитической стратегии советского руководства стало подписание А.Н. Косыгиным и В. Брандтом (переговоры вёл Брежнев) в 1970 Московского договора с ФРГ, подтверждавшего признание послевоенных границ в Европе (аналогичные договоры с ФРГ вскоре заключили Чехословакия и Польша, а в 1972 ФРГ и ГДР взаимно признали друг-друга). В 1972 Брежнев и президент США Р. Никсон после переговоров в Москве подписали договоры об ограничении систем противоракетной обороны и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вопреки мнению ряда членов Политбюро, Брежнев воздержался в ходе визита Р. Никсона от каких либо демонстративных жестов, осуждающих политику США (в т.ч. Вьетнамской войны). В 1973 Брежнев и президент США Р. Никсон подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. В ноябре 1974 в ходе переговоров во Владивостоке Брежнев и новый президент США Дж. Форд договорились подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (так и не вступил в силу из-за отказа США учесть в нём крылатые ракеты). Символом наступившей эпохи «разрядки» стала стыковка 11.7.1975 советского и американского космических аппаратов «Союз» и «Аполлон». Высшей точкой внешнеполитических успехов Б. стало подписание в Хельсинки 1.8.1975 заглючительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинских соглашений), предусматривавших неизменность границ европейских государств. В то же время соглашение предусматравало соблюдение сторонами т.н. «прав человека», что стало поводом для активизации в СССР диссидентского движения. В конце 1970-х политика разрядки терпит неудачу, начинается новый виток «холодной войны», чему способствовал ввод советских войск в Афганистан в ходе Афганского кризиса (Брежнев долгое время выступал против этого ввода, позже считал необходимым скорейший вывод войск из Афганистана).

Итоги

В целом советская экономика за период правления Брежнева достигла ряд успехов: создана единая энергетическая система, освоены новые нефте и газодобывающие районы (дают б.ч. производства энергоносителей в России на нач. 21 в.), построен ряд ключевых предприятий (ВАЗ, КАМАЗ и др.). Создание научно-производственных объединений позволило сблизить науку и производство. Но темпы экономич. роста значительно снизились (из-за чего этот период не вполне заслуженно получил название «Застой»), новые технологии применялись только в отдельных отраслях или предприятиях. Несмотря на значительный рост числа научных работников и специалистов с высшим образованием, надежды на научно-техническую революцию не оправдались.

В период правления Брежнева, в том числе благодаря его усилиям, СССР достиг высшей точки своего могущества в экономической, военной, политической и научной областях, но Брежнев оказался не способен задействовать этот огромный потенциал для дальнейшего развития. Ни Брежнев, ни его окружение (от «консерватора» С.П. Трапезникова до «либералов» А.Е. Бовина и Г.А. Арбатова) так и не смогли выработать стратегии, которая в перспективе позволила бы сохранить СССР. В последние годы жизни Брежнева (с конца 1970-х гг.) из-за тяжелой болезни он фактически был уже не в состоянии управлять страной, но даже тогда созданная им система власти продолжала функционировать и никто не попытался отстранить его от занимаемых им постов. Образ дряхлого, больного Брежнева стал в общественном сознании символом загнивания советской системы. Авторитету Брежнева вредили также слухи о коррупции в его окружении (судьба членов семьи Брежнева после его смерти показывает, что сведения о его огромном личном состоянии не соответствовали действительности). Другим поводом для недовольства была страсть Брежнева к наградам. Помимо звания Героя Социалистического Труда, полученного им в 1961 до прихода к власти, Брежнев, уже став правителем страны, четырежды был награжден Звездой Героя Советского Союза (в 1966,1976, 1978, и 1981). В 1976 году он стал Маршалом Советского Союза. Кроме того, он был в 1978 году награжден орденом "Победа" (за закрепление итогов Великой Отечественной войны). Дважды он становился лауреатом Ленинской премии (1973, 1980). Отношение общества к Брежневу после его смерти постепенно менялось. От критики и осуждения, достигших высшей точки в период Перестройки, общество постепенно перешло к более позитивному отношению к Брежневу, который стал восприниматься как символ стабильности и благополучия.

Брежнев Леонид Ильич (1906-1982), советский политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1966 г.), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.).

Родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменском (ныне город Днепродзержинск, Украина) в семье рабочего-металлурга.

Учился в гимназии, землеустроительно-мелиоративном техникуме. Окончил металлургический институт. Начал делать профсоюзную, а после вступления в 1931 г.в ВКП(б) - партийную карьеру. В годы Великой Отечественной войны Брежнев был политработником (начальник политотдела 18-й армии, с 1945 г. - начальник политуправления 4-го Украинского фронта).

После войны он резко продвигается по партийной лестнице: в 1950 г. становится первым секретарём ЦК КП(б) Молдавии, в 1957 г. - членом Президиума Верховного Совета СССР, а с 1960 г. - возглавляет Верховный Совет.

В 1963 г. Брежнев возвращается в ЦК и активно участвует в подготовке смещения Н. С. Хрущёва.

После «партийного переворота» 1964 г. занимает пост Первого секретаря ЦК КПСС; фактически это означает, что Брежнев становится руководителем государства. Первоначально Брежнев не был реальным претендентом на эту должность. Брежнев получил пост в результате компромисса между группировками, свергнувшими Хрущёва, однако прекрасно справился с ситуацией, показав пример политического маневрирования. Его характер, образование, опыт соответствовали требованиям времени: доброжелательный, вежливый, простой человек, консервативный, исполнительный чиновник, типичный «аппаратчик». Командно-административной системе, господствовавшей в тот период в Советском государстве, нужен был не вождь, а функционер.

С 1966 г. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1977 г. он объединяет этот пост с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Брежнев руководил государством на протяжении 18 лет. Это время называют как «годами разрядки и стабилизации», так и «годами застоя». Было достигнуто военно-стратегическое равновесие между СССР и США, подписаны договоры по ПРО, ОСВ-1 и ОСВ-2, Акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, активно развивались некоторые отрасли промышленности, рос национальный валовой доход и т. д.

Наряду с этим обнаружились провал в экономике, отставание в науке и технике, непомерный рост бюрократии, была начата война в Афганистане. Последние годы Брежнев сильно болел и практически не мог вести дела. «Аппарат» справлялся и без руководителя. По подсчётам экономистов, 1982 год (год смерти Брежнева) - самая кризисная точка развития Советского государства, которая определила последующую перестройку, а затем и слом политической и экономической систем.



просмотров